Как в условиях кадрового голода найти сотрудников, которые будут приносить пользу и деньги? Взять специалиста с опытом или вырастить новобранца-стажера. Потратить деньги или время? Расскажем, как опытный может принести неприятности и убытки, а стажер становится ценным активом, если его правильно отбирать и обучать. Делимся методикой, которую создавали 5 лет

5 лет мы нанимали опытных сотрудников и параллельно обучали стажеров. На собственной  шкуре прочувствовали плюсы и минусы каждой стратегии и выбрали лучшую. В 2021 мы выпустили на VC нашумевшую статью Текучка стажеров такая, что опускаются руки… Что случилось с людьми?,  Она набрала 200К просмотров и 1000+ комментариев. В ней мы сетовали на нерадивых стажеров, которые много хотят, плохо учатся и быстро уходят. А нас ругали, что до фига требуем и мало платим.

Но прошло время, и мы поняли, что были неправы. Мы убедились, что опытные специалисты, за очень редким исключением, всегда проигрывают стажерам. Главное – научиться их отбирать и учить. И мы, кажется, научились. Но обо всем по порядку.

Опыт – это хорошо, опыт – это плохо

Именно так: опыт – это одновременно хорошо и плохо. Хорошо, когда опыт релевантный: та же сфера,  сопоставимый набор задач и обязанностей, похожие проекты с соизмеримыми бюджетами. Такого идеального сотрудника можно сразу бросить на боевой проект – и быть уверенным, что он его не развалит.

МАКО – это агентство интернет-рекламы с оплатой за результат и узкой специализацией. Мы занимаемся только контекстной рекламой и маркетплейсами, и главный наш актив –  это сотрудники и их экспертиза. На российском рынке тысячи компаний, которые оказывают такие же услуги. И чтобы побеждать конкурентов, наш идеальный сотрудник должен сочетать в себе четыре профессиональных субличности:

  • директолог – вдоль и поперек знает Яндекс.Директ и постоянно осваивает нововведения, которые в нем появляются как грибы после дождя;

  • аккаунт-менеджер – самостоятельно ведет 4-5 клиентов, поддерживает их лояльность и решает любые вопросы;

  • веб-аналитик – создает дашборды и анализирует большие массивы данных, борется за эффективность рекламных кампаний;

  • маркетолог – изучает целевую аудиторию и проводит кастдев, упаковывает продукт и создает УТП, повышает конверсию сайта. 

А еще мы ждем от сотрудников высокий уровень софт скиллов, умение работать в команде и соответствовать нашему корпоративному регламенту и, наконец, желание обучаться и развиваться, несмотря на уже имеющийся опыт.

Беда в том, что обычно подобные спецы «четыре в одном», если и есть на рынке, то уже греются в московских агентствах из ТОП-10. И переманить их к себе нам не по карману –  мы не работаем с известными брендами, которые тратят на контекстную рекламу десятки миллионов. Наша специализация – малый бизнес, который тратит на рекламу от 200К до нескольких миллионов в месяц. Поэтому мы ищем опытного сотрудника «четыре в одном» по цене «одного», вот какие мы хитрые.

А где таких искать? Правильно, по регионам. Региональные зарплатные ожидания ниже столичных и помещаются в нашу вилку – это хорошо. А вот опыт региональных кадров – это скорее плохо, увы. Почему так?

Основная причина – благодаря своему опыту человек ожидаемо считает, что он настолько преисполнился в своем познании, что имеет право работать по-своему и не обращать внимание на наши требования. Например:

  • раньше работал в региональных проектах с небольшим бюджетами – и пытается перенести привычный подход в наши проекты с бюджетами на порядок больше;

  • раньше для работы хватало базового набора технических скиллов – и пытается решить наши задачи на этом багаже вместо того, чтобы овладеть новыми инструментами;

  • раньше занимался только технической работой и никогда не вел клиентов – соответственно, не имеет навыков аккаунтинга, без которого работать в МАКО не получится;

  • а многим банально не хватает умения работать в команде, общения с коллегами и клиентами и прочих софт скиллов.

Проиллюстрируем написанное выше историями трех сотрудников, которые пришли в МАКО с опытом в контекстной рекламе. Истории абсолютно реальны, но имена по этическим причинам мы, конечно, изменили. Пойдем по восходящей – с самого безнадежного случая к самому позитивному.

История первая: в лучах Славы. Когда мешает эго

Начать стоит с того, что Слава слышал о нас и целенаправленно искал позицию именно в МАКО. Очевидно, ему нравилось, как мы работаем, и он искренне считал, что может помочь нам стать еще лучше. Ранее он занимался и аналитикой, и технической работой, и с клиентами работал. Казалось бы, идеальный кандидат с релевантными опытом, который нам и нужен. Мы оценили и его рвение работать у нас, и опыт – и приняли его с распростертыми объятиями. О, где же ты, машина времени!

С первого же совместного проекта мы столкнулись с неприятным сюрпризом – у Славы завышенное самомнение и пониженнный эмоциональный интеллект. Любые попытки с нашей стороны подсказать или потребовать Слава принимал в штыки и отказывался играть по нашим правилам – мол, ему виднее.

Небольшое лирическое отступление о том, как мы работаем со всеми новичками:

  • всех сотрудников ставим под руководство более опытного групхэда;

  • даем только мелкие проекты – до больших бюджетов нужно дорасти;

  • терпеливы, с пониманием относимся к ошибкам – не ругаем, а помогаем;

  • подчищаем все косяки новичков до того, как они могут негативно сказаться на результатах;

  • не перегружаем: озвученные выше 4-5 проектов – это для опытного сотрудника, новичку мы столько не даем;

  • вдобавок, мы даем человеку новый проект не раньше, чем через две недели после старта предыдущего – чтобы было время для погружения в каждый проект (это правило не только для новичков, но и для опытных сотрудников).

Итак, мы создали Славе комфортные условия для плавного погружения в наш стиль работы. И несмотря на это, у него был самый низкий показатель по сохранению клиентов. Во-первых, оказалось, что хард скиллы и аккаунтинг у Славы далеко не на заявленном им уровне. Во-вторых (и в-главных), его проблемы с софт скиллами оказались настолько критичными, что сказались не только на общении внутри коллектива, но и на взаимодействии с клиентом.

Апогеем стал проект, в котором мы не только не получили деньги от клиента, но еще и вынуждены были заплатить ему из своего кошелька – и все из-за Славы. Просто он не посчитал нужным уведомить клиента о формате работы: первый месяц мы работаем с клиентом по фиксу, а начиная со второго месяца – по KPI. Беда в том, что клиентом оказалась юридическая компания. Они  заметили расхождение между выставленным счетом и зафиксированным форматом сотрудничества – и сразу взяли нас за жабры и вполне закономерно потребовали компенсировать их ущерб. Причем еще и моральный – пришлось заплатить им в досудебном порядке, чтобы они не не подавали иск по нашу душу. 

После такого прокола мы сразу расстались со Славой. Ну как «сразу». Он не хотел уходить, убеждая нас, что он-то красавец и вообще ни при чем. В общем, расстались с боем и перелистнули эту страницу, пометив себе на полях: «К опытным спецам относимся настороженно!»

История вторая: еще была Надежда. Когда одного упорства недостаточно

Предыстория Нади такая: она работала в региональном агентстве и вела много разных клиентов одновременно, из-за чего у нее не было физической возможности глубоко погрузиться в каждый отдельный проект. Как следствие, еще на стадии собеседования наблюдалась просадка в аккаунтинге и общении с клиентом. Но по хард и софт скиллам Надя, казалось, подходила – мы решили попробовать.

В целом, Надя справлялась удовлетворительно. В отличие от Славы, она не считала, что пришла в чужой монастырь со своим уставом. Было и желание развиваться, и стремление работать в соответствии с нашим регламентом.

Увы, мы все-таки достигли некоего потолка в развитии ее технических навыков. Не раз были  случаи, когда Наде достаточно было освоить новый скилл (элементарный Vlookup в Excel), автоматизировать процесс и решить задачу за час, но она вместо этого сидела на выходных и несколько часов делала ту же задачу вручную. Такое рвение заслуживает уважения, но мы, в первую очередь, ценим эффективность сотрудника.

С Надей мы прощались тепло. Бросать просто так мы ее не стали – дали рекомендации и трудоустроили ее к своим друзьям-партнерам, которым требовался специалист по контекстной рекламе. У них требования к этой позиции ниже, чем у нас, поэтому Надя отлично вписалась в их коллектив. Все рады ?

История третья: что за Лев этот тигр! Когда все хорошо (бывает и такое)

Лева – реально тигр! Исключение, подтверждающее правило. Тоже из региона, тоже с опытом, но с нехваткой важного для нас опыта – в первую очередь, была просадка в аккаунтинге (не было у Левы богатого опыта общения с клиентом). Но было (и есть) главное – желание развиваться. Недостающие скиллы всегда можно прокачать, если ты открыт новым знаниями и новому опыту.

Отдельный момент – Лева из Владивостока. Мы работаем по Москве, разница во времени огромная и вызывала закономерные опасения. Мы попытались мягко отказать Леве, но он убедил нас, что это не проблема и он готов подстраиваться под наш график. Будем честны, его настойчивость нас подкупила.

На проектах Лева проявил свои лучшие качества – хард и софт скиллы. Аккаунтинг тоже подрастал со временем. Но потом случился момент, который еще больше раскрыл Леву как человека.

Дело было так: ситуативно нам пришлось перевести его на более простую должность, с большим уклоном в техническую сторону, без аккаунтинга и общения с клиентом. Самая соль в том, что на этой должности Лева зарабатывал на тот момент больше, чем на предыдущей позиции (на которую, собственно, и собеседовался).

Представьте наши чувства, когда этот человек отказался от новой должности и предпочел вернуться к прежнему карьерному треку – по сути, отказался от легких денег и выбрал обучение непосредственно в своей сфере.

Леве бесконечное уважение! Он по-прежнему в нашей команде, и мы рады этому ?

Итого: «у меня ж опыта больше» – не работает 

По большей части среди опытных специалистов мы натыкаемся на следующие варианты:

  1. Опытные «под ключ» не вписываются в нашу зарплатную вилку – мимо.

  2. Опытные с гонором в духе «я лучше знаю» не могут влиться в компанию и ее стандарты – мимо.

  3. Опытные с инертным мышлением «я буду делать, как привык» не могут тянуть темп и объем работы в МАКО – мимо.

Лева молодец, спору нет. Таким, как он, кто готов обучаться, мы всегда рады. Мы продолжаем искать такие кадры на рынке, но это штучный товар, попадается один толковый сотрудник за год-полтора. К тому же, Леву мы брали к себе уже после того, как обожглись с «опытными» ребятами. Поэтому он изначально прошел более жесткий отбор и, как следствие, обладал более высоким скиллом.

На штучном товаре далеко не уедешь. Поэтому мы начали качать другое направление – работу со стажерами. И сейчас, после десяти лет экспериментов, мы, наконец, готовы сказать: мы нашли подход к молодежи с горящими глазами. И платить им не нужно столько, сколько опытным спецам из топовых московских агентств, хаха.

Дорогу молодым!

В начале статьи упоминали о том, что и со стажерами у нас не сразу срослось: была текучка, было непонимание, что мы делаем не так и вообще нужно ли продолжать заниматься этим. Теперь, спустя несколько лет экспериментов, мы готовы однозначно сказать – работать со стажерами однозначно стоит, но нужно делать это с умом. Нужна отработанная методика. И сейчас она у нас есть.

Первый наш опыт со стажерами был в 2020-м, он наслоился на пандемию с ее ограничениями и был крайне неудачным. Мало того, что удаленный формат работы накладывал свой отпечаток, так еще и все кадровые вопросы мы отдавали на откуп тогдашнему HR, а его компетенций не хватало, чтобы грамотно построить процесс отбора кандидатов.

Плотно к вопросу со стажировками мы вернулись в 2022-м. Тогда процесс взял непосредственно в свои руки Андрей, генеральный директор МАКО. За его плечами десятилетний опыт (в том числе и по развитию кадров), который удачно лег на потребности молодого агентства. Методика отбора стажеров и их обучения – детище Андрея, и он, наряду с новым HR, был полноценно вовлечен в эти процессы. Стажеры еще удивлялись, почему первый этап собеседования не с HR, а сразу с генеральным директором. Обычно же гендир подключается на последних этапах. Ну, вот так у нас было на тот момент ? 

Кроме того, мы сменили сам подход к поиску стажеров. Раньше мы предлагали стажировку даже тем, кто не искал работу в контекстной рекламе – целились в умных и амбициозных выпускников крутых вузов. Даже если у человека не было интереса в нашей сфере, мы все равно пытались склонить его на нашу сторону. Это не приносило ощутимых плодов, поэтому в к 2022-му мы стали работать только по откликам. В итоге качество кандидатов выросло.

Конечно, сейчас наш генеральный директор уже не так плотно вовлечен в процесс рекрутинга – все процессы настроены, отбор стажеров идет под заботливым присмотром обученного HR и ключевых сотрудников агентства.

Естественный отбор: турнир стажеров

Попасть на обучение в МАКО тоже надо постараться – мы проводим целый турнир среди стажеров. Это сразу отсеивает немотивированных «пассажиров» без особых амбиций и желания развиваться в контекстной рекламе.

Что входит в наш турнир:

  1. Проверка резюме и математический тест. Каждый кандидат при отклике на вакансию должен решить три нетривиальные математические задачи. На этом этапе из сотен откликов остаются пара десятков людей, которые показывают реальный интерес к нашей области и хорошую школьную математику. 

  2. Собеседование с HR по видеосвязи. Редко кто из стажеров при отклике на вакансию правильно решают все три задачи. Нерешенные обсуждаются с HR, который проверяет, может ли стажер самостоятельно прийти к правильному ответу. И если нет, начинает давать подсказки, записывая в табличку их количество и время, которое кандидат тратит на решение каждой задачи. Далее дается еще 5 новых задач на аналитические способности, а также психологический тест на внимательность и скорость печати на клавиатуре. По итогам все данные вносятся в таблицу и считается общий балл. Стажеры, которые набрали 70 и более баллов переходят на следующий этап.

  1. Домашнее задание. Три тематические задачи, срок – неделя. Этот этап проходят самые ответственные, упорные и целеустремленные с высокими софт-скиллами. Задания даем реальные, которые знают как делать только опытные спецы. Смотрим, насколько стажер сможет самостоятельно почитать, разобраться и сделать то, что раньше никогда не делал. Вы удивитесь, но лучшие стажеры выполняют их с первого раза лучше среднестатистического опытного специалиста.

  2. Собеседование с генеральным директором. Предлагаем кандидату описать свой сценарий поведения в двух гипотетических рабочих ситуациях – каждая по-своему затруднительна. Оцениваем осознанность, клиентоориентированность и человеческие качества, такие как честность и желание приносить пользу.

  3. Собеседование с руководителями обучения. На этом этапе только личное общение. К этому моменту о каждом кандидате собрано уже достаточно данных по предыдущим тестам, и теперь остается только установить личный контакт и составить общее впечатление.

Научились учить: как мы выстроили процесс обучения стажеров 

Как мы уже говорили в начале, самое главное – помимо процесса поиска стажеров, мы сильно прокачали процесс их обучения.
Во-первых, появился детальный план на 3 месяца обучения.
Обучение предполагало первые 3  месяца максимальной  теории, подкрепленной практикой. А далее уже самостоятельное ведение проектов, но под чутким контролем руководителей. За год мы должны были получить прокаченного, обученного по нашим стандартам, специалиста по контекстной рекламе. 

В первый месяц мы обучали стажеров основам контекстной рекламы. Учили собирать и сегментировать семантику, писать привлекательные объявления, настраивать рекламные кампании. Задача была: дать теорию для запуска контекстной рекламы на сайты услуг. Чтобы обучение проходило с максимальной пользой, после каждого обучающего задания преподаватели давали практическое задание, а после его выполнения, обратную связь по ошибкам. Причем, вместе обсуждали ошибки всех стажеров, чтобы даже те, кто именно такие ошибки не совершил, понял, как делать не надо. А для лучшего запоминания настроек контекстной рекламы, учили их делать аудиты рекламных кампаний наших новых клиентов.

Во-второй месяц расширяли кругозор наших стажеров. Обучали их контекстной рекламе для интернет-магазинов: как настраивать типы РК для екома, как проверять и дорабатывать фид, настраивать цели в Метрике, оптимизировать РК. Параллельно добавили занятия для развития маркетингового мышления, чтобы наши стажеры в будущем стали не просто специалистами по контекстной рекламе, но еще и интернет-маркетологами, способными провести анализ конкурентов, выявить слабые места в воронке продаж, дать рекомендации по улучшению конверсионности сайта и т.д.

В третий месяц стажеры научились делать автоматические отчеты  с дашбордами в Looker Studio. А финалу уже умели делать прототип лендинга в Figma и верстать сайт на Tilda. Это не значит, что наши стажеры на практике будут массово делать лендинги, которые не входят в задачи наших специалистов по контекстной рекламе. Но понимание, как это все устроено, какие блоки можно сделать в Tilda с помощью готовых или кастомных решений, позволяет лучше понимать процесс и более грамотно давать рекомендации для улучшения сайта.

План обучения на второй месяц в качестве примера
План обучения на второй месяц в качестве примера

Организовали ежемесячную аттестацию стажеров. Задачей было не помучить дополнительными тестами, а закрепить практические навыки и постепенно ввести стажеров в работу с реальными проектами. Ну и выявить пробелы в знаниях новичков, чтобы это поправить. А еще – по ходу они получили официальные сертификаты от Директа и Метрики. В процессе прохождения каждого задания, руководители обучения присваивали каждому стажеру баллы, по 10-балльной шкале. Оценки не просто озвучивали, а объясняли каждую, чтобы стажеры понимали свои слабые места и работали над ними. Ну и опять же дух соревнования подталкивал стажеров стремиться лучше осваивать программу.

Зацените:

План аттестации
План аттестации

Кроме теории и аттестаций, на протяжении всего этого времени стажеры постепенно начинали выполнять реальные задания по проектам. Уже через 2 недели после начала обучения, они собирали семантику и писали объявления по реальным проектам, чистили площадки и поисковые запросы. Конечно под чутким контролем наших опытных специалистов. Начиная с третьего месяца, мы прикрепляли стажеров к конкретным проектам, где они выполняли функции технических специалистов, делали разноплановые задачи в рамках одного проекта, набирались опыта по оптимизации у крутых профессионалов. 

В процессе обучения принимали участие 2 постоянных преподавателя - руководитель отдела контекстной рекламы и руководитель по клиентскому сервису, а также приглашенные преподаватели из числа топ-специалистов МАКО. По факту, мы превратили обучение в полноценный бизнес-процесс со своим регламентом и постоянной командой.

Сам процесс обучения оформился в стройный пайплайн:

  1. Теория + практические задания. Создаем стажерам бэкграунд, на который они будут опираться в дальнейшей работе.

  2. Углубление в теорию + задания по реальным проектам. Пока никакой материальной ответственности за проект: всю работу стажера проверяет его руководитель

  3. Помощь в реальном проекте + завершение теоретического курса. Подключаем стажера к боевому проекту  в качестве технического специалиста, даем посильные задачи. Вдобавок, у нас есть win-win предложение для клиента: наши услуги обходятся дешевле, если в проекте участвует стажер. Таким образом, мы экономим деньги заказчику и даем реальную боевую практику молодому специалисту. Все довольны.

  4. Собственный реальный проект на деньги компании. Стажер сам выполняет проект: создает сайт и запускает рекламу. Бюджет на рекламу выделяет компания – 30к на проект.

Ниже пример самостоятельного проекта одного из стажеров, который тот сделал на четвертом этапе обучения. Суть проекта – прорекламировать вебинар МАКО. Разработать и сверстать лендинг, подготовить и запустить контекстную рекламу, на протяжении 3 недель оптимизировать РК, чтобы выполнить план по лидам.  Реальный продукт, реальные деньги, реальные рекламные кампании. Единственное, что нереальное – это райтеры и иллюстраторы данного проекта. У стажера возникли проблемы с фоторедакторами, и он создал сайт с помощью нейросетей – и визуал, и тексты. И получилось весьма недурно.

Итак, стажер прошел полный курс обучения, не отвалился ни на одном из этапов, закалился собственным проектом. Кого мы имеем на выходе? Полноценного сотрудника, который:

  • обладает необходимыми теоретическими знаниями,

  • имеет официальные сертификаты от Директа и Метрики,

  • знает, как ведутся реальные проекты в МАКО,

  • умеет самостоятельно вести свой проект и распоряжаться бюджетом,

  • умеет работать в команде.

Естественно, обучение оплачиваемое. По мере прохождения каждой аттестации растет и зарплата.

Все здорово! Или нет?..

Хотелось бы сказать, что мы познали все тонкости работы со стажерами и теперь готовы ковать кадры один за другим. Но увы, реальность всегда бьет по лбу именно тогда, когда ты посчитал, что достиг успеха ? 

Да, первый набор стажеров по новому плану прошел очень хорошо. Сразу несколько ребят успешно прошли программу подготовки и закрепились в компании. Теперь они являются частью команды МАКО: выросли в классных специалистов, кратно развивают свои проекты, и мы полностью им доверяем.

Но второй набор стажеров прошел не так удачно. Одна участница наших «веселых стартов» дошла до финиша и успешно работает с нами, но остальные отбор не прошли. Говорит ли это о том, что мы вошли не в ту дверь? Конечно, нет. Это говорит лишь о том, что мы продолжаем искать свой путь. От выбранного подхода ни в коем случае не отказываемся – будем и дальше анализировать под микроскопом все свои процессы, работать над ошибками и развиваться в этом направлении. И стажеров развивать тоже будем!

Пока что финал у этой истории открытый. Кто знает, может, со временем у нас сложится новый пазл с другим видением стажировок. Если так получится, обещаем рассказать об этом в новой статье! А пока что будем рады узнать, как у вас происходит поиск полезных сотрудников. На кого делаете ставку: на опытных или зеленых?

Комментарии (114)


  1. Tyusha
    19.11.2024 07:38

    Слава слышал о нас и целенаправленно искал позицию именно в МАКО. Очевидно, ему нравилось, как мы работаем, и он искренне считал, что может помочь нам стать еще лучше.

    Вы правда думаете, что помыслы Славы о том, как бы помочь ВАМ?

    клиентом оказалась юридическая компания [...] и вполне закономерно потребовали компенсировать их ущерб. Причем еще и моральный

    Моральный ущерб юридическому лицу, в отношениях хозяйствующих субъектов, — ахаха! Молодец юридическая компания, снимаю шляпу.


    1. ta2024 Автор
      19.11.2024 07:38

      Интересно узнать вашу версию помыслов Славы! Поделитесь?


      1. IvanBodhidharma
        19.11.2024 07:38

        Деньги. Профессионал работает за деньги. Он либо хочет их от вас, либо расчитывает получить их у кого-то ещё, после того, как поработает у вас. Работнику, в целом, глубого плевать на судьбу работодателя.

        Обратное тоже справедливо, компании и её хозяевам наплевать, станет ли работник лучше. Важно, чтобы работник приносил деньги.

        Это я пишу, как очень увлечённый своей профессией человек, который очень любит то, чем он занимается и сознательно выбрал её в те годы, когда считалось, что айтишник=задрот, денег в этой профессии было немного и большинство девушек удостаивали айтишников разве что насмешками.


        1. Dmitry_604
          19.11.2024 07:38

          Вы в целом правы, но работать на проекте на который тебе пофиг на его развитие и внедрение - это как то так себе мотивация. Хочется видеть результат все же и определенный успех проекта.


          1. PATRI0T
            19.11.2024 07:38

            Это да, но вопрос обеспечения моей семьи на первом месте.
            А так то конечно неплохо, если мы вместе пилим какой-то хороший проект и он взлетит и будет супер-пупер. Но еще лучше если моя зарплата позволит мне построить дом(купить квартиру) для моей семьи.

            Если вы требуете от кого-нибудь, чтобы он отдал свое время и энергию для дела, то позаботьтесь, чтобы он не испытывал финансовых трудностей.
            Генри Форд


          1. Pkgc
            19.11.2024 07:38

            Это нормальная мотивация для семейного человека, особенно если есть дети.
            Иметь основную мотивацию в виде "развития и внедрения" удобно только в юности, когда один, и ещё папа-мама могут помочь.


            1. Dmitry_604
              19.11.2024 07:38

              Отвечу на оба коммента:

              Безусловно не за копейки это делать, сам семейный и семья на мне последние годы, просто если выбирать между работами то видеть результат это безусловный плюс, который может перекрыть и часть мотивации деньгами. Конечно если от этого сильно зависит уровень жизни семьи - то будешь стремиться к деньгам, но так выгореть можно правда.


              1. Farongy
                19.11.2024 07:38

                Так одно другому не мешает. Можно иметь и результат и деньги, особенно если результат это не что-то абстрактное, а реально приносящее деньги. И вот когда сделал что-то такое, а в ответ держи ветку спасибо, это очень демотивирует. И никакие тимбилдинги потом не помогут.


                1. Dmitry_604
                  19.11.2024 07:38

                  Можно иметь и результат и деньги

                  "Лучше быть богатым и здоровым" да, с этим никто не спорит :)


              1. Pkgc
                19.11.2024 07:38

                Снова это "выгорание".
                Деньги - это, как ни странно, результат. Какое там будет развитие у компании - до лампочки, до тех пор, пока развитие компании не будет означать развитие моего дохода.

                пожимаю_плечами.jpg

                С другой стороны речки ТОПы смотрят на работников не с точки зрения их развития, и ТОПы не мечтают увидеть результат у работников, и их развитие не скомпенсирует им часть дохода. Так - везде.
                Собственно, не вижу причины смотреть с моего берега иначе.


                1. Dmitry_604
                  19.11.2024 07:38

                  Т.е. вас устроит перекладывать условные абстрактные джсоны не зная для чего и почему с утра до вечера? как школьные задачки на дз? Меня скорее нет, пока выбор есть.


          1. IvanBodhidharma
            19.11.2024 07:38

            Мне не нужна мотивация, мне нравится программировать. И я напомню, что мы обсуждаем тут вот это: "Слава искренне считал, что может помочь нам стать еще лучше". Работодатель почему-то вот в этом уверен.


          1. kogemrka
            19.11.2024 07:38

            Мне кажется, есть всё-таки большая разница между вовлечённостью и ответственным отношением к своей работе vs "я пришёл именно к вам, потому что я хочу помочь именно вашему юрлицу".

            Говоря о программистах - даже если выбрать какую-то достаточно обскурную и узкую область - увлечён я, допустим, написанием систем виртуализации или колоночных баз данных или распределённых сетей хранения - вы даже в одной стране можете найти НЕСКОЛЬКО компаний, которые этим занимаются.

            Разработчику с чуть менее специфичным кругом интересов - даже в пределах одной страны найдётся десяток и более компаний, в каждой из которых найдётся проект, на который ему будет не пофиг на развитие.

            Разработчику которому ок json'ы в протобуфы перекладывать и в кафку запихивать, а потом обратно доставать (говорю без тени осуждения - я сам такой) - найдётся уже под сотню компаний в каждой из которых найдётся несколько проектов, на которые не пофиг, и на которых найдутся задачи, о которых можно будет увлечённо расказывать домочадцам и размышлять по дороге домой.

            (при выходе на международный рынок - вот эти "несколько, десятки, несколько десятков" - увеличваются кратно)

            ---

            Программисты - они вообще довольно часто - люди увлекающиеся. Вот только увлечение - это же про вид деятельности, про создание систем, про интеллектуальные задачи, про классы проблем, которые интересно решать.

            Не бывает какой-то психологической вовлечённости/увлечённости, привязанные к тому, какие буковки написаны в названии юрлица.

            Уже "внутри" компании - можно привязаться ещё и к конкретным людям вокруг в команде и к общей культуре - но это возникает уже на месте, а в изначальном комментарий обсуждалось про "знаете, я пришёл именно к вам потому что спать не могу, не желая помочь вашему юрлицу". Это абсурд, как по мне.


        1. JohnHancock
          19.11.2024 07:38

          Вы сейчас кому-то сломаете картину мира.


        1. korvint
          19.11.2024 07:38

          Но работая за деньги ведь Вам не наплевать на судьбу компании? Хотя бы потому, что какое-то событие, которое Вы в состоянии предотвратить, может убить компанию. И Вам придется напрягаться чтоб искать новую работу.
          Кроме того, Вы отрицаете Школу человеческих отношений Мэйо 1930-х. У них блестящие эксперименты, легко повторяемые и сокрушительно рушащие Вашу точку зрения. Тут не все так однозначно.
          Даже жертва террористов склонна к Стокгольскому синдрому. А работник компании тем более. Мы таки не бездушные роботы, а люди, с гормонами, обменами веществ, стайностью и вот этим всем.


          1. Slonoed
            19.11.2024 07:38

            Но ведь это должно работать в обе стороны. Т.е. компании не наплевать на мою судьбу, случись что со мной? Компания же будет искать мне лучших врачей, покупать лекарства, возить по поликлиникам и санаториям. Ведь, да?


            1. Kyrych
              19.11.2024 07:38

              Компании наплевать на вашу судьбу, но она будет стараться изо всех сил, чтобы вам было не наплевать на судьбу компании. Потому что так дешевле.


          1. kogemrka
            19.11.2024 07:38

            Даже жертва террористов склонна к Стокгольскому синдрому. А работник компании тем более.

            Однако, если террорист рассуждает про то, что его жертва (даже если она прониклась Стокгольмским синдромом) - пришла к нему (террористу) именно для того, чтобы его интересах подействовать и ему помочь - это должно вызвать вопросы))


      1. fen-sei
        19.11.2024 07:38

        Вы не ракету на Марс строите.


        1. fen-sei
          19.11.2024 07:38

          Как всегда на Хабре, +8 за комментарий, и -6 в карму. :-(


      1. AllexIn
        19.11.2024 07:38

        Я вот дочитал историю Славы и у меня возникли вопросы...

        При чем тут Слава? Он что, должен был устно сообщить условия вашему клиенту? Это как должно выглядеть - зачитывание договора вслух?
        Или он договор не правильно составил? Почему у вас не типовой договор, если у вас типовые условия?


        1. Nalivai
          19.11.2024 07:38

          Их юридическая компания на моральный ущерб поставила, это значит что ребята юриста нанять не смогли, наверное школьную математику плохо знал. Так что бедные славы получается и жнецы и аккаунтеры что бы это не значило, и юристы договоры составлять, и зачитывать их голосом еще. Удобно, конечно, но чего тогда удивляться, что у людей в хардскилы не входит 15 лет юридической практики


  1. panzerfaust
    19.11.2024 07:38

    Говорит ли это о том, что мы вошли не в ту дверь? Конечно, нет

    Ну если пока не говорит, то скажет. Пока что у вас ошибка выжившего, ничтожная выборка. Через пару лет будет статья "От стажеров опускаются руки… 5 лет создавали методику и теперь нанимаем только опытных". Попытки поймать б-га за бороду - они такие.


    1. ta2024 Автор
      19.11.2024 07:38

      Спасибо за предсказание))) Мы рассказали о методе, который у нас работает. А вы каких сотрудников в команде собираете?


    1. WebPeople
      19.11.2024 07:38

      Это вы зря недооцениваете работу со стажерами с внутренним обучением. Я работал в похожей компании на старте карьеры. Это было очень круто, и много где пригодилось мне в последующем. Я сильно прокачался, отчасти за счёт низкой базы, но без обучения и этого бы не было.

      Единственный минус тут в том, что умные стажёры быстро растут и как итог - надолго не задерживаются. Но даже так, от полугода до 2 лет они могут работать и приносить Профит, ненамного ниже чем опытный сотрудник, а то и больше, за счёт энергии новичка, да еще за значительно меньшие деньги.

      На месте MAKO я бы не стал такую статью публиковать. Чисто из конкурентных соображений. Обычный народ не поймет, минусов накидает, а конкуренты могут взять на вооружение.


      1. aborigen81
        19.11.2024 07:38

        ИМХО.
        Тоже сталкивался с обучением вновь принятых.
        Из своего опыта вынес такой минус: это отрыв от основного рабочего процесса сотрудников, которых привлекли к преподаванию.
        Примечательно, что автор статьи подаёт как положительный момент тот факт, что у них преподаёт генеральный. Действительно положительный, только я бы большую часть положительности перенёс на то, что от зарабатывания денег не отвлекаются другие сотрудники.


        1. alef13
          19.11.2024 07:38

          гендир видимо что-то знает :) https://www.rbc.ru/rbcfreenews/672fe0709a7947655b5d38b1


      1. korvint
        19.11.2024 07:38

        А мне наоборот такие статьи нравятся. Я знаю, что людям не нравится то, что вызывает когнитивный диссонанс. Хотя это самое интересное.


      1. Kyrych
        19.11.2024 07:38

        Непрерывный найм сотрудников с обучением за копеечную зарплату при большой текучки кадров - это принцип работы известный не первый год. Думаю конкуренты давно в курсе, что так можно. Просто не все выбирают такую модель работы.


      1. Wizard_of_light
        19.11.2024 07:38

        а конкуренты могут взять на вооружение

        Пфф. "Давайте наймём молодых и навешаем им побольше корпоративной лапши" и последующая текучка кадров, когда лапша на молодых немного подсохнет и осыпется - чуть ли не стандарт в определённых сферах.


      1. xaoc80
        19.11.2024 07:38

        А кто в этой ситуации обучает новичков? Может быть, это профессионал, который тратит рабочее время на их обучение?


    1. YiLang
      19.11.2024 07:38

      Я бы назвал цикл статей как «Попытки хитрожопого кабанчика найти третий стул»


  1. rsashka
    19.11.2024 07:38

    детальный план на 3 месяца обучения

    Думаю, что следующим шагом вам следует прописать в трудовом договоре стоимость подобного начального обучения и в случае не прохождения испытательного срока сотрудником, требовать с них компенсацию за потраченные на его обучение ресурсы. Ведь это будет дополнительным стимулом для более качественного усвоения материала. Как вам такая дополнительная бизнес модель? :-)