Продолжаем делиться полезной информацией и лайфхаками о том, как IT-специалисту трудоустроиться в США. И сегодня речь пойдет о том, как грамотно составить резюме и избежать ошибок при приеме на работу, которые могут возникнуть в силу разницы культур и менталитетов.

В США есть свои правила не только по проведению интервью, но и по составлению, а также подаче резюме. Совершенно точно нельзя отправлять резюме в теле письма, это должен быть файл word или pdf, никаких файлов zip или rar. Если есть сопроводительное письмо, то отправляйте его отдельным файлом или в теле письма. Приемлемое название файла не просто «resume», а, например «Popov_Denis_June_11 _resume», чтобы его можно было легко найти.

Как правильно составить резюме?

????В 30% случаев ваше резюме отправится в корзину, если вы не приложили к нему сопроводительное письмо (cover letter). Изучив его, HR-менеджер принимает решение, следует ли открывать резюме или нет - это один из этапов отсева. 

Резюме: должно уместиться на 1, максимум 2 страницы. Все должно быть описано кратко, в деловом стиле, без лишней «демагогии» о ваших навыках. Резюме с 3 страницами даже не рассматриваются - если будет необходимо, работодатель сам попросит вас предоставить дополнительную информацию.

????Если вы хотите прикрепить фотографию, то она должна быть в максимально строгом деловом стиле (а лучше обойтись и вовсе без нее). Ни в коем случае не указывайте информацию о возрасте, национальности, вере исповедания, семейном положении - в США данный вопрос стоит довольно остро и является частой причиной для судебных разбирательств из-за дискриминации.

????Используйте классическую структуру Summary Statement - предыдущий опыт, образование, ваши цели в карьере. Обратите внимание на ваши сильные экспертные стороны, чтобы выделить ваше резюме из тысячи. 

????Обязательно акцентируйте внимание на соответствии вашей информации требованиям вакансии - это значительно повышает шансы на успех. Используйте те же ключевые слова, что и в описании должности - довольно часто первичный отсев в американских компониях осуществляют роботы. 

????Описывая ваши успехи на предыдущих местах работы, используйте как качественные, так и количественные характеристики. Например «В результате внедрения моего ПО компания сэкономила 10 млн. рублей».

????Самые сильные и экспертные стороны выносите в верхнюю часть резюме. Возможно, у вас нет богатого трудового опыта, но зато вы закончили University of Cambridge (в этом случае информацию об образовании поставьте выше опыта работы). Если же вы закончили неизвестный никому университет, данную информацию лучше разместить в самом конце.

????В 90% случаев американские работодатели гуглят потенциальных сотрудников и изучают о них информацию во всех возможных источниках, включая соц.сети. Убедитесь, что ваши страницы не состоят только из фотографий с вечеринок и дружеских попоек. Кстати, то же самое касается и недостоверной, преувеличенной информации о себе - избегайте лжи, так как она все равно всплывет на поверхность.

????И, конечно, прикрепляйте все возможные способы связи с вами - телефон, емейл, мессенджеры.

А как проходить интервью?

????До интервью

Если вы опаздываете, важно позвонить и предупредить о задержке — у человека, который опаздал на час и заранее об этом предупредил больше шансов на успех, чем у того, кто опоздал на 10 минут и объяснил это тем, что просто парковал машину.

Раньше, кстати, приходить тоже нельзя — прийдя на 15 минут раньше, вы ставите человека в неудобное положение — возможно, он интервьюирует другого кандидата или просто обедает.

С одеждой тоже нужно продумать заранее — от кандидата всегда ожидают строгий деловой стиль, который говорит о профессиональном подходе. Даже если в компании царит неформальная культура, вызвать негатив деловым костюмом будет крайне тяжело.

????На интервью

Неважно, на какую должность вы пришли устраиваться — обращение должно быть только в формате «Mr. и Ms.». Нельзя спрашивать такие вопросы, как «А чем ваша фирма занимается?» — вы уже должны это знать до первой встречи.

В американских компаниях очень сильно обращают внимание не только на вашу подготовленность к встрече, но и на вашу заинтересованность в ходе беседы — спрашивайте четко и прямо, например, какая средняя продолжительность работы сотрудника в штате, какие есть финансовые и нефинансовые вознаграждения и тд. Кстати, в США есть вопросы, которые работодатели сами не имеют права задавать — о возрасте, национальности, религии, политических убеждениях и тд. Поэтому если вам важно что-то обсудить на одну из запрещенных тем (например, у вас есть ребенок и нужно будет уходить раньше), то сами инициируете этот разговор.

Также, на что обращают особое внимание — обучаемость, организованность и развитие. У американцев есть выражение «Когда тебе говорят прыгать, ты можешь спросить только одно — как высоко?» Все рабоотодатели ожидают, что вы будете развиваться, расти и у вас есть ресурсы на то, чтобы «прыгнуть» очень высоко.

На первом интервью не принято предъявлять какие-либо требования к работодателю.

????После интервью

В течение 24 часов нужно отправить письмо с благодарностью за встречу — если вы этого не сделаете, то интервью вы проходили напрасно.

Если от компании долго нет новостей, можно напомнить о себе (через 2-3 недели), ведите переписку вежливо. Важно покзаать, что вы крайне заинтересованы работой, не рассматриваете другие варианты и очень хотите зедсь работать. Но, опять же, в сдержанной деловой манере. Если же у вас действительно есть другое предложение, то сообщить об этом нужно крайне корректно.

Удачи!

Комментарии (12)


  1. AleksandrB
    28.06.2022 17:52

    Важно показать, что вы крайне заинтересованы работой, не рассматриваете другие варианты и очень хотите здесь работать.

    А не лучшей ли тактикой будет демонстрировать то что ты нарасхват и вот-вот примешь решение? Конечно, не в наглой манере, а очень тонко, вроде "Я рассматриваю предложения до N и тогда буду принимать решение". Да и 2-3 недели звучит странно, по моему опыту, за 2 недели при активном поиске можно получить целый ряд хороших предложений (хотя я говорю скорее про рф компании, так что работники на западных рынках меня могут поправить)


    1. Kiri11squid
      28.06.2022 23:48

      Сразу после получения оффера, действительно, лучше демонстрировать что вы нарасхват. А вот пока компания ещё не готова вас брать, лучше не надо, а то зачем оффер высылать, если всё равно вы вряд ли согласитесь.


      1. dive155
        29.06.2022 00:40

        Это мне кажется странным. Есть такая психологическая штука, не помню как называется, но заключается в том что то, что воспринимается как дефицитное, нам кажется более желанным. Так что имхо дать понять что могут быть и другие офферы - это важно.
        Понятно что не надо сходу начинать шантажировать типа "берите меня или к другим уйду", но между делом упомянуть что вы выбираете между несколькими компаниями будет полезно.

        А какая польза от того что начинать это говорить после оффера? Оффер уже получен, цель достигнута, теперь задача уже другая - показать текущему работодателю, насколько вы хороший сотрудник)


        1. Kiri11squid
          29.06.2022 01:17
          +3

          Такая психологическая штука действительно есть, только надо понимать, кто принимает решение, и какая у него/неё мотивация. Если один человек проводит все интервью и он же выдаёт оффер (например, в маленьких компаниях) – то такое может сработать.

          В больших компаниях оффер выдает рекрутер, у которого есть метрики – сколько человек пришло и какой процент принятых. А интервью проводят технические специалисты, они только дают ответ: прошёл планку или не прошёл.

          Когда мест ограниченное количество, то с точки зрения рекрутера оффер надо выдавать тому, кто наиболее заинтересован, чтобы он сразу вышел на работу и готово. А то дашь тому, кто будет три недели тянуть, а потом всё равно откажется. За это время остальные кандидаты тоже уйдут, и придётся всё заново начинать. Всем сразу выдать офферы нельзя, ведь отзывать их нехорошо. Вот и приходится мариновать потенциально подходящих кандидатов, не отказывать им, но затягивать решение. Вдруг первый откажется?

          Если мест больше, чем потенциальных кандидатов, тогда всё проще – можно сразу всем прошедшим интервью выдать офферы и не париться. Но особенность США в том, что там принято рассылать резюме в сотни компаний, и кандидатов всегда очень много. Вот рекрутер и пытается угадать, кто из них реально хочет здесь работать, а кто подался для массовки.

          Получение оффера – это только первый шаг, далее начинаются переговоры с целью его улучшения, где как раз пригодятся альтернативные офферы.


          1. dive155
            29.06.2022 15:25

            Справедливые замечания, спасибо.
            Не сталкивался с "переговорами по улучшению оффера" после подписания. На моём опыте на оффер обычно не соглашаются пока все условия не будут обговорены, оффер же просто закрепляет договоренность. Но я не то чтобы на очень большом количестве собесов был)


            1. Kiri11squid
              29.06.2022 18:12

              Переговоры ведутся после получения оффера, но до его подписания.

              То есть получил, но не подписываешь, а говоришь "вот у меня тут ещё другие офферы есть, если сделаете зарплату как у них, то я ваш подпишу, потому что компания-то ваша мне больше нравится, но от денег отказываться тоже не хочется".

              Может просто у нас разное понимание слова "оффер", для меня это предложение о работе с конкретными условиями, но не обязательно финальное.


  1. nickolas059
    28.06.2022 17:59

    Вопрос про сьэкономленные деньги от моей деятельности очень любопытен. Я как раз ищу работу, правда в oil&gas, после последних событий :( . Хотелось бы написать что-то в духе я съэкономил компании $ ХХХ.ХХХ.ХХХ, но как это обосновать и как посчитать, ума не приложу. А заниматься демагогией непрофессионально... Во бы кто раскрыл этот вопрос пообширнее, учитывая, что моя работа не предполагает каких-то взаимоотношений с деньгами клиентов


    1. plm
      29.06.2022 00:47

      Пишешь в резюме, что сэкономил ХХХ мегабаксов. А спросят - скажешь "мне так коммерческий директор сказал". :)


    1. x67
      01.07.2022 01:36

      Никто и не ожидает, что вы раскроете внутреннюю кухню компании, в которой работали. Просто говорите в чем было изменение или нововведение и сколько сэкономили. Или чуть сложнее, вроде расходы выросли/упали на Х, а доходы на У, churn упал на X, а LTV на Y, благодаря чему в течении года Revenue выросло на Z


  1. NeoCode
    28.06.2022 20:05
    +2

    Всегда относился к этому с некоторым негативом. Я программист, мне интересно программировать, для меня это в первую очередь творчество, мне интересен сам процесс. А вот превратить его в результат, и тем более сэкономить миллионы рублей - это задача других сотрудников - руководства, менеджеров, экономистов, продавцов.

    Так что американское интервью (как впрочем и российское) мне скорее всего не пройти. Другое дело, что уж если я каким-то чудом попал в компанию, то через некоторое время оказывается, что толку от меня больше чем от профессиональных проходчиков интервью:)


    1. dive155
      29.06.2022 00:42

      Мне кажется автор описывает какой-то очень специфический кейс, не все собесы будут такие. Я не проходил очных интервью в США, но на удалённую вакансию попадал успешно, при том что некоторые шаги из статьи я выполнял с точностью до наоборот)


      1. osmanpasha
        29.06.2022 12:08

        Можете рассказать, какие?