Нейросети в маркетинге сегодня используют не только из-за высокой скорости решения задач и их относительной дешевизны по сравнению с целой командой специалистов, но и потому, что это стало модным. Логотип, нарисованный Midjourney, или презентация, написанная с помощью ChatGPT, привлечет больше внимания: всем любопытно, что же изобрел всемогущий ИИ. Мы также последовали общему тренду и весной 2023 года задействовали генеративные модели для подготовки текстов и картинок для корпоративных соцсетей. Наша цель была привлечь новых подписчиков в VK-сообщество компании, при этом не потратив много денег на рекламу. Для создания текстов и изображений мы использовали Midjourney, Lexica, Kandinsky 2.1,  ChatGPT-3.5 и YandexGPT. Что стоит учесть в работе с ИИ для генерации контента и каких ошибок можно избежать на старте, читайте в этой статье в блоге ЛАНИТ. 

Нейросети превратились в полноценный рабочий инструмент для SMM-менеджеров с появлением платной подписки. ChatGPT, Midjourney, Kandinsky и другие генеративные модели официально стали коммерческими продуктами, и результат их работы можно использовать в рекламных текстах, креативах и других публикациях, размещаемых от имени бренда. Но расслабляться все равно рано: в каждом конкретном случае изучайте соглашение об использовании, в котором подробно расписаны права и возможности пользователя нейросети. К примеру, модель Kandinsky 2.1 уведомляет о том, что можно «распространять созданный контент по публичной лицензии с указанием авторства и с сохранением условий», правообладателем при этом выступает ПАО СберБанк. Пользовательское соглашение Midjourney запрещает использовать бесплатно сгенерированные изображения в коммерческих целях, однако при наличии подписки ограничения снимаются. С прекращением оплаты коммерческого аккаунта ограничений на использование уже сгенерированных изображений не возникнет, однако создать новые с помощью нейросети не получится. 

Такие же правила действуют и в рамках пользовательского соглашения нейросети Lexica. Одна из самых либеральных с точки зрения авторских прав -  это Stable Diffusion. Ее разработчики не претендуют на права, связанные с созданным пользователем изображением, при соблюдении условия – результат не должен нарушать требования законодательства. Аналогичная история и с ChatGPT: контент нейросети не является авторским продуктом, поэтому никто не обладает эксклюзивными правами на тексты, генерируемые в чате.

Об авторских правах на тексты YandexGPT очень мало информации в сети, поэтому мы спросили у самой Алисы.

Как уже отмечали выше, мы использовали сразу несколько нейросетей: для генерации изображений и для генерации текстов. Оговорюсь, что профессиональных промт-инженеров среди нас нет. Все описанное ниже - лишь выводы из нашего опыта работы. 

Будьте готовы к доработкам

Работа с нейросетями будет куда приятнее и плодотворнее, если еще на старте понимать, что ИИ способен создать «рыбу» - макет или качественную заготовку, но не выполнить работу целиком. Добиться идеального результата, не требующего никаких доработок, нам не удалось ни разу. Нейросеть лучше воспринимать как хорошего исполнителя - копирайтера или дизайнера, которому нужно четкое ТЗ для решения поставленной задачи. Чем логичнее вы сформулируете свой запрос (промт), тем лучше результат будет на выходе. 

Нашей задачей было подготовить серию публикаций (изображение и сопроводительный текст) для приглашения  молодых специалистов в группу в VK, чтобы впоследствии рассказать им о нашей компании, и, возможно, заинтересовать работой. У нас не было цели как можно быстрее набрать подписчиков. Важнее было нащупать правильные темы и подготовить по ним хорошие посты, чтобы плавно увеличивать количество подписчиков от месяца к месяцу.

Для написания текстов мы использовали ChatGPT-3.5 и YandexGPT (YaGPT). Последняя нейросеть, кстати, оказалась смышленее своего заморского прообраза и генерировала гораздо более креативные тексты. Промт на текст выглядит гораздо проще, чем на изображение. По сути, для наших задач запрос содержал в себе те же смыслы, что и техническое задание для копирайтера: напиши пост на 1200 символов о том, что такое консистентность в IT

Помимо требований к содержанию поста или лонгрида, мы указывали в промте еще несколько критериев: 

  • длина текста (нейросеть умеет укладываться в лимиты, достаточно предупредить ее об их наличии);

  • исключение неизвестных аббревиатур и слов на иностранных языках (для рекламных креативов в соцсетях VK и Telegram).

Конечно, мы пользовались нейросетями не только для создания длинных текстов и постов (более 1000 символов), но и для креативов - коротких рекламных текстов, которые используются для рекламного продвижения в соцсетях. У обеих нейросетей не было проблем с генерацией, однако по качеству результата и креативной составляющей лидировала YandexGPT. Скорее всего, дело в том, что нейросеть училась на русскоязычных текстах и материалах, поэтому ей гораздо проще адаптироваться к языковым особенностям и стандартам. 

В генерации изображений нашими помощниками стали Midjourney, Kandinsky 2.1, а также Lexica и Stable Diffusion. К промтам добавляли требования к иллюстрациям (если они были):

  • разрешение 1920х1080;

  • вес до 5 Мб; 

  • соотношение сторон 16:9;

  • формат PNG. 

Однако все равно часто требовалось кадрирование или минимальная редактура. Не все нейросети работают с нужными разрешениями и форматами – к этому также нужно быть готовым. И в добавлении надписей на картинки они тоже слабоваты. 

Был и еще нюанс. Для наших постов не всегда подходят абстрактные картинки (море, офис или чашечка кофе), а требуются вполне конкретные – молодые счастливые люди, занятые работой. Фотостоки постепенно себя изживают, к тому же многие из них можно оплатить только зарубежной картой, поэтому мы решили использовать также генеративные модели, создающие реалистичные изображения несуществующих людей. К примеру, This Person Does Not Exist. Нейросеть позволяет сгенерировать фотографию случайного человека, которого не существует в реальности. Можно создать цифрового амбассадора для бренда или же доработать уже имеющиеся изображения - скажем, “нарисовать” сотрудников в офисе. 

Самые курьезные случаи в работе с генеративными моделями у нас были при создании изображений капибар. Ко Дню знаний в VK-сообществе ЛАНИТ мы провели конкурс – предложили подписчикам придумать название школьного предмета, который могла бы вести капибара.

Сначала вместе с дизайнером мы готовили анонсирующий этот конкурс пост, визуалом к которому тоже должна была стать капибара. Первый запрос был простой: cute ultrarealistic capybara in the classroom surrounded by pupils --ar 16:9 (команда --ar используется в Midjourney для указания соотношения сторон изображения).

После первой генерации смеялись всем кабинетом. Разумеется, полненькие хомячки в пиджаках – не совсем тот результат, которого мы хотели добиться. Четвертый вариант вообще непонятно, как забрался сюда.

Решили адаптировать промт и детализировать его: cinematic shot first-grade capybara dressed as russian school pupil sitting at the class on the 1st of september --ar 16:9.

Мы определённо идем в верном направлении, но нейросеть почему-то отказывается верить в то, что капибара – это не хомяк и даже не бегемот. Хотя за попытку ставим лайк: бегемот Ланитыч – любимый маскот ЛАНИТ.

Решили протестировать гипотезу об эффективности простых запросов – убрали лишнюю детализацию, оставили ключевое: capybara dressed as russian school student sitting in the class --ar 16:9.

Интересно, как на капибар влияет суровая российская действительность. Результат определенно получился лучше, хотя Midjourney имеет стереотипное представление о России и вместо капибары и даже хомяка уверенно пытается сгенерировать медведя. 

Результат в целом нас удовлетворил, но хотелось все-таки вернуться к образу капибары, поэтому мы просто предложили нейросети попробовать еще раз – для этого есть специальная кнопка “Make variations”.

Между выпускником Гарварда и капибарой с галстуком Гриффиндора отдали предпочтение последнему изображению, потому что больше глядеть на бесконечных хомяков сил не было, да и костюмчик больно красивый получился. Кстати, обратите внимание на фон каждого изображения – Midjourney здорово прокачалась в работе с фоновым окружением и перестала «ломать» руки и видоизменять человеческие тела.

Важное отступление – формулировать запрос для Midjourney и англоязычных нейросетей лучше на английском языке, именно этот язык для ИИ является родным. За плечами у нейронных сетей миллиарды англоязычных текстов, которые использовались для их обучения. С такими запросами они работают быстрее и эффективнее (если запрос не касается капибар, тут пока сложности).

Оценивайте задачи для нейросетей комплексно

Все запросы для нейросетей мы старались критически оценить сами. 

Во-первых, необходимо исключить субъективность и авторскую оценку, очистив от них текст промта. Поначалу мы ловили себя на попытках убедить нейросеть в нашей позиции. К примеру, в VK-сообществе ЛАНИТ мы часто рассказываем об игровой индустрии, новых релизах игр. Иногда затрагиваем более серьезные темы – причины провала той или иной игры или анализ текущего состояния геймдева. Если запросить у ChatGPT «пост о причинах провала Starfield», она сгенерирует текст, который рассказывает о том, почему новый релиз Bethesda оказался неудачным. Но вот если предложить нейросети поразмышлять о том, оказался ли релиз таким провальным, как говорят пользователи сети, она попробует самостоятельно найти ответ на вопрос, а не генерировать текст в негативном ключе. Поэтому, если не стоит задача рассказать о недостатках, лучше использовать в промтах слова «оцени» или «сделай обзор», чтобы попробовать приблизиться к объективности.

Во-вторых, нейросети, как и любому хорошему исполнителю, важно знать контекст. То, что вам кажется само собой разумеющимся и логичным, таким не является. Это могут быть, например, особые требования, такие как уникальный стиль вашего бренда. Эту информацию необходимо добавить к вашему запросу. Для генерации изображений вносите в запрос ключевые фрагменты своего брендбука. Нейросеть изучит их и выдаст результат в тех цветах и элементах, которые свойственны именно вам. Можно дописать в промт код вашего цвета по цветовой системе RGB, если нужен специфический оттенок. Например, в брендбуке ЛАНИТ основными цветами являются голубой и оранжевый. Также мы используем векторную графику и технику one-line (изображения, нарисованные единой безотрывной линией с минимальной детализацией). Чтобы нейросеть поняла это, мы добавляем пример использования графики в запрос (в виде скриншота или картинки) или прописываем это в самом промте. Например, one line simple vector drawing in orange #ff8f1c and blue #33ccff lines capybara sitting with coffee cup.

У нас получилась идеальная капибара в нужных цветах и оттенках! Конечно, ее можно еще не раз прогнать через нейросеть и попробовать довести до совершенства. Выровнять чашку или сделать шерстку менее похожей на иголки ежа, но это уже детали.

И третье, на что мы обращаем внимание при составлении промтов, -  это порядок расстановки слов в словосочетаниях, лексические значения и терминологию. В качественном промте нужно соблюдать следующую последовательность: [объект] [локация] [параметры освещения] [технические требования]. 

Бонус - нейросеть способна анализировать контекст. Каждый следующий запрос от конкретного пользователя накладывается на предыдущий, формируется что-то вроде беседы заказчика с исполнителем. Текстовые нейросети вроде ChatPGT четвёртого поколения или того же YandexGPT умеют сохранять в памяти достаточно продолжительные беседы. Поэтому ваш диалог не будет напоминать разговор немого и глухого: как только нейросеть узнает вас поближе, наступит любовь и взаимопонимание.

Тестирование текстов в полях

Узнать, угодила ли нейросеть вашей аудитории, без тестов не получится. Мы запустили рекламную кампанию вручную, использовали лишь готовый контент от нейросети. При этом не стоит забывать о дополнительной вычитке текстов – у нейросетей бывают проблемы с согласованиями (особенно этим страдает ChatGPT-3.5), а также о проверке контента на плагиат (нейросети учатся на огромном массиве данных из открытых источников, и, конечно, может быть всякое). 

Мы на первых порах использовали до семи рекламных креативов, полностью сгенерированных искусственным интеллектом, и были готовы к тому, что часть из них покажет меньшую эффективность по сравнению с другими. Если же вы видите, что вся рекламная кампания идет не слишком успешно, не бойтесь заменить и адаптировать рекламные креативы – нейросеть не возьмет денег за правки.

Использовать изображения, сгенерированные нейросетью, в качестве рекламных креативов мы начали в VK в апреле 2023 года: в последние дни месяца запустили рекламу с минимальным бюджетом. В итоге меньше чем за 30 дней мы привлекли 340 новых пользователей в сообщество. Также, по нашим наблюдениям, контент, сгенерированный нейросетями, собирал (и продолжает собирать) на 35-40% больше лайков, комментариев и репостов по сравнению с постами, тексты и дизайн для которых мы делаем самостоятельно. 

Где почитать про ИИ?

На наш взгляд, важно, следить не только за эффективностью своих креативов и материалов, но и за тем, кто и как использует генеративный ИИ на рынке. Нейросети развиваются гораздо быстрее, чем мы успеваем придумывать области для их применения. И быстрее, чем мы успели написать и опубликовать эту статью.

На Хабре рекомендуем подписаться на хабы в разделе «Искусственный интеллект», на площадке Medium можно следить за пользовательскими статьями, а компания OpenAI регулярно делится полезными материалами о нейросетях и их развитии в блоге на своем сайте. Многие онлайн-школы проводят бесплатные вебинары об использовании искусственного интеллекта и нейросетей. К примеру, Skyeng периодически приглашает на воркшопы о ChatGPT. Неплохой онлайн-курс есть в арсенале «Университета Зерокодинга», а в inboxeducation изучают «Промтоведение» как отдельный тематический блок. 

Вместо заключения

Нейросети – достаточно гибкий инструмент, который ни в коем случае не стоит воспринимать как каток, который с шумом и треском едет по рынку труда, уничтожая творческие профессии. Это определенно вызов для тех, кто долгие годы чувствовал свое преимущество за счет умения красиво складывать слова в предложения и создавать контент. Но именно способность рынка адаптировать и внедрять новые инструменты помогает достигать лучших результатов и стремиться к высоким показателям, как и умение специалистов приспосабливаться к изменениям, расширять свой инструментарий.

В статье мы поделились лишь своим опытом. У вас он может быть совершенно иной. Будем рады обсудить его в комментариях. 

Комментарии (2)


  1. Windspy
    02.04.2024 07:41

    В итоге получилась классная капибара :) А сколько в итоге времени потратили на генерацию? Кажется, что простые картинки быстрее нарисует дизайнер, а с реалистичными рисунками, конечно, можно и с ИИ повозиться.


    1. gwynbleiddy Автор
      02.04.2024 07:41
      +2

      Больше часа точно, если учитывать наши требования к дизайну :) Рисующий дизайнер сейчас дорогое удовольствие, но лучше него капибару никто не изобразит, это точно!