Scratch программирование, хоть и остается самым простым и примитивным языком, по-прежнему популярен на начальном этапе освоения кода. И не зря, ведь это оптимальный способ показать ребенку, как работает любой компьютерный код, научить его логически размышлять. Ну а хорошо развитое логическое мышление в целом облегчит жизнь ребенку и научит решать любую сложную задачу.

Но где учиться? Конечно, Scratch — доступная среда: можно прямо сейчас зайти на сайт и начать что-то делать, методом «тыка» собрать код из блоков, чтобы получить примитивную программу. Но это малоэффективно, так что мы собрали 30 бесплатных видеоуроков, где пошагово объясняют, как работать с теми или иными инструментами визуальной среды. А еще в подборке есть полные гайды от школы Pixel по созданию популярных игр, с которыми легко справится даже ребенок 7-8 лет.

Первый шаг в код: интерфейс в Scratch и первый проект

Длительность видео: 6:23

Этот урок — самый первый шаг в Scratch обучении для детей. Рассказывают, где находятся блоки, почему они цветные и какой за что отвечает. Здесь же проходит знакомство со спрайтами, а точнее с главным спрайтом — рыжим котом (кстати, если вы знаете, как его зовут на самом деле, пишите в комментарии). При помощи блоков вывода текста, таймера и системы координат, кот будет передвигаться по сцене (так называется пространство, где запускается действие в Scratch) и говорить: «Привет, мир!». Урок максимально простой, а пошаговые комментарии преподавателя позволяют легко повторить все действия за ним. Так что через 6,5 минут у ребенка будет своя первая рабочая программа. 

Звук в Scratch

Длительность: 3:58

Продолжаем «оживлять» нашего кота. В разделе «Код» есть блок «Звук». С его помощью наш рыжий кот начнет мяукать. В видео показано, как при помощи блоков регулировать громкость звука, как настраивать тон и вставлять звуки из галереи. Да, в Скретч есть своя большая библиотека с самыми разными звуками. Их можно обрезать под нужную длительность и добавить в свой проект. А тем временем, наш кот уже умеет говорить на настоящем кошачьем языке.

Настраиваем внешний вид спрайтов

Длительность: 10:03 

В первом уроке мы уже говорили про спрайты. Так вот, если простыми словами — это картинка (в том числе персонаж), которую можно анимировать. В интерфейсе Scratch справа находится окно управления спрайтами, где, в частности, задается его имя. Советуем этим не пренебрегать, чтобы потом не было путаницы, когда ваш код обрастет большим количеством операций. Здесь же задаются координаты персонажа по осям «x» и «y», масштаб (размер). Самого спрайта можно взять из готовой библиотеки, нарисовать самому — для этого в Scratch есть специальный графический редактор, а можно подгрузить с компьютера.

Также в видеоуроке рассказывают, как задать внешний вид сцене, на которой находятся персонажи.

Координаты и движение

Длительность: 6:21 

Подробный урок по работе с системами координат. С её помощью мы можем понять, где именно находится наш объект в пространстве в Scratch. У нас есть ось «х», определяющая положение по горизонтали, влево или вправо, есть ось «у», определяющая точку в направлениях вверх и вниз. Передвигать спрайта можно при помощи мышки, а можно задавать координаты вручную в специальном поле. Начальная точка — это ноль, которая означает, что наш объект находится в центре пересечения осей. И если мы хотим, чтобы наш кот оказался внизу и в центре, тогда нужно изменить значение координаты «y», например, на «-20», а значение по оси «x» оставить без изменений. В видео подробно показано, как создать программу для передвижения спрайта при помощи блока «Движение».

Цикл

Длительность: 2:33 

Цикл — это одно из ключевых понятий в программировании в целом наряду с алгоритмами. Благодаря ему мы можем повторять определенное действие заданное количество раз. Чтобы настроить цикл в Scratch, нужно перейти во вкладку «Управление» (она имеет оранжевый цвет). Тут вы узнаете, что цикл можно сделать двух видов: ограниченный и бесконечный. В первом случае мы задаем программе то количество повторений, которое нам нужно. Во втором случае, соответственно, действие будет повторяться постоянно.

В видеоуроке наглядно показано, как настроить тот и другой вариант и для чего это может пригодиться на примере создания простой игры.

Цикл и ожидание

Длительность: 2:22 

Еще одна команда в оранжевом блоке «Управление». С помощью ожидания мы можем задать программе то время, на которое она должна остановиться, то есть ничего не делать. На примере движения кота в уроке показано, как сделать подходящую анимацию как раз при помощи этой команды.

Scratch обучение для детей: условие и сенсоры

Длительность: 6:51 

Знакомимся с понятием «условие». В визуальной среде, как и везде, они есть двух видов: «если, то» и «если, то, иначе». В последнем случае это означает, что если программа выполняет какое-то действие, то выполняется условие «то», а если действие не выполняется, то условие «иначе». Чтобы стало понятно, давайте разберем простой пример из жизни. Допустим, мальчику Пете мама сказала сходить в магазин и купить яблок. Петя приходит в магазин и, если там есть яблоки, то их покупает (выполняется условие «то»). Если же их нет (выполняется условие «иначе»), то он возвращается домой. Точно также это работает и в настройке условий в Scratch.

Сенсоры же позволяют настроить само условие «если». То есть мы можем задать, например, нашему коту условие, что он будет исчезать при попадании на белый цвет и т.д. В видео наглядно показаны настройки такой программы.

Ожидание и цикл с условием

Длительность: 4:58 

Работа с блоком «Ждать до» и операторами арифметических и логических действий (выделены в интерфейсе зеленым цветом). В уроке наглядно показано, как сделать программу для кота, чтобы он вращался на месте, пока не коснется указателя мыши или какого-то определенного цвета. А блок с операторами (в уроке это оператор «и») и позволит сделать так, чтобы эти два условия выполнялись одновременно.

Работа с переменными и создание игрового таймера

Длительность: 4:06 

Переменная — это ячейка памяти с заданным именем, которая может хранить значения. В Скретче для работы с ними используется блок «Переменные» (красно-оранжевого цвета). В уроке работа с переменными показана на создании простого таймера для игры, который отсчитывает время и при помощи определенных команд появляется или исчезает со сцены.

Клоны и события

Длительность: 6:01 

Клоны в Скретч нужны для создания копий спрайтов, чтобы нам не приходилось каждый раз делать копию спрайта и вручную прописывать для него ту же программу. Работать с ними можно через вкладку «Управление» при помощи трех команд: «Создать клон», «Удалить клон» и «Когда я начинаю как клон». В видео показан конкретный пример по работе с клонами на примере нашего рыжего кота, а также рассказывается про передачу сообщений.

Создаем свой блок

Длительность: 3:24

Пошаговое видео о том, как создать свой блок.  Он необходим, когда мы, например, делаем игру, в которой очень много операций. Чтобы упростить себе жизнь, все их можно объединить в один блок. Делается это через кнопку «Другие блоки» — «Создать блок». Далее пишем название, чтобы было удобно выбирать его и получаем вместо большого блочного кода один компактный, который при необходимости будет гораздо удобнее вставлять в программу.

Делаем Doodle Jump на Scratch

Длительность: 10:45 

Doodle Jump — это серия мобильных игр с узнаваемыми монстриками причудливой формы. На уроке показывают, как создать такую игру с нуля самому, используя только платформу Scratch. Здесь подробно показывают, как работать со встроенным графическим редактором для создания персонажа, как создать платформу для игры, на которой будет передвигаться наш монстр-спрайт. Также показаны этапы создания программы для прыжков и игрового таймера (будет полезно, если вы пропустили этот урок).

Как создать игру в Скретч в стиле викторины  

Длительность: 11:58

Собственно, что такое викторина? Это игра, в которой нужно ответить на те или иные вопросы. Мы можем дать как правильный ответ, так и неправильный. Чтобы сделать такую игру в Скретч, нам понадобятся блок с переменными, команды по работе с циклами и сам скрипт игры.  В видеоуроке показано, как при помощи сознанного скрипта можно поменять фон викторины на праздничный при ее завершении.

ТОП-10 игр на Скретч

Длительность: 10:21

Отличное видео для того, чтобы убедиться в больших возможностях этой, казалось бы, простой платформы. В видео эксперты подобрали десять лучших и самых интересных игр, некоторые из которых далеко не так просто пройти. Здесь и гонки, и спортивные игры (бокс, например), «Ниндзя 3D», платформеры и раннеры. Кстати, для каждой из игр есть ссылка, так что можно попробовать свои силы в прохождении каждой из них.

Как запустить игру из Scratch на Android

Длительность: 6:00 

Представим, что вы уже создали свою первую игру на платформе Scratch и теперь хотите поиграть в нее на своем смартфоне. Для этого нужно будет освоить процесс конвертирования игры в HTML-код (язык гипертекстовой разметки) и скачать приложение для конвертации. Смотрите видеоурок, чтобы последовательно выполнить все шаги и ничего не пропустить.

Создаем игру «StarWars»

Длительность: 28:46 

Подробный гайд, как с нуля создать собственную игру по мотивам мира Star Wars. Посмотрев урок, вы получите игру, в которой будет оригинальная начальная заставка, вражеский имперский корабль-босс, космический корабль игрока, который будет управляться стрелками и мышью. И все это можно создать самим, начиная от рисования сцены и спрайтов и заканчивая множественными блоками движения и скриптов.

Как сделать простую игру при помощи координат и движения в Scratch

Длительность: 3:19 

Еще один видеоурок для новичков о том, как работать с основными инструментами в среде Скретч для детей. Рассказывается о настройке координат для спрайтов, создании программы простого управления, добавлении фона с перспективой. Также здесь раскрывается тема создания циклов с условиями «если» или «иначе». Урок хорошо дополнит и поможет закрепить материал видео выше о циклах и координатах. 

Создаем игру с несколькими спрайтами

Длительность: 6:39 

Выше мы уже рассказывали, как можно создать простой игровой проект, где наш рыжий кот будет выполнять простые движения. В этом уроке рассказывается, как добавить в игру еще один спрайт и написать к нему скрипт. В процессе создания игры на этом уроке также можно получить навыки по созданию блоков, работе с переменными, циклами и алгоритмами.

Рисуем спрайта самостоятельно

Длительность: 7:34 

Пошаговый урок, который открывает творческие возможности Скретч программирования по созданию спрайтов. Если нам не хочется делать игру с рыжим котом, который добавляется по умолчанию, то мы можем перейти во всплывающее меню вниз и нажать «Выбрать спрайт». Откроется библиотека со множеством самых разных персонажей, от баскетбольных мячей до динозавров. Если нам нужно изменить внешний вид спрайта, нужно перейти во вкладку «Костюмы».

Виртуальный питомец в Scratch

Длительность: 3:59

Вряд ли современные дети знают, кто такой тамагочи, но зато многие играли в игру «Мой говорящий Том». Суть у них одна — это симулятор, где задачей игрока является поддержание жизнедеятельности питомца. При помощи Scratch программирования можно создать похожую игру. Для этого нужно выбрать подходящие спрайты и настроить для них программы движения, а также условия их выполнения. Как это сделать пошагово — смотрите в видеоуроке.

Создаем игру «Растения против Зомби»

Длительность: 18:22 

Создание увлекательной стрелялки, где зомби можно обстреливать горохом (и играть в неё можно будет как одному, так и с другом). В видеоуроке подробно показано, как работать с готовыми спрайтами, то есть теми картинками, которые вы нашли в интернете и скачали на свой компьютер.

Язык Scratch для детей: как создать в Скретч Зомби

Длительность: 4:49 

Понравится тем, кто любит сражаться против монстров в онлайн-играх. Посмотрев этот урок, сможете создать своего зомби в виртуальной среде Скретч. Точнее, целую армию зомби, которая будет нападать на героя. Кстати, вы можете взять за основу только процесс создания программы, который показан в видео, а оформление и внешний вид своих персонажей придумать сами. Например, можно сделать героем нашего кота, который будет пулять в зомби красными шарами где-то в пустыне. Тут ваша фантазия ничем не ограничена.

Математические игры в Scratch

Длительность: 6:00 

Совместить приятное с полезным — легко. А тем, кто любит математику, будет приятно вдвойне, так как в видео рассказывают об арифметических играх, созданных на платформе Скретч. Тут можно прыгать по платформе, одновременно решая примеры, выбирая нужно число и т.д. Возможно, какая-то из игр вдохновит ребенка создать свой собственный математический шутер, где за неправильные примеры рыжий кот будет стрелять в игрока помидорами? 

Хоррор-игра в Скретч

Длительность: 12:19 

Scratch обучение для детей может проходить и на интересных играх. В видео показано, как создать игру по мотивам Roblox-страшилки «Радужные друзья». Её основной сюжет похож на типичный сценарий фильма ужасов: автобус с пассажирами сворачивает не в том направлении и попадает в аварию, после чего пассажиры теряют сознание. А когда просыпаются, то оказываются в незнакомой комнате. Но на самом деле это дом со множеством монстров, от которых нужно как можно быстрее сбежать. Так как в игре есть ограничение на время, понадобится создать секундомер. Как это сделать — смотрите в видео.

Скретч для детей: программируем Марио

Длительность: 14:06 

А вот про Марио точно слышали не только те, кто в него играл еще на приставке dendy, но и современные дети. За 14 минут можно собрать часть платформера с нуля, нарисовав Марио и тот самый гриб, которой ему нужно перепрыгнуть. Для этого будут нужны операции цикла, ожидания, блоки внешнего вида. Посмотрев этот урок, при желании можно легко продолжить создание и других уровней игры, в одном из которых наш герой-водопроводчик наконец-то спасет принцессу.

Делаем РПГ в Scratch

Длительность: 11:28 

Видео с инструкцией, как собрать простую РПГ-игру, используя возможности блочного программирования. Из спрайтов будут нужны маг, рыцарь, значок жизни в виде сердечка, подходящий фон для сцены. Как все это найти или нарисовать, расскажут в видеоуроке. Урок хорош тем, что можно тут же повторять все шаги за преподавателем и через 12-20 минут наслаждаться прохождением собственной игры.

Футбол в Scratch

Длительность: 7:19 

Делаем футбольное пенальти на визуальных блоках в Скретч. Для этого нужно сперва определиться с фоном — в библиотеке Scratch есть подходящая картинка с футбольными воротами (а можете загрузить и свою с компьютера). Далее выбирается подходящий спрайт для вратаря и подбирается его размер под масштаб ворот. Затем пишется программа для нашего футболиста, чтобы он определенным образом передвигался на поле. Делается это при помощи блоков «Управление», «Сенсоры», «Внешний вид».

Пошаговую настройку кода смотрите в видео.

Делаем лабиринт в Scratch

Длительность: 8:54

Посмотрев этот урок, можно создать трехмерный лабиринт при помощи инструментов визуального кодинга. Для начала нужно подготовить несколько спрайтов: лабиринт, линия выхода из него, указатель для передвижения игрока и табличку «Победа» на тот случай, если получится выбраться из лабиринта. Программа начинается с блока «Когда флаг нажат» и настройки передвижения героя через систему координат. Также здесь наглядно показано, как работают бесконечные циклы и условия.

Интерактивная открытка в Scratch

Длительность: 8:20

Язык программирования Scratch позволяет создавать не только разножанровые игры, но и мультфильмы, анимационные открытки. Как раз такую открытку создают в данном видеоуроке. Здесь можно использовать всю свою фантазию и инструменты рисования Scratch для оформления проекта. При помощи кода можно будет сделать так, чтобы открытка открывалась, а спрайты, размещенные на ней, выполняли определенные действия. В примере на видео внутри открытки прячется маленькая балерина, которая прыгает, когда открытка открывается, а выше над ней появляется надпись: «С днем рождения». Программу для такой анимации написать несложно: в видео рассказаны все этапы. Зато сколько креативных и интерактивных подарков можно будет сделать своим друзьям и родным! 


Вы можете проходить эти уроки как отдельно, так и все вместе. В любом случае практически каждый из них содержит подробное объяснение используемых блоков и команд. Выбирайте то количество уроков, которое вам интересно и опирайтесь уровень навыков ребенка. Но тем, кто только хочет познакомиться с компьютерным кодом, рекомендуем начать с первых видеоуроков подборки и постепенно переходить к видео с гайдами по созданию игр

Удачи в первых шагах в мир кода!

Комментарии (0)