Продолжаем разговор об игрушечном компиляторе мной придуманного простейшего языка wend. На этот раз мы добрались до определённой вехи: наконец-то будем генерировать не питоновский код, а ассемблерный.
Ну а когда оно заработает, предлагаю решить задачу: как сэмулировать побитовые операции and-not-xor-or при помощи четырёх арифметических.
Это уже шестая статья из цикла, для понимания происходящего надо ознакомиться если не со всеми, то хотя бы с предыдущей.
Оглавление цикла
Таблицы символов: области видимости переменных и проверка типов
Стек и транслятор в питон без использования питоновских переменных
Транслятор в ассемблер (эта статья)
Избавляемся от зависимостей: пишем лексер и парсер сами
Оптимизирующий компилятор?
Сборщик мусора?
Работу со стеком и регистрами, которые доставляют наибольшее количество проблем новичкам в ассемблере, мы разобрали в предыдущей статье, так что на этот раз осталось всего ничего. На данный момент наш компилятор генерирует питоновский код, структура которого полностью соответствует желаемому ассемблерному. Единственный момент, с которым осталось разобраться — это с выводом на экран, всё остальное уже решительно готово.
Hello world, или вывод строк на экран
Чаще всего в учебных компиляторах выбирают ассемблер MIPS, но мне не нравится запускать код в эмуляторе, поэтому я недолго думал, и выбрал x86 GNU ассемблер, благо, он идёт в составе gcc. Не могу точно сказать почему, но захотелось мне 32-битную версию. Для наших целей совершенно ни к чему быть ассемблерным гуру, но программы уровня хелловорлд писать надо уметь.
Давайте сделаем заготовку, от которой будем впоследствии отталкиваться. Представим, что у нас есть файл helloworld.s со следующим содержимым:
.global _start
.data
hello: .ascii "hello world\n"
hello_len = . - hello
.align 2
.text
_start:
movl $4, %eax # sys_write system call (check asm/unistd_32.h for the table)
movl $1, %ebx # file descriptor (stdout)
movl $hello, %ecx # message to write
movl $hello_len, %edx # message length
int $0x80 # make system call
_end:
movl $1, %eax # sys_exit system call
movl $0, %ebx # error code 0
int $0x80 # make system call
Тогда мы его можем скомпилировать при помощи команд as и ld следующим образом:
as --march=i386 --32 -o helloworld.o helloworld.s &&
ld -m elf_i386 helloworld.o -o helloworld &&
./helloworld
Если всё пошло хорошо, то на экране должно красоваться гордое приветствие. Теперь давайте разбираться, что же там происходит. А там только два системных вызова — sys_write и sys_exit. На сях то же самое можно было бы написать следующим образом:
#include <sys/syscall.h>
#include <unistd.h>
int main(void) {
syscall(SYS_write, 1, "hello world\n", 12);
return 0;
}
Если звёзды правильно сойдутся, то gcc сгенерирует примерно такой же ассемблерный код. Для наших нужд никаких других системных вызовов больше не нужно, write и exit нам хватит за глаза, ведь единственное взаимодействие с внешним миром в wend — это вывод на экран.
Wend не умеет никаких операций со строками, только вывод константных строк на экран, поэтому мой компилятор для каждой строки просто создаёт в заголовке уникальный идентификатор ровно как для нашего hello world. Для вывода на экран булевых значений две константные строки true и false. А что с числами? А вот тут придётся чуть‑чуть поработать. Я лентяй, и мне неохота было разбираться с линковкой glibc и тому подобного, поэтому роскошь printf мне недоступна. Ну и ладно, мы и с sys_write управимся :)
Вывод на экран десятичных чисел
sys_write умеет выводить на экран строки, поэтому нам надо научиться конвертировать числа (у меня только знаковые 32-битные) в строковое представление. Для этого я закатал рукава и написал функцию print_int32:
.global _start
.data
.align 2
.text
_start:
pushl $-729
call print_int32
addl $4, %esp
_end:
movl $1, %eax # sys_exit system call
movl $0, %ebx # error code 0
int $0x80 # make system call
print_int32:
movl 4(%esp), %eax # the number to print
cdq
xorl %edx, %eax
subl %edx, %eax # abs(%eax)
pushl $10 # base 10
movl %esp, %ecx # buffer for the string to print
subl $16, %esp # max 10 digits for a 32-bit number (keep %esp dword-aligned)
0: xorl %edx, %edx # %edx = 0
divl 16(%esp) # %eax = %edx:%eax/10 ; %edx = %edx:%eax % 10
decl %ecx # allocate one more digit
addb $48, %dl # %edx += '0' # 0,0,0,0,0,0,0,0,0,0,'1','2','3','4','5','6'
movb %dl, (%ecx) # store the digit # ^ ^ ^
test %eax, %eax # # %esp %ecx (after) %ecx (before)
jnz 0b # until %eax==0 # <----- %edx = 6 ----->
cmp %eax, 24(%esp) # if the number is negative |
jge 0f # |
decl %ecx # allocate one more character |
movb $45, 0(%ecx) # '-' |
0: movl $4, %eax # write system call |
movl $1, %ebx # stdout |
leal 16(%esp), %edx # the buffer to print |
subl %ecx, %edx # number of digits <--------------------------------┘
int $0x80 # make system call
addl $20, %esp # deallocate the buffer
ret
Чужой ассемблерный код читать непросто, поэтому давайте я приведу питоновский эквивалент нашей функции:
def print_int32(n):
buffer = [ None ]*16 # output string buffer
ecx = 0 # number of characters stored in the buffer
eax = abs(n)
while True:
edx = eax % 10
eax = eax // 10
buffer[ecx] = chr(edx + ord('0'))
ecx += 1
if eax == 0: break
if n<0:
buffer[ecx] = '-'
ecx += 1
print(''.join(buffer[ecx-1::-1]))
print_int32(-729)
Write я буду вызывать только один раз, поэтому нужно подготовить строковый буфер. 32-битное число не потребует больше 11 символов, поэтому я выделяю 16 под буфер (чтобы стек был выровнен по краю машинного слова). Затем конвертирую в строку модуль заданного числа, и в конце приклеиваю минус, если число было отрицательным.
При помощи такой нехитрой гимнастики мы можем выводить на экран строки и числа, и, что характерно, без головной боли линковки с какой-нибудь 32-битной версией libc на 64-битной системе.
А такой вывод на экран необходим не только для поддержки инструкции print нашего языка, но и для отладки. GDB это для слабых духом, вставка вывода на экран где ни попадя — это наше всё ;)
Собираем всё вместе
Ну, собственно, и всё. Теперь берём шаблон генерации питоновского кода, и вместо вывода питоновского print()
достаточно написать call print_int32
, вместо eax = eax * ebx
написать imull %ebx, %eax
. Таким образом планомерно переводим питоновские инструкции в ассемблерные, и дело в шляпе! Никаких тонкостей не осталось, долгожданный компилятор почти готов. Можно взять релиз v0.0.5 и с ним поиграть.
Давайте уже программировать на wend! Побитовые операции.
Если вы внимательно следили за происходившим, то видели, что из численных типов у меня только знаковые 32-битные целые числа, и над ними разрешены только базовые арифметические операции, в то время как более развитые языки позволяют, например, делать побитовые логические операции. А я что, рыжий? Я тоже могу :)
На самом деле, это отличное упражнение, рекомендую в мой код не смотреть и попробовать написать код самостоятельно. Обратите внимание, что я железно знаю, что у меня числа хранятся в дополнительном коде, и нет никаких undefined behavior при знаковых переполнениях :)
AND
Давайте попробуем сэмулировать побитовое «и» при помощи стандартной арифметики. Я, недолго думая, обрабатываю самый старший бит, а затем просто пускаю тривиальный цикл по 31 оставшемуся биту:
// _ _ _____
// /\ | \ | | __ \
// / \ | \| | | | |
// / /\ \ | . ` | | | |
// / ____ \| |\ | |__| |
// /_/ \_\_| \_|_____/
fun and(a:int, b:int) : int {
var result:int;
var pow:int;
result = 0;
if (a<0 && b<0) {
result = -2147483648;
}
if (a<0) {
a = a + 2147483648;
}
if (b<0) {
b = b + 2147483648;
}
pow = 1;
while a>0 || b>0 {
if a % 2 == 1 && b % 2 == 1 {
result = result + pow;
}
a = a / 2;
b = b / 2;
pow = pow * 2;
}
return result;
}
Код весьма дубовый, если кто-то может предложить более изящный подход, с удовольствием его перейму!
NOT
Побитовое «не» выглядит существенно проще:
// _ _ ____ _______
// | \ | |/ __ \__ __|
// | \| | | | | | |
// | . ` | | | | | |
// | |\ | |__| | | |
// |_| \_|\____/ |_|
fun not(a:int) : int {
return -1 - a;
}
XOR и OR
Ну а поскольку «и» и «не» хватает для моделирования всех остальных операций, то «или» сделать тривиально:
// __ ______ _____
// \ \ / / __ \| __ \
// \ V / | | | |__) |
// > <| | | | _ /
// / . \ |__| | | \ \
// /_/ \_\____/|_| \_\
fun xor(a:int, b:int) : int {
return a - and(a,b) + b - and(a,b);
}
// ____ _____
// / __ \| __ \
// | | | | |__) |
// | | | | _ /
// | |__| | | \ \
// \____/|_| \_\
fun or(a:int, b:int) : int {
return xor(xor(a,b),and(a,b));
}
Тест
Запускаем тест на заботливо подготовленных случайных данных, и смотри-ка, работает!
bitwise and -1804289383 1681692777 1957747793 -719885386 596516649 1025202362 783368690 -2044897763
-1804289383 -1804289383 70555657 338728977 -1810617712 268809 336599192 70254736 -2079059431
1681692777 70555657 1681692777 1680906305 1142163488 537663529 605558824 607125600 68947977
1957747793 338728977 1680906305 1957747793 1410353168 545266689 873486352 615530576 68178961
-719885386 -1810617712 1142163488 1410353168 -719885386 17173280 353585330 68239794 -2078981612
596516649 268809 537663529 545266689 17173280 596516649 554309672 578814240 34346505
1025202362 336599192 605558824 873486352 353585330 554309672 1025202362 739328178 68767768
783368690 70254736 607125600 615530576 68239794 578814240 739328178 783368690 101793808
-2044897763 -2079059431 68947977 68178961 -2078981612 34346505 68767768 101793808 -2044897763
bitwise or -1804289383 1681692777 1957747793 -719885386 596516649 1025202362 783368690 -2044897763
-1804289383 -1804289383 -193152263 -185270567 -713557057 -1208041543 -1115686213 -1091175429 -1770127715
1681692777 -193152263 1681692777 1958534265 -180356097 1740545897 2101336315 1857935867 -432152963
1957747793 -185270567 1958534265 1957747793 -172490761 2008997753 2109463803 2125585907 -155328931
-719885386 -713557057 -180356097 -172490761 -719885386 -140542017 -48268354 -4756490 -685801537
596516649 -1208041543 1740545897 2008997753 -140542017 596516649 1067409339 801071099 -1482727619
1025202362 -1115686213 2101336315 2109463803 -48268354 1067409339 1025202362 1069242874 -1088463169
783368690 -1091175429 1857935867 2125585907 -4756490 801071099 1069242874 783368690 -1363322881
-2044897763 -1770127715 -432152963 -155328931 -685801537 -1482727619 -1088463169 -1363322881 -2044897763
bitwise xor -1804289383 1681692777 1957747793 -719885386 596516649 1025202362 783368690 -2044897763
-1804289383 0 -263707920 -523999544 1097060655 -1208310352 -1452285405 -1161430165 308931716
1681692777 -263707920 0 277627960 -1322519585 1202882368 1495777491 1250810267 -501100940
1957747793 -523999544 277627960 0 -1582843929 1463731064 1235977451 1510055331 -223507892
-719885386 1097060655 -1322519585 -1582843929 0 -157715297 -401853684 -72996284 1393180075
596516649 -1208310352 1202882368 1463731064 -157715297 0 513099667 222256859 -1517074124
1025202362 -1452285405 1495777491 1235977451 -401853684 513099667 0 329914696 -1157230937
783368690 -1161430165 1250810267 1510055331 -72996284 222256859 329914696 0 -1465116689
-2044897763 308931716 -501100940 -223507892 1393180075 -1517074124 -1157230937 -1465116689 0
-1804289383 1681692777 1957747793 -719885386 596516649 1025202362 783368690 -2044897763
bitwise not 1804289382 -1681692778 -1957747794 719885385 -596516650 -1025202363 -783368691 2044897762
Подводим итоги
Промежуточная цель достигнута: мы научились компилировать собственный язык в настоящий x86 gnu ассемблер. На данный момент для парсинга я пользуюсь сторонней библиотекой sly, но по пути меня слегка занесло, и выяснилось, что написать свой парсер совсем несложно. А заодно можно будет грамматику языка подправить, чтобы приятнее писать можно было!
Таким образом, следующие две статьи будут о том, как самостоятельно сделать лексер и парсер, готовый код уже лежит в репозитории.
А вот что будет потом... Есть у меня большое подозрение (я ненастоящий сварщик, я маску нашёл!), что самое интересное начинается именно потом. Я попробую разобраться, и заодно рассказать вам, как работает оптимизирующий компилятор. В качестве промежуточного представления я выберу LLVM IR, чтобы можно было в любой момент запускать код при помощи LLVM, но при этом всё будет сделано вручную без LLVM. Бюджета на «оптимизирующий» (только показывающий принцип) компилятор я себе отведу в районе пятисот дополнительных строк питоновского кода. Посмотрим, что получится :)
Stay tuned, have fun!
csl
Заждался!