Статья является шуткой и представляет собой анти-стратегию к успеху для тимлида.
Если читателям понравится, выпущу анти-гайд для управленцев более высоких уровней (руководителей тимлидов).
Если ты уже следуешь гайду, срочно обратись за помощью к руководителям и друзьям и спроси, что они делают вместо того, что здесь написано.
Если твой друг или руководитель следует гайду – попроси его обратиться за помощью (или сообщи его руководителю, что твой босс следует этому гайду и помощь нужна тебе).
Погружаемся в корпоративный ад на 3, 2, 1...
1. Не давай подчинённым совершать ошибки
Контролируй каждое решение и его реализацию, запускаемую в команде. Ни один пулл-реквест не должен выехать в прод без твоего ОКа. Ни одна техническая проработка задачи не должна случиться без твоего участия. Продвинутый уровень: постараться успевать на все встречи с обсуждениями всех проблем, возникающих у разработчиков
Если перечисленного недостаточно – попробуй прочитывать все рабочие чаты и почту. Кофеин в помощь!
2. Если сотрудник увернулся от твоего контроля (недоработочка, шеф!) и совершил ошибку – дай ему фидбек при полной аудитории!
Несмотря на твой неусыпный контроль, ребята совершают ошибки!
Открывай с ноги двери на встречу и начинай орать. Громче – лучше. Можешь предложить коллегам посоревноваться – чей "развивающий фидбек" будет лучше слышно из соседней переговорки. Если сам сотрудник тебя не поймёт, то уж его коллеги-то – поймут, что совершено преступление! Что может быть эффективнее?
3. Всегда, всегда спорь с заказчиками, другими тимлидами и более высокими руководителями. Спорить – круто, сотрудничать – для слабаков!
Тебе не нужна репутация человека, который обязательно сделает то, о чём попросят. Или даже человека, с которым легко договориться – что это за начальник такой, уважать же не будут!
Послать заказчика или, тем более, руководителя, куда подальше при команде – это сразу +100 очков к авторитету.
Попросили что-то странное или не очень понятное? Отказывай как можно жёстче. Ни в коем случае не пытайся помочь сформулировать запрос, вместе обсудить проблему и т.д. – это не твоя работа. Пусть сначала сами разберутся со своей проблемой и видением результата, а потом приходят.
Просят что-то понятное, но тебе кажется, что компания должна развиваться в другую сторону? Ни в коем случае не ищи компромисс. Переверни стол, прибей себя гвоздями к полу в лифтовом холле и твёрдо заявляй: "К счастью для компании, не перевелись ещё сотрудники со своим, правильным мнением. Я и мои подчинённые не будем это делать. Иди-ка и еще раз хорошенько подумай над своими идеями. Мне они не подходят!".
Нашел ошибку в идее заказчика или смежника? Например, аналитические рассчеты неправильные или продуктовую гипотезу вы однажды уже проверяли и она плохо полетела? Переходи к пункту (2) – выдай как можно более публичный, громкий и развивающий фидбек.
4. Ни в коем случае не занимайся развитием своих сотрудников. Кто очень захочет вырасти – и сам вырастет. А недостаточно проактивные тебе на высоких позициях незачем.
Крутой и перспективный сотрудник сам придёт к тебе с запросом на рост, набросает план развития и тебе останется лишь немного его подтолкнуть. Не вздумай проактивно заниматься прокачкой людей, выделять время подумать, кого и чему можно научить, чтобы повысить эффективность и, конечно, не помогай им выстраивать карьерный трек.
Настоящий боец – пробьется. А за остальных – что, тебе думать про их рост? Нет, ты же сам дорос, пусть и они карабкаются.
Вообще – не стесняйся обобщить этот ход мыслей. Если у тебя, когда ты развивался, чего-то не было, значит и у твоих подчиненных не будет. Если тебя руководитель не помогал – значит и ты им не должен – справедливо же!
5. Не вздумай растить заместителя и постепенно передавать свои полномочия!
Если у тебя, несмотря на все усилия, появляются перспективные растущие подчинённые – ни в коем случае не делись властью. Особенно, если твой руководитель приходит с прямым запросом:
Дружище, давай подготовим тебе заместителя? Это обеспечит фундамент твоего дальнейшего роста, человека замотивирует и команду сделает устойчивее
Фундамент для роста? Устойчивость? Чёрта с два! Избавиться от тебя задумали!
Не для того ты завязывал систему на себя и 5 лет не ходил в отпуск благодаря такой конфигурации, чтобы вот так легко всё потерять. Слишком проактивным, как и недостаточно проктивным, в твоей команде делать нечего.
6. Проводи 1х1 с подчиненными только по своему настроению или если подчиненный явно об этом попросит
Разговаривать про работу и лично давать обратную связь?
Во-первых, ты уже выполняешь (2) из инструкции – твою обратную связь слышит весь этаж.
Во-вторых, кому она нужна, тебе или им, в конце концов? Вот и правильно. Кому надо – сами придут.
7. Если человек-таки напросился на эту встречу и обратную связь, ни в коем случае не подгоняй формат под сотрудника
a. Человек болезненно реагирует на жесткую критику?
Это его проблема, ты же руководитель и тебе виднее, как правильно формулировать сообщение. Вообще – пусть научится из фидбека любой формы суть вытаскивать
b. Сотрудник говорит, что ему не хватает деталей и фидбек слишком абстрактный?
Ты его нанял не для того, чтобы за него думать и разжёвывать. Не понял, значит, пусть подумает ещё. Не вздумай менять формулировки и детализировать. Скажи для мотивации лучше:
– Я не знаю, почему ты не принимаешь обратную связь. Что с тобой делать, чтобы ты меня услышал?
Особый шик – ситуация, в которой человек сделал что-то, по твоему мнению, не очень правильно, но как сделать лучше – ты и сам понятия не имеешь. В этой ситуации будет очень эффективно сказать, что сотрудник плохо поработал и результатами ты недоволен, а на вопрос, как было правильнее, ответить что-нибудь в духе:
– Ну, не знаю, подумай и разберись!
8. Поощряй токсичные комментарии на ревью в коллективе. Если сам не успеваешь – пусть хоть другие разработчики это делают
Сотрудник пришел жаловаться на то, что ему коллега в пулл-реквестах пишет: "говно, переделывай" или "как тебя вообще взяли к нам работать"?
А в чем проблема-то? Ну код же – и правда говно. А, ему в такой форме фидбек не нравится принимать и он вообще не понимает, что делать, чтобы было "не говно"? Ну – это его проблема, смотри пункт 7.
Если ребята дают фидбеки, игнорируя ощущения коллег и стараясь сделать это максимально неприятно – ты на верном пути!
9. Выбери, что тебе больше по душе: бизнес-метрики или техническое качество сервиса. После – направь на это весь фокус внимания и лучших людей. Никаких полумер!
Балансировать между хотелками бизнеса и техническим качеством? Ну уж нет – это куча сложных решений, жонглирования исполнителями и задачами, и вообще – сложно. Выбери что-то одно и бей из всех орудий только туда.
Считаешь себя продуктовым человеком? Качай GMV. Техдолг – оставь следующему руководителю. Или стажёров на него высади.
Ты, наоборот, настоящий инженер? Покажи всем, что не зря оказался на своей позиции – перепиши всё, до чего дотянешься, а бизнесу помогай только если очень надоедят. Потом – классное выступление на конференции сделаешь про внедрение нового фреймворка.
Никаких компромиссов и полумер – чёткий, уверенный курс в одном направлении!
10. Внедряй изменения только сверху вниз! А лучше – вообще не внедряй.
Сотрудник нашёл новый инструмент, который может классно сработать и просит недельку на внедрение и помощь в продаже менеджеру? Не, бред, если бы фреймворк был классным и рабочим, ты бы и сам его давно нашел или от коллег услышал.
Ты предложил сложную архитектурную реализацию проекта, вы начали копать, а старший разработчик через неделю предложил сделать то же самое, только в два раза быстрее и проще? Да не может такого быть, он точно что-то упустил! Даже если ты не видишь –лучше перестрахуйся и не меняй курс.
11. Никаких дружеских отношений на работе!
Пить пиво с командой по пятницам? Обсуждать, как ребята поиграли в футбол на выходных? Ещё чего! Ты им начальник или лучший друг? Другом можно воспользоваться, друга тяжело уволить и ещё куча проблем. А у вас тут – бизнес! Только рабочие коммуникации, только хардкор, никаких симпатий!
Что, если ты узнаешь кого-то получше, а потом не сможешь громко и публично выдавать обратную связь? Или сотрудник "по-честному, как человеку, которому доверяет" тебе признается, что ты делаешь какую-то фигню и команда в тебя не верит? Это – не то, что тебе нужно, так что футбол пусть в курилке без тебя обсудят.
12. Процессы – строго по инструкции!
Ты прочитал классную книгу про скрам или канбан или увидел, как это работает у соседей?
Запиши детальнее, внедряй и воспроизводи 1 в 1 в своей команде.
Если команде неудобно или кто-то говорит, что в вашей ситуации это не подходит – они просто не разбираются в процессах. Только каноничные практики, только хардкор!
При внедрении процесса удобнее никому (включая тебя) не стало и влияние на эффективность команды неочевидно? Ну ничего – значит, влияние находится на неизмеримом уровне, но оно есть!
Заключение
Выше я постарался привести неполный, но достаточный набор шагов, чтобы руководитель мог превратить в кошмар жизнь команды и надёжно заблокировать себе карьерный рост. Чтобы не оказаться в такой ситуации – не делай так. Надеюсь, кого-нибудь моя статья остановит или заставит задуматься.
Если у тебя есть другие "отличные" советы – делись в комментариях и помогай другим руководителям.
Если тебе интересен контент, помогающий не превратить свою жизнь в ад – я веду телеграм-канал ровно для этого, заглядывай на огонёк :)
Береги себя и команду!
Комментарии (17)
fat_dude
21.05.2024 15:11+1Блин, ну вот вроде по делу всё написано, но выглядит это всё жутко субъективно. На самом деле, мне кажется, для того чтоб быть хорошим руководителем, достаточно просто быть внимательным ко всему.
Ни один пулл-реквест не должен выехать в прод без твоего ОКа
Ну кстати, если речь идёт о DevOps, ошибки могут быть очень дорогими, так что моментик спорный.
Сотрудник пришел жаловаться
Этим на мой взгляд вообще HR должны заниматься, в рамках выстроения корпоративной культуры. Что я должен сделать, если джентельмены не могут сами между собой договориться? Я руководитель, а не нянька.
Дополню, если не могут договориться по личным вопросам. В этом случае руководитель, на мой взгляд, имеет право принять решение о том является ли код говном или нет, но то как ведут себя сотрудники в коллективе это уже ответственность HR.
Никаких дружеских отношений на работе!
Личное дело каждого.
JaneGame
21.05.2024 15:11+2Ну хз... Я ожидаю от руководителя, что он будет фасилицировать подобные моменты, в идеале - подобные случаи должны быть единичными и не должны выходить за пределы команды. Если дело идет дальше, то это это ставит в невыгодном свете в первую очередь руководителя.
Kotmanul
21.05.2024 15:11Как раз этот твоя задача решать терки между коллегами ибо твоя основная задача как руководителя -- принимать решения и руководить людьми.
Если на моей работе у меня есть проблемы с коллегой я просто иду и жалуюсь руководителю и он уже принимает решение относительно этого.
OlegFM
21.05.2024 15:11Из опыта. Если твой подчинённый плохо понимает твой замысел, да ещё и перечить вздумал, возьми его за воротник и скажи, какие прелюбодеяния ты с ним совершишь, если он не проникнется твоей идеей. Обязательно проследи, чтобы было хотя бы два свидетеля, чтобы такого впредь не повторялось
kira_obrezkova
21.05.2024 15:11Помню, как впервые осознанно разрешила себе дать разработчикам ошибиться. Я как в прошлом программист понимала, что их способ не сработает. Задала уточняющие вопросы, но сдержалась, чтобы не говорить им, как надо. Позже они сами пришли к другому варианту.
Это сложно. Вот только что ты решал технические задачки, а теперь это все уже без тебя. Но таков путь.
Пункт 6 - про встречи "один на один". Я с ним согласна (как с вредным советом), но встречала опытных тимлидов, которые считали, что хорошие отношения с командой - это когда к тебе могут прийти с проблемой, а отдельно какие-то встречи не нужно проводить.
titan_pc
21.05.2024 15:11Читал, было весело. Пока не прочитал вот это "Другом можно воспользоваться". Нефиг пользоваться друзьями! Тот кто использует друзей - заслуживает руководителя, которого описывал в статье.
anton_tereshko
21.05.2024 15:11Я вчера от одного руководителя услышал:
>Вот так нужно делать, я в сфере уже 5 лет и так правильно
GDragon
Можно ещё постоянно рассказывать сотрудникам что их приняли на работу из жалости, а за забором стоит километровая очередь из супер профессиональных специалистов на невероятно высокую зарплату (вдвое ниже рынка).
kbnrjlvfrfrf
Ну объективно выбирать нынче есть из кого.
DMGarikk
На низких грейдах, да, на высоких все как было
kbnrjlvfrfrf
Ну вот каких - высоких? Ведущего аналитика с огромным опытом в ритейле/финансах/страховании/... - может и непросто найти. Жависта с микросервисами и проими кубернетисами - да как два пальца об асфальт. Если конечно реально задаться целью найти, а не в вахтёра играть и своё ЧСВ на собесах расчёсывать.
DMGarikk
Адекватного сеньора то найти?
из 10 человек дай бог 1 хотябы миддл+
и взять миддла на место сеньора? у меня собесы крайне лайтовые без лайфкодингов и зачитыванием наизусть мануалов по языку
kbnrjlvfrfrf
Айти не вчера появилось. За годы бума на рынке выросло предостаточно толковых специалистов. Это мы 20 лет назад имели право жаловаться что никого не найти. И то выкручивались и находили.
И, собсна, чо? Вам шашечки, или взять толкового и более-менее подходящего человека, дать ему разобраться в каких компетенциях ему не хватает, и в бой?
DMGarikk
Многие уехали, многие ушли в тимлиды/архитекторы
вообще очень наивное предположение что от засилья джунов у нас будет засилье сеньоров
их как не было 10 лет назад так нет и сегодня...нет были изменения на рынке конечно, 5-10 лет назад было примерно 50 вакансий на человека, сейчас 20 вакансий на человека..плюс приправлено сверху отвалившимся забугром
так я и отбираю людей по признаку "в состоянии/может/хочет разобраться" и таких людей совсем немного
мне пофиг что человек не знает какойто фреймворк, пофиг что у него опыта нет в оракле
мне важно что он сам может вникнуть в новый инструмент и понимать как он работает и я часто спрашиваю по прошлому опыту - что делали, почему такие инструменты выбирали и с чем сталкивались...и люди частенько говорят что тимлид выбрал... ну чёто там юзали...почему хз, таски такие были
что такого взять и в бой чтобы он сбежал через две недели со словами "это сложна чото" или самому увольнять? я уже пару человек так увольнял
kbnrjlvfrfrf
Ага, ещё многие умерли или спились, чо мелочиться!
Кто мог 10 лет назад находить, тот и сейчас прекрасно находит. Даже тут, на Хабре, после разбора нытья "полгоданикавонайтиниможем", в 100% оказывались проблемы нанимающего: неадекватные HR на первичном фильтре (которые мужа чтоли себе ищут?), неадекватная зарплата, неадекватные требования (в вакансии одно, а на собесе спрос про совсем другое), желание найти человека-отдел (что физически невозможно), неадекватные собесы (с предложениями повращать дерево продолжайте искать дальше). Иногда попадались представители с явно психическими расстройствами (чувак перебирал несколько тысяч кандидатов).
Если хотите давайте и ваш кейс коллективно разберём. Выкладывайте вакансию на которую никого найти не можете.
DMGarikk
вы считаете я выдумываю? 90% моих прошлых коллег живут в ЕС, Сербии, Армении, ОАЭ
Это очень большое количество людей..т.к. я во многих конторах работал
я конечно понимаю что многим хочется верить заклинаниям из ящика что в ИТ все замечаетельно, что джуны конвертируются в сеньоров десятками, что уехавшие 22 году массово возвращаются осознав свой великий патриотизм..но реальность не совсем такая (но справедливость ради, часть людей действительно вернулась. я например, мои нынешние коллеги почти все работали в забугорных компаниях)
я про сеньорские грейды, не забывайте...и какихто фильтров я там не замечал...я блин работу месяц назад искал, не отправив ни одного резюме и не нажав ни одного отклика на площадках поиска
я на другой работе уже работаю (вторую неделю), тут ищут миддлов и особых проблем в этом грейде я пока не вижу (а с тем что у джунов и миддлов проблемы с востребованностью изза выравнивания спроса-предложения, я не спорю)...кроме разве того что мне уже попался на повторный собес человек с неправильной оценкой грейда, которую делали мои текущие коллеги
Filiber
мой бывший гендир говорил "очередь от метро Полянка (в нашем случае)".
так компанию и пролюбил. хорошо, что уже без меня...