Большинство современных облачных АТС имеют схожий функционал. Как правило, это набор голосовых меню, переадресации звонков, всевозможные голосовые ящики и статистика. Этот джентельменский набор можно встретить почти у каждого телефонного SaaS. При этом существует скромная, не очень заметная на первый взгляд, но очень полезная, при правильном применении, опция — конференц-связь. Исторически так сложилось, что конференции всегда ассоциировались с крупным бизнесом, селекторными совещаниями и принятием важных начальственных решений. Мы, при разработке нашей коммуникационной платформы, стараемся идти несколько иным путем и разрабатываем модуль конференций ориентируясь на потребности малого и среднего бизнеса.
![](https://habrastorage.org/files/24d/56f/05b/24d56f05b83d42b0adc449acdb43faa0.png)
Постараемся рассказать о том, что сделано разработчиками в рамках проекта HIVE в разрезе сервиса конференц-связи для малого бизнеса. В нашей облачной АТС уже есть изюминка, которая отличает ее от множества других, аналогичных платформ — это интеграция с мобильной связью. Мобильный телефон с сим-картой IP-SIM, выполняющий функции офисного, зачастую меняет подход к самым обычным и стандартным “фичам” виртуальных АТС. С помощью IP SIM можно не только записывать звонки с корпоративных сотовых и просматривать статистику в онлайн-режиме, а еще и создавать конференции с участием неограниченного количества мобильных сотрудников, используя специфические особенности сотовой связи.
Для начала рассмотрим типовую схему конференц-связи
![](https://habrastorage.org/files/676/d25/e34/676d25e34f2449899ce8d7722b3f731c.png)
Большинство облачных АТС позволяют создать конференции по самому распространенному сценарию: Абонент А желает обсудить что-то с Абонентом Б и все это необходимо сделать в присутствии Абонентов Д и C. Набирается номер нужного телефона, ответившему предлагается немного “повисеть” на линии и в этом момент набираются другие номера телефонов, после чего происходит подключении всех участников по очереди. По окончании конференции все дружно отключаются и процесс считается успешно завершенным. Вроде бы все просто и понятно, задача коммуницирования нескольких человек выполнена, автоматизации и “фичам” нет места. Вряд ли ли кто-то из представителей малого бизнеса мыслит категориями расширенного функционала. Какие проблемы могут обнаружится? Первая и главная проблема: сотрудники вне офиса или сотрудники на мобильных.
В случае, если в нужный момент одним из участников был пропущен звонок на сотовый, то нет никаких шансов подключиться к конференции самостоятельно, приходится ждать повторного вызова организатора. АТС просто фиксирует статус “не отвечено” или “занято” и передает соответствующий КПВ в линию. Никакой аналитики не предусмотрено.
В случае использования IP SIM можно предусмотреть возможность мониторинга статусов мобильных телефонов сотрудников и реализовывать различные сценарии подключения участников в зависимости от того, какой статус имеет мобильная линия на момент вызова.
![](https://habrastorage.org/files/6da/a76/412/6daa7641250f4928961f6ade26116d10.png)
Если вызываемая IP SIM занята, то можно создать сценарий таким образом, чтобы после небольшого таймаута АТС продолжила “стучаться” по короткому номеру и добивалась подключения корпоративного сотового в конференцию. Если сим-карта имеет статус “не в сети”, то можно усложнить сценарий и заставить АТС совершить повторный набор нужного короткого номера еще два раза с интервалом в 5 минут, после чего выдать в линию “сотрудник не в сети” и прекратить попытки набора номера. Третьим любопытным вариантом может быть сценарий, когда инициатор создает заранее созданный сценарий с указанием желаемого времени начала конференций и вводит номер всех ожидаемых участников. После чего АТС заранее начинает дозваниваться до нужных номеров и выдавать в линию IVR с указанием времени начала конференции и номером так называемой конференц-комнаты, куда может подключиться любой желающий, набравший уникальной внутренний номер этой самой комнаты. Такой сценарии в сочетании с первыми двумя позволяет гибко и без лишних временных затрат добиться желаемого эффекта — все участники совещания, не зависимо от их местонахождения, практически гарантировано примут участие в совместном обсуждении.
Иногда в конференцию может потребоваться подключить большое количество участников без четкого контроля 100%-го подключения (например, летучка-совещание всех свободных курьеров). Для таких задач целесообразно использовать не внутренний номер конференц-комнаты или сценарии автоматического дозвона до нужных абонентов, а специально выделенный сервисный виртуальный городской номер, актуальность которого утрачивается после завершения события. Всем потенциальным участникам, либо через рекламные каналы сообщается время начала конференции и виртуальный номер для входящего звонка для подключения.
![](https://habrastorage.org/files/c41/2d4/fd5/c412d4fd5d08427e99b089872ca3c9c6.png)
При необходимости такой функционал можно использовать для интерактивного взаимодействия с большим числом клиентов или партнеров, желающих прослушать полезную и актуальную информацию, находясь в движении. Необходимо лишь заявить точную дату начала, время продолжительности и виртуальный номер самой конференции. Применение IP SIM в этом сценарии добавляет “изюминки” — удаленные сотрудники, будучи распознанными по короткому номеру, могут подключаться в конференцию по определенному условию — с правом только слушать или с правом и говорить и слушать.
Список подобных сценариев можно продолжать практически бесконечно и сам факт наличия IP SIM и возможности задавать время и продолжительность конференции с применением голосовых меню, предоставляет большой простор для фантазии. Вряд ли есть необходимость “оглашать весь список”.
В интерфейсе HIVE мы постарались максимально упростить и автоматизировать функционал создания конференции. Уже прямо сейчас можно использовать удобный визуальный инструмент для генерации списка участников из списка внутренних номеров компании или добавлять номера внешней телефонной сети.
![](https://habrastorage.org/files/1ee/c25/26f/1eec2526f49743a8875848cc7087daf7.png)
Создав нужный список в графическом режиме требуется нажать кнопку Пуск и АТС запустит один из сценариев, описанных выше. Дополнительных данных, обозначающих то, что этот конкретный сотрудник находится на мобильном не требуется. АТС возьмет всю необходимую информацию из БД внутренних линий. В песочнице мы и возможность полностью визуального управления конференцией — нужные номера или сотрудники подключаются в конференции с использованием GUI драг-энд-дроп и точно также и отключаются.
Можно запрограммировать нужное событие заранее и забыть о необходимости каждый раз набирать короткие и городские телефоны участников. HIVE сделает все полностью автоматически. В этом смысле функция “Конференция по расписанию” очень удобна и руководитель или инициатор конференций может создать сценарии совещаний на неделю или две вперед, а интеграция с внешней ИС обеспечит своевременное оповещение интересантов о предстоящем событии, можно расслабиться и заняться работой. Робот все сделает в лучшем виде.
Описанный выше функционал — лишь часть того, что можно реализовать в сфере конференц-связи если начинать рассматривать телефонные “летучки” и совещания как инструмент в автоматизации бизнес-процессов с очень удобным инструментарием и управлением. Мы стараемся двигаться именно в эту сторону — автоматизируем и улучшаем то, что с нашей точки зрения является незаслуженно забытым — старую и добрую телефонную конференцию. Она до сих пор востребована и полезна и во многих случаях способна заменить инновационный, но ресурсоемкий с точки зрения временных затрат на создание и проведение, вебинар.
![](https://habrastorage.org/files/24d/56f/05b/24d56f05b83d42b0adc449acdb43faa0.png)
Постараемся рассказать о том, что сделано разработчиками в рамках проекта HIVE в разрезе сервиса конференц-связи для малого бизнеса. В нашей облачной АТС уже есть изюминка, которая отличает ее от множества других, аналогичных платформ — это интеграция с мобильной связью. Мобильный телефон с сим-картой IP-SIM, выполняющий функции офисного, зачастую меняет подход к самым обычным и стандартным “фичам” виртуальных АТС. С помощью IP SIM можно не только записывать звонки с корпоративных сотовых и просматривать статистику в онлайн-режиме, а еще и создавать конференции с участием неограниченного количества мобильных сотрудников, используя специфические особенности сотовой связи.
Для начала рассмотрим типовую схему конференц-связи
![](https://habrastorage.org/files/676/d25/e34/676d25e34f2449899ce8d7722b3f731c.png)
Большинство облачных АТС позволяют создать конференции по самому распространенному сценарию: Абонент А желает обсудить что-то с Абонентом Б и все это необходимо сделать в присутствии Абонентов Д и C. Набирается номер нужного телефона, ответившему предлагается немного “повисеть” на линии и в этом момент набираются другие номера телефонов, после чего происходит подключении всех участников по очереди. По окончании конференции все дружно отключаются и процесс считается успешно завершенным. Вроде бы все просто и понятно, задача коммуницирования нескольких человек выполнена, автоматизации и “фичам” нет места. Вряд ли ли кто-то из представителей малого бизнеса мыслит категориями расширенного функционала. Какие проблемы могут обнаружится? Первая и главная проблема: сотрудники вне офиса или сотрудники на мобильных.
В случае, если в нужный момент одним из участников был пропущен звонок на сотовый, то нет никаких шансов подключиться к конференции самостоятельно, приходится ждать повторного вызова организатора. АТС просто фиксирует статус “не отвечено” или “занято” и передает соответствующий КПВ в линию. Никакой аналитики не предусмотрено.
В случае использования IP SIM можно предусмотреть возможность мониторинга статусов мобильных телефонов сотрудников и реализовывать различные сценарии подключения участников в зависимости от того, какой статус имеет мобильная линия на момент вызова.
![](https://habrastorage.org/files/6da/a76/412/6daa7641250f4928961f6ade26116d10.png)
Если вызываемая IP SIM занята, то можно создать сценарий таким образом, чтобы после небольшого таймаута АТС продолжила “стучаться” по короткому номеру и добивалась подключения корпоративного сотового в конференцию. Если сим-карта имеет статус “не в сети”, то можно усложнить сценарий и заставить АТС совершить повторный набор нужного короткого номера еще два раза с интервалом в 5 минут, после чего выдать в линию “сотрудник не в сети” и прекратить попытки набора номера. Третьим любопытным вариантом может быть сценарий, когда инициатор создает заранее созданный сценарий с указанием желаемого времени начала конференций и вводит номер всех ожидаемых участников. После чего АТС заранее начинает дозваниваться до нужных номеров и выдавать в линию IVR с указанием времени начала конференции и номером так называемой конференц-комнаты, куда может подключиться любой желающий, набравший уникальной внутренний номер этой самой комнаты. Такой сценарии в сочетании с первыми двумя позволяет гибко и без лишних временных затрат добиться желаемого эффекта — все участники совещания, не зависимо от их местонахождения, практически гарантировано примут участие в совместном обсуждении.
Иногда в конференцию может потребоваться подключить большое количество участников без четкого контроля 100%-го подключения (например, летучка-совещание всех свободных курьеров). Для таких задач целесообразно использовать не внутренний номер конференц-комнаты или сценарии автоматического дозвона до нужных абонентов, а специально выделенный сервисный виртуальный городской номер, актуальность которого утрачивается после завершения события. Всем потенциальным участникам, либо через рекламные каналы сообщается время начала конференции и виртуальный номер для входящего звонка для подключения.
![](https://habrastorage.org/files/c41/2d4/fd5/c412d4fd5d08427e99b089872ca3c9c6.png)
При необходимости такой функционал можно использовать для интерактивного взаимодействия с большим числом клиентов или партнеров, желающих прослушать полезную и актуальную информацию, находясь в движении. Необходимо лишь заявить точную дату начала, время продолжительности и виртуальный номер самой конференции. Применение IP SIM в этом сценарии добавляет “изюминки” — удаленные сотрудники, будучи распознанными по короткому номеру, могут подключаться в конференцию по определенному условию — с правом только слушать или с правом и говорить и слушать.
Список подобных сценариев можно продолжать практически бесконечно и сам факт наличия IP SIM и возможности задавать время и продолжительность конференции с применением голосовых меню, предоставляет большой простор для фантазии. Вряд ли есть необходимость “оглашать весь список”.
В интерфейсе HIVE мы постарались максимально упростить и автоматизировать функционал создания конференции. Уже прямо сейчас можно использовать удобный визуальный инструмент для генерации списка участников из списка внутренних номеров компании или добавлять номера внешней телефонной сети.
![](https://habrastorage.org/files/1ee/c25/26f/1eec2526f49743a8875848cc7087daf7.png)
Создав нужный список в графическом режиме требуется нажать кнопку Пуск и АТС запустит один из сценариев, описанных выше. Дополнительных данных, обозначающих то, что этот конкретный сотрудник находится на мобильном не требуется. АТС возьмет всю необходимую информацию из БД внутренних линий. В песочнице мы и возможность полностью визуального управления конференцией — нужные номера или сотрудники подключаются в конференции с использованием GUI драг-энд-дроп и точно также и отключаются.
Можно запрограммировать нужное событие заранее и забыть о необходимости каждый раз набирать короткие и городские телефоны участников. HIVE сделает все полностью автоматически. В этом смысле функция “Конференция по расписанию” очень удобна и руководитель или инициатор конференций может создать сценарии совещаний на неделю или две вперед, а интеграция с внешней ИС обеспечит своевременное оповещение интересантов о предстоящем событии, можно расслабиться и заняться работой. Робот все сделает в лучшем виде.
Описанный выше функционал — лишь часть того, что можно реализовать в сфере конференц-связи если начинать рассматривать телефонные “летучки” и совещания как инструмент в автоматизации бизнес-процессов с очень удобным инструментарием и управлением. Мы стараемся двигаться именно в эту сторону — автоматизируем и улучшаем то, что с нашей точки зрения является незаслуженно забытым — старую и добрую телефонную конференцию. Она до сих пор востребована и полезна и во многих случаях способна заменить инновационный, но ресурсоемкий с точки зрения временных затрат на создание и проведение, вебинар.