Всем привет! Меня зовут Сергей и я практикующий психолог.

Дисклеймер: В силу подхода к работе так сложилось, что обычно я консультирую людей интеллектуального труда. В последний год это преимущественно управленцы и сотрудники IT-сферы. Но помимо этого, я успел поработать и наёмным сотрудником. В данной статье я попытаюсь объяснить влияние личных болей собственника/руководителя на бизнес. 3 реальных кейса, в которых можно узнать себя. Или не узнать.

Психологическая травма руководителя. Это не завуалированное "да он е*нутый" и даже не оправдание идеологии "если начальник не говно, то он - говно начальник". Попробуем убрать все уничижительные термины и рассмотреть ситуации, в которых эмоции стоят превыше расчетов. Ситуации, когда коллектив целого отдела, а то и всей компании работает не на достижение цели, а подавление боли руководителя или собственника бизнеса.

Сперва начнем с определений, ведь прежде чем что-то обсуждать, нужно договориться о терминах.

Под психологической травмой мы понимаем некое воздействие окружающей среды на человека, пережитый опыт, который нанес урон психологическому здоровью. При этом урон может быть как связан с переживанием акта насилия, так и с абиотическими (не биологическими) событиями как обман, банкротство, измена и т.д. Психологическая травма выражается в нарушении адекватной интерпретации стимула, что приводит к неадекватной реакции. Обычно это выражается в чрезмерно ярком выражении чувств и проявлении несвойственных поведенческих моделей. В отдельных случаях может приводить к значительному снижению адаптивных способностей человека.

Под руководителем в данной статье мы понимаем руководителя, принимающего широкий спектр управленческих решений, а не просто являющимся распределителем задач. Следовательно, либо это руководитель отдела/департамента, либо собственник компании. В любом случае, это человек, который своим словом может непосредственно влиять на бизнес-процессы компании.

Следовательно, психологическая травма руководителя - это некое событие, травматический опыт, пережитый им, который привел к формированию болезненной реакции на стимулы, генерируемые бизнесом. И нежелание/невозможность пережить эту боль, а также адекватно взаимодействовать со стимулом приводит к тому, что его влияние на управленческие решения больше, чем оно того заслуживает.

На примере, вероятно, будет проще. А лучше, даже парочку привести разноплановых, чтобы сформировалось более полное понимание.

Пример №1. Гипотетический Геннадий - заведующий складом в настолько же гипотетической "Шестёрочке". Геннадий дорос до своей должности со стартовой позиции грузчика. Спустя 5 лет и столько же записей в трудовой он возглавляет склад, с которого уходят машины на пару десятков магазинов. Он со всеми рабочими на одной волне - нет субординационной пропасти между ним и любым сотрудником склада. Помочь, подсказать, посоветовать, пойти навстречу - всегда с радостью. Почти с каждым он работал плечом к плечу, так что доверие было безусловным. И на этом безусловном доверии он работал несколько лет с момента как стал заведующим.

А потом пришла проверка, которая обнаружила недостачу в размере нескольких миллионов (по ценам 00-х годов). Наш Геннадий защищал каждого из сотрудников, готов был дать руку на отсечение и положить голову на плаху, что это просто недоразумение, а не преступление.

Но расследование показала иную картину - десяток людей, которым он верил, воспользовались его отношением и постоянно обкрадывали. На прямые вопросы вроде "ну зачем? Чего тебе не хватало? За что ты со мной так?" внятно ответить не смог никто. А привело всё это к тому, что Геннадий пережил шок. Точнее, не пережил, а загасил.

Компания не повесила на него эти потери, не сняла с должности и даже руки с головой, которыми он клялся, оставила при нём. Но это событие кардинально поменяло его отношение к людям. Он стал отдаленным, закрытым и холодным. Не доверял никому: ни в своем отделе, ни в каких-либо других. Стал абсолютно нетерпимым не только ко лжи, но и любому искажению информации, даже ненамеренному. Не только коллеги это заметили, но и родные люди, от которых он тоже дистанцировался.

Да, в моменте его подозрительность и недоверчивость дала эффект в виде ужесточения дисциплины. Но на дистанции привело к потере коммуникаций с сотрудниками, снижению осведомленности и замене лидерства и подбадривания на таблицу штрафов и депремов. Шли годы. Стиль управления не менялся. Остались небольшие кражи и махинации. Поменялось много людей. Даже те воры, которых поймали, уже успели отсидеть и выйти. Но Геннадий не изменился. Работать с ним стало сложнее, а результатом это не окупалось. Множество хороших сотрудников отказывались работать под его началом на этапе собеседования, а большинство коллег из смежных отделом старались минимизировать общение.

Пример №2. Предполагаемый Пётр - генеральный директор сети заведений фаст-фуда с девятизначным годовым оборотом. На очередной годовой отчетной конференции, во время доклада руководителя отдела продаж, ему был задан вопрос: "А что помешало выполнить план?". Реальных причин было множество - начиная от производственных вопросов и заканчивая маркетинговыми. Но ответ был сформулирован так: "Если бы у меня был укомплектованный штат, то я бы заработал на 20 миллионов больше". И двадцатка в разрезе сотен миллионов, конечно, заметна. Но не является ключевой. Вот только собственники бизнеса, которые так же присутствовали на конференции, уцепились за цифру в двадцать миллионов, которая, вполне вероятно, была вообще взята с потолка. По итогу, под эгидой "мы могли заработать больше!":

  • одним днём уволили директора по персоналу;

  • депремировали генерального;

  • забыли про все иные проблемы других отделов.

В течение следующего года идея "мы могли заработать на 20 миллионов больше" стала сверхценной. Руководство махало им как знаменем. А Пётр больше всех. Под раздачу попали сотрудники смежных отделов, которых упрекали в том, что они не участвуют в подборе людей. Любые встречи и собрания отныне начинались с фразы "а что у нас с персоналом?" и если не хватало хотя бы десятка людей из нескольких сотен, то всё собрание уходило на то, чтобы в очередной раз распнуть нового уже директора по персоналу. Каждый отдел компании быстро распробовал эту фишку, которой можно прикрывать свои неудачи:

  • отдел продаж не продал больше, потому что некому продавать;

  • отдел маркетинга не привел больше покупателей, потому что некому было бы обслужить;

  • строители не построили больше точек, потому что там всё равно некому работать - людей-то нет.

А Пётр всё это слушал, распалялся и вешал ответственность за все грехи на персонал, хотя реальность такова, что сместив фокус внимания на другие сферы можно было заработать заметно больше. Эта теория позже получила своё подтверждение, но, к сожалению, год был потерян, как и отдел персонала, который не выдержал давления и самоустранился.

Пример №3. Теоретическая Татьяна - собственница нескольких учреждений дополнительного образования. Бизнес показывает стабильные результаты, зарплата платится вовремя, с подчиненными хорошие взаимоотношения, не переходящие в панибратство. Но есть директор одного из центров, Воображаемая Вероника, которая по совместительству является подругой Татьяны. Вероника - неплохой сотрудник, но ни разу не руководитель. Ей Татьяна предложила эту должность в начале своей работы, когда, фактически, и директором, и завучем, и преподавателем центра была сама Вероника. Но шло время, центр рос, а компетенции Вероники - нет. Она своим наличием ограничивала развитие бизнеса, не могла выполнять трудовые обязанности, иногда генерировала убытки и способствовала увольнению нескольких хороших сотрудников.

Татьяна видит, что Вероника не вывозит и от неё нужно избавляться. Но ей мешает то, что она подруга. А еще больше мешает то, что она её единственная подруга, отсутствие которой приведет Татьяну к кромешному одиночеству. Поэтому Татьяна держит Веронику на хорошем окладе и воспринимает это нормальной платой за дружбу. Она сознательно жертвует эффективностью центра и людьми, чтобы не чувствовать себя одинокой.

Думаю, в общих чертах понятно, как это работает. И я понимаю, что люди с более бизнесовым (нежели человеческим) мышлением могут квалифицировать это как управленческую некомпетентность, коммерческую близорукость или менеджерскую бездарность, но я считаю, что важную роль здесь играет субъективное восприятие и личная боль, которая перекрывает сухие числа.

Чем выше должность человека, чем шире у него спектр возможностей, тем больше цена ошибки, которую он за неё платит. Работая в разных местах, я видел множество руководителей. И практически в каждом компании есть человек на руководящей позиции с явно выраженной болью, которая неизбежно отражается на финансовом результате компании. Особенно, если власть в одних руках.

Все мы люди, никто не может стопроцентно отделить субъективное от объективного. Все подвластны эмоциям. Но, на мой взгляд, если вы уже достигли высот, то глупо срываться вниз из-за своих непроработанных болей прошлого. Займитесь своим ментальным здоровьем. Уверяю, финансовые результаты и качество жизни того стоят.

С уважением Сергей Максимов.
Психолог.

Комментарии (8)


  1. IvanSTV
    28.06.2022 16:39
    +2

    Начнем с того, что в тексте вы мимоходом разделяете "человеческое" и "бизнес поведение". Под человеческим вы подразумеваете нормотипичное поведение, а бизнес-поведение, соответственно, в этой дихотомии ненормальное.

    Из этого следует, что нормальный человек бизнесменом никогда не станет, для этого надо основательно расчеловечиться, и заменить человеческие отношения на нулики цифр с банковских счетов.

    Ну, а далее все просто - случаи 1,3 есть случаи травматической борьбы остатков человеческих отношений с бизнес-обезьяной, в которую превращается человек, а во втором мы просто видим как человек радостно расчеловечился без особой борьбы с самим собой и без особых травм.


    1. Maximov_psy Автор
      29.06.2022 06:55
      +1

      Разделяю, но не противопоставляю. Это две разные модели поведения и мышления, которые могут друг другу мешать. Хотя не всегда.

      Поэтому, утверждение "нормальный человек бизнесменом никогда не станет" отсюда не следует. К тому же, бизнесмен бизнесмену рознь.


      1. IvanSTV
        29.06.2022 09:25
        +1

        да-да, бесчеловечная обезьянка никак не противостоит человеческим отношениям :))) Мы это все видели в сериале "Санта-Барбара" с симпатичными и тонко страдающими бизнесменами.

        Впрочем, "если бы психология не оправдывала буржуазный класс, то мы бы никогда не узнали, что такая наука существует" (Ж.Политцер)


  1. himch
    28.06.2022 20:28
    +4

    Когда я столкнулся с воровством сотрудников в своих магазинах, я ушёл из торговли, чтобы не терять веру в людей.

    Теперь работаю на фрилансе и чувствую себя отлично (хоть и меньше зарабатываю). Деньги не главное и все такое.


    1. Maximov_psy Автор
      29.06.2022 06:55

      У меня было такое после работы в микрофинансовой сфере :)


    1. IvanSTV
      29.06.2022 09:56
      +6

      когда я столкнулся с воровством сотрудников склада, я поразился масштабу человеческой тупости, с которым это происходит. Люди просто не могут украсть так, чтобы никого не подставить и не попасться.

      На складе обычно есть материалы, контроль расхода которых затруднен (например, ЗИП) - и списание недостач упрощено, есть материалы, которые идут на списание, потому их расход непринципиален, есть материалы с неясно как образовшимися излишками, которые невозможно по тем или иным причинам учесть и поставить на баланс. Есть расходка - при миллионной стоимости продукции никто не будет цепляться к вопросу, 10 или 15 рулонов стрейча использовано, и даже 200 или 500 рулонов израсходовано. Есть материалы просто с низкой учетной стоимостью, но полезные в быту - например, массово тащили хомуты, изоленту и зажимы\контакты для кабелей, сырую резину и прочую мелочь, которую и выписывали на проект "на глазок".. Есть материалы в принципе не в учете. Например, на одной работе от заказчиков в возврате было огромное количество сетевых кабелей, имевших копеечную цену, но которые было дорого и возвращать, и утилизировать, и незачем ставить на учет, их просто раздавали - бери кто хочет. У меня на антресолях до сих пор запас их лежит.

      Если есть просто желание не уходить с работы с пустыми руками, практически на любом складе есть что взять практически легально, никого не подставив, и главное - не подставив себя. Надо только знать, что и сколько брать. Если очень чешется - то можно поговорить с руководством склада. Я лично всегда давал информацию людям, которым мог доверять, чего и сколько можно будет безболезненно взять. Потому что лучше этот процесс держать под контролем. чем начинать рабочий день с просмотра камер и кончать рабочий день им же и периодически сталкиваться с исчезновением дорогих и хорошо учтенных вещей со всеми вытекающими.

      На одном из складов бригада разворовала в ноль всю партию краски за одну ночь - само собой, сразу вызвали ментов, открыли дело, отловили ОРГАНИЗАТОРА. Если бы установили очередность и брали по полтора литра в день, то в виду того, что краска использовалась для внутренних нужд предприятия, поставки шли постепенно, а расход главным инженером контролировался слабо, никто никогда не отследил бы повышение расхода.

      На одном из складов нанятая аккордно группа грузчиков ломанулась под камеру вывозить в мусоре кофе-машины. Идиоты. Во-первых, на складе в то же время лежало попросту брошенных заказчиков аксессуаров к тем-же кофе-машинам (посуда, подарочные кофейники) на сравнимую с кофе-машинами сумму, во-вторых, эти кофе-машины были неликвидны и даже дома их использовать бы не удалось, так ка кэто были тестовые версии ограниченной серии под не продававшиеся в России капсулы, ее можно было только поставить дома мебелью ради понтов, если места не жалко и не боишья, что по серийнику пробьют как ворованную.

      В принципе, воровство есть одна из форм стихийной соцзащиты - зарплаты низкие, индексации зарплаты, как правило отстают от инфляции на год-два, премиальный фонд куцый и, как в российских компаниях положено, формируется из урезания доходов одних и премирования других. Потому практически неизбежно, потому его лучше канализировать в безопасное русло и свести издержки от него к минимуму.


  1. Nialpe
    28.06.2022 23:13
    +4

    Был руководителем большого коллектива, но потом махнул на все и теперь просто высококвалифицированный работник без подчиненных - какое это счастье, и время, и нервы, и деньги есть на многое прекрасное в этой жизни.


    1. Maximov_psy Автор
      29.06.2022 06:56
      +1

      Мне близка ваша позиция