Вступление

Обработка доступной информации является неотъемлемой частью процесса проектирования информационных систем. При этом, форма представления информации напрямую влияет на успешность её восприятия и анализа, а значит, сказывается на эффективности процесса в целом.

Из этого тезиса можно было бы сделать очевидный вывод: надо представлять информацию в правильном виде, а в неправильном — не надо. Однако, выбор наиболее подходящего средства визуализации не всегда является простой задачей.

Причина, как мне видится, состоит в том, что уровень интереса к этому вопросу со стороны авторов публикаций продолжает оставаться низким. И, в результате, аналитикам порой приходится действовать методом проб и ошибок.

В данной статье я попытался заполнить этот пробел и предложить своё видение решения.

Как всё начиналось, или деревья растут для всех

Представленная выше характеристика состояния дел с выбором средств визуализации была во многом справедлива и в моём случае, пока я не столкнулся с одной из задач (более подробно — в статье). В ходе её решения оказалось, что ранее успешно применяемый подход к визуализации «захлёбывается», требует всё большего и большего вовлечения умственных усилий экспертов предметной области и других участников процесса.

И вот, некоторое время спустя, я сформировал дерево решений, которое может помочь аналитику с выбором подходящего средства визуализации. Коль скоро получившаяся древовидная модель описывала подход к выбору других моделей, я назвал её метадеревом.

Наверное, метадерево в жизни должно было бы выглядеть примерно так
Наверное, метадерево в жизни должно было бы выглядеть примерно так

Но это был не финал. Шло время. Периодически появляющиеся соображения заставляли меня возвращаться к, казалось бы, уже проделанной работе, чтобы внести уточнения и дополнения. В процессе этого «тюнинга» какие-то ветки приходилось «обрезать», какие-то — «пересаживать» на новое место, но всякий раз метадерево неизменно становилось больше.

Не исключаю, что развитие продолжится и впредь. Меж тем я посчитал имеющийся на текущий момент результат достаточно «зрелым», чтобы представить его широкой публике.

Знакомьтесь — метадерево!

Метадерево: в помощь аналитику при выборе средства визуализации
Метадерево: в помощь аналитику при выборе средства визуализации
Вместо сносок
  • На схеме выше в целях экономии места приводится только по одному варианту названия средств визуализации и, как правило, только на русском языке. При возникновении затруднений с идентификацией рекомендую отыскать в интернете наиболее привычное для себя альтернативное наименование. Пример: диаграмма вариантов использования кому-то больше знакома под названием «Диаграмма прецедентов».

  • Упоминание нотации (UML, BPMN и пр.) в конце имени диаграммы означает, что данный вид диаграмм относится к данной нотации. Такая отсылка призвана помочь быстрее отыскать релевантное описание.

  • Для устранения неоднозначности рядом с некоторыми названиями в скобках указаны примечания. Пример: обозначение «Контекстная диаграмма (не IDEF0)» подсказывает, что в данном случае подразумевается контекстная диаграмма в наиболее общем понимании, а не диаграмма A-0 в нотации IDEF0. Если же встречаются квадратные скобки, то внутри них содержится отсылка к их автору.

  • RML — пожалуй, наименее известная из упомянутых и не очень легко отыскиваемая аббревиатура, поэтому и привёл её отдельно.
    RML (Requirements Modeling Language) — это набор типов диаграмм, своего рода нотация, предлагаемая её авторами для использования при разработке программного обеспечения. Более подробно можно ознакомиться в работе: Joy Beatty, Anthony Chen. Visual Models for Software Requirements. Microsoft Press, 2012.

Глядя на представленную схему, кто-то может задаться вопросом: как с этим работать? На самом деле, алгоритм обхода метадерева довольно простой.

  1. Сперва надо встать на корень (то есть узел, расположенный вначале диаграммы) и прочитать сформулированный на нём вопрос.

  2. После этого следует просмотреть ближайшие узлы, соединённые дугами (ветками) с корнем, и выбрать среди них один, на котором представлен текст, наиболее точно по своему смыслу отвечающий на вопрос.

  3. Далее нужно передвинуться на узел, следующий за выбранным (он также содержит свой вопрос).

  4. И весь процесс повторяется.

Так, двигаясь от корня дерева и отвечая на вопросы, вы, в конечном счёте, дойдёте до листового узла, содержащего название предпочтительного, на мой взгляд, средства визуализации.

Важно отметить, что представленное дерево не претендует на полноту, универсальность и медицинскую точность, а лишь отражает мой личный опыт и понимание.

Возможно, у вас появятся доводы в пользу того, чтобы где-то появились ещё ветви, листья или даже будут веские основания для того, чтобы что-то убрать с моей схемы. Я предлагаю не дискутировать на этот счёт в попытках добиться недостижимого идеала, а попробовать воспользоваться этим деревом и при необходимости адаптировать его на своё усмотрение, убрав или добавив что-то ценное для сферы своих профессиональных интересов.

Более того, я не буду скрывать, что довольно большу́ю долю представленных средств визуализации я применял на практике в очень ограниченном объёме, а, например, с С4 имел дело только в теории. Но коль скоро эта нотация занимает умы всё большего числа архитекторов и авторов статей в интернете, добавил и её.

И ещё пара важных замечаний.

  1. Двигаясь от корня дерева, можно оказаться в ситуации, когда ответу на последний вопрос будет соответствовать сразу более одного листового элемента. Это следует воспринимать так, что окончательный выбор остаётся за вами. И здесь можно руководствоваться имеющимися у вас соображениями или личными предпочтениями.

  2. Не всегда следует буквально воспринимать предложенные варианты. Всегда есть место творчеству, плюс в вашей компании или команде могут существовать внутренние правила и свои нотации. В таком случае, найдя лист на дереве, вы без труда сможете выбрать наиболее близкий аналог из доступного вам инструментария.

Комментарии (0)