Хабр, привет! Меня зовут Никита Бакунин, я руководитель группы маркетинговых и продуктовых алгоритмов в СберМегаМаркет. В этом посте я расскажу, почему полюбил именно синки, как провожу их с командой и какой будет результат, если регулярно выделять для них время.

Начну с одной «вымышленной» истории. Представьте себе команду: лид Иван, Петя – сеньор, Катя — мидл.

Мысли лида: «Кажется, Пете не нравится его задача, а задача сложная. Не хотелось бы, чтобы он ушел — сотрудник ценный, хорошо работает и не токсичен. Но кому же ее перепоручить? Может быть, Кате? Катя инициативная, ей все сложные задачи нравятся! Жаль, конечно, терять темп по задаче, но сотрудники важнее. Да, перепоручу Кате».

Мысли Пети: «Кажется, Иван считает, что я плохо работаю — темп вон по задаче никакой. Наверняка накажет и отдаст задачу Кате или еще кому, а меня на что-нибудь скучное в наказание посадит или вообще уволит».

Мысли Кати: «Какая у Пети сложная задача! Мне до такой еще расти и расти — хоть бы Петя не уволился, а то задачу мне дадут и потом уволят за нее, потому что я с ней не справлюсь! Да к тому же она не интересная для меня. Если мне ее передадут — в этот раз надо точно сказать Ивану о своих настоящих мыслях по задаче».

Результат: Задачу передают от Пети к Кате. Петя считает, что он не справился и плохой сотрудник, но «хоть не уволили». Катя надрывается над сложной и не интересной для себя задачей. Иван думает, что предотвратил уход сотрудника, а в результате получил двух демотивированных сотрудников и снижение производительности.



Знакомая ситуация? Одним из методов решения кучи подобных проблем являются синки.

Если вам удобнее слушать, а не читать — есть вебинар на Ютубе. Однако видео несколько устарело — основной посыл тот же, но в статье есть более свежие мысли про улучшение синков.

Синки — это регулярные встречи 1 на 1, на которых лид и сотрудник не только дают друг другу обратную связь, но и обсуждают, чем сотруднику хотелось бы заниматься, делают из этого выводы и подбирают направления и задачи. Основной смысл синков — снизить неопределенность (домыслы) и, как следствие, стресс у обоих участников встречи, и у сотрудника, и у его лида. Дополнительно, этот инструмент может повысить мотивацию у сотрудников и эффективность управления у лидов. 

Кому будет полезна статья: 

  • тимлиды смогут взвесить плюсы и минусы от внедрения синков и перенять отработанные инструменты

  • участники команд узнают, чего ждать от синков, какие проблемы они помогут решить и предложить их для внедрения руководителю

  • руководители среднего звена смогут предложить подчиненным линейным руководителям этот инструмент и отследить результат через влияние на KPI в части сотрудников

Как я встретил (вашу маму) синки и почему внедрил их в работу

Есть понятие «асимметрия информации»: если ты знаешь больше, чем рынок, ты можешь работать лучше, чем рынок. Когда я впервые пришел на свою первую работу, то был крайне удивлен тому, насколько сильна асимметрия информации: люди не обменивались знаниями и не делились тем, что у них в голове. Это приводило к печальным последствиям: проекты не выполнялись, был огромный стресс и большая текучка (см. «вымышленную» ситуацию). В ИТ — особенно у дата-сатанистов тут особо острая ситуация — бесконечно ярко выраженный синдром самозванца из-за постоянно обновляющихся требований совсем не улучшает ситуацию (пишите, если есть потребность в статье/выступлении на тему синдрома самозванца в Data Science).
Я задумался — что бы могло спасти ситуацию с асимметрией информации в головах людей в ИТ?

Со спасительным инструментом, то есть с синками, я познакомился в Центре недвижимости Сбербанка больше шести лет назад — мой тогдашний тимлид их проводил (Леша, огромный тебе респект!). Я решил часть своих проблем с неопределенностью на этих синках — в результате метод мне понравился, и я забрал его себе как инструмент и доработал с помощью agile-коучей (Аня и Максим — респект!) и собственного опыта. Сразу после того, как я стал лидом 5 лет назад, я внедрил синки в свою работу с сотрудниками.  

Забегая вперед, в результате, в частности от синков (не кидайтесь камнями — нормальный A/B-тест проводить не целесообразно) я в своей практике сталкивался с эффектом в:

  • повышении удовлетворенности: прирост CSI был оценен сотрудниками с 4.8 до 8.8/10; 

  • -70% в текучке;

  • +35% в эффективности.

Я тестировал эффективность  синков даже на этапе собеседований: провел несколько сотен собеседований ИТ разного уровня — от джунов до хэдов. Сотрудники были заинтересованы синками, и когда узнавали, что мы их практикуем, больше хотели попасть в нашу команду: загорались на собесах и называли синки в числе причин выбора места (да-да, от ошибки выжившего никуда не деться).

Из чего состоят синки

Главная цель синков — помочь развитию бизнеса и снизить стресс у сотрудников и руководителя. Это стоит помнить, и в разговоре всегда возвращаться к общей цели — вы собрались, чтобы улучшить работу и взаимодействие, для этого нужно действовать сообща. 

Я провожу синки так: сначала общаемся на отвлеченную тему, чтобы перезагрузиться и прочувствовать эмоциональный фон. Потом я спрашиваю и выслушиваю обратную связь сотрудника. И что важно — не  перебиваю, а лишь уточняю. После этого даю свою обратную связь, а потом мы думаем, в каком направлении развивать дальнейшую работу. Теперь о каждом пункте подробнее.  

Начинаем встречу с легкой беседы, спрашиваю сотрудника, о чем он думает и переживает. У всех на работе куча встреч, так что здорово просто отвлечься. Ваша задача — выйти из суматохи горящих дел и понять, что вы здесь и сейчас, поговорить на отвлеченные и личные темы. 

При этом не нужно настаивать и вытягивать сотрудника на откровенность. Она зарождается со временем и не со всеми: есть — хорошо, нет — не страшно. Но помочь сотруднику раскрыться нужно: «Как настроение? Что классного происходит? Да, чего тут вокруг прям тьма непросветная — как переносишь?»

Переходим к более структурированной части какие у сотрудника есть проблемы в работе, запрашиваем обратную связь (ОС), немного помогаем наводящими вопросами. Когда сотрудник говорит, с ним вообще не нужно спорить, а только уточнять вопросами и поблагодарить за обратную связь. Даже если кажется, что проблема в самом сотруднике, или проблему невозможно решить, — это можно обсудить уже на этапе обсуждения обратной связи и планирования действий. Бывает, что у сотрудника нет прямой ОС, тогда можно спросить про его отношения к важным моментам из работы или про ситуации, которые, на ваш взгляд, могут быть важны для него, но он почему-то про них не говорит.

Нужно иметь в виду, что обратная связь отличается от переживаний из первого пункта, ОС должна содержать в себе:

  • конкретную ситуацию, на примере которой дается обратная связь (обсуждаем не человека, а ситуацию);

  • какие последствия и что испытывает сотрудник из-за ситуации;

  • предложение по тому как, с точки зрения сотрудника, можно было бы сделать лучше или просьбу подумать вместе;

  • мысли о том, как улучшится ситуация, если сделать, как рекомендует сотрудник.

Важно задавать исчерпывающее количество вопросов: что именно имеет в виду сотрудник, как он видит улучшение ситуации, как к улучшению прийти — только после ответа на них можно получить ясное представление о ситуации и построить план дальнейших действия. Обязательно переводите диалог из парадигмы жалоб в русло «а как надо?» при помощи вопросов.

Критично важно договариваться о конкретных дальнейших шагах по каждой ОС, и фиксировать их, чтобы потом оценить прогресс. 

Такое проговаривание обратной связи поможет понять, как проблемы, с которыми столкнулся сотрудник, могут повлиять на задачи, и даже предотвратить увольнение. Более того, это показывает важность проблем сотрудника с точки зрения руководителя, что не может не повышать мотивацию и вовлеченность сотрудников.

Даем ОС  рассказываем о своем восприятии работы сотрудника и его дальнейшего развития. Тут же важно предоставлять обратную связь, собранную с контрагентов и команды сотрудника. То, что у другого человека в голове — часто тайна за семью печатями, поэтому продолжаем убирать асимметрию информации. 

Часто руководители говорят с сотрудником, когда штрафуют, но важно обсуждать с сотрудником и то, за что его премируют. В случае отсутствия системы премирования и штрафов важность ОС точно не снижается.

Как дать содержательную ОС? Чтобы мучительно не вспоминать перед синком, что же сотрудник сделал за время между встречами, я записываю яркие положительные или негативные события за каждую рабочую неделю, и потом просто открываю этот список, чтобы обсудить. Конечно, стоит озвучивать не общие мысли, а давать конкретный фидбек и обсуждать, что и как можно улучшить по описанной выше системе ОС. Поэтому перед встречей и требуются дополнительные полчаса на формулирование обратной связи.

Очень важно спрашивать, согласен ли сотрудник и почему. Если согласен, то тоже важно спросить почему! Когда он просто отвечает «согласен», это может быть на автомате, а если продолжать задавать вопросы, можно лучше понять друг друга. 

На этом этапе все договоренности тоже важно фиксировать, чтобы прочитать их на свежую голову и изменить свои действия между синками, вернуться к перечню на следующем синке и отслеживать динамику в дальнейшем. 

Составляем планы на будущее. Сотрудник озвучивает, чем бы ему хотелось заниматься, какие ему интересны рабочие задачи, а лид готовит бэклог будущих направлений и задач и смотрит, что больше всего подойдет под запрос. Так сотрудник будет чувствовать больше свободы и ответственности за свой выбор, а лид может на раннем этапе спланировать, кто займется будущими направлениями. 

Помимо желания сотрудника есть еще вопрос — хватает ли у него компетенций взять в работу ту или иную задачу. Если я вижу, что пока надо подучиться — я разрешаю сотруднику делать это прямо на работе с ограничениями по времени и дням, например, только полдня по пятницам. Также здесь будет полезна помощь в планировании развития: что эффективнее изучить, через какие методы, кто из коллег может поделиться опытом — менторство развивает всех участников.

Если сотрудник не выполняет договоренности и в итоге не хочет брать задачи или учиться навыку, о котором договаривались, нужно обязательно спросить о причине, по которой это происходит, не делать выводы молча. Но выполнение договоренностей — это отдельная тема для обсуждения (пишите, если есть потребность в статье/выступлении на тему выполнения договоренностей в Data Science).

Правила синков 

Что-то будет повтором вышеизложенного, что-то новым. За те годы, что я провожу синки, я выработал несколько простых, но очень важных правил: 

  • Главное — готовиться к этим встречам. Лид должен собрать бэклог будущих направлений и задач, подготовить конструктивную обратную связь для сотрудника.

  • Лид должен не просто общаться со своим сотрудником, но и быть на его стороне. Это не значит соглашаться со всем, если вы не согласны — эффективно сказать «я думаю, что ты не прав, потому что…»

  • Важно быть открытым и честным, иначе встречи будут бесполезны. Порой правильно сказать: «Это я тебе не скажу, потому что …»

  • Сотрудник всегда говорит первый. Это важно, потому что не все готовы спорить с руководителем, и если лид выскажет свое мнение в начале встречи — он как бы не оставляет сотруднику пространства. 

  • Синк не про критику — поэтому важно переводить все в формат ОС. Даже если лид не согласен, нужно дослушать до конца и стараться понять, почему сотрудник так говорит, а не слушать с позиции «почему он такой дурак». Если встреча вдруг перешла в неконструктивное русло и обвинения, нужно остановиться и вспомнить, зачем вы здесь — вы оба хотите улучшить отношения и работу, поэтому оба можете найти выигрышный для обоих выход. 

  • Критически важно фиксировать все договоренности — без этого вы потом не вспомните, на чем остановились, не сможете отследить динамику изменений и доверие ко встречам просто потеряется. 

  • Нужно убирать телефоны и ноутбуки. Записывать договоренности лучше всего на бумагу, но если это совсем не нравится — отключать интернет на ноутбуке и оставлять открытым только текстовый файл, куда записывать результаты встречи. Это важно потому, что на синках сотрудник делится личным, и если лид в этот момент отвлекается на любой экран — это рушит доверие. 

  • На синках не стоит обсуждать задачи, которые сейчас в работе, иначе встречи, направленные на улучшение взаимодействия превратятся в рутинные по обсуждению проектов, которые и так стоят в календаре. Это крайне неэффективно, потому что от синков зависит настроение и мотивация сотрудников, и если мы опять обсуждаем рабочие задачи — встреча потеряет первоначальный смысл

Когда синки не подойдут

Есть три основных условия, которые скорее всего помешают внедрить в команду регулярные синки: 

  1. Традиционная структура с «я начальник — ты дурак», микроменеджментом и отсутствием инициативы от сотрудников? Синки не сработают. Сотруднику нужно давать много свободы — иначе эффекта от синков не будет. 

  2. В команде узкий пул задач и сотруднику нечего предложить на выбор? Тогда синки превратятся во встречи по обратной связи, которые тоже важны, но все-таки это другой формат. 

  3. У руководителя нет времени на синки. Обычно уходит 1,5 часа на каждого сотрудника, когда процессы уже налажены — час на встречу и полчаса подготовки. При команде в 10-12 человек, чтобы встречаться с каждым раз в 4-6 недель, руководителю требуется 2 встречи в неделю. Но бывает, что руководитель привык только «тушить пожары» и не готов вкладывать время в развитие. Такая практика, скорее всего приведет к тому, что руководитель будет спрашивать: «Есть что-то важное?», а сотрудник будет отвечать: «Нет», — и так до самого увольнения. Со стороны сотрудника подобное поведение вызвано синдромом самозванца: «Ведь как мои мысли и потребность в синхронизации могут быть важны для руководителя с его огромным объемом встреч с большими боссами?». Но о синдроме самозванца в другой раз (и опять же пишите, если есть потребность в статье/выступлении на тему синдрома самозванца в Data Science). А в вышеописанном случае с нехваткой времени у руководителя мы получим такой результат: синки будут постоянно переноситься и потеряют всякий смысл.

И в завершение — как начать?

Синки неэффективно навязывать сверху, нужна поддержка всех участников процесса. Если сотрудник хочет внедрить это — сначала нужно поговорить с лидом, а потом собрать общую встречу.

Если большинство сотрудников команды примет синки в штыки — нет смысла создавать эти встречи. Единственное исключение — когда половина команды не хочет этим заниматься, а вторая половина — хочет, тогда синки можно все-таки ввести, но для половины команды. По моему опыту, положительный опыт половины команды всегда мотивирует вторую половину тоже внедрить синки

Для синков нужно занимать время в календаре регулярной встречей. Сначала синки нужны раз в неделю или две, потом будет достаточно раз в месяц, потому что сотрудник с лидом обсудят все основные вопросы, и останется только следить за динамикой. 

Первый синк обычно короткий и ознакомительный — нужно рассказать про систему встреч и как она будет осуществляться. Вторую и третью встречи можно уже ставить длинными, на 2 часа минимум, желательно ближе к вечеру, когда вся основная работа закончилась. Начиная с четвертой встречи в моей практике уже обычно хватает часа.

Еще раз проговорю: важно обязательно фиксировать все договоренности, потому что если договорились о чем-то важном, а на следующей встрече не подняли этот вопрос — будет расти недоверие к таким встречам. Еще нужно обсуждать динамику — это источник позитивной информации, радости от того, что вы движетесь

Вместо заключения

  • Долой из работы тиранию асимметрии информации, стресс и вечные домыслы на ровном месте! Проводите синки!)

  • Есть ли вероятность, что улучшится ситуация с удовлетворенностью сотрудников, текучкой и эффективностью? Какая-то есть — возможно, даже отличается от нуля (если руководитель по совместительству - хороший психолог).

  • Есть ли 100% гарантия, что все получится? К сожалению, нет. Люди — они сложные: что одному благо, то другому pep8.

Со всеми обсуждениями добро пожаловать в комменты.
Также открыт к диалогу в слаке ods (@Nickita Backunin) и телеге (@Nickita_Backunin).

Комментарии (11)


  1. vdp
    25.11.2022 14:28
    +1

    >У руководителя нет времени на синки.
    Ещё посмотрите есть ли время у сотрудника (((

    А то назначат такие руководители 100500 разных митингов, задач накидают и ещё 1на1 - ну такое.


    1. Backunin_Nickita Автор
      25.11.2022 14:31
      +2

      Привет!
      Тут вопрос приоритетов конкретного человека - для кого что важно и нужно.
      Если сотрудник не хочет проводить синк - лично я никогда не побуждаю к этому - будет иметь противоположный эффект.


  1. Nialpe
    25.11.2022 18:22
    +1

    Включу зануду, но пример настораживает уже с первых строк: Иван, Петя, Катя... Четко (подсознательно) обозначено, кто начальник, а кто подчиненный. Далее что-то про страхи увольнения и прочие тараканы, которые не очень вяжутся с бирюзовыми компаниями, о которых твердят в статья и выступлениям на конференциях. Не сторонник практик, описанных в статье, извините. Возможно мне везло с коллективами, но коллеги не держали в себе заморочки, накручивая их до предела, равно как и лиды были открыты к диалогу в любое время, но без реверансов, а по сути. Лично меня демотивирует подход "так, а давай-ка 1-1 проведем". И без этого есть куда потратить продуктивно время, оплачиваемое работодателем.


    1. Arhammon
      28.11.2022 09:13

      Автор указал что если сотрудники против - это не сработает. За 1 раз точно не сработает - но если сотрудников варить потихоньку, начиная с 5 минут - невзначай образовавшаяся беседа, увеличивая потихоньку время и приближая формат к официальному, то всё возможно...


      1. Nialpe
        28.11.2022 09:23

        Одна из ошибок управленцев думать, что только управленец может манипулировать подчиненным сотрудником. Я бы не исключал ситуацию, когда в описанном вами подходе сотрудник сделает вид, что повелся на эти невзначайные беседы с увеличением времени. Подыграл управленцу, а управленец со штанами полными радости от своего успешного управления пошел успешно управлять дальше. На моей практике были такие случаи - все вроде отлично и сотрудник излучает любовь к компании, а потом бац, заявление на увольнение и до свидания. Допускаете подобное?


        1. Backunin_Nickita Автор
          28.11.2022 14:00

          Добрый день,

          Да, были частично подобные случаи. Когда сотрудник пытается угодить руководителю и раз руководитель что-то предлагает - надо поддержать.
          В этом случае будет сильно более низкий уровень откровенности и это будет видно почти сразу.

          Однако это не значит, что нельзя получить пользу от таких встреч. В этом случае я просто переводил синки в более рабочее русло - совсем мало говорим не по прямой ОС на задачи и возможности улучшения. Убираем как дела, настроение, отношение к вопросам и тд. Договариваемся про конкретные действия по повышению производительности и исправлению косяков, не переходя на эмоциональный фон сотрудника.

          По поводу увольнения - я всегда узнавал заранее про желание уйти своих сотрудников. Возможно, пока просто не попался случай с обратным. Но я скорее склоняюсь к тому, что удаётся выстраивать доверительные отношения (в частности благодаря синкам).


          1. Nialpe
            28.11.2022 14:24

            Опять же, не имею право отрицать ваш опыт, но поведаю о своем. Чем больше формализма в 1-1, тем меньше доверия и откровенности. И скрыть свое настроение и желание уволится не такая уж проблема. Опять же в этом отношении руководитель так же легко попадается в ловушку "вижу всех насквозь". Скорее нет. Неглупые люди умеют показать ровно то, что хотяи показать. И это далеко не заслуженные артисты с соответствующим значком на лацкане пиджака.


  1. Admz
    28.11.2022 08:17

    Может не стоит доводить до "syncs" (если честно, режет это заморское слово, неужели у вас настолько скудный словарный запас, что вы не смогли подобрать к этому слову полновесную замену на русском?)?

    Практика показывает что надо решать вопросы сразу, не доводить до того чтобы сотрудник "дозрел" до увольнения или выгорания. Не исключено что на этих встречах некоторые могут чувствовать себя как на допросе, но они вам никогда об этом не признаются, будут сидеть с натянутыми улыбками и тщательно подыскивать "правильные ответы". Ещё можно понять когда коллектив - человек 10-15, но если у вас в подчинении 20 и более? Это каждый день вы будете проводить (читай терять) по 1,5 часа продуктивного времени как своего, так и сотрудника вытаскивая два важных элемента из рабочего процесса, тормозя/перенося в очередной раз сроки решения задач.

    Если руководитель начинает играть роль психотерапевта - он перестаёт быть руководителем. Можно быть психологом, но использовать эти знание в управленческой практике, но никак не быть психотерапевтом. Более того такого рода встречи показывают что руководитель может быть оторван от коллектива, не знать общую атмосферу в коллективе. Это не значит что вообще не нужно проводить встречи один-на-один, это значит что, зачастую, достаточно и 15 минут чтобы выяснить все интересующие вас вопросы, выявить проблемы и озвучить возможные варианты выхода из них.


    1. Backunin_Nickita Автор
      28.11.2022 14:12

      Добрый день,

      Спасибо за обратную связь.

      Слово синки придумал не я - я только переиспользовал. Мне комфортно его использовать - не режет глаза. Понимаю, что может быть непривычно тем, кто не использует. Однако всё-таки думаю, что это понятие уже прижилось и менять сейчас на моём уровне уже смысла не имеет.

      Я считаю, что больше 8-10 человек в прямом подчинении иметь не эффективно - невозможно уделять достаточно времени каждому. С моей точки зрения нужно делать промежуточные уровни управления. Однако я прекрасно понимаю, что бывают другие мнения по этому вопросу. Да, для этих случаев система регулярных синков не подходит из-за нехватки времени.

      В моей картине мире, атмосфера в коллективе и что в голове у конкретного сотрудника - это разные вещи. Они неплохо дополняют друг друга, но однозначно по одному судить о втором нельзя. Поэтому считаю важным как проводить синки, так и взаимодействовать на командных встречах с коллективом (стандартное общение и более глубокое - например, на ретро из agile церемоний)


  1. elena_yak2209
    28.11.2022 09:12

    Привет! Спасибо за интересную статью!

    Полностью разделяю идею синков, уже 5 лет работаю со своим куратором в такой "системе". Очень нравятся плоды такого подхода - вопросы и проблемы обсуждаются быстро и эффективно. ОС действительно должна быть содержательной (не просто так же к этим встречам нужно готовиться!) - это одно из умений, которое должен развивать в себе руководитель.


    1. Backunin_Nickita Автор
      28.11.2022 14:04

      Спасибо за обратную связь! Очень приятно)