Для разработчиков. Моя задача проектировщика — пообщаться с клиентом, собрать его идеи и бизнес-запросы, а затем превратить в макеты и сопроводительную документацию для разработчиков. Если я плохо её оформлю или что-то забуду детализировать — пострадают именно они. Им придётся самим решать, как должен работать тот или иной участок системы.
Часто ли дизайнеры или проектировщики получают обратную связь от тех, кто дальше работает с документацией и макетами? Вопрос открытый. Когда я сам сдаю работу, то не ленюсь и через клиента спрашиваю, что думают разрабы о моих макетах и документации. Ответ обычно такой: «Мы не знаем. Раньше не сталкивались с такой подробной постановкой задачи. Если вопросы и возникали, то решали их сами».
Получается, что проектировщики и дизайнеры готовят задачу для разработчиков, но обычно не интересуются, насколько последним было удобно работать с макетами и документацией. А разработчики не могут адресовать вопросы по проекту дизайнерам и проектировщикам, потому что… Если честно, не понимаю, почему. Но ко мне за 300+ проектов вопросы от разработчиков прилетали всего два раза.
Для клиентов. Если я не сделаю довольным клиента, то результат моей работы может никогда и не добраться до разработчиков. Обычно клиент не в состоянии оценить мои навыки проектирования интерфейсов, зато сразу может оценить уровень сервиса и ответственность. Именно за счёт них я и повышаю уровень доверия к профессиональной составляющей своих услуг. Это первый этап.
Второй этап — сделать так, чтобы разработчики, которым легко и приятно работать с моей проектной документацией, быстрее и эффективнее справлялись бы со своей задачей. Ведь в конечном итоге именно за это клиент и платит проектировщику: сократить издержки на разработку за счёт уменьшения неопределённостей. Если это получилось — клиент будет довольным ещё раз уже через много месяцев после того, как получил от меня проектную документацию и передал своей команде.
Для пользователей. Несмотря на то, что это основа моей профессии, я придаю ей наименьшее значение. Если я не сумею сделать клиента довольным — никаких пользователей не будет. Если я не сумею предоставить грамотную проектную документацию для разработчиков — пользователи увидят не совсем тот интерфейс, который я задумывал.
От результата моей работы больше зависит то, с какой скоростью будет выпущен продукт. И вот когда он будет выпущен — тогда и появится первая обратная связь от пользователей. Если я сделал довольным клиента и разработчиков, то в этот момент я всё ещё буду рядом и смогу получить доступ к статистике и предложить внести изменения в получившийся результат, чтобы сделать его лучше.
Десять-двадцать таких проектов — и каждый следующий будет уже вполне сносным для всех участников процесса. В период обучения знаю только один реальный способ проектировать интерфейсы более-менее сносно: смотреть на уже работающие проекты (которым не меньше двух-трёх лет) и заимствовать их интерфейсы, стараясь понять, почему были использованы те или иные решения.
Итого. Для кого я проектирую интерфейсы?
В первую очередь — для разработчиков. Людей, которые будут брать мою проектную документацию и на её основе выполнять свою работу. От того, что я им предоставлю, будет зависеть качество и скорость разработки.
Во вторую очередь — для клиентов. Несмотря на то, что от них зависит оплата и дальнейшие обращения, клиенты всё-таки будут слушать, что разработчики скажут о результате моей работы. И если они скажут, что давно не работали с такой крутой проектной документацией, то лояльность клиента почти гарантирована.
В третью очередь — для пользователей. Они никогда не увидят мою проектную документацию и будут взаимодействовать с уже готовым проектом, который является результатом коллективного труда. И этот результат будет тем больше похож на задуманный мной изначально, чем больше будут довольны разработчики и клиент.