Привет! Меня зовут Настя, я старший системный аналитик в X5 Tech. Мне 28 лет, а мой общий стаж работы на данный момент составляет ровно 7 лет. Сейчас в моей трудовой книжке 11 записей о приёме на работу. Я этим не горжусь и я так не планировала, поэтому и родилась эта статья. 

Я хочу поделиться своей историей по двум причинам. Первая: попытаться донести до  HR и начальников, что много записей в трудовой – это не приговор. Я часто сталкивалась с отказами ещё на этапе просмотра резюме по причине частой смены работы. Думаю, что у многих людей могут быть абсолютно “здоровые”  причины такого явления. 

Вторая: попытаться донести до специалистов, которые боятся часто менять работу, что это нормально. Если вы не можете повлиять на ситуацию/рабочие процессы/климат в команде и никто ваши попытки не ценит, то надо заботиться о себе и искать  что-то более комфортное.

Первая и вторая записи

Время: лето-осень 2016 года
Место: кондитерская фабрика в соседнем городе
Должность: аналитик
Длительность: 1 месяц и 1 месяц
Условия работы: офис, пятидневка
Что делала: заполняла большой отчет в Excel, на основе которого планировали производство.

Я закончила университет по направлению “Бизнес-информатика”. В июле 2016 года получила диплом и сразу начала искать работу. Я жила в маленьком городе и с работой было сложно. В университете сказали, что есть вариант устроиться на стажировку, я согласилась. 

Со мной заключили договор ГПХ на месяц, потом ещё на один. Это было мое первое место работы, и я ещё не совсем понимала всех нюансов оформления и думала, что это нормальный порядок вещей. Заявлялось, что первые три договора будут по месяцу, а потом будет бессрочный трудовой договор. 

В первый день я зашла в офис и начальница сказала мне: “Если ты уходишь с работы раньше меня, то это значит, что ты знаешь больше меня”. Меня это сильно напрягло, потому что специалистом она действительно была крутым, она много всего знала и умела. 

Проблема была в том, что я жила в соседнем городе и домой мне было добираться около часа на автобусе. Я должна была быть на автовокзале край – в 19:00, до которого ещё нужно было добираться с фабрики. Рабочий день официально длился с 9:00 до 18:00, а начальница любила сидеть на работе допоздна и требовала этого от подчинённых. Я уходила домой в 18:30, потому что иначе я бы не успевала на последний автобус. Даже если я раньше заканчивала все свои задачи, я сидела на рабочем месте и просто боялась уйти. 

Коллектив тоже подливал масла в огонь: когда я пыталась обсудить какие-то некомфортные вещи с ними, они вставали на сторону начальницы и говорили, что просто я “зелёная” и совсем не понимаю, что такое работа.

Я отработала почти два месяца и морально была истощена полностью. Мне снилась работа, я сильно похудела и даже пришлось пойти к врачу, который прописал мне транквилизаторы. 

И вот в один день я уехала домой вовремя. Как сейчас помню, что это был вторник. В 18:00 выключила компьютер и ушла. В среду я приехала в офис, начальница уже была на месте. Между нами произошел такой диалог: 

Я: Доброе утро! 
Н: Почему ты вчера вовремя ушла с работы?
Я: У меня были дела дома, мне надо было уехать, я не могла задержаться. 
Н: Пиши заявление по собственному, в тебе нет корпоративного духа. 

Мой второй договор заканчивался через 3 дня. На моё место в мой последний рабочий день вышла другая девушка, поэтому она заняла компьютер, а я весь день сидела на стуле возле двери. В 18:00 я ушла. 

Третья запись

Время: зима 2016 года – осень 2017 года 
Место: отдел МВД
Должность: специалист по связям с общественностью
Длительность: 9 месяцев
График работы: пятидневка
Что делала: писала пресс-релизы, общалась с журналистами, помогала с канцелярией.

После курса транквилизаторов и странного стечения обстоятельств я снова вышла на работу. Попасть в МВД было какой-то случайностью. Я твердо решила искать работу в своём городе и закинула резюме в два крупных предприятия. Ответа от них не было долго, и мама предложила позвонить в полицию: “У тебя высшее образование, а им вечно нужны люди, попробуй”. Я в это вообще не верила и позвонила, чтобы убедиться, что меня туда не возьмут. 

В отделе кадров (в МВД это Отдел по работе с личным составом) на тот момент начальником была милая женщина. Я позвонила ей и между нами состоялся такой диалог: 

Я: Здравствуйте! Я хотела бы узнать, есть ли у вас вакансии? У меня высшее образование, я хорошо владею ПК. 
Н: Здравствуйте! У нас есть вакансия пресс-секретаря. Надо писать заметки в газеты.
Я: О, я могу. Я писала статьи в газете университета (это была правда).  
Н: Приходите сегодня, пообщаемся. 

Через час я уже была в отделе с кучей газет из университета в качестве примеров моей работы. Я познакомилась с начальницей отдела кадров, а она показала мои работы моему будущему начальнику – полковнику внутренней службы, и меня взяли на работу. 

Ничего плохого за этот период не происходило со мной. Единственным минусом была очень маленькая зарплата, потому что я была оформлена как вольнонаёмный сотрудник. Я пыталась в это время найти работу серьёзнее и пришла к выводу, что пора переезжать в крупный город. Вариантов было три: Воронеж, Москва, Санкт-Петербург. Выбор пал на Петербург.

Четвёртая запись

Время: осень 2017 года – зима 2018 года 
Место: офис крупной сети магазинов одежды
Должность: аналитик
Длительность: 3 месяца
Условия работы: офис, 2/2
Что делала: в 1С планировала, сколько одежды нужно привезти в магазины со склада.

Тут совсем грустно получилось. Мне эта работа не нравилась с самого начала и мне стыдно до сих пор, что я так поступила. Я переехала, денег у меня особо не было и я просто вышла на первую попавшуюся работу, где платили больше 20 тысяч рублей и куда  меня вообще брали. Мне не нравится работа по сменам, но тогда это было очень удобно. 2 дня я работала и 2 дня искала другую работу, которая меня бы устраивала. 

Как только я нашла другое место, я сразу же ушла. Я успела уложиться в испытательный срок и ушла в тот же день, как написала заявление. 

Пятая и шестая запись

Время: зима 2018 года – весна 2021 года 
Место: крупный продуктовый ритейлер
Должность: специалист по планированию, ведущий специалист по развитию
Длительность: 3 года
Условия работы: пятидневка (сначала офис, потом удалёнка) 
Что делала: сначала заказывала продукты в магазины, потом развивала логистическую систему.

Я пришла в эту компанию на должность специалиста по планированию. Нормальная была работа, зарплата хорошая, ДМС, плюшки всякие. Так я работала год. Потом в нашем департаменте открылась вакансия ведущего специалиста по развитию. Был конкурс, я его прошла. Моей задачей было развитие системы, которая отвечала за планирование запасов и спроса. Это был мой шаг в то самое IT. По сути, я была бизнес-системным аналитиком. 

В этот период как раз пришёл ковид, и я была счастлива работать из дома. Но работа становилась всё хуже и хуже: зарплата не менялась, а задач прибавлялось всё больше и больше. Ближе к увольнению я уже почти не занималась развитием системы, я делала отчёты/презентации для проекта с машинным обучением. 

Потом в компании сменилось руководство, денег на разработку совсем не давали и работать стало совсем тяжело. Вся наша работа как “развивантов” (я называла так специалистов по развитию) свелась к тому, что мы доказывали, что какая-то доработка нужна системе и что она принесёт нам миллион денег. 

Мне уже перестало это всё нравиться, да и развития никакого не предвиделось в ближайшем будущем. И тут у меня возникла идея – я начала учиться на дата сайнтиста. 

Я пришла к своей начальнице и сказала, что учусь и хочу перейти в проект с машинным обучением. Я предлагала и дальше заниматься своей работой с отчётами, но, помимо этого, начать практиковаться в машинном обучении. 

Она подумала, что я это не серьёзно, а я сказала ей, что устала от такой нагрузки. В общем, ничего особо не изменилось. Кроме того, что работы становилось ещё больше. 

Я начала ходить на собеседования и получила несколько офферов. С этой информацией я пришла снова к начальнице и сказала, что у меня есть офферы, но я останусь, если у меня будет шанс развития в машинном обучении. Она сказала, что вакансий нет, денег нет и ничего она сделать не может. 

Седьмая запись

Время: весна 2021 года – лето 2021 года 
Место: обслуживание и продажа оборудования
Должность: IT бизнес-партнёр
Длительность: 3 месяца
Условия работы: офис, пятидневка
Что делала: писала ТЗ на доработку, вела бэклог.

Это было место работы, где я серьёзно погрузилась в IT. Я узнала, что такое Scrum, Agile, Product owner и много всего технического. Команда была хорошая, мне всё нравилось. Была только одна проблема, которую я, к своему большому сожалению, не смогла решить. 

Всё ещё был период ковида, и в оффере мне пообещали удалённый формат работы. Офис от моего дома находился на другом конце города. Жила я очень далеко от метро и дорога на общественном транспорте занимала бы около двух часов: автобус до метро -> метро с пересадкой на другую ветку -> автобус до офиса. Я согласилась при условии, что будет полная удалёнка и мне не придётся ездить в офис вообще никогда. 

В первый день моего выхода на электронную почту пришло письмо, что мы все дружно возвращаемся на фулл-тайм в офис. Я начала искать варианты, но их было немного. Два часа тратить на дорогу в одну сторону я не была готова абсолютно. Брала каршеринг: дорога занимала минут 40 по ЗСД (что довольно быстро, но это утром), за проезд по которому ещё дополнительно надо было платить. А вот обратно я попадала в дикие пробки и дорога домой занимала 1,5-2 часа. Таким образом, в день я прокатывала около двух тысяч рублей (это вместе с арендой машины и проездом по ЗСД). 

В итоге я бросила учёбу по Data Science (которую начала ещё на прошлой работе), потому что я дико уставала и приезжала поздно. Однажды я приехала домой, села на диван и заплакала. После этого я приехала в офис и поговорила с руководителем. Сказала, что я не могу больше ездить, и он пообещал поговорить со своим руководством. Итог: максимум, что они могли сделать – один день дома и 4 дня в офисе. 

Я сказала руководителю, что так я не смогу и предложила разойтись сразу, чтобы не тратить его время на моё обучение. Он сказал: “Работай.  Может, что-то придумаем”. Это меня воодушевило. Но ничего не изменилось. Я всё так же ездила в офис и изменений никаких не предвиделось. Я спрашивала снова и снова, но ответ был один и тот же: “Пока без изменений”. Я начала искать работу, получила оффер на удалённую работу и ушла. 

Восьмая запись

Время: лето 2021 года – лето 2022 года 
Место: IT-отдел крупного промышленного производства
Должность: системный аналитик
Длительность: 1 год
Условия работы: удалёнка, пятидневка
Что делала: работала на разных проектах системным аналитиком

Наверное, это было одно из моих лучших  собеседований. Мой будущий руководитель понимал, что опыта в системном анализе у меня мало. Он задавал технические вопросы, но не ждал от меня каких-то невероятно технических ответов. В конце собеседования он спросил: “Если бы ты была супергероем, то каким? Можешь выбрать из существующих”. Я сказала, что была бы дружелюбным соседом Человеком-пауком и, мне кажется, что это единственная причина, по которой я получила оффер. 

Работа была как работа. Системный анализ, ТЗ, UML. Я очень много училась, почти всё на проектах для меня было новым. Проектов было много и все они были разные, но больше всего времени (около семи месяцев) я проработала на одном из них. Я даже успела на нём побыть ментором и лидом стажёров. Я была уверена, что я тут надолго и менять работу не собиралась. 

Наступил февраль 2022 года. Владелец этой большой промышленной компании стал одним из первых, кто попал под санкции. Дела становились хуже, и в один день всех сотрудников IT-подразделения собрали на общую встречу. 

Тезисы: 

  1. Нас ждут тяжёлые времена.

  2. Премий больше не будет.

  3. Обучение больше не оплатим, об остальных плюшках тоже забудьте, останется только ДМС.

  4. Если есть возможность, уходите на 4 дня работы в неделю, платить будем тоже меньше.

Ну и так далее. Затем начались разговоры про сокращения и уменьшение рабочей недели. Перестали компенсировать и переносить дни отпуска, которые не отгуляли сотрудники. Помимо этого, политика компании не соответствовала моим убеждениям, и это стало последней каплей для меня.

Я обновила резюме, но особо не торопилась. Решила, что “ну вот сейчас я прям найду ту самую работу”. (Спойлер: не нашла). 

Девятая запись

Время: лето 2022 года – осень 2022 года 
Место: аутстафф
Должность: системный аналитик
Длительность: 4 месяца
Условия работы: удалёнка, пятидневка
Что делала: вакханалия

Это был второй полноценный оффер, который я получила. Согласилась потому, что мне всё очень понравилось на собеседовании. Меня смотрел заказчик на проект, который связан с развитием платформы для обучения. Проект был рассчитан минимум на полтора года, потому что на него выиграли какой-то грант. 

Мне понравилась команда, руководитель и работа. Мы делали большое ТЗ, которое потом планировалось разбивать на задачи и отдавать в разработку. 

Я жила счастливо 2 месяца. У нас на проекте были 6 системных аналитиков: 3 внутренних сотрудника и 3 аутстаффа, включая меня. Началось неладное, когда первого аналитика с аутстаффа поблагодарили за работу. Затем через неделю – второго, и осталась я одна. 

Меня начали нагружать странной работой, которая не связана с ТЗ: я помогала заполнять какие-то большие таблицы для тестировщиков. Когда и это было готово, мне позвонила руководитель и сказала: “Я пыталась удержать тебя, сколько могла, но у меня больше нет для тебя работы. Проект приостановили, и я вынуждена попросить тебя уйти от нас”.

Я расстроилась и расстроилась она. Она пообещала, что, как только проект возобновят, она сразу попросит меня вернуться. На том и разошлись. 

Дальше я две недели сидела без работы, пока HR искал для меня новый проект. Нашли, я прошла собеседование и согласилась, но как будто у меня был выбор. Это был проект с интеграциями в банке. 

Мне не нравилось там совсем. Ни работа, ни команда, ни процессы. Вообще ничего. Я не понимала, где моё место в процессе, для чего я пишу документацию и кто её читает. Наверное, это было больше моей проблемой, но я думала, что раз уж я на аутстаффе, то  никакого голоса и права не имею в команде что-то выражать. Мне прям было некомфортно пойти к прОдакту и сказать, что мне не нравится. Поэтому я попросила своего менеджера найти мне новый проект, но ничего не было и не предвиделось. 

Пришлось идти к прОдакту. Разговор был очень тяжелый, и сошлись мы на том, что команда ожидала сильного сеньора, который сам во всём разберётся, а я только недавно преодолела грейд мидла. Спросила у своего менеджера, есть ли шанс уйти на другой проект, она сказала, что сейчас с этим сложно. Обновила резюме. 

Десятая запись

Время: зима 2022 года – зима 2023 года 
Место: банк
Должность: главный аналитик
Длительность: 3 месяца
Условия работы: удалёнка, пятидневка
Что делала: я не поняла вообще.

Тут я торопилась с выбором. Получила один оффер, но отказалась от него, потому что это был тот банк, с проекта которого я ушла. Потом был оффер в другой банк. Собеседование прошло хорошо, все были очень дружелюбные. Сказали, что у них там всё очень современно, классная молодая команда, Agile. Будет много техники – архитектура, проектирование API и многое другое. Я приняла оффер. 

По факту в команде был архитектор, менеджер и ещё один аналитик. Мы с аналитиком вычитывали большое ТЗ, которое писал подрядчик. Потом согласовывали его со всеми заказчиками системы, их было около 20 человек. Когда уже были на финале согласования, подрядчик попросил в два раза больше денег. Это никого не устроило, и пришла задача переписать их ТЗ так, чтобы можно было отдать другому подрядчику. 

Я сказала, что это плохо и так делать нельзя. Созваниваюсь с менеджером. Я составила целый список того, что я ожидала и что не сошлось. И предложила, как это исправить. Менеджер пообещала взять на заметку, и ничего не изменилось. Обновила резюме. 

Получила пять офферов за месяц, пришла к руководителю и сказала, что увольняюсь. Он написал “Ок”. Я спросила у него, не хочет ли он узнать причину моего ухода, на что он ответил, что спросит потом. “Потом” до сих пор не наступило. 

Кстати, классная молодая команда называла мемы анекдотами.

Одиннадцатая запись

Время: зима 2023 года – по настоящее время
Место: X5 Tech
Должность: старший системный аналитик
Длительность: надолго
Условия работы: удалёнка, пятидневка
Что делаю: системно анализирую на проекте 

Сейчас у меня есть всё, что я хотела от работы.  Я нашла место, в котором я могу развиваться. В котором мне комфортно взаимодействовать с людьми. В котором у меня есть уверенность, что завтра я не останусь без работы. В котором мне хорошо платят за то, что я делаю.

Сама работа меня полностью устраивает. У нас есть бизнес-аналитики, которые собирают потребности, есть дизайнеры, которые это всё рисуют. Есть технические писатели, которые это всё грамотно опишут. И есть наша задача – написать ТЗ для разработчиков. Здесь нет никаких шаблонов, никаких правил, кроме одного: всем должно быть понятно, что ты хочешь передать. Процессы в команде выстроены хорошо, а, если что-то идёт не так, то есть ретро, на котором мы можем обсудить всё, что нас беспокоит. 

Люди в команде действительно классные. Они отзывчивые, смешные, настоящие профессионалы, которые болеют за продукт. Мы уже успели все вместе потусить и скоро встретимся снова. Помимо этого, за 6 месяцев я успела поучаствовать в куче активностей для сотрудников. Я прошла классную Школу авторов, смогла преодолеть свои страхи и начала писать статьи. Я сходила на интересный IT-фестиваль и узнала много нового. Я готовлю материалы для нашей школы Системного анализа и в сентябре буду снимать ролики для неё. 

Заключение

Из всей этой ситуации с частой сменой мест работы я сделала ряд выводов и сформулировала на их основе советы. 

Совет 1: не бойтесь задавать вопросы. Если вы принципиально ищите Agile, и вам на собеседовании говорят, что на проекте Agile, задавайте вопросы. В чём конкретно это проявляется, какой процесс, какое ваше место в этом процессе. Помните, что не только компания может предъявлять требования к вам, но и вы можете проверять компанию на соответствие вашим пожеланиям к работе. 

Совет 2: не торопитесь. Если позволяют обстоятельства и вы можете искать работу какое-то время – ищите. В последнем поиске я установила для себя срок – месяц. Каждой компании я этот срок озвучивала и собирала офферы до конкретного дня. В этот конкретный день я села, просмотрела все пять офферов и приняла решение. 

Совет 3: если что-то не нравится в работе/процессе/проекте, смело говорите об этом. Вы – хороший специалист, у вас богатый опыт и вы можете влиять на свою работу. Но если вы пытаетесь говорить, а вас игнорируют, то можете либо задуматься об эскалации вопроса на уровень выше, либо о смене проекта или места работы. 

Совет 4: любите и уважайте себя и свой труд. Если вы сталкиваетесь с оскорблениями, унижениями, обесцениванием вашей работы и вашего мнения, смело уходите. Мы проводим много времени на работе, и не каждая может приносить удовольствие. И это нормально. Но если вам некомфортно, если вы испытываете много негативных эмоций, то такая работа вам только навредит. 

Совет 5 (HR, привет!): не пугайтесь, если в резюме у человека много записей. Во-первых, на всё есть свои причины, дайте человеку шанс рассказать о них. Во-вторых, люди, которые часто меняют работу, быстро адаптируются, быстро учатся и быстро вникают в работу. А это очень полезные навыки для сотрудников.

P.S. Во время работы в X5 Tech ко мне пришли из компании, где я работала на аутстаффе. С ними связалась руководитель платформы обучения и звала меня назад. Проект возобновили спустя год. Но я сразу отказалась, потому что сейчас я на своём месте. 

Комментарии (28)


  1. urvanov
    07.09.2023 15:08
    +1

    Ну, вы, конечно, сильно часто меняли место работы, на самом деле. Я тоже такое практикую, но обычно около года хотя бы примерно работаю. Иногда больше. Но тут у каждого разные ситуации бывают.


    1. ana_tomana Автор
      07.09.2023 15:08

      Сильно часто - это мягко сказано :)


      1. OBIEESupport
        07.09.2023 15:08

        Эх, жизнь аналитика - жестянка сейфа у HR. А вы - большой молодец, написать резюме в виде мемов - надо сильно постараться. Жму руку!


        1. ana_tomana Автор
          07.09.2023 15:08

          Спасибо :)


    1. Markscheider
      07.09.2023 15:08

      вы, конечно, сильно часто меняли место работы, на самом деле

      Формулировка "по собственному желанию" не всегда означает собственное желание.

      В описаной истории далеко не везде инициатива уволиться - на стороне работника. Есть еще такая штука, как "под давлением обстоятельств". Но в заявлении все равно надо писать "по собственному желанию.


      1. ana_tomana Автор
        07.09.2023 15:08

        Мне вот больше обидно в таких случаях, что работодатель не делает выводы и ничего не меняет. И потом также люди тратят кучу времени, а оно того не стоило.


  1. 1994windows
    07.09.2023 15:08

    Да много записей это не показатель, т.к мы ищем свое место. И не надо работать там где это не приносит удовольствие, работу нужно любить и тогда все будет.


    1. ana_tomana Автор
      07.09.2023 15:08

      Согласна с каждым вашим словом)


    1. Leetc0deMonkey
      07.09.2023 15:08
      +3

      Да много записей это не показатель, т.к мы ищем свое место. И не надо работать там где это не приносит удовольствие, работу нужно любить и тогда все будет.

      Да подсказку: это место вне айти. Не надо себя больше мучать.


  1. Batalmv
    07.09.2023 15:08
    +2

    Эпично :)

    " Когда уже были на финале согласования, подрядчик попросил в два раза больше денег. Это никого не устроило, и пришла задача переписать их ТЗ так, чтобы можно было отдать другому подрядчику." - а почему нельзя? Просто так отдать в два раза больше денег? Я конечно прошу прощения, но ... я даже не знаю, как бы я отреагировал на подобное :) Ну и список это конечно "контрольный выстрел" :)

    "Если вы сталкиваетесь с оскорблениями, унижениями, обесцениванием вашей работы и вашего мнения, смело уходите " - обычно с таким сталкиваются в двух вариантах. Вариант первый - начальник действительно кусок овна и позволяет себе такое. Но обычно это относится к тем, кто себя сам не уважает. Второй вариант - если тот, кого обижают этого "заслуживает". Условно это работа и впрямь отстой, но он/она так не думают, за что и со временем им кажется, что что-то тут идет не так и их незаслуженно не любят. Уважение всегда начинается с себя

    "Если вы принципиально ищите Agile" - честно говоря странно. Аналитику вообще условно должно быть все равно. Он при любом раскладе землеройка, которая отвечает за скоуп и требования. Конечно писать большое ТЗ сложнее, чем много юзер сторек, но если аналитик не может первое, то скорее всего итеративно он придет к каше-малаше, так как не видит общей картины. Я не говорю, что это шоу стоппер, но аналитик с таким требованием на собеседовании сразу потерял быть пять пунктов к "способности работать" и приобрел перк "подопытная крыска", которую интересно отперпарировать, чтобы понять, а почему собственно :) Я в чем-то шучу, но требование реально выглядит странным, а тараканы в голове простительны только очень талантливым и/или работоспособным людям. Но хорошо, если эти тараканы сразы вылезают на свет при собеседовании :)

    "Я не понимала, где моё место в процессе, для чего я пишу документацию и кто её читает. Наверное, это было больше моей проблемой, но я думала, что раз уж я на аутстаффе, то  никакого голоса и права не имею в команде что-то выражать " - не хочу быть букой/бякой но обычно аналитик в курсе процессов и "как рождаются пчелки". Т.е. если ты внутри и не понимаешь, как оно работает - это вопрос, как минимум к лычке мидл/сеньор. Это простительно для джуна. Плюс человек всегда сможет себя применить, если хочет. Я встречался с людьми, которые наверное от нас уходили с такими мыслями, но это было скорее от полного нежелания чего-то делать и вникать. К примеру, нам как-то выдали джуна-ПМа в помощь из бывших аудиторов, так как мы зашивались и надо была еще одна пара рук. Барышня оказалась с мега гонором, и руки в работе пачкать не сильно захотела, хотя по опыту и квалификации как ПМ была меньше огуречного пупырышка. Мы ее отдали назад, она на нас накатала телегу, после чего уже все с этой телеги поржали и огранизовали барышне вызод за пределы организации

    В целом, вы еще два года назад много чему учились, что есть довольно таки базовые вещи, но уже мнение имеете. Я могу ошибаться, но рановато как по мне.


    1. ana_tomana Автор
      07.09.2023 15:08
      -2

      "Второй вариант - если тот, кого обижают этого "заслуживает". Условно это работа и впрямь отстой, но он/она так не думают, за что и со временем им кажется, что что-то тут идет не так и их незаслуженно не любят. Уважение всегда начинается с себя." - Для меня тут спорно, конечно. Я полностью согласна, что уважение начинается с себя. Но не все люди, к сожалению, так думают и это не повод их обижать :)

      "Если вы принципиально ищите Agile" - честно говоря странно. Аналитику вообще условно должно быть все равно." - вот тут я точно не согласна. Я проработала в разных методологиях и принципы Agile-концепций мне все-таки ближе. Тут не именно специфика аналитики имеет вес, а сами процессы в команде, а аналитик является частью этого процесса. Я вижу картинку целиком и могу спокойно работать и по Waterfall, но я просто не хочу, мне комфортнее стори писать.

      "не хочу быть букой/бякой но обычно аналитик в курсе процессов и "как рождаются пчелки". - опять же, процессы в команде все разные и в данном случае я именно не понимала свое место в конкретной команде. А не так, что я в целом не понимала, как все должно работать. Именно как раз поэтому и был у меня вопрос - я знаю, что должно работать вот так, а в этой команде работает абсолютно наоборот.

      В целом, вы еще два года назад много чему учились, что есть довольно таки базовые вещи, но уже мнение имеете. Я могу ошибаться, но рановато как по мне. - мне кажется, что никогда не рановато иметь свое мнение :)


      1. Tarnella
        07.09.2023 15:08

        Условно говоря, ватерфлоу это когда когда спроектировали - построили - сдали, эджейл это когда (спроектировали кусок - построили - посмотрели что получилось -)*n - сдали. С учетом того что проектирование осуществляется парой аналитик-архитектор (бизнес- и системный), то, чем короче участок проектировки, тем меньше величина ошибки, тем меньше требований к аналитику и, соответственно, к его квалификации. С другой стороны, чем меньше итераций, тем меньше полных трудозатрат на проект, при условии правильно спроектированной модели конечно. И самый главный плюс ватерфлоу - понимание реалистичности решения и размеров ресурсов на его достижение. Эджейл в одном пределе может увести в бесконечное проектирование без результата, а в противоположном вырождается в ватерфлоу как "эджейл с одним спринтом"

        Т.е. в подходе к реализации проекта нужно выбрать оптимальную степень дезинтеграции проектирования как минимальную, которую может обеспечить ваша проектная группа (аналитик-архитектор) исходя из ее компетенций. Чем меньше итоговых спринтов при сохранении качества проекта, тем выше уровень группы проектирования и меньше стоимость проекта.

        К чему вся эта банальщина. Выбор подхода к проектированию это не вопрос предпочтений ПМа и тем более аналитика. Это вопрос возможностей проектной группы относительно сложности стоящей задачи. Я вообще подозреваю, что эджейл был создан как ответ на необходимость закрывать проекты, сложность которых превосходила возможности проектировщика решить их методами ватерфлоу, в котором удорожание разработки за счет последовательного проектирования и непрозрачности бюджета это своего рода страховка от краша проекта в середине из-за ошибок проектирования методами ватерфлоу. Перекладывая, таким образом, риски ошибок проектирования на перманентную проверку решений в полевых условиях, исправлением на ходу.

        Таким образом, принципиальность в вопросах "за" или "против" эджейл или ватерфлоу это либо вопрос религии, либо личный интерес. Но, в любом случае, на одинаковой сложности проекта, если аналитик умеет в ватерфлоу он сможет и в эджейл, а наоборот не всегда. Другими словами, принципиальность против эджейл среди аналитиков несколько натянута. Вот наоборот может быть, т.к. предъявляет больше требований.


        1. ana_tomana Автор
          07.09.2023 15:08

          Выбор подхода к проектированию это не вопрос предпочтений ПМа и тем более аналитика. - так и есть, но у любого специалиста же есть выбор, в какой команде работать и по какой методологии.

          Я не то, чтобы сильно против waterfall, просто я много по нему работала и после искала именно agile, просто любопытно было поработать в разных методологиях.


      1. Batalmv
        07.09.2023 15:08

        Если вас обижают - попробуйте найти причину в себе. Просто самодуры встречаются не часто и в душе почти все они трусы и пасуют перед четким отпором. Но если есть причина в вас: будеть готовы, что дав эмоциональный отпор, в ответ вы получите и по сути, и добавку эмоционально :) Поэтому всегда стоит сначала быть уверенным в себе.

        Про Agile - ну вот видите, я как потенциальный наниматель просто добавлю вам "черный" шарик. Потому что мне, да и почти всем, нужна "землеройка", а не нежное существо с тонкой душевной организацей, которая будет мутить воду, если наш Agile будет не такой agile-листый, как вы себе придумали. Да и в конечном итоге - процессы не ваша компетенция. Даже не в силу вашего опыта и знаний, как бы вы их не оченивали, а в силу позиции.

        "Именно как раз поэтому и был у меня вопрос - я знаю, что должно работать вот так, а в этой команде работает абсолютно наоборот." - ну вот смотрите. Вы на собеседовании, или около того (мы ж просто общаемся), и вы заявляете, что должно быть вот так, а так как оработают они - это наоборот. В целом, с учетом того, что проект уже идет и коллектив это слышит, в 99% случаев происходит ситуация, когда "если ты плюнешь в коллектив - он утрется. а вот если он в тебя ...". У меня например была ситуация, когда руководитель тестировщиков в компании, который был приписан к проекту, на разборе лидами эпичного косяка, который произошел на глазах клиента (и в этом косяке вина QA была очень велика, так как на необходимость простетить именно этот момент внимание акцентировалось почти каждый дейлик, а он в итоге на определеном тестовом наборе, о котором тоже говорилось, эпично проявился) начал рассказывать, что наш проект идет неправильно, он говорил, мы все делаем нет так - причем без конкретники, а в очень общих облаках. Что весело, это был не первый косяк такого рода, но так люто перед клиентом мы не проваливались до того. Результат оказаля следующим. Сначало он получил вербальных эмиоциональных люлей с матами при лиде разработки, так как упорствовал в том, что все делается наоборот, а надо делать "как должно". А потом был попрошен нах с проекта, чтобы не мешать проекту и не давить "авторитетом на других QA", так как "ипать" его при его подчиненных было не комильфо, но по другому уже не доходило. Итог, потом косяков особо не было, да и вообще проблем именно на участке QA уменьшилось. Но я предполагаю, что человек своего м нения не поменял (и кстати из организации свалил)

        "Я могу ошибаться, но рановато как по мне. - мне кажется, что никогда не рановато иметь свое мнение " - никто не запрещает иметь свое мнение. Но надо знать, когда есть можно сказать и КАК, а когда лучше молчать в тряпочку и делать свою работу. Это базовый закон жизни в коллективе, любом. ИТ, на заводе, в спортивной команде. Просто где-то учат мячго и словами, а где-то может прилететь. Вот и все.

        Смотрите, решать вам. Но мир ВСЕГДА менять надо меняя себя. Чем раньше к этому прийти, тем легче потом жить, и менять мир :)


        1. ana_tomana Автор
          07.09.2023 15:08

          Пожалуй, у нас с вами сильно отличается мировоззрение)


  1. Tarnella
    07.09.2023 15:08
    +1

    Отличный сценарий к блокбастеру "как ничего не понять и стать старшим системным аналитиком в Х5".

    Шутка ) Под впечатлением некоторых этапов в вашей эпопее. Особенно, почему-то, поразил до глубины души круг обязанностей аналитика как "в 1С планировала, сколько одежды нужно привезти в магазины со склада.". Я, конечно, всякого видал, но жизнь всегда найдет повод удивить.


    1. ana_tomana Автор
      07.09.2023 15:08

      Ну в том случае я бы не применяла профессию "аналитик", потому что она таковой не была. Но в Трудовой написан именно "аналитик")


  1. klopp_spb
    07.09.2023 15:08

    Мне 28 лет, а мой общий стаж работы на данный момент составляет ровно 7 лет.   Сейчас в моей трудовой книжке 11 записей о приёме на работу.

    Тю... Мне 53, в трудовой второй вкладыш наполовину заполнен, а первая запись - от 03.08.1987. Если брать период с 87 по 94 (7 лет) - 14 записей :-) Берём период с 2013 по 2020, те же 7 лет - 12 :-)


    1. ana_tomana Автор
      07.09.2023 15:08
      -1

      Такому опыту я бы даже позавидовала, если честно)


      1. klopp_spb
        07.09.2023 15:08
        +2

        Ну, первая запись - "санитар клиники госпитальной хирургии военно-медицинской академии" :) Потом поступление в ту самую... медицина? биохимия! биохимия? приборы! приборы? ой, етить, ассемблеры там какие-то, бейсики, си... Ну и понеслась :)

        Но, справедливости ради, например, в одной софтоверной компании я проработал в совокупности 13 лет. Часть из них - не "в ней", а как наёмник на отдельные задачи, без оформления в ТК. Там в это время другие записи были, вплоть до "сторож детского сада" :-)

        Так что фиг с ними, с записями, главное ж не количество. Мир - он маленький. Бывает "вот N проработал у нас полгода всего, жаль что ушёл, но если что на связи". А бывает "M работал у нас в древне-надцатом, увидишь - гони ссаными тряпками".


        1. ana_tomana Автор
          07.09.2023 15:08

          Бывает "вот N проработал у нас полгода всего, жаль что ушёл, но если что на связи". А бывает "M работал у нас в древне-надцатом, увидишь - гони ссаными тряпками". - я сама с таким не раз сталкивалась, полностью согласна


  1. ababo
    07.09.2023 15:08
    -3

    Трудовая книжка? Нет, не слышал.


    1. klopp_spb
      07.09.2023 15:08

      Даже не сделаешь вид, что слышал, но выпендриваешься, работая не в России?


  1. GothicJS
    07.09.2023 15:08

    Согласен с автором. Работник так же нужен работодателю, ведь без работника у работодателя не будет денег. Не работодатель собеседует нас, а мы обоюдно собеседуем друг друга.

    Если каждый работник перестанет воспринимать работодателя как боярина, к которому он идет на поклон, то со временем накопится критическая масса, благодаря которой работодатель уже не сможет свысока диктовать свои условия.

    Именно так формируется культура, и инициатива должна быть за самими работниками, ибо от работодателей милости ждать бесполезно. Они диктуют нам условия ровно в той степени, в которой мы им позволяем.

    Частая смена работ говорит о плохих работах, а не о плохом работнике. Именно в таких местах большая текучка. С хороших работ никто не бежит.


    1. ana_tomana Автор
      07.09.2023 15:08

      Мне бы очень хотелось, чтобы такая культура начала формироваться. Я сама была тем человеком, который боялся задавать вопросы на собеседовании, потому что думала, что только ко мне могут предъявлять требования.

      Поэтому я не люблю все эти темы с "вот, вы хотите agile - это черная метка, мне такой сотрудник не нужен". А я вот хочу работать в agile и почему я не могу работать по такой методологии, если хочу.

      Тут именно вся фишка в совпадении - ты ожидал конкретных моментов от работодателя, они ожидали чего-то от тебя и все совпало, круто. А по итогу иногда получается, что ты часть требований не выполняешь или реальность отличается от того, что озвучивали на собеседовании. И потом тебе терпеть не очень хочется, а увольняться нельзя, потому что записей в Трудовой много будет. Вот и сидишь.


  1. qyix7z
    07.09.2023 15:08

    Длительность: 1 месяц и 1 месяц
    Длительность: 9 месяцев
    Длительность: 3 месяца
    Длительность: 3 года
    Длительность: 3 месяца
    Длительность: 1 год
    Длительность: 4 месяца
    Длительность: 3 месяца
    Среднее: 8 месяцев
    Медиана: 3 месяца.
    А потом вдруг:
    Длительность: надолго
    А Вы оптимист :)

    Для сравнения, что я понимаю «надолго»: 30 лет стажа. 3 компании. В первой 17 лет, во второй 3 месяца, в третьей 13 лет. Записей в трудовой конечно куда больше — менялись должности, филиалы, организационно-правовые формы и т.д.

    А еще, где шестая запись?


    1. ana_tomana Автор
      07.09.2023 15:08

      А Вы оптимист :) - так и есть)

      А еще, где шестая запись? - у меня в голове сбилась нумерация, потому что была пятая и шестая запись в одной компании)

      Поправлю) спасибо, что заметили)


  1. headliner1985
    07.09.2023 15:08

    Возможно вам стоит работать как контрактор, просто приходить на короткое время, делать свое дело за бОльший прайс, а в остальное время развивать навыки, отдыхать и в спокой обстановке искать следующего заказчика по вашим критериям.