Приятного времени суток, уважаемые читатели! Эта статья не претендует на роль полезного руководства, но скорее представляет собой интересные наблюдения за рынком труда. Здесь мы опустим тему растущих ожиданий от кандидата, а остановимся на более абсурдной вещи. Буду рад услышать ваше мнение по этому поводу и поделиться своими мыслями в комментариях.


Безусловно, сегодня в сфере информационных технологий любой специалист должен обладать широким кругозором и глубокими знаниями не только в своей узкоспециализированной области, но и в смежных с ней областях. Это и определяет профессионализм и высокий уровень квалификации специалиста. Однако, изучив множество вакансий на рынке труда и пройдя через ряд собеседований в различных компаниях, я обратил внимание на один печальный тренд.

Хотя я не могу говорить за всю ИТ-индустрию в России, я хочу поделиться своими наблюдениями о сфере, в которой работаю — автоматизации тестирования ПО. Судя по описаниям вакансий, беседам с HR-специалистами и техническим интервью, в российских компаниях часто наблюдается некоторое искажение понятий.

Год назад, приступая к поиску работы, я прошел через серию собеседований, и каждое собеседование, хоть и было специфичным в зависимости от продукта и компании, имело общий тренд.

В разных компаниях, начиная от стартапов и заканчивая крупными корпорациями, можно было заметить сходство в требованиях к кандидатам на позицию автоматизатора тестирования ПО. Они ожидали от соискателя знание различных методов тестирования, практический опыт применения техник тест-дизайна, уверенное владение языком программирования и библиотеками автоматизации, умение разрабатывать тестовые фреймворки, опыт ведения тестовой документации и дугие мелочи связанные напрямую с тестированием и смежными областями. Однако, сейчас компании часто под заголовком «Ищем AQA engineer для автоматизации тестирования» ищут кого угодно, но только не AQA.


Хотел в продуктовую команду, а попал в сервисную

Да, на данный момент для многих специалистов в области тестирования это главная проблема. Когда вы выбираете карьерный путь инженера по обеспечению качества программного обеспечения, вы не особенно радуетесь возможности работать в поддержке второй (или первой) линии. С другой стороны, компании часто нуждаются в таких специалистах, потому что они играют важную роль в команде и являются ключевыми исполнителями. Это "всезнайки", которых можно направить решать любые не решенные задачи в области тестирования, разработки, развертывания и т.д. Согласитесь, в любой компании нужны свои супергерои! Однако до недавнего времени профессия специалиста поддержки не расценивалась как отдельная от тестирования (возможно, тут я не прав в своих наблюдениях, исправьте в комментариях), и на курсы по этой специальности никакие школы не зазывали. Компании просто были вынуждены искать таких героев в тестировании. И, я считаю, в этом нет никакой проблемы. проблемы начинаются позже.

Ровно тогда, когда компании, стремясь заполучить таких специалистов, начинают маскировать работу в поддержке под работу инженера по обеспечению качества. Вот пара красочных примеров.

Не так давно я работал в компании, занимающейся разработкой веб-сервиса для врачей. Продукт был отличным, команда - профессиональной, а компания - очень лояльной и открытой. Но мое пребывание там продлилось всего полгода. На собеседовании мне детально рассказали о процессах в компании, о том, как распределены задачи между ручным и автоматизированным тестированием. Одно меня смутило — неделю в месяц я должен был работать в поддержке второй линии. Однако, по факту, в течение полугода я посвятил всего две недели разработке тестовых фреймворков и автоматизации. Остальное время уходило на ручное тестирование и поддержку. Это было далеко не то, чего я ожидал, и тем более не соответствовало обещаниям, данным мне при приеме на работу.


Собеседовался в одну из крупнейших IT-компаний на рынке России. Прошел интервью с HR и знакомство с командой. Мне рассказали, над каким продуктом работает команда, задали стандартные вопросы по QA и попросили рассказать о теории. В целом, я остался доволен этими этапами. Однако спустя какое-то время HR сообщила, что направила мое резюме в другой отдел, так как тот, где я собеседовался первоначально, "временно приостановил набор". Меня сразу пригласили на техническое собеседование, где, несмотря на мой двухлетний опыт, требовали слишком много. Ожидали, что я знаю два языка программирования, умею разрабатывать фреймворки, настраивать тестовое окружение, выстраивать процессы CI/CD и писать пайплайны, а также решать задачи разработки и прочее.

В конце собеседования, когда я задал вопросы, стало ясно, что эта команда не продуктовая, а сервисная. Они помогают другим направлениям с их задачами (учитывая, что это крупная IT-компания с более чем 10 направлениями и продуктами). Более того, их команду сложно назвать командой, так как в течение года у них был только один человек - тимлид, а я должен был стать вторым.

Есть ли проблема?


Я знаю, что существует острая проблема с тем, что кандидаты часто преувеличивают свои навыки и опыт в резюме. Однако, мне кажется, что также остро стоит и обратная проблема. Нет ничего плохого в том, чтобы привлечь кандидата интересными задачами, которые, по факту, могут оказаться более рутинными. В целом, можно понять, почему стартапы и маленькие компании приукрашивают условия работы и задачи.

Если с монотонностью задач можно смириться, то стоит ли мириться с явной подменой понятий и ложью? Если компании могут выявить ложь кандидата на собеседовании или испытательном сроке, то у кандидата не всегда есть достаточно времени, чтобы выявить ложь со стороны компании. Более того, мне кажется, что такой подход искусственно завышает требования к специалисту, поскольку ему приходится владеть несколькими предметными областями одновременно. Это ведет к проблемам с дефицитом кадров, поскольку редко кто способен пройти столь жесткий отбор.

Рынок диктует, что для успешной карьеры в IT необходимо обладать всеми навыками одновременно. В результате, позиции, которые предполагались для начинающих специалистов (junior), часто занимают сотрудники среднего (mid-level) и старшего (senior) уровня, поскольку только их компетенций достаточно для выполнения обязанностей на начальном уровне. В то же время, поиски специалистов на более высокие позиции (senior и lead) затягиваются на долгие месяцы.

Комментарии (9)


  1. Tzimie
    11.04.2024 15:41

    У меня был случай. Меня приняли как DBA. Но забыли сказать что они искали дежурного DBA. В их чатике народ писал "я отошёл" и "я вернулся" с разницей в две минуты (видимо, отходил в туалет).

    Я ушел на третий день.


    1. luffity Автор
      11.04.2024 15:41

      Чатики прям боль. В поддерже на мне было около 12 продуктовых и столько же мастер стендов. Бывало и такое, что приходилось рабодать на двух-трех одновременно, потому что баги на них могли блокировать работу и саппорта первой линии и тестировщиков, которые не на дежурстве. Спам там просто дикий, заглушил телегу на второй день. Еще и тестеры иногда решали проблемы там, а не в тестовом чате)


  1. Areso
    11.04.2024 15:41

    Перегибы, конечно, бывают, но как ситуация видится мне:
    1) тестировщик (особенно ака), по факту, должен уметь настроить своё окружение (почти как ДевОпс). Конечно, это может быть задача ДевОпса, но он один, очень умный, и очень занятой. Он сделает эту задачу, но через неделю. А если тестировщик сломает окружение? Опять ждать неделю?
    2) аналогично с базами. От тестировщика требуется небольшой скоуп - работа с его личной инсталляцией, а так же дебаг. Сделать запрос, посмотреть результат, проверить отсутствие блокировок во время работы программы - да, требуеются _некоторые_ навыки, но опять же, они требуются чтобы не ждать админа баз данных. Сделать бэкап и развернуть его - тоже несложно.
    3) техпис - а кому как не тестировщику писать? Аналитик может писать, если он есть. Если его нет, то только тестировщик обладет формализованными если не требованиями, то хотя бы ограничениями.
    4) техсапорт - да, заявки от пользаков бросаются в КуА чтобы валидировать. Баг, не баг, что это вообще?


    1. luffity Автор
      11.04.2024 15:41

      Согласен с вами полностью с тем, что хороший aqa должен бы и знать, как окружение натстроить, как развернуть тестовую бд для e2e, написать тестовую (именно тестовую) документацию, ну и валидировать баги. Упоминал в начале, что хороший специалист владеет смежными областями, но... К большому сожалению, когда я приходил в команду или задавал вопросы на собеседовании требовалось не просто настроить тестовое окружение или наладить процессы CI/CD (лично я думаю, что окружение ладно, но CI/CD точно должны быть вне зоны ответственности aqa). Зачастую, оказывалось что от CI/CD на проекте только название, сам выбирай инструменты, сам настраивай. С написанием документации тоже никаких проблем, но если только она тестовая. Множество статей, научных работ и книг определяют пул тестовой документации, и что-то ни в одной не находил "составление спецификации". Например, разработчик создав новую фичу отдавал на тест просто голую фичу, описания в одну строчку. Я спросил у лида, как мне тестить сие чудо? Он ответил, что нужно пойти к разрабу ,спросить как это работает и написать спецификацию... Чего, подумал я. Ладно поговорить с разрабом, по писать спецификацию? А для чего тогда у меня в команде человек с должностью "технический писатель" или "аналитик". На худой конец, почему этим разраб не удосужился заняться? Почему это зона моей ответственности? Зачем задачи саппортп попадают в qa (на одного бедного дежурного qa), если в проекте есть два человека, работающих в саппорте? Или они думают, что в qa работы маловато, тестить 12 продуктовых стендов, их мастеры, новые фичи и миграцию на постгресс (нашли время, конечно мигрировать). Это все конечно больше крик души... Но я вот думаю, что компаниям не стоити замалчивать такие вещи, когда их прямо на собесе спрашивают об этом. Лично я всегда так делаю. Более чем уверен, что найдется человек, которому будет искренне нравится такая работа, но это буду не я. Тем что они замалчивают подобные "мелочи", они тарят как мое, так и свое время. Ведь мог же найтись человек, который бы решал эти задачи быстрее и эффективнее ,чем тестировщик-аналитик, коим я и являюсь. Не раз предупредил компанию о своей сфере работы, инструментах и навыках, но видимо в погоне за "хорошим" кандидатом, они решили что можно мне и наврать в ответ на прямые вопросы... Не кажется ли вам, что это действительно проблема?


      1. Grigory_Otrepyev
        11.04.2024 15:41

        Не кажется ли вам, что это действительно проблема?

        Нет никакой проблемы. Была бы серьезная проблема, то есть за доступ к которой средний ИТ шник готов платить - был бы сервис с ИНН фирм, списком HR и перечнем "что не так".
        Мало кто готов.


        1. Areso
          11.04.2024 15:41
          +1

          списком HR

          Это очень скользская история, организатор такого действа вместо развития проекта по судам бы ботинки стёр бы.


  1. Grigory_Otrepyev
    11.04.2024 15:41
    +1

    Это ведет к проблемам с дефицитом кадров, поскольку редко кто способен пройти столь жесткий отбор.

    Нет никакого дефицита кадров в российском ИТ. есть дефицит желания платить деньги.

    В то же время, поиски специалистов на более высокие позиции (senior и lead) затягиваются на долгие месяцы.

    ИТ в РФ. Все по прежнему: не нужно. Итоги 1 квартала 2024, обзор текущей прессы и статей на Хабре

    Почему эффективной сове не выгодно нанимать даже тушканчика (а увольнять, наоборот, выгодно)

    Если компании могут выявить ложь кандидата на собеседовании или испытательном сроке, то у кандидата не всегда есть достаточно времени, чтобы выявить ложь со стороны компании.

    Несмотря на горячее желание кадровиков закреплять кадры за производством пожизненно, все еще можно уволиться за две недели в РФ


  1. b1tterman
    11.04.2024 15:41

    ТС Алёша вот и все. Если видишь что позиция шляпа по факту и в трудовой не инженер по автоматизации тестирования - встаёшь и уходишь


  1. dyadyaSerezha
    11.04.2024 15:41

    а компания - очень лояльной и открытой

    И буквально тут же про фактическую ложь со стороны компании. Так и в чем там была "очень открытость и лояльность"?

    Насчёт написания спецификации, я бы просто отказался. Как и с постоянным саппортом (разовые горящие случаи еще куда ни шло).

    По факту, в той фирме банально не выстроены нормальные рабочие процессы.

    Кстати, сам был в похожей ситуации и тоже ушёл нафик.