К титану, как сейчас часто говорят, прилипли мемы — «металл космической эры», «металл будущего». И что любопытно, это действительно так. Он нашел применение в различных отраслях: в авиационной и ракетостроении, химической промышленности, энергетике, медицине и т.д. А сейчас из него еще делают корпуса для смартфонов… 

Все наиболее значимые авиационные и ракетно-космические проекты СССР, в числе которых создание космических комплексов, а также крупные проекты в судостроении не могли бы осуществиться без применения изделий из титановых сплавов. Аналогичная история произошла и в США. Как известно, Titan — серия американских ракет-носителей. В этом материале мы подробно расскажем о том, как этот металл был открыт и где применялся. А особенно о его довольно интересной судьбе в СССР. 

А много ли его?  

Титан встречается главным образом в минералах анатазе, бруките, ильмените, лейкоксене, перовските, рутиле и сфене. Из этих минералов только ильменит, лейкоксен и рутил имеют значительное экономическое значение. Как металл титан хорошо известен своей коррозионной стойкостью и высоким соотношением прочности к весу. 

Примерно 95% титана потребляется в виде диоксида титана (TiO2), белого пигмента в красках, бумаге и пластмассах (в простонародье «титановые белила» им мы посвятим отдельную статью). 

На 2023 г. разведанные запасы оцениваются 650 млн т ильменита и 49 млн т рутила. Мировые ресурсы анатаза, ильменита и рутила составляют более 2 млрд т; на долю ильменита приходится около 90%. Мировое производство пигментного диоксида титана составляет 6,4 млн т (миллионов тонн!), выпуск губчатого титана около 250 тыс. т, титановых слитков 240 тыс. т, титанового проката 205 тыс. т. 

Россия располагает одной из крупнейших в мире сырьевых баз титана (15% запасов мира), но руды сложные и долгие годы не осваивались. Только в декабре 2021 г. заработал Туганский ГОК на россыпном месторождении в Томской области. Комбинат производит ильменитовый, цирконовый и рутил-лейкоксеновый концентраты. Крупнейший покупатель титанового концентрата знаменитое предприятие — «ВСМПО-АВИСМА», снабжавшее до недавнего времени почти что все крупные авиастроительные корпорации мира. 

Титановые сплавы из-за их высокого соотношения прочности к весу и коррозионной стойкости на 80% использует мировая аэрокосмическая промышленность. Другие области применения включают медицинские протезы, морскую, нефтегазовую и специализированную химическую промышленность. В сталелитейной индустрии титан используется для раскисления, контроля размера зерен, а также контроля и стабилизации содержания углерода и азота. К сталям с высоким содержанием титана относятся междоузельные, свободные, нержавеющие и высокопрочные низколегированные стали. 

История открытия титана

Впервые титан в виде диоксида был идентифицирован англичанином Уильямом МакГрегором в 1789 г. при исследовании корнвалийского менахалита — титанистого магнитного железняка. В 1795 г. немецкий химик Мартин Генрих Клапрот, исследуя рутил, пришел к заключению, что этот минерал содержит новый элемент, который он назвал титаном; а новый окисел — «титановой землей». Название титан Мартин Генрих Клапрот взял из греческой мифологии. Напомним, Τιτᾶνες, ед. ч. Τιτάν божества второго поколения, дети Урана (неба) и Геи (земли). Вот это научная прозорливость! Угадать аэрокосмическое значение металла. Не удивлюсь, если это он предугадал дизайн знаменитого монумента советским космонавтам «Покорители космоса» из титановых листов на ВДНХ.

Рисунок 1: «Покорители космоса»

Источник: https://www.flickr.com/photos/jasoneppink/9226797708/

История металлического титана

Изготовление металлического титана сравнительно сложный раздел  металлургии, имеющий существенные особенности и серьезно отличающийся от производства меди, магния или алюминия (все они, как известно, входят в группу цветных металлов).

В течение многих лет предпринимались попытки получить чистый титан, но обычные методы нагревания оксида в присутствии углерода были безуспешными, поскольку образовывался карбид титана, а не ожидаемое восстановление до металла. 

Впервые значительного успеха удалось достигнуть только в 1887 г. шведским ученым-химикам Л.Ф. Нильсону и О. Петерсону, которые, восстанавливая четыреххлористый титан металлическим натрием, получили продукт, содержащий около 95% титана. 

Первый процесс, с помощью которого начали изготавливать титан в промышленном масштабе, был изобретён европейским химиком Кролем (при рождении Гийом Жюстен Кролль, но в США он стал Уильямом Джастином Кроллом; 24 ноября 1889 — 30 марта 1973). Титановая губка (пористые бесформенные куски металла с небольшой плотностью) образовывалась путем восстановления тетрахлорида титана магнием. 

TiCl4 (жидкость) + 2Mg (расплав) = Ti (твердое) + 2MgCl2 (расплав)

Рисунок 2: Титановая губка

Титан входит в число самых распространённых металлов в земной коре (алюминий - 8,45%; железо - 4,4%; кальций - 3,3%; натрий - 2,6%; калий - 2,5%; магний - 2,1%; титан - 0,61%).-3
Титан входит в число самых распространённых металлов в земной коре (алюминий - 8,45%; железо - 4,4%; кальций - 3,3%; натрий - 2,6%; калий - 2,5%; магний - 2,1%; титан - 0,61%).-3

В 1946 г. технология была опробована в промышленных условиях в США. Этот способ в настоящее время является основой промышленного получения металлического титана. 

Гийом Жюстен Кроль (он же Уильям Кролл) родился в Люксембурге, закончил школу, в в 1910-1914 гг. учился в Техническом университете  в Берлине, там же закончил аспирантуру и защитил диссертацию. Потом работал в Австрии в области металлургии свинца и алюминия. В 1923 году Кроль вернулся в Люксембург и открыл частную лабораторию; в ней он изобрел сталь с дисперсионным упрочнением карбидом титана. Изобретя в 1938 г. титановую губку, он посетил США, но в то время интереса к титану со стороны американцев не было. Разочарованный, он вернулся в Люксембург. После начала войны в Европе Кроль эмигрировал в Штаты, где в 1940 г. получил патент №2205854 на метод производства титана и его сплавов.  

В 1948 г. титан в промышленном масштабе впервые в мире начала производить химическая корпорация DuPont de Nemours, Inc., а Кролл переключился на исследования циркония (мы о нём ещё напишем).

Тот самый патент №2205854
Тот самый патент №2205854

Титан в СССР

Как и с ядерной бомбой, в титане мы были догоняющей страной. Как ранее с автомобилями, аэропланами, танками. Вспомним же начало создания титановой отрасли СССР, связанное с развертыванием опытно-экспериментальных и опытно-промышленных работ, выходом постановления Совета Министров СССР № 407-177 от 9 марта 1954 г. «О мерах по реализации производства титана». Для отрасли середина 1950-х гг. была временем ее становления. 

Мы не будем пересказывать директивные и нормативные акты, которые дают представление о приоритетах развития, направлениях и динамике ее формирования, сферах применения титана, основных проблемах технологии и производства, путях их решения, подписанные председателями Совета Министров СССР Г.М. Маленковым, Н.А. Булганиным, Н.С. Хрущевым, первым заместителем председателя СМ СССР Ф.Р. Козловым, а также переписку руководства предприятий, Главного управления титаномагниевой промышленности (Главтитан), 8-го Главного управления Минцветмета и Минавиапрома СССР с Главснабом, Главцветметсбытом. 

Ветераны вспомнят, что в отраслевых, ведомственных и региональных изданиях «Титан», «Технология легких сплавов», «Цветные металлы», «Металлоснабжение и сбыт», «Уральский рынок металлов» и других публиковались аналитические и дискуссионные статьи по вопросам технической и технологической модернизации производства, направлений развития титановой отрасли.

Даже первоначальные исследования показали, что сплавы на основе титана демонстрируют полезные характеристики: корозионностойкость и прочность при сравнительно низкой удельной массе. Это предопределило основные области применения — авиацию, космос, судостроение.

В 1947-1954 гг. прошла подготовительная стадия, в которой участвовали Государственный научно-исследовательский и проектный институт редкометаллической промышленности (Гиредмет), Всесоюзный институт авиационных материалов (ВИАМ), Центральный научно-исследовательский институт черной металлургии им. И.П. Бардина (ЦНИИчермет), Институт металлургии им. А.А. Байкова АН СССР и другие. В 1954 г. были получены первые опытные титановые слитки. Промышленное производство титановой губки в Советском Союзе началось в начале 1960-х гг.

Березниковский магниевый завод (БМЗ) стал базой создания титано-магниевого комбината — БТМК. С момента перехода на титан он на протяжении десятилетий не менял ни названия, ни ведомственной принадлежности. 26 сентября 1990 г. предприятие стало именоваться АВИСМА, значившее «авиастроительные материалы», а сейчас ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА».

В СССР осуществлена разработка титановых сплавов, обладавших различными свойствами. Главную работу выполнили научно-исследовательские центры: Гиредмет, ВИАМ, ИМЕТ, ЦНИИЧермет и другие.

Так, в ВИАМ (институт авиационных материалов) была организована лаборатория титановых сплавов под руководством С.Г. Глазунова. Она занималась разработкой металловедческих основ получения металлического титана, новых сплавов, технологии плавки и фасонного литья, а также прессования и прокатки слитков. 

Благодаря этим исследованиям удалось коренным образом пересмотреть господствовавшее вплоть до конца 1940-х гг. представление о титане как хрупком металле, который можно обрабатывать только методами порошковой металлургии. Особо следует отметить, что на основе результатов всего комплекса проведенных изысканий в 1956 г. был разработан вакуумно-дуговой метод плавки титана с расходуемым электродом. До настоящего времени этот метод является одним из самых распространенных в титановой промышленности. 

Исследования титана в ВИАМ проходили несколько этапов. На первом изучались механические свойства и технологические особенности технического титана, осуществлялась его паспортизация. На следующем этапе исследовались легирующие элементы (алюминий, олово, ванадий) для создания сплавов средней прочности, достаточной пластичности и свариваемости. В результате, была впервые создана промышленная технология производства листового проката из титановых сплавов и организовано его серийное производство. 

Полученные сплавы и их модификации (ВТ6, ВТ6С) до настоящего времени широко применяются для изготовления авиационных конструкций. Кроме того, ВИАМ и Верхнесалдинский завод №95 разработали группу конструкционных титановых сплавов (ОТ4–0, ОТ4–1, ОТ4, ОТ4–2), имевших лучшее соотношение прочности и пластичности по сравнению с существовавшими. Вскоре они стали основными промышленными сплавами с регламентированным уровнем прочности.

В ИМет им. А.А. Байкова созданы широко применявшиеся экономно легированные сплавы серии АТ. Жаропрочные сплавы серии СТ были рекомендованы для изготовления дисков высокоскоростных компрессоров и реакторов.

Наряду с центральными НИИ проблемами титанового производства занимались отраслевые научно-исследовательские институты, созданные в середине 1950-х гг. непосредственно на предприятиях. Так, 1956 г. в Запорожье было создано головное учреждение, которое занималось разработкой и совершенствованием способов производства титана и магния в СССР, а также проектированием титано-магниевых предприятий — Украинский научно-исследовательский и проектный институт титана. 

Его специалисты спроектировали оборудование для получения губчатого титана (руднотермические печи, высокоэффективные хлораторы), разработали новые способы очистки тетрахлорида титана, технологию восстановления и вакуумной сепарации в новых полусовмещенных аппаратах и т.д. 

В 1956 г. в Березниках создан филиал Всесоюзного научно-исследовательского и проектного института алюминиевой, магниевой и электродной промышленности (ВАМИ), позже — государственный институт титана и магния (с 1991 г. Российский государственный научно-исследовательский и проектный институт титана и магния РИТМ). В 1961 г. на базе московского завода №65 был организован Всесоюзный институт легких сплавов (ВИЛС), являвшийся на протяжении 30 с лишним лет головной организацией в области разработки технологических процессов получения титановых изделий для авиационной промышленности.

Именно в советские годы сложилась маркировка отечественных титановых композиций, которых в настоящее время насчитывается несколько сотен, более 50 из них применяется в промышленности. Отечественные титановые сплавы обычно маркируют буквой, отражающей наименование организации-разработчика, и цифрой, соответствующей порядковому номеру сплава. Марка ВТ означает «ВИАМ титан» (Москва); ОТ — «Опытный титан» — сплавы, разработанные совместно ВИАМ и ВСМПО; ПТ — «Прометей титан» (Санкт-Петербург); АТ — сплавы, разработанные в ИМет им.А.А.Байкова (Москва).

Производство советского титана развивалось в острой конкуренции с американским (по информации от агентов в научно-техническом отделе ЦРУ, были несколько специальных тематических исследований, посвященных проблеме развития титана в СССР для подводных атомных крейсеров и тяжелых стратегических ракет-носителей).

В 1990 г. выпуск губчатого титана в СССР достиг 97,7 тыс. т, превысив в 1,9 раза объемы производства титановой губки всего западного мира и в четыре раза США.

По мере развития авиационной, космической техники и судостроения росла доля титана в конструкциях летательных аппаратов, кораблей, подводных лодок и т.д. Применение титановых сплавов в конструкциях отечественных самолетов Ил-62М, Ан-124, Ан-77, Ту-334, Ил-86, Ту-204, Ил-96-300, ЯК-42, «Руслан», «Мрия» составляло 5-10%. Применялись титановые сплавы и в военной авиации. В частности, в серии МиГов часть планера там из нержавейки и титана. 

В отличие от авиации, для судостроения разрабатывались свариваемые сплавы, сочетающие прочностные и пластические свойства. Именно эту проблему решал ЦНИИ КМ «Прометей» в 1980-е годы. К выпуску крупногабаритных полуфабрикатов привлекались другие предприятия — Ижорский, Коммунарский машиностроительный, «Большевик» (ныне Обуховский), Никопольский южно-трубный заводы. Первая в мире титановая субмарина — легендарная «Альфа» служила до 1989 года (потом исключена из состава ВМФ, а в 2010-м утилизирована). Подлодке К-162 проекта 661 «Анчар» принадлежит рекорд подводной скорости — 44,7 узла (80,4 километра в час). 

Случались и трагические события. Так, на Верхнесалдинском предприятии взрыв печи, повлекший человеческие жертвы и разрушения. Он произошел в сентябре 1971 г. в результате прожога стенки изложницы и попадания воды из контура охлаждения на жидкий металл. Для разработки мер по предотвращению подобных случаев были привлечены ведущие организации и специалисты страны, в том числе лауреат Нобелевской премии академик Н.Н. Семенов. 

Современное изобретательство

В базе ФИПС по словосочетанию «титановый сплав» 497 действующих патентов РФ на изобретения и 70 патентов на полезные модели. Они посвящены как получению сплавов различного состава, так и их применению в различных устройствах, в том числе в комбинации со сталями. 

Так, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет получил патент №2800900 «Градиентный материал для соединения титанового сплава BT1-0 с нержавеющей сталью 316L методом прямого лазерного выращивания». 

В МИСИС изобретён сплав TiFeCuSn (патент №2798517). Титаниум Металс Корпорейшн (US) запатентовала в РФ (№2725395) высокопрочный титановый сплав с альфа-бета-структурой.

Области применения титановых сплавов широки — от корпусов газотурбинных двигателей (патент №177607) до эндопротезов коленного сустава. 

Литература

  1. Аношкин Н.Ф. Применение титановых сплавов в авиапромышленности. М., 1960. 

  2. Titanium: Past, Perfect, Future. Washington D.C., 1983. 

  3. Квасов Ф.И., Каганович И.Н., Кожевникова Л.И. Титан. Производство, применение, люди. М., 1992.

  4. Металлургические заводы Урала. XVII – XX вв.: Энциклопедия. Екатеринбург, 2001.

  5. Покорение крылатого металла. Екатеринбург, 2003. 

  6. Kathleen L. Housley. Black Sand. The History of Titanium. Metal Management Aerospace Inc., 2007.

  7. Ежов А.О. Становление и развитие титанового производства на Урале (середина 1950-х гг. – начало 1990-х гг.) Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Екатеринбург. 2018

Полезное от Онлайн Патент:

→ Бесплатный онлайн-поиск по базам данных Роспатента и Мадридской системы (доступно после регистрации).

 Как стартапу защитить свою интеллектуальную собственность?

→ Как IT-компаниям сохранить нулевой НДС и попасть в Реестр отечественного ПО

→ Как запатентовать технологию?

Комментарии (18)


  1. ru1z
    20.11.2023 15:43
    +5

    Аналогичная история произошла и в США. Как известно, Titan — серия американских ракетоносителей

    А это вообще связано в действительности? Имхо там история не аналогичная, там разные божества и до (или совместно) титанов использовали в названиях ракет и подобного, пример были и ракеты серии - тор (из скандинавской мифологии).

    Титан в СССР
    Как и с ядерной бомбой, в титане мы были догоняющей страной. Как ранее с автомобилями, аэропланами, танками

    Эээ, наоборот же, где-то вровень шли, а по титану обгоняли. Просто титан и другое в СССР шло на вооружение и титан в СССР это - военные подлодки, которые долгое время не могли превзойти (в плане технологии металлов) - дорого выкидывать столько денег вникуда. Это как раз штаты были догоняющие в вооружении и серия ракетоносителей, а те самые носители "Титан" - тоже скорее следствие успехов ускоренного вооружения СССР, запусков спутников, а не наоборот. После успешных демонстраций военных разработок СССР, в эту область в США полились рекой деньги, так что СССР во многом помог США и США был догоняющим, а остальное уже известно. Другое дело, что в СССР все эти разработки начинались в военной раздолбайской среде, там же за семью секретами и оставалось, но это не "догоняющая" по разработкам страна, тем более если использовать настолько безумные примеры отставания вроде "ядерной бомбы". Даже с ядерным оружием там различие в несколько лет всего. А с титаном тем более, советский союз в вооружение ввел раньше всех, технологии в металлах были переводые, но имхо, там и оставил, это же как раз тот самый мем "стратегический" металл "космической эры", с которого началось повествование. Видимо, в иных случаях, хорошо быть обычным, не статегически-не-эрокосмическим элементом. Здесь, имхо, надо было как-то дать ученым и технологам коммерциализировать разработки, а не солить зачем-то в военный лом (замкнутый круг и не только в СССР, но общая проблема - деньги только в военном распиле, а в других областях - шаром покати, а ведь титан - в первую и главнейшую очередь скорее драгоценнейший медицинский металл для общества! Туда бы его массово, в медицину, там космические технологии нужнее, в космосе без космической медицины будущей эры делать вообще нечего, хоть завали луну титановыми подлодками. Если бы с тех 50хх годов развивать медицину, на те же деньги для разработок, да хоть в тех же узких отраслях, вроде суперметаллов/ядерной физики то СССР бы наверное до сих пор развивался), но в целом меня потянуло куда-то пофилософствовать, извините.


    1. Holser
      20.11.2023 15:43
      +2

      СССР как и современная Россия не производит технологий, методов обработки и станков по обработке титана. Последние достижения 3D печати титана - это США, Евросоюз и Швейцария.


      1. ru1z
        20.11.2023 15:43
        +2

        Тогда вопрос нужно ставить про станки и 3д печать, а в статье сравнения в основном про сравнение остающих (а по-моему не отстающих) технологий для целей вооружения, космической гонки и прочее (Как и с ядерной бомбой, в титане мы были догоняющей страной. Как ранее с автомобилями, аэропланами, танками). В этом случае - где там отставание или даже развитие? Имхо, сложно обсуждать развитие или отставание технологий на примере вооружения, имхо там принципиально нет полноценного развития, а только гонка любыми средствами, выполни любой ценой и на этом все, дальше другой этап гонки, но не развитие.


      1. iggr63
        20.11.2023 15:43
        +3

        Зато все еще обладает технологией электронно-лучевой сварки титана в вакууме. Центроплан Ту-160 например сварить из двух 20-ти метровых титановых плит.


      1. iggr63
        20.11.2023 15:43

        Отчасти это верно, но тяжелые технологии для титана, главным образом литье, конечно были разработаны и внедрены в СССР в 60-ые прошлого века. Конечно работают до сих пор, и прошли пару модернизацией. Последнее кстати типично - заводы невозможно обновлять каждые десять лет. Раз в 50 лет более реалистично.

        Вот кстати выдержка из возможностей Зеленодольской верфи по титану.

        Наши производственные мощности позволяют производить отливки сложной конфигурации весом от 30 грамм до 2500 килограмм. Геометрические габариты производимых отливок: диаметр до 2,5 метров, высота до 1,5 метров, толщина стенки от 3 мм. При этом возможно применение любых титановых сплавов, соответствующих российским и зарубежным стандартам. Мощность титанового производства позволяет производить до 600 тонн титанового литья в год.

        Полный производственный цикл, включая контроль качества конечно, ISO 9001:2008, и так далее.


      1. Oangai
        20.11.2023 15:43
        +2

        Американцы сейчас не скрывают, попадалось в открытых публикациях, что для производства Lockheed SR-71 (и вроде даже U2) у них не хватало своих ресурсов, не было достаточно своих разработаных месторождений на тот момент еще, поэтому они скупали в африканских странах через какие-то подпольные гешефты советские миги и отправляли в переплавку. Союз в шестидесятых в этом отношении был впереди всетаки.

        И при чем здесь 3D печать, будто до неё жизни не было?


    1. ru1z
      20.11.2023 15:43
      +3

      Как-то все странно в статье закручено, СССР был догоняющей страной по большей части из-за революции, где производство во многом полетело к чертям. Оставшиеся после революции ученые и инженеры восстанавливали то, что могли, при участии европейских и даже американских специалистов. Нельзя сказать, что отставание тогда было всеобьемлющим, в ряде вопросов, как раз в метталлургии и титане не так уж и плохо все обстояло. По объемам производства сравнивать сложно, а то как раз и получается, что дальше идет бесмысленное соревнование с капстранами по выработки черт-те чего неизвестно зачем. А если в сравнении "ядерное оружие" с металлом "космической эры" для ракет, тогда и отставания не было, конкретно СССР в вооружении особенно не отставал, это другие невоенные области отмирали, там вопросы отставания выработки "титания" - не самый хороший критерий.


      1. Nikolay985
        20.11.2023 15:43
        +4

        Из-за революции не только "производство полетело к чертям" а сотни тысяч людей уехало из страны, в том числе ведущие ученые и инженеры. И сейчас на те же грабли. И ничего "странного не закручено", в СССР действительно практически ничего нового не придумали. Стиралка, пылесос, телевизор, компьютер, автомобиль, ракета, атомная бомба , да хоть что.


      1. iBuilder
        20.11.2023 15:43

        " где производство во многом полетело к чертям " - не очевидно, Царская Россия никогда не была передовым индустриальным государством, а СССР в 30-е как раз сильно тут продвинулись, ввели всеобщее хорошее (по тем временам) образование, а в 50-е так вообще, вполне себя могли считать много где в числе лидеров, и это после послереволюционной нерзберихи и ВОВ, спад пошел начиная с конца 60-х, кстати, после того, как в Союзе отказались от многих правильных экономических практик.


        1. ru1z
          20.11.2023 15:43

          Вы не то сравниваете, то "Царская Россия никогда не была передовым индустриальным государством", то "СССР в 30-е как раз сильно тут продвинулись, ввели всеобщее хорошее (по тем временам) образование". Была ЦР передовым или нет, но провал в производстве и в потере сотрудников был, здесь как раз все очевидно.

          А вот про образование - как раз не очевидно. В царской России много чего было плохо (организовано), но если так сравнивать, то при виртуальном сохранении ЦР можно предполагать и схожую траекторию с улучшеным образованием и всем остальным, да и без метаний СССР. В конце концов ситуация с всеобщим образованием и в ЦР улучшалась, а ученые там были более чем хорошими. Минимально обученные кадры, уровня средней школы/училища/техникумов вообще не слишком сильно заметны в прогрессе индустрии (они необходимы, но не достаточны), и более того, при необходимости на производстве людей доучивали, так же как в вечерних школах для взрослых или даже всеобуча, а вот уровень дальше - уже намного сложнее, нужна хорошая академическая школа, которую революция и ранний СССР также поломал. Да можно выучить массу на масштабирование известного процесса, а вот если процессы нужно обновлять, то имхо и начинается спад 60-х. Это постоянный итеративный процесс улучшений, а не гонка КПИ.

          С связкой всеобщего среднего образованием/индустрией вообще все сложно, вот вы пишете в 30-е хорошее образование, а в 60-х начинается спад. Что-то здесь не сходится, то ли есть прогресс то ли нет. Или можно еще вспомнить, что в 30-е годы СССР по новой терял ученых и инженеров, тогда это все как можно назвать - еще более неочевидно. Более того с СССР обычно связывают абсолютно невежественные запреты в образовании, вроде игнорирования научных теорий (квантовая теория, генетика и тому подобное), для нужд идеологии, СССР и образование вещи не полностью совместимые. Иными словами, бардак в то время был чудовищный, что есть, то есть, и только это однозначно очевидно.


          1. iBuilder
            20.11.2023 15:43
            -1

            вот вы пишете в 30-е хорошее образование, а в 60-х начинается спад. Что-то здесь не сходится

            Я к СССР отношусь философски: была попытка создать справедливое общество на новых принципах, но не взлетело по ряду причин - человек слаб. С другой стороны, капитализм тоже не сразу взлетел, а был долгий и болезненный переход из феодализма. Делать однозначные выводы не берусь, что-то было хорошо, что-то плохо.

            Но понравилась фраза из одной книги: "из прошлого нужно брать огонь, а не пепел" и это мне кажется верным, как говорят философы: "любую великую идею можно деконструировать ", или проще: "любую глобальную идею можно заговнять", т.к. всегда есть к чему-то докапаться. Правильно - делать выводы и брать лучшее из прошлого.


          1. iBuilder
            20.11.2023 15:43

            а вот если процессы нужно обновлять, то имхо и начинается спад 60-х

            Там не так всё просто было, с приходом Хрущева была полностью изменена экономическая система, что выстраивалась после ВОВ, да и полическая, видимо тогда и начала загнивать. По экономической части, из того, что помню - запретили артели, а артели тогда закрывали нишу малого бизнеса и выпускали в разы больше наименований товаров по сравнению с гос предприятиями, было неожиданно такое узнать, удивился прочитав статистику тех лет. Эти артели закрывали нишу производства "ширпортреба". По идее, могло получится отдаленно похожее на современный Китай: крупные гос компании крупными проектами занимаются, а артели - ширпотребом и не было-бы тогда никакого дефицита этого самого ширпотреба, что случился в 80-е.


    1. adeshere
      20.11.2023 15:43
      +3

      В 2010 (примерно) году я купил себе кастомную титановую раму для походного велосипеда в Титан-рапиде. Фактически они делали рамы под индивидуальный заказ, подгоняя все размеры под рост, вес, стиль езды и другие

      требования заказчика

      Абсолютно все размеры на этом чертеже подгоняются под требования клиента. Как говорится, любой каприз за ваши деньги ;-)

      Дороговато, но по совокупным характеристикам титан в этом плане сильно превосходит любые другие материалы,

      кроме разве что углепластика

      Который, однако, в отличие от титана/стали, имеет свойство ломаться внезапно, и потому в походах по очень диким краям "карбон" использовать страшновато

      Так вот, в процессе покупки я с удивлением узнал, что основную часть своих рам Титан-рапид на тот момент поставлял на экспорт, причем занимал при этом значительную долю мирового рынка титановых велорам.

      По их словам,

      титан - довольно сложный в обработке металл, но в РФ соответствующие технологии на тот момент были лучше, что в сочетании с общей дороговизной западного производства / раб.силы делало тамошние рамы сравнимого качества даже не в разы, а на порядок дороже наших

      Насколько я знаю, сейчас они все еще делают велорамы (не так давно еще одну у них прикупил), но теперь в значительно меньших количествах, так как эта рыночная ниша (особые велосипеды для особых условий) чрезвычайно узка и быстро сокращается в последнее время.


      1. ru1z
        20.11.2023 15:43
        +2

        Звучит круто на самом деле. Наверное так и должно было быть, есть ниша, есть заказчик, есть опытные инженеры и технологии -> есть результат. Надеюсь найдут вариант дальше развиваться. Жаль, если ниша сокращается, почему-то казалось, что у мускулоколёсных и близких открылось второе дыхание за прошлые десятилетия.


  1. e-zig
    20.11.2023 15:43
    +6

    А лопаты из титана вообще супер.


    1. iggr63
      20.11.2023 15:43

      Точно. Вся Казань пользовалась еще в советские времена.


  1. Javian
    20.11.2023 15:43

    Основной акционер уральской корпорации «ВСМПО-Ависма» Михаил Шелков (владеет 66% акций) вошел в список самых разбогатевших российских миллиардеров за 2022 года, составленный Forbes. По подсчетам издания, за год состояние бизнесмена выросло на $1,6 млрд и к концу декабря составляло $5,8 млрд. 


  1. Gudd-Head
    20.11.2023 15:43
    +4

    ракетоносителей

    Ракетоноситель - это террорист с базукой.

    А спутники на орбиту выводит ракета-носитель.