Компания Waymo LLC предоставила новые данные о дорожно-транспортных происшествиях с участием своих робомобилей. Представители компании проанализировали перипетии пути длиной 11,4 млн км, пройденного робомобилями в Аризоне и Калифорнии, США. Сравнение с данными дорожной полиции показало, что обычные авто, управляемые водителями, в два раза чаще попадают в аварии, а также от 4 до 7 раз больше — в инциденты, приводящие к телесным повреждениям водителя и пассажиров.

До октября 2023 года беспилотные автомобили Waymo всего трижды попадали в аварии, в результате которых пострадали люди. Две из них произошли в городе Финикс (Аризона) и одна — в Сан-Франциско. Представители Waymo утверждают, что полученные пассажирами травмы были лёгкой степени тяжести. Статистика показала, что если бы то же самое количество километров было пройдено обычными такси, то случилось бы около 13 аварий с наличием пострадавших. Подробности — под катом.

Немного важной статистики

С момента своего создания и до конца октября 2023 года автомобили Waymo проехали 8,5 млн км в Финиксе, 2,9 млн км в Сан-Франциско и несколько тысяч километров в Лос-Анджелесе. За это время произошло три аварии, в которых были пострадавшие.

В июле 2023 года в аризонском городе Темпе самоуправляемый автомобиль резко затормозил, чтобы не столкнуться с поваленной на землю веткой. Это привело к тройному столкновению автомобилей на дороге. Пассажир Waymo, который не был пристёгнут ремнями безопасности (не забывайте пристёгиваться!), получил незначительные травмы.

Затем через месяц одно из беспилотных такси на перекрёстке начало движение, после чего замедлилось и остановилось. Из-за этого внедорожник, ехавший сзади, врезался на низкой скорости в машину Waymo и скрылся с места происшествия. Пассажир такси практически не пострадал.

В октябре 2023 года автомобиль Waymo в одном из городов Аризоны во время движения зафиксировал транспортное средство, которое приближалось сзади с высокой скоростью. Такси попыталось ускориться, но второй автомобиль всё же задел его. Пассажир получил лёгкие повреждения.

В итоге можно сделать такие выводы: два случая аварий с травмированием людей на 8,5 млн км означает, что на 1 миллион километров пробега самоуправляемого такси приходится всего 0,23 опасных ситуаций на дороге в Финиксе. В Сан-Франциско этот показатель составляет уже 0,34 случая аварий на каждый миллион пробега.

А вот обычные автомобили Финикса, с водителем, а не автопилотом, попадают в аварии с травмами в три раза чаще машин Waymo и в шесть раз — в Сан-Франциско. Вопрос лишь в том, минимальное ли это значение для самоуправляемого транспортного средства? Также стоит помнить, что беспилотники Waymo не передвигаются по автомагистралям, лишь по городским дорогам.

Достоверны ли полученные данные?

В Waymo уверены, что статистика по инцидентам с обычными авто занижена, так как водители транспортных средств далеко не всегда сообщают об авариях. Независимые исследования показывают, что около трети автомобильных ДТП, приведших к каким-либо травмам людей, остаются незарегистрированными в системе. Специалисты Waymo считают, что машины под управлением человека фактически в пять раз больше попадают в аварии в Финиксе и в девять раз больше — в Сан-Франциско.

Дэвид Зуби, главный исследователь Института страхования безопасности на дорогах, согласен с этим предположением. Он уверен, что учтённое количество аварий с участием обычных автомобилей сильно занижено. Правда, по его мнению, установить корректную цифру сложно именно из-за того, что значительная часть инцидентов не попадает в официальные сводки.

Поэтому для нового исследования Waymo использовались данные не дорожной полиции о происшествиях, а отчёты страховых компаний. При небольших авариях водители часто договариваются между собой, не вызывая полиции. Но при этом страховщики получают сигнал о произошедшем, тем самым имеют более точные данные. И Waymo начала сотрудничество с Swiss Re — эта компания имеет доступ к комплексной базе данных страховых случаев.

Исследование на основе информации от Swiss Re охватило период до 1 августа 2023 года. За это время общий пробег машин Waymo достиг отметки в 6,1 млн км. Окончательные выводы показали, что Waymo были почти правы — автомобили под управлением человека попадали в аварии в 4 раза чаще, чем самоуправляемые транспортные средства.

Результаты исследования указывают на более высокий уровень безопасности машин Waymo по сравнению с обычными такси. Но этого недостаточно, чтобы ответить на самый главный вопрос: помогут ли технологии снизить вероятность смертельных аварий на дороге? Сейчас сложно сказать, поскольку данных мало, можно лишь предположить, что да. «Если изучать отчёты о смертельных авариях, становится понятно, что многие ситуации кажутся странными и нелогичными», — говорит Дэвид Зуби. По мнению исследователя, самоуправляемые автомобили могут вести себя совершенно по-разному в серьёзных авариях по сравнению с поведением водителей в тех же ситуациях.

Несмотря на то, что статистика уже свидетельствует о повышенной безопасности автомобилей Waymo на дорогах, исследователям не хватает данных и времени для вынесения окончательного заключения. И нужно ещё как минимум пару лет для того, чтобы потенциальные клиенты Waymo могли с уверенностью садиться в автомобиль, не боясь попасть в смертельную аварию.

Сложное ДТП и выход Waymo в лидеры рынка

Выйти на первую позицию на рынке робомобилей в США Waymo помогло ДТП. В октябре этого года в Сан-Франциско автомобиль сбил женщину и скрылся из виду. От удара человека отбросило под колёса самоуправляемого автомобиля компании Cruise, после чего пострадавшую с тяжёлыми травмами доставили в госпиталь.

Несмотря на то, что транспортное средство Cruise не было причиной ДТП, компания оказалась в центре скандала. На тот момент это был основной конкурент Waymo. После инцидента Cruise лишилась своего исполнительного директора, уволила 24% персонала и приостановила деятельность такси по всей стране.

Благодаря этому Waymo вышла на первое место на рынке, что можно было бы назвать удачным стечением обстоятельств для компании. Но нет, эта трагическая ситуация повысила скептицизм общества по отношению к беспилотным автомобилям любой организации. Теперь всем им придётся приложить много усилий, чтобы убедить потенциальную аудиторию клиентов в безопасности современных технологий. Возможно, именно Waymo удастся это осуществить.

Если в ближайшие годы у компании получится поддерживать текущий уровень безопасности, то доверие к ней точно увеличится, вне зависимости от того, что будет происходить у конкурентов.

Комментарии (20)


  1. LordDarklight
    27.12.2023 11:10

    Я что-то упустил? В США уже ездят беспилотные такси совсем без обслуживающего персонала?


    1. vvovas
      27.12.2023 11:10

      Вот видео 9 месяцев назад проскакивало про роботакси: https://www.youtube.com/watch?v=Rdw2amyH-o4


      1. LordDarklight
        27.12.2023 11:10

        Видео забавное. но всё же был интересен юридический аспект ввода в рабочую эксплуатацию таких вот driverless такси


        1. arheops
          27.12.2023 11:10
          +2

          Разрешено в некоторых городах. В частности - в СанФранциско.


          1. LordDarklight
            27.12.2023 11:10
            +1

            Это уже понятно - просто хотелось бы подробности узнать - а то я не в курсе, что уже наступила новая эра беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования (интересно - какой у них там официальный класс автономности), а не тупых копилотов и ассистентов вождения


  1. arheops
    27.12.2023 11:10
    +2

    Интересно, учитывалося ли отсутствие водителя в статистике телесных повреждений "водителей и пассажиров"?


    1. LordDarklight
      27.12.2023 11:10

      Да тут такая размытая статистика приводится - по ней нельзя вообще ни о чём судить! Беспилотных авто слишком мало, их пути движения слишком ограничены. Время сбора статистики очень мало. И трёхкратного преимущества тут явно не достаточно.

      Но я так считаю в обозримом (на несколько сот лет вперёд) будущем беспилотные автомобили всегда будут превосходить водителей на знакомых и чётких дорогах в хороших дорожных условиях. В остальных случаях - скорее перевес будет на стороне водителей - но тут многое зависит от "качества" водителей - срез то будет уж очень большой - но в среднем водители, скорее будут в плюсе.

      Но если начать вытеснять водителей с некоторых дорог - отдавая их на полный откуп только автономным машинам + сами дороги оптимизировать для беспилотных автомобилей - их статистика безаварийности асимптотически устремится к 100% в любых условиях (жалкие доли % - это будут просто технические сбои и поломки, чаще не связанные непосредственно с системой автономного вождения), или какие-то нештатные артефакты на дорогах - почти все из которых привели бы к аварии и с водителем


      1. DarthVictor
        27.12.2023 11:10

        И трёхкратного преимущества тут явно не достаточно.

        Нужно понимать, что в средней в аварии два участника. При это виноват обычно один из двух, а защититься от влетевшего вам в зад придурка часто невозможно в принципе. В трёх описанных случаях вины автопилота не было, судя по описанию.


        1. LordDarklight
          27.12.2023 11:10

          Поэтому я и говорю - что высокая безаварийность будет на автономных дорогах, предназначенных только для автономных автомобилей

          А в остальном - это лишь претензия к качеству статистики


  1. ginya
    27.12.2023 11:10
    +1

    Условия использования автопилотных автомобилей очень ограничены: выпал снег (привет все северные страны), грязные дороги (где угодно вне городов), стертая разметка (где угодно вне городов), проливной ливень, сбои GPS (хеллоу Москва'23) - и всё, никто никуда не едет.


    1. LordDarklight
      27.12.2023 11:10

      Если строить специальные дороги для беспилотных машин - то это всё будет несущественно (разве что такие вещи как плотные осадки или туман будут создавать проблемы - но и с этим продвинутые системы на специально подготовленных дорогах справятся - хотя скорость движения безусловно снизят, не то что безбашенные коженные водилы - но на таких дорогах их не будет).

      Не забудьте так же то, что с развитием беспилотного транспорта появятся и сервисные беспилотные автомобили - которые будут обслуживать такие дороги!

      Ну а в идеале это развивать такую стратегию:

      1. Обычные дороги использовать только как среду перемещения "первой" и "последней" мили (см пункт ниже)

      2. Основное перемещение осуществлять через сеть "условно" рельсовых дорог (куда беспилотные автомобили будут грузиться) от станции к станции - с очень большими скоростями и в жёсткой сцепке. А автономные автомобили своим хододом будут ехать только к станции и от станции на небольших скоростях

      3. Дороги (особенно сеть) будут уходить под землю - чтобы никому не мешать и никто и ничто не мешало движению по ним. Прокладывать такие тоннели и дороги тоже будут автономные машины - это одно из самых простых направлений по автоматизации строительных работ полного автономного цикла


      1. DMGarikk
        27.12.2023 11:10

        Дороги (особенно сеть) будут уходить под землю

        Это очень дорого, подземный тоннель это не просто труба под землей, это мощная вентиляция и средства эвакуации людей, вопросы водоотведения и водозащиты. метро не просто так адских денег стоит


        1. LordDarklight
          27.12.2023 11:10

          Дорого - пока строится руками и не носит массовый характер. Я же за говорю о 100% автоматизации этого процесса + применение новых материалов (я намекаю на легко производимые путём печати, в т.ч. прямо на месте применения) - тут целый ворох новых технологий быть должен. Поэтому это не прогноз на ближайшие десятилетия - но то, к чему следует стремиться к концу уже следующего века.

          А пока я, безусловно, за наземную транспортную сеть - но рельсовую - точнее с жёсткой сцепкой. А уже потом она сможет постепенно уходить под землю вместе остальными дорогами. Просто надземная земля к тому времени будет уж очень дорогой и очень востребованной для других целей!

          Кстати, не особо дорого (опять же при автоматизации процесса) строить подземные тоннели открытым способом - т.е. копая сверху - так можно уходить вглубь до 3-х уровней (один уровень это чуть менее 5 метров высотой, хотя я бы увеличил минимум до 6). Но открытый способ годится только при доступности поля деятельности снаружи.


      1. Wolframium13
        27.12.2023 11:10

        Вы изобрели метро.


        1. LordDarklight
          27.12.2023 11:10

          Нет. Я его совершенствую!

          Это метро для машин - и тут до меня уже его воплощает в жизнь Илон Маск.

          А я лишь довожу идею до совершенства - и предлагаю её как ключевую для развития транспорта недалёкого будущего (конечно, подземные тоннели это чуть более отдалённое будущее - чем надземная ж/д сеть - но я верю, что рано или поздно к этому всё придёт; телепортация - это пока фантастика).

          Если у кого есть обоснованные идеи транспорта лучше - готов выслушать - излагайте!

          P.S.

          Безусловно - в где-то после XXII века помимо транспорта появятся принципиальные альтернативы (я не про телепортацию), что попросту сократят потребность в постоянном переносе живой массы. Например виртуальная реальность или суррогаты/аватары - но я всё-таки говорю об альтернативах более классическому транспорту, который точно будет ещё актуален сотни а может и тысячи лет (безусловно эволюционируя или даже со временем революционируя - хотя вот во что?)


          1. Wolframium13
            27.12.2023 11:10

            "Если у кого есть обоснованные идеи транспорта лучше - готов выслушать"

            Убрать из туннелей машины - вагоны занимают меньше места относительно количества перевозимых пассажиров.

            "Последняя миля" - на самоходных такси, которые штабелями хранятся на специальных складах-парковках на станциях метро/электричек/автобусных узлах.


            1. LordDarklight
              27.12.2023 11:10

              В вагоны безусловно влезает больше пассажиров чем в автомобили, но:

              1. Не все хотя чувствовать себя селёдкой в банке в час пик

              2. Делать кучу пересадок тоже не очень комфортно (точки А и Б) не всегда возле станций.

              3. Вагоны делают очень много затрат времени на посадку/высадку на каждой остановке, а ещё и петляют далеко не прямыми маршрутами!

              4. Если не забивать "вагон" до предела (хотя это большой вопрос как обеспечить в час пик) - то в нём размещается не так уж и много пассажиров. Можно сравнить какой трафик везёт, скажем автобус и за то же время на том же участке перевезут автомобили. И это ещё при том, что полосы дорожного движения будут расходоваться не эффективно из-за выделения полосы автобусу. Безусловно - если сравнить поезд, то тут уже преимущество будет не таким очевидным (но автомобили всё равно победят, если пробок не будет - а вот пробки надо устранять повышением скорости перемещения и общей организации трафика; а пробки из людей уже начинаются и в общественном транспорте - а вот тут уже их решать практически нереально)

              5. На всех остановках сделать стоянку для автономных такси практически нереально. Конечно можно оптимизировать так чтобы машины подъезжали к приходу вагонов - но всё-равно на них будет такой гигантский спрос из вышедших пассажиров (а ведь ещё будут и перхавшие) - что это будет жуткая "каша мала"

              Нет, всё же эффективнее сажать пассажира в точке А (отправления) и высаживать его уже в точке Б (финального назначения, или промежуточной точке - если таковая есть на пути следования) в автономную капсулу (это может быть либо арендуемая капсула что предпочтительнее для большинства, либо своя личная - что будет предпочтительно для обеспеченного населения). А основное движение делать по единой сети железной дороги перемещая по ней эти капсулы на очень больших скоростях - и если и нужны будут пересадки, то они буду автоматизированными (но в идеале это должна быть ж/д сеть без пересадок с автоматическим быстрым перемещением меду отдельными ветвями). Сами капсулы (в своей массе) должны быть очень компактными преимущественно одноместными м микробгажником (Но и 4-х местные могут быть, как и с грузовым отсеком) и небольшим автономным запасом хода. Поэтому, не будут занимать много места в транспортной сети. Поэтому, дороги для них (как ж/д так и обычные) можно строить многоярусные - что ещё больше повысит их трафик.

              Более того, я вот подумал, что для такого транспорта ещё нужно развивать и сеть питания - а-ля "макавто "- чтобы быстро (заказывая заранее) получать еду прям внутрь и есть в дороге (управлять то не надо; а если не есть - то можно работать или развлекаться прямо в капсуле). Но останется ещё один нюанс - который так же нужно оптимизировать - быстрый доступ к туалетам из таких капсул (я конечно а то, чтобы не делать эти дела внутри, а выходить - хотя и над этим тоже можно в будущем подумать - в космосе уже есть технические решения) - можно сделать специальную сеть туалетов с быстрым доступом прямо из капсулы, чтобы затраты времени были в среднем минут 5-10 - всё это время капсула ожидает пассажира условно "за углом".

              Аналогично, той же сетью будут автоматизировано перемещаться и почти все грузы!

              Вот такое у меня виденье! Никакой вагон такого уровня комфорта и объёма трафика не сможет предоставить! И, вероятно, будет применяться расширенная приоритезация трафика!

              Это перспектива на несколько сот лет вперёд. Ну а потом, люди, вероятно, всё больше и больше перестанут перемещаться самостоятельно (вообще перемещать своё тело). Но это уже совсем другая история!


              1. DMGarikk
                27.12.2023 11:10

                А как вы представляете себе логистику пустых капсул и избавление от очередей в точке назначения?

                вот представляете, в офисный центр приезжает утром 1000 работников к 9 утра...на капсулах каждый выгружается из неё в течении 30 секунд

                посчитайте сколько времени займет выгрузка всех пассажиров одновременно...успеют ли все на работу и куда единомоментно деть 1000 капсул если вспомнить что вокруг еще 10 таких офисных центров

                Это целые капсульные пробки и огромные буфферы-хранилища для пустых капсул плюс ожидание доставки пустой капсулы когда не час-пик

                Это красиво в мечтах звучит, а по факту автобус и метро кое как с такой нагрузкой то справляются, куда уж об индивидуальных железках даже с размерами метр на метр говорить


  1. Batalmv
    27.12.2023 11:10

    Конечно, если почитать рекламщиков, то все супер

    Для желающих поискать ложки дегта:

    Как по мне, все это классика на тему "ложь", "большая ложь", "статистика"

    Во-первых, какое авто не попадет в ДТП почти никогда? Правильно, то которое никуда не едет :) Роботизированные такси ездят по ограниченным зонам, а статистику по людям собирали явно везде. Хотя понятно, что предположение, что такси ездят только там, где трафик лайтовый скорее всего верное.
    Во-вторых, ссылки выше говорят о том, что машинки создают пробки и проблемы с парковкой не там, где надо. А если их станет на порядок больше - город просто станет?

    Вопрос как всегда в понимании достаточности/необходимости условий. Героические рапорты о том, что автоматизированные авто решили какую-то ограниченную задачу - это прокрасно. Но это совершенно не означает, что они приблизились хоть на йоту к замене авто с водителями

    По опыту, снегопад/туман/сильный дождь делает вероятность отключения активной безопасности ненулевой. Я не думаю, что камеры и радары автономных авто более устойчивы к такого рода явлениям. А теперь представьте, роботы стали ... и все тоже стали, так как полосы заняты :(


    1. LordDarklight
      27.12.2023 11:10

      Вот заставят все автомобили оборудовать специальными системами отслеживания своего положения на дороге с обменом информацией по окружающей peer2peer сети (чего уже активно хотят разработчики автономных автомобилей) - вот тогда движение станет куда проще даже в непогоду. Ещё и маячками усеют всю дорогу - для надёжности определения координат. Можно ещё и асфальт новый класть с RFID метками (как и бордюры по краям дороги, и краску разметки) - чтобы ещё и по ним автомобили могли дополнительно ориентироваться (это всё тоже уже обсуждалось в разных странах) - вообще лепота будет!

      Уж больно большое преимущество для безопасности и экономики это даст! Так что рано или поздно всё это начнут делать! Ещё и пешеходов обяжут носит такие метки - без них они во всех случаях ДТП будут априори признаваться виновными и будут лишены медобслуживания по ОМС. Аналогично и с автомобилями без доп. оборудования - так же будут просто априори признавать виновными в любом ДТП с участием автономного транспортного средства; и тоже будут лишены выплат по страховке (ОСАГО и КАСКО) - автономные автомобили будут априори обязательно застрахованы по специальным страховым программам и свои страховые выплаты всегда получат.

      Ну а про автономное активное обслуживание дорог я выше уже написал - так что даже в непогоду дороги будут часто чистить, поправлять разметку и следить за корректностью расстановки и функционирования маячков.