Всем привет! И да, это опять кластер «всё про джунов, всё для джунов, всё ради джунов». Так что сходу скажу, это будет полезно джунам и стажёрам, которые боятся выйти на свою первую работу, а также их руководителям, менеджерам адаптации и вообще тому коллеге, который впервые берёт на работу новичка в трудовой сфере.

Как я говорила ранее, в сфере IT я всё ещё джун, но при этом успела поработать в разных местах и занимала менеджерские или управленческие позиции. Сейчас в своей компании я вступила в ряды бадди — это ребята, которые помогают в адаптации новых сотрудников. В ходе обсуждений разных вопросов я стала замечать, что бывают сложные моменты, когда коллегам было тяжело адаптировать стажёров, ведь, по факту, по большей части это подростки, у которых только начался или идёт обучение в ВУЗе, нет реального опыта работы по тому же трудовому кодексу, и надо адаптировать сотрудника не только в рамках компании, но и в принципе показать, что такое работа.

Я собрала несколько советов по адаптации, которые могут вам помочь, вне зависимости от того, IT это или вообще любая другая сфера, куда вы бы не пришли. Делать упор я буду больше на молодое поколение, так как те ребята, которые приходят в IT из других областей всё же немного обучены трудовой дисциплине.

1. Почитайте информацию или посты других людей, которые рассказывают о своей первой работе

Это больше совет на исследование. Думаю, многие из нас уже давно забыли, какой был стресс в первые дни на работе. Я даже бы сказала, что для меня дух первой работы ощущается ностальгией, хотя мои же записи из дневников доказывают обратное. По блогам ребят вы сможете примерно представить, где руководители чаще всего могли ошибиться, а также что новичкам казалось странным/неприятным/ужасным при адаптации. Нужно учитывать, что не стоит пытаться говорить с человеком на непонятном вам языке. Это будет выглядеть кринжово неестественно. Просто говорите как умеете вы, а при желании можно будет влиться в культуру новичка и найти компромисс в общении. Выделите основные моменты, которые вам показались непрозрачными: это может быть даже банальная встреча новенького у дверей.

2. Не пытайтесь говорить непонятным для вас языком

Ну и также не пытайтесь повернуть человека в «правильную» сторону речи. И то, и то будет являться насилием для вас обоих. Сколько бы вам ни было лет, существует определённая разница в поколениях. Даже будучи сейчас молодёжью в возрасте 22-х лет, я иногда попадаю в яму непонимания того, о чём говорят ребята 18-ти лет. Нужно понимать, что даже в 18 лет человек остаётся подростком, у него был свой школьный или университетский слэнг, свои увлечения и закрытый мир. Сейчас человек пришёл в коллектив, состоящий из разных людей с разных сфер жизни. Самое главное, это прийти к общему компромиссу профессиональной этики: сюда можно вписать и отсутствие мата на работе, и поменьше панибратства, или, наоборот, побольше свободы в словах. Со временем вы друг к другу привыкнете, и как новый сотрудник начнёт больше говорить на вашем языке, так и вы сможете вникнуть в его культуру и больше понимать. Это позволит построить коллектив, где все друг друга уважают и не теряют своей индивидуальности.

А ещё старайтесь не удивляться, если видите на столе у человека «странную осьминожку» или какие‑то «детские» вещи. Иногда эти элементы — это попытка человека встроиться в новый этап жизни, а если приглядеться, то можно даже будет увидеть определенные сигналы, когда человеку некомфортно или, наоборот, замечательно находиться в офисе.

3. Подготовьте заранее документацию по адаптации и памятки по корпоративной культуре

Для кого‑то это очевидно, да. Но на практике я часто сталкивалась с тем, что руководитель просто шёл по пути «плыви, черепашка», хотя вместо моря — водопад из лавы.

Ни за один день, ни даже за две недели человек не сможет сразу всё запомнить и влиться в коллектив. Много новой информации, много задач, много встреч по адаптации. Мозг человека перегружается и в какой‑то момент просто отключает человека от происходящего, включая режим автопилота. Как итог, человек просто не запомнит всего и будет себя ощущать чужим. Банальная подготовленная инструкция‑памятка со всеми ссылками, заметками и даже простыми советами сильно облегчат процесс адаптации нового коллеги.

Пример: В некоторых крупных компаниях есть целая команда, занимающаяся адаптацией сотрудников. У них есть подготовленные сценарии «Что надо в первый день/неделю/месяц» для всех новоприбывших ребят. Там описаны основные моменты, как получение зарплатной карты, ДМС, доступов для работы, указываются, где можно найти полезную информацию по культуре компании, рассказывается, как будет проходить адаптация, и какие будут встречи. Даже если у вас нет такой классной команды, вы можете сами набросать универсальную памятку, чтобы человек мог понимать, когда сможет смело приступать к рабочим вопросам, и что будут от него ожидать на разных этапах испытательного срока.

4. Делегируйте процесс адаптации

Это для тех, кто руководитель. Если вы понимаете, что у вас МНОГО дел и задач, просто примите тот факт, что пытаться уследить за моментами адаптации нового сотрудника будет очень тяжело. Грамотно делегировать тоже надо уметь. Но не сбрасывайте прям всё с своих плеч. Пусть сотрудник делится с вами своими ощущениями адаптации, держите связь с коллегой, который его адаптирует. Так вы будете иметь двойную картину происходящего. Ну и классические 1–1 всегда важны, как никогда). А так, ваш рядовой сотрудник явно лучше знает, что происходит в уголках офиса/компании и сможет помочь соориентироваться. А вдруг у вас даже есть клуб анимешников?

5. Немножко про ответственность, трудовой кодекс и общие моменты...

Напомню, что мы говорим о первой работе человека. Если человек изначально был ответственный ещё со школы и университета (родители научили, сам научился, может просто гений непревзойдённый), то будет попроще. Но всё же зачастую бывает такое, когда это не происходит. Обычно, с этим помогают эйчары, которые могут рассказать об основных моментах. Но нужно будет ввести человека в то, что такое ответственность и как важно будет, что он сразу будет писать хотя бы о проблемах при выполнении задач и не бояться подходить, если что случилось (иногда шутки про то, как стажёры кладут прод ни черта не шутки). Ну и, конечно, за промашки не ставить у стенки, а просто поговорить наедине. Но всё же говорить, а не посмеяться и «забыть». Корректирующая обратная связь всё ещё существует.

6. Согласуйте процесс адаптации

Руководитель вы или коллега, который вызвался помочь в адаптации, процессы — это святое. Договоритесь на встречи с подопечным. Чаще всего, очень хорошая схема встреч: 1–2–3. В первый месяц встречи лучше проводить раз в 1 неделю, во второй раз в 2 недели, в третий — раз в 3 недели. Это адаптация, а не 1–1 с руководителем по рабочим вопросам. Адаптация больше про комфорт, встречи, группы, интересы и общие ощущения сотрудника. Чем дальше к концу испытательного срока, тем более адаптированным становится сотрудник. Следовательно, меньше встреч может быть. На встречах чаще всего происходит знакомство с командой (не бойтесь поставить встречу на знакомство со всей командой, это будет плюсом и для новичка, и для команды). Если подопечному понадобится ещё больше встреч, так как появился список вопросов, то всегда можно пойти навстречу и поставить внеочередную встречку. Главное, дать с порога человеку знать, что пусть подготовить список вопросов, а не приходить по одному вопросу. Не бойтесь, в начале адаптации вопросов будет настолько много, что можно каждый вечер получать кипу «А почему?» и «А как?». Если у вас большая команда, и вы понимаете, что можете не за всем поспеть и за всё ответить, то спокойно направьте вопросы человека к команде. Таким образом, произойдёт более быстрое слияние с коллективом, что поможет в дальнейшей работе.

Пожалуй, я выписала несколько важных пунктов. Думаю, расписать про корректирующую обратную связь, рабочие моменты и прочее уже не имеет смысла, ведь если вы руководитель или в команде адаптации, то явно уже проходили своё обучение, которое важно в дальнейшей работе. Вы можете добавить свои пункты, что‑то убрать, покритиковать с предложениями или же просто прочесть и забрать себе на заметку. Однако, в большинстве случаев это может помочь вам при выстраивании своего собственного флоу адаптации или же если вы понимаете, что в вашей компании процесс адаптации слишком стремительный или же недостаточно дружелюбен.

Спасибо за внимание :)

Комментарии (5)


  1. alexzaides
    02.06.2023 14:13
    +1

    иногда шутки про то, как стажёры кладут прод ни черта не шутки

    как бы это чаще всего не шутки, а кошмарные истории, полные ужаса и боли... но в этих историях меньше всего вопросов может быть к стажёру. а вот к окружающим его опытным коллегам вопросов может быть много


    1. Alex_Dave Автор
      02.06.2023 14:13
      +1

      Это да, даже учитывая, что стажёр может бояться спросить, что да как, зачастую возникают проблемы, что коллеги не проконтролировали даже первый процесс, отчего и получают проблемки


  1. VadimProfii
    02.06.2023 14:13
    -3

    Салютую за непредвзятое мнение! Минусаторы маст дай. Мне 55, и меня никуда уде не берк


  1. Sergey_Kovalenko
    02.06.2023 14:13

    Автор, спасибо за статью, вы делаете мир лучше!
    У меня для вас идея: напишите, пожалуйста, статью (честную) почему вообще фирмы заинтересованы брать джунов. Я думаю, джунам будет полезно понимать мотивы, ведь из мотивов формируются требования и ожидания.


    1. Alex_Dave Автор
      02.06.2023 14:13
      +1

      Спасибо за ваше мнение! Думаю, мне тут надо будет покопаться поглубже в данную тему: я сама только джун и работаю в первой своей компании, так что имею только призрачные понятия, которые можно разбить на несколько абзацев. Так что сначала изучу моменты, а потом уже напишу