Всем привет! Меня зовут Анна Бугрий, я старший продуктовый дизайнер и работаю в сфере шесть лет. Последние два года создаю совершенный опыт и дизайн для пользователей СберМаркета. Команда, в которой я работаю, отвечает за главный экран приложения и навигацию на всех платформах.

В этой статье я расскажу, как мы решились полностью переделать главный экран, какие исследования для этого потребовались и как мы проходили этот сложный путь.

Главный экран был создан, когда рынка e-grocery даже не существовало

Когда СберМаркет начал доставлять продукты из магазинов, ничего похожего в России еще не было. Рынка e-grocery как такового ещё не существовало, как и не было никаких UX-исследований на этот счёт. В СберМаркете путь пользователя начинался на главном экране с выбора магазина, откуда он мог заказать разные товары. Так как доступных магазинов было немного, такой подход выглядел понятным и логичным и лег в основу архитектуры главного экрана. 

Со временем магазинов становилось больше, появлялись новые возможности — например, самовывоз, быстрая доставка из близлежащих магазинов, оплата бонусами, доставка готовой еды из ресторанов. Всё это так или иначе отображалось на главном экране приложения. В итоге исторически разработанная архитектура перестала справляться с новым объемом задач.

Вот как стал выглядеть главный экран приложения СберМаркета, когда в старую архитектуру внедрили новые функции и добавили новые направления
Вот как стал выглядеть главный экран приложения СберМаркета, когда в старую архитектуру внедрили новые функции и добавили новые направления

Это повлекло за собой ряд сложностей — как для пользователей, так и для бизнеса:

Проблемы для пользователей. Мы провели качественные исследования и выяснили, что, с одной стороны, разнообразие магазинов и возможность выбора на главном экране воспринимается пользователями положительно. С другой, возникла сложность в навигации внутри экрана: клиенты вынуждены были тратить довольно много времени на процесс выбора и поиска нужного магазина. 

Например, на главном экране не было сегментации магазинов: товары для животных шли в одной линейке с гипермаркетами и магазинами косметики. А рестораны — вперемешку с магазинами. Чтобы заказать готовую еду, нужно было долго скролить и искать среди всех магазинов ресторан. 

А еще с момента создания приложения контекст рынка e-grocery изменился, и новым пользователям было сложно адаптироваться к сценарию, который начинался с выбора магазина, а не конкретной категории или товара. При этом в приложении была доступна опция поиска по товарам среди всех магазинов. Пользователи СберМаркета могли до выбора магазина проверить наличие нужных товаров, ознакомиться с ассортиментом в сервисе или просто сравнить цены. Но из-за отсутствия визуального фокуса эта киллер функция практически перестала работать.

Кроме этого, при выборе магазина пользователи отталкивались от важных характеристик, которые помогают экономить время и деньги:

  • срок доставки;

  • минимальная сумма заказа;

  • промокоды, скидки, акции.

Пользователи ожидали, что смогут узнавать о возможных источниках выгоды на раннем этапе принятия решения — на главном экране приложения. Текущая архитектура экрана не помогала им в скорости и качестве прохождения основного сценария — выбора магазина.

В итоге качество пользовательского опыта снижалось и важно было это исправить.

Проблемы для бизнеса. СберМаркет развивался, а архитектура главного экрана была недостаточно гибкой, чтобы успевать за темпами наших изменений. Например, когда запустилось направление с доставкой готовой еды из ресторанов, было логичным решением разместить информацию об этом на главном экране. Но из-за старой архитектуры новое направление визуально никак не отличалось от магазинов и попросту потерялось для пользователей. 

Похожая история происходила с многими новыми направлениями и инициативами: функции добавлялись точечно, и очень скоро им стало тесно на главном экране. Например, чтобы встроить опцию самовывоза, пришлось добавить разделение в виде сегмент контрола. Такое решение спустя время начало устаревать, так как не было готово к масштабированию. Экспериментировать и добавлять что-то новое без разрыва контекста внутри экрана было невозможно. 

Старая архитектура затрудняла проводить оперативные эксперименты, которые были нужны для ускорения запуска новых функций или внедрения новых бизнес-инициатив.

С учетом всех пользовательских и бизнесовых проблем стало понятно, что пришло время меняться. Точечные решения и временные меры больше не работали — нужен был комплексный подход. Поэтому мы запустили, как я его называю, проект эволюции главного экрана.

Перемены начались с трех новых визуальных концепцией

Мы остановились на трех концептуальных подходах, которые отличались друг от друга дизайном:

  • консервативный вариант на белом фоне;

  • свежий вариант с акцентом в верхней части экрана;

  • современный прогрессивный вариант со смелым цветовым решением. 

Разработанные концепты основывались на идее распределения пользователей на две группы:

  1. Уже знают свою потребность и хотят ее быстро закрыть.

  2. Пока не определились, что именно хотят сейчас и как приложение может с этим помочь.

И вот что у нас получилось:

К любым серьезным переменам в стиле мы относимся с осторожностью, потому что наша аудитория — это в большей степени люди среднего и старшего возраста, которые имеют семьи, закупают продукты впрок и не любят перемены. Поэтому прежде чем реализовывать любую концепцию, нужно узнать, как ее воспринимают пользователи. 

В исследованиях мы разделились на количественные, которые проводились моими силами, и качественные, с которыми помогал наш исследователь. Такой подход помог определиться с единым визуальным решением и пойти в качественные исследования с уже частично провалидированной и улучшенной версией экрана. Это помогло сэкономить ресурсы команды и компании. 

Подробнее об исследованиях расскажу дальше ↓

Чтобы выбрать лучшую концепцию, провели качественные и количественные исследования

Количественные исследования я проводила с помощью краудсорсинговых платформ. Это быстрый и недорогой способ получить обратную связь от большого количества людей. Я протестировала больше 30 гипотез и провела тесты для их проверки. 

В первую очередь было важно определиться с визуальным представлением и настроением экрана. Поэтому мы провели серию тестов Side by Side, где поочередно показывали текущую версию главной и одну из версий новой концепции, а также просили респондентов объяснить причины их выбора. Это помогло получить верхнеуровневую оценку экранов.
С помощью этого метода определили лидеров — ими стали концепт 2 и концепт 3.

Тестовая группа выбрала концепты 2 и 3
Тестовая группа выбрала концепты 2 и 3

Затем я протестировала концепты методом семантического дифференциала. Здесь я предлагала людям оценить экраны с помощью прилагательных: «банальный», «оригинальный», «отталкивающий», «приятный», «устаревший», «современный». Затем я посчитала их процентное соотношение в ответах и определила победителя — им стал концепт 2.

Концепт 2 показался людям более приятным, чем остальные, при этом менее банальным
Концепт 2 показался людям более приятным, чем остальные, при этом менее банальным

Оставалось проверить точечные гипотезы, которые должны были решить известные нам проблемы в интерфейсе, а также закрыть риски изменений, которые я внесла в него. 

Используя метод First Click, я задавала респондентам задания из серии «Вы хотите заказать бургер на ужин. Нажмите туда, где бы вы стали его искать?». Я проверяла, как в разных визуальных концепциях люди находят магазин или ресторан, меняют адрес, выбирают доставку или самовывоз, заходят в свой профиль. 

Так мы смогли найти решения тех проблем, которые были в старом интерфейсе. А еще мы снизили риски того, что нововведения покажутся пользователям непонятными. 

Благодаря количественным исследованиям мы определились с визуальным концептом и наиболее выигрышными решениями. И уже с ними пошли в качественное модерируемое юзабилити-тестирование. Его проводил наш исследователь. Он показывал пользователям прототипы и просил выполнить разные задания, например, собрать продуктовую корзину для омлета. 

Были задания посложнее, например: «Давайте представим, что вы давно не виделись с друзьями и пригласили их к себе в гости. Вы решили по этому случаю заказать сет роллов. Сделайте всё, что стали бы делать в этой ситуации — вы ничем не ограничены». Здесь мы смотрели, как человек взаимодействует с главным экраном.

В этом исследовании нас интересовали паттерны поведения людей при прохождении основных сценариев пользовательского пути. Мы оценивали легкость и удобство навигации, а целью был поиск проблемных мест. 

В целом новый главный экран вызывал приятные и положительные эмоции как у пользователей СберМаркета, так и у тех, кто не пользуется нашим приложением. Сам экран они охарактеризовали как компактный и без избыточной информации, а навигацию на нем — понятной и легкой для восприятия.

Запустили первую итерацию и сразу же улучшили ключевые метрики

Качественные и количественные исследования помогли нам найти визуальный стиль и лучшие решения для изменения существующих функций. Дальше мы решили, что не хотим напугать наших пользователей, поэтому все изменения разделили на несколько итераций. После каждой итерации проводили A/B-тесты, оценивали их результаты и вносили правки в интерфейс. 

Первую итерацию мы запустили в мае 2023 года и увидели рост основных показателей. Не могу раскрывать точных цифр, но мы улучшили основные метрики главного экрана: 

  • конверсию в выбор магазина, добавления товара и оформление заказа;

  • суммарное GMV — общий объем оборота товаров;

  • конверсию в выбор важных стратегических направлений. 

Новая архитектура сработала как надо: главный экран стал лучше выполнять свою первостепенную навигационную задачу и конвертировать пользователей в выбор магазина и ресторана. Такие результаты позволили нам взять в работу следующую итерацию. И вот что мы получили к концу июня 2023 года:

Новая версия главного экрана
Новая версия главного экрана

Столкнулись с проблемами в коммуникациях и сложным постанализом

В конце хочу рассказать о сложностях и рисках, которые преследовали нас на всех этапах проекта.

Турбулентность в составе команды. Так случилось, что на старте проекта состав продуктовой команды изменился. Вести проект начинала лишь я с исследователем, а продакт и аналитик присоединились позже. Весь поток рабочих моментов, начиная с выстраивания внутрикомандных процессов и заканчивая поиском проблем для формирования гипотез, я взяла на себя, а провести полный этап ресерча новых концептов мне помогал исследователь. 

Много заказчиков + масштабные изменения = трудоемкие коммуникации. На главном экране сосредоточено множество заказчиков, функций и направлений бизнеса. Было важно, чтобы все не только знали об изменениях, новостях, сроках и результатах, но и согласовали их. А для этого важна четко настроенная коммуникация. Нам пришлось на ходу придумывать, как всё организовать, а это нервы и стресс. Но на этом этапе проекта к нам присоединился продакт менеджер, и всё получилось! 

Необходимость отложить часть проекта. Нам хотелось достичь идеала, но растягивать время и процессы, закапываясь в детали, было нецелесообразно. Быстрые практичные и реалистичные изменения выглядели соблазнительно, но на эти «грабли» мы уже наступали. Чтобы не было больно, тяжело и сложно, пришлось срезать куски проекта и откладывать часть решений на потом.     

Гигантский постанализ по результатам A/B, красные глаза продакта и аналитика. Проанализировали тонну данных и подготовили миллиард разрезов и разбивок. Множество новых событий, которых не было в автоматическом расчете, считались вручную. Кажется, после такого ребятам можно было со спокойной душой идти в отпуск.

Что в итоге?

Оглядываясь назад, я понимаю, какую огромную работу мы провели и какой сложный, интересный и одновременно рискованный проект реализовали. Не обошлось без сложностей, проблем и ограничений, но вот что мне хочется сказать всем тем, кто это читает: 

→ Никогда не бойтесь начинать проект такого масштаба, даже если в команде хаос, пока что нет продакта и аналитика, у вас множество неизвестных, да и вы сами новый член команды. 

→ Проводите столько исследований, сколько необходимо, и выбирайте итерационный подход, чтобы по результатам итоговых тестирований быть довольными результатами. 

Еще статьи о продуктовом дизайне в СберМаркете:

Product&data команда СберМаркета ведет соцсети с новостями и анонсами. Если хочешь узнать, что под капотом высоконагруженного e-commerce, следи за нами в Telegram и на YouTube. А также слушай подкаст «Для tech и этих» от наших it-менеджеров.

Комментарии (0)