Знакомство с программированием может начинаться уже с первого класса и даже раньше: с пяти лет. Даже в этом возрасте ребенок способен освоить логику и основные принципы написания кода. Для обучения можно использовать различные языки программирования, например, Скретч, Пайтон, ДжаваСкрипт и другие. 

Скретч — визуальная среда, которая создавалась для обучения ребят от семи лет. Скретч прост в использовании и идеально подходит для детей младшего школьного возраста.

Пайтон подойдет для ребят постарше — с 10 лет. Это востребованный язык кодинга, который применяется в различных областях, таких как web-разработка, анализ данных и машинное обучение. Он отлично подходит для школьников благодаря своей простоте и широким возможностям.

JavaScript применяется для создания интерактивных web-страниц и приложений. Этот язык также доступен для детей среднего и старшего школьного возраста, увлекающихся созданием онлайн-приложений и веб-сайтов.

И это только часть направлений, которые популярны у детей сегодня. Также существуют айти-курсы в среде Minecraft, на платформе Roblox, Unity и многие другие.

Важно помнить, что обучение программированию должно быть интересным и увлекательным процессом. Ребенок должен получать удовольствие от того, что он делает, и видеть результаты своей работы. Поэтому важно выбирать курсы или программы обучения, которые соответствуют интересам и уровню знаний ребенка. 

Если у вас есть опыт в выборе онлайн-курсов для детей и вы хотите поделиться им, то смело участвуйте в голосовании в конце статьи. Если же вы только начали интересоваться темой и хотите узнать результаты опроса, то также можете перейти к голосованию. Ну а пока поговорим о том, какие курсы программирования для детей бывают, в чем их особенности и кому подойдут.

Содержание:

Начнем с онлайн-курсов по Scratch 

Или лучше выбрать курсы программирования для детей по Python?

А если попробовать курсы для детей по JavaScript?

Может, стоит записаться на курс по Майнкрафту?

Стоит ли выбрать курсы по Роблокс для начала обучения программированию для детей?

Или попробовать курсы по Unity для детей?

Начнем с онлайн-курсов по Scratch

Scratch – это бесплатная образовательная среда разработки, созданная Массачусетским технологическим институтом для обучения детей основам программирования. Эта платформа идеально подходит для начинающих по нескольким причинам:

  1. Визуальное программирование

В Scratch нет необходимости запоминать сложные команды или синтаксис языков программирования. Все строится на блоках, которые легко соединяются друг с другом, как конструктор LEGO. Это помогает детям быстрее освоить циклы, логические структуры и алгоритмы без углубления в текстовый код.

  1. Игровая форма

Для ребенка игра является естественной формой обучения. Scratch делает процесс увлекательным и мотивирующим.

  1. Сообщество

Scratch имеет огромное онлайн-комьюнити по всему миру. Дети делятся опытом со сверстниками и смотрят на примеры других ребят.

  1. Образовательный потенциал

Работая в Scratch, ребенок развивает не только навыки программирования. Проекты часто требуют знаний из математики, физики или литературы, что способствует комплексному развитию.

  1. Безопасность

Scratch предоставляет безопасную онлайн-платформу для экспериментов детей с кодами без риска повредить операционную систему компьютера или подвергаться киберугрозам.

  1. Поддержка разных языков

Платформа доступна на более чем 70 языках, что делает ее доступной для детей со всего мира.

  1. Плавный переход к более сложным языкам

После того как основные принципы усваиваются через Scratch, переход к текстовому кодированию (Python, JavaScript) становится менее стрессовым и более естественным.

Обучение через Scratch может быть первой ступенью к глубокому пониманию информационных технологий. Важно помочь ребенку раскрыть его потенциал уже сегодня – так он будет готов ко всем вызовам завтрашнего дня.

Или лучше выбрать курсы программирования для детей по Python?

Если ребенку больше 12 лет, то занятия по Скретчу могут показаться ему скучными и подходящими только для «малышей». Серьезным и почти взрослым парням и девчонкам нужны настоящие языки программирования. И тогда на помощь приходят курсы по Пайтону. Ребятам нравится, что это уже настоящий инструмент для профессионального программирования. При этом все IT-школы для детей адаптируют программы в соответствии с возрастом учеников: занятия начинаются с азов, затем преподаватели переходят ко все более сложным темам. 

Итак, почему же Python можно назвать подходящим языком для начала изучения программирования для детей? 

Первая причина — легкость изучения. Python имеет очень простый синтаксис, который позволяет новичкам быстро получить знания по основам программирования. Здесь нет сложных символов или специфических правил, даже дети могут быстро понять и использовать его концепции. Кроме того, Python имеет широкое сообщество разработчиков и множество онлайн-уроков и ресурсов, которые помогут ученикам разобраться с принципами языка.

Вторая причина — возможность применения в реальной жизни. Используя Python, дети могут создавать полезные программы уже на ранних стадиях обучения. Например, они пишут скрипты для автоматизации задач или создания игр. Такие проекты помогут им увидеть реальные результаты своей работы и мотивировать их продолжать изучение программирования. 

Одним из практических применений Python является разработка игр. Даже школьникам это под силу, конечно, если рядом опытный преподаватель. Ребята делают игры с использованием графики, звуков и управления с клавиатуры. Это не только интересно и весело, но и помогает развить логику и мышление. 

Другим практическим примером использования Python является создание веб-приложений. Множество популярных веб-фреймворков, таких как Django и Flask, основаны на Python. Дети могут создавать свои собственные веб-страницы, блоги, онлайн-магазины и многое другое.

Python также используется в области науки и исследований. Дети могут создавать программы для анализа данных, построения графиков и решения различных математических задач. Это помогает им понять, как Python может быть полезным в реальной жизни и стимулирует их интерес к науке.

Кроме того, Python широко используется в индустрии, поэтому знание этого языка может стать отличной отправной точкой для будущей карьеры в IT-сфере.

А если попробовать курсы для детей по JavaScript?

Одним из самых популярных языков программирования, который используется для создания веб-приложений и интерактивных элементов на веб-страницах, считается JavaScript. Но насколько он подходит для обучения школьников? Создатели многочисленных курсов программирования для детей отвечают на этот вопрос утвердительно. 

Существуют отдельные направления в IT-школах, посвященные этому языку кодинга, но есть и курсы, которые включают знакомство с ним в другие курсы. Например, в занятия по веб-разработке, что логично: JavaScript — это язык, который в первую очередь применяют в вебе.

JavaScript является относительно простым языком, особенно для начинающих. Он также имеет множество ресурсов и курсов, доступных онлайн. Однако, как и в случае с любым другим языком программирования, важно помнить, что JavaScript не охватывает все аспекты программирования. Если ваш ребенок хочет стать профессиональным программистом или разработчиком программного обеспечения, ему потребуется изучить другие языки программирования и технологии. В сети часто можно встретить споры, какой язык программирования больше подходит для детей: JavaScript или Python. И однозначного ответа на него нет.

Также стоит учитывать возраст и уровень подготовки вашего ребенка. Некоторые курсы по JavaScript могут быть сложными для детей младшего возраста или без предварительного опыта программирования. В таком случае, возможно, будет лучше начать с более простых курсов или использовать более интуитивно понятные среды разработки.

Может, стоит записаться на курс по Майнкрафту?

Даже не стоит объяснять, что такое Майнкрафт. Эту игру знают миллионы пользователей, она очень популярна и у детей, и у взрослых. Платформа предоставляет игрокам полную свободу творчества. Здесь можно строить различные объекты, сражаться с монстрами, добывать ресурсы и даже играть на сервере вместе с другими людьми. Но главное преимущество игры заключается в том, что она помогает осваивать азы кодинга.

Для того чтобы начать обучение программированию в Minecraft, необходимо установить специальный мод под названием Code Connection. Он позволяет создавать скрипты на языке Python прямо внутри игры. Таким образом, ребенок может самостоятельно писать код и видеть результаты его работы в реальном времени.

Всем этим премудростям обучают в IT-школах для детей на специальных курсах. Они очень популярны сейчас среди учеников. Важно, что Майнкрафт в игровой и интерактивной форме позволяет не только изучать базовые принципы и понятия программирования, но и знакомит с языками программирования — чаще всего это Пайтон.

Благодаря простоте языка Python, дети могут быстро освоить базовые концепции кодинга. Это поможет им лучше понимать алгоритмы и структуры данных, а также научиться мыслить логически.

Более того, Minecraft предоставляет уникальную возможность создавать собственные миры и управлять ими. Ребенок может разрабатывать собственные карты, добавлять новые блоки, предметы и даже монстров. Все это делает процесс обучения еще более увлекательным и интересным.

Таким образом, Minecraft является отличным инструментом для начала обучения программированию детей. Он помогает развивать логическое мышление, творческие способности и навыки решения задач.

Стоит ли выбрать курсы по Роблокс для начала обучения программированию для детей?

Роблокс — это еще одна популярная платформа для создания и публикации видеоигр, которая может быть интересной и полезной для самых юных айтишников. 

Курсы по Роблоксу помогут школьникам освоить базовые понятия программирования, такие как работа с переменными, циклами и условиями, а также научиться создавать простые игры. Важно, что на занятиях дети знакомятся со скриптовым языком программирования Луа, а это полезный навык для будущего в IT. 

Перед тем как выбрать курсы по Роблоксу для вашего ребенка, стоит учитывать несколько факторов. Во-первых, Роблокс является платформой для создания игр и не охватывает все аспекты программирования. Если ваш ребенок хочет стать профессиональным программистом или разработчиком программного обеспечения, ему потребуется изучить другие языки программирования и технологии. Тем не менее, если ваш ребенок заинтересован в создании игр и хочет получить начальный опыт работы с кодом, то курсы по Роблоксу могут быть хорошим выбором. 

Или попробовать курсы по Unity для детей?

Unity — это мощная платформа для разработки игр, которая позволяет создавать игры для различных платформ, включая ПК, мобильные устройства и консоли. Она поддерживает язык программирования C#.

Если ваш ребенок интересуется созданием игр и хочет начать с изучения Unity, то это может быть хорошим выбором. Существуют десятки ресурсов и курсов, доступных онлайн, которые помогут вашему ребенку освоить основы создания игр.

Однако, как и в случае с другими языками программирования, важно помнить, что Unity не охватывает все аспекты программирования. Если ваш ребенок хочет стать профессиональным программистом или разработчиком программного обеспечения, ему потребуется изучить другие языки программирования и технологии.

Также стоит учитывать возраст и уровень подготовки вашего ребенка. Курсы Unity могут быть сложными для детей младшего возраста или без предварительного опыта программирования. В таком случае, возможно, будет лучше начать с более простых курсов или использовать более интуитивно понятные среды разработки.


Мы кратко рассказали о самых популярных курсах программирования, с которых начинают дети, но выбор остается за вами. Оставляйте свое мнение в опросе. Ваш голос важен! 

Комментарии (29)


  1. anka007
    16.05.2024 11:08
    +4

    А почему нет классики - паскаля и бейсика. Неоднакратно встречала мнение преподавателей, что именно эти языки больше подходят для обучения принципам программирования.

    Мой ребенок пока еще не дорос до текстовых языков, пока используются графические способы.


    1. adeshere
      16.05.2024 11:08

       ребенок пока еще не дорос до текстовых языков

      Вообще-то "текстовые языки" бывают разные. Например, "текстовый" язык для самых маленьких вполне может быть устным ;-)


  1. eandr_67
    16.05.2024 11:08
    +6

    Опять под видом "обучения программированию" пытаются впарить дрессировку в кодинге. Вместо обучения способам решения программистских задач (т.е. алгоритмам) заучивание и бездумное воспроизведение типового кода, кое-как решающего простые типовые задачи. Без малейшего понимая того, что любую задачу можно решить множеством разных способов и что работа квалифицированного программиста - не написание кода, а нахождение эффективного для данного конкретного случая алгоритма решения задачи.

    А уж предлагать Python и JS, провоцирующие новичка писать говнокод и никак не дающие учащемуся оценить качество придуманного им способа решения задачи - это откровенная диверсия, направленная на сокращение числа профессиональных программистов.

    P.S. Зато подобное "обучение" и подобные рекламные статьи обеспечивают российским "курсам программирования" (большинство из которых откровенно мошеннические) максимальную доходность. Что и объясняет нескончаемых поток таких материалов в рунете.


    1. anka007
      16.05.2024 11:08

      Проблема в том, что мозги ребенка пока не очень то способны искать решения задач. Ту же физику не зря начинают учить только в 7 классе. Но при этом запрос на "программирование" есть, и есть способы "почти программировать".


      1. adeshere
        16.05.2024 11:08
        +1

        Проблема в том, что мозги ребенка пока не очень то способны искать решения задач.

        А вот это уже зависит от того, какую задачу Вы перед ним поставите. По моим впечатлениям, некоторые задачи, требующие довольно сложного (из нескольких шагов!) алгоритма действий, дети могут решать уже в 2++. Но, важный нюанс, - сперва это те задачи, которые они ставят для себя сами. Например, чтобы посмотреть на трактор за окошком, надо забраться на стул (с пола не видно, голова ниже окна). Это типичная алгоритмическая задача: надо

        1) сообразить, что нужна табуретка
        2) найти детскую табуретку где-то в другой части квартиры
        3) принести ее к подоконнику,
        4) развернуть и ровно установить (она у нас складная)
        5) залезть и увидеть трактор (любовь к тракторам у ребенка с момента первой близкой встречи в год с небольшим, когда он ночью, мигая разноцветными лампочками, чистил снег во дворе)

        По-моему, все свойства, присущие алгоритмам,

        присутствуют

        Да, он линейный, без ветвлений и циклов, но это именно алгоритм. И в два года ребенок вполне с ним справляется. Причем не только с выполнением, но и с формулировкой. Мы лишь показывали, что детскую табуретку можно носить и переставлять, но не к окну; также у другого окна есть диван, на который можно залезть и тогда оттуда все видно. Все остальное ребенок придумал сам.

        Больше того, у меня есть подозрение, что простейшие алгоритмы дети могут строить и раньше, только вот физические возможности не всегда позволяют придуманное реализовать

        Отсюда я делаю вывод: проблема самых младших не только в том, что им сложно спланировать 2-3-шаговый алгоритм, но и в том, что обычный разговорный язык еще не освоен в достаточной степени. Из-за этого коммуницировать сложно, и взрослые в своем общении просто не пытаются ставить перед ребенком алгоритмические задачи.

        Так что ключевой вопрос развития алгоритмического мышления в младшем возрасте - это подходящий для этого язык, понятный обоим (ну и задача должна быть интересная, это само собой).


        1. anka007
          16.05.2024 11:08

          Так в том то и дело: обычные бытовые задачи редко когда требуют продуманых десятков шагов (десятков строк кода), или же шаги будут объеденены в уже существующие процедуры (шаблоны действий) и всё равно алгоритм сократится в единицы линейных шагов. Даже ветвление работает не совсем так.

          Далее. Понятие переменной. Очень непростое, вводится в 4 классе, 5 классе, и далеко не так просто для понимания. Посчитать кубики можно, заменить количество кубиков на Х - сложно. Понятие цикла - в жизни нет возврата к той же "строке кода", тому же моменду действия. Каждое действие - новый момент жизни, новая строка "кода". Это тоже очень сложная абстракция. Без переменных сложно уйти в функции/процедуры, они выглядят довольно сомнительным решением. Так что не надо, какие-то примитивные основы осваиваются и с кубиками скретча в игровой форме, а что-то сложное - нужны готовые абстракции в мозге.


          1. PereslavlFoto
            16.05.2024 11:08

            в жизни нет возврата к той же "строке кода", тому же моменду действия.

            «Вот где вы карточку получали, туда же и жалуйтесь».


            1. anka007
              16.05.2024 11:08

              Да! Именно так и работает мышление ребенка. Это потом уже, реализовав первый наивный ("детский") алгоритм, можно задуматься как сделать лучше "по взрослому".


      1. eandr_67
        16.05.2024 11:08
        +1

        Нет запроса на "программирование". Есть запрос на интересную ребёнку развивающую деятельность. И универсальный пластмассовый или металлический конструктор, позволяющий комбинировать детали как угодно, а не собирать единственную указанную в инструкции модель, даст для развития дошкольника несравнимо больше, чем попытки научить программировать.

        Физику в школе начинают учить не тогда, когда учащийся дорастает до её понимания, а когда уровень математических знаний достигает минимально необходимого для понимания формул в учебнике физики. Но та же "Занимательная физика" Перельмана прекрасно воспринималась за несколько лет до начала преподавания физики в школе.

        Если же говорить про программирование, то начинать обучать детей надо не с языков программирования (даже если это будет Scratch), а вот с такого: https://www.youtube.com/watch?v=cDA3_5982h8. И решать алгоритмические задачи дошкольник может - если эти задачи сформулированы на доступном дошкольнику уровне.

        В позднесоветские времена в журнале "Знание-сила" (если память не подводит) была серия статей человека, обучавшего пятилеток математике. И, например, чтобы они поняли, что такое параллельный перенос, центральная и осевая симметрии, оказалось достаточно обычной детской мозаики.

        В этом возрасте дети уже имеют хоть ограниченное второй сигнальной системой, но уже вполне полноценное абстрактное мышление. Из другой статьи того же автора: в задаче на классификацию дети не могли понять, как можно обозначить одним значком красный кубик и красный шарик (они же разные), но задача была решена, когда один из детей додумался (самостоятельно), что значок должен обозначать не предмет, а слово "красный". Т.е. дети уже умеют оперировать абстракциями - в виде слов "человеческого" языка.


        1. anka007
          16.05.2024 11:08

          Когда я только собиралась отправлять своего ребенка в школу, то меня тоже интересовали всякие такие "математические" обучалки. И буквально в начале книжки было про феномен Пиаже. И среди прочей информации была очень интересная заметочка, что при попытке научить ребенка раньше, чем он сам, своими личными мозгами, дозреет до понимания, можно получить решение без понимания, и которое при чуть более глубоком применении рассыпается. А я не считаю себя гуру педагогики, и в подавляющем большинстве всех этих кружков тоже не особо то педагоги, так что весьма вероятно получение именно такой "дрессировки на результат", который потом еще неизвестно как выявлять (на простых типовых задачах же результат натренирован правильный, а сложную еще подобрать надо. А потом еще найди в каких моментах понято, а где проскочили "по знакомому").

          А самое главное, что никакой беды, что ребенок начнет активно изучать программирование в 15, а не 5 лет на мой взгляд нет, когда понималка отрасла до нужного уровня, то усвоение нового навыка происходит намного быстрее и качественнее. И результат в те же 18 будет больше зависить от трудолюбия и заинтересованности в теме, а не от того когда ребенок начал заниматься.

          А в более младшем возрасте можно заняться углубленным изучением других задач по возрасту, не обманывая себя и ребенка, что кто-то там "программирует".


          1. eandr_67
            16.05.2024 11:08

            Чтобы научить программированию, учить надо совсем не написанию кода. И именно это автор статьи не понимает (или сознательно делает вид, что не понимает). А когда именно начинать учить, совершенно не важно. Более того, я выше прямым текстом говорю о том, что детские конструкторы куда лучше попыток навязать ребёнку программирование.

            В моё время программированию начинали обучать в 17 лет - на первом курсе ВУЗа. И это никому не мешало становиться профессиональными программистами. Но, с другой стороны, познакомился с идеей программирования я за много лет до этого: в книге "Кибернетика без математики" (с мамонтом на обложке), не содержащей ни одной строчки программного кода. И прочитанная в подростковом возрасте книга "Принцесса или тигр" (которая совсем не про программирование) дала мне, как будущему программисту, несравнимо больше, чем любой самоучитель языка программирования.


            1. anka007
              16.05.2024 11:08

              Вообще на мой взгляд ребенка надо образовывать всесторонне. В России очень удачно можно отложить специализацию до старших классов и уже за 10-11 класс подготовиться к поступлению по выбраному направлению. В некоторых странах распределение по уровню школы происходит чуть ли не в 10-12 лет и свернуть с этой дорожки очень сложно.

              Это же были далеко не единственные книги, которые вы прочитали в школьном возрасте. Вспоминая себя, я поглощала весь научпоп, который оказывался в доступе.


  1. glebasterBajo
    16.05.2024 11:08
    +1

    Извините, а какого года эта статья?

    Она поддерживает множество языков программирования: C#, JavaScript и Boo

    Интернет подсказывает:

    • что Boo использовался ДО Unity 5;

    • в Unity использовался UnityScript и его тоже уже давно выпилили


  1. nronnie
    16.05.2024 11:08
    +1

    Зачем в семье сразу два (или даже больше) IT-шника. Пусть лучше учится на врача или адвоката - в случае чего семье реальная польза.


  1. adeshere
    16.05.2024 11:08

    Знакомство с программированием может начинаться (...) с пяти лет. (...) можно использовать различные языки программирования, например, Скретч, Пайтон, ДжаваСкрипт и другие

    Мой ребенок пока еще не дорос до текстовых языков (...)

    Буквально на днях я тут выложил описание языка собственной разработки, который позволяет начать занятия еще раньше. В моем случае обучаемому было два года и два месяца; сейчас, после пары недель эпизодических тренировок, язык освоен более, чем на 2/3. Конечно, первый вариант языка еще очень сырой, за что его уже раскритиковали. Тем не менее, я надеюсь, что упомянутый выше коммент может подсказать некоторые идеи тем, кто готов заниматься со своими детьми с минимального возраста ;-)


    1. anka007
      16.05.2024 11:08

      Проблема не в тексте как таковом. Проблема в том, что ребенку младшешкольного возраста очень трудно выйти за рамки прямых значений и линейного алгоритма, в мозгу еще не дозрели области абстрактного мышления, которые нужны для перевода задачи и её решения в абстрактное алгоритмическое описание. Конечно, регулярно сталкиваясь с задачами и их частными решениями соотвествующие абстрактные методы разовьются раньше, но есть и риски: 1) Закрепить "программирование это что-то там такое сложное, это не мое, я ничего не понимаю" 2) выработать "стандартные" ритуалы решения без понимая сути (как случается с ранним чтением: сложить из букв слово получается, а понять, о чем был текст нет), а диагностика ошибок и выработка понимания будет отдельной не самой простой задачей, переучивать сложнее чем учить с нуля. Я предпочитаю подождать естественного развития. А пока есть и другие заняия, и способы поддержания интереса. Оформление программы в виде кубиков помогает визуально формировать алгоритм, более наглядное представление, освобождая мозг от еще и такого формирования абстракций.


      1. adeshere
        16.05.2024 11:08

        ребенку младшешкольного возраста очень трудно выйти за рамки прямых значений и линейного алгоритма

        Да, сложно, но не невозможно. Задача перекладывания колец разного размера с одной "палочки" на другую в нужном порядке действительно очень сложна изначально, и становится труднорешаемой при любых дополнительных ограничениях. Тем не менее, "цикл" по целевой башне ребенок 2++ все-таки в итоге строит. Я имею в виду случай, когда перед одеванием колечка на целевую башню надо все "лишние" (неподходящие) колечки вернуть на исходную. Это вполне себе цикл, так как на каждой итерации (добавления колечка на целевую башню) совершается несколько промежуточных действий. Ну и другие аналогичные игры.

        Закрепить "программирование это что-то там такое сложное, это не мое, я ничего не понимаю" 

        Ну не надо до крайностей доводить, как в армии. Разумеется, никакого насилия быть не должно. Потому и игровая форма, и занятия только пока есть желание. С одним ребенком подстраиваться под него вполне возможно (а вот в группе гораздо сложнее). И, разумеется, всегда надо ставить решаемые задачи. Да, возможно, решаемые не с первой попытки, но по итогам любого занятия общее количество решенных задач должно быть много больше

        количества нерешенных

        Может, психологи подскажут более правильную пропорцию, но я допускаю, что отдельные нерешенные задачи иногда можно оставлять на следующий раз. Точнее, это от ребенка наверно зависит. Если он очень не любит возвращаться к ранее нерешенной задаче, то лучше в следующий раз просто показывать ему решение, а не предлагать, что бы он сам нашел.

         Я предпочитаю подождать естественного развития

        Так для этого (для развития) как раз и нужно подбрасывать новые (нестандартные) задачи. А не просто "закреплять пройденное".

        В школах (в том числе и онлайновых) с детей часто спрашивают именно "закрепление", но имхо способность поиска (а не вспоминания) решений гораздо важнее. Поэтому я не вижу ничего страшного, что ребенок какую-то задачу научился решать, а через день повторить не смог. Если он один раз придумал решение, то и второй раз придумает ;-)

        Меня во всяком случае именно так учили. В результате на вступительных экзаменах в МГУ я забыл, как доказывается теорема Пифагора (хотя это был профильный экзамен). Но посидел, кое-как доказал. Потом оказалось, что доказал нестандартным способом (хотя и правильно), за что получил дополнительный плюсик. Боюсь, что в обычной школе не всякий учитель такое бы оценил...


        1. anka007
          16.05.2024 11:08

          Если бы еще не было так просто управлять интересом ребенка. Сейчас практически вся индустрия дополнительного образования строится в первую очередь на том, чтобы было интересно, а уж будет ли какой-то толк дело десятое. А ребенку и поскучать иногда полезно (стимулирование фантазии и собственной воли к действию)

          За очень редким исключением, почти все современные "программисты" начали осваивать это самое программирование чуть ли не в старших классах школы, а некоторые и того позже. И ничего, среди них много настоящих высококлассных профессионалов. А вот среди тех, кто начал рано, да еще по "легкому" маршруту скриптовых языков, многие застряли на поверхностной практике без знаний основ.

          Полезных и интересных задач для ребенка 5-15 лет, не связаных напрямую с программированием, но связаным с развитием разносторонних логических связей в мозге огромное количество, не надо упираться в то, что интересно (скорее на слуху), но рано.


  1. rukhi7
    16.05.2024 11:08
    +1

    Со 4-го класса C/C++, алгебра Буля, целочисленная арифметика, вычисления целочисленной арифметики на логических элементах.


  1. Octabun
    16.05.2024 11:08

    Как по мне, начинать нужно с выработки критериев. Например, так

    • не учить ненужное

    • быстро видеть результат

    • не требовать сидячего положения

    • не требовать специального места

    • не портить вкус омерзительными зрелищами

    • позволить показать сделанное друзьям

    • позволять не учить другой язык когда ребёнок дорастёт до компьютера и у него сформируются предпочтения

    Дальше надо было бы приписать каждому требованию веса и каждому языку выдать очки по каждому требованию, но все дети разные и уже веса определить невозможно, а очки тяжело по той же причине. Значит, язык должен хорошо удовлетворять всем требованиям сразу. И внезапно оказывается - однозначно либо JavaScript, либо и JavaScript и Python. В зависмости от того, ставить ли Termux, искать ли бесплатный хостинг, есть ли домашний сервер...

    Смартфон у ребёнка и так заведомо есть. Всё обучение сводится к тому, чтобы докупить планшет и ВТ клавиатуру. И немного показать с чего начать. Если ребёнок не заинтересовался - не надо его мучить. Если ребёнок заинтересовался - заодно и читать английский текст научится.

    Если верить профессору Савельеву с YouTube и книгам его, особенно при приверженности врачебному "не навреди", все кто лезет с дополнитнльным обучением, особливо компьютерным, до того как ребёнку стало безопасно много читать - злобные и подлые шарлатаны.

    Увы, но я могу возразить сам себе

    • айпадному ребёнку может больше подойти swift, чистый или на замену Python

    • игровому ребёнку придётся купить комп, разрешить за ним сидеть, и учить он будет C# или С++ или Lua, для него это не главное

    • художественному ребёнку тоже придётся купить комп пораньше и учить он будет Python потому, что на нём скриптуется Blender. И Krita. Но GIMP скриптуется на С...

    • как распознать этих аномальных детей, особенно последние два типа, до того как - я не знаю.


    1. anka007
      16.05.2024 11:08

      Если в доме уже есть компьютер, то доступ к нему у ребенка должен быть. Общая компьютерная грамотность нужна всем поголовно. Но при этом безусловно нужно соблюдать цифровую гигиену и безопасность. А вот с этим у родителей часто большая беда, и научить детей они тоже не могут. Интересно, если на хабре провести опрос типа "у меня есть ребенок и я <запрещаю доступ к смартфону или компьютеру|использую родительский контроль устройств|смартфон ребенка это смартфон ребенка, я не лезу туда> то какой будет результат? У однокласников дочки явно превалирует последний вариант, еще небольшая часть выбирает первый. Но здесь аудитория более граммотная, может результаты будут отличаться?


      1. Octabun
        16.05.2024 11:08

        Если в доме уже есть компьютер, то доступ к нему у ребенка должен быть.

        Ещё в досмартфонную эпоху мне дали совет старшие товарищи. Совет оказался дельным, делюсь

        Ребёнок должен иметь свой компьютер

        Обоснование при выдаче: ну, это, как-то так получается, да и бояться что-то испортить он не должен. Показал как переустановить Windows всего один раз.


        1. anka007
          16.05.2024 11:08

          Давайте будем реалистами: не все могут себе позволить отдельный компьютер для ребенка. А по опыту общения с родителями одноклассников моего ребенка не у всех детей есть даже собственный рабочий стол: банально некуда его ставить. Да и отношение к компьютеру у современных детей другое: это в нашем детстве/юности он был невероятным источником открытий и связи с миром, а сейчас почти у каждого есть свой смартфон, во многих областях заменивший ПК. Даже простенькая игра интереснее на смартфоне, так как в неё играют все друзья.


          1. nronnie
            16.05.2024 11:08

            Я стесняюсь на людях пользоваться смартфоном. Потому что кругом ходишь, ездишь в транспорте, и смотришь на окружающих - и смартфон начинает от этого прочно ассоциироваться с долбое*измом низким уровнем умственного развития :))) А вот, домашний компьютер, если он является рабочим инструментом, тут тоже проблема - как показывает неоднократный личный опыт, пускать за него кого-либо (впрочем, как и давать кому-либо вообще любой рабочий инструмент) нельзя ни при каких условиях - спросите у любого нормального хоть сантехника, хоть электрика, хоть маляра - они свой личный инструмент в жизни никому даже в руки не дадут.


            1. anka007
              16.05.2024 11:08

              В некоторых компаниях рабочий инструмент - это рабочий инструмент, а не что-то там домашнее с хакнутыми игрушками и видео с сомнительных сайтов. Поэтому держите вашу машину, применяйте по назначению. И детям конечно туда нет доступа.

              А вообще, мы айтишники особый народ. К моменту появления детей у многих в запасе не одна машина разной степени целостности. Устаревшие системники, мониторы, ноутбуки, телефоны дороги нашим сердцам. Так что собрать ребенку что-то работоспособное не проблема, а старое для программирующиего ребенка ничуть не хуже, если не лучше нового. На новом только играть интересно, а на стареньком и в потроха залезть надо, и заметно пооптимизировать можно.

              Но если чуть выйти за свое окружение, то личный компьютер ребенку если и приобретают, то или игровой для игрушек, или в старших классах когда родительский пару раз сломает (и еще неизвестно сколько раз сумеет вовремя восстановить).


          1. Octabun
            16.05.2024 11:08

            Давайте, буду реалистом. Если нет денег - много чего не будет. Вкусной еды, ярких впечатлений, лет жизни и... компьютерной грамотности. Решения, по крайней мере оставаясь реалистом, нет.

            Поэтому в исходном посте я и пишу, или пытаюсь писать, про необходимый и достаточный минимум - смартфон, планшет, ВТ клавиатура. Никаких столов не требуется. Цена вопроса 15+15+5=35 тысяч рублей года на 3, это 1 тысяча рублей в месяц (сейчас). Результат - доступ в мир JavaScript где возможно всё кроме систем реального времени. И много разных частностей бонусами.

            Есть альтернатива дешевле - звонилка и что-то вроде DEXP Aquilon (8/256 Intel Celeron N4020C Windows 11 Home которая всё портит), сейчас в DNS за 17399. Вообще хоть заизучайся, но мне кажется - это хуже, зато уже 600 рублей в месяц но нужен стол.

            На одном смартфоне кроме отупения ничего не добиться ибо ничего не видать, ещё глазки убрать можно. Исключение - смартфон дороже компьютера, с DeX, и малость удивительный дом богатый ни к чему не подключенными мониторами.


            1. PereslavlFoto
              16.05.2024 11:08

              Ноутбук можно купить тысяч за десять, в нём будет работать браузер.


            1. anka007
              16.05.2024 11:08

              Кроме того чтобы собирать глаза в кучку есть 100500 бесплатных кружков при школах и домах творчества. Ребенку ещё формировать мышечный корсет надо. Развивать мозги за очень редким исключением гениев надо разносторонне. А гении вообще на особом контроле должны быть, так как этот перекос в мозгах обычно не бесплатный и проседают другие стороны психического развития и надо как минимум компенсировать их. Самый главный и важный навык будущего программиста - умение учиться, а не жаваскрипт с питоном.


  1. xaosxaos2
    16.05.2024 11:08
    +1

    Всё смешалось люди, кони. Вы хоть понимаете, что ребёнок 10 летний, это не тот что 9-й, а если 12-й, ууу и так далее - это для начала, для каждого возраста свой нужен подход, помню когда в школе ввели информатику прям после развала СССР, то младшим классам давали учиться на динозаврике, а мы перед тем как сели за БК и начали изучение бейсика, целый год ходили тренировались просто нажимать клавиши. Да прогресс шагнул вперед, но вот сознание детей нет, да может из 10 летнего получится что? не ясно и будет он один из 100, ну научите Вы его питону и что? Но у остальные это будет вызывать рвотный рефлекс. Детям должно быть интересно. Это в 11-м классе можно что-то серьезное давать с прицелом на будущее да и то...