Стивен Леви — главред журнала Wired и довольно известный на западе автор по IT-тематике. Ранее работал в Newsweek. Его статьи публиковались в The New York Times Magazine, Mac-world, Harper’S, Premiere, The New Yorker и Rolling Stone.
Чтение, о которой мы сегодня поговорим, журнал PC Magazine назвал «лучшей научно-технической книгой, написанной за последние двадцать лет». Разумеется, это не более чем маркетинговая уловка. Что ж, посмотрим, что такого уж особенного в этой книге.
В случае с «молодыми гиками» получилось действительно неплохо. На 800 страницах Стивен изложил буквально всю историю трех поколений хакеров. Для написания книги он взял интервью у 133 (!) первопроходцев, последователей, очевидцев, положивших начало компьютерной революции и реализовавших ее в разные годы. Кстати, в предисловии Стивен Леви называет всех этих людей «магами». Некоторые из них даже получили вполне себе реальные сроки за излишнее рвение во взламывании системы.
«Беседуя с ними, исследователями цифровых технологий, – начиная с тех, кто в 1950‐е годы приручал дорогущие машины, до современных молодых магов, осваивавших компьютеры в своих спальнях, – я обнаружил, что между ними есть нечто общее – общая философия, которая, казалось, связана с изящно струящейся логикой самого компьютера. Это философия совместного использования, открытости, децентрализации и желания приручить машину любой ценой. Они хотели (и хотят) совершенствовать машины и таким образом улучшать мир. Эта книга – их подарок нам: нечто ценное даже для тех, кто вообще не интересуется компьютерами», — резюмирует Леви.
Историю хакеров Стивен Леви поделил на три части:
50-е и 60-е гг. в Кембридже — пора истинных хакеров;
70-е гг. в Северной Калифорнии с аппаратными хакерами;
80-е гг. в Сьерра-Неваде и расцвет гейм-хакеров.
Практически в каждой из глав автор рассказывает об авантюрах, тяга к которым очевидным образом объединяет всех хакеров. Например, как использование отмычки для кабинетов МТИ без цели кражи и причинения ущерба, а только чтобы посмотреть на заветные машины или достать что-нибудь важное из сейфа, считалось вполне обычной практикой. Ведь в институте всегда можно было найти нужную деталь или инструмент, и нечего было им лежать без дела. Все во имя технологий. И порой это приводило к поистине безумным историям, например, когда администратор лаборатории ИИ МТИ пообещал хакерам заминировать свое рабочее пространство, чтобы они больше туда не лезли без спроса. И он не шутил, если что.
«Хакеры считали, что права собственности не существует (хотя обычным людям такая мысль казалась наивной)», — пишет Стивен Леви.
Аппаратные хакеры в 70-х тоже исполняли нечто подобное. Любая задача представляла собой вызов, манифест. Цифровым гениям снова и снова приходилось делать то, что раньше не доводилось (или не приходило в голову) другим. Гики хотели нести «компьютерное евангелие» на рынок простым людям, стремясь освободить его из лап корпоративных бухгалтерий.
«Они создавали компьютеры и примочки, с помощью которых практика вычисления настолько распространилась, что само понятие о ней претерпело изменения, и эта магия стала доступна каждому», — пишет Стивен Леви о временах, когда хакеры буквально анархическим образом были готовы повернуть ход истории от компьютеров размером с холодильник в сторону компактности и пользовательского опыта.
Что касается третьего поколения гиков, то они уже чаще шли на компромисс с хакерской этикой, думая еще и о выгоде. «Элегантность, инновации и магия кодирования вызывали восхищение, но в уравнение вписался новый критерий хакерской славы: высокие показатели продаж. Раньше хакеры могли расценить это как ересь: все программное обеспечение, вся информация, все должно быть в свободном доступе, утверждали они, и гордость должна быть вызвана лишь тем, сколько людей используют вашу программу и насколько она им нравится. Но у хакеров третьего поколения никогда не было чувства общности, как у их предшественников, и в свое время они пришли к выводу, что хорошие показатели продаж необходимы, чтобы выйти из игры победителями», — уточняет Стивен Леви.
Параллельно продажам внимание фокусировалось и на интеллектуальной собственности. Например, как однажды Atari обратились к изданиям Brøderbund, Sirius и On-Line с предупреждением о регистрации своих игр в письме с заголовком: «Авторское право: игры закончились». Ведь рано или поздно все разработчики приходят к осознанию того, что свое детище нужно защищать юридически. Вот, что было в этом обращении:
«Atari – лидер в разработке таких игр, как Asteroids и Missle Command. Мы ценим отклик, который получили от игроманов со всего мира, которые сделали наши игры настолько популярными. Однако, к сожалению, есть компании и некоторые лица, которые копировали игры ATARI в попытке получить незаслуженную прибыль от игр, которые они не разрабатывали. ATARI должна защитить свои инвестиции, чтобы и дальше инвестировать в разработку новых игр. Соответственно, ATARI предупреждает как преднамеренных пиратов, так и лиц, просто не знающих законов об авторских правах, что ATARI регистрирует аудиовизуальные произведения, связанные с ее играми, в Библиотеке Конгресса и считает свои игры собственностью. ATARI будет защищать свои права путем строгого соблюдения этих прав и принятия соответствующих мер против несанкционированных попыток воспроизводить или адаптировать существующие копии игр ATARI, независимо от того, какой компьютер или другое устройство используется в их исполнении…».
Все мы пользуемся устройствами и девайсами, да и вообще, эту статью вы можете прочитать, только используя тот или иной гаджет. Здорово узнать, как такое вообще вышло и часто ли программистов, например, било током.
И конечно, рассказанную Стивеном Леви историю компьютерной революции стоит рассматривать как учебное пособие — чтобы нащупать рамки творчества и здравого смысла. Каждому разработчику-новатору, в первую очередь, хочется, чтобы его изобретение изменило мир. Однако в потоке идей и стремлений не стоит забывать о правовой «технической» стороне.
Полезное от Онлайн Патент:
→ Что такое Реестр отечественного ПО?
→ Может ли иностранная компания внести свою программу в Реестр отечественного ПО?
→ Как IT-компаниям сохранить нулевой НДС и попасть в Реестр отечественного ПО
Комментарии (3)
MAXH0
24.11.2023 13:59«Хакеры считали, что права собственности не существует (хотя обычным людям такая мысль казалась наивной)»,
Эта идея не наивна, эта идея революционна. А уж частная собственность в сфере авторского права и целесообразность современной системы - это предмет отдельной серьезной дискуссии.
cher-nov
24.11.2023 13:59Нет бы написать, что именно эта книга вдохновила в своё время юного Джона Кармака.
David Kushner, «Masters of DOOM» (перевод Михаила Бочарова, 2019)
Кармаку пришлось поселиться в чужом доме с чужими людьми и ходить в чужую школу, где не было ни компьютеров, ни программ для одарённых детей. Он никогда не чувствовал себя таким одиноким; но вскоре оказалось, что он не одинок.
Книга Hackers: Heroes of the Computer Revolution стала для него настоящим откровением. Про хакеров Кармак уже знал: в 1982 году вышел диснеевский фильм «Трон», где разработчик видеоигр, которого играл Джефф Бриджес, взломал игру так, чтобы попасть внутрь неё, а в 1983-м в фильме «Военные игры» юный геймер в исполнении Мэттью Бродерика взломал правительственную компьютерную систему и чуть не устроил конец света. Но книга о хакерах была другой – там всё было по-настоящему. В этой книге рассказывалось о вундеркиндах, изменивших мир, и их культуре: экспериментах с мейнфреймами в MIT в пятидесятые и шестидесятые, самодельных программах, которыми изобиловала Кремниевая долина в семидесятые, и независимых компаниях по разработке игр, возникших в восьмидесятые. Герои книги вовсе не были похожи на стереотипных гиков-отщепенцев – напротив, их жизненные пути максимально разнились. Отчисленный из Гарварда Билл Гейтс, автор интерпретатора бейсика для Altair и основатель самой крупной в мире корпорации по разработке ПО. Разработчики игр: «Слаг» Расселл, Кен и Роберта Уильямс, Ричард Гэрриот. Два Стива, Джобс и Возняк, создатели Apple II и большие любители компьютерных игр. Все они были хакерами.
«Для многих людей в профессиональной среде слово „хакер“ имеет саркастический оттенок, – писал Леви в предисловии. – Считается, что хакеры – это или изгои, или непрофессиональные программисты, которые пишут код грязно, отступая от принятых стандартов. Это не так. За уродливой маской хакеров скрываются мечтатели, искатели приключений, творческие люди, которые не боятся рисковать… Те, кто раньше всех предвидел, как персональные компьютеры перевернут нашу жизнь».
В книге также перечислялись этические принципы хакеров – список, похожий на манифест. Дочитывая её ночью, лёжа в кровати, Кармак только и думал о том, как попасть в ряды этих людей. Он был таким же вундеркиндом – но жил в глуши, где и в помине не было никакой хакерской культуры, и ходил в обычную школу с не очень хорошими компьютерами. Кармака это злило – но скоро он познакомился с другими детьми, которые разделяли его чувства.
kox
В конце 90-х читал эту книгу. Правда называлась она немного иначе: "Хакеры- герои компьютерной революции.".