Автор: Дмитрий Курдюмов
Участвовал в Аджайл-трансформациях в крупнейших компаниях в России (Альфа банк, МТС, Х5 retail group), с международным опытом в стартапе за рубежом
Последние 10 лет информационные технологии повсеместно проникают в нашу жизнь. За счет них клиенты получают более быстрые и персонализированные сервисы с фокусом на конкретные потребности. С увеличением конкуренции растет скорость изменений и вместе с этим борьба за клиентов. У компаний появилась потребность в создании гибких процессов и системе, которая бы позволила максимально оперативно подстраиваться под изменяющийся рынок, при этом делая потребности пользователя основным фокусом.
Скрам — один из таких фреймворков. Он позволяет бизнесу итеративно создавать небольшие кусочки продукта и тестировать их на рынке, что дает ему возможность быстро собирать обратную связь и минимизировать риск выпуска ненужного продукта и функциональности. С его помощью компания создает лучшие продукты и быстрее приходит к своим бизнес целям, быстрее отказывается от ненужных решений и не тратит на них время.
Скрам задает жесткие ограничения в процессе и структуре, которые должны обязательно выполняться.
Фундаментальный элемент — Скрам-команда — самоуправляемая команда людей, которая самостоятельно определяет цель и вектор движения к ней. Конечно, цель не может быть в отрыве от главной бизнес-цели компании и стратегии.
Состав скрам-команды
Скрам мастер — отвечает за эффективное внедрение фреймворка Скрам в процессы.
Владелец продукта — отвечает за максимизацию ценности того, что создает Скрам-команда. То есть он анализирует рынок, приоритезирует потребности, определяет, что сейчас является наиболее важным для пользователей, как максимизировать бизнес-ценность для компании.
Команда разработки (в новой версии Скрам их назвали «Разработчики») — это все компетенции, которые необходимо иметь внутри команды, чтобы создать продукт. Они отвечают за создание готового, качественного кусочка продукта в течение каждого спринта. В результате спринта не должно оставаться недоделанной работы.
Важно, что такие команды должны быть организованы непосредственно вокруг продукта. Продукт — это то, что решает задачу клиента и несет ценность компании. Подобные команды не стоит выстраивать вокруг компонент или функциональных отделов. Для этих целей Скрам не подойдет, так как фреймворк задумывался не для решения оперативных задач, а для того, чтобы достигать продуктовых и бизнесовых целей быстрее, сокращая риски.
Когда использовать Скрам
Скрам — это не про «сделать больше задач и успеть в срок». Здесь будет уместнее говорить про возможность создавать небольшими порциями продукт с целью получить обратную связь от пользователей, рынка, заинтересованных лиц, чтобы на основе новых знаний лучше понимать, куда двигаться дальше в процессе разработки. Скрам — это про работу в условиях неопределенности, когда результат плохо предсказуем.
Например, если вы создаете новый продукт и еще не знаете, каким он будет в итоге, вы можете достичь результата путем проведения небольших итераций и быстрых экспериментов, разработки на основе данных с рынка и от пользователей.
Или, скажем, у вас уже есть работающий продукт и вам нужно улучшить конверсию (то есть количество переходов) из корзины в оплату. Ответ не очевиден. Чаще всего, задача в лоб не решается, требуются эксперименты, поэтому процесс работы команды строится итерациями (в Скрам они называются Спринты).
В результате каждого спринта команда должна создать законченный кусочек продукта, который можно показать пользователям и другим стейкхолдерам, чтобы получить обратную связь. Команда заранее определяет критерии готовности продукта, чтобы одинаково понимать, что нужно сделать, чтобы продукт считать готовым. Условия выбора задач в спринт не должны быть слишком детальные, наличие излишнего анализа и документации также не приветствуются. В Спринте не должно остаться незаконченной работы!
Несмотря на гибкость фреймворка, не стоит забывать о таком важном этапе, как планирование. Планирование спринта проводится для определения объема работы на спринт и целей спринта. Внутри спринта команда использует следующие ритуалы:
ежедневные встречи (daily scrum или standup) — для синхронизации движения к цели спринта;
обзоры спринта (review или demo) — для обсуждения готового продукта со стейкхолдерами и пользователями;
ретроспективы (retro) — для обсуждения улучшения работы Скрам-команды.
Работа команды и ее взаимодействие со стейкхолдерами должна быть прозрачной. Для этого используется достаточно распространенный инструмент — доска, на которой визуализируются все процессы и работы. Так как Скрам отвергает разделение ответственности и ярко выраженные этапы (например, они могут идти параллельно), количество колонок зачастую минимально, их три: to do — взяли на спринт, in progress — в процессе, done — имеем результат.
Резюмируем
Фреймворк Скрам стоит применять в продуктовой разработке для того, чтобы чаще и быстрее тестировать новые версии продукта и корректировать вектор на основе обратной связи. Работает в условиях неопределенности. Чтобы начать работать по Скраму, нужно сначала создать кроссфункциональную команду и обеспечить ее необходимыми ролями — Владельцем продукта и Скрам мастером, а далее запустить спринты, в течение которых команда создает кусочек ценности, вы должны показать его заинтересованным лицам и протестировать на пользователях.
А чтобы узнать больше о ролевой модели в Скрам, приходите на бесплатный открытый урок в OTUS. На уроке обсудим, кто такие Скрам мастер, Владелец продукта и команда, и как меняется ролевая модель. Также разберем, в чем разница между проектным и продуктовым подходами, какие есть роли в этих командах и что изменяется, когда мы переходим в Скрам. Зарегистрироваться можно по ссылке ниже.
А если вам понравилась статья, жду в своем телеграмм-канале и на сайте.
Комментарии (5)
serjeant
19.10.2022 11:46Когда стоит использовать Скрам в разработке? - тогда когда нужна имитация бурной деятельности,вместо результата
Myclass
20.10.2022 09:33По факту с вами согласен. Но и вам и мне видно, что эта идеология всё больше и больше проникает во все области деятельности. И не важно, что успехи таких проектов гарантируются только отдельными людьми, которые жаждают, сделать продукт самым-самым. И очень часто вопреки этой идеологии и её догмам. Но. Но успех именно продвижения этой идеологии по всему миру есть и немалый - к сожалению должен с этим согласиться.
По мне - это как леватцкие мысли или социализм. Уже много поколений и экспериментов показали, что социализм и левые идеи - заканчиваются всегда режим образом жизни, бараком и сеткой вокруг. Но нет, весь мир продолжает в это верить. Что те эксперименты были просто неправильно сделаны. Надо по-другому взятся и тогда мол получится.
Так и с агилем. Если нет результатов или полный провал - всегда неправильное понимание агиля - есть типа проблема. Не то, что сама идеология фейковая и создающая видимость как вы сказали бурной деятельности. А именно - неправильно используется агиль.
Мне это басню Крылова напоминает, когда звери нашли музыкальные инструменты...
serjeant
20.10.2022 10:26Полностью с вами согласен! Приятно встретить человека, который понимает весь абсурд этого театра под названием "гибкие методологии"
Ivnika
Позанудствую - а что нового в этой статье? Какие-то секреты, фишки? Вроде такое описание было 100500 раз.
p.s. Ааа, понял, реклама себя любимых и своих курсов / уроков?
p.p.s. И чуть конкретики чтобы совсем занудой не быть :) Мне было бы интересно прочитать про конкретные примеры, кейсы, схемы, детали.
Да, пусть маленький кусочек, но детально и интересно проработанный, например ретро - какие виды, как лучше, на что влияет, как оценить и тд и тп
Myclass
О практиках могут писать только те, кто этим конкретно занимается. А тем, кто этим конкретно занимается - знает, что из этой теории в реальных условиях не работает ничего. Теоретический скрам вводится, какое-то время для показухи живёт, а потом, когда на него возлагают настоящие как надежды, так и задачи - с этим не справляется и начинается постепенное преобразование скрама. И есть два пути. Если бабок уйма и даже при наличии бесполезности как команды так и продукта, то да - что-то вроде скрама продолжает существовать. Если количество бюджета ограничено, то быстро приходит понимание, что планирование сроков и сдачи в срок - есть неотёмленная часть проекта, и весь этот скрам превращается...в нормальность. Или просто закрывается, потому что поигравшись в скрам - запустили всё, упустили время, наобещали цифровое будущее - произвели мало чего - те результат на выходе был никчёмный. Итд.
Но о такой практике ведь никто писать не будет. Им ведь и после такой практики семью и детей кормить. Поэтому относитесь с пониманием!