И в России, и в мире в целом есть большие проблемы с образованием. Некоторые вещи понятно, как исправить, другие - нет. Что-то исправить просто, а что-то - сложно.

Я хочу предложить практический путь, как можно кардинально изменить образование в лучшую сторону. А так же теоретическое обоснование - как образование превратить в точную науку. Как можно "мерять" образование на количественном, а не качественном уровне.

Позвольте начать издалека. Более всего меня пугают следующие вещи:

Горизонт мечтаний

Выдуманная история. Ваня учится в 9-ом классе в далёкой деревне. Мама у него работает продавцом в магазине. Отец - водитель. Ваня мечтает стать бухгалтером, как Евгений Петрович, папин знакомый. Когда-то давно Ваня хотел быть космонавтом, но сейчас он трезво смотрит на вещи, и понимает, что рядом есть только техникум, где учат бухгалтеров, да и родители на большее не потянут. Ваня уже смирился.

Почему дети боятся мечтать? Почему горизонт мечтаний ребёнка ограничен родителями и знакомыми? В России есть миллион возможностей, надо только научиться, и вырваться из своей локации. Но дети из регионов зачастую не верят, что могут стать космонавтами, программистами, врачами, инженерами, и т.д. Хотя там талантливых детей ни разу не меньше, чем в Москве и Питере. Когда у тебя у мамы высшее, у папы высшее, и институт под боком - всё просто и понятно. Но в регионах:

а) зачастую хуже учат в школах

б) детям не понятно, что нужно точно знать, чтобы поступать в тот или иной ВУЗ

в) детям и родителям не понятны шансы попасть в конкретный ВУЗ, т.к. оценить знания своего ребёнка они не могут. А значит, выбирая ещё в 8-9 классе между эфемерным ВУЗом и местным училищем, куда точно можно пробиться - весы могут склониться не в сторону риска

г) родителям часто не возможно оплачивать N репетиторов

Мне очень обидно, что у этих детей есть искусственное ограничение. Мне обидно, что тысячи ребят никогда не попробуют себя в чём-то большем, чем просто дом-огород-семья. Почему многие наши дети не смеют мечтать стать микробиологами, теоретическими физиками, изобретателями, генными-инженерами и т.д.?

Я хочу сделать так, чтобы у каждого ребёнка была возможность выбрать, в каком направлении он будет развиваться - и получить чёткую и определённую пошаговую инструкцию, как ему достигнуть цели. Инструкцию и бесплатные обучающие материалы. Чтобы даже если мама с папой ничего не понимают в ИТ, а ребёнок всё равно мог стать и программистом, и космическим сварщиком, и кем угодно.

Все учатся у репетиторов

Многие дети (по крайней мере в больших городах) учатся сначала в школе, потом у репетиторов. Хочешь сдать ОГЭ по математика? Репетитор. Хочешь поступить в ВУЗ? Репетитор. Хочешь просто подтянуть физику? Репетитор.

Раньше для меня это было загадка, но недавно мои дети подросли и пошли в школу. Так я открыл для себя современные учебники.

Как я искал курсы по биологии для 7-ми летнего ребёнка

Как-то моя дочь семи лет, которая давно говорит, что хочет быть ветеринаром, попросила найти ей курсы по биологии. Не вопрос, в наш век интернета должно всего быть много (некоторые дети в 9 лет уже в МГУ поступают, не уж-то не найдётся чего-то понятного по биологии на школьном уровне).

Курсов действительно оказалось много. Но ни один из них не возможно дать ребёнку: все поголовно злоупотребляют терминами то из химии, то из физики, то просто из математики. Даже там, где можно обойтись простыми словами, авторы предпочитают употребить "правильные термины" (чтоб звучало серьёзнее?).

Такая же беда оказалась с книгами. Книги замечательные, миллион картинок, бумага - загляденье (мне бы такие в детстве). Но автор или прыгает по-верхам (условно: есть человек, есть у него мозг и две ноги), или на каждой странице по 20-30 заумных слов. И даже там, где что-то объясняется - понять может только старшеклассник. А так, чтобы систематично научить ребёнка с нуля до хотя бы школьного уровня - нет. Мы даже попробовали купить школьный учебник - но ситуация аналогичная.

Учебники просто переполнены доверху бесполезной информацией, написанной в сумбурной форме. И если тебе не повезло с учителем, который всё объяснит, то самостоятельно всё это понять очень сложно. Особенно, если предмет не твой любимый.

Для себя я выделил три фактора плохих учебников:

  • Избыточность: рассказывают много лишнего, что не нужно для экзамена.

  • Непонятность: не объясняют или объясняют с помощью других трёхэтажных непонятных слов. Часто понять можно только если ты уже это знаешь.

  • Непоследовательность: термины вводятся слишком рано (в одном учебнике по биологии для 5-го класса с первых недель обучения говорят про органические и неорганические вещества - дети ещё даже что такое атом и молекула не знают, а их грузят органикой), авторы прыгают с темы на тему без чёткой цели (кроме как закрыть требования от минобразования по набору заголовков).

Ради интереса заглянул в учебник по ботанике 1985 года

И к своему удивлению обнаружил, что он очень последовательный и логично выстроенный. Все примеры на понятных растениях. Термины понятно объясняются, весь курс так и сквозит нацеленностью на практику. Чтобы человек после этого курса смог успешно работать с растениями (кому интересно, это В.А. Корчагина, Ботаника 5-6 класс, 18 издание на момент 1985 года)

Я хочу сделать так, чтобы для обучения школьной программе (как минимум) не нужны были репетиторы. Образование должно быть понятным. Иначе, это не образование, это безобразование. Сюда же я включаю образование для детей, которым сложно учиться в средней школе (аутизм и т.д.) - нет причин, почему нельзя сделать для них всё понятным, и почему они не могут всему учиться.

Бесцельное образование

Я понимаю желание научить детей всему, и интегралы брать, и в анатомии разбираться, и программировать, и историю знать, и про кварки понимать, и языки знать (а лучше два). А ещё есть темы, которые нужны каждому (правила дорожного движения?), но в школьную программу не включены. Но время же у детей не резиновое? Какая цель среднего образования?

Пример бесполезного знания из ОГЭ по биологии:

Кто-то серьёзно считает, что это нужное знание для среднего взрослого человека? Какой процент людей из министерства образования ответит на этот вопрос? Опасаюсь предположить, что даже из врачей далеко не каждый ответит.

Если серьёзно, у нас слишком хорошее образование. Вернее, туда "впихнуто" слишком много, гораздо больше, чем может уместиться в среднего человека. И, что важно, гораздо больше, чем нужно среднему человеку. А зато многим другим, действительно важным вещам, там не учат (фундаментальность vs практичность).


Перед тем, как рассказать, как программист пытается решить вышеперечисленные глобальные проблемы, разрешите задать ещё несколько риторических вопросов на около-образовательные темы:

История №1 "Что я знаю". Половину жизни мы учимся: в школе, институте, на работе, дома. Вся наша жизнь - это получение навыков, знаний, умений. Но кто из вас может перечислить свои навыки?

История №2 "Что я не знаю". Вася учился в сельской школе, а в 10-м классе переехал в Москву, и поступил в физмат. Он очень любит математику, но ему всё равно надо догонять местных ребят. Как Васе понять, чего он не знает, где его пробелы в математике 1-9 класса? Как понять, что ему надо подтянуть?

История №3 "Польза репетитора". Мы нашли ребёнку хорошего репетитора (по рекомендации!). Прошло уже пять занятий, но чему ребёнок научился за это время? Эффективны ли занятия? Спросили ребёнка: "всё нормально...". Репетитор: "всё замечательно! Есть сложности тут и там, но мы работаем!". Родители: "нужен репетитор или нет? Лучше ли оценки? За что мы платим?". Кратко: непрозрачность процесса обучения

История №4 "Когда же меня повысят?". Как ответить на такой вопрос объективно? Что должны знать и уметь сотрудники для повышения? Кто лучше работал - Маша или Женя? Как сделать сравнение сотрудников, чтобы никто не обиделся и процесс был прозрачным? Как показать людям чёткий путь к повышению?

История №5 "Олимпийский чемпион". Олиному ребёнку Диме исполнилось 1.5 года. Она очень ответственная мама. Когда Дима вырастет, он будет олимпийским чемпионом. Но как не терять время? Как правильно распланировать занятия? Рядом нет профессиональных спортивных секций, где учат детей. А в книгах всё очень абстрактно написано...

История №6 "Цена собеседования". В ИТ отрасли ещё недавно провести 15-20 собеседований, чтобы закрыть одну вакансию - это было отлично. Но на каждого кандидата тратится уйма времени - ведь надо проверить что он умеет и что он за человек. А сам кандидат тоже ходит на десятки собеседований, где его спрашивают одно и то же. Нельзя ли это автоматизировать? Как не тратить время своих высокооплачиваемых специалистов, и проверить подходит/не подходит до собеседования?

И что же делать?

"Наука начинается с тех пор, как начинают измерять" - Д.И. Менделеев

Давайте введём понятие навык как знание или умение, которые можно знать или уметь соответственно.

Наблюдение №1. Навыки бывают простые, про которые можно точно сказать: умею или не умею. Бывает навыки сложные, где критерии "умею" уже будут количественны и зачастую многомерны.

Пример: "бег" - это простой навык. а "бег на дистанцию" - это уже сложный навык, где важна скорость бега.

Наблюдение №2. Навыки зачастую зависят от других навыков. То есть, чтобы научиться данному навыку, сначала надо освоить некоторые другие навыки.

Пример: Чтобы уметь "решать квадратное уравнения", надо уметь "умножать числа".

Наблюдение №3. Все навыки - вещи объективные, не зависимы от наблюдателя (объективность зависит от точности определения навыка и методики измерения)

Вывод №1. Можно построить единый глобальный граф навыков и зависимостей между ними. Узлы графа - навыки. Ребра графа - зависимости между навыками (например "навык А зависит от навыка Б" или "навык А состоит из навыков Б, Г и Д")

Такой граф мог бы выглядеть как-то так:

По-настоящему, это карта категорий навыков, а не самих навыков. Карта всех навыков будет очень большой
По-настоящему, это карта категорий навыков, а не самих навыков. Карта всех навыков будет очень большой

Вывод №2. Если отметить на графе навыки, которыми владеешь, то для любого навыка Z, можно отметить чёткий и конкретный путь обучения (абсолютно персонализированный).

Вывод №3. Граф навыков можно использовать как единую шкалу для измерения знаний и умений *.

* зависит от качества графа, в частности от наличия дубликата навыков и чёткости определения самых навыков

Наблюдение №4. В интернете очень много бесплатных обучающих материалов достаточно хорошего качества, но ввиду отсутствия чёткой единой структуры и каталогизации таких материалов, зачастую их могут использовать только люди, которые знают, что ищут в интернете.

Вывод №4. Если каждому навыку сделать отдельную веб-страницу, и сделать возможным редактирование и добавление ссылок на обучающие материалы свободным, то можно получить глобальный каталог обучающих ресурсов, который позволит построить путь обучения от точки А до точки Б максимально эффективным способом.

Пример: Навык "Как решать линейные уравнения"

Таким образом, можно получить что-то вроде википедии для навыков, которая одновременно сможет быть точкой входа на любые обучающие ресурсы. Если объединить это вместе выводом №2, то можно построить персонализированный путь обучения сразу с конкретными материалами, которые надо изучить.

Вывод №5. Обучающие материалы можно снабдить двумя блоками:

  • что нужно знать предварительно, для понимания материала;

  • какие навыки человек получит в результате.

Пример:

Например, это могло бы выглядеть как-то так: в начале статьи человек видит блок, что нужно знать и что будет в итоге:

Блок в начале обучающего материала. Можно проверить, что обладаешь знаниями, нужными для материала
Блок в начале обучающего материала. Можно проверить, что обладаешь знаниями, нужными для материала

А в конце статьи человек получает кнопки, где может отметить, что он узнал или получил некий навык *

*для простоты статьи опускаем нюанс, что некоторые навыки нельзя получить просто прочитав. Нужна практика, наработка и т.д.

Блок в конце обучающего материала. Можно отметить знания, которые получил
Блок в конце обучающего материала. Можно отметить знания, которые получил

Преимущества от такой маркировки очевидны: читатель сразу видит, что полезного он узнает (без необходимости просматривать весь текст), и не только увидит, каких знаний ему не хватает для понимания материала, но и нажав на соответствующий навык, сможет попасть на веб-страницу, где можно найти обучающие материалы конкретно по этому навыку. То есть, таким образом можно объединить все обучающие материалы в интернете в единую образовательную систему.

Скиллсеты

Единая система навыков хороша, но не может решить всех проблем. Давайте поставим вопрос: что должен знать человек, чтобы называться "Старшим C# программистом"? Однозначного ответа на такой вопрос нет. В Сбербанке вам дадут один набор навыков. В Яндексе - другой. В Майкрософте - наверняка будет своё виденье, что должен знать человек, чтобы называть себя старшим С# программистом. Кто же из них прав?

Правы, конечно, все. Давайте введём новую сущность - скиллсет. Скиллсет - это субъективный набор навыков. Под словом "субъективный" имеется ввиду, что только автор скиллсета определяет его содержимое. То есть, программисты из СберТеха могли бы составить свой скиллсет старшего С# программиста (назовём его Скиллсет №1) - и это было бы их виденье. А программисты Гугла - свой скиллсет (назовём его Скиллсет №2).

И если некий человек обладает навыками (а они у нас универсальны), то Скиллсет №1 будет являться линейкой (измерительным прибором) для знаний этого человека с точки зрения СберТеха. А Скиллсет №2 - соответственно "линейкой" от Гугла.

Такой скиллсет удобно было бы отобразить графически, т.к. он по своей сути под-граф большого графа навыков, а значит и сам - граф.

Он бы мог выглядеть как-то так (цветами выделены обязательные и необязательные навыки):

Пример скиллсета
Пример скиллсета

Чтобы скиллсет стал измерителем знаний, необходимо иметь чёткий критерий знания каждого отдельного навыка.

  • Первичный критерий - самооценка. Т.е., человек должен мочь сказать: я это знаю, я это умею. Уровень доверия к оценке - низкий.

  • Следующий уровень - это когда Вася говорит, что Петя обладает навыком Х. Т.е., это оценка от коллег, друзей и т.д. Уровень доверия - низкий

  • Оценка назначенным экспертом на работе. Скажем, дев-лид в команде может подтверждать навыки своих ребят. Уровень доверия - средний.

  • Оценка на основе экзамена/теста. Уровень доверия - соответствует уровню доверия экзаменатора. Это может быть результаты ЕГЭ, а может быть сертификация Гугл и т.д.

Помимо измерительной функции, скиллсет может нести в себе важную образовательную функцию - это по-сути набор не только навыков, но и обучающих материалов. Если представить скиллсет в текстовом виде, то можно создавать коллекции материалов на заданные темы, но, что важно - открытые коллекции. Т.е., любой человек может прийти и добавить полезный материал:

Коллекция материалов
Коллекция материалов

Курсы

Следующим элементом, который бы я хотел изменить, это курсы. Современный курс - это линейная структура из уроков: видео, текст, тесты, упражнения. Но у такого курса есть важные минусы, которые никак не решаются в текущем подходе:

  • Нельзя пропустить лишнее. Необходимо проходить курс урок за уроком, внимательно просматривая часы видео, т.к. пропуск чего-либо грозит непониманием дальнейшего материала. Если я думаю, что знаю какую-то под тему, всё равно надо смотреть урок, т.к. может оказаться какой-то нюанс, незнание которого сильно усложнит решение домашнего задания

  • Не ясно, чему курс научит. Понятно в общих чертах, но когда у тебя уже есть некие знания в области, сложно решить - полезный это курс для тебя или нет

  • Не ясно, сможешь ли ты осилить данный курс. Никогда до конца не ясно, что надо знать до начала курса, чтобы его понять. Даже там, где пишется "для начинающих", на проверку выясняется, что надо уже знать уровень школьной программы (т.е., не доступно для школьников начальных классов, что не ясно изначально).

  • Часть терминов может быть не понятна детям (например, "ион" в биологии для 5-го класса - какой ион, если дети ещё что такое атом-молекула не знают?). Авторам классических курсов очень сложно отслеживать, какие слова можно использовать, а какие - нет, чтобы курс оставался понятным и самодостаточным.

  • После прохождения курса остаётся в лучшем случае сертификат. Но до конца понять, что же ты выучил на курсе - сложно. А попробуйте объяснить это кому-то другому (родителям, работодателю)? Сейчас всё основано исключительно на авторитете курса или платформы (например, "закончил МГУ по специализации инженер", "прошёл курс С++ на Coursera от MIT" и т.д.)

Идеальный курс я бы видел в виде графа тем уроков, где каждый урок посвящен какому-то одному маленькому навыку. Сам урок должен длиться 1-3 минуты видео, или немного текста. И когда проходишь какой-то урок, тебе открывается путь в другим темам/урокам (схоже на то, как устроены карты развития в компьютерных играх).

Такой курс мог бы выглядеть как-то так:

Пример, как бы мог выглядеть нелинейный курс
Пример, как бы мог выглядеть нелинейный курс

А попадая внутрь темы (ноды графа), человеку может открываться маленький линейный список мини-уроков, где, в соответствии с выводом №5, указано, что нужно знать до урока, что получишь в результате:

Такое подход к курсу открывает множество возможностей, которых нет в обычных линейных курсах:

  • Можно свободно добавлять новые темы в любое место курса. Достаточно просто сделать ответвление от графа в нужном месте. Не надо переснимать/переделывать длинные уроки курса.

  • Курс становится "открытым", т.е. его можно расширять до любого разумного размера, просто добавляя и доделывая мини-уроки

  • Курс позволяет легко пропускать не интересные / не нужные темы или менять порядок обучения. Более того, если тебе кажется, что ты знаешь эту тему, можно спокойно её пропустить, т.к. есть гарантия, что в пропущенных уроках не изучалось ничего лишнего

  • В любом месте курса можно добавить ссылку на нужный навык и урок, где ему обучают

  • Можно автоматически составлять тесты по курсу просто имея вопросы для каждого навыка по отдельности

  • Составив скиллсеты для курса, можно отслеживать прогресс по курсу в разрезе разных дисциплин. Например, проходя биологию, приходится знать/изучать основы химии, физики - скиллсеты помогут показать ваш прогресс в разных направлениях и сравнить учеников

  • Скиллсеты могут позволить делать "под курсы". Это важный момент. Представьте себе большой курс, который обучает ЕГЭ по математике. Но мы знаем, что ЕГЭ включает в себя ОГЭ. Просто составив скиллсет по ОГЭ, можно в графе курса "подсветить" уроки, нужные для ОГЭ, таким образом превращая один большой универсальный курс в множество курсов с разной специализацией (курс по C# может распасться на C# Asp.net, C# WPF, C# Backend etc).

  • Если через год я забыл некий навык, мне всегда будет легко найти урок курса, который я проходил когда-то и быстро освежить в памяти нужные знания

  • Можно использовать открытые доступные материалы. То есть, не обязательно снимать своё видео, достаточно просто взять готовые видео с того же Youtube (youtube позволяет вырезать кусочки видео) и составить из них свой курс.

  • Можно привлекать слушателей курса к созданию контента и создавать всеобъемлющие курсы "всем народом"

Практика

Всё что было сказано выше - это про "умения" - что-то что можно просто прочитать, узнать и так далее. Так сказать, теоретическая часть. Время перейти к практической части - как отрабатывать навыки?

Практику хирурга компьютером не покроешь, и опыт вождения не дашь, но помочь в изучении хирургических ньюансов (скажем, названии всех нервов и их местоположении) - комьпьютер очень даже может.

Что нужно - это возможность создавать для каждого навыка или группы навыков (скиллсетов, предметов) интерактивные задания. И лучше так, чтобы любой энтузиаст мог пойти и создать своё задание. А покуда эти задания будут привязаны к точечным навыкам, практика будет очень удобно и понятно привязываться к теории. Но можно пойти и далее - если есть тест на каждый мини-навык, почему нельзя их объединить в различные игры? Представьте себе онлайн игру, где вместо глупого "гриндинга" (однообразного убивания 1000+ мобов) надо было бы решать простые задачки (или повторять английские слова?). Это ведь совместит полезное с приятным.

Я попробовал сделать подобную систему. Вот пример такого мини-задания на тему квадратных уравнений:

Только понимая "природу" графика можно быстро ответить на пример
Только понимая "природу" графика можно быстро ответить на пример

А все такие задания уже собираются в готовые игры - можно с друзьями по-соревановаться в гонки, решая по пути мини-задачки или вспоминая переводы слов. А можно даже сыграть в танковую битву:

Играя - учимся
Играя - учимся

О чём не сказано

В статье не касается тема так называемых soft skills - не потому что это не ложится в концепцию, а так как это с одной стороны требует отдельной статьи, и с другой - текущая статья и так уже гигантская.

Публичное обращение

Предлагаю:

  • декомпозиция навыков до мельчайших элементов

  • создание понятных нелинейных курсов по всем предметам, чтобы ученики могли выбирать что учить, знали где учить. С помощью таких курсов, даже при наличии слабого учителя в школе - можно выучить предмет

  • создавать публичные скиллсеты всякий раз, когда мы говорим о критерях знаний или умений (что нужно для поступления в ВУЗ X, что нужно для ОГЭ по химии, что нужно для вакансии Младший разработчик) - это формализует требования,

  • использование единой открытой бесплатной платформы, чтобы хранить всю информацию о умениях и ссылках на всё связанное с каждым умением (материалы, где практиковаться и т.д.). С публичным API

  • создателям курсов (skillbox, stepic, все-все-все) - давайте отмечать навыки которым мы учим

  • создавать базу интерактивных заданий по всем навыкам - это поможет всем поколениям после нас.

Если есть неравнодушние, кто хочет поддержать наш проект, будем очень рады, т.к. сейчас всё делаем после работы: в отпуск, в выходные, в любое свободное время

Герман Оскарович - не знаю, смогу ли до вас достучаться, но верю в силу Хабра. Вы тот человек, кто выражает смелые идеи про изменение в образовании. Вы внедряете "цифровой след", что очень перекликается с описанными мною идеями. Давайте спасём образование в России. Я предлагаю те самые инновации, о которых все говорят, но не называют. Я предлагаю конкретику, путь решения, и пример. Давайте сделаем так, чтобы все дети России могли получать качественное образование, а не только дети мегаполисов. Чтобы все дети могли мечтать. Время сейчас очень тяжёлое, но когда, если не сейчас?

Модераторы хабра - прошу не рассматривать статью как пиар, несмотря на наличие ссылок на проект. Ссылки ведут на абсолютно некоммерческий сайт, без рекламы, без платных ссылок, без любой выгоды с моей стороны. Сложно призывать к действию только на словах. Я показываю примером. Бесплатной, открытой, свободной платформой, призванной менять образование наших детей. И если Хабр - не площадка для предложения инновационных проектов, то кто ж ещё?

Комментарии (47)


  1. vagon333
    06.09.2022 09:14
    +10

    Может быть лучше разделить статью?
    Много материала, и все свалено в одну статью.
    Статью сложно переварить из-за объема, ширины охвата и ... размытости структуры материала.
    Да, и ошибки хорошо-бы исправить. Статья об реорганизации образования, а ошибки детские.


    1. kbool
      06.09.2022 10:13
      -8

      Хорошо бы и вам подтянуть правила языка.


  1. greenkey
    06.09.2022 09:31
    +40

    Да простит меня автор, но "о боже, еще один спаситель образования!".

    Я бы вам поставил плюсик, тем не менее, потому что тема мне интересна сама по себе, но кармы нема.

    Что могу сказать, как человек, который реально уже много лет занимается тем самым образованием (хотя это не основная деятельность, скорее относится к хобби), и работает с теми самыми школьниками "из глубинки". Весь ваш посыл разбивается об один важный факт - вы плохо представляете себе, как происходит развитие ребенка в человека, как работает педагогика и какова самая главная проблема на сегодня. И нет - это не доступ к образовательным материалам. На сегодня, этот доступ настолько прост и легок, как не был никогда в жизни, из-за повсеместного доступа в "глобальный информаторий". Ты можешь находится хоть в деревне Васютино, хоть в Москве, и получать доступ к прекрасным учебным материалам. Конечно, системное образование в хороших учебных заведениях безусловно лучше онлайн (это отдельная тема почему), но возможности 100% лучше, причем намного, чем 30 лет назад например. А проблема оказывается в другом - подростку может оказаться банально "ничего не надо" (это тоже огромная тема - почему).

    И роль учителя/педагога в современном мире совершенно иная, чем была те же 30 лет назад.

    И репетитор, в 90% случаев НЕ НУЖЕН. Вообще. Чаще всего это болезненная родительская гиперопека. О, да, родители - это отдельная песня, такого насмотришься, рук на фейспалмов не хватит. Иногда думаешь, "да вас надо в дурке закрыть, подальше от детей".

    Учебники, дражайший мой, вообще не нужны. ВООБЩЕ. От слова совсем. Таскать в 21 веке чемоданы с книжками - это верх идиотизма. Много раз уже стартовали проекты электронных учебников, но все как-то не срастается. Есть подозрение, что печать безобразных книжек каждый год - есть постоянный гешефт, но это тоже отдельная тема. Электронные учебники, к слову, великолепно повысили бы конкурентность между различными авторами курсов.

    Про бесполезные знания - мнение дилетанта, извините. Для чего нужна эрудированность в разных областях, и что такое метапредметные знания, что такое ЗУН - надо бы почитать.

    О проблемах в школе написано столько, что не сосчитать. По моему мнению, это системная проблема, она не кроется только в образовании, она растянута на все - на общество, на государство, на философию. "Плохо учат" - вообще не туда.

    Могу рассказать, что в России строят и открывают огромное количество прекрасных школ, современных, красивых, оборудованных. Вот только... Учитель в них зарабатывает как и раньше, 30-40 МАКСИМУМ, при условии впахивать как на 3 работах аки лошадь. А то вы можете и 16-18 увидеть. Вам не смешно? А жаль. Двоечник после 9 класса может пойти устроится в условный "макдак", и зарабатывать там сразу и больше. Знаете какая текучка в школах? Ооо, это отдельная тема. Что интересно, в школу реально приходят молодые и интересные педагоги. Некоторые даже остаются! Но это скорее исключение из общего правила - валить оттуда. Если ты не совсем больной на голову, здравый эгоизм возьмет верх.

    Ваше предложение по "измерению" также не выдерживает никакой критики. Как предлагаете изменять "успешность" в жизни? А важно ли, чтобы человек был счастлив? А чем и как он может быть счастлив? Я однажды соберусь и допишу статью, на эту тему, она важная и интересная.

    Ваше технологическое предложение, кстати, в некотором смысле уже давно применяется в облачных образовательных платформах ;-) да, познакомьтесь с ними, они есть. Например, моя любимая компания Jetbrains разрабатывает такую, и ведет свой проект - академию hyperskills.

    Хотите совет? Попробуйте пойти и поработать в школе, хотя бы год. Я так делал, мне понравилось в школе (там все работает так - школа тебя "раскрывает", ты либо способен учить, либо нет, это выясняется в первый же год). Такой опыт позволит вам более ясно понимать, как это работает. Или нге работает ;-) Мне и сейчас нравится, со школьниками весело, но я работаю в ДО, выделяя для этого немного свободного времени.


    1. MockBeard
      06.09.2022 11:22

      Вы правы, со знаниями как "информация" проблем нет, все упирается в мотивацию ребенка, то самое "интересно или неинтересно". И второй важнейший фактор - личность преподавателя, даже не его знания или навыки, а способность найти контакт с ребенком и поддержать интерес. На примере репетиторов видно, что молодой и не очень опытный, но активный и полный энтузиазма преподаватель, дает ребенку намного больше, чем опытный, но уже "погасший", который все знает, но просто отрабатывает урок.


    1. MechanicusJr
      06.09.2022 19:12
      +1

      Много раз уже стартовали проекты электронных учебников, но все как-то не срастается. Есть подозрение, что печать безобразных книжек каждый год - есть постоянный гешефт, но это тоже отдельная тема.

      Почему подозрение ? Судьба издательства наука и рецензируемых журналов - оооо, там таке, такое!


      1. greenkey
        06.09.2022 19:57

        Слышал, но я ж свечку то не держал ;-) утверждать не могу.

        Все эти тараканьи учебники давно пора в топку, заменив на электронные материалы + образовательные платформы. Даже бегло, это должно быть на порядок дешевле, а самое главное, легко менять материалы к программе.

        Надеюсь, этих жуликов наконец разгонят.


  1. 12rbah
    06.09.2022 09:36
    +1

    Пример бесполезного знания из ОГЭ по биологии:

    Кто-то серьёзно считает, что это нужное знание для среднего взрослого человека?

    Для среднего взрослого это бесполезная информация в основном, но ОГЭ по биологии и не сдают наверное средние взрослые, а сдают те кому понадобится биология для поступления, поэтому этот тезис выглядит странно.

    Все учатся у репетиторов

    К сожалению, часто тут исходят не из желания детей, а из желания родителей, которые определяют куда ребенок будет поступать, т.к. дети вообще не понимают чего они хотят(как и многие взрослые на самом деле), часто бывает так, что родители считают свои долг исполненым и не контролируют этот процесс, а дети решают дз с репетиторами, т.к. не особо заинтересованы в этом, а репетитор просто получает деньги за простую работу.

    Как-то моя дочь семи лет, которая давно говорит, что хочет быть ветеринаром

    Дети в таком очень впечатлительные и часто меняют свои желания, возможно перед тем как искать курсы, стоило рассказать про профессию подробнее, сходить к ветеринару и попросить его рассказать о работе. Касательно курсов, биология, является относительно нишевым предметом и при этом достаточно сложным, просто интересно, как простым языком объяснить ребенку, что такое митохондрия, партеногенез, это в целом базовые вещи, вы конечно можете рассказать какие-то основы простым языком, но если человек хочет профессионально связать свою жизнь с этим, то он должен понимать профессиональный язык и общаться на нём. Некоторые предметы стоят отдельно в этом списке например программирование и ин. яз, т.к. вы можете знать на английском пару фраз и это уже принесёт какую-то пользу при общении с иностранцем, также и с программированием, вы можете немного знать python и в целом можете использовать его для автоматизации простых задач, иными словами вы почти сразу можете увидеть результат, а с биологией такое не прокатит, т.к. на любительском уровне этот предмет практически бесполезен.

    создавать публичные скиллсеты всякий раз, когда мы говорим о критерях знаний или умений

    Они уже есть, по сути вы roadmap обозвали другим словом и всё.

    P.S. Реальные проблемы в образовании лежат не на школьном уровне, на котором +/- все терпимо, а высшем образовании, которое в 90% вузах непонятно, что дает.


  1. taras_82
    06.09.2022 09:50
    +4

    Ох уже эти программисты. Все алгоритмизируют, алгоритмизирают, да никак не выалгоритмизируют.

    Здравое зерно у Вас есть, но вы представляете каких размеров будет ваш граф. Размером со всю известную науке вселенную.

    Проще уж новую вселенную делать.


    1. Ents
      06.09.2022 10:18

      Ну так кажется что это не проблема :) Яндекс Карты тоже большие, но важно то что в любой момент можно увидеть нужную точку в любом масштабе и построить маршрут из точки А в точку Б


      1. taras_82
        06.09.2022 11:02

        Проблема еще в том, что граф, ведущий к рядовому программисту можно как-то выстроить. А попробуйте выстроить граф к CEO, к примеру. Должен ли от досконально знать все используемые в проекте стеки? Я уже не говорю о том, что этот граф будут строить действующие CEO. И у каждого такого руководителя граф будет свой. Я даже не упоминаю про пресловутые soft skills, которые в работе руководителя играют главную роль. Как к ним строить графы?

        А если отойти от программирования и взять медицину, биологию, физику. Там вообще мрак, банально потому что мы не знаем всех законов природы. Как строить путь к тому, чего не знаешь?


      1. sshikov
        06.09.2022 19:24

        Это как раз проблема. Ну вот мне сегодня показали некий тест, которым пытаются проверять скиллсет «Администратор Oracle DB под линукс». Ну во-первых, на мой взгляд со стороны, эта область — предмет для нескольких книжек, а тут тест на 25 вопросов. Почему так мало? Потому что нужно оценить за ограниченное время. Во-вторых, я не приходя в сознание могу ответить на все эти вопросы, слегка подумав (ткнул не глядя, получил результат 57%, а мог бы и 99). Это ну вообще не делает меня DBA Oracle под линукс. Почему? Потому что вопросы дерьмо — спрашиваются формализуемые вещи, вообще не спрашиваются некие общие принципы работы, который нужно понимать квалифицированному специалисту.

        Ну то есть я это к чему — можно пытаться формализовать формализуемые вещи. Но некоторые вещи при этом будет вложить в ваш граф очень сложно, а значимость их при этом весьма велика. И практика показывает, что все эти матрицы компетенций как-то работают — только не в профессии программиста, где число компетенций огромно, а связи между ними глубоки и многообразны.


        1. MechanicusJr
          06.09.2022 20:06

          Это как раз проблема. Ну вот мне сегодня показали некий тест, которым пытаются проверять скиллсет «Администратор Oracle DB под линукс».

          Может это был Oracle Database SQL Exam Number: 1Z0-071 ?


          1. sshikov
            06.09.2022 20:10

            Не. Это чье-то самодеятельное творчество. Немного линукса, немного баша, немного SQL, совсем немного специфики именно Oracle. Я могу понять мотивацию проверить все это сразу — но это нельзя уложить в 25 вопросов, очевидно.


  1. Beryl_vl
    06.09.2022 09:50

    создание понятных нелинейных курсов по всем предметам, чтобы
    ученики могли выбирать что учить, знали где учить. С помощью таких
    курсов, даже при наличии слабого учителя в школе - можно выучить предмет

    1) Даже в рамках одного класса у разных учеников могут быть разная сложность "понятия" курсов. Кому-то достаточно 1 раз послушать, а кому-то нужно посмотреть + написать + аналогию запомнить. Как мне кажется, учитель и сглаживает эту разницу(этот знает, а с этим надо ещё раз отработать). И если курс будет чрезмерно понятен, то не будет ли самым активным скучно?

    2) Курсы это больше про саморазвитие: много ли учеников в школе способны сами выбрать, то что реально им нужно(а они вообще знают что им нужно?) и ответственно проходить? И если за курс ставится оценка, то не проще ли взять самый простой и сделать на "5" за пару вечеров?

    создателям курсов (skillbox, stepic, все-все-все) - давайте отмечать навыки которым мы учим

    Разве это принесёт им доход? И если нет, то зачем им это делать?


  1. DmitryMurinov
    06.09.2022 09:52
    +1

    Когда я учился в ВУЗе, социолог был уже в возрасте, половина зубов выпавшая, но живенький, жилистый и явно не маразматик. Кроме программы он нам рассказывал много интересного не под запись и прося выключить диктофоны.

    Среди прочего, рассказал об интереснейнем исследовании, которое сначала провели в Штатах, а потом результаты подтвердили в Европе и Японии. Суть в том, что у женщин с высшим образованием средняя фертильность ниже двух, не зависимо от рассы и вероисповедания. Имея данные на руках, правительствам предстояло что-то делать. Лишить американок всех прав и загнать в кухню/детей/церковь под конец ХХ века представлялось малореальным. Перспектива замены населения малообразованными мигрантами, а также замены традиционно более образованного белого населения цветным тоже мало радовала (BLM - следствие этого процесса). Оставался единственный рабочий вариант. Аккуратно понизить уровень образования, начиная со школ, а также сделатьобразование в ВУЗах менее доступным. США начали этим заниматься в 80-е, континентальная Западная Европа в 90-е, ну а Россия в 2000-е.

    Что из этого выйдет и как относиться к процессу, насколько он выгоден для выживания страны, наций и культуры, допустимо ли это в принципе с гуманистической точки зрения, выгодно ли это лично тем кто имеет ВО и возможность дать его своим детям, - неоднозначные и сложные вопросы, если задуматься над каждым из них (а не просто выдать мнения в стиле, я хочу быть хорошим в своих глазах, я считаю что это правильно, это мне выгодно и т.д.).


    1. event1
      06.09.2022 17:47

      Оставался единственный рабочий вариант. Аккуратно понизить уровень образования, начиная со школ, а также сделатьобразование в ВУЗах менее доступным. США начали этим заниматься в 80-е, континентальная Западная Европа в 90-е, ну а Россия в 2000-е.

      Не знаю про Россию и США, но в Европе явно не вышло


      1. PanDubls
        07.09.2022 07:58

        Так не, данная теория заговора вроде про то, что падает не количество получающих ВО, а его качество. Типа чем хуже полученная вышка, тем больше матожидание числа детей. Кстати, тоже тезис, который ещё проверять надо: вдруг у нас тут не непрерывная корреляция, а натурально бинарный выбор между "есть образование - нет образования" вне зависимости от качества.


        1. event1
          07.09.2022 11:57

          автор верхнего комментария писал именно о падении доступности. То есть о том, что меньше женщин получают ВО. Систематическое измерение качества ВО, да ещё вне зависимости от профессии звучит как совсем уже фантастика.


      1. PhoenixRed
        07.09.2022 08:43

        Потому что все дело не в вышке, а в интеллектуальном уровне человека.
        Умный человек, желающий обеспечить детей всем необходимым для комфортной жизни, выберет рождение 1-2 детей, т.к. соотносит уровень своих доходов с расходами на потомство.
        А посредственный по мыслительным способностям человек живет одним днем и заводит потомство просто случайным образом.
        Еще стоит отметить тех, кто не хочет быть «рожальной машиной», не может делать аборт и пользоваться контрацепцией.


        1. event1
          07.09.2022 12:03
          -1

          Потому что все дело не в вышке, а в интеллектуальном уровне человека.

          это вы к чему?

          Умный человек, желающий обеспечить детей всем необходимым для комфортной жизни, выберет рождение 1-2 детей, т.к. соотносит уровень своих доходов с расходами на потомство.

          "Умный" и "согласный с вашими выкладками" — это не одно и то же.

          А посредственный по мыслительным способностям человек живет одним днем и заводит потомство просто случайным образом

          Объявлять людей, чьё поведение вы не в состоянии объяснить, дураками — так себе стратегия. Главный минус в том, что она не приближает вас к лучшему пониманию окружающей действительности.

          Еще стоит отметить тех, кто не хочет быть «рожальной машиной», не может делать аборт и пользоваться контрацепцией.

          А это к чему?


  1. 12rbah
    06.09.2022 10:00
    +1

    Отдельно хочется сказать про ваши скилсеты. Картинка с названием "Пример, как бы мог выглядеть нелинейный курс". Слева у вас раздроблено на 3 категории "бит -> байт -> килобайт...", а справа "что такое иконка -> операционная система" из названия вообще непонятно, что там будет обсуждаться, просто покажут виндовый интерфейс или научат использовать syscall.

    Ваш скилсеты для senior C# извините за выражение, какой-то стыд, чтобы не быть голословным, красный это must-have, синий это nice-to-have используя вашу терминологию,

    т.е. классы, наследования и т.д. это не must have, что должен знать разраб в языке, где даже main уже лежит в отдельном классе...

    Ну также старший c# разраб не особо-то и должен разбираться в примитивных типах, также nice-to-have, но в целом необязательно

    P.S. Я понимаю, что недоработки встречаются, но в статье есть проблемы в каждом абзаце. В целом мне кажется, если вы рекламируете свой сайт и свои услуги не в корпоративном блоге, то не стоит писать настолько сырые статьи.


  1. bipiem
    06.09.2022 10:12
    +2

    Очередной плач на руинах образования. Начинать нужно не с него. Для начала с двух простых вещей.

    а) целеполагание. Режим только декларирует необходимость качественного образования. Умные люди - это барьер пропаганде и толитаризму.

    б) востребованность. Всеобщее просвещение (при улучшении образования) - это скорее побочный эффект. Основные потребители (выгодоприобретатели) - это промышленность (высокотехнологичная) и наука. Где отечественная промышленность и наука? Верно, именно там. Если конечно верить глазам, а не "сделаноунас", "аналогофнет" и т.п. Уровень развития промышленности и науки определяет необходимый (требуемый) уровень образования, иначе "излишки" образования будут сожжены ровно так, как сейчас сжигают излишки газа (деградация, невостребованность, "утечка мозгов" и т.п.). Абсолютно точно, - сейчас Образование в РФ избыточно

    При наличии хотя бы реального целеполагания и востребованности ("образование-наука-промышленность" = единый кластер) поднять уровень образования не большая проблема.

    Если про высшее образование, то можно ничего не придумывать, а для начала повторить мировой опыт, когда студенческие проекты ведущих ВУЗов мира под руководством преподов становятся популярными (по числу скачиваний) на sourceforge или github. Правда для этого придется начинать не со студентов, а с наших преподов ... Пока существует такое правило (есть много исключений): не можешь хорошо работать - иди преподавай в ВУЗ (похоже и меня по нему отправили преподавать на базовой кафедре, тег "юмор").


    1. Neom1an
      06.09.2022 13:34

      Большинство проектов студентов на гитхабе малопригодно для промышленной эксплуатации. В первую очередь из-за отсутствия адекватной Энтерпрайза поддержки.


      1. flx0
        07.09.2022 10:07

        Так если они под BSD или MIT, любой желающий придет и эту самую поддержку для ынтерпрайза обеспечит.


        1. Neom1an
          07.09.2022 13:28

          Вы сделали мой день - от души посмеялся.

          Из последнего. У нас появилась необходимость добавить к новой системе (от вендора система, не наша разработка, мы вообще не ИТ компания) оптимизатор (то есть решатель задачи оптимизации). Математически задача не новая: распределение запроса на производство по производственным линиям (с определёнными хитростями эти линии). Если оптимизатор не работает, то производство останавливается. Это очень дорого.

          Начали искать. Прочесали эти самые студенчесские и PHD проекты. Результат следующий. Подавляющее большинство проектов не тащит даже синтетические тесты, а те три, которые потянули синтетические и тестировали затем на реальных производственных данных, работали на два -три порядка медленнее, чем коммерчtский оптимизатор. В студенческих проектах НИКТО не был готов быстро делать доработки, НИКТО не был готов даже тикеты поднимать, а не то, чтобы их быстро решать. Плюс отсутсвие адекватных интерфейсов, нулевая безопасность и прочее, и прочее... Поэтому выбрали коммерческое ПО.

          Таким образом, я согласен с коллегой выше: чтобы что-то студеческое дошло до уровня энтерпрайза нужно лет 10-12 слаженной работы хорошей команды фултайм. Чудес не бывает


    1. greenkey
      06.09.2022 14:54

      Все верно и в точку ;-) а начинать надо именно с преподов, причем школьных.


    1. event1
      06.09.2022 18:10
      +1

      целеполагание. Режим только декларирует необходимость качественного образования.

      Если бы это было так, то высшее образование (в той локации, которую вы именуете "Режим") сделали бы очень дорогим и оставили бы 3 ВУЗа. Если вы не имеете ввиду какое-нибудь экзотическое место, то этот тезис не верен.

      Умные люди - это барьер пропаганде и тоталитаризму.

      Высосанное из пальца утверждение противоречит наблюдаемым фактам. Умные люди точно так же подвержены пропаганде. Просто она чуть более изощрённая чем рассказы попа с амвона. Обычно со ссылкой на научные статьи и статистические выкладки.

      В поддержке тоталитаризма тоже нет ничего глупого. Это стадное чувство свойственное всем людям вне зависимости от уровня образования.

      Где отечественная промышленность и наука? Верно, именно там.

      Если вы про РФ, то она входит в топ-10 экономик мира. Попасть туда без промышленности и науки нельзя. Любому умному, не подверженному пропаганде человеку, это должно быть очевидно ;).

      Абсолютно точно, - сейчас Образование в РФ избыточно

      Это везде так. Граждане получают дипломы как не в себя, а потом выясняется, что работы для них нет.

      Если про высшее образование, то можно ничего не придумывать, а для начала повторить мировой опыт, когда студенческие проекты ведущих ВУЗов мира под руководством преподов становятся популярными (по числу скачиваний) на sourceforge или github

      Во-первых, вы описали результат, а не опыт. Во-вторых, можно ссылочки на хотя бы десяток таких "студенческих проектов ведущих ВУЗов". Не тех, которые выросли в продукт через 10 лет упорного труда профессиональной команды, а именно студенческих проектов.

      Пока существует такое правило (есть много исключений): не можешь хорошо работать - иди преподавай в ВУЗ

      И это тоже вполне общемировая ситуация. По крайней мере, в программировании. ВУЗы не могут конкурировать с корпорациями на рынке труда, по вполне очевидным причинам.


      1. bipiem
        06.09.2022 23:34
        +1

        Если вы про РФ, то она входит в топ-10 экономик мира. Попасть туда без промышленности и науки нельзя. Любому умному, не подверженному пропаганде человеку, это должно быть очевидно ;).

        Я много дискутировать не буду. Остановлюсь на самом "вопиющем".

        Можно туда попасть. Например, Стране-бензоколонке, плюс богатое наследство могучего СССР (включая добычу и переработку). Посмотрим на каком месте страна окажется, когда перестанут покупать нефть\газ, а население будет "в ломках" (от наркотической зависимости от нефтедолларов и западных товаров). От угля уже отказались. Все другое, типа леса \ золота - туда же.

        Огромный потенциал, оставленный СССР (кстати, включая неплохое образование, но в первую очередь промышленную инфраструктуру и вооружение), - давал подпорку последние 30 лет, но уже иссякает. Т-90 без тепловизоров Thales - это всего лишь "семнадцатая модификация танка Т-72" (цитата командующего сухопутными войсками), которая будет не конкурентоспособной.

        10-я экономика мира простой электросамокат сделать не может. Даже вагоны метро перестали делать, потому что детали в них почему - то западные. Поэтому и подробную статистику то перестали публиковать (читаем, например, Зубаревич). Есть надежда, что "китай нам поможет", только это не про отечественное "образование-наука-промышленность".


    1. MechanicusJr
      06.09.2022 19:16

      Умные люди - это барьер пропаганде и толитаризму.

      Что-то 19 и 20й век показывают другое

      Основные потребители (выгодоприобретатели) - это промышленность (высокотехнологичная) и наука.

      Не совсем. Просто к 20 веку все мелкие государства (кроме балкан, и то с оговорками) сожрали, а дальше большие дяди с большими дубинами мерялись силушкой - и у кого наука + техника отставала (значимо) - был сожран. Как Япония при командоре Перри и Китай в конце 19 века. И Турция после первой мировой.


      1. PanDubls
        07.09.2022 08:05

        Оффтоп, конечно, но не сказал бы, что Турция после Первой Мировой была сожрана. Она не только не была, но ещё и всосала в себя ряд территорий, где этнических турок днём с огнём было не сыскать. По сути, единственная страна, проигравшая в ПМВ, которая подписывала соглашения о капитуляции вальяжно положив ноги на стол и тыкая пальчиком в пункты типа "нам это вот не нравится". Хотя, возможно, про них к тому моменту все уже просто забыли.

        А по теме - движущей силой и базой диктаторских режимов 20-го века, по обе стороны, были всё таки довольно малообразованные люди. А когда в тех режимах, которые выжили и породили большое число образованных (правда, возможно, просто сытых) людей, их накопилась критическая масса, тоталитаризм как-то совсем скис.


        1. Jian
          07.09.2022 08:58

          Первоначальные соглашение по итогам Первой Мировой для Турции выглядели вот так:
          image
          и турецкий султан был готов это подписать.
          Но, армия во главе с Ата-тюрком отказалась такое подписывать.

          Хотя, возможно, про них к тому моменту все уже просто забыли.
          Скорее всего, все просто навоевались по самое нехочу, и не имели желания воевать с Турцией.


          1. PanDubls
            07.09.2022 12:04

            Однако, как вы верно заметили, эти соглашения (которые, кажется, даже подписали) так и остались на бумаге. Хотя, наверное, с гуманитарной точки зрения так было бы куда лучше. Тем более, что, получив кусочек колоний, Италия могла не впасть в реваншизм и расклад сил в Европе мог бы быть другим.

            Скорее всего, все просто навоевались по самое нехочу, и не имели желания воевать с Турцией.

            Я примерно о том же. Повестка уже сменилась, было не до того, а Турция никому не была настолько интересна, чтобы ради неё надрываться.


  1. Neom1an
    06.09.2022 13:33

    Вот в прошлом веке ребята под руководством Александрова написали прекрасный школьный учебник. По геометрии. Но он не зашёл. Ибо эти ребята из привыкли работать с талантливыми школьниками типа воспитанников интернета МГУ. Очень мотивированных и тд, и тп. А миллионы школьников нашей необъятной страны другие. Некоторым в районах важнее родителям грубо говоря на огороде помочь и они себя по другому не видят. Не нужон им этот пифагор. Невозможно, к сожалению, выстроить высококачественный поток подготовки специалистов по всей стране. Слишком она неоднородна. Поэтому и имеем что-то средненькое, удовлетаорительное


  1. Neom1an
    06.09.2022 14:34
    +1

    Это оч интересный культурный феномен родом из СССР и процветающий в России. У нас в какой-то момент почему-то люди, достигшие успеха в естественных науках и инженерии, начинают часто думать, что теперь они могут в любой области порядок навести. И начинают спасать образование, советовать гуманитариям, как их гуманитарные науки делать, как лечить, как учить и прочее


    1. taras_82
      06.09.2022 15:50
      +1

      +5 вам в карму)))). Тут каждая кухарка лучше всех знает как учить, как лечить и как управлять государством.)


    1. MechanicusJr
      06.09.2022 19:19

      У нас в какой-то момент почему-то люди, достигшие успеха в естественных науках и инженерии, начинают часто думать, что теперь они могут в любой области порядок навести. И начинают спасать образование

      Потому что приниципиально с времен Яна Коменского ничего не изменилось


      1. Neom1an
        06.09.2022 21:32

        Не понял вашей мысли к сожалению


        1. MechanicusJr
          06.09.2022 22:00

          Не понял вашей мысли к сожалению

          Педагогические идеи Яна Амоса коменского

          https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-idei-yana-amosa-komenskogo

          Основы тиражируемого образования изложены примерно тогда же - что образование должно быть одинаковым, повторяемым и разделенным на четкие шаги, и по возрасту (классы) и по обьемам знаний. То есть процесс базового образования достаточно механистичен и в технологической цивилизации не требует каких-то открытий каждый раз. Конечно, наука развивается, но суть та же - теория + применимость + лабораторная работа / опыт. На уровне высшей школы, конечно, надо уже подходить более дифференцированно - но и то с оговорками.


          1. Neom1an
            06.09.2022 22:04

            С идеями Коменского я знаком. Я не понял, как это относится к моей мысли, про цитированной вами


  1. Jian
    06.09.2022 14:39

    Избыточность: рассказывают много лишнего, что не нужно для экзамена.
    Скажите честно, ваша цель не научиться, а сдать экзамен и на следующий день забыть?
    image


  1. karambaso
    06.09.2022 16:31

    Все рассуждения как об образовании, так и о любом общественно-полезном деле, не учитывают очень простой факт - сегодня все за свой личный карман, а не за общественное дело. Единичные исключения не в счёт, ибо микроскопичны и ни на что не влияют.

    Автор задался хорошей целью, кое-что посоображал, что-то даже реализовал, и это всё достойно одобрения. Но он так же не учёл всеобщего желания плевать на окружающих (как только вопрос встанет "ваши деньги или окружающие" - окружающим достанется только плевок).

    Очевидный, вроде бы, вывод, следующий из всеобщей стратегии исключительно личного обогащения, постоянно отодвигается на второй план и такой сдвиг порождает статьи, подобные написанной автором. Но сколько можно плясать на одних и тех же граблях? Я понимаю, что автор молод, что он максималист, что он достиг каких-то хороших зарплат и считает исключительно себя виновником такого положения, но даже имея какие-то достижения, может всё же сначала попробовать поискать информацию по теме? И не уровня телеграм-канального рассуждения про предмет, а несколько более серьёзную, системную, мудрую.

    Уж не знаю, почему в каждом конкретном случае игнорируется очевидное, но всё же сообщу о нём тем, кто до сих пор считает, что стоит только показать "правильный" путь, и сразу всё наладится.

    Мысль ужасно простая - если система заточена на другие цели, то с чего она вдруг станет эффективно решать выгодные вам задачи? Если в обществе нет стратегии развития именно человека, хотя есть даже стратегии развития подметания дворов приезжими трудящимися, то о чём ещё можно говорить? Эффективно потратить деньги - это важно, это понятно, это всеобщая цель. Но кого-то учить - зачем? Исключительно ради денег! А денег больше не там, где люди становятся умнее, а там, где рынок способен дать много и сразу, то есть в массовом и весьма посредственном в плане качества сегменте. Для хотя бы чуть-чуть знакомых с экономикой это очевидно, но не иссякает поток желающих предложить что-то своё, полезное не для денег, а для идеи.

    Я за идейных людей! Но я против их непонимания, и даже почти намеренного игнорирования реальности.

    Автор, начинать нужно с общества. Всего общества. Да, это выглядит сложнее, чем просто сделать сайт и выложить туда ваши идеи. Но ваши идеи никогда не взлетят в нынешнем обществе. Потому что для них нет условий. А условия простые - можно извлечь прибыль или нет. Рисование графов знаний может помочь в рекламе, но и только. Указание на наборы навыков работает исключительно в рекламных целях, примерно как в резюме, которые вы рассылали неоднократно, где нужно указать список ключевых слов, подходящих под требования вакансии. Вы так рекламировали себя, осуществляли рекламный контакт с целевой аудиторией HR-ов. Но так и не поняли, что это обычная реклама?

    В другом мире передача информации могла бы не считаться рекламой. Но мы живём не в другом, а нашем мире, где вместо объективных критериев побеждают деньги и умение максимально громко о себе орать во все уши. Деньги и много крика, зачатую лживого. А вы про какое-то там качественное образование. Зачем оно? Оно избыточно! Вам вот не нужны митохондрии, а миллиардерам не нужно образование. Всё справедливо. Но вы этого не понимаете.

    Хотя идея выкладывать структурированную информацию мне понравилась. Но и там ещё очень много чего нужно доделать. А это время, которого у вас нет. И не будет без денег. Так что - деньги, деньги, и ещё раз деньги. А образование - избыточно. Ну если на нём не делать деньги, разумеется.


    1. MechanicusJr
      06.09.2022 19:32

      Мысль ужасно простая - если система заточена на другие цели, то с чего она вдруг станет эффективно решать выгодные вам задачи? Если в обществе нет стратегии развития именно человека, хотя есть даже стратегии развития подметания дворов приезжими трудящимися, то о чём ещё можно говорить?

      О чем вы ? Наоборот, летом создали все условия для приезда ИТ специалистов!

      см. Федеральный закон от 28.06.2022 № 207-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"


  1. MechanicusJr
    06.09.2022 19:30

    В России есть миллион возможностей, надо только научиться, и вырваться из своей локации

    Воспитательница в детском саду спрашивает: «Дети, в какой стране самые красивые игрушки?» Дети (хором): «В Советском Союзе!» Воспитательница: «А в какой стране самые нарядные детские одежды?» Дети (хором): «В Советском Союзе!» Воспитательница: «А в какой стране самое счастливое детство?» Дети (хором): «В Советском Союзе!». Вдруг Вовочка заревел. Воспитательница: «Вовочка, почему ты плачешь?» Вовочка (сквозь слезы): «Хочу жить в Советском Союзе!»

    Но дети из регионов зачастую не верят, что могут стать космонавтами, программистами, врачами, инженерами, и т.д.

    Странно, а в этом точно нет связи с тем, что полета российские космонавты ждут лет по 10? Или может есть какая-то связь с зарплатами инженеров и врачей?

    весы могут склониться не в сторону риска

    Пропущен пункт "на что жить то ребенку в вузе вдали от дома".

    Я хочу сделать так, чтобы у каждого ребёнка была возможность выбрать, в каком направлении он будет развиваться - и получить чёткую и определённую пошаговую инструкцию, как ему достигнуть цели. Инструкцию и бесплатные обучающие материалы

    Для этого должен быть СПРОС на профессию.

    Спроса нет.

    И если тебе не повезло с учителем, который всё объяснит, то

    Зарплата учителей средней школы много лет болтается на уровне ниже среднего. Зато требуют массу бюрократии.

    Образование должно быть понятным.

    Яна Коменского цитировать - это хорошо!

    А сам кандидат тоже ходит на десятки собеседований, где его спрашивают одно и то же. Нельзя ли это автоматизировать?

    Достижение Pearson VUE разблокировано

    Вывод №4. Если каждому навыку сделать отдельную веб-страницу, и сделать возможным редактирование и добавление ссылок на обучающие материалы свободным, то можно получить глобальный каталог обучающих ресурсов .. Таким образом, можно получить что-то вроде википедии для навыков,

    Достижение Википедия разблокировано

    Но у такого курса есть важные минусы, которые никак не решаются в текущем подходе:

    Нельзя пропустить лишнее. Необходимо проходить курс урок за уроком, внимательно просматривая часы видео

    Это не так примерно у всех онлайн курсов (отличать от попыток срубить денег на вкатывальщиках)

    И если Хабр - не площадка для предложения инновационных проектов, то кто ж ещё?

    Согласно последним сводкам, за Инновации и Технологический Прорыв отвечает Ростех и Сколково. В Сколково в свое время одного из директоров Интел люди в масках попросили сидеть тихо, а в Ростехе недавно работники института жаловались на невыплату зарплат.


  1. nikolas78
    06.09.2022 21:09
    +1

    Статья серьезная, требует осмысления. А пока вы просто зародили идею стартапа в этой сфере! Ну то есть ничего нового: он-лайн обучение и все такое… Но картинка прояснилась)


    1. nikolas78
      06.09.2022 23:34
      +2

      Фактически автор предлагает интерактивную таксономию современной системы знаний и навыков. Это большой и правильный шаг в правильном направлении. Возможно это вырастет в нечто, наподобие Википедии. Но ясно одно — это дело не одного года (а может даже и не десятилетия). Это такая большая, даже огромная цель впереди. Скорей всего, она очень сильно повлияет не только на процессы обучения, но и найма сотрудников.


      1. antofik Автор
        07.09.2022 12:31
        +1

        Спасибо вам, вы всё правильно поняли :)

        Для найма сотрудников уже тоже готов сервис поверх этой системы, вот тут кликабельные демки:

        Только это б2б штука, и поэтому предполагается быть платной, поэтому в статье никак не затронута - я бы хотел помогать именно бесплатному образованию в первую очередь.

        Формализованный подход к навыкам открывает множество возможностей, практически во всех сферах где речь идёт про обучение (считай - вся наша жизнь). И да, дело не одного года и не одного человека - такое можно сделать только всем вместе.

        Увы, я плохо/неудачно описал идею (о чём много и справдливо заметили многие) - будет обидно, если моё неумение подать идею помешает её реализации. Не сомневаюсь, что за этим будущее - вопрос только кто и когда это сделает.


  1. slipers
    08.09.2022 01:58
    -1

    За целый день ни одного ответа автора к коментариям статьи.
    Показательный пример когда на тему "Что-то должно быть понятным" написана непонятная статья.