Всем привет! Прерываю своё HABR-радио молчание, чтобы рассказать вам о моём опыте обучения во французской инженерной магистратуре. Подписки, комментарии, лайк в карму, «колокольчик» :)

Франция не самое популярное направление для магистратуры по ряду причин, и когда я начинала свой путь, мне очень не хватало опыта «бывалых». Хотелось убедиться, что это реально, никто от магистратуры по Франции не умер и всё хорошо :)

Учёба пришлась на 2021-2022 учебный год, когда во Франции уже были сняты многие ограничения по COVID-19, и занятия проходили в аудиториях, а не онлайн, как в самый разгар пандемии. У меня была сдвоенная программа Erasmus Mundus, по которой второй и завершающий год я провела во французском вузе. Здесь же было написание диплома и защита.

Образовательная система Франции довольно запутанная. Если для школьного образования ещё можно выделить некоторые сходства (Ecole maternelle – садик, Ecole primaire – младшие классы, Collège – средние классы, Lycée – старшие классы), то для «вышки» есть три разные комбинации. В 17 лет каждый юный француз, прямо как Илья Муромец на распутье, должен выбрать один из трёх путей:


наглядная схема разделения системы образования Франции на три «потока»

Из моих бесед со знакомыми-французами, я поняла, что самая распространённая схема для инженерных специальностей – это путь через Grand écoles. Обучение в высших школах во Франции считается наиболее престижным вариантов образования, обеспечивающим впоследствии преимущество при трудоустройстве и статусе в обществе. Система организации высших школ уникальна для Франции и сложно транслируются на привычные ступени Болонской системы. Эта сложность обуславливается историчностью и элитарностью высших школ. Впервые появившись после Французской революции в 1794 году, они ставили своей целью предоставлять доступ к образованию высокого уровня (первыми профессорами были именитые математики и учёные, такие как Андре-Мари Ампер и Жан-Батист Жозеф Фурье) на основе исключительных академических заслуг. Эти принципы соблюдаются и сейчас.

Высшие школы делятся на ряд больших категорий

  • Высшие нормальные школы
  • Инженерные школы (grandes écoles d'ingénieurs)
  • Бизнес-школы (grandes écoles de commerce)
  • Grandes écoles без подготовительных классов
  • Университеты, присоединившиеся к Conférence des grandes écoles
  • Школы политических исследований, социальных наук и международных отношений
  • Военно-офицерские академии
  • Школы коммуникации, журналистики и медиа

Принцип обучения един для всех направлений, но я буду говорить только в контексте инженерии. Студенты, которые хотят связать свою жизнь с техническими науками, сперва должны выучиться 2 года в специализированных классах по подготовке (CPGE — Classe préparatoire aux grandes écoles). Часто встречается разговорное сокращение “prépas” (“препа”), а зачисление на курсы осуществляется через сдачу конкурсного экзамена (“concours”). По завершении этих классов студенты сдают новый экзамен уже на поступление в Grand écoles, обучение в которых длится для них три года и в международной системе эквивалентно степени магистра технических наук (Master of Science).

Рабочая нагрузка в препа является одной из самых высоких в Европе, от 29 до 45 контактных часов в неделю, включая до 10 часов лекций и устных экзаменов. Затем – национальный экзамен, состоящий из ряда письменных и устных тестирований, соответствующих специфике школы. По результатам экзамена студент получает окончательный национальный рейтинг, который определяет дальнейшее зачисление в высшие школы. Схожая с препа интенсивность учёбы сохраняется и в самой grande école. Строгость в отборе будущих учеников и интенсивная программа обучения определяет престижность полученного там образования и является своеобразным “знаком качества” выпускников.

Учитывая такую сильную подготовительную базу у студентов, высшие школы не предполагают длительное введение в предмет. Здесь для студентов, не прошедших препа, начинаются сложности. Для меня, безусловно, это был самый настоящий вызов, т.к. даже система обозначение различных математических переменных отличается во французском и беларуском образовании (например, импульс я привыкла писать как N, в то время как здесь писали как P).


часто приходилось делать дополнительный переводы «французский-английский-русский», чтобы ликвидировать пробел в понимании ключевых терминов

Казалось бы, мелочи, но в бешеном ритме высшей школы любое промедление было губительно.
Часто различные предметы были разделены на несколько логических частей (к примеру, в моей программе курс Digital Communication был разделён на DCOM0, DCOM1 и DCOM2). Нулевая часть предполагала базовые понятия, а последующие – нарастающую сложность. Завершалась каждая часть контрольным срезом, проектом или стандартным письменным экзаменом. Балловая шкала во Франции идёт от 0 до 20, где 10 – проходной балл. При получении отметки ниже, студент отправлялся на пересдачу. Как и во многих других европейских образовательных системах, списывание либо любые другие попытки сжульничать жестоко наказывались.

Из-за разбиения на части предметы шли внахлёст, т.к. имели разную длительность. К примеру, нулевая часть предмета А длится 3 недели, а нулевая часть предмета Б – 4 недели, соответственно, на последней неделе предмета Б студенты уже сдают свой первый экзамен в семестре, морально готовясь к следующему через неделю. Также зазоров между частями не было, поэтому было вполне обычным делом завершить нулевую часть в понедельник, а во вторник уже приступить ко второй. В одном семестре у нас было 11 предметов, каждый разделённый на 2-3 части. Думаю, вы можете себе приблизительно представить рабочую нагрузку студентов, пожелавших стать частью “французской элиты” :)

Французские преподаватели очень требовательны не только к своим предметам, но и к общему порядку проведения занятий. Занятия длятся по 3 часа с перерывом на 15 минут после полутора часов. На них нельзя опаздывать, иначе аудитория запиралась на ключ, а имена опоздавших вносились в списки как прогульщики. Знаменитая своими забастовками и перебоями в движении транспортная система Иль-де-Франс также не была достаточным оправданием для опоздания. Не прощались также опоздания из-за непогоды.

Поскольку мы застали пост-ковидные времена, некоторые санитарные ограничения сохранились при возвращении в классы (после удалённого формата во время локдауна). В аудиториях обязательно было сидеть в масках, их не разрешалось снимать на протяжении всего занятия. С такими требованиями даже глоток воды было сделать сложно, не получив замечание от преподавателя. Французы предпочитают очные занятия и личные взаимодействия, и даже пандемия не смогла изменить в них этой привычки. Когда несколько студентов из нашей группы получили положительный результат теста на COVID, занятия по-прежнему не были переведены на удалённый формат.


наша стандартная «униформа» на время занятий

Возможно, эти детали незначительны, но даже такие мелочи позволяют хорошо прочувствовать атмосферу и требовательность высших школ.

По окончании обучения нам предстояла обязательная стажировка (“stage”) на 4-6 месяцев для написания диплома. Grande école сотрудничают с большим количеством предприятий-профессионалов в отрасли-специфике школы, поэтому варианты трудоустройства достаточно прозрачны. Прохождение собеседований на стажировку ничем не отличается от прохождения интервью на постоянную работу, и зачастую поиск стажировки чрезвычайно сложен и занимает очень много времени. Далее необходимо согласование темы диплома с университетом, и в случае одобрения темы – подписание трёхстороннего договора между университетом и принимающей организацией. Похожая система реализована в Беларуси как обязательное распределение, с разницей в сроке контракта (в РБ это 2 года).

По окончании стажировки студент представляет разработанный проект на защиту комиссии, состоящей из преподавателей университета, представителей отрасли и модераторов. После серии вопросов и ответов студенту выставлялась отметка в том же интервале 0-20, усреднённая от оценок каждого члена комиссии. Моя специализация была связана с телекоммуникациями, стажировка была связана с граничными вычислениями в сети 5G при мобильности приложений. Звучит сложно, но после года в grande école и полугода стажировки на предприятии совсем не страшно :)


фото с моей защиты проекта

Высшие школы Франции представляют собой многолетний предмет споров о создании неравенства в обществе и привилегированности одной группы выпускников над другой. Действительно, престиж высших школ в сравнении с обычной университетской стезёй (см. на схеме выше) создаёт ощущение “второсортности” последнего, ввиду отсутствия там строгого отбора и ограниченной доступности. Негласно французские работодатели по-прежнему отдают предпочтение выпускникам высших школ, даже при прочих равных в резюме кандидатов.

source: phdcomics.com

С другой стороны, оказываемые выпускникам преференции вполне обоснованы. Зачастую работодатели ищут кандидатов на позиции, связанные с новыми разработками, которые ещё не нашли отражения даже в стандартах и официальных релизах. Выпускники grande école имеют не только крепкую теоретическую базу, но и практический опыт в организациях-лидерах отрасли. Даже будучи начинающими специалистами (“jeune travailleur”), они могут предложить работодателям уникальный набор навыков, недоступный при другой системе обучения.

Мой опыт учёбы в высшей школе оказался поистине исключительным, т.к. редко иностранцы имеют возможность присоединиться к “высшим эшелонам” образования Франции минуя препа. Конкретно для меня это также оказалось вызовом, поскольку перед магистратурой я долгое время работала, и возвращаться к студенческому режиму было непросто, но увлекательно. На данный момент я продолжаю своё развитие в сфере телекоммуникаций, но вполне возможно в будущем вернусь в научную деятельность. Во Франции для этого много возможностей и хорошее финансирование.

Буду рада ответить на вопросы о магистратуре, её формате, особенностях и внутреннем устройстве как в комментариях, так и в рамках продолжения данной статьи. Спасибо за интерес к моей истории!

Комментарии (8)


  1. Arastas
    08.07.2023 09:17

    Так а какая школа-то была?


    1. tbp2k5
      08.07.2023 09:17
      +1

      Судя по "Гранд Еколь", "Иль-де-Франс" и Digital Communications — видимо Télécom Paris на Палезовском кампусе...


  1. SemmZemm
    08.07.2023 09:17

    я бы не согласился с тем, что иностранцу без препа сложно поступить. Иностранцы, как раз в основном без препа и поступают, причем чаще сразу на M1 по моему опыту. Я слышал такое про инженерные школы (Bretagne Télécom), не знаю ни одного иностранного студента в ENS de Lyon, а их там порядочно, который проходил бы через препа.


    1. Arastas
      08.07.2023 09:17

      M1 это университет же? Вы имеете ввиду второй год?


      1. SemmZemm
        08.07.2023 09:17

        я имею в виду второй год, который на картинке соответствует уровню 2 grandes écoles, у нас оно называлось M1. Все обучение было в 3 года, и они обозначались L3, M1, M2.

        http://informatique.ens-lyon.fr/en/academic-programs/l3
        http://informatique.ens-lyon.fr/en/academic-programs/master


  1. klimkinMD
    08.07.2023 09:17

    даже система обозначение различных математических переменных отличается во французском и беларуском образовании (например, импульс я привыкла писать как N, в то время как здесь писали как P)

    Вот это я совсем не понял.


    1. Arastas
      08.07.2023 09:17

      Видимо, речь о стандартных обозначениях физических и инженерных величин.


  1. Emelian
    08.07.2023 09:17

    Интересно было бы сравнить изучение математики на мехмате МГУ и во Франции. Вот вы пишете: «Рабочая нагрузка в препа является одной из самых высоких в Европе» и «Строгость в отборе будущих учеников и интенсивная программа обучения определяет престижность полученного там образования и является своеобразным “знаком качества” выпускников».


    Не знаю, как во Франции, но изучение математики в Московском Университете было «нечто с чем-то». У меня уже было пять лет дневного обучения в областном Политехническом Институте, затем четыре года работы по распределению во Всесоюзном НИИ, где я одновременно готовился к поступлению на мехмат МГУ. От нечего делать закончил заочные, а затем очные подготовительные курсы за месяц до вступительных экзаменов в Университет. Относительно легко сдал вступительные экзамены (две пятерки по устным экзаменам и две тройки по письменным). Конкурс был полтора человека на место. Проходной бал был, по-моему, 15, мне достаточно было иметь 14 (как имеющему трудовой стаж), т.е., два бала у меня было в запасе.


    Однако, самое интересное началось во время учебы. Сказать, что я был шокирован сложностью предметов, это ничего не сказать. Слава Богу, я не согласился пойти сразу на второй курс (как имеющему уже высшее образование, с досдачей отсутствующих в моем дипломе предметов, просто тупо не выдержал бы). Пошел на первый курс. Высшую математику я знал хорошо, но университетский матанализ, который нам читал Л.И. Камынина это был верх абстракции, начиная с первого семестра.


    Полгода я был в состоянии полной прострации, как товарищ Сталин в первые две недели Великой Отечественной войны. Но, ничего, адаптировался. На семинарах А.И. Штерна нам давали по 30 задач на дом, тогда как одна задача, вроде, вычисления предела lim(sin(tg(x)) – tg(sin(x)))/(x^7) при x --> 0 могла занять часа три и более либо час, если решать «правильно». Тогда ведь не было еще персональных компьютеров и программ типа «Maple» (мы работали на терминалах мэнфреймов).


    Один зачет можно было сдавать дня три, пока не решить заданную задачу идеально. Можешь пользоваться чем хочешь, библиотекой, помощью друзей. Однако задачи были достаточно оригинальными и трудными, так что помогать другим просто не было физической возможности. Не сдашь зачет, не допустят к экзаменам. А если в конце лета не пересдашь – отчислений.


    Отчисляли за неуспеваемость даже участников международных математических олимпиад и выпускников ФизМатШколы при МГУ. Думаю, там виной было гордыня. Сначала учиться им было легко, а потом просто «не успели».


    На моих глазах один студент просто сошел с ума, его забрали в Кащенко, через полгода восстановился, снова «поехала крыша», ушел из математики.


    Из 300 человек на первом курсе до пятого дошли 150 человек. И если на «механику» еще возвращались после армии, то на математику, на первую курс, можно было поступить либо в 17 лет, либо никогда, а после армии не восстановился никто. Хотя на «механике» был студент в 14 лет. Я там в свои 26 лет, на первом курсе, выглядел явно «белой вороной», хотя дискомфорта в общении не было.


    Потом можно было бы поступить в аспирантуру (преддипломную практику я проходил в «Керосинке» — Институте Нефти и Газа АН СССР, где занимался математическим моделированием оптимального извлечения нефти из безнапорных скважин, первые персональные компьютера я увидел там). Но уже шел 1990-й год «пересройки», решил, что лучше, после окончания, уехать домой (распределение к тому времени уже отменили).


    Так что, не думаю, что во Франции процесс, в сфере элитного образования, происходит как то круче. У меня вообще сложилось впечатление, что во Франции упор, в большинстве случаев, делается на гуманитарное образование, тогда, как у нас более акцентировались на технической стороне.


    Кстати, а как вы изучали французский язык? Я для этих целей использую собственную программу (сейчас уже пишу третью версию), где осваиваю язык по методу «Запоминание руками + Интерактивный звук» (http://scholium.webservis.ru/ ).