Как быть тестировщику, если его взяли в команду и не онбордят? Рассказываем о том, как мы адаптируем нового QA в команду: о системе наставничества, грейдах и преодолении сложностей. Советы джунам, которые помогут выплывать без онбординга.
Привет! Меня зовут Анастасия (@shiroulin), я руководитель отдела тестирования в Red Collar. В предыдущей статье разобрали этапы онбординга на проект. Теперь смотрим шире — расскажем об адаптации нового QA в команду.
Идеальный онбординг каждая компания видит по-своему, поэтому универсальных критериев здесь нет. Мы выстроили систему адаптации и новых сотрудников, и джунов, которая у нас работает.
Спасательный круг для джуна: внутри советы, как быть, если попали в компанию, где не онбордят.
«Джун, я твой buddy». Как работает система наставничества
Для каждого новенького мы с первого дня готовим индивидуальный адаптационный план развития. С человеком взаимодействует HR и руководитель, в рамках адаптационного плана работает бадди (buddy) — он же наставник.
Работа начинается с определения первостепенных целей. Например, за 3 месяца человеку предстоит закрыть пробелы по теории и дойти до уровня миддла. Исходя из этой цели формируем задачи, фиксируем, что стоит почитать и подтянуть, собираем фидбеки. Постепенно задачи закрываются, бадди проставляет статусы в плане и следит за прогрессом. Принимаем решение, остается ли человек с нами в команде. Как правило, остается.
Что делать, если на тебя забили не онбордят: узнаем роли на проекте и изучаем документацию
Подходы к онбордингу в компаниях отличаются: если попали в новое место, где нет бадди — идите к лиду. На случай, если нет никого и на адаптацию забили, делюсь небольшим чек-листом, который поможет. Первое — начните с вопросов. Соберите базовую информацию, которую добавите себе в закладки и позже будете к ней возвращаться. Узнайте:
1. Какая документация ведется на проекте, есть ли регламенты по ее ведению.
2. Какие используются шаблоны, есть ли требования к описанию баг-репортов и задач. Написание документации или тест-кейсов — процесс творческий. Шаблоны в компаниях отличаются и под них стоит подстроиться. Не бойтесь обращаться к лиду, аналитикам, просить провести ревью ваших тест-кейсов и набивать руку в написании.
3. Как распределяются роли на проекте. Подстелите себе соломку — распишите зоны ответственности участников. Так поймете, к кому из команды обращаться с конкретной проблемой. Полнота собранной информации зависит от правильно заданного вопроса.
Задаем вопросы правильно
Важно задавать вопросы и не замыкаться в себе. Нет «тупых» вопросов — есть неправильно заданные вопросы или не по адресу. Спрашивать — правильно и нормально, но сначала стоит провести подготовку.
Убедитесь, что вопрос уникален, внимательно изучите проблему и зафиксируйте ответы — в блокнот или документ, позже это пригодится.
Как сформулировать вопрос и получить нужный ответ
1. Не используйте мета-вопросы — вопросы, которые подразумевают последующие вопросы. Они тратят время. Вместо проявления вежливости, вы заставляете человека ждать, пока сформулируете вопрос — производительность снижается.
Пример мета-вопросов:
Можно ли задать вопрос?
Есть, кто разбирается в N?
Можем созвониться?
2. Сначала сообщайте цель, потом проблему. Цель — то, что вы хотели сделать. Проблема — это то, почему вы не достигли ожидаемого результата.
Антипример:
— Привет
— Привет
— Можем созвониться?
— Зачем?
— У меня вопрос по Фигме
— Какой?
— У меня не работает «вот это»
— Ага, сделай «вот так»
Хороший пример:
— Привет! Можно ли средствами прототипирования Фигмы сделать блок залипающим только на определенном участке скролла? Я уже погуглила и не нашла, но вдруг есть неочевидные способы?
— Привет! К сожалению, нет.
3. Дайте собеседнику время подготовить ответ
Собеседнику иногда нужен личный ресерч информации, посмотреть логи вашей ошибки, включиться в ситуацию. Дайте ему время подумать над ответом, чтобы позже не терять время — задайте свой вопрос до созвона.
Пример:
— Привет! У меня такой вопрос: я проверяю работу штуки, ожидаю, что она будет работать «вот так», но у меня падает ошибка «вот тут». Вот логи, вот ссылка, вот что я делаю. В чем может быть проблема?
— Привет! Смотри, там есть один нюанс, думаю, лучше созвониться, чтобы я его показал тебе.
4. Задавайте вопросы по адресу и делитесь решением
Не стоит писать вопрос личным сообщением конкретному человеку, если не знаете наверняка, что вопрос по адресу. Лучше написать в групповой чат, потому что:
— Шанс, что кто-то в чате уделит время — выше.
— Шанс, что кто-то в чате знает, как помочь — выше.
— Вы оставляете другим возможность найти ответ на этот же вопрос.
Когда вы научитесь грамотно задавать вопросы и уважать чужое время, начнете расти быстрее.
«Что делать, если я один на проекте?»
Случается, что на проекте кроме вас, никого. Ищите человека, который знает детали — впивайтесь в него клещом и выкачивайте эти знания. ???? Информация у тимлида? Тогда приготовьтесь, что он теперь — лучший друг до конца проекта и вытаскивайте знания обо всех этапах!
Не страшно, если термины и процессы не сразу понятны — записывайте, гуглите, уточняйте в процессе, фиксируйте в персональную базу данных: блокнотик или документ.
Грейды
Если человек пришел в команду джуном, следующий шаг — получить strong junior или middle. Здесь сразу уточните, есть ли у компании грейды, чтобы бессмысленно не висеть на стартовой должности и не понимать, куда расти. Мы разработали матрицу скиллов, которую изучает QA-команда и ориентируется, какие навыки нужны для развития.
Одно из требований для роста у нас — софт-скиллы сотрудника. Важно быть самостоятельным, заинтересованным и уметь общаться с людьми.
«Что делать, если тяжело?»
Если задаете себе такой вопрос, в первую очередь поймите, почему тяжело: от потока знаний, усталости, адаптации к новой должности или расхождения ожиданий. Или это вовсе не ваше, увы.
Советую покопаться в первопричинах беспокойства. Я бы составила список сложностей и в зависимости от причин принимала решение. Иногда может помочь тимлид или команда, не стесняйтесь к ним обращаться.
Главное — если вы заинтересованы в дальнейшем росте, то проблем не будет. Старайтесь, и все будет супер!
Комментарии (9)
DikSoft
00.00.0000 00:00+1Прочитал как "Что делать, если бросили пить"
Перечитал. Текст удивительно пересекается по проблематике. Как найти новых друзей. Как с ними общаться, как влиться в команду с новыми интересами и целями"
По уму первое, что надо понять, это обязанности и процессы. Остальное приложится.
djglukbh
Мне кажется, что если тебя не онбоардят - то надо уходить, потому как в компании не поставлены нормально процессы работы с людьми.
Статья, конечно, хорошая с точки зрения новичка в конторе из разряда "бросили и выплывай сам", но я б честно в качестве пост скриптума писал - если в конторе нет онбординга и нормального КТ планирования, нет чётких механизмов по обеспечению профессионального роста - нужно валить
redcollar Автор
На связи Анастасия. :) Ситуация сейчас такая, что в некоторых компаниях приходится адаптироваться как есть, потому что так можно получить реальный коммерческий опыт. Этот опыт не только закалит, но и в будущем поможет найти работу, где онбордят.
djglukbh
(smoke) этот путь - путь к выгоранию через пару лет ;) некоторые компании лучше обходить стороной ;)
R3B3LL10N
Джуну выбирать особо не приходится. Особенно как раз в среде QA, где конкуренция за первое место работы огромная.
DMGarikk
Через пару лет надо и так работу менять, мне вот почти со всеми конторами "везло", про меня вообще всегда забывали даже если существовали механизмы анбординга, я в итоге развернул это в свою сторону и строю карьеру в сторону менеджмента, поскольку это отличная возможность эти сломанные или отсутствующие процессы организовать
djglukbh
На счет пары лет - не всегда так %) Не согласен, можно менять проекты внутри контор
Строить где сломано? Много сил понадобится, сам занимаюсь подобным ;)
DMGarikk
обычно поднять грейд и увеличить заработок проще — сменив работу, переход внутри одной компании более сложен и менее результативен. но да, так тоже можно
несомненно, но это в некотором роде уникальная возможность проявить себя и получить бесценный опыт. никто не даст миддлу программисту управлять процессами потомучто на это есть отдельные люди… а если процессов нет и вызваться самому — то на следующем месте работы можно смело вписывать в резюме этот навык. в компании где всё ровно получить его невозможно
S0LDER
Полностью согласен, из личного опыта - устроился сис админом в достаточно крупное кредитное учереждение. Каждый год развивался в разных направлениях. Каждый год стабильное повышение зарплаты. чем я занимался: поддержка сайтов компании и других, поддержка телефонных станций, настройка и поддержка рабочих мест пользователей само собой. активное участие в новых проектах, настройка, поддержание и мониторинг видео-наблюдения на всех обьектах. Решение практически всех вопросов которые связаны с IT, если это возможно в рамках отдела)) Последнее время уже даже не связанных с администрированием, замещаю директора айти отдела который занимается аналитикой данных и в частности утверждением и изменениями в кредитных договорах, отчеты в банк (кому сколько дать, кому какие условия поменять) работа с цифрами, деньгами и тд. Через 5 лет такой работы, все вопросы, проблемы и поломки решаются очень быстро. у меня появляется очень часто много свободного времени. И когда я об этом сказал айти боссу, и попросил нагрузить меня работой что бы я не скучал - он мне сказал сиди радуйся и отдыхай что есть свободное время. Но мне скучно и не интересно последнее время находиться на такой работе. Могу вообще ничего не делать на рабочем месте, сидеть в интернете, играть в игры, смотреть видосы и т.д и никому до этого нет дела))
работа стабильная и оплата выше среднего, но скучно и не интересно..