Привет! Меня зовут Максим Павлов, я управляющий партнёр KTS.

Этой осенью я и другие основатели KTS оказались в кыргызском пансионате с ближайшим продуктовым магазином в двух километрах. Нам быстро надоело тратить час на дорогу за чипсами: в статье рассказываю, как всего за пару дней мы создали местный сервис доставки.

Содержание:

Почему Кыргызстан 

В конце сентября мы решили изменить наше местоположение. Предпочтений по релокаций не было, зато был один сдерживающий фактор. У одного из сооснователей KTS загранпаспорт лежал в посольстве на получении Шенгенской визы. Поэтому выбирали из трёх стран: Казахстана, Армении и Кыргызстана. Армению мы быстро отмели, так как билеты туда стоили как крыло самолёта. В итоге прилетели на юг Кыргызстана, в город Ош.

Скоро мы осознали, что ситуация не становится понятнее, поэтому решили подождать загранпаспорт в Кыргызстане. 

Найти подходящую квартиру в столице Бишкеке для пятерых парней в тот период было практически невозможно. Мы нашли один вариант на AirBnB, но он отменился. Спасением стала информация про коворкинг-резорт на озере Иссык-Куль в одном из мануалов для удалёнщиков. 

Да кто такой этот ваш Иссык-Куль 

Иссык-Куль — озеро, которое со всех сторон обрамлено горами. Это живописное место с горными лесами и ущельями.

Мы жили там на берегу Иссык-Куля в пансионате «Акжол». В нём было почти всё, что нужно для комфортной жизни: трёхразовое питание, коворкинг, хорошо отремонтированные номера. Мы взяли три номера на шесть человек: по деньгам вышло всего 35 000₽ в месяц с проживающего. И это при 3-разовом питании! 

Сытный рацион нас быстро разбаловал, и мы захотели вредностей: чипсов, пива и шоколадок. Проблема в том, что в пансионате выбор этих продуктов был совсем невелик, а ближайший магазин находился в 2 километрах. Туда хорошо пройтись поутру и растрясти жирок, но если вечером захочется сладенького, придётся идти 4 километра по неосвещённой просёлочной дороге. Мы оценили это удовольствие на три с минусом. 

Цифровые волки воют в чате 

В нашем пансионате собралась компания разных IT-специалистов и предпринимателей. Конечно же, мы сразу создали чат в телеге, где обсуждали все бытовые вопросы. Там мы и узнали изначально, где искать магазин. Вскоре ребята-предприниматели сообразили, как оптимизировать покупку продуктов, и организовали их доставку из ближайшего магазина за 200 рублей. 

Они просто отправили в чат фотографию бумажки с телефоном и именем владельца магазина — Току. Механика была простая: нужно было позвонить Току и сделать заказ. 

Это не «тот самый» магазин Току, но он так же называется и выглядит почти как брат-близнец.

Закажи то, не знаю что 

Заказывать стало легче, но всё равно была большая проблема: мы не знали ассортимент магазина. Конечно, там были и международные бренды, но также и много местных. Когда Току спрашивал «Так, будете сухарики. А какие именно сухарики?» мы впадали в ступор. Привычных позиций было мало, а на заморские продукты хотелось бы сперва взглянуть. Логичным выходом стало создание онлайн-магазина. 

В этом нам помог наш конструктор магазинов и кафе в Телеграм, Shopback — оставалось лишь собрать на нём бота. Главной задачей было уговорить Току сделать онлайн-магазин. Мы волновались, что он не согласится и придётся долго объяснять, как это может помочь его бизнесу. Уже почти пошли договариваться лично, но решили испытать судьбу и просто ему позвонили. Слова вроде «IT-продукт» и «SaaS-решение» могли повредить коммуникации. Мы не придумали ничего лучше, чем как сказать: «Току, в Телеграм теперь можно делать магазины. Давай и у тебя сделаем?» 

Он сразу же согласился и сам предложил сфотографировать товары. Правда, вместо фото он прислал видео того, как ходит по магазину и показывает продукты. Однако этого было достаточно, чтобы определить ассортимент и загрузить нужные картинки в каталог. Мы собрали за пару часов наш магазин в Телеграме и сделали первый заказ. 

Единственным «пиаром» было сообщение в чате постояльцев пансионата.

Как выглядел онлайн-магазин 

И онлайн-, и офлайн-магазин называется «Бай азык», что в переводе означает «Много еды»: ссылка на него. В каталоге мы определили четыре жизненно важные категории: сухарики, чипсы, пиво и шоколад:

В каждой из них пользователь мог выбрать нужную позицию.

Если какой-то товар заканчивался в магазине, Току перезванивал и уточнял, на что можно поменять позицию в заказе. Мы сделали совместный чат с владельцем магазина, где вели поддержку. Нас поразила ответственность Току: все заказы он подтверждал в течение пяти-семи минут сообщениями «Принял».

Также мы добавили возможность оставить комментарий к заказу, чтобы пользователи могли заказать товары, которые есть в наличии у Току, но ещё не добавлены в онлайн-магазин. 

Зачем нам это было нужно 

Первая и, безусловно, основная причина — нежелание ходить 2 км или мучиться от покупки «кота (пива) в мешке». 

Вторая причина немного духовнее. По неведомой причине сотрудники коворкинг-резорта обращались к нам в чате не иначе как «инноваторы». Например:

«Уважаемые инноваторы! Рады сообщить вам, что теперь коворкинг работает круглосуточно. Подробнее — в прикреплённом гайде»

Мы чувствовали себя немного неуютно из-за этого. В чате ребята задавались вопросом, инноваторы ли они вообще, если их работа — «красить кнопки» в интерфейсе. Мы хотели доказать и себе, и людям, которые нас так назвали, что мы можем хотя бы претендовать на звание «инноваторов». 

И как же нам было приятно, когда через день после запуска магазина нам написала одна из основателей сети коворкингов, к которой относится и наш пансионат.

Она подарила нам их мерч: лонгсливы.

Финал 

Пансионат, где мы остановились, не работает зимой. Он просуществовал до 1-го ноября, а потом закрылся. Некоторые постояльцы переехали в другой пансионат с коворкингом сети ololo — он был уже слишком далеко от магазина Току. Поскольку до создания магазина мы добрались только через три недели пребывания на Иссык-Куле, то и запустили его незадолго до закрытия коврокинг-резорта. В итоге наш бот проработал всего две недели. За это время через него прошло 11 заказов. 

Магазинчик Току продолжает работать в прежнем режиме. Мы же предоставим первому пользователю сервиса из Кыргызстана бесплатный доступ к нашему конструктору онлайн-магазинов, если он вновь захочет открыть его следующим летом.

***

Если и вы хотите удобный онлайн-магазин в Телеграм, который не обрезает конверсию при переходе с Телеграм-канала, можете оставить заявку на сайте

Своими мыслями о рынке и развитии IT делимся в Телеграм-канале Программисты делают бизнес: приходите, у нас интересно!

Комментарии (20)


  1. vassabi
    08.12.2022 14:00
    +13

    В итоге наш бот проработал всего две недели. За это время через него прошло 11 заказов. 

    эх! прямо завидую маркетологам - я так не умею складно рассказывать про 11 заказов :)
    (ушел обратно делать бекенд)


    1. uwriter Автор
      08.12.2022 14:29
      +2

      Получилось действительно складно:))

      Но тут вся статья скорее про интересную движуху и как за 2 часа 2х людей + немного удачи в плане активного владельца магазина, открытого к инновациям, запустить штуку, которая делает мир вокруг немножно удобнее

      И успехов Вам в ваших бэкендовских делах!:)


  1. TimsTims
    08.12.2022 14:09

    Собрались it-шники и провели себе хакатон)))


    1. uwriter Автор
      08.12.2022 14:29

      Ага! И даже что-то получилось :) Боялись, что будет так же тяжко, как и с внедрением агрегаторов такси, а в итоге получилось очень даже позитивно и результативно:)


  1. staticmain
    08.12.2022 14:16
    +3

    по неосвещённой просёлочной дороге

    Там ночью по этой же дороге иногда волки ходят и остальная менее опасная дикость. Живу в 300 м. от этой дороги


    1. uwriter Автор
      08.12.2022 14:31

      ЖЕСТЬ!

      Мы-то думали, что там просто некомфортно от неосвещенности, а оказалось вон оно чё!

      Спасибо за информацию, тогда получается что мы еще и возможно потенциально спасли чьи-то жизни:))


    1. SergeyMax
      08.12.2022 15:26
      +5

      Волков бояться - сухариками не наслаждаться.


  1. ramil_trinion
    08.12.2022 14:30
    +3

    Сначала на vc, потом на Хабре. И такую картина постоянно наблюдаю. зачем тогда Хабр?


    1. uwriter Автор
      08.12.2022 14:47
      +2

      Наша стратегия простая. Есть чисто технические статьи, их мы постим только на хабре, например про очереди на Тарантуле. Есть чисто "бизнесовые" статьи, например наш кейс реализации ЛК для 260 тыс сотрудников Пятерочки, такие мы постим только на vc

      А есть статьи, которые на наш взгляд могут быть интересны всем: и суровым технарям с Хабра и бизнесовым маркетологам-стартаперам-менеджерам с VC. Например, про здоровую спину или про Сашу, поступившего в Бауманку в 14

      Так и тут: мне показалось, что эта статья может вдохновить как суровых технарей, так и "бизнесовых" товарищей с помощью небольших инноваций улучшать мир вокруг себя, хотя бы даже доставкой из сельского магазина, если они находятся в селе и им лень вставать с кресла

      Но для таких суровых технарей, ориентированных бизнесово, как Вы и я действительно получается дублирование. Это неизбежный минус такого подхода

      Кстати, как дополнительный плюс скажу, что очень интересно в таких статьях сравнивать комментарии аудитории vc и хабра -- обычно они в чем-то пересекаются, но всё-таки каждая аудитория несет какой-то свой, специфичный фидбек:)


      1. ramil_trinion
        08.12.2022 15:37

        Вопрос был риторический и скорее адресован читателям. К вам никаких претензий нет, вы стараетесь охватить как можно большую аудиторию.


  1. divanus
    08.12.2022 18:35

    Люблю такие истории )


    1. uwriter Автор
      08.12.2022 19:54

      Спасибо!


  1. xhd
    08.12.2022 18:44
    +1

    Момент про сливы был не совсем понятен


    1. uwriter Автор
      08.12.2022 19:55

      Про длинные сливы aka лонгсливы?:)

      Или про кейсы, в которых покупатель сливается с заказа? Обычно Току звонил клиенту, когда собирал заказ, поэтому фактически это вручную отрабатывалось


      1. xhd
        08.12.2022 22:17

        Про длинные сливы aka лонгсливы?:)

        Именно. Я понимаю, что свитер и джемпер - из той же серии, но пока ещё как-то непривычно


        1. domix32
          09.12.2022 11:48
          +1

          Так там фасоны различаются же. Горло есть - свитер, нет - джемпер, расстёгивается - кофта, V-образный вырез под галстук - пуловер при этом он же также джемпер. Так и тут - рукова длинные - сливы, короткие - футболки, без руковов - майки.


    1. fio
      08.12.2022 20:52
      +2

      Прочитав "лонгсливы" в сообщении хозяйки, я подумал про сливы удлиненной формы. Местный сорт слив (только что выдумал)


      1. vassabi
        08.12.2022 22:54

        слива сорт "венгерка"?

        Hidden text


  1. sirocco
    09.12.2022 11:57
    +1

    Хм. В одном ПГТ предприимчивые подростки, школьники, создали сервис доставки продуктов из местных магазинчиков. Ну как сервис... Подняли сайтик, где были цены на услуги, тарифные зоны. И в ватсапе брали заказы. И по телефону. За доставку булки и хлеба брали от 10 до 15р, за что-то по больше и по тяжелее могли брать до сотки. Их было трое, гоняли на велосипедах. Были летние каникулы. Очень многие пользовались доставкой, претензия только одна была - алкоголь не доставляли. В итоге их закрыли. На родителей наехали, что не соблюдаются нормы, не платят налоги, и вообще... А через месяц доставкой занялось местное такси, по тарифам перевозок пассажиров, то есть от 150р.


    1. uwriter Автор
      09.12.2022 17:15

      Очень обидно, что такой негативный опыт получился у этих подростков :(

      Но может они посмотрят на это в конструктивном ключе и в следующий раз будут учитывать в том числе "административный момент" и вместо остановки работы займутся оформлением по правилам взлетающей истории