Заранее извиняюсь за кликбейтный заголовок, это цитата из твиттеровского треда о котором пойдет речь ниже, с сохранением пунктуации. Пост получился длинный, наполнен эмоциями и личным мнением и вообще не технический, но так вышло. Иногда слова цепляют почище всяких крючков и бьют сильнее кулака.

В бытность мою лидом в Gaijin, получилось поработать со многими отличными людьми и профессионалами своего дела, в том числе Женей К. и Давыдом Ф., и даже после перехода в другую студию мы продолжаем поддерживать связь, кидая друг другу интересные новости и поздравляя с днем рождения. Собственно несколько месяцев назад так мне и прилетел очередной хохмотред про джунов (не ходите туда, дабы не создавать хабрэффект) интересные цитаты я выложу ниже. Но на тот момент было совсем туго со временем, очередной майлстоун, поиск работы, собеседования новых ребят, перетряски в компании, вообщем не до тредов и статей было особо, доползти бы до кровати не уснув по дороге. Тогда глянул мельком, отметил странную подачу материала и забыл.

А тут добрался почитать более вдумчиво и совместить это с реалиями набора не то что джунов, а мидлов и синьоров на нужные в студии позиции. Девушка-разработчица Наталья провела небольшой эксперимент, сделала фейковую вакансию и собирала отклики, отсмотрела туеву хучу резюме и собрала статистику на основе которой начала давать рекомендации как поправить эти самые резюме, чтобы пройти на эту самую фейковую вакансию.


Джун без гитхаба это нормально

Первое что бросилось в глаза в описании самой вакансии:

[дайте] ссылку на ваш лучший проект на гитхаб и на прод-версию, а еще кратко расскажите про него;

и дальше еще более настойчиво:

Какой джун без гитхаба и хоть одного дипломного проекта, казалось бы? А ВОТ! Я не знаю, как и чему нужно так учиться, чтобы гитхаб был пустой, с парой зеленых квадратиков, но даже и такой пустой гит был только у 69% людей с сопроводами. А чтобы гитхаб был минимально прилично оформлен, и там было хоть что-то понятно, это вообще чудовищная редкость. Меньше, чем у четверти ребят с сопроводами!

Подождите, вы просите у джуна, вот прям у джуна, лучший проект на гитхабе? То есть их возможно несколько? Активный проект подразумевает какой-то прод, комиты? И про зеленые квадратики не приминули напомнить, может они еще и темно-зеленые должны быть? А вы сами-то пройдете свой фильтр по гитхабу (я не буду приводить ссылку на гит Натальи, он гуглится в пару минут) что-то не особо там зеленится трекер, да и с проектами в проде тоже беда.

Мы тут пытались схантить рендерщика и коллеги, которые его привели, действительно знают что у него есть активный репо, но закрытый, где он показывает особо классные наработки. А вот основной репозиторий практически пустой (https://github.com/Raikiri/LegitEngine)

Про курсы

А тут, я повторюсь если что, перед нами джун, который судя по коментам в треде о качестве резюме с большой вероятность пришел с курсов или института, причем с каких именно курсов пришел тоже не понятно, может с нормальных частных, а может от [xyz]andex'ов. По качеству нынешних студентов из института я могу ошибаться, потому что была сильно ограниченная выборка из 12 человек, там со знанием гита всё хорошо было, но только в рамках комит оформить и запушить, ветки помержить, а вот со слов - надо побисектить комиты в поисках регрессии - начиналось недопонимание.

Если человек вышел с платных курсов (да, такие тоже просачивались, но с курсов мы старались не брать, звали на интервью только если прошел тестовое на "офигительно"), ибо можно легко наткнуться на gpt-программиста (увы - реалии современной жизни), там никакой гарантии что будет открытый репозиторий. Мое мнение, если курсы платные - репо должен быть закрытым, и доступным только преподу и мне, в противном случае все будут списывать друг у друга - раз, кому надо скомуяндексят этот курс и будут выдавать за свой - это два.

Есть еще мнение среди моих знакомых и коллег, что в публичных репах не код студентов, а код их преподавателей, который студенты зачем-то повторяют у себя в проектах, так может тогда не студентов надо звать после анализа репозиторая? И что, простите, в итоге автор треда хочет увидеть в этом коде? Найти звездочек, которые понимают зачем они это делают, смогли пройти ревью препода и убедить его в том, что их вариант лучше, оптимальнее и быстрее? Тогда у меня плохие новости, их разбирают еще до hh, обычно курсе на третьем, а по выходу с универа они уже с работой и проектами на бекграунде. И уж точно на такие курсы они не идут, потому что вджобывали в универе.

Кто у нас еще был из новичков? Самоучки, как тот паренек с гитхаба, так он тоже не попадет в вашу выборку, у него там 500+ звезд и видимо не только мы к нему приходили. Или еще был джун с другой компании, который там уже поднабрался опыта и смотрит насторону. Но скажите мне честно, сколько компаний позволят разработчику хранить код их ноухау в публичном репозитории, чтобы его можно было показать и заинтересовать? Вопрос, конечно, на мильон.

Билды не показатель знаний

Ага и проект еще должен быть в продакшене. Вы серьезно? Что мы хотим такого узнать о кандидате по наличию билдов? Умение нажать пару кнопок на гитхабе или сделать конфиг из готовых примеров? Да этого пайплайна 99.9999% не будет в той конторе куда он устроится и надо будет учиться и вникать в особенности. Или мы узнаем, что кандидат умеет копировать код чтобы он успешно заработал и делает это "легко и просто" через готовые экшены на GitHub Actions?

Прод - это наличие деплоя, которое делается в несколько кликов мышкой.

Я конечно совсем не сварщик, и не варюсь в вебе, надеюсь вы там уже действительно ракеты в космос по лкм запускате. В игрострое тоже есть свои пайпланы сборки, когда из тысячи ресурсов собирается билд на пару тройку десятков гигабайт, проверяются ресурсы, прогоняются автотесты, игра пару часов играет сама в себя и потом появляется рабочий билд/бандл, который уходит QA team. И я туда не лезу, потому что есть билд инженер, который за весь этот зоопарк отвечает. Так что прод - это настроенные и понимаемые процессы, а не бездумная раскатка в пару кликов готовых экшенов.

Кроме того эта мнимая простота скрывает от джуна очередной подуровень мира знаний, который только в документации и стариковских байках есть, да на собственном опыте добывается. Зашореное своей простотой понимание о процессе сборки и доставки (а бандл надо же еще в стим отправить или PS store) до конечного пользователя бандла в стиле "нажми пару кнопок" ни к чему хорошему не приведет. Новичка в нормальной конторе к билдферме допустят хорошо если через пару месяцев и то - только посмотреть и подышать рядом, потому что это вообще не его область деятельности, а билд-инженеров.

Про конференции

Знаете, в чем основная, как по мне, проблема людей, у которых вышло плохо? Не в том, что они плохие или лентяи (хотя невнимательные балбесы были, конечно).
А в том, что они максимально далеко от любых крупных коммьюнити и трендов. Их IT-мир крохотный и узкий. Эти ребята наглядно показывают, что, чем шире твой профессиональный мир, чем больше людей ты в нем видишь, тем лучше твои софты и харды, кстати, тоже. Те 7 ребят, которые сделали круто, точно не сидели в изоляции. Они явно крутятся в коммьюнити, оттуда узнали и хорошие практики для резюме, и получили идеи петов, и узнали о прикольных способах оформить профили на гите. Сообщества дали им шикарное конкурентное преимущество

У меня был коллега, который достаточно часто просил выходной, чтобы скататься на митапы. Ему почти всегда шли на встречу, это же важно - самообучаться, а баги почему-то расскидывали по всему отделу, т.е. на митапы ездил он один, а баги чинил весь отдел.

Причем не только у автора треда я вижу такое отношение, это вообще стало модным много ходить на митапы, да рабочими днями сидеть в айтишных тредах выдавая это за самообучение. Но когда баг возвращаешь не починеный или на ревью указываешь явные ошибки, обижаются.

Оттуда же походу, и вывод, что те 7 человек, который прошли воронку - крутятся в айтишной тусовке и участвуют "в крупных комьюнити"? А что, у нас книги и лекции чтоли запретили, без социалочки теперь знания новых стандартов не прокачиваются?

Митапы и конференции важны и нужны. Они дают возможность общаться не только с коллегами и показывают куда можно расти. А с интересными темами можно податься и самому и это действительно хороший опыт. Возможно, митапы дают какой-то процент переходов между компаниями, которые просто будут знать про твое существование, а ты про их хотелки. Но среди своих знакомых я таких не встречал.

Про комьюнити

То же комьюнити, повторяет мантру, как надо хорошо решать задачки на литкоде. Вот серьезно - это оказалось самой бесполезной идеей проверять на собесах знание литкод задач. Поначалу все хорошо было, взяли двух мидлов, один решил две медиум задачи близко к алгоритму с литкода, другой написал похуже но свой и тоже рабочий. А в реальности на испытательном сроке литкодовец заваливал один баг за другим, знания вроде есть, но как их применять литкод не научил. Второй тоже не без проблем, но баги чинил. Догадайтесь, с кем пришлось расстаться.

Нерабочий код и алгоритмы из головы вылетают быстрее чем неинтересная реклама, а находить регулярное и обоснованное применение ВD и DF алгоритмам - ну ок, раз в полгода что-нибудь найдется где применить.

То же самое комьюнити второй мантрой твердит делай DRY, делай KISS, делай что там ещё новое придумали... Да этот DRY вложеный джуну в голову будет исковеркан самым странным образом, и испортит жизнь всем вокруг при написании сложных систем. А если этот инженер так и вырастет с непониманием таких методик, и понесет доброе и вечное в жизнь? Не завидую я его коллегам и ученикам, когда они станут делать сложную систему.

Dелай Rазумно и Yдобно, в этот DRY я верю, но эти курсы чаще всего преподает только сама жизнь, болючими шишками и бессонными ночами в обнимку с отладчиком.

Ездовые коты против одинаковых уздечек

Я сильно против ТАКИХ исследований, потому что Наталья ведет немалый блог на почти 19к подписчиков и фактически влияет на мнение большой группы людей, которые примут её рассуждения и выводы, поданные в виде исследования, за настоящие. Мало того что сами поверят, так еще и дальше понесут, превратив из 19к все 190к. Но реальный проекты показывают, что такой подход не работает! Видимо поэтому из 30 позиций программеров в студию, за полгода закрыли только 4, потому что спрашивали не за митапы, лычки на линкеде и проекты на гитхабе, а за реальные задачи.

Автор ждет от СВОИХ кандидатов, которые только стали что-то делать руками, участия в крупных комьюнити - да легко! На пару сотен пабликов можно подписаться просто листая телегу C++Russia и читать их вместо "чистого кода" перед сном, а потом не понимать почему использовать std::vector<> в цикле так себе затея, или почему так безбожно тормозит for(string a: strings), но все по феншую, все по последним практикам большого комьюнити.

И вот от таких постов, владетели строительной галеры "Labean & Partners LLC" насмотревшись в рутубо-телеге мощных исследований от Наташ, начинают бездумно копировать за фаангом гонку за рокстарами, не понимая что они творят, когда поднимают условия на джунских позициях, простите, до уровня мидла. Давно эти подниматели сами джунами-то были? И у всех сразу проекты на гитхабе и софт-скилы митапные и мертвый страус прочитан? Может и так, но тогда это не джуны, это люди с хорошим фактическим опытом и джунами их можно назвать, только что коммерческого опыта нет.

Джун это просто молодой инженер

Джун (IMHO) должен знать синтаксис крестов (ну или языка на котором пишет контора), основы математики и логики, и желательно понимать базовый стек на котором придется работать. Тогда собеседование превращается в пару вопросов по языку, оценку общей адекватности и базовые вопросы о мире (просто чтобы понять действительно ли знает и интересуется) и способен ли человек программировать. Потом поговорили немного за жизнь, чтобы понять вольется ли человек в отдел... и всё.

Это этап с которого начинают все разработчики, возможно их берут (и зачастую так и получается) под решение конкретных задач компании, на обучение решениям которых будут потрачены время и ресурсы. Мы же не ставим перед пятилетним ребенком задачи постройки кирпичных зданий по ГОСТ, мы даем ему деревянных кубики и наблюдаем за тем, как он учится на ошибках.

А таким вот Наташам с таким вот отношением к джунам, простите, лучше в хиромантию податься. Там результаты честнее получатся.

Комментарии (11)


  1. RodionGork
    25.10.2024 11:24

    Пост получился длинный, наполнен эмоциями и личным мнением и вообще не технический,

    похоже на то. не очень понятно зачем было в хабы "разработка игр" и "github" его пихать. упоминания слов конечно есть но вроде не более того, извините


    1. dalerank Автор
      25.10.2024 11:24

      Думаете не стоит? Обычно я пишу про разработку игр и около того, и эта ситуация набором джунов и не только, последнее время совсем печальная стала. github убрал


  1. Kill_Voice
    25.10.2024 11:24

    Зачем ради одного конкретного случая писать целую статью? У всех разные подходы к подбору, иногда действительно странные


    1. dalerank Автор
      25.10.2024 11:24

      Если бы так думала только автор треда, я бы посмеялся и прошел мимо, но увы. Мне потребовался почти год, чтобы убедить начальство и HR не быть Наташей.


      1. Kill_Voice
        25.10.2024 11:24

        На мой взгляд просто c такими компаниями не нужно работать из-за кадрового голода к ним рано или поздно придет осознание того что, что-то неплохо бы поменять. К примеру у меня в этом плане однозначное отношение к Яндексу, я не виду с ними никаких диалогов из-за того, что процесс оценки кандидатов они превращают в шапито


  1. LinarMast
    25.10.2024 11:24

    Я вот кстати не уверен что это только про джунов.

    У нас рынок геймдева он очень странный, маленький и не понятный.

    Я раньше думал, вот у меня профили плохо оформлены, поэтому никто не хантит.

    Хорошо оформил профили, добавил ссылки, портфолио.

    Не пишут, думаю может не хватает публичности? Пошёл писать статьи, гайды, рисерчи.

    Не пишут. Вообщем, не понятно, кто и что хочет :)

    Вот так и живём


    1. Lekret
      25.10.2024 11:24

      Может самим на вакансии откликаться?) И статьи прикреплять, там может оценят.


  1. Krypt
    25.10.2024 11:24

    Факторами на моё первое успешное трудоустройство стали личная рекомендация уже работавшего в компании человека и моё относительно успешное участие в соревнованиях по правилам ACM. Даже не смотря на то, что учебное заведение я не закончил

    Git же в принципе... в учебном курсе системы контроля версий он не был упомянут ни разу, а лабы носились, страшно сказать, на mini CD-RW диске. Я искренне надеюсь это изменилось за прошедшее время...

    По поводу самого github - качестве хобби я писал моды для игр, и общался с людьми из community. Да, у большинства из них есть github аккаунт, и там есть код, и местами даже неплохой код. Вот только они не работают программистами или даже в смежной сфере. Автор самых популярных на тот момент модов для RimWorld - вообще медик.


  1. uxgen
    25.10.2024 11:24

    у него там 500+ звезд и видимо не только мы к нему приходили.

    У меня 400+ и приходили только один раз, какая-то компания из сколково с зп 150к и требованием ВО, зато сказали что я в топ 1% гитхаба, выше чем их лид.


  1. slonopotamus
    25.10.2024 11:24

    TL;DR: Наташка дура, на её гитхабе пусто, описание фейковой вакансии у неё кривое, и советы она даёт дурацкие.


  1. nderyappo
    25.10.2024 11:24

    А в том, что они максимально далеко от любых крупных коммьюнити и трендов. Их IT-мир крохотный и узкий.

    Это конечно победа. Тут нужен мем в котором стену пробивает JavaScript и зоопарк других говнотехнологий. Ну а чё, зато в тренде.