Влияет ли наше состояние на то как мы думаем и что говорим? Как через состояние и мышление повысить качество документации?

Задача аналитика — найти, формализовать требования и отдать на разработку.

Что самое сложное в этом процессе? 

  • Найти? Возможно. 

  • Формализовать? 

  • Или отдать на разработку? 

Мне кажется, ни первое, ни второе, ни третье. 

Главное — сделать качественный продукт\процесс, чтобы конечный пользователь смог решить свою задачу или получить необходимые функции.

А кто же есть конечный пользователь? 

  • Тот кто оплачивает работы? 

  • Или тот, кто рассказывает, как это должно работать? 

  • Или тот, кто говорит, как технически решить эту задачу? 

Хмм…Нет, всё не то.

Конечный пользователь, потребитель… — это тот, кто будет пользоваться процессом, продуктом и ему не важно, как много команд, разных людей, подразделений трудились для его удовлетворения. 

Его критерий — либо да, либо нет. Либо он может получить то, что нужно, либо ему придётся решать свои задачи как-то иначе.

Теперь вернемся к задаче аналитика. Получается, что главное — удовлетворить потребителя. Но контакт с ним не всегда есть. Иногда мы видим только часть большего процесса, поэтому можем потерять из виду эту задачу. 

И тогда остаётся держаться идеи качественно провести работу, анализ на своём участке и, по возможности, подсветить риски на соседних.

Дело за малым — разобраться, что такое качество и как можно на него повлиять.

Зачем нам заботиться о качестве?

Сейчас мы не будем говорить напрямую про критерии качества — атомарность, полнота, консистентность и прочее. Давайте поговорим о том, а зачем нам нужно это самое качество?

Как я это вижу, качественные требования повышают понимание, предотвращают противоречия, улучшают тестируемость и верификации, дарят крепкий сон и хорошее пищеварение. Хорошо написанные требования улучшают планирование и управление, повышают прозрачность коммуникаций и удовлетворенность заказчика.

В целом, качество важно, потому что помогает избежать ошибок.

Как мне кажется, это и есть ответ на вопрос «Зачем нам нужны качественные требования?» Чем они качественнее, тем меньше у нас ошибок.

Если же говорить о том, от чего зависит качество требований, можно выделить следующее.

№1. От понимания «Зачем?» и что оно повлечёт за собой. Например, мне нужно понимать не только свой процесс, но и весь целиком, ведь тогда я смогу качественно понять коллег, понять, как лучше сделать относительно клиента, архитектуры и разделить, что хорошо, а что не стоит делать.

№2. От смежных компетенций. Я за некое размывание границ, то есть быть не только спецом в системном анализе, но и понимать что-то ещё рядом. Да, это накладывает обязательства — ведь как быть специалистом во всем? Но по возможности интересуюсь. 

№3. От того, помню ли я о качестве с первых строк, слов обсуждения. Реализуемы ли критерии качества для меня, для команды?

№4. От ревью, саморевью, обсуждений.

№5. От моих компетенций в целом в данной команде, технологиях, процессах. И от моих компетенций, умею ли я выявлять требования, и работать с ними.

Ещё стоит отметить, что за качество реализуемого продукта больше всего отвечает инженер по качеству, чаще всего это тестировщик. Но можно ли «в одно лицо» отвечать за данный показатель? Конечно же нет, потому что это что-то сложное, комплексное, многоуровневое и с распределённой ответственностью.

Если что-то не задокументировано, как разработчик поймёт, что делать? Если исходные требования заказчика или решаемый кейс не описаны, то как тестировщик поймёт — сделали то, что нужно, и корректно или что-то идёт не так и нужно менять или править срочно?

Для этого существуют разные модели, по которым можно оценить, что происходит с качеством: ВАВОК, Карл Вигерс, INVEST, SMART и т.д…

preencoded.png

Однако, по большей части, качество — это категория, в которой сложно выделить чёткие критерии, так как всё меняется, поэтому у каждого внутри есть своё ощущение понятия «качества». На это ощущение влияет опыт, насмотренность и знания.

Давайте попробуем разобраться в мышлении, возможно, что это нам поможет улучшать качество?

Немного про мышление

Раньше считалось, что к 18 годам мы сформировались и способность мыслить оформилась полностью. 

По новым данным, у нас есть возможность развиваться и получить максимум от мозга до 30. Но, по факту, можно развиваться всю жизнь. Пробовать новое, то, в чём вы слабы, и развивать то, в чём сильны.

А в чём мы можем быть сильны? В одной-двух из четырёх основных направлений мышления. 

  • Наглядно-действенное — вид мышления, когда задача решается посредством контакта с предметом.

  • Наглядно-образное, тип мышления, когда человек анализирует, сравнивает и обобщает свойства предметов в воображении. 

  • Словесно-логическое.

  • Абстрактно-логическое. 

Чаще всего аналитики работают с последними тремя типами. Первые три обычно формируются к пяти годам ребёнка. Последний тип мышления, по-моему, формируется всю жизнь. Абстрактно воспринимать мир, а потом пробовать вывести логические модели, закономерности или наоборот — это сложная задача. 

Но есть хорошие новости — мышление формируется всю жизнь. Думать можно научиться.

Как мы думаем? 

Что значит думать?

Это же не просто способность выдавать информацию из своей «базы данных»? Разложим процесс мышления на части — можно выделить несколько базовых процессов, или, как говорится, мыслительных операций над информацией. Информацию можно создавать, понимать, использовать, формализовать, передавать и так далее... И в зависимости от того, что мы будем делать, голые данные, информация будут обрастать разными критериями и ценностью.

preencoded.png
preencoded.png

Анализ — мыслительная операция расчленения сложного объекта на составные части и свойства, такие как форма, размер, вкус, цвет и так далее. Посмотрим на треугольник. На какие части мы можем его разложить? На линии, составляющие его контуры, на цвет, в который он окрашен, на углы, из которых он состоит.

Сравнение — мыслительная операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и выявлении таким образом общности или различий между ними. На основе выделенных ранее критериев при анализе мы можем попробовать сравнить разные фигуры: круг, треугольник и ромб. Что общего между ними? Что различного?

preencoded.png
preencoded.png

Абстрагирование — операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного. При этом мы можем посмотреть на объект отстранённо и подумать о критериях, которые ему не свойственны.

Синтез — операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому. Давайте вспомним, какие объекты треугольной формы вы знаете? Например, окно, треугольник (как еда), пирамиды в Египте или что-то ещё. Всё это — о треугольниках.

preencoded.png
preencoded.png

Обобщение — это мыслительная операция, заключающаяся в объединении многих предметов или явлений по какому-либо признаку. Представим круг, ромб, квадрат — всё это можно назвать геометрическими фигурами.

Классификация\Категоризация. Разбиение на пункты, формирование классов. Вспомните уроки биологии, когда мы рассматривали множество разных животных, объединённых по определённым критериям в многоуровневую иерархическую структуру, что помогает разложить связи.

Систематизация\Конкретизация. Определение сути предмета. 

preencoded.png
preencoded.png

Когда уже пройдены все шаги выше, мы можем определённо дать обозначение объекту, который нам нужен.

Детализация. Еще можно посмотреть на разный уровень детализации — каким уровнем сейчас вы мыслите, воспринимаете информацию. Попробуем описать рецепт любимого блюда:

  • мы можем рассказать о вкусе;

  • можем об ингредиентах;

  • или о необходимом точном количестве в стандартных единицах измерениях. 

Как итог:

Каждое из представлений имеет место и необходимо для решения тех или иных задач. Важно, чтобы было понимание причины и пользователя, для которого пишется данный документ, если возвращаться к функциям аналитика. 

  1. Мы мыслим определёнными, знакомыми нам моделями.

  2. Используем мыслительные операции.

  3. Идём с точки зрения ценности.

  4. Иногда наше мышление хаотично, системно, критично, фантазийно, мечтательно, реалистично…

  5. Всё уместно к месту и времени. 

Ясность мышления 

У самого мышления есть такая характеристика, как ясность. Говоря про ясность мышления, хочется отметить несколько моментов.

№1. Всегда ли мы «в моменте» и полностью включены в процесс? Можем ли мы адекватно реагировать или немного застряли в прошлом и/или тревожимся о будущем? Или вообще пытаемся решить несколько разноплановых задач? Не просто слушать и конспектировать, думать? А может быть, ещё договариваться об ужине с друзьями или контролировать, как ребенок вернулся из школы или что-то совсем иное…

№2. Насколько у нас много ресурсов для распределения внимания? При этом мы стараемся держать мягкий фокус, а не пытаться что-то контролировать и циклиться на деталях, не пытаться смотреть только в общем и терять нужное. Можно ли играть вниманием как зумом, то ближе, то дальше?

Для примера — список дел в один из моих рабочих дней.

  • Подъём около 8, чтобы к 9:30 быть как огурчик и отчитаться по задачам. Поэтому нужно все успеть: проснуться, умыться, позавтракать и т.д. 

  • От 9:30 до 10:00 — дейли, рассказать про задачи. Так, какие у меня сейчас задачи? И все ли они есть на доске в Jira для отчёта?

  • Там — разобраться с техническими отделениями (завести заявки и проверить, организовать), там — что-то там с баннерами (проверить настройки в БД), ещё проверить документы по поставке на соответствие исходным требованиям и согласовать или отправить на доработку.

  • А ещё сотрудник на испыталке (процесс обучения и адаптации нужно поддерживать), ещё вакансии в подборе (просмотр резюме и проведение собеседования).

  • По пути нужно доразобраться и отправить на согласование реестр интерфейсов по задаче, и что-то там ещё…

  • Встречи, обсуждение будущих задач и прочее.

Получилось несколько разноплановых задач как с точки зрения процесса, так и с точки зрения продуктов\функциональной области. Если я начну циклиться только на новом сотруднике, только контролировать или, наоборот, забуду о нём, то получу демотивацию. Нужно соблюсти баланс, чтобы задача решалась, был необходимый контроль и не нужно было переделывать.

Важно уметь пользоваться внутренним зумом: увеличивать, приближать предметы для детального просмотра и отдалять их, чтобы находить целостную картину процесса.С учётом многозадачности нерационально цепляться за одну задачу. А учитывая изменяемость жизни и необходимую гибкость, нужно точно переключать внимание. Поэтому я развиваю мягкую, то есть умеренную фокусировку и адекватную реакцию.

№3. Стоит вспомнить эволюцию и развитие головного мозга человека. И основные 3 деления: рептильный мозг, лимбическая система, неокортекс. Информация на каждом из этих уровней по-разному воспринимается и имеет разную ценность.

№4. Этапы развития и взросления человека. Пока ребенок растёт, у него есть определенные задачи для освоения навыков, в этом ему помогает окружающая среда и его стремления. Можно вспомнить разные теории о возрастной психологии и становлении когнитивных способностей, но давайте остановимся на идее, что, если вовремя не был достаточно развит необходимый навык, его можно дополнить, если вложить в это правильные усилия.

№5. Когнитивные искажения и застревания в эмоциях, отказ видеть реальность, неумение слышать другого и неспособность доносить информацию с позиции ценности, чтобы это было явно понятно и мне, и другому.

Изначально у нас нет представления о том, как устроен этот мир, что можно, что нельзя, что ты обязан делать. Условно, мы даже не умеем думать и корректно использовать наш мозг — орган нашего мышления. Мы не осознаём, какими способностями обладаем и какие когнитивные способности в дальнейшем могут быть развиты. Но постепенно мы учимся, получаем опыт. Однако этот же опыт и влияет на наше мышление, вызывая искажения.

Когнитивные искажения — это про то, насколько свободно мы мыслим, есть ли у нас ограничения, убеждения, что правильно, а что нет. Готовы ли мы быть гибкими и услышать другого? Часто я встречаюсь с идеей у коллег, что всё потеряно или что эта задача очень сложная, её просто так не сделать, нужно много времени и сил, и всё это прямо сейчас.

Это некая форма катастрофизации. Да, они могут быть правы: задача комплексная и нетривиальная, но это лишь уровень сложности. Просто нужно подойти к ней иначе, чем к большинству предыдущих задач, проявить креативность, разделить на этапы и просто делать. Это всего лишь задача, все живы, ну не получится с первого раза — попробую ещё раз, но как-то по-другому.

Как распознать когнитивные искажения у себя?

  1. Ознакомиться со стандартным списком, примерами;

  2. Научиться принимать и слышать обратную связь;

  3. Обратиться к психологу или старшему коллеге, иному квалифицированному специалисту, если вы сомневаетесь искажения ли это или нет.

№ 6. Шаблонное и нешаблонное мышление. Ригидное мышление и мышление роста. Творчество или рутина? Как находить баланс в этом многообразии форм, форматов, видов? Можно ли осознанно уметь управлять своим мышлением и переключаться по тумблеру? Сейчас я творю, сейчас — редактирую, а сейчас — договариваюсь… Это сложно — суметь найти баланс между своими разными способностями и обойтись без внутриличностного конфликта. 

Ясность мышления — это понимание того, что я хочу донести, понимание, почему это важно и ценно, и чего я хочу этим добиться.

Нюанс в том, что ясность работает, только если она обоюдная. В письменной речи, как и в устной, важна сонастройка, важно понимать, кто будет адресатом — получателем сообщения или документа.

Чёткие требования в реализации — для меня что-то недостижимое не столько потому, что я не могу всё предусмотреть и перепроверить, сколько потому, что я могу лишь написать и надеяться, что тот, кто будет читать и понимать, поймёт меня. Я могу назначить встречу и дать вводные, переспросить, убедиться, что меня понимают. 

preencoded.png

Критическое мышление

Критическое мышление — один из важных навыков системного аналитика и современного человека в целом. Нам ежедневно приходится решать множество разных вопросов. В некоторых мы компетентны, в некоторых — теряемся, но мы всегда обдумываем своё решение.

Критическое мышление — это составной навык. Чтобы подойти к процессу системно, нам нужно:

  • провести оценку (распознавание сути вопроса и текущего состояния);

  • провести исследование и сбор информации (исследование точек зрения);

  • провести анализ (рассуждение и интерпретация);

  • провести синтез (сравнение и построение связей); 

  • принять решения;

  • применить решение (вопросы и исследования).

Конечно, на бумаге всё чётко можно разделить и как-то объяснить. В реальности всё намного сложнее, и иногда мы принимаем решения не с позиции критического мышления, а с позиции чувств! И тогда критическое мышление заставляет человека страдать из-за правильного или неправильного решения, которые, в свою очередь, тоже весьма субъективны.

Но...

Если возникают чувства — хорошо, вы уже приняли решение. Ничего, в следующий раз примете другое. А если ещё не приняли, то можно отойти от задачи и через время попробовать взглянуть под другим углом, попробовать «включить» внутри другой тип мышления и оценить все размышления и принятое решение.

Если оно всё ещё остаётся таким, то принимайте. Если есть изменения — уходите на новый круг, на новую итерацию поиска решения.

Конечно же, мир цикличен, и через несколько итераций вы снова вернётесь к этой идее... Поэтому каждый раз фиксируйте, почему не подходит то или иное решение.

Интегрированное мышление

Интегрированность мышления, это когда мой мозг — слуга, помогает мне в достижении целей и задач, когда я могу найти минуты тишины внутри себя и когда я могу дать задачу и управлять вниманием.

Когнитивные функции мозга — мышление, речь, письмо и так далее... Насколько легко нам это даётся, или есть темы, с которыми сложно сталкиваться, или навык, который мы освоили в сложный период жизни, поэтому у нас есть эмоциональная привязка и включённость.

И выполняя какую-то работу, мы не просто автоматически выполняем её, а ещё и осознанно или неосознанно учитываем эмоциональный фон.


preencoded.png
preencoded.png

 

И вы можете их найти и попробовать найти точку баланса внутри себя, когда можно действовать и так, и так или совсем как-то иначе. Находя совокупность между двумя, может появиться третье. Например, логика + эмоции = интуиция.

Посмотрите на параллельные линии... И не забывайте дышать. Как вы?

preencoded.png
preencoded.png


Посмотрите на перекрестие линий — на Х… И, конечно же, тоже не забывайте дышать. Как вы? 

preencoded.png
preencoded.png


Что-то меняется в вашем состоянии, когда вы не смотрите и просто сидите, когда посмотрели на тот или иной вариант?

Считается, что параллельные линии нас расслабляют, а перекрестия дают направленность, собирают. Но в зависимости от вашего общего состояния — нормальное оно, перегруженное или сильно расслабленное — данный тест может по-разному восприниматься.

В то же время это тест, но он также может быть частью упражнения. При необходимости собраться подумайте, посмотрите или сделайте перекрёстные движения рука–нога.

А при желании немного расслабиться можно посмотреть, представить или сделать гомолатеральные движения: поднимите руку и поднимите одноимённую, согнутую в колене, ногу примерно так, как на картинке. Только вторая рука должна быть вдоль тела, упражнение выполняется не на носочках и не нужно специально сильно вытягиваться.

Если говорить об интегрированности, то можно воспользоваться образом восьмёрки или перевёрнутой восьмёрки — знака бесконечности (вертикальной и горизонтальной). В этом образе как раз есть удалённые точки и точка концентрации, есть возможность по нарастанию посмотреть на изменения.

Могу предложить несколько движений. Можно попробовать представить этот образ и мысленно, с открытыми или закрытыми глазами, подвигать по фигуре, попробовать порисовать на бумаге или в воздухе одной, другой или двумя руками и следить при этом глазами, открытыми или закрытыми.

preencoded.png

В зависимости от вашего состояния это может быть приятно или не очень, поэтому можно подобрать другие интегрирующие упражнения.


Чтобы повысить свою эффективность и интегрированность мышления, можно почитать книгу Пола И. Деннисона и Гейл Деннисон «Гимнастика мозга. Книга для учителей и родителей». Эта книга — основа образовательной кинезиологии, которую чаще всего используют в работе с детьми, но она также эффективна и для взрослых, когда нужно освоить что-то новое. Есть простые упражнения, используя которые можно прийти к интегрированному мышлению, но, в то же время, если углубляться в тему, существуют некоторые протоколы для решения определённых задач, которые изучаются на курсе «Гимнастика мозга».

Итоги: как же повысить качество?

Первая мысль — трудиться ещё больше и больше, усерднее… Ещё и ещё, и ещё больше и усерднее. 

Но это не работает. 

Люди, как спички, могут сгореть дотла и перестать что-то желать, потерять любое стремление.

Как всё-таки повысить качество, чтобы не стать сгоревшей спичкой? Трезвое мышление, ясный взгляд и интегрированное восприятие мира помогают в разных ситуациях, особенно когда нужно использовать когнитивные способности.

№1. Основное — следить за мышлением: креативным, критическим и любым другим. Просто стараться эффективно владеть своим мозгом в нужном направлении.

Ранее мы посмотрели, как мы думаем. Если же вы освоите наблюдательность и все мыслительные операции в совершенстве, то управление собой и владение ясным мышлением вам обеспечено.

Это для меня про то, как я использую когнитивные способности. Могу ли я говорить без умолку десять часов или нужно было замолчать после трёх часов? Насколько напряжены глаза и голова? Потому что, если мне сложно думается, я пытаюсь найти компенсацию: вглядываюсь в детали или пытаюсь понять, где нужно время и пространство.

№2. Развивайте своё мышление. Наш мозг пластичен, поэтому всегда есть возможность чему-то научиться.

Конечно же, в современном мире это больше вопрос ресурсов: мотивации, приоритетов и времени. К тому же профилактика деменции и Альцгеймера — крутая штука. Мне бы хотелось состариться в своём уме, а не в отрывочных воспоминаниях и фантазиях.

Иногда можно даже пройти какой-нибудь тест, например, на стиль обучения. Он поможет понять реакцию на изменения. Обучение — это же про «выстраивание», узнавание нового. Например, тест DISC подскажет ваши сильные стороны, вы сможете соотнести их с выполняемыми задачами и поймёте зоны развития.

№3. Следите за состоянием своего тела, мозга и организма.

Наше тело можно сравнить с большой банковской системой с точки зрения процессов или архитектуры. Много связей, много клеток, много жидкости, тканей, костей и так далее. И только когда система ясно отстроена, получается получать прибыль, закрывать цели любой коммерческой организации за счёт удовлетворённости клиента. Так и с телом: когда все системы отстроены, мы можем трудиться и достигать своих целей, а если что-то начинает сбоить, то появляются риски.

Идеи из блока «Интегрированное мышление» помогут вам в освоении этого навыка. (Или приходите, будем вместе осваивать гимнастику мозга. Если есть желание, пишите, я почти закончила инструкторский курс.))

№ 4. Знайте себя, свою специфику мышления (сильные и слабые стороны).

Понимая больше себя, вы получите больше шансов на эффективную коммуникацию с другими. Вы сможете регулировать своё состояние, мышление и находить точки соприкосновения с другими.

Временами, когда список задач на день слишком большой, я прямо вижу драку рептильной части и неокортекса. Одна часть вопит, хочет убежать, спрятаться и не двигаться, а рассудок заставляет меня работать. Рептильная часть — это же древняя структура мозга, в которой больше информации про выживание и наши реакции, инстинкты. А неокортекс — наши лобные доли, самая молодая часть головного мозга. В ней мы уже может реалистично посмотреть на факты, подумать более рационально. Вот они и конфликтуют.

№5. Начать практиковать управление знаниями. Это систематические процессы по созданию, сбору, накоплению, хранению, распределению и применению знаний.

В целом — это отдельное направление, и задача управления знаниями может решаться с разного уровня. 

Для аналитика это его команда, проект и коллеги. С ними есть интеграции, поставщики или потребители, которым было бы полезно знать чуть больше о процессах, происходящих в целом, в соседней команде.

Поэтому нужно организовать различные FAQ, встречи, обучения для коллег (когда вы делитесь опытом и знаниями со всеми), писать качественную документацию, структурировать и формировать понятную форму поиска информации.

Важно научиться управлять информацией, понимать, кто ею владеет, собирать, актуализировать, распространять и делиться с коллегами. В мире сейчас много информации, но вся ли она важна именно вам? И тут умение критически оценивать происходящее вам поможет.

Также стоит понимать этапы трансформации информации и уметь работать с ней. Данные, информация, знания, мудрость — всё это формируется через применение определённых мыслительных операций, приобретая ценность и значимость. Только когда у нас есть сложенное понимание происходящего, можно идти дальше.

Это привычка, которую нужно формировать у всех участников команды, — думать о будущем и документировать всё максимально объёмно и понятно сразу. Источником информации может стать любой человек. Не нужно ждать, что за ведение FAQ-проекта будет отвечать только аналитик.

Качественно обработанная информация — ценность текущей реальности, потому что скорости большие, много информации, всё забывается, переключения внимания и так далее. Поэтому во время работы фиксируйте и обрабатывайте информацию.

№ 6. Использовать известные модели и пробовать переложить их для решения тех или иных вопросов. Например, модель кругов Эйлера. Она классически рассматривается как расположение объектов А, В, С, но её же можно применить к задаче написания документации о процессах А, В, С. С помощью кругов Эйлера можно будет понять, как расположить блоки и какие связи нужно рассмотреть с точки зрения взаимосвязей.

preencoded.png

№7. Думайте о критериях качества с первых минут работы с требованиями. 

И желательно периодически вспоминать о возвышенной задаче и о том, для чего всё это делается. А как клиенту будет с тем, что вы сделаете?

Помните о качестве и о том, как вы можете на него повлиять. Важно вносить посильный вклад в развитие своей задачи и учитывать разные стороны вопроса. Да, над процессом и продуктом могут работать многие, но понимание своей ответственности и значимости дела может помочь в достижении успеха.

Надеюсь, это вас вдохновило и немного озадачило, помогло найти идеи, куда развиваться и искать ответы, понять, через что можно узнать себя. Тема, конечно же, обширная. Если есть вопросы или желание во что-то углубиться, пишите, спрашивайте.

Мы все разные: если посмотреть на один и тот же текст или картину, мы можем воспринять её по-разному в зависимости от нашего опыта, истории, возможностей и состояния. Я больше уделяю внимания деталям или общей картинке, больше думаю о целях, смыслах и отдельных словах, которые потом складываются в общую картину.

Например, на аллюзии Октавио Окампо что бросается в глаза? Образ старика, лошадей или что-то ещё?

Комментарии (0)