Привет, Хабр! Современные смартфоны и встраиваемые микрокомпьютеры могут всё или почти всё, но интерес к самоделкам на дискретных радиодеталях и простых микросхемах никогда не угаснет. И это хорошо.

Потому что собрать и при необходимости наладить вещь, принцип работы которой понимаем, — это реализация одной из фундаментальных потребностей психики человека разумного. Утвердить своё субъектное место в объективном мире.

Разыскивать или разрабатывать схемы, травить печатные платы может и хочет не каждый, потому что тут требуется и время, и знания, и оборудование. А чтобы собрать дешёвый китайский радиоконструктор, нужны только паяльник и бокорезы. Потому это прекрасный вариант хобби и возможность создавать замечательные подарки своими руками.


Первым автоматизированным музыкальным инструментом был карильон 1510 года. Это было устройство, позволявшее играть на колоколах посредством клавиатуры фортепианного типа (однако по огромным клавишам нужно было бить кулаками), а также исполнять мелодию, запрограммированную на барабане со штырьками.


А первые компактные музыкальные шкатулки были изобретены в Швейцарии в 1770-х годах. В качестве гармоники, то есть инструмента с предварительно настроенным звукорядом и отдельным, не перестраиваемым в процессе игры звучащим элементом для каждой ноты, использовалась стальная гребёнка, а программировалась мелодия расположением штырьков на цилиндре. Эти штырьки и извлекали звук из зубцов гребёнки.


Высшим пилотажем было встроить музыкальную шкатулку в карманные часы.


Современные прецизионные станки с числовым программным управлением сделали такие миниатюрные чудеса доступными для всех.


Сегодня они очень популярны. На народной площадке Алиэкспресс можно приобрести множество вариантов: с ручным и пружинным приводом, готовые изделия, наборы для сборки и механизмы для творчества.


Кроме механизмов с цилиндрами и дисками, бывают музыкальные шкатулки с возможностью запрограммировать свою мелодию на перфоленте.


Для серьёзных энтузиастов автоматизированной музыки предлагается механизм с хроматической гармоникой на 30 нот.


Кроме язычковых музыкальных шкатулок, существовали шарманки и механические пианино, также исполнявшие запрограммированные мелодии.


Программируемые органы могли содержать молоточковые, щипковые и смычковые струнные, духовые, язычковые, ударные, перкуссионные инструменты, колокола, имитацию звука выстрела и так далее. Особенно востребованными такие инструменты были в кинотеатрах для озвучивания немого кино.


Самоиграющие музыкальные инструменты бывают старинными и современными, крошечными и огромными, игрушечными и профессиональными, механическими, пневматическими и электронными. Как раз электронные музыкальные шкатулки мы сегодня будем собирать.


▍ 16 семплов в одной микросхеме



Первое устройство представляет собой скорее автомат шумовых эффектов. 16 разных звуков запрограммированы в памяти китайской микросхемы-«капельки», то есть кремниевого чипа, смонтированного на маленькой платке и закрытого каплей компаунда.


Микросхема называется 9561 c разными префиксами, предположительно означающими производителя либо варианты набора запрограммированных звуков: CK9561, KD9561, XK9561.


УМЗЧ — усилитель мощности звуковой частоты — представляет собой просто NPN транзистор S8050, включённый по схеме с общим эмиттером и имеющий пассивный зуммер в качестве коллекторной нагрузки. Диод 1N4007 защищает схему от подачи питания в неверной полярности.


Интересно выполнена схема переключения между эффектами на двух микросхемах — CD4066 и CD4011. Можно выбрать звук микропереключателями на плате, а можно сделать то же самое через внешний разъём, если все четыре переключателя разомкнуты.

Микросхема CD4011, она же К561ЛА7, содержит 4 логических элемента 2И-НЕ. Почти то же самое, что К1ЛБ533 или К155ЛА3, с которых у многих из нас начался путь в мир цифровых микросхем, с той лишь разницей, что 561-я серия произведена по КМОП-технологии (комплементарный металл-оксид-полупроводник), а 155-я — по ТТЛ, транзисторно-транзисторная логика.

Проще говоря, более новые микросхемы построены на полевых транзисторах, благодаря чему имеют более высокое входное сопротивление, а более старые — на биполярных.

CD4066, или К561КТ3, — четырёхканальный двунаправленный коммутатор цифровых и аналоговых сигналов. Когда на управляющем входе логическая единица, электронный выключатель замкнут, и сигналы могут проходить через него в обе стороны. Когда логический ноль, выключатель разомкнут, и сигнал не проходит.

Почему для переключения мелодий микросхемы 9561 потребовалась такая сложная схема? Разве нельзя было просто присоединить четыре переключателя к четырём управляющим выводам — 1, 6, 8 и 9? Разгадка кроется в специфике микросхемы.


В более старом варианте микросхемы записанных звуков было всего 4, и переключались они логическими уровнями на выводах 1 и 6. А резистор между выводами 8 и 9 задавал скорость, и соответственно тональность воспроизведения семпла.

В нашей «музыкальной шкатулке» сопротивление между выводами 8 и 9 повышает разрядность выбора звуков на 2. То есть скоростью воспроизведения управлять больше нельзя, зато выбор звуков расширился вчетверо — 16 вместо 4.

Если разомкнут хотя бы 1 из выключателей А и В, на входах 11 и 12 микросхемы CD4011 низкий логический уровень, а на выходе 11 — высокий уровень. Сигнал с этого выхода попадает на вход 6 микросхемы CD4066. Резистор R2 замкнут накоротко коммутатором.

Когда разомкнуты все выключатели, резисторы R4 и R5 отключены от цепи, и сопротивление между выводами 8 и 9 9561 составляет R1 = 270 килоом.

Когда замкнут выключатель А, а В разомкнут, параллельно R1 подключён R4, и управляющее сопротивление равняется 1/(1/62 + 1/270) = 50,4 кОм.

Когда замкнут В и разомкнут А, параллельно соединены R1 и R5. Сопротивления каждого из них равны 270 кОм, потому общее сопротивление равно 270/2 = 135 килоом.

Когда замкнуты оба выключателя, управляющее сопротивление равняется 620 + 1/(1/62 + 1/135) = 662,5 кОм.

Теперь разберёмся, что делают два других выключателя. Диоды D1, D2 и резистор R3 образуют логический элемент ИЛИ. Входы 8 и 9 CD4011 соединены вместе, что превращает элемент И-НЕ в просто НЕ. То же самое сделано с выводами 5 и 6 этой микросхемы.

Таким образом, на входе F2 микросхемы 9561 будет логический ноль, если замкнут хотя бы один из выключателей C или D. И логическая единица, если оба разомкнуты.

Если оба выключателя C и D замкнуты, вход F1 микросхемы 9561 висит в воздухе, будучи отключённым коммутатором.

Если разомкнут С, на F1 будет логическая единица, а если замкнут С и разомкнут D, на F1 будет логический ноль.

Такая получается неочевидная на первый взгляд логика работы простого устройства, которое пришлось собрать, чтобы приспособить странную микросхему под понятное управление.

Тут ей подавай аналоговую величину в виде сопротивления, а там троичную логику, где кроме единицы и нуля присутствует и состояние «отключено», оно же с высоким сопротивлением. Хотя такая логика вполне логична, если изначально предполагалось управление посредством переменного резистора и трёхпозиционных переключателей ON-OFF-ON, например, в электронной игрушке.

В таком случае можно предположить, что когда вывод F1 висит в воздухе, микросхема 9561 спит и почти не потребляет электроэнергию. Вы можете это проверить, когда будете собирать свой экземпляр устройства.

▍ А теперь будет музыка



Следующий набор позволяет собрать уже настоящую музыкальную шкатулку, которая играет мелодию. Её музыкальная микросхема HS-088 выполнена также в виде «капельки» на маленькой платке, но переключение мелодий не предусмотрено. УМЗЧ устроен таким же образом, как у предыдущей схемы.


Для расширения эстетического восприятия добавлен оригинальный световой эффект на базе микросхемы CD4060. Это двоичный счётчик со встроенным задающим генератором.

Частота задающего генератора определяется формулой f (Гц) = 1 / ( 2,3 * C4 * (R3 + R2) ). Посредством подстроечного резистора R3 её можно регулировать.

Двоичный счётчик представляет собой последовательную цепочку делителей частоты на триггерах D-типа. Каждый последующий триггер делит частоту надвое.


В схеме используются три соседних вывода двоичного счётчика, которые делят частоту генератора на 2, 4 и 8. Каждый из этих выводов подключён к базе одного из трёх транзисторов, включённых по схеме с общим эмиттером.

Коллекторной нагрузкой каждого транзистора являются 4 светодиода. Каждый светодиод снабжён отдельным токозадающим резистором, что позволяет иметь в группе светодиоды разных цветов.

То есть расположить разноцветные светодиоды на плате можно на своё усмотрение.

На резисторе R4 и диодах D2, D3, D4 собран логический элемент 3И. Высокий уровень на его выходе будет лишь в том случае, когда счётчик досчитал до 1110. В противном случае, как минимум один из выходов счётчика зашунтирует слабое положительное смещение с плюса питания через высокоомный резистор R4, и получится логический ноль.

Как видим, если нам нужен всего один логический элемент, его часто можно собрать на дискретной диодно-резисторной логике, не задействуя специальную микросхему.

Досчитав до 1110, счётчик получает с диодно-резисторного элемента 3И сигнал сброса, и соответственно сбрасывается на нуль. Сигнал сброса пропадает, и далее счётчик снова продолжает считать с нуля.

▍ Почти то же самое



Следующая музыкальная шкатулка собрана по той же схеме, что и предыдущая, а отличается от неё тем, что разноцветные светодиоды расположены в виде лепестков цветка.


И музыкальная микросхема с маркировкой BJ1552 здесь выполнена не в виде кристалла на плате под каплей компаунда, а в корпусе TO-92. То есть она выглядит как транзистор. И даже на схеме её нарисовали в виде транзистора. Наверное, затем, чтобы начинающие паяльщики ничего не перепутали.


И называется эта микросхема «музыкальный транзистор» или «музыкальный триод», а играет фрагмент «К Элоизе» Людвига ван Бетховена. Микросхемы с разными мелодиями и звуками можно заказать здесь.

▍ Советская микросхема УМС8



УМС — это серия микросхем, расшифровывается как «устройство музыкального синтезатора». Предназначались они прежде всего для электронных часов, потому для своего времени очень экономичны: потребляемый ток в спящем режиме не превышает 5 микроампер.


Микросхемы с разными индексами различались техническими спецификациями, а ассортимент мелодий был весьма широким. Настоящее техническое чудо своего времени.


Мне достался набор с микросхемой УМС8-03. Она работает от полуторавольтового гальванического элемента. На схеме видим такой же УМЗЧ, как у всех рассмотренных и собранных сегодня музыкальных шкатулок, только с добавленным резистором в цепи базы.


Для защиты кнопки запуска мелодии от дребезга контактов и внешних наводок используется RC-цепочка из резистора и конденсатора.


▍ Маленькое цветомузыкальное устройство



А чтобы наблюдать за музыкальными и не очень музыкальными шкатулками было ещё интереснее, соберём ещё один радиоконструктор. Это набор для сборки разноцветных бегущих светодиодных огней в виде ярмарочного колеса.

Подобную конструкцию мы уже собирали, но там было колесо Фортуны с задающим генератором на микросхеме таймера NE555. Причём частота колебаний постепенно спадала до нуля, и бегающий огонёк двигался сначала быстро, затем всё медленнее, и останавливался на одном из светодиодов.


Предугадать, на каком из них он остановится, практически невозможно, потому получился аналогово-цифровой генератор случайных чисел.


А здесь вместо задающего генератора на вход десятичного счётчика-дешифратора CD4017 подключён простой однотранзисторный усилитель сигнала миниатюрного электретного микрофона. В результате движение огоньков по кольцу зависит от окружающих звуков. Свет движется и останавливается в такт музыке или шуму.

Катоды десяти светодиодов подключены к общему проводу через общий резистор R4, но одновременно светит только один светодиод, потому расположить их при сборке можно по своему усмотрению.

Послушать и посмотреть, как работают все эти пять устройств, а также понаблюдать за процессом их сборки, можно на видео.

Напишите в комментариях про фабричные и самодельные музыкальные устройства из своих детства и юности. Спасибо за внимание!

???? Голосуй за нас на премии «ЦОДы РФ»!

Комментарии (24)


  1. DagothNik
    00.00.0000 00:00
    +4

    Большое спасибо за статью. Заказал для девушки два радиоконструктора (она решила обучаться искусству пайки и простенькому ремонту электроники) и одним из них как раз является первая (в статье) "Музыкальная шкатулка". Возникли проблемы с запайкой модуля 9561 (не совсем понятно было из схемы, как именно его подключать) - с помощью вашего фото и видео разобрался. Ну и теперь, опираясь на ваш текст, смогу объяснить девушке, как работает схема.


    1. Lunathecat Автор
      00.00.0000 00:00

      Здорово, что статья сразу пригодилась на практике!


  1. da-nie
    00.00.0000 00:00
    +2

    УМЗЧ — усилитель мощности звуковой частоты — представляет собой просто NPN транзистор S8050, включённый по схеме с общим эмиттером

    В таком включении нужен базовый резистор.


    1. Lunathecat Автор
      00.00.0000 00:00

      Выходит, что базовый резистор предусмотрен внутри микросхемы.


      1. da-nie
        00.00.0000 00:00

        Вряд ли. Скорее, ток порта имеет максимум. То есть, микросхема насилуется.


        1. Lunathecat Автор
          00.00.0000 00:00

          Возможно и так. При питании от 5 вольт микросхема заметно нагревается.


  1. shiru8bit
    00.00.0000 00:00
    +8

    Я в детстве делал классический вариант на 16 шагов, на 155 серии, где ИЕ5 и ИД3, и 16 резисторов, задающих частоту. Всё делалось из деталей, найденных на помойке, на картонке, соединялось проводками. Резисторы разместил на разъёме, такое подобие картриджа для смены мелодий.


    1. Lunathecat Автор
      00.00.0000 00:00

      Красота! Жаль, что это все не сохранилось.


      1. shiru8bit
        00.00.0000 00:00
        +4

        Да, про утерю этой конструкции я иногда жалею. Поменял в те времена другу на что-то, наверное на другие радиодетали, и дальшейшая её судьба теряется в веках. Из электронных поделок с тех времён у меня сохранился только дверной звонок - тоже классическая схема двухтонального генератора на четырёх транзисторах МП38-39, с симметричным мультивибратором в переключающей части и ассиметричным в звуковой. Он до сих пор трудится по своему профилю, т.е. стоит у меня на двери и звонит, уже что-то около 28 лет.


  1. developer7
    00.00.0000 00:00
    +7

    Лет 20 назад когда в ходу были только телефоны по типу Nokia3310, а интернет только по DialUp, я собрал себе чудо дверной звонок на контроллер pic16. Изюминкой же была программа, написанная на ассемблере и умеющая воспроизводить миди мелодии для телефона. Вот только марку модели телефона не помню — что то из разряда Nokia3310 или Siemens.
    Мелодии я записывал отдельно в память eeprom. Откуда их читал контроллер. В те времена, возможность воспроизводить мелодии от телефона в дверном замке казалась неимоверно крутой.


    Корпус для звонка я взял от советской лампы:
    image


    Внутри на оси разместил маленький зеркальный шар, и 3 прожектора, которые при воспроизведении мелодии в такт моргали, а шар вертелся на оси.


    1. Lunathecat Автор
      00.00.0000 00:00

      Помню, был похожий светильник, назывался Ореол. Внутри была пленка из разноцветного пластика.


      1. Didimus
        00.00.0000 00:00
        +1

        И оно крутилось от теплого воздуха от лампочки. У нас называлось салют


        1. Lunathecat Автор
          00.00.0000 00:00

          У моего не крутилось. То было бра, а не настольный светильник.


          1. Didimus
            00.00.0000 00:00
            +1

            Значит, клепали несколько моделей. Я вот про такую: https://www.youtube.com/watch?v=cj8um7QNEHg


  1. trikot
    00.00.0000 00:00
    +4

    Как скучно мы стали жить, конструкции из наборов, творчество свелось к минимуму. Думать не надо.Только старинные аппараты порадовали.


    1. Javian
      00.00.0000 00:00
      +2

      Тут еще сложные конструкции в сравнении с микросхемами ISD1820, ISD17240PY, WT558D и их возможностями.


    1. Lunathecat Автор
      00.00.0000 00:00
      +1

      Никто не запрещает создавать конструкции с нуля, или значительно изменять существующие. Наборы просто снижают порог вхождения в творчество и позволяют поверить в свои силы.


  1. sbw
    00.00.0000 00:00
    +1

    Спасибо! Поностальгировал)) На УМС (если мне не изменяет память, УМС 8-05 "Сказки венского леса") собирал дверной звонок 30 лет назад)) ... И ещё, на какой-то из подобных микросхем, плюс добавил немного рассыпухи, делал звонок с выбором мелодии (нажал кнопку один раз - первая мелодия играет, два раза - вторая, и тд)


  1. axe_chita
    00.00.0000 00:00
    +3

    Класс! Если мне не изменяет память, то подобные конструкции публиковали в восьмидесятых в "Моделист-Конструктор" и в приложении к "Юный Техник".
    А в тему музыкальных шкатулок, не могу не добавить классический советский мультфильм "Шкатулка с секретом".



  1. dimanhursky
    00.00.0000 00:00
    +4

    Делал 30 лет назад в качестве диплома с практическим исполнением в радиотехнаре. Кто-то из преподов забрал наверно. Исходная схема была безтрансформаторная, но пришлось ставить транс, время поджимало, а тогда с простыми импульсниками было не очень. Последний бит ПЗУ был на удержание реле.


  1. osmanpasha
    00.00.0000 00:00
    +2

    Интересно, что эти китайские платки, что отдельно, что в составе конструктора, стоят дороже, чем модуль mp3-плеера со встроенным усилителем, слотом под microsd-карту и возможностью подключения пары кнопок (он стоит рублей 80).


    1. Javian
      00.00.0000 00:00
      +1

      Этот модуль, по-моему, не начинает проигрывать при подаче проигрывания. Надо одновибратор на Play повесить.


    1. lohness
      00.00.0000 00:00

      "серийность" меньше платки для MP3 кучами делают (возможно на автоматической линии) и продают во многих магазинчиках

      опять же конкуренция

      а такие конструкторы - раз-два и обчелся

      причем частенько сложность конструктора почти не влияет на его стоимость радиоприемник ФМ на несколько десятков деталей дешевле какой-нибудь мигалки на микрухе с несколькими резюками и светодиодами


  1. tirus
    00.00.0000 00:00
    +3

    В моем пионерском детстве большой популярностью пользовался имитатор звука подскакивающего шарика ) Потому что простой и не требует (почти) наладки. Другие имитаторы звуков - электронные канарейки, имитатор звуков мяу и прочие, были немного сложнее и требовали кропотливой подборки номиналов резисторов и конденсаторов для более реалистичного звучания. Это уже было не всем под силу. Сейчас в кружке с детьми собираем разные примитивные пищалки на 555 таймере - от аналога терменвокса до сирен. На ближайших занятиях будем собирать "доставалку" - схему, которая раз в несколько минут издает в течение секунды противный писк. У китайцев тоже есть подобные игрушки, видел в продаже на Амазоне, на микроконтроллере. Мы же делаем на жёсткой логике, это дёшево и вполне по силам школьникам 4-5 класса, которые составляют основной контингент кружка