Разбор полётов. В чём суть смены модели лицензирования Unity? Чем это грозит? Убьёт ли это инди и, в частности, гиперказуалки? Нужно ли прям сейчас бежать на другой движок?

Небольшое видео с разбором ситуации вокруг Unity.

Плоти

12 сентября без всяких предупреждений и обсуждений (ну, почти, но об этом чуть позже) компания объявила, что теперь мзда будет взиматься за число установок.

Ну просто...

Plus план вообще убрали для новых пользователей.

В Personal плане с 1 января 2024 появится необходимость периодически авторизовываться.

Starting in November, Unity Personal users will get a new sign-in and online user experience. Users will need to be signed into the Hub with their Unity ID and connect to the internet to use Unity. If the internet connection is lost, users can continue using Unity for up to 3 days while offline. More details to come, when this change takes effect.

Выходит так, что если за 3 дня не авторизовался в системе, то не сможешь даже в оффлайне пользоваться.

Стоит отметить, что в прошлом году компания уже повышала стоимость подписки, но тогда сообщество относительно терпимо к этому отнеслось. Сейчас же полностью поменялась модель.

На форуме в теме с обсуждением на момент создания видео больше 200 страниц.

И даже если отбросить сам факт такой кардинальной смены модели, к самому анонсу куча вопросов возникает:

  • Во-первых, платить нужно за переустановки. Условно, удалил игрок вашу игру, поставил заново, за это нужно платить. Даже если один и тот же игрок будет играть на разных устройствах (тот же Стим акк, но на ПК и на Стимдеке), то нужно платить за установку на каждом.

  • Во-вторых, пока что на уровне слухов, но Unity якобы предлагает компаниям освобождение от сборов. Получить его можно, отказавшись от AppLovin и других сторонних сервисов монетизации. Напоминаю, что в том году Unity купила ironSource.

  • В-третьих, странный момент с геймпассом, который так до сих пор и не прояснили.

Если игра в Геймпассе, то «разработчикам не нужно беспокоиться, поскольку за установки будет платить Microsoft».

Масла в огонь подлил тот факт, что Unity втихую удалила свой репозиторий для отслеживания изменений лицензии, и обновила лицензию, убрав пункт, позволяющий использовать TOS из вашей версии Unity. Последняя версия подразумевала, что если вы сидите на старой версии Unity (2021, 2022), то изменение лицензии на рантайм вас бы не коснулось.

Реакция сообщества

Многие разработчики планируют отказаться от Unity. Создатель Slay the Spire, например. Было уже множество анонсов от различных студий, что новые проекты они будут делать уже не на Unity.

На фоне анонса, удаления репо с TOS, судя по всему, уже готовится коллективный иск.

Ещё один интересный момент связан с тем, что Ричитело (CEO компании) слил акций за несколько дней до анонса (но там малый процент), но некоторых шерхолдеры скинули более половины акций компании. Так что ими возможно ещё заинтересуются соответствующие органы.

Переобувочки

Подъехал объяснительный пост, который только хуже сделал.

  1. Да, это повышение цены.

  2. Но не беспокойтесь, оно затронет не всех.

  3. Сдирать больше денег будем лишь с тех, кто нормально зарабатывает на своих играх.

  4. Если вы встроите в свои игры наши доп. сервисы, то, ВОЗМОЖНО, сможете получить скидку.

Позже был ещё один пост с разъяснениями. Опять тезис про то, что «изменение не затронет более 90% клиентов».

Но некоторые пункты чуток улучшили.

  • За реинсталы не берут денег.

  • За мошеннические установки не будут брать, но совсем не ясно как они это будут трекать. Подробности своей антифрод защиты они не раскрыли и вряд ли будут раскрывать.

  • За демки, триалки и devops не нужно платить.

  • За игры в раннем доступе нужно платить.

  • За web и streaming игры платить не надо ????

  • За благотворительные бандлы не надо платить.

Что говорят сотрудники

Один пишет, что они «боролись с решением», задавали вопросы, им сказали, что все ответы будут.

А затем вышел анонс без всякого предупреждения. Часть сотрудников уже покинула компанию. К концу недели ожидаются ещё.

Тред от юнитишника, который год назад участвовал в первых обсуждениях по смене прайсинга (тогда совсем иное обсуждение было).

TL;DR:

  • 3к инженеров работают чисто над движком

  • Разработка движка ОЧЕНЬ убыточна

  • Unity ads удерживает всю компанию

  • Оплата за места плохо скалируется

  • Изменения Apple сильно ударили по рекламному бизнесу

Бывшие сотрудники отмечают, что, как минимум, до 2013 года Unity был вполне себе прибыльным. Но в преддверии выхода на IPO компания переключилась на «рост любой ценой».

Джон Ричителло, дьявол во плоти?

Интересное заявление от Ричителло в 2015 году.

Это тот самый Ричителло, который в своё время предлагал добавить возможность покупки амуниции и делать перезарядку в Battlefield за реальные деньги, ведь в тот момент игрок готов пойти на всё.

Занимательный пост на реддите, в котором автор акцентирует внимание на том, что Ричителло дескать хороший, а виной всему другие участники совета директоров.

Следом за новостями последовало закрытие офисов Unity из-за угроз.

Угрозы, как выяснилось, поступали от сотрудника компании. Из-за этого отменилась встреча, на которой Ричителло должен был обсудить ситуацию.

Что изменится для разработчиков

Стало куда сложней планировать бюджет. Ребята из Nekki написали, что новая политика Unity может увеличить их расходы в 50 раз в худшем случае.

Для гиперкежа подобная система смертельна. Часть проектов просто в минуса уйдёт.

Эти новости ещё раз показали, что очень важно правильно работать с контентом игры и организовать лайвопсы на ранних этапах. В этом очень поможет сервис Balancy.

Подорванное доверие

Не так важно, какой там трешхолд и какие комиссионные. Основной момент в том, что этот прецедент подорвал доверие к Unity как к партнёру. И даже если компания откатит полностью своё решение, уже ничего не изменится. В будущем они точно также могут выкатить анонс пожёстче. Скажем, буду форсить установку своих сервисов. Т. е. владелец движка, по сути, влияет на то, какие вы, как разработчик игры, принимаете решение.

Интересно, что новый RPG Maker же на Unity будет.

Я не буду советовать оставаться на Unity или уходить на другой движок, но это новый фактор, который стоит теперь учитывать. Старые проекты и те, что уже довольно долго в производстве, вряд ли слезут сейчас с Unity, а вот при выборе движка под новый проект придётся обеспокоиться вопросом перехода.

Если это 2d игра, то рекомендую посмотреть в сторону Defold или Godot. Старый добрый Unreal Engine с их 5% комиссией тоже отличный вариант ведь в отличии от Юнити Эпики никогда не меняли свою лицензию ретроспективно.

А пока что можно присоединиться к бойкоту Unity, в котором уже участвуют Азур Геймз и Вуду.

Несколько часов назад компания выкатила новый пост, который напоминает сцену из Южного Парка с извинениями.

Комментарии (41)


  1. ky0
    18.09.2023 05:53
    +4

    Лутбоксятине и прочему фритуплею туда и дорога, а я пока просто оставлю табличку с расчётом того, сколько процентов от дохода придётся отдать игровой студии мелкого, среднего и крупного размера (TLDR: это минимум на порядок, а то и на два меньше, чем, например, отдают Стиму и другим маркетплейсам):


    [image]


    1. Glasssparrow
      18.09.2023 05:53
      +8

      Полагаю тут дело не столько в цене сколько в следующих 3 пунктах:

      1) Плата за установки это новый метод монетизации, многие студии такого никогда не платили и потому это плохопредсказуемая статья расходов, что неприятно. Фиксированная плата с продажи воспринялась бы спокойнее т.к. это ближе к тому что люди уже платят, а значит, понятнее.

      2) Изменения касаются даже тех игр что уже вышли. Подобное очень сильно подрывает доверие, соглашались-то разработчики на совсем другие условия. Плюс для игр которые сейчас уже в разработке внезапно изменился бюджет т.к. платить нужно будет больше. Если бы изменения касались только новых игр и вступали в силу хотя-бы с 2025 года (а лучше 2026), восприятие также было бы спокойнее.

      3) Отсутствие гарантий со стороны Юнити. Компания предлагает поверить ей что она справится с тем чтобы правильно посчитать установки. Вот только они уже доказали что верить им нельзя (см.пункт 2). С гарантиями сложнее, я не эксперт, но полагаю что раскрытие технических деталей может упростить обход защиты.

      Помимо прочего, думаю, такая сильная шумиха вызвана тем что, по меркам игровой индустрии, изменение условий через 3.5 месяца это, фактически, уже "завтра". Игры, всё-таки, разрабатываются годами.

      Также отмечу что сравнивать плату за движок с платой стиму некорректно. Также можно сравнить Unreal 5 и Steam: 5% против 30%, не на порядок, но всё же.


      1. Suvitruf Автор
        18.09.2023 05:53
        +1

        2 и 3 пункт ключевые, имхо. Если компания один раз выкатила такие дикие изменения ретроспективно, то теперь нет гарантии, что в будущем не выкатят чего-то пожёстче.


        1. ky0
          18.09.2023 05:53

          Много вы знаете давно вышедших игр с сотнями тысяч новых установок в месяц? А это одно из условий "включения" выплат.


          1. Suvitruf Автор
            18.09.2023 05:53
            +2

            Количество таких игр как-то влияет на факт того, что компания выкатывает ретроспективные изменения в обход своего же TOS? ????


          1. ilih
            18.09.2023 05:53
            +2

            условия включения выплат:

            • 200 000 (1 000 000) доход игры за последние 12 месяцев и

            • 200 000 (1 000 000) установок за все время с момента релиза, не за месяц

            после этого достаточно одной установки в месяц для получения счета от юнити


            1. ky0
              18.09.2023 05:53

              До 1 января 2024 года Юнити, очевидно, никакие данные о доходах и установках использовать не сможет — потому что вот это-то как раз и будет "ретроспективными изменениями в обход ToS".


              1. Suvitruf Автор
                18.09.2023 05:53

                Почему же не сможет? Они старые данные будут учитывать для подсчёта трешхолда.


                1. ky0
                  18.09.2023 05:53

                  Судя по бурлениям — пока индустрии (а судя по невнятным ответам — и Юнити) непонятно, каким образом будет вестись подсчёт, а следовательно — в данный момент нет никакой налаженной процедуры.


                  1. freeExec
                    18.09.2023 05:53

                    Процедуры может и нет, а логи запусков наверняка пылятся и ждут своего звёздного часа.


                    1. Terimoun
                      18.09.2023 05:53

                      И скоро он настанет


                  1. Terimoun
                    18.09.2023 05:53

                    Да, но это очень быстро изменится. Сами понимаете


        1. SergeyMax
          18.09.2023 05:53

          один раз выкатила такие дикие изменения ретроспективно, то теперь нет гарантии, что в будущем не выкатят чего-то пожёстче.

          А что, кто-то когда-то даëт такие гарантии?


          1. Suvitruf Автор
            18.09.2023 05:53

            В нормальном мире к этому нужно стремиться)


            1. SergeyMax
              18.09.2023 05:53

              Вы путаете нормальный мир и Госплан. Впрочем, Госплан тоже не давал никаких гарантий.


          1. Gugic
            18.09.2023 05:53
            +2

            По идее это должно быть зафиксировано в ToS и намертво приколочено к версии движка (чтобы они фиксировались при старте разработки). Я честно говоря сильно удивился что это не так.

            В мире опенсурса разработчики могут поменять лицензию на какую угодно ограничительную (см. недавние новости от Hashicorp), однако предыдущие версии остаются существовать под той лицензией под которой они были изначально выпущены.


    1. ashalaenko
      18.09.2023 05:53
      +3

      Я не первый раз вижу подобные комментарии. Что вам плохого сделали фритуплейные игры, что вы так с барского плеча решаете кому куда дорога? Я лично пользуюсь приложениями и играми по системе фритуплей. Более того, если бы они были платными, то скорее всего я бы их не купил. Мне также не нравится агрессивная монетизация некоторых игр, казино-механики и тд., но, на мой, взгляд бороться с такими подходами нужно точно не сменой условий монетизации движка. Более того, есть много образовательных, вспомогательных и тд. приложений на Юнити, их создатели/владельцы должны как минимум проинспектировать эти приложения, как максимум они уже должны Юнити.


      1. ky0
        18.09.2023 05:53
        +2

        Фритуплейные игры мне сделали совершенно выжженый ландшафт ММО-индустрии, уже лет 10 как. Пришли с лозунгом "подписка не работает, го делать бесплатные игры". Результат — ни одной нормальной ММО, продержавшейся без коллапса хотя бы полгода. Но зато можно не платить, да.


        1. ZirakZigil
          18.09.2023 05:53

          Так, может, просто концепция ММО не интересна усреднённому игроку сейчас? Там мобилки генерируют больше денег, если я не ошибаюсь, чем ПК и консоли вместе взятые, и даже на ПК и косолях в топе продаж ФИФА, КоД и т.д, и т.п., даром, что они не бесплатные.

          Полноценная, крупная ММО не может не требовать больших затрат времени от игрока: пройди сюжетку, пройди второстепенное, сделай дейлики, пройди тот рейд, пройди этот, походи на БГ, пофарми ресурсов на крафт. Но этого времени у игрока нету.


          1. ky0
            18.09.2023 05:53

            Усреднённому игроку, может, не интересна — но вот усреднённому инвестору, настаивающему почему-то именно на такой монетизационной модели, почему-то очень даже. Хотя многочисленные примеры демонстрируют, что это тут не работает. Но всё равно пытаются.


            1. KoshkaZanyataya
              18.09.2023 05:53

              ММОРПГ в текущем виде просто никому не нужна. Пока люди не придумают как сделать интересно, мы так и будем играть в штук 5 ММО из топа. И казуалки тут вообще ничего не сделали


              1. ky0
                18.09.2023 05:53

                ММОРПГ в текущем виде просто никому не нужна.

                В текущем — это с ф2п-монетизацией? Или вы имеете в виду вообще? А то, знаете, ложившиеся под нагрузкой серверы New World и Mortal Online в первые дни после релиза, например, с вами не согласны :)


                Прелесть ММО в том, что "интересно" там делают сами игроки, а разработчикам достаточно просто не мешать этому дурацкими механиками.


                1. ZirakZigil
                  18.09.2023 05:53
                  +1

                  Ложащиеся сервера могут также быть признаком хорошей рекламной кампании, а не наличия в среде запроса на ММО.

                  "Интересно", в отсутствии развития и добавления всяких дурацких механик, довольно быстро вырождается в рутину. И таким "интересно" занимаются либо люди, у которых времени вагон и вагон тележек (их меньшинство), либо эдакие романтики, которые не являются ЦА (и их тоже меньшинство). У самого обширного пласта нет времени на то чтобы в стопятидесятый раз посмотреть на панораму какого-нибудь хаба, ему фармить надо. Пока ты спишь твой враг качается, и вот это вот всё.


    1. Gugic
      18.09.2023 05:53

      Безотносительно даже абсолютно неприемлемой политики ретроспективного применения новых правил (по логике как будто бы надо к версии движка систему лицензирования приколачивать, иначе возможны вот такие фортеля).

      Безотносительно неприкрытой попытки насильно пересадить всех на свою собственную собственную систему монетизации.

      И даже безотносительно туманных перспектив не сверхуспешных ф2п.

      Просто добавьте в картину абсолютную непонятность механизмов подсчета и потом сверху - демоверсии, установки на разные устройства одним пользователем (стим дек + пк, например), всякие плюшки типа family sharing (у меня у ребенка на компьютере доступна моя библиотека стим), скидки-распродажи (до 90% временами в том же стиме), "бесплатные" раздачи в эпик гейм сторе, потенциальные злонамеренные установки на фермы виртуальных машин, премиальные игры для мобильных платформ (для которых даже 5$ цены может быть многовато), подписочные сервисы типа geforce now, где каждая твоя игровая сессия это потенциально новая установка а также подписочные сервисы типа game pass и playstation now с которыми вообще ничего непонятно (вроде как юнити заикнулись что мс и сони сами будут выплачивать для этих сервисов, но я что-то плохо себе представляю как это будет выглядеть).

      Как разработчикам прогнозировать что бы то ни было в такой обстановке? Возможно на все эти вопросы есть хорошие и понятные ответы, но пока мы ничего кроме "да зашибись все работает" от Юнити не видели.

      И в конце концов все равно все эти дополнительные траты выльются на конечных пользователей в той или иной форме. На нас с вами.


      1. ky0
        18.09.2023 05:53
        -7

        И в конце концов все равно все эти дополнительные траты выльются на конечных пользователей в той или иной форме. На нас с вами.

        О господи, придётся платить за игру на 20 центов больше? Я согласен.


    1. MaxKitsch
      18.09.2023 05:53

      Как всё прекрасно и благолепно в мире где нет разработчиков-одиночек, пиратства, раздач, бандлов, Game Pass, где никто не переустанавливает игры и уж точно не будет использовать скрипты, чтобы утопить проект, который, например, недостаточно woke.

      И где, разумеется, Unity ещё раз не исправит лицензионное соглашение задним числом, когда решит, что редеющее стадо напоследок надо выдоить досуха.


      1. ky0
        18.09.2023 05:53

        А что такого с разрабочиками-одиночками? Они берут бесплатную версию Юнити и пилят свою игру, никаких отчислений не делая. Когда достигают 200к установок и дохода, перелезают на платный тариф и платят 2000 долларов в год, пока не достигают миллиона установок/дохода.


        1. MaxKitsch
          18.09.2023 05:53

          Как минимум то, что «бесплатной» она будет до $100K. Но принципиально тут то, что нет вообще никаких гарантий, что описанная вами схема не испарится в самый неожиданный момент задним числом.

          Не говоря уже о том, что вот эта «помиральная яма» с $0.20 per install для Unity Personal and Unity Plus нарисована явно не просто так. Либо это намеренное выдавливание на Pro, либо сюрпризы от эффективных менеджеров ещё не кончились.

          При любом раскладе, Unity — это, начиная с 12 сентября 2023 года — токсичный и непредсказуемый инструмент в и без того рискованном и непредсказуемом бизнесе.


        1. AnthonyMikh
          18.09.2023 05:53

          Вы правда думаете, что средний разработчик-одиночка осилит поднимать 2000 долларов в год со своих проектов? На самом деле даже больше, потому что разработку-то хочется делать рентабельной


          1. ky0
            18.09.2023 05:53

            Если у разработчика-одиночки нет 2000 в год — значит, его проекты никак не могут приносить по 200к, а следовательно, взносам не подлежат. В противном случае зажимать всего 1% от дохода всего одного проекта за ПО, являющееся по факту фундаментом игры — это скопидомство.


  1. ilih
    18.09.2023 05:53
    +4

    Немного дополнений:

    • Юнити будет считать не только установки, но и доход с игры

    All determinations, calculations of installs, and revenue related to the Unity Runtime Fee will be made by Unity in its sole discretion.

    • доход считается без каких либо вычетов, то есть туда попадет НДС, налог с продаж, комиссии магазинов, рефанды (вредить можно будет не только установками, но и через лимит дохода: купил, установил, рефанд, повторил), проценты из таблички в первом комментарии можно смело умножать на 2

    Total revenue is calculated without deduction, including any relevant digital store fees.


  1. vba
    18.09.2023 05:53

    Скажите, а что там с Godot 4 для 3D игр на C#?


    1. Suvitruf Автор
      18.09.2023 05:53
      +1

      Есть, более-менее.


      1. vba
        18.09.2023 05:53

        Спасибо, гляну. Еще нашел Fyrox на Rust, выглядит многообещающе. Еще был какой-то двиган от амазона, что-то вроде "дровосек", назывался, вроде бы с открытым и.к. но только на си.


        1. Suvitruf Автор
          18.09.2023 05:53

  1. TrueMajner
    18.09.2023 05:53

    В любом случае все эти посредственные игры с кучей рекламы и ультраказуальным геймплеем в плеймаркете не вымрут, в них кода крайне мало, аналогичный мусор клепать на ue5 или каком-нибудь godot можно без проблем


    1. MalSerAna2000
      18.09.2023 05:53

      Уже есть успешные примеры переноса 2D игр, нашёл нужную статью на Itch. Ссылку кидать не стану (Ибо Банхаммера за рекламу не хочется). Скажу лишь, что это Lunar Labs

      Разработчик отметил улучшение оптимизации


  1. napfar
    18.09.2023 05:53
    +1

    Выходит так, что если за 3 дня не авторизовался в системе, то не сможешь даже в оффлайне пользоваться.

    До Unity Hub, году где-то в 2017-2018 тоже иногда сбрасывалась авторизация в аккаунт и нужно было заново логиниться (с подключением к интернету), чтобы подтвердить лицензию. Но это происходило при длительном простое - несколько недель - или при возвращении к старому проекту на старой версии движка.

    Так что формально ничего нового. Но три дня - это крайне мало для оффлайна. Вот, скажем, захотел ты на новогодние праздники поехать пожить в деревню, а долгими зимними вечерами пилить свой pet-проект, а вот фигушки тебе, а не оффлайн.

    Справедливости ради, продолжительная исключительно оффлайн разработка - это редкость. Тут я соглашусь, что 99% разработчиков этого вообще не почувствуют.

    мзда будет взиматься за число установок

    Введение платы за установки - это очень сумбурное и непродуманное решение. Бурная реакция сообщества и некоторая попытка компании его (сообщество) успокоить только подтверждают данную мысль. Взимание роялти со второго миллиона дохода смотрелось бы куда понятнее. Только не 5%, как у EpicGames, а 3%.

    Вот только остается открытым вопрос: как подсчитать прибыль студии-разработчика с одной игры, особенно если студия использует сторонние средства монетизации? Подсчитать же абсолютное количество установок через Unity Runtime куда проще.


  1. regs
    18.09.2023 05:53

    А как там O3DE (открытый форк CryEngine/Lumberyard) развивается? И чего к него с лицензией?


    1. FloorZ
      18.09.2023 05:53

      Там вроде бы MIT. Бери и юзай.
      Движок не плох. Конечно все ассеты придется ручками переносить. Но не такая проблема как по мне.


  1. Terimoun
    18.09.2023 05:53

    Возможно, веб игры будут решением ситуации и обретут второе дыхание