Привет, Хабр! Меня зовут Света, я руководитель дизайн-направления в компании Friflex. Мы занимаемся разработкой мобильных приложений и веб-сервисов. 

В этой статье хочу рассказать о шести эффективных способах управления вниманием пользователей. Это вторая статья о законах внимания пользователей. Первую можно почитать в блоге.

Закон близости

Когда объекты находятся близко друг от друга, мозг склонен воспринимать их как часть одной группы. Например, на рисунке внизу мы сначала увидим две группы элементов, а не 18 панд:

Близость и еще 5 способов управлять вниманием пользователя
Близость и еще 5 способов управлять вниманием пользователя

Закон близости гласит: объединяйте небольшие фрагменты информации в группы, и пользователю будет легче их запомнить. Именно поэтому обычно заголовок располагается ближе к тексту, который идет после него. Так легче определить, к какому абзацу он относится.

Близость и еще 5 способов управлять вниманием пользователя
Близость и еще 5 способов управлять вниманием пользователя

Еще применять закон близости можно, чтобы визуально разделить персональные и рабочие данные в анкетах. Или в разделе «Корзина», где много деталей. Если четко сгруппировать объекты, разделить товары линиями и визуально связать с селекторами, как в приложении «Дикси», у пользователя не будет возникать вопросов, что к чему относится.

Близость и еще 5 способов управлять вниманием пользователя
Близость и еще 5 способов управлять вниманием пользователя

Недосказанность

Люди предпочитают законченные формы. Наш мозг автоматически заполняет промежутки между элементами, чтобы получить целостное изображение.

Например, на этом рисунке наше воображение дорисует квадрат.
Например, на этом рисунке наше воображение дорисует квадрат.

Например, на этом рисунке наше воображение дорисует квадрат.

Недосказанность в элементах дизайна вызывает любопытство, оставляет место для интерпретации и создает многозначность. У пользователя появляется почти исследовательский интерес.

Часто недосказанность используется в логотипах. Например, надкусанное яблоко Apple. Отсылка к библейской истории о яблоке познания или к истории о Ньютоне? А может, просто яблоком? Или свуш найк: крыло богини Ники, движение спортсмена или абстрактный символ?

Законы эстетики

Люди склонны считать эстетически привлекательный дизайн более удобным и даже готовы прощать незначительные недостатки ради красоты.

Например, у старой версии сайта Bang Bang Education был необычный для своего времени дизайн, и пользователям он очень нравился. Среди обилия яркой анимации терялись призывы к действию. Но это не мешало пользователям на нем задерживаться.

Близость и еще 5 способов управлять вниманием пользователя
Близость и еще 5 способов управлять вниманием пользователя

Диаграмма Гутенберга

Диаграмма Гутенберга помогает предсказать, как взгляд пользователя будет передвигаться по странице или приложению. Чаще всего пользователь начинает свой визуальный путь в левом верхнем углу. Элементы, расположенные здесь, скорее всего получат максимум внимания. В этой зоне хорошо размещать логотип, заголовок, меню и другие важные детали.

Потом взгляд пользователя перемещается вправо — тут он ожидает увидеть дополнительные данные. Например, навигацию по сайту или контактную информацию.

Затем взгляд упирается в нижний левый угол — самую неактивную зону. Здесь лучше не размещать ничего важного. Наконец, пользователь смотрит в нижний правый угол. 

Он снова внимателен, хоть и не так, как в самом начале. Традиционно в нижнем правом углу находятся кнопки призыва к действию. Например, «Купить», «Зарегистрироваться» или «Подробнее».

Близость и еще 5 способов управлять вниманием пользователя
Близость и еще 5 способов управлять вниманием пользователя

Z-паттерн и F-паттерн

Z-паттерн и F-паттерн тоже предсказывают, как взгляд пользователя будет перемещаться по странице. Z-паттерн наблюдается при просмотре сайтов и приложений, где не очень много текста, а графические элементы играют ведущую роль. Пользователь просматривает страницу по диагонали, начиная с верхнего левого угла и заканчивая в правом нижнем.

Близость и еще 5 способов управлять вниманием пользователя
Близость и еще 5 способов управлять вниманием пользователя

На сайтах, где много текста и мало графических элементов, чаще можно заметить F-паттерн. Взгляд из верхнего левого угла скользит вниз и вправо, затем опускается вниз и снова движется вправо, образуя букву F. Поэтому новостные сайты часто стараются поместить заголовки самых важных статей в верхнем левом углу и на следующей линии.

Близость и еще 5 способов управлять вниманием пользователя
Близость и еще 5 способов управлять вниманием пользователя

Эффект серийной позиции

Люди лучше всего запоминают первый и последний элемент в последовательности. Значит, самую важную информацию лучше размещать в начале или в конце.

Руководствуясь этим принципом, онлайн-магазины часто ставят популярные товары или акционные предложение в начало каталога. А социальные сети — размещают важные сообщения и рекламу в начале новостной ленты.

Близость, недосказанность, эстетика, эффект серийной позиции, диаграмма Гутенберга, а также F- и Z-паттерны помогают направлять внимание пользователя в интерфейсе, чтобы он с легкостью достигал своих целей. 

Надеюсь, моя статья будет вам полезной. Раньше я писала в блог Friflex о том, как:

Комментарии (1)


  1. Efferatus
    05.09.2024 10:19

    Он снова внимателен, хоть и не так, как в самом начале. Традиционно в нижнем правом углу находятся кнопки призыва к действию. Например, «Купить», «Зарегистрироваться» или «Подробнее».

    Действительно ли это правило работает?

    У всех основных онлайн-магазинов кнопки "Положить в корзину", "Продолжить оформление" или "Купить", находятся в верхней правой части или, как минимум, на уровне карточки товара.