Причины поиска альтернативы существующему оборудованию

Проблемы с коммутатором Huawei SoftX3000 копились постепенно и были обусловлены разными факторами:

  • Физическое устаревание оборудования. На момент замены оборудование работало без замены более 12 лет. ЗИПа не было.

  • Сбои серверов управления. В системе использовались несколько серверов: основной и резервный сервера предварительного биллинга, основной и резервный сервера управления конфигурацией, сервер взаимодействия с СОРМ. Все они работали на ОС Windows 2000 Server, установочные пакеты ПО для серверов невозможно было установить на более свежую версию ОС. Виртуализировать эти сервера корректно у нас также не получилось. Кроме того, при работе в одной сети с машинами на ОС Windows 7 сервера на Windows 2000 регулярно выдавали BSOD. Предпринимались попытки изменить защиту установочных файлов серверного ПО и установить его на Windows Server 2003, но стабильной работы добиться не удалось.

  • Сбои и ошибки на транковом шлюзе UMG8900. Регулярно получали сообщения о кратковременном сбое/восстановлении на субмодулях потоков E1. Какого-либо влияния на сервис замечено не было, но определить причины и риски данных сообщений не удалось.

  • Ограничения в функционале. На данной АТС все функции ограничены лицензией: количество абонентов, количество транков, количество абонентов, которым доступно определенная опция (ДВО). По большинству из этих параметров мы начали подбираться к максимальным значениям. Некоторые современные функции были вообще недоступны.

  • Ограниченный выбор голосовых шлюзов. Основное количество абонентских лицензий было закуплено для протоколов MGCP и H.248. Выбор оборудования, работающего по этим протоколам, на рынке сильно ограничен. Шлюзы и телефоны, работающие по протоколу SIP, более распространены. Но количество таких лицензий у нас было резко ограничено.

  • Отсутствие персонала, который имел бы ясное понимание, как вся эта система собрана, настроена и работает. Люди, которые проходили обучение по работе со станцией или участвовали в ее запуске, отошли от дел по разным причинам: кто-то перешел в другие направления, кто-то уволился.

  • Отсутствие технической поддержки. В случае необходимости решить какую-то нестандартную задачу помощи ждать было неоткуда. Не говоря уже о каких-то экстренных ситуациях.

Для устранения всех описанных выше проблем предлагалось единственное решение — полное обновление станции за очень внушительный ценник. Руководство стремилось минимизировать затраты и запрашивало альтернативные варианты. Решений по системам коммутации такого уровня не так много в мире, а в РФ тем более. Наши поиски привели нас к системе от российского производителя «Элтекс».

Причины выбора Eltex

После рассмотрения различных предложений на рынке выбор пал на продукт от российского разработчика — ECSS-10 Eltex. Основным решающим фактором для руководства стала стоимость решения — примерно в 3 раза ниже других предложений, которые мы получали. Также у нас был опыт работы с VoIP-оборудованием данного производителя и опыт взаимодействия с технической поддержкой: всегда можно было получить нужную информацию по функционалу и методам настройки устройств. Да и при выявлении критичных багов разработчики реагировали оперативно.

Из других особенностей для себя мы можем выделить:

  • Большое количество ДВО без дополнительной платы за лицензии (самая интересная нам — multiline).

  • Ядро станции — полностью программный продукт. Не нужно каких-то специализированных корзин, плат и модулей, просто установили ОС и ПО на нее.

  • Снижение энергозатрат и количества оборудования. Вместо 4 полноразмерных 19” стоек всё уместилось в одну. Хотя, возможно, это заслуга технического прогресса.

  • Наличие в открытом доступе подробной технической документации.

  • Русскоязычная техническая поддержка.

В дальнейшем после начала эксплуатации выявились ещё некоторые моменты:

  • Графический интерфейс. Конечно, это «не круто» и вначале отношение было довольно скептическое. Но на деле интерфейс оказался весьма удобным и достаточным для большинства повседневных задач.

  • Довольно простая и логичная настройка маршрутизации вызовов. Всегда понятно, откуда приходит вызов, по каким точкам он проходит и как обрабатывается.

  • Простая настройка «нетелефонных» параметров. Так как станция установлена на обычный Linux, настроить IP-адреса, маршрутизацию или фильтрацию трафика довольно просто.

  • Стандартные инструменты доступа к оборудованию. Не нужно устанавливать какие-то специальные терминалы для управления станцией или её мониторинга. Нужны только WinSCP, Putty и web-браузер.

Существующая конфигурация

Для подбора конфигурации оборудования необходимо оценить существующую схему сети. Итак, что мы имели изначально:

  • Ядро станции Huawei SoftX3000. Оборудование состоит из корзины с платами и четырех коммутаторов Ethernet, которые связывают всё воедино.

  • Сервера управления. В той же стойке установлены: основной сервер управления (BAM), основной сервер предварительного биллинга (IGWB0), резервный сервер предварительного биллинга (IGWB1). Отдельно установлен резервный сервер управления станцией (EWS), а также стойка оборудования СОРМ, включающая в себя сервер взаимодействия со станцией (XPTU) и кучу разных конвертеров.

  • Транковый шлюз Huawei miniUMG8900. Предназначен для подключения к станции транков E1. Наша конфигурация позволяла подключить до 32 потоков. Лицензиями было ограничено количество присоединений (только 10 присоединений) и только по ОКС7 (каждое присоединение может включать несколько потоков).

  • Два пограничных контроллера сессий (SBC). В работе был только один, второй не был корректно сконфигурирован и использовался для различных тестов. В последующем наличие свободного SBC очень облегчило задачу миграции: использовали его для предварительных тестов и в итоге как основной SBC в новой схеме.

  • Абонентские шлюзы, работающие по протоколу MGCP. Таких устройств было много, но хотелось в итоге прийти к единой схеме, поэтому решено было перевести их на работу по протоколу SIP (такая возможность была заложена на всех устройствах).

  • Абонентские устройства SIP (шлюзы и телефоны).

  • Очень мутно настроенная схема прохождения голоса. В существующей станции за обработку голоса и обработку сигнализации отвечали разные платы, которые к тому же работали в разных подсетях. Если между ядром и транковым шлюзом это нормальная схема работы, то при взаимодействии с внешними абонентами через SBC, видимо, были какие-то проблемы с прохождением голоса. В результате родилась схема, где кроме самой станции и SBC участвовали четыре коммутатора L3, 7 разных подсетей, 3 роутера OSPF и один Junniper MX480. Для чего это сделано и как оно работало, я так до конца и не разобрался.

В итоге было решено поэтапно перенастроить абонентские устройства MGCP, переводя их на работу по SIP-протоколу. Также сохранили существующие SBC от Huawei, сконфигурировав под новую схему с нуля. Всё остальное было запланировано на замену.

Ожидаемые проблемы

  • Большое количество голосовых шлюзов подлежит перенастройке (смена режима с MGCP на SIP).

  • Вероятность большого простоя при миграции (особенно, присоединений к операторам).

  • Необходимость настройки и сдачи СОРМ.

  • Необходимость настройки сопряжения с биллингом.

  • Вопрос совместимости с SBC от Huawei.

Подбор конфигурации оборудования

Согласно конфигурации нашей существующей сети и требованиям по минимизации затрат у нас получилось следующее:

  • Сервера использовали собственные, закупленные ранее под другой проект. Предварительно согласовали это с производителем.

  • К серверам приобретена лицензия (прислали токены) на необходимое нам количество абонентов для системы с резервированием (два сервера в кластере).

  • Для присоединения к операторам по E1 (стыки ОКС7) использовали 2 единицы транковых шлюзов Eltex SMG-1016 в полной комплектации (закуплены ранее как альтернатива Huawei miniUMG8900, но полноценно их интегрировать с SoftX3000 не получилось).

  • Для сопряжения с пультом СОРМ закуплена лицензия на SMG-1016, а также комплекс работ по настройке и сдаче. Таким образом, большая часть работ по этому этапу настройки выполнена технической поддержкой производителя.

  • SBC оставили существующие, от Huawei (с прицелом на обновление в будущем). На данный момент функционал этих железок устраивает. Вопрос по надёжности остается открытым. В будущем нужно искать альтернативу этому оборудованию.

  • Лицензии на подключение шлюзов MGCP закупать не стали. Решили перенастроить существующие шлюзы (поддержка протокола SIP есть на всех устройствах).

  • Закуплены два коммутатора MES3324 и стекирующие DAC-кабели к ним, для подключения всего оборудования.

Начальное конфигурирование

Обычно производитель присылает предварительно настроенное и работоспособное оборудование — сервера на Ubuntu Server и установленное на них ПО Eltex ECSS-10. В нашем случае мы подготовили сервера самостоятельно (установили на них ОС), после чего предоставили удалённый доступ техническим специалистам производителя, которые уже подняли софтсвитч. В итоге мы получили две полностью работоспособные несконфигурированные АТС, с которыми начали работать и осваиваться.

Первым делом создали на станции несколько тестовых абонентов и настроили SIP-транк с существующей станции. Таким образом, наш новый софтсвитч заработал в роли учрежденческой АТС. И в такой роли он проработал фактически до последнего этапа миграции, но обо всем по порядку.

План миграции

После тестирования работоспособности и ознакомления с интерфейсом управления составили примерный план действий, которому следовали в дальнейшем:

  1. Соединение новой станции с основной по SIP-транку. На этом этапе выделили несколько номеров из основной ёмкости и завели их в новый софтсвитч, проверили входящие и исходящие вызовы, потренировались в настройке различных параметров абонентов и настройке маршрутизации. В этот момент ECSS-10 являлась как бы внутренней мини-АТС по отношению к SoftX3000.

  2. Настройка работы станции в паре с SBC, чтобы можно было подключать к ней абонентов из основной сети и тестировать в реальных условиях. Как уже указывалось ранее, в распоряжении был незадействованный SBC с какими-то тестовыми настройками. SBC был сброшен к заводским настройкам и поэтапно настроен по аналогии с основным. Этот этап помог лучше понять принцип работы и настройки SBC. Просто перенести настройки с рабочего устройства на новое не получилось, нужно было понимать, что именно выполняет каждая команда и как её изменить под новую конфигурацию.

  3. Перевод нескольких абонентов в новую станцию. Это абоненты нашего офиса, чтобы не влиять на основных клиентов.

  4. Тестирование и сбор статистики по проблемам.

  5. «Заворот» трафика от одного из операторов на новую станцию. Все входящие вызовы с этого оператора сразу транзитом направляются в новую станцию. В новой станции, если вызов предназначен абонентам, зарегистрированным в этой станции, вызов «приземляется». Иначе возвращается по тому же транку в старую станцию, где маршрутизация происходит по старой схеме.

  6. «Заворот» всего внешнего трафика на новую станцию для проверки стабильности работы (нагрузка) и корректности маршрутизации.

  7. Работы по настройке выгрузки CDR и подготовке к интеграции с биллингом.

  8. Работы по настройке СОРМ и подготовке к переключению на новую систему. Приемо-сдаточные испытания и получение всех согласований.

  9. Перевод всех абонентов (кроме абонентов, работающих через SIP-транки) на новую станцию. Ночные работы с перерывом связи. Одновременно с этим переходим на новый СОРМ.

  10. Биллинг пока остался на старой станции. Так как все внешние стыки идут через неё, то это некритично.

  11. Перенос абонентских sip-транков на новую станцию (через второй SBC).

  12. После сопряжения биллинга с новой станцией, по одному, с перерывами сервиса, перенесли внешние стыки с операторами с miniUMG8900 на SMG-1016.

Комментарии (8)


  1. bit8
    30.10.2023 07:12

    Графический интерфейс. Конечно, это «не круто» и вначале отношение было довольно скептическое. Но на деле интерфейс оказался весьма удобным и достаточным для большинства повседневных задач.

    Вот пару скринов увидить, честно не искал сильно, но так посмотрел, что там UI сделаный.

    Просто в основном на mikrotik компании сидят, пока не довелось покупать Eltex, хотя рекламы много вижу про него, как замена cisco и mikrotik


  1. PlatinumThinker
    30.10.2023 07:12

    Графический интерфейс. Конечно, это «не круто» и вначале отношение было довольно скептическое. Но на деле интерфейс оказался весьма удобным и достаточным для большинства повседневных задач.

    Кроме графического способа настройки у ECSS-10 имеется и cli в виде ssh. Да, там не все можно настроить, но базовые потребности точно закрывались раньше (точно не помню что там со скриптами ivr которые в виде блок схемы в UI выглядели.)


    1. Telefonist34
      30.10.2023 07:12

      в cli есть много чего, что недоступно в web - трассировки вызовов внутри станции, массовое изменение параметров для абонентов или транков. Про ivr-скрипты, правда, не знаю). Я думаю, оба способа удачно дополняют друг друга


  1. ramyalexis
    30.10.2023 07:12
    +1

    "Основным решающим фактором для руководства стала стоимость решения — примерно в 3 раза ниже других предложений"

    Особенно смешно это звучит если сравнить скажем Juniper QFX, который везут из хрен пойми откуда и Елтекс esr свитч. Елтекс стоит натурально в 3 раза дороже.

    Три миллиона против одного.


    1. Telefonist34
      30.10.2023 07:12

      после начала известных событий Элтекс устанавливает цены не опасаясь конкуренции - госсектор большой и он все купит)


      1. ramyalexis
        30.10.2023 07:12

        Ага, просто после такого захода про цены от статьи так пиаром и рекламой повеяло, что я даже и не знаю. При этом пишет профсоюз работников ИТ. В общем слабо вериться в написанное после такого.


  1. AstorS1
    30.10.2023 07:12
    +1

    Не привязываюсь к ценовой политике Элтекса, могу отметить, что оборудование телефонии мы используем много лет и оно куда стабильнее работает, чем сетевое.


  1. Zero_Full
    30.10.2023 07:12

    Тоже когда-то давно переводил сеть на ECSS-10 с si2000. У меня был кластер из 2 станций. В то время он часто разваливался (это решилось после перехода на более свежую версию). Очень помогал их cli для проверки преобразований номеров, категорий и при сдаче сорм. Также потом успешно начали применять ВАТС прям на ней же.