В приличном обществе слово «Урбанистика» употреблять не принято, поскольку Варламов, электросамокатчики, стрит-ритейл, заднеприводные, общественники, Кац, мэр, стилобат - ну, такое себе. В то же время, признайтесь, все же любят потупить в ВК-шечке в городских сообществах, и, сокрушенно качая головой, соглашаться с тем, что да, понастроили человейников, мусор не вывозят, мест в детсадах нет, в больницах очереди, всё кругом залили бетоном, #нахерпорасваливать. Сходные мысли преследовали человечество на протяжении всего периода существования городов, и все это время специально подготовленные личности зарабатывали себе на жизнь градостроительством.

Градостроительство - одна из сторон той самой урбанистики, о нем и побеседуем.

Начнем с немножко неожиданного. По закону Рудольфа Клаузиуса, тепло никогда не может переходить от более холодного тела к более теплому без какого-либо другого связанного с ним изменения, происходящего одновременно. Это, мать его, второй гребаный закон термодинамики, и в градостроительстве понимание этого закона так же важно, как стоя под стрелой помнить о втором законе Ньютона. Иными словами, в конце пути вас всегда будет ждать холод, и это необратимо. Но есть и хорошие новости. Однажды британский физик (ну да, куда уж без британских ученых) и по совместительству писатель Ч. П. Сноу (все же помнят, что Вестерос - это семь англо-саксонско-ютских королевств?) обратил свое внимание на термодинамику, и сформулировал три ее закона применительно к повседневной жизни следующим образом:

Вы не можете выиграть.
Вы не избежите убытков.
Вы не можете выйти из игры.

Вкратце, применительно к градостроительству - для поддержания необходимых качественных и количественных характеристик городской застройки требуются вливания из внешних источников, и речь не только о деньгах. Самосохраняющееся градостроительство невозможно ввиду энтропии, поэтому жертвы ради сохранения и, тем более, развития построенного неизбежны. Порядок всегда стремится к исчезновению, а энтропия – к увеличению. Развиваясь, система разрушает неактуальные направления. От этой схемы не уйти, нам в ней жить - и вот теперь о том, как сделать жизнь счастливой.

Энтропия
Энтропия

Давайте, начнем со статистики - для научности и погружения в глубину проблемы. Доля городского населения России составляет более 75 % от населения страны. При этом 82 % российских городов с населением свыше 100 тыс. человек имеют неблагоприятную среду. Более половины жителей России (64 %) сталкиваются с нехваткой объектов общественно-деловой инфраструктуры в пешеходной доступности от дома. Спектр этих объектов в объеме, необходимом для обеспечения высокого качества жизни (торговля и услуги, отдых, культура и досуг, спорт, образование, здравоохранение, офисы и малые производства), представлен только в исторических центрах городов России, к которым относятся 8 % городских территорий и 5 % жилищного фонда страны. Для 70 % территорий жилых районов России - как сформированных в советский период, так и современных — характерна низкая обеспеченность объектами торговой и культурно-досуговой инфраструктуры. Доля таких объектов в 10-минутной доступности от жилых домов составляет около 9–11 % от общей площади застройки (при европейских нормах в 40 %). 60 % жителей средних и крупных городов России сталкиваются с проблемой заторов на дорогах. Это во многом обусловлено нехваткой альтернативных транспортных маршрутов из-за низкой плотности улично-дорожной сети. В России ее средний показатель составляет 8–10 км/км2 против 20–30 км/км2 в Европе. Такая низкая плотность приводит к появлению в городе территорий, куда трудно добраться как на общественном транспорте, так и на автомобиле. Городам не хватает дорог и парковок.

В абсолютном большинстве жилых районов (за исключением центров городов) отсутствуют места приложения труда, в том числе офисы и малые производства. Доля таких объектов в советской микрорайонной и современной массовой застройке не превышает 1 %. При этом больше половины жителей городов хотели бы жить в пешеходной доступности от работы. 79 % россиян отмечают близость к природе вторым по значимости показателем качества жизни в городе после безопасности. При этом 44 % жителей указывают на нехватку парков и скверов рядом с домом. В 60 % российских городов озелененные территории находятся в неудовлетворительном состоянии. 37 % горожан, желающих переехать в другой город, мотивируют такой переезд неблагоприятной экологической обстановкой — это второй по распространенности мотив после отсутствия жизненных перспектив и работы с достойной оплатой. Люди часто называют свой город грязным, загазованным, пыльным. Данные наблюдений подтверждают мнение жителей: превышения допустимых показателей загрязнения воздуха отмечаются в 60 % городов.

Поэтому нет ничего удивительного в комментариях, засирающих сплошным покровом посты в городских сообществах - несколько поколений выросло с убеждением, что условия для жизни, труда и отдыха должны быть максимально приближены к тем, которые нам показывают по телевизору и в телефоне, и какого хрена этого не видно, если оторвать взгляд от экрана. Усредненное мнение жителя мегаполиса - власти продались застройщикам, последним насрать на людей, и они строят картонное жилье и пластмассовые ТРК прямо поверх исторического и природного наследия. Правота суждений подтверждена обвинительными приговорами в отношении всяких чиновников, и понатыканными как попало коробками строений. В одной из них ты и живешь, уважаемый читатель.

Так а где же обещанные в самом начале хорошие новости? Терпение. Плесните в стакан со льдом бурбон на три пальца, и дайте ему пару минут - этого времени достаточно для беглого обзора того самого внешнего фактора, который не позволяет остыть теплому при воздействии холодного.

Самая скучная из всех наук - это юриспруденция. Есть мнение, что это и не наука вовсе, а способ порабощения людей бездушной государственной машиной. Всем известно, что первые кодексы придуманы евнухами-гомосеками для легализации императорской власти, поэтому ни к чему хорошему это изобретение привести не могло. Тем не менее, лучший способ избавиться от энтропии до сих пор не придуман, поэтому Библия градостроительства на территории РФ - это Градостроительный кодекс. Есть и другие увлекательные нормы, но без предварительной подготовки в эту грусть лучше не нырять.

Последняя глава кодекса посвящена комплексному развитию территории (далее - КРТ) - на сегодняшний день это наиболее актуальный ответ государства на вопросы градостроительноозабоченной общественности. Целями КРТ заявлены, среди прочего, создание всякой архитектурной красоты, увеличение количества и качества жилья, его доступность, развитие инфраструктуры и благоустройства территорий, формирование комфортной городской среды, создание рабочих мест, и главное - «создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования обновления застроенных территорий». Последнее предполагает обязанность того, кто строит - назовем его простым русским словом Застройщик - возвести не только продукт, предназначенный для получения Застройщиком прибыли, но и полезные для поселения ништяки: больницы, детсады, школы, улицы, дороги, скверы, бассейны, спортзалы - за собственный счет, и передать возведенные объекты на баланс поселения или соответствующего министерства.

 План застройки в соответствии со стандартом КРТ
 План застройки в соответствии со стандартом КРТ

Для того, чтобы благие намерения не повлекли за собой энтропию и народный бунт, создан Стандарт КРТ - книжка с красивыми картинками, в которой во всех подробностях изложены пожелания по возведению комфортной городской и сельской среды. Где-то в гробу перевернулся маркиз де Вобан, увидев на страницах Стандарта милые его сердцу стены бастионов, башни, барбаканы - наполненные личным составом, румяным и упитанным - с прекрасными путями снабжения, местами складирования, разнообразием используемого транспорта.

План застройки поселения по версии маркиза де Вобана
План застройки поселения по версии маркиза де Вобана

И этот возврат к истокам - обоснован. Один из основных принципов развития жилой застройки - это функциональное разнообразие, предполагающее соседство зданий и помещений различных видов использования: жилой застройки — с объектами торговли и услуг, отдыха и досуга, образования и здравоохранения, офисами и малыми производствами. В отличие от привычной советской застройки микрорайонами, упомянутые объекты не вынесены на изолированный пятачок за пределами спальных кварталов, а гармонично встроены прямо в жилой комплекс, но при этом внутриквартальное пространство планируется как благоустроенное для нужд жильцов. Транспортные и людские потоки остаются за внешним периметром квартала, где устроена улично-дорожная сеть с элементами благоустройства и парковками для личных авто жильцов, их гостей, клиентов стрит-ритейла и иных размещенных на нижних этажах квартала объектов. Таким образом, формируется городская среда, где «все под рукой», что сокращает необходимость усадить свою жопку в личное авто и отправиться в путь - вперед, к созданию «пробок» и суеты. Кроме того, пешеходная доступность объектов повседневного обслуживания стимулирует рост двигательной активности жителей, развитие сферы торговли и услуг.

Стена маркиза Де Вобана
Стена маркиза Де Вобана

Такая функциональность как раз и объясняет возникновение застройки, похожей на фортификацию: в тет-де-пон размещены места общего пользования - скверы, стадионы, парковки; за ним барбакан со стрит-ритейлом и иными заведениями, и дома-стены, укрывающие внутриквартальный уют от заблудившихся алкашей. Дома-башни могут располагаться на пересечениях квартальных застроек, формируя любимый советскими детьми высотный акцент. То, что было испытано веками, должно быть надежным.

Квартальная застройка на относительно небольших земельных участках - парцеллах, позволяет приспособить территории к «изменениям экономических и социальных условий, запросов и потребностей горожан и при этом обеспечивать стабильно высокое качество жизни». Кроме того, такая застройка способствует увеличению дорожной сети за счет высвобождающихся участков. Привычный пейзаж и уклад жизни при этом иногда страдают, да. Однако, в идеале, эти обстоятельства никого не должны расстраивать ввиду своей привлекательности, комфорта и рациональности. Что думает застройщик о необходимости несения расходов на строительство не приносящих прибыли объектов - всех этих больниц, школ, скверов и т.д.? По большому счету, это не волнует ни обывателя, ни тем более государство. Горожанин желает комфортную городскую среду, и государство создало правило для ее формирования. И если вдуматься - это правило вполне устраивает застройщика.

Стена Воронежа
Стена Воронежа

Процесс КРТ занимает чуть больше времени, чем обычная точечная застройка, или даже строительство микрорайона, но на выходе застройщик предлагает потенциальному покупателю не просто угол в бетонной коробке, а территорию, обеспеченную необходимой социальной инфраструктурой, местами для проведения досуга и шопинга, возможно - местом работы, имеющую необходимое нормативно-установленное озеленение, прогулочную зону, транспортную доступность. Это удовольствие стоит денег, и покупатель компенсирует застройщику все его расходы, оплачивая по итогу все то, чем он будет пользоваться.

Я оптимист, и верю в то, что дно не пробито, и мы еще увидим, как на комплексном развитии территории будут пилить миллиарды, а судьи, грязно ругаясь, будут распутывать тупые и наглые, но почему то рабочие схемы ухода застройщиков от принятых обязательств. Шучу. Судьи грязно не ругаются.

Вместе с тем, если не пытаться менять городскую среду от состояния наименее благоустроенной к наиболее комфортной, то и не стоит удивляться появлению вскорости сталкеров за разбитым окном. КРТ - хороший способ переехать в условную Норвегию, не покидая родную Пермь. Нормативному урегулированию комплексного развития территории едва исполнилось три года, и эта схема вряд ли к настоящему времени принесла явно видимые результаты. Однако, договоры о КРТ активно заключаются, проекты решений выложены в публичном доступе для возможности обсуждения, в том числе на публичных слушаниях. Строительство уже началось. Участвуйте в городской жизни, бросайте мусор в урны, используйте для перемещений собственные ноги, велосипед и общественный транспорт - и однажды проснетесь в светлом будущем. Дорогу осилит идущий.

Автор: Павел Реутских

Оригинал

Комментарии (42)


  1. swingaroo
    07.06.2024 12:53
    +7

    Про модификаторы вымарали, а про правила не смогли? Плохие редакторы, плохие.
    Отдельный вопрос, зачем это буриме на хабре, кроме как ВК-шку пиарить.


  1. newintellimouse
    07.06.2024 12:53
    +14

    А вот этот фан-сервис, кокетство и заигрывание с почтенной публикой из серии «евнухи-гомосеки» и «плесни себе в стакан со льдом бурбон на три пальца» — это свойство автора или вашего сообщества?


    1. exTvr
      07.06.2024 12:53
      +3

      это свойство автора или вашего сообщества?

      Это Пикабу, прорастающее на теле Хабра.


  1. GidraVydra
    07.06.2024 12:53
    +7

    У автора крайне извращенное представление о "приличном обществе". На Хабре, к счастью, таких приличных общественников не так много, преобладают все-таки адекватные люди.

    По сути же - зачем и кому вы рекламируете КРТ (Комплексный Распил Триллионов) на Хабре?


  1. Batalmv
    07.06.2024 12:53
    +6

    Такое себе, начало с термодинамикой интересное, но вывод из этого простой - надо вкладываться, иначе жилье само себя не улучшит. Нежданчик :)

    Но мысль развития не получила, поэтому считаем что это было чисто случайно. Статистика - ну камон, все упирается в финансы. Мало денег - добро пожаловать в гетто. Много тех, у кого мало денег - гетто везде, кроме островков "нормальной" жизни за высоким забором. Все просто

    Ссылки на фортификацию и фотки - это вообще бред. Просто иначе не защитишься от внешних угроз. Но жизнь в рамках стен как правило приводит к стеснению и тому подобному. Особенно, если это город.

    КРТ и прочее - чисто разводка для тех, кто хочет за подороже купить тоже самое. Активным людям все равно надо много и разного, что в один квартал не засунешь. А значит идеал или близкое к нему: дом, участок, две-три машины на семью. Все остальное - либо компромис, либо семья без детей, где дом - просто место поесть, поспать ну и по...ться.


    1. KeshCorvus
      07.06.2024 12:53
      +3

      Есть большая проблема, которую и пытается решить КРТ. Это излишняя нагрузка на транспортную сеть. В том числе и вследствие того, что условно "работа далеко от дома", "нет нормального кинотеатра" и прочие логистические неудобия. Считается, что человеку для жизни в городе не так уж много и надо, городская инфраструктура весьма унифицирована к тому же. И тогда почему же необходимо мотаться в другой район за тем же самым?


      1. Batalmv
        07.06.2024 12:53
        +4

        Считается, что человеку для жизни в городе не так уж много и надо, городская инфраструктура весьма унифицирована к тому же

        Т.е. если понизить свои ожидания от жизни, тогда никуда не надо ездить, сидеть на районе и радоваться тому что есть? Ну ... ок, я лично не возражаю, если такие люди будут собираться в одном месте :)


        1. KeshCorvus
          07.06.2024 12:53
          +3

          Я ожидал подобный ответ — типичное вИдение застройщика — мол конура есть, и пища рядом, что ещё надо? Как будто если человек тратит на дорогу до работы не полчаса пешком, а полтора на транспорте, это его как то духовно обогащает. Там был абзац про рабочие места рядом с домом, вы его пропустили. И вот как раз высвободившееся время житель может с толком потратить на высокодуховный досуг, поехав по высвободившимся дорогам к местам культурного отдыха. На шашлыки там или в гипермаркет (ирония) да куда угодно, даже в музей, благо тысячи их.


          1. Batalmv
            07.06.2024 12:53
            +3

            Там был абзац про рабочие места рядом с домом, вы его пропустили. 

            Я ничего не пропустил, просто столько лапши есть вредно, особенно на ночь :)

            Расскажите мне плиз, каким чудным образом застройщик обеспечит мне рабочее место рядом с домом?

            Вы ж понимаете, что вариантов два:

            • я работаю удаленно, а так и есть со времен ковидобесия

            • я работаю в офисе своего работодателя

            С первым все ОК и мой чудесный загородный дом рулит

            Со вторым банальная математика, так как мы не в совке, когда строили завод и рядом дома для рабочих, то кто-то будет жить в одном "человейнике", а кто-то в другом в 15 км от первого. И как нам ОБОИМ выполнить условие работать в офисе работодателя и никуда далеко не ездить?

            поехав по высвободившимся дорогам к местам культурного отдыха. На шашлыки там или в гипермаркет (ирония) да куда угодно, даже в музей, благо тысячи их.

            На шашлык мне надо просто через заднюю дверь во двор выйти надо и все :) А вот все остальное боюсь придется также ездить. Но суть не в том, суть в первом вопросе - как так с рабочим местом решить?


            1. KeshCorvus
              07.06.2024 12:53
              +3

              По варианту 1 далеко не у всех удалёнщиков есть загородный дом, да и крт не ставит целью заменить субурбию, поэтому переходим к варианту 2, в котором если нарубить районов с башнями офиснв центров по углам, то для желающих заиметь "работу в офисе у дома" появятся хорошие варианты. Т.н деловой центр себя изжил с приходом гигабитного интернета и эдо.


              1. Batalmv
                07.06.2024 12:53

                целью заменить субурбию, поэтому переходим к варианту 2, в котором если нарубить районов с башнями офиснв центров по углам, то для желающих заиметь "работу в офисе у дома" появятся хорошие варианты. 

                Еще раз, офис работодателя, два работника, между ними 15 км.

                Как они ОДНОВРЕМЕННО будут работать в офисе?

                -------------

                Офис работодателя != публичный коворкинг


            1. PereslavlFoto
              07.06.2024 12:53

              каким чудным образом застройщик обеспечит мне рабочее место рядом с домом?

              Обычно используют старинный способ: возводят дома рядом с предприятиями, а между жилым районом и предприятием пускают трамвай либо автобус, чтобы проехать на нём два-три квартала. Получается, что жильё разрастается вокруг предприятия.


              1. exTvr
                07.06.2024 12:53
                +2

                Обычно используют старинный способ: возводят дома рядом с предприятиями

                Я вам ещё более лучший способ/вариант подскажу: возвести город вокруг предприятия.

                И оба из них нихера не работают в нынешней парадигме.

                Получается или гетто или моногород, а когда и если предприятию, вокруг которого всё это построено, вдруг/ВНЕЗАПНО, плохеет - ну привет, криминальная коммуна/анклав или почти гуманитарная катастрофа.


              1. GidraVydra
                07.06.2024 12:53
                +1

                Недалекие люди тяготеют к простым решениям. Надо же всë-таки немного на перспективу думать, а не как совки - тяп-ляп и понастроили.

                Люди не поодиночке в основном живут, а семьями. Как вы собираетесь обеспечить в пределах пары кварталов подходящую работу всем членам семей работников предприятия? Да и захотят ли они на этой работе работать? Что будет, если работник предприятия захочет сменить работу? Или его уволят? Что будет, если работник предприятия умрет, и в его квартиру въедут наследники? А, ну и охуенно, конечно, жить в паре кварталов от большого завода. Очень приятно и полезно.

                Это всë работало лет 70-90 назад, когда простых работников в принципе не считали за людей, и к жилью для них относились как к загонам для скота: чтоб подешевле, и к забойному цеху поближе. Сейчас всë-таки общество ещë не деградировало обратно до того уровня.


              1. Batalmv
                07.06.2024 12:53
                +1

                Обычно используют старинный способ: возводят дома рядом с предприятиями, а между жилым районом и предприятием пускают трамвай либо автобус, чтобы проехать на нём два-три квартала. Получается, что жильё разрастается вокруг предприятия.

                Ну да, я знаю :) Только сорян, мы не в совке, а люди меняют работу раз в два три года


                1. PereslavlFoto
                  07.06.2024 12:53

                  О таких людях уже через пять-шесть лет по городу начинают нехорошо поговаривать — мол, человек нигде не может остаться, отовсюду его выгоняют.


                  1. exTvr
                    07.06.2024 12:53

                    О таких людях уже через пять-шесть лет по городу начинают нехорошо поговаривать

                    Ну сорян - я не червонец, чтобы всем нравиться./s

                    //работаю работу в одном и том же месте двадцать+ лет


                    1. PereslavlFoto
                      07.06.2024 12:53

                      Судя по стажу, вы очень нравитесь, то есть вы намного лучше червонца!


                      1. exTvr
                        07.06.2024 12:53
                        +1

                        Я просто ленив, очень, очень, ленив. Поэтому выбираю максимально энерго- и финансово-эффективные ходы решения, что устраивает и меня, и моего работодателя /s


                  1. Batalmv
                    07.06.2024 12:53

                    Пять-шесть лет == одна-две смены работы

                    И это разве что для моногородов

                    А так, в современном глобальном мире добровольно замыкаться в одном квартале?


                    1. PereslavlFoto
                      07.06.2024 12:53

                      Если менять работу каждые три года, сотрудник не успеет сделать ни одного 15-летнего проекта.


      1. DaneSoul
        07.06.2024 12:53
        +4

        Основная нагрузка на транспортную сеть создается людьми едущими на работу и с работы, и КРТ этот вопрос решить не может, только немного облегчить.
        Ну построите Вы рядом с домами продуктовый, парикмахерскую, школу и поликлинику. Это в принципе и сейчас не такая уж редкость. Где работать основная масса жителей будет и как туда\обратно добираться?


        1. KeshCorvus
          07.06.2024 12:53
          +3

          Построить на районе офисные здания? Торговые площади? Технопарки? (Это я так бы назвал скопления мастерских и ремонтных конторок)


          1. DaneSoul
            07.06.2024 12:53
            +2

            Ага, а потом постоянно кататься через весь город по каждому рабочему вопросу требующему взаимодействия между разными конторами. Деловой центр не зря группируют в одном месте, а не раскидывают по всему городу.

            Точно также и всякие мастерские - если вопрос не тривиальный для ларька у метро по замене аккумулятора, то намного удобней приехать в одно крупное место типа условного Савела или Горбушки и если не получится решить вопрос с ремонтом в одной конторе, решить в соседней, или тут же в соседнем магазине купить замену.


            1. KeshCorvus
              07.06.2024 12:53
              +2

              Выше веткой уже написал, что деловой квартал эт наследие штатовских 1980-х. Сейчас большинство деловых вопросов можно порешать не выходя из кабинета. Достаточно предусмотреть не только чем люди заняты дома, но и чем на работе. Реально — мотаться по два часа через город чтобы за компьютером посидеть - уже нонсенс.

              По поводу условных мастерских также: мелкий ремонт и приёмка для отправки в более серьёзную контору пачкой по графику— это удобней нежели каждому тащиться в пупер-центр.


              1. PereslavlFoto
                07.06.2024 12:53
                +1

                чем люди заняты дома, но и чем на работе. Реально — мотаться по два часа через город чтобы за компьютером посидеть - уже нонсенс.

                В данном конкретном примере вы правы. Да, глупо ездить два часа, чтобы посидеть за компьютером.

                Однако если посмотреть на общий случай, мы увидим: сидеть за компьютером — это очень малая часть всех работ, которые нас окружают.


              1. DaneSoul
                07.06.2024 12:53
                +1

                Реально — мотаться по два часа через город чтобы за компьютером посидеть - уже нонсенс.

                Если вся работа сводится к сидению за компьютером, то ее вообще можно переводить на удаленку. Это действительно разгрузит город и сделает жизнь проще и удобней. Но это не относится к концепции КРТ, это отдельный процесс.

                По поводу условных мастерских также: мелкий ремонт и приёмка для отправки в более серьёзную контору пачкой по графику

                Это работает в рамках крупной конторы. А всякому мелкому бизнесу и зачастую клиентам удобней работать в среде коллег - проще обмениваться опытом, деталями, клиентами.
                Я несколько раз сталкивался - приносишь что-то нестандартное "Я такое не могу сделать", в другой мастерской "Это будет 100500 денег и неделю ожидать", а потом в соседней мастерской находишь спеца, который за полчаса и разумный прайс решает проблему.

                Потом, не забывайте, что кроме чистых тихих электронщиков есть еще всякий распил плит на мебель, резка\сварка, долбежка молотком и прочие веселости которые мало кто захочет видеть у себя под окнами многоэтажки.


      1. PereslavlFoto
        07.06.2024 12:53

        почему же необходимо мотаться в другой район за тем же самым?

        Это ошибка в определении.

        Вы считаете так: вот план города, вот на нём участок, этот участок огорожен проспектами, он называется одним названием, — это и есть район. Почему же надо ехать в другой район?

        Но реальность иная. Вот план города, вот на нём несколько разных участков, которые разгорожены шоссеями и железными дорогами, внутри этих участков люди ездят то на работу, то на культуру, то для детей, то для спорта. Это и есть район.

        И тут внезапно получается, что в советское время в некоем городе было четыре района (в каждом своя работа, свой отдых, своя культура, своё детское, свой спорт), а в нынешнее время весь город стал одним районом. Потому что отдых продали и закрыли, культуру продали и закрыли, детское закрыли просто так, а спорт как отдали под капремонт, так двадцать лет ремонтируют.


        1. GidraVydra
          07.06.2024 12:53
          +5

          В советское время было 4 района, в каждом из которых было своë собственное нихуя. А теперь проклятые капиталисты понастроили отдыха, культуры и спорта, приходится ездить.


          1. ilmarinnen
            07.06.2024 12:53
            +1

            у меня в советское время возле дома через парк был стадион со спорткомлексом и теннисными кортами. Теперь там капиталисты построили большой уютный 16-этажный дом с собственной школой во дворе и кафешками с парикмахерскими на первых этажах. Не то что бы это плохо, время не стоит на месте, просто я в теннис хожу играть на другой стадион, тоже советский. Это я к тому, что вы неправы, говоря про советское нихуя. Вот, два стадиона в пешей доступности, например, а также библиотеки и кинотеатр. Можете сравнить с новым районом типа Кудрово или Юнтолово.


            1. GidraVydra
              07.06.2024 12:53

              У вас в советское время стадион со спорткомплексом сразу вместе с домами появился, или всё-таки попозже? Хрущобу где я раньше жил, построили в 61 году. Хоть какой-то спорт в пешей доступности появился в конце 70-х, а тенисный корт - в начале 00-х. Это Питер, если что, улица Типанова. Так чего вы ждете от Кудрово, чтобы там всё сразу построили?

              Кстати, я в Кудрово был только проездом пару раз, но Яндекс говорит, что там и стадионы есть (в т.ч. крытый), несколько финтесов, и корт недалеко - на Челиева (смотря из какой части Кудрово идти, из ближней - 1.5 км). Библиотека №5 - ещё ближе. Кого вы собрались в Кудрово, в котором стоит Мега, удивлять кинотеатром - вообще непонятно.


  1. Spiritschaser
    07.06.2024 12:53
    +4

    Процесс КРТ занимает чуть больше времени, чем обычная точечная застройка, или даже строительство микрорайона, но на выходе застройщик предлагает потенциальному покупателю

    снести готовый сформированый квартал, не уступающий новому КРТ ничем, кроме метража кухонь, и построить на его месте серьёзно уступающий в плане этажности (22 этажа уже кошмар, лифтов всегда не хватает) и выкорчевать уже готовые развитые зелёные насаждения. Ну, такое себе предложение.


    1. exTvr
      07.06.2024 12:53
      +2

      снести готовый сформированый квартал, не уступающий новому КРТ ничем, кроме метража кухонь, и построить на его месте серьёзно уступающий в плане этажности (22 этажа уже кошмар, лифтов всегда не хватает) и выкорчевать уже готовые развитые зелёные насаждения. Ну, такое себе предложение.

      Это называется реновация, ага бля.


    1. ilmarinnen
      07.06.2024 12:53

      В крупных городах полно старых заводов и даже тюрячек, которые только мешают.

      Почему бы не запилить вместо них что-нибудь стоящее. Но тут конечно иные вилы вылезают: необходимые для этого счастья длинные деньги есть у города (чиновники) но нет инициативы, там как бы чего не вышло и вот это вот всё, а у бизнеса есть инициатива, но вдолгую он играть не станет, пока есть варианты попроще и побыстрее...


      1. GidraVydra
        07.06.2024 12:53

        Очень смешно выглядит противопоставление бизнеса и государства в стране, в которой государство прямо или косвенно контролирует не менее 70% бизнеса) Конкретно застройщики благодаря эскроу состоят в анальном рабстве у госбанков (дом.рф, сбер и втб на троих держат более 90% всего портфеля ПФ), о какой-то их независимости от государства и речи быть не может.

        Будьте проще - чиновник не будет тратить казенные деньги без личной выгоды, и всë.


        1. ilmarinnen
          07.06.2024 12:53

          Эм, не вижу повода для беспокойства. Государство косвенно контролирует 100% (законного) бизнеса -- это называется законодательство. И причём тут портфель ПФ (пенсионный фонд)? Вы как-то всё в одну кучу валите, думая, что это может оправдать ваш вывод о только лишь личной выгоде чиновника. По этой логике дал на лапу -- и строй себе без согласований что хочешь, однако реальность чутка посложнее и КРТ -- это черезвычайно сложный процесс, где нужно учесть массу факторов -- и вот тут есть сопротивление как со стороны бизнес-логики (просто, быстро, безрисково), так и со стороны бюрократической логики (согласования, юридическая база, отчётность и отсутствие наказание за ничегонеделание). Конечно, всё начинается с землеотвода и земельным чиновникам, наверное, выгодно распоряжаться дорогим имуществом нежели дешёвым. Но это тоже можно подрегулировать, было бы желание )


          1. GidraVydra
            07.06.2024 12:53

            ОМГ. ПФ - это проектное финансирование. А пенсионного фонда, если что, уже больше года как не существует. Вы вот даже не понимаете, о чем спорите, но всё равно спорите...


    1. GidraVydra
      07.06.2024 12:53

      Справедливости ради, хрущобные кварталы - это цугцванг.

      С одной стороны, жить в хрущобах отвратительно. Квартиры микроскопические, лифтов нет, паркинга нет, дома постепенно плывут (в хрущобе, в которой я жил ещë лет 7 назад, из-за перекашивания дома регулярно трескалась плитка на стенах, рвались обои и заклинивали оконные рамы), звукоизоляция нулевая, слышно как соседи дышат, теплоизоляция тоже хреновая.

      С другой стороны, ставить на месте хрущобы малоэтажку экономически невыгодно - ведь всех жильцов хрущобы надо расселять. А ставить многоэтажки - испоганить квартал.

      Единственный вариант - ждать до аварийности и сносить, уже расселяя только соцнайм, а на месте ставить дорогую малоэтажку. В соцнайме квартир не так много, процентов 30 максимум, будет выгодно.


  1. noodles
    07.06.2024 12:53

    У меня есть теория, которая я предполагаю может решить все градостроительные и урбанистические проблемы, учитывая интересы как пешеходов так и автомобилистов.

    Ввести всего одно правило на законодательном уровне:

    "Расстояние между зданиями должно быть минимум 1х высоты этих самых зданий."

    Всё!

    Плюсы:

    • это легко проконтролировать любому, не нужно кучу чиновников, и сложных процессов.

    • не будет проблемы "окна в окна"

    • будет место для парковок, для зелёных зон, для велодорожек, для тротуаров нормальной ширины

    • будет более-менее открытое небо, для любителей балконной астрономии актуально

    • плотность населения на 1 кв км станет меньше (не село, но и не токио, как раз) - а это отсутсвие очередей и толп, мень шума, меньше движа, меньше грязи

    • свечки-небоскрёбы будут более круто смотреться, потому что рядом не будет таких же

    • в моём представлении, если каждый будет иметь авто - то всё-равно будет комфортно всем

    • минусы - могут быть ветра, но с другой стороны - больше места для стадионов, и других инфра-объектов.

    Буду рад конструктивной критике и дискуссии на эту тему.

    PS жил и в человейнике (ака "жЫка с закрытой территорией"), и в низкоэтажной европе с 50см тротуарами, и в совковых панельках, и в таунхаусах. Внезапно, ux проживания семьи с авто, с детьми, и с собакой - самый лучший именно в совковой микрорайонной застройке (я не говорю про качество жилья, или планировки, или контингент, я именно про планировку массивов). И если понаблюдать - там как раз примерно и соблюдается то правило, что я описал выше.

    В 2 часовом ролике вараламова про валенсию, там в метро он у подростка спрашивает - по чему он больше скучает (на 1:01:00).. мысли формулирует не очень, но суть ясна) Социализации для детей - лучше всего именно в совковой застройке))


    1. ilmarinnen
      07.06.2024 12:53

      Простые рецепты, как показывает практика, таят в себе множество неудобий. Например, ваш вариант -- точно не для центра города с непрерывной застройкой.

      Далее, если посмотреть на советскую застройку, там как раз то самое КРТ: У тебя на районе есть жилмассив со всем необходимым для жизни, а по соседству производственный кластер с набором заводов и контор. Как пример -- застройка в Ленинграде вдоль Кондратьевского пр. (работа) и пр. Металлистов (жильё) с центральной точкой притяжения на пл. Калинина с кинотеатром и рынком.

      Но, как указывали в ветках выше, возникает вопрос "а что с семьями и при увольнении?". В идеале, конечно "дают квартиру от работы", однако если член семьи меняет работу, кому-то придётся покататься.

      Я долгое время жил (а некоторые члены семьи и сейчас) в режиме дом-работа в шаговой доступности, а сейчас наоборот, живу в пригороде и катаюсь на электричке каждый день. И мне для смены режима нужно было ответить всего на два несложных вопроса: стоимость логистики и чем полезным занять себя в дороге. В итоге только выиграл) Главный секрет: не покупать автомобиль )))


    1. GidraVydra
      07.06.2024 12:53

      Микрорайонная застройка - лучшая? Это вообще худший вариант планировки жилого массива, который только был в совке. Единственная приличная планировка - мелкоквартальная схема, как у многих сталинок, послевоенных "немецких" массивов и ранних хрущевок. Ну, жилмассивная из 20-х годов тоже ничего, хотя и похуже. А вот когда от квартальной схемы перешли к микрорайонной - вот тут и начался адок. Жить в микрорайонах абсолютно невозможно. Микрорайоны собирают в себе все перечисленные вами проблемы, и нетолько - и окна в окна, и нет нормальных зеленых зон, и безопасность на нуле, и ветра гуляют. И выглядит отвратительно.


  1. DSSilver
    07.06.2024 12:53
    +1

    Тема, сама по себе, очень интересная. И рассказать в ней можно очень о многом. От островков тепла до расчетов Pedestrian comfort. Но статья на удивление пустая.

    Но, самое главное, как и многие другие комментаторы, соглашусь, что начало с накидыванием субстанций на Варламова/Каца, с поминанием лгбт-тематики через запятую - это уровень ниже плинтуса. Странное у автора мнение о нормах поведения в «приличном обществе».

    Ей-богу, не уровень Хабра.