Изначально социальные сети вели для развлечения. Сейчас они стали полноценным инструментом для продвижения услуг, развития брендов и самовыражения. Посты размещают все: от школьников до первых лиц государства. Не обходится и без нарушения прав авторов. Обидно, когда на создание уникального контента уходят деньги и время, а нарушитель пользуется им безвозмездно и безнаказанно.
Меня зовут Юрий Горбачев. Я руковожу патентным бюро «Лирейт». В этой статье расскажу, что делать, если ваши посты копируют и размещают в блогах конкуренты и другие пользователи.
Как понять, что ваши посты воруют?
Обычно пост состоит из текста, фотографии или видео. Своровать могут все элементы поста или только часть. Даже если текст вашего поста скопировали частично, это уже нарушение.
Не будет считаться нарушением использование вашего поста в информационных, научных, учебных или культурных целях с указанием имени и источника заимствования. Однако даже в этих случаях желательно получить разрешение от владельца исключительных прав, потому что доказать цель использования может быть проблематично.
Важно, чтобы объем цитирования не был превышен. Если заимствовать для достижения цели можно было меньше, то неоправданный объем скопированного материала признают плагиатом.
Без грамотного мониторинга автор или владелец исключительных прав не всегда может обнаружить, что его текст красуется на другом ресурсе. Поэтому необходимо занять активную позицию по защите своих прав.
Самостоятельно найти посты помогут:
Сервисы антиплагиата дадут ссылки на сайты, где нарушители разместили ваши материалы.
Кому принадлежат посты?
Пост состоит из нескольких частей – обычно это изображение, текст. У каждой части есть автор. Если вы нанимаете дизайнера, копирайтера, которые создают ваши посты, значит, изначально им принадлежат все права на объекты. Вам нужно правильно оформить правоотношения с исполнителями, тогда исключительные права перейдут к вам – заключите с автором договор. Вы сможете пользоваться текстами, фотографиями, распоряжаться ими и защищать контент от нарушителей.
Если вы самостоятельно создали контент, он принадлежит вам. Сохраните исходники, черновики, задепонируйте важные материалы, отправьте письмо с контентом самому себе по электронной почте и не открывайте его до востребования.
За использование чужих постов предусмотрена ответственность. Она может быть разной: от штрафа до многомиллионной компенсации. Уголовная ответственность предусмотрена за тяжкие преступления, связанные с нарушением авторских прав, например, плагиат, который привел к крупному ущербу.
Как защищать свои авторские права?
Для защиты авторских прав можно использовать 4 способа в определенной последовательности: начинать с обращения к нарушителю, потом переходить к более серьезным мерам – идти в суд.
Обратитесь к вору контента напрямую
Свяжитесь с тем, кто скопировал ваш пост, и попросите удалить его с сайта или из социальной сети. Если нарушитель не хочет проблем, совершил плагиат не намеренно, то он удалит контент сразу, не дожидаясь, пока вы пойдете в суд.
Текст такого обращения может быть простым:
«Добрый день. Вы опубликовали мой пост в своем аккаунте. Удалите, иначе я буду вынужден обратиться в суд».
Перед отправкой любых обращений нужно зафиксировать нарушение. Сделайте обычный скриншот или нотариальный осмотр сайта. Это понадобится в будущем, если возникнет необходимость идти в суд.
Пожалуйтесь на нарушителя администрации соцсети или хостинг-провайдерам
Большинство социальных сетей предусмотрели специальную форму, через которую автор или владелец исключительных прав может обратиться к администрации ресурса и попросить удалить объект, нарушающий его права. Такая возможность есть у:
Вконтакте – форма DMCA;
Гугла – форма здесь;
Яндекса – форма здесь.
Чтобы на жалобу обратили внимание, нужно обязательно подтвердить, что вы – владелец исключительных прав на скопированные объекты. В качестве подтверждения приложите к заявке документы, исходники, скрины переписок с исполнителем, ссылки на первоисточник, договоры авторского заказа, лицензионные соглашения и другие доказательства.
Документы – лучшее подтверждение.
Если подтверждений нет, жалобу могут проигнорировать. Площадка не сможет удостовериться в вашей добросовестности. Администрация соцсети удалит контент, если вы докажете, что он принадлежит вам. При повторных нарушениях, возможно, будет удален весь аккаунт.
Если текст или изображение разместили на сайте, то после безрезультатного обращения к владельцу платформы, нужно обратиться к хостинг-провайдеру, на сервере которого находится сайт. Он может заблокировать ресурс или отдельную его страницу. Узнать хостинг-провайдера можно через WHOIS-сервис.
Направьте нарушителю досудебную претензию
На практике большинство нарушений пресекаются после получения досудебной претензии. К тому же законом установлено, что это обязательный этап. Если вы не попытаетесь мирно договориться с нарушителем, иск суд не примет.
Борьбу с правонарушителем можно начать сразу с досудебной претензии. Попытки договориться лично, жалобы хостинг-провайдеру или администрации соцсети – это необязательные шаги, но их тоже можно сделать при желании, а вот претензию направить нужно, если планируете идти в защите своих прав до конца.
Все предыдущие шаги можно выполнить самостоятельно, но на этапе составления досудебной претензии лучше обратиться к юристу, специализирующемуся на авторских правах. Он поможет вам защитить права и получить компенсацию.
Досудебная претензия – это документ. В ней нужно указать, что пост принадлежит вам, сослаться на статьи 1229, 1270 и 1301 ГК РФ. Можно указать сумму, которую вы хотите получить от нарушителя.
Если претензия составлена убедительно, нарушитель согласиться выполнить требования, чтобы избежать суда. Ждать ответа нужно в течение 1 месяца.
Я уже сталкивался с теми, кто копировал мои посты, статьи, размещал их на сайтах или в социальных сетях. С одной стороны – это хорошо, значит, контент качественный и полезный. С другой – обидно, что твой труд используют в своих целях другие лица. В моем случае на досудебном этапе удавалось достичь взаимопонимания с нарушителями, контент удаляли. Однако так бывает не всегда.
Обратитесь в суд
Взыскать с нарушителя по закону можно до 5 000 000 рублей. Однако добиться максимальной выплаты бывает сложно. Если ваши права нарушает юридическое лицо, то шансов получить компенсацию больше, чем в том случае, когда нарушитель – физическое лицо. Если нарушитель извлекал прибыль с помощью ворованного контента, он заплатит внушительную компенсацию. Однако сумма компенсации чаще бывает от 10 000 до 500 000 рублей.
Если нарушитель – физическое лицо, вам нужно обратиться в суд общей юрисдикции, а если вы имеете дело с юридическим лицом – в арбитражный суд. Обязательно нужно установить личность ответчика. На его имя подается исковое заявление.
Судебная практика по делам о нарушении авторских прав обширна. При наличии доказательств авторства или владения исключительными правами суд становится на сторону правообладателя.
Как обезопасить свой контент?
Обезопасить свой контент на 100% невозможно. Риск, что его скопируют, остается всегда. Однако есть меры, применяя которые вы будете более подготовленными к этой ситуации.
Если вы решили размещать контент в соцсетях, прочитайте пользовательское соглашение. Там платформы дают информацию об авторских правах на размещенный контент. Вы узнаете, как защитить свои права и случайно не нарушить чужие.
Например, ВК установил, что пользователь, размещая на сайте авторский контент, предоставляет другим лицам право использовать его в рамках функционала сайта исключительно с целью личного некоммерческого использования, кроме случаев, когда это причиняет или может причинить вред интересам правообладателя.
Для предупреждения правонарушений можно ставить символ копирайт и рядом имя автора. Это не спасает от воровства контента, но останавливает некоторых людей от копирования.
Не забывайте, что защита авторских прав на контент в социальных сетях – важная часть вашей онлайн-стратегии. Следите за своим контентом и не допускайте его несанкционированного использования.
Комментарии (7)
AccountForHabr
23.05.2024 13:54"отправьте письмо с контентом самому себе по электронной почте и не открывайте его до востребования. " - это как? Что такое "до востребования" для электронного письма?
Squoworode
23.05.2024 13:54Видимо, чат-жопете галлюцинирует. Традиционно советовали отправлять контент самому себе заказным письмом и не вскрывать конверт.
GeeeG
23.05.2024 13:54Так если копируют - это прекрасно. Увеличивается количество точек распространения, увеличивается аудитория. Какие могут быть претензии?
Само по себе чистое и честное копирование - априори не криминально.
GDragon
23.05.2024 13:54Проблема в том что паблики-паразиты живущие на чужом контенте, очень любят вырезать подпись автора.
GDragon
Ему как правило пофиг
Им как правило тоже пофиг
Для начала надо узнать кому её направлять, в подавляющем большинстве ситуаций это достаточно сложно.
Если вы всё таки смогли найти нарушителя и его данные, то с подавляющей вероятностью (если вы мимокрокодил, а не фирма международных масштабов) потратив 100-200-300 тысяч на суды, вы получите компенсацию за нарушение в 10-30 тысяч и урезанную процентов на 80 компенсацию судебных расходов.
Можете судиться дальше, подавая апелляции, кассации, и может быть, спустя ещё 2-3 года и пару миллионов затрат вы таки выбьете компенсацию судебных расходов в "почти" полном объеме и компенсацию за нарушение тысяч в 200.