К титану, как сейчас часто говорят, прилипли мемы — «металл космической эры», «металл будущего». И что любопытно, это действительно так. Он нашел применение в различных отраслях: в авиационной и ракетостроении, химической промышленности, энергетике, медицине и т.д. А сейчас из него еще делают корпуса для смартфонов…
Все наиболее значимые авиационные и ракетно-космические проекты СССР, в числе которых создание космических комплексов, а также крупные проекты в судостроении не могли бы осуществиться без применения изделий из титановых сплавов. Аналогичная история произошла и в США. Как известно, Titan — серия американских ракет-носителей. В этом материале мы подробно расскажем о том, как этот металл был открыт и где применялся. А особенно о его довольно интересной судьбе в СССР.
А много ли его?
Титан встречается главным образом в минералах анатазе, бруките, ильмените, лейкоксене, перовските, рутиле и сфене. Из этих минералов только ильменит, лейкоксен и рутил имеют значительное экономическое значение. Как металл титан хорошо известен своей коррозионной стойкостью и высоким соотношением прочности к весу.
Примерно 95% титана потребляется в виде диоксида титана (TiO2), белого пигмента в красках, бумаге и пластмассах (в простонародье «титановые белила» им мы посвятим отдельную статью).
На 2023 г. разведанные запасы оцениваются 650 млн т ильменита и 49 млн т рутила. Мировые ресурсы анатаза, ильменита и рутила составляют более 2 млрд т; на долю ильменита приходится около 90%. Мировое производство пигментного диоксида титана составляет 6,4 млн т (миллионов тонн!), выпуск губчатого титана около 250 тыс. т, титановых слитков 240 тыс. т, титанового проката 205 тыс. т.
Россия располагает одной из крупнейших в мире сырьевых баз титана (15% запасов мира), но руды сложные и долгие годы не осваивались. Только в декабре 2021 г. заработал Туганский ГОК на россыпном месторождении в Томской области. Комбинат производит ильменитовый, цирконовый и рутил-лейкоксеновый концентраты. Крупнейший покупатель титанового концентрата знаменитое предприятие — «ВСМПО-АВИСМА», снабжавшее до недавнего времени почти что все крупные авиастроительные корпорации мира.
Титановые сплавы из-за их высокого соотношения прочности к весу и коррозионной стойкости на 80% использует мировая аэрокосмическая промышленность. Другие области применения включают медицинские протезы, морскую, нефтегазовую и специализированную химическую промышленность. В сталелитейной индустрии титан используется для раскисления, контроля размера зерен, а также контроля и стабилизации содержания углерода и азота. К сталям с высоким содержанием титана относятся междоузельные, свободные, нержавеющие и высокопрочные низколегированные стали.
История открытия титана
Впервые титан в виде диоксида был идентифицирован англичанином Уильямом МакГрегором в 1789 г. при исследовании корнвалийского менахалита — титанистого магнитного железняка. В 1795 г. немецкий химик Мартин Генрих Клапрот, исследуя рутил, пришел к заключению, что этот минерал содержит новый элемент, который он назвал титаном; а новый окисел — «титановой землей». Название титан Мартин Генрих Клапрот взял из греческой мифологии. Напомним, Τιτᾶνες, ед. ч. Τιτάν божества второго поколения, дети Урана (неба) и Геи (земли). Вот это научная прозорливость! Угадать аэрокосмическое значение металла. Не удивлюсь, если это он предугадал дизайн знаменитого монумента советским космонавтам «Покорители космоса» из титановых листов на ВДНХ.
Рисунок 1: «Покорители космоса»
История металлического титана
Изготовление металлического титана сравнительно сложный раздел металлургии, имеющий существенные особенности и серьезно отличающийся от производства меди, магния или алюминия (все они, как известно, входят в группу цветных металлов).
В течение многих лет предпринимались попытки получить чистый титан, но обычные методы нагревания оксида в присутствии углерода были безуспешными, поскольку образовывался карбид титана, а не ожидаемое восстановление до металла.
Впервые значительного успеха удалось достигнуть только в 1887 г. шведским ученым-химикам Л.Ф. Нильсону и О. Петерсону, которые, восстанавливая четыреххлористый титан металлическим натрием, получили продукт, содержащий около 95% титана.
Первый процесс, с помощью которого начали изготавливать титан в промышленном масштабе, был изобретён европейским химиком Кролем (при рождении Гийом Жюстен Кролль, но в США он стал Уильямом Джастином Кроллом; 24 ноября 1889 — 30 марта 1973). Титановая губка (пористые бесформенные куски металла с небольшой плотностью) образовывалась путем восстановления тетрахлорида титана магнием.
TiCl4 (жидкость) + 2Mg (расплав) = Ti (твердое) + 2MgCl2 (расплав)
Рисунок 2: Титановая губка
В 1946 г. технология была опробована в промышленных условиях в США. Этот способ в настоящее время является основой промышленного получения металлического титана.
Гийом Жюстен Кроль (он же Уильям Кролл) родился в Люксембурге, закончил школу, в в 1910-1914 гг. учился в Техническом университете в Берлине, там же закончил аспирантуру и защитил диссертацию. Потом работал в Австрии в области металлургии свинца и алюминия. В 1923 году Кроль вернулся в Люксембург и открыл частную лабораторию; в ней он изобрел сталь с дисперсионным упрочнением карбидом титана. Изобретя в 1938 г. титановую губку, он посетил США, но в то время интереса к титану со стороны американцев не было. Разочарованный, он вернулся в Люксембург. После начала войны в Европе Кроль эмигрировал в Штаты, где в 1940 г. получил патент №2205854 на метод производства титана и его сплавов. В 1948 г. титан в промышленном масштабе впервые в мире начала производить химическая корпорация DuPont de Nemours, Inc., а Кролл переключился на исследования циркония (мы о нём ещё напишем). |
Титан в СССР
Как и с ядерной бомбой, в титане мы были догоняющей страной. Как ранее с автомобилями, аэропланами, танками. Вспомним же начало создания титановой отрасли СССР, связанное с развертыванием опытно-экспериментальных и опытно-промышленных работ, выходом постановления Совета Министров СССР № 407-177 от 9 марта 1954 г. «О мерах по реализации производства титана». Для отрасли середина 1950-х гг. была временем ее становления.
Мы не будем пересказывать директивные и нормативные акты, которые дают представление о приоритетах развития, направлениях и динамике ее формирования, сферах применения титана, основных проблемах технологии и производства, путях их решения, подписанные председателями Совета Министров СССР Г.М. Маленковым, Н.А. Булганиным, Н.С. Хрущевым, первым заместителем председателя СМ СССР Ф.Р. Козловым, а также переписку руководства предприятий, Главного управления титаномагниевой промышленности (Главтитан), 8-го Главного управления Минцветмета и Минавиапрома СССР с Главснабом, Главцветметсбытом.
Ветераны вспомнят, что в отраслевых, ведомственных и региональных изданиях «Титан», «Технология легких сплавов», «Цветные металлы», «Металлоснабжение и сбыт», «Уральский рынок металлов» и других публиковались аналитические и дискуссионные статьи по вопросам технической и технологической модернизации производства, направлений развития титановой отрасли.
Даже первоначальные исследования показали, что сплавы на основе титана демонстрируют полезные характеристики: корозионностойкость и прочность при сравнительно низкой удельной массе. Это предопределило основные области применения — авиацию, космос, судостроение.
В 1947-1954 гг. прошла подготовительная стадия, в которой участвовали Государственный научно-исследовательский и проектный институт редкометаллической промышленности (Гиредмет), Всесоюзный институт авиационных материалов (ВИАМ), Центральный научно-исследовательский институт черной металлургии им. И.П. Бардина (ЦНИИчермет), Институт металлургии им. А.А. Байкова АН СССР и другие. В 1954 г. были получены первые опытные титановые слитки. Промышленное производство титановой губки в Советском Союзе началось в начале 1960-х гг.
Березниковский магниевый завод (БМЗ) стал базой создания титано-магниевого комбината — БТМК. С момента перехода на титан он на протяжении десятилетий не менял ни названия, ни ведомственной принадлежности. 26 сентября 1990 г. предприятие стало именоваться АВИСМА, значившее «авиастроительные материалы», а сейчас ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА».
В СССР осуществлена разработка титановых сплавов, обладавших различными свойствами. Главную работу выполнили научно-исследовательские центры: Гиредмет, ВИАМ, ИМЕТ, ЦНИИЧермет и другие.
Так, в ВИАМ (институт авиационных материалов) была организована лаборатория титановых сплавов под руководством С.Г. Глазунова. Она занималась разработкой металловедческих основ получения металлического титана, новых сплавов, технологии плавки и фасонного литья, а также прессования и прокатки слитков.
Благодаря этим исследованиям удалось коренным образом пересмотреть господствовавшее вплоть до конца 1940-х гг. представление о титане как хрупком металле, который можно обрабатывать только методами порошковой металлургии. Особо следует отметить, что на основе результатов всего комплекса проведенных изысканий в 1956 г. был разработан вакуумно-дуговой метод плавки титана с расходуемым электродом. До настоящего времени этот метод является одним из самых распространенных в титановой промышленности.
Исследования титана в ВИАМ проходили несколько этапов. На первом изучались механические свойства и технологические особенности технического титана, осуществлялась его паспортизация. На следующем этапе исследовались легирующие элементы (алюминий, олово, ванадий) для создания сплавов средней прочности, достаточной пластичности и свариваемости. В результате, была впервые создана промышленная технология производства листового проката из титановых сплавов и организовано его серийное производство.
Полученные сплавы и их модификации (ВТ6, ВТ6С) до настоящего времени широко применяются для изготовления авиационных конструкций. Кроме того, ВИАМ и Верхнесалдинский завод №95 разработали группу конструкционных титановых сплавов (ОТ4–0, ОТ4–1, ОТ4, ОТ4–2), имевших лучшее соотношение прочности и пластичности по сравнению с существовавшими. Вскоре они стали основными промышленными сплавами с регламентированным уровнем прочности.
В ИМет им. А.А. Байкова созданы широко применявшиеся экономно легированные сплавы серии АТ. Жаропрочные сплавы серии СТ были рекомендованы для изготовления дисков высокоскоростных компрессоров и реакторов.
Наряду с центральными НИИ проблемами титанового производства занимались отраслевые научно-исследовательские институты, созданные в середине 1950-х гг. непосредственно на предприятиях. Так, 1956 г. в Запорожье было создано головное учреждение, которое занималось разработкой и совершенствованием способов производства титана и магния в СССР, а также проектированием титано-магниевых предприятий — Украинский научно-исследовательский и проектный институт титана.
Его специалисты спроектировали оборудование для получения губчатого титана (руднотермические печи, высокоэффективные хлораторы), разработали новые способы очистки тетрахлорида титана, технологию восстановления и вакуумной сепарации в новых полусовмещенных аппаратах и т.д.
В 1956 г. в Березниках создан филиал Всесоюзного научно-исследовательского и проектного института алюминиевой, магниевой и электродной промышленности (ВАМИ), позже — государственный институт титана и магния (с 1991 г. Российский государственный научно-исследовательский и проектный институт титана и магния РИТМ). В 1961 г. на базе московского завода №65 был организован Всесоюзный институт легких сплавов (ВИЛС), являвшийся на протяжении 30 с лишним лет головной организацией в области разработки технологических процессов получения титановых изделий для авиационной промышленности.
Именно в советские годы сложилась маркировка отечественных титановых композиций, которых в настоящее время насчитывается несколько сотен, более 50 из них применяется в промышленности. Отечественные титановые сплавы обычно маркируют буквой, отражающей наименование организации-разработчика, и цифрой, соответствующей порядковому номеру сплава. Марка ВТ означает «ВИАМ титан» (Москва); ОТ — «Опытный титан» — сплавы, разработанные совместно ВИАМ и ВСМПО; ПТ — «Прометей титан» (Санкт-Петербург); АТ — сплавы, разработанные в ИМет им.А.А.Байкова (Москва).
Производство советского титана развивалось в острой конкуренции с американским (по информации от агентов в научно-техническом отделе ЦРУ, были несколько специальных тематических исследований, посвященных проблеме развития титана в СССР для подводных атомных крейсеров и тяжелых стратегических ракет-носителей).
В 1990 г. выпуск губчатого титана в СССР достиг 97,7 тыс. т, превысив в 1,9 раза объемы производства титановой губки всего западного мира и в четыре раза США.
По мере развития авиационной, космической техники и судостроения росла доля титана в конструкциях летательных аппаратов, кораблей, подводных лодок и т.д. Применение титановых сплавов в конструкциях отечественных самолетов Ил-62М, Ан-124, Ан-77, Ту-334, Ил-86, Ту-204, Ил-96-300, ЯК-42, «Руслан», «Мрия» составляло 5-10%. Применялись титановые сплавы и в военной авиации. В частности, в серии МиГов часть планера там из нержавейки и титана.
В отличие от авиации, для судостроения разрабатывались свариваемые сплавы, сочетающие прочностные и пластические свойства. Именно эту проблему решал ЦНИИ КМ «Прометей» в 1980-е годы. К выпуску крупногабаритных полуфабрикатов привлекались другие предприятия — Ижорский, Коммунарский машиностроительный, «Большевик» (ныне Обуховский), Никопольский южно-трубный заводы. Первая в мире титановая субмарина — легендарная «Альфа» служила до 1989 года (потом исключена из состава ВМФ, а в 2010-м утилизирована). Подлодке К-162 проекта 661 «Анчар» принадлежит рекорд подводной скорости — 44,7 узла (80,4 километра в час).
Случались и трагические события. Так, на Верхнесалдинском предприятии взрыв печи, повлекший человеческие жертвы и разрушения. Он произошел в сентябре 1971 г. в результате прожога стенки изложницы и попадания воды из контура охлаждения на жидкий металл. Для разработки мер по предотвращению подобных случаев были привлечены ведущие организации и специалисты страны, в том числе лауреат Нобелевской премии академик Н.Н. Семенов.
Современное изобретательство
В базе ФИПС по словосочетанию «титановый сплав» 497 действующих патентов РФ на изобретения и 70 патентов на полезные модели. Они посвящены как получению сплавов различного состава, так и их применению в различных устройствах, в том числе в комбинации со сталями.
Так, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет получил патент №2800900 «Градиентный материал для соединения титанового сплава BT1-0 с нержавеющей сталью 316L методом прямого лазерного выращивания».
В МИСИС изобретён сплав TiFeCuSn (патент №2798517). Титаниум Металс Корпорейшн (US) запатентовала в РФ (№2725395) высокопрочный титановый сплав с альфа-бета-структурой.
Области применения титановых сплавов широки — от корпусов газотурбинных двигателей (патент №177607) до эндопротезов коленного сустава.
Литература
Аношкин Н.Ф. Применение титановых сплавов в авиапромышленности. М., 1960.
Titanium: Past, Perfect, Future. Washington D.C., 1983.
Квасов Ф.И., Каганович И.Н., Кожевникова Л.И. Титан. Производство, применение, люди. М., 1992.
Металлургические заводы Урала. XVII – XX вв.: Энциклопедия. Екатеринбург, 2001.
Покорение крылатого металла. Екатеринбург, 2003.
Kathleen L. Housley. Black Sand. The History of Titanium. Metal Management Aerospace Inc., 2007.
Ежов А.О. Становление и развитие титанового производства на Урале (середина 1950-х гг. – начало 1990-х гг.) Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Екатеринбург. 2018
Полезное от Онлайн Патент:
→ Как стартапу защитить свою интеллектуальную собственность?
→ Как IT-компаниям сохранить нулевой НДС и попасть в Реестр отечественного ПО
Комментарии (18)
Javian
20.11.2023 15:43Основной акционер уральской корпорации «ВСМПО-Ависма» Михаил Шелков (владеет 66% акций) вошел в список самых разбогатевших российских миллиардеров за 2022 года, составленный Forbes. По подсчетам издания, за год состояние бизнесмена выросло на $1,6 млрд и к концу декабря составляло $5,8 млрд.
Gudd-Head
20.11.2023 15:43+4ракетоносителей
Ракетоноситель - это террорист с базукой.
А спутники на орбиту выводит ракета-носитель.
ru1z
А это вообще связано в действительности? Имхо там история не аналогичная, там разные божества и до (или совместно) титанов использовали в названиях ракет и подобного, пример были и ракеты серии - тор (из скандинавской мифологии).
Эээ, наоборот же, где-то вровень шли, а по титану обгоняли. Просто титан и другое в СССР шло на вооружение и титан в СССР это - военные подлодки, которые долгое время не могли превзойти (в плане технологии металлов) - дорого выкидывать столько денег вникуда. Это как раз штаты были догоняющие в вооружении и серия ракетоносителей, а те самые носители "Титан" - тоже скорее следствие успехов ускоренного вооружения СССР, запусков спутников, а не наоборот. После успешных демонстраций военных разработок СССР, в эту область в США полились рекой деньги, так что СССР во многом помог США и США был догоняющим, а остальное уже известно. Другое дело, что в СССР все эти разработки начинались в военной раздолбайской среде, там же за семью секретами и оставалось, но это не "догоняющая" по разработкам страна, тем более если использовать настолько безумные примеры отставания вроде "ядерной бомбы". Даже с ядерным оружием там различие в несколько лет всего. А с титаном тем более, советский союз в вооружение ввел раньше всех, технологии в металлах были переводые, но имхо, там и оставил, это же как раз тот самый мем "стратегический" металл "космической эры", с которого началось повествование. Видимо, в иных случаях, хорошо быть обычным, не статегически-не-эрокосмическим элементом. Здесь, имхо, надо было как-то дать ученым и технологам коммерциализировать разработки, а не солить зачем-то в военный лом (замкнутый круг и не только в СССР, но общая проблема - деньги только в военном распиле, а в других областях - шаром покати, а ведь титан - в первую и главнейшую очередь скорее драгоценнейший медицинский металл для общества! Туда бы его массово, в медицину, там космические технологии нужнее, в космосе без космической медицины будущей эры делать вообще нечего, хоть завали луну титановыми подлодками. Если бы с тех 50хх годов развивать медицину, на те же деньги для разработок, да хоть в тех же узких отраслях, вроде суперметаллов/ядерной физики то СССР бы наверное до сих пор развивался), но в целом меня потянуло куда-то пофилософствовать, извините.
Holser
СССР как и современная Россия не производит технологий, методов обработки и станков по обработке титана. Последние достижения 3D печати титана - это США, Евросоюз и Швейцария.
ru1z
Тогда вопрос нужно ставить про станки и 3д печать, а в статье сравнения в основном про сравнение остающих (а по-моему не отстающих) технологий для целей вооружения, космической гонки и прочее (Как и с ядерной бомбой, в титане мы были догоняющей страной. Как ранее с автомобилями, аэропланами, танками). В этом случае - где там отставание или даже развитие? Имхо, сложно обсуждать развитие или отставание технологий на примере вооружения, имхо там принципиально нет полноценного развития, а только гонка любыми средствами, выполни любой ценой и на этом все, дальше другой этап гонки, но не развитие.
iggr63
Зато все еще обладает технологией электронно-лучевой сварки титана в вакууме. Центроплан Ту-160 например сварить из двух 20-ти метровых титановых плит.
iggr63
Отчасти это верно, но тяжелые технологии для титана, главным образом литье, конечно были разработаны и внедрены в СССР в 60-ые прошлого века. Конечно работают до сих пор, и прошли пару модернизацией. Последнее кстати типично - заводы невозможно обновлять каждые десять лет. Раз в 50 лет более реалистично.
Вот кстати выдержка из возможностей Зеленодольской верфи по титану.
Полный производственный цикл, включая контроль качества конечно, ISO 9001:2008, и так далее.
Oangai
Американцы сейчас не скрывают, попадалось в открытых публикациях, что для производства Lockheed SR-71 (и вроде даже U2) у них не хватало своих ресурсов, не было достаточно своих разработаных месторождений на тот момент еще, поэтому они скупали в африканских странах через какие-то подпольные гешефты советские миги и отправляли в переплавку. Союз в шестидесятых в этом отношении был впереди всетаки.
И при чем здесь 3D печать, будто до неё жизни не было?
ru1z
Как-то все странно в статье закручено, СССР был догоняющей страной по большей части из-за революции, где производство во многом полетело к чертям. Оставшиеся после революции ученые и инженеры восстанавливали то, что могли, при участии европейских и даже американских специалистов. Нельзя сказать, что отставание тогда было всеобьемлющим, в ряде вопросов, как раз в метталлургии и титане не так уж и плохо все обстояло. По объемам производства сравнивать сложно, а то как раз и получается, что дальше идет бесмысленное соревнование с капстранами по выработки черт-те чего неизвестно зачем. А если в сравнении "ядерное оружие" с металлом "космической эры" для ракет, тогда и отставания не было, конкретно СССР в вооружении особенно не отставал, это другие невоенные области отмирали, там вопросы отставания выработки "титания" - не самый хороший критерий.
Nikolay985
Из-за революции не только "производство полетело к чертям" а сотни тысяч людей уехало из страны, в том числе ведущие ученые и инженеры. И сейчас на те же грабли. И ничего "странного не закручено", в СССР действительно практически ничего нового не придумали. Стиралка, пылесос, телевизор, компьютер, автомобиль, ракета, атомная бомба , да хоть что.
iBuilder
" где производство во многом полетело к чертям " - не очевидно, Царская Россия никогда не была передовым индустриальным государством, а СССР в 30-е как раз сильно тут продвинулись, ввели всеобщее хорошее (по тем временам) образование, а в 50-е так вообще, вполне себя могли считать много где в числе лидеров, и это после послереволюционной нерзберихи и ВОВ, спад пошел начиная с конца 60-х, кстати, после того, как в Союзе отказались от многих правильных экономических практик.
ru1z
Вы не то сравниваете, то "Царская Россия никогда не была передовым индустриальным государством", то "СССР в 30-е как раз сильно тут продвинулись, ввели всеобщее хорошее (по тем временам) образование". Была ЦР передовым или нет, но провал в производстве и в потере сотрудников был, здесь как раз все очевидно.
А вот про образование - как раз не очевидно. В царской России много чего было плохо (организовано), но если так сравнивать, то при виртуальном сохранении ЦР можно предполагать и схожую траекторию с улучшеным образованием и всем остальным, да и без метаний СССР. В конце концов ситуация с всеобщим образованием и в ЦР улучшалась, а ученые там были более чем хорошими. Минимально обученные кадры, уровня средней школы/училища/техникумов вообще не слишком сильно заметны в прогрессе индустрии (они необходимы, но не достаточны), и более того, при необходимости на производстве людей доучивали, так же как в вечерних школах для взрослых или даже всеобуча, а вот уровень дальше - уже намного сложнее, нужна хорошая академическая школа, которую революция и ранний СССР также поломал. Да можно выучить массу на масштабирование известного процесса, а вот если процессы нужно обновлять, то имхо и начинается спад 60-х. Это постоянный итеративный процесс улучшений, а не гонка КПИ.
С связкой всеобщего среднего образованием/индустрией вообще все сложно, вот вы пишете в 30-е хорошее образование, а в 60-х начинается спад. Что-то здесь не сходится, то ли есть прогресс то ли нет. Или можно еще вспомнить, что в 30-е годы СССР по новой терял ученых и инженеров, тогда это все как можно назвать - еще более неочевидно. Более того с СССР обычно связывают абсолютно невежественные запреты в образовании, вроде игнорирования научных теорий (квантовая теория, генетика и тому подобное), для нужд идеологии, СССР и образование вещи не полностью совместимые. Иными словами, бардак в то время был чудовищный, что есть, то есть, и только это однозначно очевидно.
iBuilder
Я к СССР отношусь философски: была попытка создать справедливое общество на новых принципах, но не взлетело по ряду причин - человек слаб. С другой стороны, капитализм тоже не сразу взлетел, а был долгий и болезненный переход из феодализма. Делать однозначные выводы не берусь, что-то было хорошо, что-то плохо.
Но понравилась фраза из одной книги: "из прошлого нужно брать огонь, а не пепел" и это мне кажется верным, как говорят философы: "любую великую идею можно деконструировать ", или проще: "любую глобальную идею можно заговнять", т.к. всегда есть к чему-то докапаться. Правильно - делать выводы и брать лучшее из прошлого.
iBuilder
Там не так всё просто было, с приходом Хрущева была полностью изменена экономическая система, что выстраивалась после ВОВ, да и полическая, видимо тогда и начала загнивать. По экономической части, из того, что помню - запретили артели, а артели тогда закрывали нишу малого бизнеса и выпускали в разы больше наименований товаров по сравнению с гос предприятиями, было неожиданно такое узнать, удивился прочитав статистику тех лет. Эти артели закрывали нишу производства "ширпортреба". По идее, могло получится отдаленно похожее на современный Китай: крупные гос компании крупными проектами занимаются, а артели - ширпотребом и не было-бы тогда никакого дефицита этого самого ширпотреба, что случился в 80-е.
adeshere
В 2010 (примерно) году я купил себе кастомную титановую раму для походного велосипеда в Титан-рапиде. Фактически они делали рамы под индивидуальный заказ, подгоняя все размеры под рост, вес, стиль езды и другие
требования заказчика
Абсолютно все размеры на этом чертеже подгоняются под требования клиента. Как говорится, любой каприз за ваши деньги ;-)
Дороговато, но по совокупным характеристикам титан в этом плане сильно превосходит любые другие материалы,
кроме разве что углепластика
Который, однако, в отличие от титана/стали, имеет свойство ломаться внезапно, и потому в походах по очень диким краям "карбон" использовать страшновато
Так вот, в процессе покупки я с удивлением узнал, что основную часть своих рам Титан-рапид на тот момент поставлял на экспорт, причем занимал при этом значительную долю мирового рынка титановых велорам.
По их словам,
титан - довольно сложный в обработке металл, но в РФ соответствующие технологии на тот момент были лучше, что в сочетании с общей дороговизной западного производства / раб.силы делало тамошние рамы сравнимого качества даже не в разы, а на порядок дороже наших
Насколько я знаю, сейчас они все еще делают велорамы (не так давно еще одну у них прикупил), но теперь в значительно меньших количествах, так как эта рыночная ниша (особые велосипеды для особых условий) чрезвычайно узка и быстро сокращается в последнее время.
ru1z
Звучит круто на самом деле. Наверное так и должно было быть, есть ниша, есть заказчик, есть опытные инженеры и технологии -> есть результат. Надеюсь найдут вариант дальше развиваться. Жаль, если ниша сокращается, почему-то казалось, что у мускулоколёсных и близких открылось второе дыхание за прошлые десятилетия.