Л - Добрый день, дорогие зрители, сегодня мы продолжаем нашу серию репортажей «Стартаперы Кварцевой Лощины». С вами снова я, независимый журналист, Лайер Бала-Больё, и сегодня наш гость - талантливый селфмейд, добившийся всего сам, 19-летний сын известного миллиардера, стартапер Жу̒лико Бары̒гги младший.

Жулико уже выпустил два сверхполезных и сверхнужных приложения, это всем известный SriiPee для заказа пиццы прямо с унитаза и HeyGey – апп для поиска скоплений бородатых мужчин в клетчатых рубашках, любящих фруктовые коктейли и самокаты. Последнее приложение даже автоматически предустанавливается в каждый новый грушефон.

Жулико, вы только что были спикером на проходящем в Сан-Дьябло Блаблатоне и упомянули такую интересную вещь, как ШвабрОпс - можете рассказать нашим зрителям, что это такое и с чем его едят.

Ж – Привет, Лайер, привет всем. Да, на Блаблатоне я рассказывал про ШвабрОпс – это новое перспективное направление в IT. Дело было так. Я маялс…т.е. интенсивно работал в офисе и обратил внимание, что какой-то очкастый толстый задрот ходит туда-сюда из кабинета в кабинет. Я спросил секретаршу – кто это такой? Она ответила – это наш ДевОпс.

Л – Ага.

Ж – А я, если честно, даже не знаю, кто это такой. Но мне тут же в голову пришла идея. А что, если он возьмет в руки швабру и будет протирать пол, пока ходит туда-сюда.

Л – Угу.

Ж – Ну и все, собственно. Я подумал-подумал и решил – а зачем нам уборщица?! Пусть этот дев…как его там…в общем – пусть он еще и пол протирает параллельно. Это же какая экономия получается!  

Л – Действительно.

Ж – Да, кстати, это еще не все! Я пораскинул мозгами и подумал, а что, если аналогичным образом совместить другие должности? Меня прям как током ударило! "Это же гениально!" - подумал я. Системный администратор сможет прекрасно работать еще и техническим писателем, аналитик – еще и водителем, а тестировщик сторожить по ночам офис. Соответственно, в следующем месяце я планирую объединить эти должности и получить новые профессии: СисПис, АналВод и ТестиРож соотвественно.

Л – Жулико, большое спасибо что уделили нам время. Дорогие зрители, увидимся в следующем выпуске!

Серьезная часть.

Шутки – шутками, но есть и реальная проблема. Понятно, что противостояние капитал – наемный труд так же долговечно, как и сам капитализм. Вопрос в странной тенденции последних десятилетий, поддержки наемным трудом интересов капитала.

«А давайте заказчик будет нам давать дополнения не сразу, а как ему вздумается», «А давайте без документации» или «а давайте ее сами писать, зачем нам отдельный человек? (тех. пис.)», «а давайте каждое утро встречаться обязательно на созвоне (даже если нам обсуждать нечего)» - такие предложения понятны с точки зрения капитала – заплатить минимум, получить максимум. Наемному труду то это зачем?

Какой интерес у наемного персонала объединять несколько профессий в одну? Работать многостаночником? Но всех денег не заработаешь. А жить когда?

Что думаете по поводу?

Комментарии (82)


  1. exTvr
    29.09.2023 14:39
    +42

    Keep calm and ...

    Воинская часть… Курилка. Сидят 4 лейтенанта. Один предлагает идти к командиру части проситься в отпуск. Встали пошли. Заходит к командиру первый:


    — Товарищи полковник, лейтенант Пупкин. Разрешите в отпуск.


    — Да ты че! В отпуск, говоришь? Давай рацпредложение, и пойдешь в отпуск!


    — Легко! Вон у Вас под окном солдат траву косит. Че он косой в одну сторону машет? Давайте ему вторую косу привяжем, пусть косит налево и направо!


    — Молодец! В отпуск!


    Заходит второй:


    — Давай рацпредложение…


    — Легко! Вон у Вас под окном солдат траву косит. Че он косой туда-сюда машет? Давайте ему к косе привяжем вилы, пусть сразу в кучки складывает!


    — Молодец! В отпуск!


    Заходит третий:



    — Давай рацпредложение…


    — Легко! Вон у Вас под окном солдат траву косит. Че он косой туда-сюда машет, траву в кучки складывает? Давайте к нему привяжем тележку, пусть сразу и отвозит!


    — Молодец! В отпуск!


    Заходит четвертый:



    — Давай рацпредложение…


    — Не знаю.


    — Ну-у-у-у… Так иди думай. Придумаешь приходи!


    Выходит лейтенант на крыльцо, закуривает нервно, стоит «репу морщит».


    И тут подходит к нему этот солдат. С этой хреновиной в руках с привязанной тележкой, весь потный, обессиленный. И злобно так, спрашивает у лейтенанта:


    — Чё, товарищ лейтенант, в отпуск хотите?!


    — Да-а…


    — И рацпредложение не можете придумать?!


    — Да-а…


    — ФАРУ МНЕ НА ЛОБ, БЛЯТЬ!!! ФАРУ!!! ЧТОБЫ НОЧЬЮ КОСИЛ!!!
    image


  1. n43jl
    29.09.2023 14:39
    +21

    << Какой интерес у наемного персонала объединять несколько профессий в одну? Работать многостаночником? Но всех денег не заработаешь. А жить когда?

    Ну мне кажется вы сравниваете теплое с мягким. Быть многостаночником != овертаймить. Много зарабатывать != быть многостаночником. Много зарабатывать != овертаймить. Вообще все эти три вещи возможно и пересекаются, но далеко не исключают варианты быть многостаночником, много зарабатывать и не овертаймить.


    1. n43jl
      29.09.2023 14:39
      +6

      Ну и не всем нравится копать вглубь, многим нравится развиваться вширь (быть многостаночником). Зачем делать то что не нравится?


      1. slonopotamus
        29.09.2023 14:39
        +2

        Дык пусть не делают, в чём проблема?


      1. Lizdroz
        29.09.2023 14:39
        +3

        Иногда приходится делать то, что не нравится


    1. asatost
      29.09.2023 14:39

      Быть многостаночником != овертаймить

      Допустим, двухстаночник делит время пополам: Х + Х. Соответственно, одностаночник работает 2Х на одном "станке". За одно и то же астрономическое время одностаночник выучит больше функций, наловит больше проблем, заготовит разных шаблонов и приёмов работы.

      И когда-то неизбежно прилетит "деталь" с трудозатратами К, которую одностаночник "выпилит" за Х времени. А многостаночник - за 1,2Х (и хорошо, если закон Мерфи не сработает и прилетит только на один "станок"). Где взять 0,2Х без овертайма?


  1. DimaIgrotech
    29.09.2023 14:39
    +3

    Безбедные времена в IT показали тенденцию к завершению. Как минимум в краткосроке. Не исключая возможности коррекции в долгосроке.

    Если кто-то думал, что высокая зарплата в сфере – это какой-то знак признания за владение особенными профессиональными качествами, то самое время с этой установкой попрощаться и взглянуть реальности в глаза.

    У бизнеса (капитала) цель одна – максимизация прибыли. Если на пути к этой цели кого-то можно заставить делать х2, а заплатить х1,5, то его обязательно заставят.

    А несогласных сократить. Скажут "рынок – не вписался". И будут правы


    1. buharof Автор
      29.09.2023 14:39
      +13

      Это вам, как владельцу капитала, так хочется думать. Людей, способных к хорошей логике, в природе больше в процентном отношении не становится. Отсюда ЗП в ИТ держатся относительно высоко до сих пор. И будут держаться, только если наконец не произойдет глобальный кризис, который предсказывают уже ряд лет. Но в этом случае плохо будет всем.

      Никакие псевдо-ИИ на это влиять не могут. Когда вы разоритесь, благодаря своим "блестящим" стратегиям и "гениальным" идеям, рынок будет прав.


      1. dididididi
        29.09.2023 14:39
        -7

        Вы так говорите, как будто все Эти приложуха для заказа швабр с унитаза жизненная необходимость. Вон поигрались с IT и хватит.

        Деточка сейчас каждый пердок делает бизнес лучей, проект менеджер, дизайнер и тестировщик, хотя в целом один программист за малый прайс может это в своём углу за час сделать.

        Я уж молчу про микросервисы. Это сразу хедкаунт умножить на 2 ещё девопсер теперь нужен же. Да и сложность выросла.


        1. vikarti
          29.09.2023 14:39
          +2

          Просто если вам например девопсер не нужен — это не значит что он никому не нужен. Я вот наш текущий проект вспоминаю — без выделения ролей все будет очень плохо. Слишком огромный проект.


          С другой стороны — для например пет-проекта может быть не нужен например нормальный бэкэндер и тем более DBA (просто использовать какую то облачную СУПД и лямбды, да — будет привязка к конкретному провайдеру но их больше одного, да — будет дорого на больших объемах… зато на малых — копейки или бесплатный лимит)
          Надо просто с умом работать и выбирать средства.


      1. Leetc0deMonkey
        29.09.2023 14:39
        +1

        Людей, способных к хорошей логике, в природе больше в процентном отношении не становится. Отсюда ЗП в ИТ держатся относительно высоко до сих пор.

        Ну во-первых не отсюда. Во всяких АСУ мозгов и побольше иметь надо. Но как-то не срослось там с капиталом. А нет капитала, нет и зарплат. Первичен он, а дальше хоть джонсоны перекладывай.

        Во-вторых, относительно высокие зарплаты в ИТ действительно весьма относительны. Относительно работяг с завода - да, высокие. Но по уровню жизни, жилью, авто - не скажешь что айтишники много зарабатывают. Не больше остальных точно.

        В-третьих даже эти зарплаты лишь номинально типа высоки. Уровень требований, возлагаемая отвественность постоянно растут. О чём и статья. Фактически из года в год удельные зарплаты в айти стремительно падают. Позиция на 300К - считай всё заработанное врачам потом отдашь.


        1. buharof Автор
          29.09.2023 14:39
          +2

          Во-первых, АСУ - это тоже ИТ.

          Все там срослось с капиталом. Там своя специфика.

          "Во всяких АСУ мозгов и побольше иметь надо. "

          Вы мне это расскажите, человеку с дипломом инженера по автоматизации тех. процессов и производств, работавшему инженером-электроником на металлургическом комбинате в горячих цехах.

          Дальше мне лень отвечать человеку, который не знает, что АСУ - это часть ИТ.


          1. Leetc0deMonkey
            29.09.2023 14:39
            +1

            Как из моих слов можно сделать вывод что АСУ это не ИТ? Вы ТЗ тоже так же читаете и находу что-то себе придумываете?


      1. sartorius9
        29.09.2023 14:39
        -1

        Есть одна маленькая, но важная деталь: именно владелец капитала решает - кому и сколько он заплатит.
        Был одно время неплохой вариант. Там не все было хорошо, но в среднем, для большинства - справедливее получалось. Этот вариант 70 лет был красной тряпкой для этих самых владельцев капитала.
        Сейчас такого варианта больше нет.
        Так что остается лишь мечтать о справедливой оплате.


        1. BugM
          29.09.2023 14:39
          +1

          Владелец капитала платит свои собственные деньги. Ну или деньги инвесторов с которыми он лично договорился. Почему кто-то ему должен указывать кому сколько платить?

          Государство устанавливает минимальную планку и минимальные гарантии и этого достаточно. Все что выше - как договоритесь. Разобраться в ценности тех или иных работников с высоты государства невозможно. А уравниловка прямо говорит что работать лучше нет смысла. Зачем работать лучше, если твой доход не изменится?


          1. mikronavt
            29.09.2023 14:39

            Так для работника, если это не его бизнес, та же уравниловка получается в большинстве случаев. Хоть ты извертись, но сильно больше тебе не заплатят. Либо заплатят, но ты выгоришь и все это потратишь на восстановление. А если не будешь прогибаться, то еще и прогонят. В чем профит?


            1. BugM
              29.09.2023 14:39
              +1

              Вы точно видели зарплаты на рынке? Ну от 100 до 500 рядовой разработчик может получать довольно легко. В зависимости от своих умений. 5 раз это довольно большая разница за работать лучше.

              Бизнес заинтересован в хорошей работе обычных работников. И деньги это основной мотиватор. Платить больше тем кто лучше работает (на взгляд и по критериям бизнеса конечно) это разумная стратегия. Оно местами ломается, но в мире нет ничего идеального.


              1. mikronavt
                29.09.2023 14:39
                +1

                Ну тут скорее от умения продать себя на собесе, знания и опыта востребованных рынком технологий. И повышение ЗП за хорошую работу встречается не так уж часто. Почитайте Хабр, здесь везде один совет - хотите ,чтобы вам повысили ЗП, бегайте по собесам. Да и больше 300 за неруководящую должность это нужно очень сильно постараться чтобы найти.

                Ну и зарплаты на ИТ рынке подогреваются мировым рынком. В тех отраслях, где такого влияния нет, все будет похуже.


                1. MiraclePtr
                  29.09.2023 14:39
                  +1

                  Да и больше 300 за неруководящую должность это нужно очень сильно постараться чтобы найти.

                  Кажется вы совершенно не представляете нынешние реалии рынка труда разработчиков в столицах (и на удалёнке от столичных контор) в РФ. Ну или не там смотрите.


                1. BugM
                  29.09.2023 14:39
                  +2

                  Люди которые говорят про продать на собесе или про бегать по фирмам обычно не очень. Ничего личного, я давно такое заметил. Специалист с хорошим резюме и на практике имеющий опыт обычных нормальных технологий продается автоматически. А вот специалист который не способен написать простенький код на доске и не понимающий как работают современные технологи вынужден бегать по работам и продавать себя на собеседованиях.

                  На востребованность технологий в нормальных местах вообще плевать. Специалист ни разу не работавший с, например, Докером способен за день прочитать документацию и к вечеру собрать свой проект в Докере. Это не то время из-за которого стоит переживать. А вот научиться шардировать и не шардировать (что даже важнее) данные, отказоустойчиво принимать в свой код тысячу РПС из дикого интернета и правильно мониторить правильные штуки в своих сервисах за день не научится никто. Тут поможет только долгий опыт работы с такими штуками. Эти умения на собеседовании выяснить гораздо интереснее. А в чем конкретно он их делал, ну какая разница? За недельку-две разберется с тем что у вас на проекте принято использовать. Или даже предложит известное ему, вероятно более хорошее, решение.

                  Ну и зарплаты на ИТ рынке подогреваются мировым рынком. В тех отраслях, где такого влияния нет, все будет похуже.

                  Мы на IT ресурсе. Логично обсуждать нашу сферу.


      1. asatost
        29.09.2023 14:39

        Это вам, как владельцу капитала, так хочется думать

        Тогда почему мы живём при капитализме, а не при каком-нибудь программизме?

        Людей, способных к хорошей логике, в природе больше в процентном отношении не становится.

        Платная лицензия на научные достижения и программное обеспечение наглядный пример отвратительной логики, однако ж существует и весьма неплохо.

        Отсюда ЗП в ИТ держатся относительно высоко до сих пор.

        https://novosibirsk.hh.ru/vacancy/86511998

        Город-миллионник, если что.


    1. Hardcoin
      29.09.2023 14:39
      +2

      Тут бы x1 заставить делать. Перешёл из одной компании в другую, где спецам платят вдвое больше, а эффективность не сильно выше. Надеюсь, случайность, а не правило.


    1. shalamberidze
      29.09.2023 14:39

      Ну да ну да, сразу видно как бедствуют врачи в европе и америке.

      Спецзнания подразумевают спецоплату.


  1. Surrogate
    29.09.2023 14:39

    Улыбнуло!

    А где про разработку технической документации?


  1. Xeldos
    29.09.2023 14:39
    +33

    Баян.

    Зарядку себе придумали, лишь бы не работать! Лишь бы дурака валять!
    Здоровый бугай поднимает три гири впустую - воздух перемешивает.
    Пускай камни таскает или вагонетки с углем. И платить ему не надо: Он же за гири денег не берет!
    Если весь народ по утрам вместо гирь будет яму копать, знаете, какая колоссальная экономия будет. А если другие туда воды накачают и гусей пустят... На каждого получится по два гуся.
    Я ж не один день думал!
    А этот футбол - двадцать два бугая мяч перекатывают. А если вместо мяча дать каток, они же за полтора часа все поле заасфальтируют. А зрители еще по рублю дадут. Бешеные деньги пойдут.
    А марафонца видали? Страус. Сорок километров дает бегом. Его кто-нибудь использует? Он же бежит пустой! А если он почту захватит или мешок крупы в область? У нас же составы освободятся. Я уже не говорю про штангистов. Человек полтонны железа поднимает и обратно кладет. Так дайте ему груз, чтобы он его наверх подавал. Бочки с селедкой, раствор, ящики с кирпичом пусть выталкивает. И рекорды ставь: Ты две бочки, я четыре, чемпион мира - шесть!
    Кто у нас остался? Артисты, художники, ревматики, склеротики и прочий боевой отряд физически недоразвитых людей. Их надо использовать на тонких работах. Вот балерина крутится. Крутится, крутится, аж в глазах рябит. Прицепить ее к динамо - пусть ток дает в недоразвитые районы.
    А ты, иллюзионист, у тебя из пустого ведра курица вылетает. Иди, обеспечивай народ курями. Ведра у всех есть, куры не у всех. Тебе каждый спасибо скажет, если честно будешь работать.
    А писатель пишет. Ходит туда-сюда, обдумывает. Что он там напишет, никому не известно, а пока ходит - прицепить к нему рычаг, пускай воду качает. Хоть какая польза будет...
    Вот так каждого использовать, такое будет! Такое состояние благо. Такой прогресс. Такой урожай. Вместо голубей этих дурных на крышах индюки будут сидеть, и тогда сразу вперед скакнем. Я ж не один день думал, что я, дурак?!


    1. Andy_U
      29.09.2023 14:39
      +4

      Насколько помню, исполнитель Аркадий Райкин, автор Жванецкий.


    1. Politura
      29.09.2023 14:39
      +1

      Это лучше смотреть, а не читать: https://www.youtube.com/watch?v=uu-YQkGo3t8


  1. MiraclePtr
    29.09.2023 14:39
    +1

    А давайте заказчик будет нам давать дополнения не сразу, а как ему вздумается

    Заказчик так-то деньги и платит. И программисты кол пишут не ради того, чтобы писать код, а чтобы решать проблемы заказчика. Отсюда все и вытекает.

    а давайте ее сами писать, зачем нам отдельный человек? (тех. пис.)

    Жесть какая. Такое, к счастью, не везде.

    (даже если нам обсуждать нечего)

    Обсуждать нечего тому, кто ничего не делает. Ну серьезно, у нас за три года в проекте (9 инженеров, IoT, embedded-железки) дни, когда было "обсуждать нечего" можно по пальцам пересчитать было. Обычно хоть у кого-нибудь что-нибудь есть, чем поделиться с командой или спросить.


    1. dsh2dsh
      29.09.2023 14:39

      Обсуждать нечего тому, кто ничего не делает.

      Гм... Я работаю над своими задачами, Вася над своими и Петя тоже над своими. Все эти задачи друг с другом не пересекаются. Прогресс всех этих задач своевременно отмечается в жире. Что нам обсуждать каждый день?


      1. past
        29.09.2023 14:39
        +5

        Вы с Васей и Петей работаете в одной команде и не над своими задачами, а над продуктом. Подумайте об этом


        1. dsh2dsh
          29.09.2023 14:39
          +1

          Вы наверное менеджер? Каждый работает над своим компонентом продукта и они не пересекаются. Так бывает. Подумайте об этом.

          И даже если бы, вдруг Петя захотел что-то обсудить с Васей, ему для этого не нужна аудитория в лице всех остальных, которые ни слова из этого обсуждения не поймут, потому, что их задачи не пересекаются. Петя просто обсудит это в своем тикете в жире, где задаст вопрос Васе и Вася на этот вопрос там же и ответит, оставив потомкам, и самим себе в том числе, возможность перечитать это обсуждение позже. Это уже не говоря о том, что Петя с Васей просто могут что угодно обсудить приватно в слаке, зуме, Мите или в чем им там захочется.


          1. BugM
            29.09.2023 14:39
            +3

            Вы про басфактор слышали? При вашем подходе Петя с Васей увольняются и все. У продукта огромные проблемы.

            Тратить на разговоры и введение заметной части команды в курс делать время выгодно в долгосрочной перспективе. В том числе не допускать что каждый копает свой уголок и не знает про другие. Пусть иногда меняются задачами и уголками по кругу. Чтобы все всё знали на том или ином уровне.


            1. dsh2dsh
              29.09.2023 14:39

              Петя с Васей увольняются и все. У продукта огромные проблемы.

              Смишно. На моих глазах менеджеры уволили Васю с Петей и никакой бас фактор их не остановил. Ну и справедливости ради, никаких особых проблем у продукта не было. Были наняты другие, а то, что они ничего не понимают в продукте - так это мелочи. Менеджеры вон тоже не понимают, но это же не останавливает их в принятии решений. Что? Пользователи продукта? А кого они интересуют? Уж явно не менеджеров, тем до лампочки.


              1. BugM
                29.09.2023 14:39
                +4

                Из таких мест как вы описываете надо срочно бежать. Есть и другие, где работа организована по другому.


          1. past
            29.09.2023 14:39
            +1

            Нет, я был когда-то сисадмином, потом стал DevOps, теперь я SRE инженер в максимально кровавом энтерпрайзе. Общий мой стаж приближается к 20 годам.

            Про бас фактор Вам уже ниже написали.


      1. Hardcoin
        29.09.2023 14:39
        +1

        Разве что вы джуны. У сеньоров задачи часто пересекаются под капотом, продукт-то один. Может, конечно, у вас идеальные изолированные абстракции, тогда вам повезло, но это исключительный случай.


        1. dsh2dsh
          29.09.2023 14:39

          Как раз потому, что мы не джуны, и можем работать самостоятельно над своими задачами.


          1. Hardcoin
            29.09.2023 14:39
            +1

            При чем тут "самостоятельно"? Конечно вы работаете самостоятельно, однако ваша работа стыкуется с работой других людей, которые тоже работают самостоятельно. Или у вас ещё и задачи с точки зрения абсолютно самостоятельные и никак не взаимодействуют между собой в рамках бизнес-процесса?

            В конце-концов, вы написали сервис, отдающий данные, другой сеньор использует этот сервис и всё это без единого обсуждения? Ни о формате обмена, ни уточнения бизнес-требований, если что-то не ясно, ничего?


    1. buharof Автор
      29.09.2023 14:39
      +1

      Вот если у кого-нибудь есть что спросить у команды - пусть напишет копипастом 10 писем всем в команде и получит ответы. Всех зачем на полчаса (это если вменяемые еще, иначе час) отвлекать одновременно?

      "за три года в проекте"

      Ладно хоть не за три месяца.

      За n-цать лет в куче проектов в куче отраслей видел всякое. Гораздо чаще встречается, что люди попусту тратят время на ненужные им встречи. Серьезная проблема, на самом деле.


      1. MiraclePtr
        29.09.2023 14:39
        +4

        Всех зачем на полчаса (это если вменяемые еще, иначе час) отвлекать одновременно?

        Щито? По-нормальному дэйли стендап занимает 5-10 минут (в зависимости от размера команды). Он в том числе поэтому и называется "стэндап" - потому что длится не настолько долго, чтобы устать стоять.

        Ладно хоть не за три месяца.

        Так я про текущий проект говорю.

        За n-цать лет в куче проектов в куче отраслей видел всякое

        За n-цать лет в куче проектов в куче отраслей видел всякое. Я вообще максимально предпочитаю не митинги и созвоны, а асинхронную коммуникацию. У меня даже футболка есть "I survived one more meeting that should have been an email". Но что самое интересное, к дейликам это практически не относится - почти везде и всегда они были короткие и по делу. Если у вас в команде это не так, то нужно что-то менять. Модный ныне аджайл - это именно про гибкость и про то что люди важнее процессов.


        1. boldape
          29.09.2023 14:39
          +5

          Ну вот я и хочу поменять, взять и сначало сделать Дэйли асинхронным, в чате команды напиши все что хочешь сказать, ну а следующим этапом хочешь пиши хочешь не пиши, хочешь читай хочешь не читай, но как вы правильно заметили, аджайл это про гибкость и то что люди важнее чем процесс и поэтому обсалютно все подобные инициативы с любым уровнем глубины на любой работе отвергаются сразу и без апеляционно.

          Когда я честно говорю, что мне ваши болабольства мешают, что я не хочу знать какие у вас там успехи проблемы интересные моменты, но при этом всегда готов помочь когда спрашивают по конкретной проблеме меня, мое мнение, мою экспертизу, то это почему то я не командный персонаж и вообще токсик. А когда я предлагаю команде обсудить устаявшиеся традиции путем принятого регламента / ретро, то внезапно оказывается что есть табу на обсуждение самого процесса/регламента. Можно обсуждать что угодно только не это.

          Зато те кто созывает митинги, много говорит без конкретики, делает презентации хорошие ребята им даже можно простить не самые выдающиеся результаты, только я не понимаю как это связано с командой? Я если честно вообще не очень понимаю, что конкретно имеют ввиду когда говорят команда в контексте разработки софта. Чем команда отличается от не команды? Почему вы так думаете? А какой у вас реальный опыт работы в разных рабочих культурах? А как ваш опыт может быть применен без вас?

          Короче, по моему, ценность так называемой командной разработки переоценена, настоящий аджайл это что то типа рая, никто не видел, но все туда хотят попасть, а вот хард скилы почему то объявляются не то что бы не нужными, но явно второстепенными. У меня есть анекдотический опыт, когда проблем в так называемой команде нет вообще никаких если уровень хард скилов у каждого выше среднего и много свободы, ну т.е. там где профессионалы работают по аджайлу только не знают об этом модном слове. Без дэйли, без ретро, без демо, без джиры, да даже почти без совещаний. Надо обсудить что то идёшь и обсуждаешь не важно утро это день или вечер. Не хватает двух голов зовут третью, а если надо то и четвертую. Без идеи решения митинг не заканчивается как это обычно бывает при аджайле/скраме. Если человеку не интересно или не может помочь, то он так и говорит а не трати время свое и чужое. Если есть какая-то общая проблема, то оказывается можно не ждать конца спринта и ныть на ретро всей командой, а обсудить проблему сразу как только о ней стало известно и делать не как по процессу, а как надо сразу, а если снова не так ну ещё раз все переобсудить.

          Вот честно этот ваш аджайл как устав в армии, вроде все красиво и правильно написано только к реальности отношения не имеет.


          1. MiraclePtr
            29.09.2023 14:39
            +2

            аджайл это про гибкость и то что люди важнее чем процесс и поэтому обсалютно все подобные инициативы с любым уровнем глубины на любой работе отвергаются сразу и без апеляционно.

            Вы сами себе противоречие. "Люди важнее процессов" - это именно о том, что если людям некомфортно/неудобно/неэффективно, то процессы не воспринимаются как догма до последней запятой, и процессы меняют.

            А когда я предлагаю команде обсудить устаявшиеся традиции путем принятого регламента / ретро, то внезапно оказывается что есть табу на обсуждение самого процесса/регламента. Можно обсуждать что угодно только не это.

            Бегите оттуда. В нормальных командах ровно наоборот, я здесь уже приводил пример: команда решила, что каждые две недели собирать релиз и готовить демку с танцами для заказчиков отнимает слишком дофига времени, которое можно потратить на более полезные вещи. Тимлид отправился договариваться со стейкхолдерами что теперь мы им будем демонстрировать сделанное не каждые две недели, а раз в полтора месяца (длину спринта тоже увеличили в полтора раза, и демо теперь не после каждого спринта). И ничего, те договорились, все довольны.

            а вот хард скилы почему то объявляются не то что бы не нужными, но явно второстепенными

            Это, кажется, просто маятник качнулся в обратную сторону - от "нахрен вообще софт-скиллы, важны только хард-скиллы" в противоположное положение. Рано или поздно стабилизируется где-то посередине. А то что качнулся - не удивительно, потому что есть немало таких же evidence, когда команда "профессионалов с хард-скиллами выше среднего и свободой" заваливает проект. Например, потому что тратить время на то что интереснее и больше нравится, а не на то что важно и за что платит заказчик. Или потому что у такой команды резко падает уровень мотивации и эффективности, потому что в нее (или к смежникам) залетел мудак, неспособный договариваться и давать и принимать и критику. Да, сейчас много где есть перекос в обратную сторону ("софт важнее хард"), это просто вопрос времени, рано или поздно нормализуется.


            1. boldape
              29.09.2023 14:39
              +2

              Вы сами себе противоречие.

              Не угадали, это был сарказм.

              Тимлид отправился договариваться со стейкхолдерами что теперь мы им
              будем демонстрировать сделанное не каждые две недели, а раз в полтора
              месяца

              Ключевая часть, для меня, в этом предложении - пошел договариваться, т.е. не проинформировал о смене спринта по решению команды, а пошел на поклон с прошением. Это конечно лучше чем бан на обсуждение, но все же до заявленных ценностей аджайла не дотягивает.

              Да, сейчас много где есть перекос в обратную сторону ("софт важнее
              хард"), это просто вопрос времени, рано или поздно нормализуется.

              Я бы хотел разделять с вами этот оптимистичный взгляд как я делал это раньше, но у меня все больше свидетельств тому, что этого не произойдет. Ну например, этот перекос начинается уже с младшей школы. С одной стороны я не против, что детей учат договариваться друг с другом да и вообще общаться, с другой стороны их забывают научить собственно дело делать и вот это мне уже не нравится. А происходит так потому что учить дело делать оказывается сложнее чем учить догавариваться, КПИ по делу выглядят сильно хуже чем КПИ по болталогии. Т.е. как раньше уже не будет, никакого баланса не будет, но это не значит, что это проблема или плохо, может быть уровень хард скилов закастылюет АИ когда нибудь, но мне это не нравится, потому что здесь и сейчас мне приходиться периодически страдать из за этого.

              Бегите оттуда

              Ну нет, я в полне доволен своей конторой и моим положением в ней. К тому же недавно произошли изменения в этом плане, у нас появился процес по изменению процесса, но я пока не в курсе работает это или нет. Но мне это уже мало интересно, я сменил роль с члена команды на роль свободного самурая - стаф девелопер, я теперь вне команды, у меня нет дэйли, спринтов, демо, минимум митингов и я наконец-то просто занят делом без лишних присяданий. Время от времени меня отвлекают от построения космических кораблей когда надо что то починить, а у других почему то не получается (подозреваю недостаток тех самых хард скилов), но в целом я нахожу это даже полезной сменой деятельности.

              Вот чем я не доволен так это попытками сделать из меня я даже не знаю кого полу менеджера полу тех лида - у нас это называется тех домэйн гардиан. Человек который определяет курс партии по какому то широкому тех вопросу ( ну например вопрос многопоточности/асинхронщины или управления памятью или гуй и т.д.) и заодно менеджерит список тех долга тасков по этому вопросу. Болтавни очень много и меня это напрягает, а толку я пока не увидел - тех долг не уменьшается. Какая то смесь демократии (условием становления гардионом является убеждение других в верности курса) с отсутствием власти, я не смогу прийти на планирование к команде и сказать вы берете этот тикет в спринт. Я только должен грумить этот бэклог и ждать как с моря погоды, что тикеты будут браться в спринт и делаться, сам при этом я их делать не должен - передача знаний и вообще скэйлинг моих возможностей с одного юнита - меня, на много юнитов которые мне при этом не подчиняются. Я вообще не хочу вот в это все, но меня зачем то туда пихают.

              Короче какая то очередная хрень из мира эффективного менеджмента в которую я не верю, но посмотрю как пойдет, может это я не прав, хорошо хоть есть с кем сравнивать, у других пока что тоже 0 результатов, так что может это все таки хрень, а не я дурак.


              1. MiraclePtr
                29.09.2023 14:39
                +1

                Ключевая часть, для меня, в этом предложении - пошел договариваться

                Ну конечно, а как ещё то? Именно так и решают бизнес-вопросы взрослые люди, особенно когда одни платят другим деньги, а другие за эти деньги обещают им что-то сделать. Если одна сторона стучит кулаком и ставит условия в ультимативной форме, то хорошего сотрудничества не выйдет. Хорошее сотрудничество - это именно озвучивание аргументов и поиск решений, которые устроят обе стороны.

                Человек который определяет курс партии по какому то широкому тех вопросу ( ну например вопрос многопоточности/асинхронщины или управления памятью или гуй и т.д.) и заодно менеджерит список тех долга тасков по этому вопросу.

                Ну я сейчас именно вот на такой позиции и работаю. Но к моим словам менеджеры прислушиваются. У нас, например, после каждого большого релиза (4-5 раз в год) есть отдельный трехнедельный спринт именно на разгребание техдолга, и эта практика появилась именно с моей подачи.


                1. boldape
                  29.09.2023 14:39

                  Если одна сторона стучит кулаком и ставит условия в ультимативной форме, то хорошего сотрудничества не выйдет.

                  Так команда это те кто собственно и делает дело, при этом все обязательства никуда не уходят. Ну это как вы придёте к хирургу и начнёте с его командой (а у него команда) договариваться не о том что вам нужно, а о том как они это будет делать. Только потому что вы деньги платите.

                  Какая вам(как тому кто платит деньги) разница есть у них дэйли ретро и демки и какой длины спринт, если проекты движутся в правильном направлении с удовлетворительной скоростью? Это по сути аналог микороменеджмента на уровне команды. Да иногда надо, если есть проблемы и команда не может их решить сама, но если проблем нет зачем это?

                  есть отдельный трехнедельный спринт именно на разгребание техдолга

                  Я не могу говорить за всех, но у меня сложилось впечатление, что многим разработчикам на самом деле пофигу хороший код плохой код, к тому же очень часто критерий хорошести произвольный. У нас есть определение тех долга, это проблемы которые не видны пользователям, но замедляют разработку.

                  Дело в том, что то что замедляет меня не замедляет Васю, а то что замедляет Васю не беспокоит меня. Раньше у нас было много крашей и я починил ключевые системные вещи, это не значит что я в одиночку все починил, но я сделал то что никто другой не смог. Краши теперь редкость и я больше не вижу особого смысла что то менять фиксить тот самый долг. Да очевидно я фиксил не тех долг а краши, они по определению не тех долг, хотя все называли это тех долгом. А теперь остался тех долг и мне все равно как его будут или не будут фиксить. Оно работает, люди привыкли к тому что есть и они не хотят перепривыкать.

                  Да оно кривое, но работает. Да там много табличек туда не ходи этого не делай ну и что? Ну переделаем на другое и что? Будут другие таблички и по началу даже снова краши пока люди привыкнут к новому, да и самое главное я (могу ошибаться) не вижу желание у людей что то менять - работает же.

                  Есть конечно популисты которые мыслят лозунгами (хотя на практике свою экспертизу не подтвердили) которые готовы менять одно на другое согласно лозунгу. И мне приходиться тратить время на демократию, на разоблачение этих лозунгов в нашем случае. А когда речь идёт о действительно потенциально разумных изменениях то понимают это единицы у остальных нету хард скилов и для них это не убедительно. Это очень похоже на религиозные споры креаценистов со сторонниками эволюции.

                  Это я к чему, хард скилы решают, есть ли смысл в том что бы что то менять на другое или нет. При недостатке хард скилов любая элегантная система может и будет использована не так как задумывалось.


          1. MiraclePtr
            29.09.2023 14:39
            +2

            На самом деле, лет так 5-7 назад у меня были целиком и полностью такие же мысли, как и сейчас у вас - наверное, тут на Хабре даже в комментариях можно найти мои старые высказывания на эту тему.

            А понимание сути всего пришло с опытом - сначала нужно было просто поработать в проектах, где процессы сделаны не через задницу, а как надо, а потом самому стать человеком, который не только пишет код, но и руководит людьми и отвечает перед заказчиком за результат проекта (не менеджером, а техлидом: тем, кто нужен для того, чтобы черный ящик под названием "команда разработчиков" преобразовывал хотелки и деньги заказчика в то что называется cost-effective value, именно с точки зрения технологий, качества архитектуры и кода, и т.д.). И именно тогда, после долгих лет опыта, набитых шишек и прочувствования всего на своей шкуре и приходит понимание, что огромное количество тех вещей, которые простому инженеру кажутся бессмысленными, глупыми и вымученными, на самом деле имеют под собой рациональные обоснования и выстраданы самым разнообразным опытом сотен команд и проектов. Да, нередко бывает обратный карго-культ, когда менеджеры решают "вот в книге написано так или в компании А делают так, значит мы тоже будем все везде и всегда делать так и никак иначе, тогда тоже будем успешными и богатыми" - но если ничего не удается изменить, то лучше просто не работать в таких местах, благо, подобное творится далеко не везде.


            1. boldape
              29.09.2023 14:39
              -3

              Хорошо, допустим вы правы, расскажите пожалуйста в чем смысл дэйли и как его нужно готовить, что бы меня от него не тошнило?


              1. MiraclePtr
                29.09.2023 14:39
                +4

                Моё мнение, а точнее, то, как это сделано у нас, к чему мы пришли естественным путем (ну и в других местах где я раньше работал было нечто похожее).

                Дейлик должен быть довольно короткий - минут 5-10 в зависимости от размера команды (если команда слишком большая (см. правило двух пицц), то обычно считается хорошей практикой делить ее на подкоманды, именно чтобы меньше времени тратить на церемонии и эффективнее менеджить). Стоит избегать длинных дискуссий - если всплыла какая-то актуальная тема, заинтересованные люди договариваются обсудить ее в деталях отдельно.

                Кроме того, это не должен быть опрос с расшариванием джайры на общем экране, дейлик предназначен не для контроля, а для обмена информацией. Когда каждый сам делится тем, что посчитает нужным, и что пойдет на пользу делу.

                Простой пример: инженер работает над задачей. И ему на каком-то этапе или надо запилить что-то не самое тривиальное, или он наткнулся на какую-то не самую простую проблему. Как это обычно происходит: инженер тратит N дней, запиливает то что надо, а потом на ревью ему коллеги говорят, что можно было сделать лучше. Или инженер тратит N часов или дней пытаясь решить проблему или пофиксить какую-нибудь ошибку, и только когда через эти N часов или дней ничего не получается, обращается к кому-нибудь из коллег за помощью - это к подвержены и джуны (синдром самозванца), и опытные хардскилловые программисты (профессиональное эго), такова уж людская психология. Как это происходит с дейликами. Вася: "Доделал вчера вот это, теперь надо будет делать это, планирую сделать вот так и вот так". Петя: "О, соседняя команда что-то такое делала пол года назад, я тебе ссылку скину, посмотри как они сделали, может будет полезно". Или Маша: "Вчера вечером столкнулась с проблемой X, пока ничего не понятно, сегодня будут пытаться разобраться и пофиксить". Саша: "Ха, я на такое недавно натыкался, попробуй вот это и вот это, если не поможет, напиши сразу мне, попробую вспомнить детали". И вот вы уже сэкономили один человеко-день, который разработчики могут потратить с большей пользой. Плюс ещё другой эффект: Саша на дейли упомянул, что делая вот это и это он столкнулся с такой проблемой и решил ее. Спустя пару месяцев, когда Вася сталкивается с чем-то подобным, он сразу вспоминает "О, Саша вроде о чем-то таком говорил, надо у него спросить". То есть этих знаний нет в git history (там только результат), их может быть не видно на ревью, но благодаря обмену статусами на дейли, Вася знает, что они есть у Саши в голове. То есть тут плюс именно в том, что такая регулярная коммуникация экономит время и повышает эффективность разработчиков. И ещё плюс дейли - он проходит в одно заранее известное время, позволяя заранее запланировать, настроиться и провести его кратко и по делу: собрались, поделились, обсудили, и разошлись дальше каждый делать свою работу. Вместо того, чтобы тебя регулярно тыкали локтем в бок или спамили в рабочие чатики, когда кому-то надо задать вопрос, рассказать что-то важное или поделиться проблемой, отвлекая от работы и вырывая из потока.


                1. boldape
                  29.09.2023 14:39

                  Ну у нас все так и было, команда где 6-7 человек, дэйли ~10 минут, в одно и тоже время. А теперь почему я нахожу это бесполезным:

                  • вот те советы которые мне изредка давали коллеги были не просто нейтральными, а почти всегда вредными, потому что за несколько секунд они не понимали тех проблем о которых я говорил, а мои проблемы всегда сложные, лёгкие я и так быстро решаю

                  • Мои редкие советы, когда я точно знал в чем у них проблема, игнорировались что потом приводило к дискашенам на ревью и не понимаем зачем что то менять если и так зашибись

                  • Большая часть того потока слов которые попадали в мои уши была обсалютно бесполезна для меня

                  • Никакое дэйли никогда не спасет вас от вопросов от менеджера потому что у него нет времени читать джиру или спросить то же самое у ПО он просто напрямую у вас спросит все что хочет знать и не один раз и не один менеджер, правда это не часто и менеджеров не много, но бывает

                  Я сначало следовал ритуалу делал как говорили, смотрел как это работает и только потом меня начало от этого тошнить когда я увидел, что это не работает как минимум для меня. Но я не припомню что бы советы других членов команды не мне кому то помогали, никто не вспоминал о том что было сказано на дэйли после дэйли, я пару раз на это натыкался когда напоминал, что другой человек это уже говорил на дэйли.

                  Ваши описания тоже выглядят как маркетинг они обезличены, в них только положительные гипотетические кейсы - как в теории это может помочь, как из буклета по скраму, в них нет вашего личного опыта, что ещё больше заставляет меня сомневаться в них.

                  Как конкретно вам помогает дэйли? Почему вы верите, что другим членам команды это помогает, как вы об этом узнаете? Почему по вашему тоже самое не сработает если делать это асинхронно в общем чате, который не обязателен для немедленного чтения? А вы так пробовали? А вы пробовали вообще без дэйли? У вас есть базавая линия с которой нужно сравнивать?


                  1. MiraclePtr
                    29.09.2023 14:39
                    +1

                    Ну так получается что у вас проблема не в дейли, а в том, что вы не слушаете, что говорят ваши коллеги, а ваши коллеги не прислушиваются к тому, что говорите вы. Почему - вопрос отдельный, может в форме и манере подачи, может в недостатке авторитета у сокомандников, может во всеобщем пофигизме по отношению к работе - короче говоря, проблему тут надо искать не в аджайле, а в отношениях.

                    "Почему вы верите, что другим помогает" - потому что они сами об этом говорят потом. Прямо так, подходят или пишут "Спасибо, помогло" :)

                    А в чем разница между асинхронной болтовней в чате по тем же вопросам, я уже выше разбирал - дейли стимулирует именно упреждающую коммуникацию. Не так, что кто-то делится проблемой когда он зашёл в тупик и всрал уже немало времени на безуспешные попытки решения, а сильно заранее, ещё на этапе начала решения проблемы. И это существенно экономит время и ресурсы людей.


                    1. boldape
                      29.09.2023 14:39
                      -1

                      проблема не в дейли, а в том, что вы не слушаете, что говорят ваши
                      коллеги, а ваши коллеги не прислушиваются к тому, что говорите вы.

                      Я почти согласен с этим, за исключением того, что я не считаю это проблемой, а скорее нормой. Почему вы считаете что это проблема?

                      Как вы считаете, что больше соответствует заявленным принципам аджайла (я напомню - люди важнее процессов)

                      • Кто хочет приходит на дэйли слушает, если есть что сказать говорит, кто не хочет не участвуют/приходит, кто считает более удобным пишет в чат, что хотел сказать и читает автоматически сгенерированную стенограмму онлайн собрания.

                      • Все ходят на дэйли, хотят не хотят не важно, все что то говорят есть что сказать или нет не важно, все хотя бы делают вид что слушает интересно или нет не важно

                      Не так, что кто-то делится проблемой когда он зашёл в тупик и всрал уже
                      немало времени на безуспешные попытки решения, а сильно заранее, ещё на
                      этапе начала решения проблемы.

                      Ну на самом деле, людям не очевидно, что чей либо совет сработает лучше чем их собственные идеи. Я наблюдал это неоднократно. А ещё это довольно редкая ситуация когда совет действительно дельный, а не бестолковый, собственно поэтому и не очевидно, что лучше последовать чьему то совету, а не сразу делать по своему.

                      Я склонен считать, что дэйли это форма микороменеджмента, которая может быть полезна если у вас в команде превалируют люди с недостатком опыта и/или у кого сложности с тайм менеджментом.


        1. dsh2dsh
          29.09.2023 14:39

          почти везде и всегда они были короткие и по делу

          Про "по делу" смешно. Менеджер шарит экран, на котором доска в жире, где для каждого разработчика указаны его тикеты и их статус. И вот менеджер смотрит на Петин тикет, который находится в состоянии In Progress, у которого указано что он выполнен на 50% и дата окончания завтра. Смотрит значит и спрашивает Петю, чем он занимается. Притом спрашивает публично, но всем остальным нет никакого дела, чем именно Петя занимается, у них свои задачи есть. Они просто отбывают свой бессмысленный срок на этом стендапе. Вот это вот сейчас называется делом?


          1. MiraclePtr
            29.09.2023 14:39
            +2

            Менеджер шарит экран, на котором доска в жире, где для каждого разработчика указаны его тикеты и их статус. И вот менеджер смотрит на Петин тикет, который находится в состоянии In Progress, у которого указано что он выполнен на 50% и дата окончания завтра. Смотрит значит и спрашивает Петю, чем он занимается.

            Печально, если у вас это так. Ответил в комментарии выше.


            1. dsh2dsh
              29.09.2023 14:39

              Никакого другого аджайла и скрама, кроме вот этих карго культов, я не встречал. Соглашусь, что моя выборка не репрезентативна, но ведь и вы не станете утверждать, что ваша выборка репрезентативна.


              1. MiraclePtr
                29.09.2023 14:39

                Ну просто не надо называть аджайлом и скрамом то, что ими не является. Я бы даже сказал, напрямую противоречит - если взять всякие книги и сайты про скрам, там почти везде прямым текстом сказано: дейлики не длиннее 15 минут, содержимое и порядок дейликов определяется самими разработчиками (вплоть до того, что менеджеров на них может вообще не быть) и "The Scrum daily is not a status pull; if it is - you are not doing Scrum".


                1. dsh2dsh
                  29.09.2023 14:39

                  Так ведь не я это называю. Это они называют, менеджеры. А я либо соглашаюсь, либо иду лесом. Никаких вариантов у меня нет. Я ведь на собеседованиях распрашиваю об этом, что кстати минус мне, в их глазах. И вижу, что никакого другого аджайла, кроме карго аджайла - нет


                  1. BugM
                    29.09.2023 14:39
                    +2

                    Выбор всегда есть. Если команда разработки не может даже в таких мелочах своей работой руководить то что-то глобально не так.

                    Менеджеры лезущие в такие мелочи как статус с точностью меньше недели-двух сильно мешают. И их надо выгонять из соответствующих чатиков и встреч. Еженедельной встречи лидов разработки с командой продукта обычно достаточно. Там и статусы и сроки можно обсудить и планирование на месяц вперед можно устроить. Разработчики на дейликах не должны на такое время тратить. Пусть лучше обсудят кто что пишет и где в проекте уже есть похожее решение которое можно переиспользовать.


                    1. dsh2dsh
                      29.09.2023 14:39
                      +1

                      Вы через розовые очки на мир смотрите. Если разработчик выёживается, его выгоняют. Ситуация простая. Менеджер может уволить разработчика. А вот разработчик менеджера уволить не может.


                      1. BugM
                        29.09.2023 14:39

                        И опять из мест где менеджер может уволить разработчика надо бежать. Другие места есть и их довольно много.

                        Разработчики в среднем ценнее менеджеров. Их сложнее нанимать, дольше онбордить и все такое. Особенно от сеньора или даже хорошего мидла.


                      1. MiraclePtr
                        29.09.2023 14:39
                        +3

                        Если разработчик выёживается, его выгоняют. Ситуация простая. Менеджер может уволить разработчика.

                        Это если только он совсем дебил, и в таком случае работать в компании ему самому осталось не долго. Потому что в наше время найти и нанять хорошего разработчика - дело во-первых небыстрое, а во-вторых очень недешевое. А работу делать надо, нет результатов - нет денег.

                        А вот обратная ситуация, кстати, бывает - когда команда идёт к вышестоящему начальству и говорит "мы не хотим работать с этим мудаком". И руководство принимает меры.

                        Не говоря уж о том, что решение об увольнении - вещь тоже серьезная и сложная, и в одно лицо такие решения не принимаются.

                        А по вашим комментариям у меня складывается впечатление, что вы работает то ли в каких-то госконторах, то ли в мелких рогах&копытах. Там своя специфика, понятное дело, но зачем тратить свою жизнь на подобные места?


                      1. dsh2dsh
                        29.09.2023 14:39
                        -1

                        Боже мой, какие вы наивные. Нет, я не работал ни разу на госконторы. Самые мои лучшие воспоминания о работе в мелких рогах и копытах. А то, что я рассказываю - это мой опыт работы на американские корпорации и псевдо-корпорации. А зачем тратить свою жизнь на подобные места? Из-за денег. Платят много и можно накопить на безбедную старость.


                      1. MiraclePtr
                        29.09.2023 14:39

                        это мой опыт работы на американские корпорации и псевдо-корпорации

                        Ну я именно в таких и работал довольно долгое время и работаю до сих пор (сначала в их филиалах в РФ, теперь в Европе). И там все было и есть совсем не так, как вы описываете.


                      1. dsh2dsh
                        29.09.2023 14:39

                        Так я же в прошлых комментариях писал, что моя выборка не репрезентативна. Полагаю, что и ваша - так же. У меня вот такой вот опыт сложился. У вас - другой. Но как по мне, лучше жить с понимаем того, что может быть хуже, чем с уверенность, что такого не бывает.


        1. buharof Автор
          29.09.2023 14:39
          -1

          Это вы где прочитали? Про 5-10 минут? в сборнике сказок "1000 и одна ночь"?

          Я работал в разных конторах и крупных (один из опсосов, одна из федералных ритейл сетей, мет. комбинат, кластер вагоносборки) и мелких (20-30 ч в конторе) - нигде не удавалось снизить время встречи с 30 минут. В основном 45-60.

          Даже чисто физически - кто-то что-то срочное доделывает.

          - Вася, ты где, мы тебя ждем!

          - да щас я, вот прям срочно нужно начальнику/ коллеге скинуть отчет/ данные/ и т.д. и т.п.

          Как минимум, каждая такая встреча минут на 5-10 задерживается только из-за таких вещей.

          Какие 5-10 минут встречи? Что за влажные фантазии?


          1. MiraclePtr
            29.09.2023 14:39

            Это вы где прочитали? Про 5-10 минут?

            Да я выше уже ссылки давал. Это стандартная рекомендация в скрам-гайдах, что дэйлик должен быть не длиннее 15 минут.

            У нас в команде именно так и получается, и в предыдущем месте где я работал - тоже.

            один из опсосов, одна из федералных ритейл сетей, мет. комбинат, кластер вагоносборки

            что интересно, почти ни одно из вышеперечисленных вами в этом списке мест не является чистой IT-компанией, да и опсосы туда относятся с небольшой натяжкой. Поэтому не удивительно.


      1. dsh2dsh
        29.09.2023 14:39
        +3

        пусть напишет копипастом 10 писем всем в команде

        Вот правильно. Только копипастом не нужно, один раз в список рассылки пусть напишет.


  1. nikis05
    29.09.2023 14:39
    +5

    А давайте без документации

    Писать документацию - нудное неприятное занятие. Сотрудники предсказуемо не хотят делать нудную и неприятную, но полезную работу - и каким боком это "в интересах капитала"?

    а давайте ее сами писать, зачем нам отдельный человек? (тех. пис.)

    В некоторых случаях нежелание делать нудную работу может перевешиваться нежеланием делать другую, еще более нудную работу. Например, нежелание работать с незадокументированным кодом может перевешивать нежелание писать доки. А если уж команда захотела доки, то наверное она захотела реально осмысленные доки, написанные людьми, понимающими, о чем пишут (то есть самой командой). А не каким-то заезжим тех. писом.

    а давайте каждое утро встречаться обязательно на созвоне (даже если нам обсуждать нечего)

    заплатить минимум, получить максимум

    Здесь вы уже совсем противоречите сами себе. Час болтовни ни о чем за деньги заказчика - это называется "заплатить минимум, получить максимум"? У меня тут скорее вопрос противоположный, зачем заказчики пушат бесполезные митинги себе же в ущерб.

    Какой интерес у наемного персонала объединять несколько профессий в одну?

    Тут есть целых три очень рациональные с точки зрения работника причины.

    1. Я работаю разрабом потому что мне нравится писать код. Коммуницировать с людьми мне нравится гораздо меньше, чем писать код, иначе я бы выбрал профессию риэлтора или организатора мероприятий. Чем больше отдельных друг от друга команд работают над одним куском продукта, тем больше мне придется в мое рабочее время коммуницировать с людьми из этих команд, и тем меньше - писать код.

    2. Выполнять разнообразные задачи не только веселее, но и зачастую легче, и лучше для ментального здоровья, в силу особенностей работы человеческого мозга. Если я один день проектирую и обсуждаю требования с менеджером, в следующие два - пишу код, следующие полдня - пишу тесты, а на следующий день обучаю новичков, моя работа интереснее, приятнее, и у меня меньше шансов выгореть, чем если бы я скажем писал тесты 8 часов в день 5 дней в неделю.

    3. Выполняя разнообразные задачи, я приобретаю большее количество навыков, и становлюсь более привлекательным работником. Сам без помощи девопса написал три докерфайла для своих сервисов - уже можно бахнуть "Docker" в резюме.


    1. dsh2dsh
      29.09.2023 14:39
      -2

      Главное, что бы вас не беспокоило, что вы делаете работу за двух или трёх человек, а получаете оплату только за одного.


      1. nikis05
        29.09.2023 14:39
        +4

        Вы путаете разнообразие / однообразие задач с количеством затрачиваемых человеко-часов. Можно работать 12 часов в день делая одно и то же, можно работать 6 и делать разные вещи.


        1. buharof Автор
          29.09.2023 14:39

          "Сотрудники предсказуемо не хотят делать нудную и неприятную, но полезную работу - и каким боком это "в интересах капитала"? "

          Для этого технический писатель есть. Таким боком, что нанимать технического писателя капитал жмотиться. Так понятно?


          1. MiraclePtr
            29.09.2023 14:39
            +1

            нанимать технического писателя капитал жмотиться.

            Если бы он жмотился, то он бы его нанял без раздумий. Потому что рабочее время программистов для работодателя стоит гораздо дороже, чем рабочее время техписа.


          1. nikis05
            29.09.2023 14:39
            +2

            В вашей логике есть одна маааленькая неувязочка - вы забываете, что разрабу все равно придется платить за каждый час его работы, независимо от того, пишет он код, пишет доки, или что еще делает. Капиталист, подряжающий разраба драить шваброй пол, не «экономит на уборщике», он наоборот разбазаривает свои деньги, потому что человеко-час разраба стоит дороже, чем человеко-час уборщика. Поэтому лишена логики как метафора в начале, так и конкретные претензии в конце.


  1. Javian
    29.09.2023 14:39
    +1

    В ФСК-Россети это уже придумано Чубайсом с 2007 года :)


  1. Fedorkov
    29.09.2023 14:39
    +8

    «а давайте ее сами писать, зачем нам отдельный человек? (тех. пис.)», «а давайте каждое утро встречаться обязательно на созвоне (даже если нам обсуждать нечего)» - такие предложения понятны с точки зрения капитала – заплатить минимум, получить максимум.

    Так в чём прикол платить за написание документации по ставке прогарммиста (или за уборку помещений — по ставке девопса) и тратить рабочее время на беспредметные совещания? При чём тут вообще максимизация прибыли?


    1. MiraclePtr
      29.09.2023 14:39
      +5

      Вот кстати в точку. Зарплата программиста или девопса обычно в несколько раз больше зарплаты техписа. А если работодателю по каким-то причинам нет смысла брать техписа на полную ставку, то нанимают контактора или отдают задачу на аутсорс.

      Возможно автор статьи имеет опыт преимущественно в каких-нибудь гос- или мелких региональных конторах или очень специфичных областях (типа асутп или российского эмбеддеда), где даже программисты получают так себе, и со стороны работодателя нет особой разницы между разработчиком ПО, инженером по железу, техписом и уборщицей. Переход из таких говно мест в приличные места может оказаться культурным шоком и триггернуть эмоции и мысли, типа тех, что описаны в статье. По своему опыту знаю, сам проходил через такое в начале карьеры :)


      1. buharof Автор
        29.09.2023 14:39
        -4

        Автор имеет явно побольше вашего опыта в разных отраслях, и не только ИТ. И в мелких и в крупных конторах.


        1. MiraclePtr
          29.09.2023 14:39
          +1

          После ваших комментариев я начинаю в этом серьезно сомневаться. Один тот факт, что в комментариях к соседней статье, когда я сказал, что довольно много работал в филиалах иностранных международных компаний, вы задали очень странный вопрос, уже говорит о том, что существенной части мира IT вы просто не видели и вообще не представляете что там происходит и как работает.


        1. Fedorkov
          29.09.2023 14:39
          +1

          При этом в статьях и комментариях вы демонстрируете полное непонимание мотивов руководства и собственников бизнеса, а это понимание нужно хотя бы чтобы самому больше зарабатывать.

          Ну а переход на личности — это по сути расписка в отсутствии аргументов по существу.


  1. vladvul
    29.09.2023 14:39
    +2

    Ответ в том что наемники не менее жадны чем бизнесмены, и ценят высокие зарплаты выше времени и спокойствия. Отсюда тяжёлый труд, совмещение и прокачка навыков.

    А документацию пишут программисты потому что они лучше знают как продукт работает. Экономии на ЗП в этом никакой нет. Я видел как техпис постоянно дёргает разрабов чтобы объяснили и сам как разраб писал простыни и отдавал техпису


    1. Andrey_Solomatin
      29.09.2023 14:39
      +2

      Сверстать пользовательскую документацию это достаточно трудоёмкая работа. С формулировками в терминах пользователя и картинками. Нужно еще и поддерживать её в актуальном состоянии.

      Между простынёй от разраба и документом для пользователя может быть много часов работы. И работы не самой креативной.

      Хотя нормальная документация нужна не всем продуктам, можно и "и так сойдёт".


  1. Andrey_Solomatin
    29.09.2023 14:39
    +1

    Какой интерес у наемного персонала объединять несколько профессий в
    одну? Работать многостаночником? Но всех денег не заработаешь. А жить
    когда?


    Ну практики DevOps зашли прочно. Хотя не всё что этим словом называется им является.

    Интерес может быть в исключении коммуникаций.

    Бэкендер написал сервис, а потом админ гадает: как это задеплоить и как передавать настройки. Фронтендер задеплоил новый фронтенд, а бэкендер еще не сделал изменения на бэкенде, всё сломалось. Это примеры из жизни случившиеся в этом десятилетии.

    Да, это плохо выстроеная коммуникация. Но если у всех участников есть компетенция чуть шире своей области, тогда такие проблемы решаются без лишних разговоров.

    Совмещение о котором часто забывают, это экспертиза в доменной области. Если вы делаете продукт в какой-то сфере, вам нужно в ней разбираться, чтобы не наделать полной фигни.

    Если ты можешь принести больше пользы бизнесу, за рабочий день, значит можно попросить зарплату побольше.

    С другой стороны есть тенденция в упрощении многих вещей. CI/CD можно настроить написав пару yaml файлов. Простой и функциональный фронтенд можно сделать чисто на бэкенде. У нас например некоторые внутренние инструменты просто через SwaggerUI работают.



  1. Sealkeen
    29.09.2023 14:39

    То же самое можно сказать и про Full Stack разработчиков. "Зачем объединять должности в одну?". Затем, чтобы человеку можно было платить полную зарплату в зависимости от того, что в текущий момент требуется бизнесу. Я бы назвал это коммутирование рабочих процессов. При том, что один человек сразу "сидит на двух / трёх айпишниках". В целом это означает сокращение вакансий на рынке, но оплата зп двойным тарифом. Актуально, когда вакансий много, а людей толковых мало.