Предыдущая наша статья была посвящена вопросу выбора.

Как лучше поступить потребителю: укомплектовать термошкаф оборудованием самостоятельно или поручить этот процесс стороннему производителю?

Сам термошкаф, полностью укомплектованный оборудованием с выполненным в межблочным монтажом, будет называться всепогодным узлом коммутации (ВУК). Термин ВУК соответствует прямому назначению изделия – коммутировать необходимым образом линии связи разветвленных систем.

В данной статье мы предполагаем, что потребитель свой выбор сделал – всю сборку узла осуществляет производитель.

Однако, как показывает практика, такой в большинстве случаев оправданный и правильный выбор, еще не означает отсутствие проблем как для производителя, так и для самого потребителя в зависимости от того, как выстроены взаимоотношения между ними.

Технические задания, которые предоставляет заказчик, находятся между двумя крайностями.

Первая крайность – максимально не конкретизированное техническое задание, это самый безобидный вариант. Для узла коммутации вообще не оговаривается, что должно быть установлено. Даже габариты не определены. Оговаривается только, что будет на входных линиях в узел, и что должно получиться на выходе.

В принципе, стандартные, часто встречающиеся схемы под типовые задачи, нами проработаны и отражены в конкретных моделях ВУКов.

Другое дело, что заказчику бывает лень самостоятельно искать свой вариант в большом перечне представленных моделей, и такой выбор приходится делать нам, как производителю.

Но следует признать, что соответствие некоей стандартной схеме - случай достаточно редкий, и какие-то нюансы, дополнения и изменения все-таки есть. Исполнителю все равно часто приходится решать нестандартные задачи.

Кроме того, в окончательном варианте у заказчика может возникнуть ряд вопросов, связанных, с наличием в его решении дополнительного оборудования.

О необходимости этого оборудования заказчик мог изначально не подозревать в силу недостаточной компетентности. Однако, оно необходимо для реального функционирования всего комплекса, а иногда просто для его размещения на объекте.

В результате реальная стоимость решения может существенно превысить стоимость, ожидаемую заказчиком.

Иногда впоследствии появляются дополнительные требования, о которых заказчик (потребитель) изначально не подумал, а изготовитель не знал.

Ну, и в принципе, перекладывать работу проектировщика, за которую он получает свои деньги, на плечи изготовителя оборудования – не совсем корректно.

Хотя, повторюсь, такая крайность гораздо безобиднее крайности другой.

Другая крайность заключается в направлении в адрес исполнителя технического задания, в котором прописан весь перечень оборудования с требуемыми параметрами, и указаны конкретные марки и модели, которые должны войти в состав готового комплекса. И вот тут-то возникают главные проблемы.

Насчет моделей и марок мы еще поговорим отдельно, но и без того анализ полного перечня и требований нередко приводит к выводу, что подобное либо в принципе реализовать невозможно, либо готовый узел изначально будет не работоспособным, либо не учтены важные моменты, что приведет к неминуемому выходу оборудования из строя.

Просто проектировщик взял на себя решение вопросов, в которых он недостаточно компетентен, и придал своему решение статус руководящего документа, обязательного к исполнению, прошедшего какие-то официальные экспертизы и утвержденного на всех инстанциях.

Ну, и чтобы не быть голословным, а читателю не было скучно, приведем реальные примеры из собственной практики.

Пример буквально последних дней.

В опросном листе в строке «Производитель» указана наша компания. Далее следуют габаритные размеры шкафа – 1000х600х700 мм. В принципе, размер стандартного шкафа. Если бы не одно «но». У цифры «700» стоит обозначение высоты «H». И при этом отдельно указано, что шкаф должен иметь крепление на стену. Сделать из стандартного шкафа с высотой 1000 мм некий вариант горизонтального исполнения в принципе, конечно, можно. Но это будет уже далеко не серийное изделие, отличающееся и по цене, и по срокам изготовления.

А вот как такой шкаф, весом с оборудованием не менее 100 кг, повесить на стену, имея выламывающий момент от такой массы на плече 1000 мм – это уже очень серьезная инженерная задача. И для ее решения понадобятся характеристики самой стены, на которую такое сооружение проектировщик планирует размещать.

Никакой подобной информации в опросном листе нет. Как добраться до самого проектировщика, это отдельная задача уже для нашего заказчика. Но по своей воле он не может как-то менять требования опросного листа. Ситуация пока так и не разрешилась.

Следующий пример. Даже два. В одном случае ВУК предназначен для подключения пяти внешних видеокамер, во втором – шести. Но в опросном листе указана конкретная модель сетевого коммутатора, который оказывается четырехпортовым.

Если б не было такой «детализации» требований в виде конкретной модели, то из многообразия, представленного на рынке можно было взять коммутатор на необходимое количество портов. Хорошо себя зарекомендовавший на основании опыта использования и укладывающийся в ценовой диапазон.

Но отойти самостоятельно от требований опросного листа без согласования с проектной организацией, делавшей проект, заказчик не имеет право.

И ситуация становится тупиковой, пока заказчик не отыщет этого проектировщика и не согласует с ним необходимые изменения.

Естественно, временные потери измеряются не днями; в лучшем случае неделями, а то и месяцами.

Иногда возникают мысли, что составляются подобные опросные листы исключительно по пятницам после обеда, когда специалисты, их издающие, уже пребывают в мечтах где-нибудь на даче, на шашлыках, на пикнике.

Иначе как объяснить отнюдь не разовые случаи, когда всё оборудование, представленное в опросном листе, попросту не влезает по своим габаритам в те габариты шкафа, которые предписаны в том же опросном листе в самых верхних строках.

О необходимом свободном объеме для вентиляции, возможности монтажа и обслуживания речи даже не идет. Просто сумма объёмов оборудования оказывается больше внутреннего объема требуемого термошкафа.

Аппаратура коммутации, бесспорно, является центральным ядром всего узла.

Но «центральное ядро» для своего функционирования в конкретной системе и конкретных условиях требует еще и обязательной «обвески». В частности, это касается аппаратуры климатической защиты, защиты от опасных импульсных перенапряжений и т.п.

И, если для производителя ВУК весь необходимый перечень и параметры дополнительного оборудования – вещи очевидные, то для проектировщика это может находиться вне области его компетентности.

В итоге появляется опросный лист, в котором прописана аппаратура, в реальности оказавшаяся либо полностью не рабочей, либо не соответствующей тем условиям, в которых должна работать.

Пример из нашей практики.

В опросном листе предписывается термошкаф с габаритами модели ТШ-2. При этом в качестве обогревателя оговаривается модель ОТШ-40. Оборудование предназначено для поставки на объект г. Сургут, где в зимнее время температура опускается ниже минус 400С.
Наши стандартные модели ТШ-2 для работы в подобных условиях оснащаются обогревателем ОТШ-200, в соответствии с климатическими испытаниями. Можно в точности исполнить требования опросного листа, сняв с себя какую-либо ответственность, и сделать аппаратуру, которая заведомо окажется не соответствующей условиям эксплуатации. Либо затеять долгий процесс выхода на проектную организацию с дальнейшим изменением опросного листа, что, скорее всего, сорвёт сроки поставки оборудования.

Еще пример.

В опросном листе напротив строки: «УЗИП по линии 220 В» в графе «наличие» указано «Да». А в дополнительных требованиях указано: «УЗИП на входной линии питания в шкаф – 1 шт». Что под этим следует понимать? Тот, кто осуществляет закупку по этому опросному листу, не смог дать ответ на этот вопрос. Очевидно, что линия питания 220В входит в шкаф в единственном числе. Устанавливать на одну линию два УЗИПа подряд – это откровенная глупость.

А с другой стороны, закупающая сторона должна выполнить все требования опросного листа. Мало ли какой проверяющий начнет сопоставлять состав с перечнем требований. Проверяющий может вообще не знать, что такое УЗИП.

В результате, по договоренности с закупщиком было решено установить второй УЗИП просто в качестве запасного, не подключая ни к какой линии вовсе – и требования опросного листа выполнены, и глупостей не наделали.

Явно вышла переплата, но не столь существенная, как возможные временные и финансовые потери от хлопот по переделке опросного листа в официальном порядке.

Непонятно, зачем привязывать какое-либо оборудование даже не к марке производителя, а к наименованию конкретной модели.

Разница во времени между созданием проекта и началом работ по его реализации может составлять не один год.

Компании - производители стремятся непрерывно развивать свой продукт, и велик риск, что к моменту реализации проекта данная модель может уже навсегда исчезнуть с рынка. Соответственно, требования опросного листа невозможно будет выполнить в принципе.
Причем, изменения модели могут быть самые несущественные, например, касаться исключительно внешнего вида.

Но развитие товара – непременное условие существования производственной компании, поэтому изменение наименования модели с течением времени – это правило, а не исключение.

Могут возникнуть и трудности из-за указания в опросном листе марки производителя.

Вот конкретный недавний пример.

В опросном листе указано, что шкаф должен быть укомплектован замком для дверцы шкафа «Rittal». На сегодняшний день, в силу известных событий, поставки компании «Rittal» в Россию прекращены, и замков этих на нашем рынке нет вообще.

С другой стороны, почему надо именно «Rittal»? Никакой повышенной взломостойкостью или секретностью такие замки не обладают. Самый обычный замок. На подобные закрываются почтовые ящики.

Есть масса вариантов запереть дверцу ничуть не хуже. Можно сделать переход на висячий замок, и тогда возможные варианты будут исчисляться сотнями, если не тысячами.
Но детализация в опросном листе, касающаяся такой мелочи, как замок дверцы, затормозила поставку сложной и дорогостоящей аппаратуры на срок согласования отклонений от опросного листа.

В любом случае, если производителю предписывается конкретная модель, даже марка оборудования, то должны оговариваться отдельно вопросы ответственности за это оборудования, ремонта, обслуживания, замены.

Но есть и обратные примеры. И касаются такие примеры проектно-монтажных организаций, осуществляющих в рамках одной компании проектирование, монтаж и запуск системы.

Сам по себе проект не является их конечным продуктом, поэтому компании заинтересованы, чтобы проект оказался по-настоящему рабочим во всех деталях. Это же касается и дилеров, реализующих свою продукцию не саму по себе, а в составе всё тех же узлов коммутации. Их ответственность распространяется на весь комплекс.

Вот для такого проектирования характерно продуманное место размещения оборудования в шкафу, обеспечение необходимого свободного пространства: для удобства монтажа, и с точки зрения климатической защиты.

Даже размещение каждого гермоввода оговаривается, исходя из прокладки внешних кабелей в конкретной системе.

Есть всем известное правило – «Доверяй, но проверяй».

Правило это может применяться для каких-либо всем хорошо известных действий. Например, уборка помещения.

Но если говорить о вещах, требующих специальных знаний и практического опыта, правило это становится не просто неверным, а, зачастую, опасным. Например, не стоит проверять и давать указания своему лечащему врачу, если сам медицинского образования не имеешь. Тут будет работать другое правило – «Выбирай и доверяй».

Напомню, на насыщенном рынке товаров специального спроса конкуренция идет не на уровне товаров, а уже на уровне производителей.

И задача заказчика – выбрать производителя, знаниям и опыту которого он может доверять. Основной фактор, влияющих на правильный выбор, - опыт работы компании по данному направлению. Есть много нюансов, которые можно учесть, только благодаря многолетнему опыту работы.

Выбрав производителя, необходимо построить с ним диалог, включая в проект кроме собственных требований и компетентные рекомендации по их реализации. Тогда опросные листы изначально будут свободны от технических ошибок.

Ошибки и неточности во всех вышеприведенных примерах могли быть успешно разрешены на стадии составления опросных листов в считанные минуты прямого диалога.

Либо опросные листы  можно было согласовать с производителем еще до стадии обретения ими официального статуса проектного документа.

Не стоит забывать, что невозможно быть одному человеку компетентным на одинаково высоком уровне во всем, а электронная почта не заменяет телефонного общения, являющегося несравненно более оперативным инструментом.

Александр Попов,
технический эксперт компании «Тахион»

Комментарии (2)


  1. Bazis007
    21.10.2022 15:52

    Немного о больном и не совсем по теме: искал аналогичное решение для размещения IT инфраструктуры на даче, чтоб работало круглогодично и спокойно висело на заборе. На входе 230в и оптика. Нужно было запихать коммутатор, маршрутизатор, конвертор, PoE и регистратор. Адекватного способа организовать внутреннее пространство так и не нашёл. Решил диким колхозом. Я к тому, что, термошкаф - офигенна штука, но решений, чтоб всё адекватно разместит и обвязать так, чтоб обогреватель не поплавал провода - предложений на рынке нема. Это к теме идей для развития.


    1. wizard_s
      23.10.2022 12:51

      4й год на заборе висит коммутатор в обычном ящике без подогревов и охлаждений. Тоже искал, смотрел, думал, а потом решил попробовать. Харды, конечно, боязно туда, а остальное вполне само себя обогревает. На лето можно предусмотреть открывающиеся вентиляционные отверстия. Мешок силикагеля еще туда засунуть, чтобы конденсата не было. Термошкаф - хорошо, но дорого и в покупке и потом в эксплуатации, лучше, конечно, вообще обходиться без электроники на улице по возможности