Современные методы привлечения финансирования стартапов широко используют эмиссию собственных токенов посредством смарт-контрактов в популярных блокчейн-сетях для охвата широких масс потенциальных инвесторов с мелкими и средними свободными капиталами.
Дисклеймер
Данная статья предназначена для тех предпринимателей, кто, не обладая глубокими техническими знаниями, намеревается спланировать собственный соответствующий базис для реализации самостоятельных идей с использованием блокчейна - распределённой системы управления и обработки реестровых записей. Большинство пояснений даны на пользовательском уровне, для более глубоких деталей рекомендовано работать с технической спецификацией и профессиональными ресурсами.
Базовые понятия
Транзакция - это одно или несколько действий по изменению записей в блокчейне. Определённые правила совершения транзакций, зафиксированные в виде исполняемого в блокчейне программного кода - это смарт-контракт.
С точки зрения функционирования блокчейн - это один большой компьютер, с распределёнными узлами вычислений, объединенными в единую сеть. Есть разные типы организации механизма вычислений в сети (Proof of Work, Proof of Stake, Proof of Authority, другие), но с обывательской точки зрения важно понимать, что вычисления требуют определённых затрат машинного времени/ресурсов/производительности, за что при совершении каждой транзакции взымается плата в родной (базовой, нативной) криптовалюте данной сети. В большинстве случаев эта плата называется gas или gas fee (да-да, тот самый газ, плата за газ, и там без газа не обойтись!). В некоторых сетях эта плата за транзакции фиксирована, однако в большинстве сетей эта плата зависит от объёма и сложности вычислений.
Кроме базовой криптовалюты сети в той же блокчейн-сети могут быть и другие виды криптовалют. Для разделения дополнительных видов их собирательно называют ещё и токенами, так они используют базовые возможности материнской криптосети и за транзакции данными токенами плата также взимается в базовой криптовалюте.
С пользовательской точки зрения структура блокчейн состоит из адресов с балансами, так называемыми кошельками, в простейшем случае хранящими те или иные записи, чаще всего означающие баланс определенного вида криптовалют. Обычно это простые кошельки с ручным управлением через наиболее известные и распространенные приложения для управления криптокошельками. Отдельного упоминания заслуживают адреса, которые содержат исполняемый программный код - по сути, те же самые кошельки, но с правилами обработки доступных криптоактивов.
Смарт-контракты бывают разными в зависимости от целей разработчика. Самым наглядным примером смарт-контрактов могут являться децентрализованные криптообменные биржи, обрабатывающие переводы между различными криптовалютами и токенами. Важное замечание - скомпилированный и запущенный смарт-контракт в нынешнем поколении криптосетей дальнейшему изменению не подлежит. Для сложных и динамических блокчейн-решений в настоящее время используется несколько логически взаимосвязанных смарт-контрактов.
Для тех, кто запускает собственный криптопроект с собственным токеном, важно знать, что в простейшем случае работа данного токена полностью определяется начальным смарт-контрактом, определяющим правила эмиссии, оборота, уничтожения ("сжигания") данных токенов. По сути, данный смарт-контракт выполняет технические задачи центрального банка для проекта. Важно понимать, что от того, как составлен базовый смарт-контракт, во многом зависит токеномика проекта - система оффлайн (не технических, не сетевых) бизнес-процессов, зависящих от соответствующих реализованных в смарт-контракте технологических возможностей и ограничений.
Адрес смарт-контракта
При первом и успешном срабатывании смарт-контракта токена данному смарт-контракту присваивается уникальный адрес (генерируется уникальный запрограммированный кошелек), также производится начальная эмиссия того количества токенов, которое изначально прописано в программном коде. В том же смарт-контракте прописываются полное наименование токена проекта, буквенно-символьный код и количество десятичных знаков после запятой.
Изначальный адрес, с которого был вызван смарт-контракт, если иное не прописано в программном коде, становится адресом-хозяином смарт-контракта. На тот же адрес-хозяин зачисляется объём токенов в размере начальной эмиссии.
Важно понимать, что наименование и буквенно-символьный код могут не быть уникальными. Уникален лишь адрес смарт-контракта. Этим часто пользуются мошенники, продавая неопытным пользователям ново-созданные сетевые одноименные двойники популярных криптовалют, но там всегда другие адреса смарт-контрактов.
Количество десятичных знаков после запятой
Количество десятичных знаков после запятой определяется бизнес-логикой проекта. В большинстве проектов используется намного меньше 18 допустимых десятичных разрядов. При необходимости может быть и не быть десятичных знаков после запятой, например - при организации распределенной системы онлайн голосования, где каждому участнику просто выдаётся то количество токенов, которое соответствует количеству доступных данному члену сообщества голосов. Большое количество знаков после запятой может быть востребовано в токенах, привязанных к реальным физическим величинам, например - в проекте сырьевой бирже токен может означать "тонна металла", где 9й знак после запятой может иметь большую финансовую ценность, как в случае с золотом.
Типы эмиссии
В зависимости от бизнес-логики проекта эмиссия может быть закрытой/ограниченной или же открытой. При закрытой/ограниченной эмиссии выпускается только то количество токенов, которе было прописано в смарт-контракте. При открытой эмиссии, по мере необходимости, с адреса-хозяина смарт-контракта можно вызывать соответствующую функцию работающего смарт-контракта для эмиссии очередного количества токенов.
Сжигание токенов
Смарт-контрактом может быть предусмотрена возможность уничтожения (или в распространенных терминах - "сжигания") некоторого количества токенов. Данная функция полезна в проектах, где есть соответствие с объектами из внешнего/реального мира. По аналогии с вышеприведенным примером онлайн-голосования, это может потребоваться в случаях, когда кто-то прекратил своё членство, соответственно принадлежащие ему токены более не должны быть в обороте.
Пауза смарт-контракта
Смарт-контракт может предусматривать возможность для выполнения команды паузы для всего проекта с адреса-хозяина. Эта функция позволяет остановить и возобновить работоспособность токена и все связанные с ним операции, когда это необходимо. Эту операцию приостановки можно использовать в случае уязвимости программного обеспечения или злонамеренной атаки. Имейте ввиду, что включение опции паузы дает право тому, кому разрешено включать или выключать паузу, действовать единолично: этот бизнес-функционал центрального органа проекта может не подходить для определенных случаев использования.
Блокировка
Смарт-контракт может предусматривать возможность для вызова с адреса-хозяина функции блокирования, внесения некоторых адресов в чёрный список. С таких адресов впоследствии невозможно будет проводить транзакции с токенами проекта. Обычно в черный список вносятся адреса, если их владельцы ведут себя злонамеренно по отношению к проекту или эти кошельки используются для иных криминальных целей. В зависимости от варианта использования для некоторых токенов может быть лучше отключить эту функцию. Подобно функции паузы, включение черных списков приводит к усиленному централизованному управлению, что может не подходить для определенных случаев использования.
Токеномика с налогообложением
В смарт-контракте можно реализовать ту или иную дефляционную модель, которая требуется бизнес-логикой проекта. Технически это означает что при каждой транзакции некоторый процент пересылаемых токенов автоматически удерживается в пользу заранее определенных смарт-контрактом адресов, по сути - это внутренний механизм налогообложения в проекте. Есть возможность также прописать автоматическое сжигание некоторого процента из затрагиваемых транзакцией токенов. Если одновременно прописаны и налогообложение и сжигание, то такая модель называется супердефляционной. Данный функционал полезен в тех случаях, когда нужно регулировать количество токенов в обороте не только эмиссией, но ещё удержанием и/или сжиганием излишней массы токенов.
Сложность и стоимость транзакций
При планировании токеномики на уровне смарт-контракта необходимо учитывать, что чем сложнее тот или иной смарт-контракт, тем больше простых транзакций происходит в сети при вызове того или иного метода. А это, как ранее было упомянуто, может приводить к удорожанию сетевой платы за совершение транзакций с токенами. Так что при планировании бизнес-логики и реализации смарт-контракта проекта желательно максимально оптимально подходить к решению основных вопросов в самом начале.
Безопасность кода
Следующим логическим продолжением планирования является безопасность кода смарт-контракта. Тут необходимо правильно соблюсти баланс между простотой и надежностью исполняемого набора команд и реализованными функциями, позволяющими выполнять множество допустимых операций высокого уровня.
В сети полно примеров с самых ранних времён становления блокчейна и до самых свежих упущений, когда логические ошибки в коде смарт-контрактов приводили к большим финансовым потерям на суммы свыше сотен миллионов долларов.
Во избежание подобных проблем для новых смарт-контрактов рекомендуется проводить аудит безопасности от уже известных на крипторынке агентств, занимающихся исследованиями в сфере безопасности блокчейн-решений. У наиболее известных из подобных организаций ценник на услуги тестирования и проведения аудита кода уже запущенного смарт-контракта начинается от эквивалента десяти тысяч долларов США и может длиться до нескольких месяцев в особо сложных случаях. Поэтому надо с осторожностью относиться к шаблонам смарт-контрактов, широко распространяемым в сети, так как в них могут быть замаскированы или вообще не учтены критические уязвимости.
Соответственно, при планировании нового смарт-контракта необходимо учитывать и тот факт, что сам исходный код необходимо будет опубликовать в сети на всеобщее обозрение, а также пройти аудит безопасности от агентства с репутацией, заслуживающей доверие.
Аудит безопасности кода также требуется для вывода нового токена на большинство централизованных криптобирж, так как это является одним из основных требований безопасности для листинга.
Правовое мнение на основе реализованного функционала
При выводе новых токенов на листинг также важным является правовое мнение о самой токеномике проекта - является ли данный токен security или utility токеном? Суть данной проблемы упирается в законодательство большинства юрисдикций, согласно которому некоторые виды токенов являются по своей сути акциями в цифровом виде = security token, а значит их эмиссия и обращение подлежат намного более суровому регулированию со стороны центральных банков, министерств финансов, комиссий по ценным бумагам и финансовым рынкам. Все более или менее известные криптобиржи вместе с аудитом безопасности также требуют правовое мнение (Legal opinion) о токеномике.
В зависимости от юрисдикции, сложности кода смарт-контракта, самой концепции токеномики, цена на составление правового мнения (Legal opinion) о проекте на международном уровне от юридических компаний с соответствующей заслуженной репутацией также начинается от сумм порядка десяти тысяч долларов.
И вот с учётом вышеизложенного, при планировании токеномики и смарт-контракта надо также учитывать те технические функции кода, которые могут даже теоретически быть расценены, как действия по акциям. Пример - выплата всем держателям токенов каких-то объёмов при дефляционной токеномике или иных механизмах распределения накопленных при разнообразных вариантах внутреннего налогооблоажения токенов. Даже если само описание токеномики в Белой книге (WhitePaper) проекта не предполагает подобного, но эта функция заложена в коде, при составлении правового мнения о проекте придётся автоматически делать вывод о том, что токен содержит в себе механизм акций.
Вместо заключения
Приведенный список не является исчерпывающим, однако позволяет спланировать на этапе подготовки основные функциональные возможности на уровне программирования базовых возможностей смарт-контракта, затрагивающих правовые оценки и бизнес-особенности всего проекта в целом. Рекомендации подготовлены исходя из личного опыта участия в нескольких криптопроектах с суммарными сборами более $40 млн за предыдущие несколько лет.