В конце 2023 года я провел семинар по геометрии и рассказал про различные её виды - евклидову, сферическую и гиперболическую, или геометрию Лобачевского. Сюжет оказался интересным, поэтому он был развит - я включил в него дополнительные темы, какие-то из них раскрыл подробнее, поменял акценты и самое главное - добавил трехмерные визуализации.
Семинар был разбит на цикл из шести частей, в которых постепенно, с некоторым количеством формул и выводов, написаных от руки, и большим количеством визуализаций, будет пройден путь от длин кривых в евклидовых пространствах до геометрии Лобачевского.
Главным преимуществом цикла являются визуализации и интуитивная подводка к тому, откуда появляются описываемые объекты. В цикле отсутствует постулирование, вроде "вот такую штуку мы назовем прямой", а объекты выводятся из первых принципов. Приглашаю к прочтению!
(Картинка выше взята отсюда: Hyperboloid of Two Sheet)
Скалярное произведение в евклидовом пространстве
С обычным скалярным произведением векторов и его записью "в координатах", я думаю, все знакомы. В трехмерном пространстве оно равно сумме произведений соответствующих координат. Скалярное произведение порождает норму вектора, равную корню из скалярного произведения вектора с самим собой, такое выражение будет удовлетворять трем аксиомам нормы. Расстояние между векторами тогда можно определить как норму из их разности. Пространство R3R3 с таким скалярным произведением называют евклидовым.
Длины кривых в еклидовом пространстве
Для подсчета длины какой-то кривой можно воспользоваться теоремой Пифагора и математическим анализом с первого курса университета. Для плоской кривой заданной параметрически (т.е. каждая координата в пространстве функционально зависит от ) нужно в каждой её точке провести касательную и взять бесконечно малые линейные приращения вдоль горизонтальной и вертикальной осей соответственно, а потом, используя их, найти длину гипотенузы в треугольнике с катетами . На рисунке точкой обозначены производные функций по аргументу . После этого длины гипотенуз нужно просуммировать, то есть проинтегрировать выражение вдоль всей кривой.
Такой подход работает в евклидовых пространствах, он соответствует индуцированной норме из скалярного произведения. В тот момент, когда длина была приравнена к - я воспользовался тем, что скалярное произведение индуцирует норму по формулам с первого рисунка. Скалярное произведение и норма могут быть и другими выражениями, но нас пока интересует именно такой их вид.
Индуцированная метрика
Нахождение длины кривой в евклидовом пространстве - это частный случай индуцирования метрики; когда мы ограничиваем метрику (евклидову) на какой-то объект, который в этом пространстве лежит (в примере выше - кривую). Пользуясь свойствами скалярного произведения, можно выписать более общую формулу для квадрата элемента длины кривой и поверхности :
Конкретные выражения зависят от кривой и поверхности и получаются прямым подсчетом.
Зачем же все это нужно? Чтобы считать скалярное произведение, пользуясь только локальными координатами, не переходя в глобальные. А с помощью скалярного произведения считают углы, длины и площади. Часто бывает проще задать кривую на поверхности через выражения локальных координат как функций от параметра , т.е. , тогда выражение кривой на поверхности в глобальных координатах будет иметь вид . А самое главное - вид метрики дает понять как устроены поверхности или пространства, как они “изгибаются”. Следующим шагом в классической дифференциальной геометрии является определение касательного пространства к поверхности в точке, для этого на поверхности выбирают точку и через нее проводят всевозможные гладкие кривые. После этого находят касательные к ним - векторы, из которых и состоит касательное пространство.
Касательное пространство не существенно для осознания неевклидовых геометрий, по этому в следующей части разберем конкретный пример - метрику (и не только) на сфере.
Комментарии (7)
Exlt8
26.10.2024 21:45Простота подачи, интуитивность и отсутствие постулирования очень ценно. Спасибо.
A_Anonimov
Простите, а где геометрия Лобачевского-то?
CherryPieHSE Автор
В четвертой части будет первая модель геометрии Лобачевского. В следующей части (во второй) - разбор сферы и геометрии на ней. Я постарался в цикле сделать подводку более плавной и интуитивной. Для этого нужно сначала ввести несколько понятий, в этой и следующей частях.
gres_84
Название вводит в заблуждение, до геометрии Лобачевского не добрались. С другой стороны уж лучше так, чем одной статьей на 40 минут, которая потом полгода в закладках лежит.
CherryPieHSE Автор
Хорошо, согласен. Давайте я изменю название так, чтобы оно не вводило в заблуждение - как это лучше сделать?
gres_84
Я не редактор, воспринимайте с долей критики. Но что-нибудь в стиле "Геометрия Лобачевского. Базовые понятия. Метрика и скалярное произведение".
По хорошему, слова о геометрии Лобачевского можно убрать, но вы хотите весь цикл под этим названием провести, наверное.
Еще я бы не писал номер части в названии. Это отпугивает тех, кто не читал предыдущие части. Достаточно перечислить список частей со ссылками в начале или конце каждой статьи. Если вы еще и обновлять его будете по мере выхода частей, совсем хорошо будет для будущих поколений.
CherryPieHSE Автор
Да, я хочу весь цикл под этим названием провести. Можно сделать "путь к геометрии Лобачевского" в названии.
Про список - я планирую добавить его в начало каждой части с перечислением предыдущих частей.
Спасибо за советы, я их обдумаю и сделаю как лучше!