Как в условиях кадрового голода найти сотрудников, которые будут приносить пользу и деньги? Взять специалиста с опытом или вырастить новобранца-стажера. Потратить деньги или время? Расскажем, как опытный может принести неприятности и убытки, а стажер становится ценным активом, если его правильно отбирать и обучать. Делимся методикой, которую создавали 5 лет
5 лет мы нанимали опытных сотрудников и параллельно обучали стажеров. На собственной шкуре прочувствовали плюсы и минусы каждой стратегии и выбрали лучшую. В 2021 мы выпустили на VC нашумевшую статью Текучка стажеров такая, что опускаются руки… Что случилось с людьми?, Она набрала 200К просмотров и 1000+ комментариев. В ней мы сетовали на нерадивых стажеров, которые много хотят, плохо учатся и быстро уходят. А нас ругали, что до фига требуем и мало платим.
Но прошло время, и мы поняли, что были неправы. Мы убедились, что опытные специалисты, за очень редким исключением, всегда проигрывают стажерам. Главное – научиться их отбирать и учить. И мы, кажется, научились. Но обо всем по порядку.
Опыт – это хорошо, опыт – это плохо
Именно так: опыт – это одновременно хорошо и плохо. Хорошо, когда опыт релевантный: та же сфера, сопоставимый набор задач и обязанностей, похожие проекты с соизмеримыми бюджетами. Такого идеального сотрудника можно сразу бросить на боевой проект – и быть уверенным, что он его не развалит.
МАКО – это агентство интернет-рекламы с оплатой за результат и узкой специализацией. Мы занимаемся только контекстной рекламой и маркетплейсами, и главный наш актив – это сотрудники и их экспертиза. На российском рынке тысячи компаний, которые оказывают такие же услуги. И чтобы побеждать конкурентов, наш идеальный сотрудник должен сочетать в себе четыре профессиональных субличности:
директолог – вдоль и поперек знает Яндекс.Директ и постоянно осваивает нововведения, которые в нем появляются как грибы после дождя;
аккаунт-менеджер – самостоятельно ведет 4-5 клиентов, поддерживает их лояльность и решает любые вопросы;
веб-аналитик – создает дашборды и анализирует большие массивы данных, борется за эффективность рекламных кампаний;
маркетолог – изучает целевую аудиторию и проводит кастдев, упаковывает продукт и создает УТП, повышает конверсию сайта.
А еще мы ждем от сотрудников высокий уровень софт скиллов, умение работать в команде и соответствовать нашему корпоративному регламенту и, наконец, желание обучаться и развиваться, несмотря на уже имеющийся опыт.
Беда в том, что обычно подобные спецы «четыре в одном», если и есть на рынке, то уже греются в московских агентствах из ТОП-10. И переманить их к себе нам не по карману – мы не работаем с известными брендами, которые тратят на контекстную рекламу десятки миллионов. Наша специализация – малый бизнес, который тратит на рекламу от 200К до нескольких миллионов в месяц. Поэтому мы ищем опытного сотрудника «четыре в одном» по цене «одного», вот какие мы хитрые.
А где таких искать? Правильно, по регионам. Региональные зарплатные ожидания ниже столичных и помещаются в нашу вилку – это хорошо. А вот опыт региональных кадров – это скорее плохо, увы. Почему так?
Основная причина – благодаря своему опыту человек ожидаемо считает, что он настолько преисполнился в своем познании, что имеет право работать по-своему и не обращать внимание на наши требования. Например:
раньше работал в региональных проектах с небольшим бюджетами – и пытается перенести привычный подход в наши проекты с бюджетами на порядок больше;
раньше для работы хватало базового набора технических скиллов – и пытается решить наши задачи на этом багаже вместо того, чтобы овладеть новыми инструментами;
раньше занимался только технической работой и никогда не вел клиентов – соответственно, не имеет навыков аккаунтинга, без которого работать в МАКО не получится;
а многим банально не хватает умения работать в команде, общения с коллегами и клиентами и прочих софт скиллов.
Проиллюстрируем написанное выше историями трех сотрудников, которые пришли в МАКО с опытом в контекстной рекламе. Истории абсолютно реальны, но имена по этическим причинам мы, конечно, изменили. Пойдем по восходящей – с самого безнадежного случая к самому позитивному.
История первая: в лучах Славы. Когда мешает эго
Начать стоит с того, что Слава слышал о нас и целенаправленно искал позицию именно в МАКО. Очевидно, ему нравилось, как мы работаем, и он искренне считал, что может помочь нам стать еще лучше. Ранее он занимался и аналитикой, и технической работой, и с клиентами работал. Казалось бы, идеальный кандидат с релевантными опытом, который нам и нужен. Мы оценили и его рвение работать у нас, и опыт – и приняли его с распростертыми объятиями. О, где же ты, машина времени!
С первого же совместного проекта мы столкнулись с неприятным сюрпризом – у Славы завышенное самомнение и пониженнный эмоциональный интеллект. Любые попытки с нашей стороны подсказать или потребовать Слава принимал в штыки и отказывался играть по нашим правилам – мол, ему виднее.
Небольшое лирическое отступление о том, как мы работаем со всеми новичками:
всех сотрудников ставим под руководство более опытного групхэда;
даем только мелкие проекты – до больших бюджетов нужно дорасти;
терпеливы, с пониманием относимся к ошибкам – не ругаем, а помогаем;
подчищаем все косяки новичков до того, как они могут негативно сказаться на результатах;
не перегружаем: озвученные выше 4-5 проектов – это для опытного сотрудника, новичку мы столько не даем;
вдобавок, мы даем человеку новый проект не раньше, чем через две недели после старта предыдущего – чтобы было время для погружения в каждый проект (это правило не только для новичков, но и для опытных сотрудников).
Итак, мы создали Славе комфортные условия для плавного погружения в наш стиль работы. И несмотря на это, у него был самый низкий показатель по сохранению клиентов. Во-первых, оказалось, что хард скиллы и аккаунтинг у Славы далеко не на заявленном им уровне. Во-вторых (и в-главных), его проблемы с софт скиллами оказались настолько критичными, что сказались не только на общении внутри коллектива, но и на взаимодействии с клиентом.
Апогеем стал проект, в котором мы не только не получили деньги от клиента, но еще и вынуждены были заплатить ему из своего кошелька – и все из-за Славы. Просто он не посчитал нужным уведомить клиента о формате работы: первый месяц мы работаем с клиентом по фиксу, а начиная со второго месяца – по KPI. Беда в том, что клиентом оказалась юридическая компания. Они заметили расхождение между выставленным счетом и зафиксированным форматом сотрудничества – и сразу взяли нас за жабры и вполне закономерно потребовали компенсировать их ущерб. Причем еще и моральный – пришлось заплатить им в досудебном порядке, чтобы они не не подавали иск по нашу душу.
После такого прокола мы сразу расстались со Славой. Ну как «сразу». Он не хотел уходить, убеждая нас, что он-то красавец и вообще ни при чем. В общем, расстались с боем и перелистнули эту страницу, пометив себе на полях: «К опытным спецам относимся настороженно!»
История вторая: еще была Надежда. Когда одного упорства недостаточно
Предыстория Нади такая: она работала в региональном агентстве и вела много разных клиентов одновременно, из-за чего у нее не было физической возможности глубоко погрузиться в каждый отдельный проект. Как следствие, еще на стадии собеседования наблюдалась просадка в аккаунтинге и общении с клиентом. Но по хард и софт скиллам Надя, казалось, подходила – мы решили попробовать.
В целом, Надя справлялась удовлетворительно. В отличие от Славы, она не считала, что пришла в чужой монастырь со своим уставом. Было и желание развиваться, и стремление работать в соответствии с нашим регламентом.
Увы, мы все-таки достигли некоего потолка в развитии ее технических навыков. Не раз были случаи, когда Наде достаточно было освоить новый скилл (элементарный Vlookup в Excel), автоматизировать процесс и решить задачу за час, но она вместо этого сидела на выходных и несколько часов делала ту же задачу вручную. Такое рвение заслуживает уважения, но мы, в первую очередь, ценим эффективность сотрудника.
С Надей мы прощались тепло. Бросать просто так мы ее не стали – дали рекомендации и трудоустроили ее к своим друзьям-партнерам, которым требовался специалист по контекстной рекламе. У них требования к этой позиции ниже, чем у нас, поэтому Надя отлично вписалась в их коллектив. Все рады ?
История третья: что за Лев этот тигр! Когда все хорошо (бывает и такое)
Лева – реально тигр! Исключение, подтверждающее правило. Тоже из региона, тоже с опытом, но с нехваткой важного для нас опыта – в первую очередь, была просадка в аккаунтинге (не было у Левы богатого опыта общения с клиентом). Но было (и есть) главное – желание развиваться. Недостающие скиллы всегда можно прокачать, если ты открыт новым знаниями и новому опыту.
Отдельный момент – Лева из Владивостока. Мы работаем по Москве, разница во времени огромная и вызывала закономерные опасения. Мы попытались мягко отказать Леве, но он убедил нас, что это не проблема и он готов подстраиваться под наш график. Будем честны, его настойчивость нас подкупила.
На проектах Лева проявил свои лучшие качества – хард и софт скиллы. Аккаунтинг тоже подрастал со временем. Но потом случился момент, который еще больше раскрыл Леву как человека.
Дело было так: ситуативно нам пришлось перевести его на более простую должность, с большим уклоном в техническую сторону, без аккаунтинга и общения с клиентом. Самая соль в том, что на этой должности Лева зарабатывал на тот момент больше, чем на предыдущей позиции (на которую, собственно, и собеседовался).
Представьте наши чувства, когда этот человек отказался от новой должности и предпочел вернуться к прежнему карьерному треку – по сути, отказался от легких денег и выбрал обучение непосредственно в своей сфере.
Леве бесконечное уважение! Он по-прежнему в нашей команде, и мы рады этому ?
Итого: «у меня ж опыта больше» – не работает
По большей части среди опытных специалистов мы натыкаемся на следующие варианты:
Опытные «под ключ» не вписываются в нашу зарплатную вилку – мимо.
Опытные с гонором в духе «я лучше знаю» не могут влиться в компанию и ее стандарты – мимо.
Опытные с инертным мышлением «я буду делать, как привык» не могут тянуть темп и объем работы в МАКО – мимо.
Лева молодец, спору нет. Таким, как он, кто готов обучаться, мы всегда рады. Мы продолжаем искать такие кадры на рынке, но это штучный товар, попадается один толковый сотрудник за год-полтора. К тому же, Леву мы брали к себе уже после того, как обожглись с «опытными» ребятами. Поэтому он изначально прошел более жесткий отбор и, как следствие, обладал более высоким скиллом.
На штучном товаре далеко не уедешь. Поэтому мы начали качать другое направление – работу со стажерами. И сейчас, после десяти лет экспериментов, мы, наконец, готовы сказать: мы нашли подход к молодежи с горящими глазами. И платить им не нужно столько, сколько опытным спецам из топовых московских агентств, хаха.
Дорогу молодым!
В начале статьи упоминали о том, что и со стажерами у нас не сразу срослось: была текучка, было непонимание, что мы делаем не так и вообще нужно ли продолжать заниматься этим. Теперь, спустя несколько лет экспериментов, мы готовы однозначно сказать – работать со стажерами однозначно стоит, но нужно делать это с умом. Нужна отработанная методика. И сейчас она у нас есть.
Первый наш опыт со стажерами был в 2020-м, он наслоился на пандемию с ее ограничениями и был крайне неудачным. Мало того, что удаленный формат работы накладывал свой отпечаток, так еще и все кадровые вопросы мы отдавали на откуп тогдашнему HR, а его компетенций не хватало, чтобы грамотно построить процесс отбора кандидатов.
Плотно к вопросу со стажировками мы вернулись в 2022-м. Тогда процесс взял непосредственно в свои руки Андрей, генеральный директор МАКО. За его плечами десятилетний опыт (в том числе и по развитию кадров), который удачно лег на потребности молодого агентства. Методика отбора стажеров и их обучения – детище Андрея, и он, наряду с новым HR, был полноценно вовлечен в эти процессы. Стажеры еще удивлялись, почему первый этап собеседования не с HR, а сразу с генеральным директором. Обычно же гендир подключается на последних этапах. Ну, вот так у нас было на тот момент ?
Кроме того, мы сменили сам подход к поиску стажеров. Раньше мы предлагали стажировку даже тем, кто не искал работу в контекстной рекламе – целились в умных и амбициозных выпускников крутых вузов. Даже если у человека не было интереса в нашей сфере, мы все равно пытались склонить его на нашу сторону. Это не приносило ощутимых плодов, поэтому в к 2022-му мы стали работать только по откликам. В итоге качество кандидатов выросло.
Конечно, сейчас наш генеральный директор уже не так плотно вовлечен в процесс рекрутинга – все процессы настроены, отбор стажеров идет под заботливым присмотром обученного HR и ключевых сотрудников агентства.
Естественный отбор: турнир стажеров
Попасть на обучение в МАКО тоже надо постараться – мы проводим целый турнир среди стажеров. Это сразу отсеивает немотивированных «пассажиров» без особых амбиций и желания развиваться в контекстной рекламе.
Что входит в наш турнир:
Проверка резюме и математический тест. Каждый кандидат при отклике на вакансию должен решить три нетривиальные математические задачи. На этом этапе из сотен откликов остаются пара десятков людей, которые показывают реальный интерес к нашей области и хорошую школьную математику.
Собеседование с HR по видеосвязи. Редко кто из стажеров при отклике на вакансию правильно решают все три задачи. Нерешенные обсуждаются с HR, который проверяет, может ли стажер самостоятельно прийти к правильному ответу. И если нет, начинает давать подсказки, записывая в табличку их количество и время, которое кандидат тратит на решение каждой задачи. Далее дается еще 5 новых задач на аналитические способности, а также психологический тест на внимательность и скорость печати на клавиатуре. По итогам все данные вносятся в таблицу и считается общий балл. Стажеры, которые набрали 70 и более баллов переходят на следующий этап.
Домашнее задание. Три тематические задачи, срок – неделя. Этот этап проходят самые ответственные, упорные и целеустремленные с высокими софт-скиллами. Задания даем реальные, которые знают как делать только опытные спецы. Смотрим, насколько стажер сможет самостоятельно почитать, разобраться и сделать то, что раньше никогда не делал. Вы удивитесь, но лучшие стажеры выполняют их с первого раза лучше среднестатистического опытного специалиста.
Собеседование с генеральным директором. Предлагаем кандидату описать свой сценарий поведения в двух гипотетических рабочих ситуациях – каждая по-своему затруднительна. Оцениваем осознанность, клиентоориентированность и человеческие качества, такие как честность и желание приносить пользу.
Собеседование с руководителями обучения. На этом этапе только личное общение. К этому моменту о каждом кандидате собрано уже достаточно данных по предыдущим тестам, и теперь остается только установить личный контакт и составить общее впечатление.
Научились учить: как мы выстроили процесс обучения стажеров
Как мы уже говорили в начале, самое главное – помимо процесса поиска стажеров, мы сильно прокачали процесс их обучения.
Во-первых, появился детальный план на 3 месяца обучения.
Обучение предполагало первые 3 месяца максимальной теории, подкрепленной практикой. А далее уже самостоятельное ведение проектов, но под чутким контролем руководителей. За год мы должны были получить прокаченного, обученного по нашим стандартам, специалиста по контекстной рекламе.
В первый месяц мы обучали стажеров основам контекстной рекламы. Учили собирать и сегментировать семантику, писать привлекательные объявления, настраивать рекламные кампании. Задача была: дать теорию для запуска контекстной рекламы на сайты услуг. Чтобы обучение проходило с максимальной пользой, после каждого обучающего задания преподаватели давали практическое задание, а после его выполнения, обратную связь по ошибкам. Причем, вместе обсуждали ошибки всех стажеров, чтобы даже те, кто именно такие ошибки не совершил, понял, как делать не надо. А для лучшего запоминания настроек контекстной рекламы, учили их делать аудиты рекламных кампаний наших новых клиентов.
Во-второй месяц расширяли кругозор наших стажеров. Обучали их контекстной рекламе для интернет-магазинов: как настраивать типы РК для екома, как проверять и дорабатывать фид, настраивать цели в Метрике, оптимизировать РК. Параллельно добавили занятия для развития маркетингового мышления, чтобы наши стажеры в будущем стали не просто специалистами по контекстной рекламе, но еще и интернет-маркетологами, способными провести анализ конкурентов, выявить слабые места в воронке продаж, дать рекомендации по улучшению конверсионности сайта и т.д.
В третий месяц стажеры научились делать автоматические отчеты с дашбордами в Looker Studio. А финалу уже умели делать прототип лендинга в Figma и верстать сайт на Tilda. Это не значит, что наши стажеры на практике будут массово делать лендинги, которые не входят в задачи наших специалистов по контекстной рекламе. Но понимание, как это все устроено, какие блоки можно сделать в Tilda с помощью готовых или кастомных решений, позволяет лучше понимать процесс и более грамотно давать рекомендации для улучшения сайта.
Организовали ежемесячную аттестацию стажеров. Задачей было не помучить дополнительными тестами, а закрепить практические навыки и постепенно ввести стажеров в работу с реальными проектами. Ну и выявить пробелы в знаниях новичков, чтобы это поправить. А еще – по ходу они получили официальные сертификаты от Директа и Метрики. В процессе прохождения каждого задания, руководители обучения присваивали каждому стажеру баллы, по 10-балльной шкале. Оценки не просто озвучивали, а объясняли каждую, чтобы стажеры понимали свои слабые места и работали над ними. Ну и опять же дух соревнования подталкивал стажеров стремиться лучше осваивать программу.
Зацените:
Кроме теории и аттестаций, на протяжении всего этого времени стажеры постепенно начинали выполнять реальные задания по проектам. Уже через 2 недели после начала обучения, они собирали семантику и писали объявления по реальным проектам, чистили площадки и поисковые запросы. Конечно под чутким контролем наших опытных специалистов. Начиная с третьего месяца, мы прикрепляли стажеров к конкретным проектам, где они выполняли функции технических специалистов, делали разноплановые задачи в рамках одного проекта, набирались опыта по оптимизации у крутых профессионалов.
В процессе обучения принимали участие 2 постоянных преподавателя - руководитель отдела контекстной рекламы и руководитель по клиентскому сервису, а также приглашенные преподаватели из числа топ-специалистов МАКО. По факту, мы превратили обучение в полноценный бизнес-процесс со своим регламентом и постоянной командой.
Сам процесс обучения оформился в стройный пайплайн:
Теория + практические задания. Создаем стажерам бэкграунд, на который они будут опираться в дальнейшей работе.
Углубление в теорию + задания по реальным проектам. Пока никакой материальной ответственности за проект: всю работу стажера проверяет его руководитель
Помощь в реальном проекте + завершение теоретического курса. Подключаем стажера к боевому проекту в качестве технического специалиста, даем посильные задачи. Вдобавок, у нас есть win-win предложение для клиента: наши услуги обходятся дешевле, если в проекте участвует стажер. Таким образом, мы экономим деньги заказчику и даем реальную боевую практику молодому специалисту. Все довольны.
Собственный реальный проект на деньги компании. Стажер сам выполняет проект: создает сайт и запускает рекламу. Бюджет на рекламу выделяет компания – 30к на проект.
Ниже пример самостоятельного проекта одного из стажеров, который тот сделал на четвертом этапе обучения. Суть проекта – прорекламировать вебинар МАКО. Разработать и сверстать лендинг, подготовить и запустить контекстную рекламу, на протяжении 3 недель оптимизировать РК, чтобы выполнить план по лидам. Реальный продукт, реальные деньги, реальные рекламные кампании. Единственное, что нереальное – это райтеры и иллюстраторы данного проекта. У стажера возникли проблемы с фоторедакторами, и он создал сайт с помощью нейросетей – и визуал, и тексты. И получилось весьма недурно.
Итак, стажер прошел полный курс обучения, не отвалился ни на одном из этапов, закалился собственным проектом. Кого мы имеем на выходе? Полноценного сотрудника, который:
обладает необходимыми теоретическими знаниями,
имеет официальные сертификаты от Директа и Метрики,
знает, как ведутся реальные проекты в МАКО,
умеет самостоятельно вести свой проект и распоряжаться бюджетом,
умеет работать в команде.
Естественно, обучение оплачиваемое. По мере прохождения каждой аттестации растет и зарплата.
Все здорово! Или нет?..
Хотелось бы сказать, что мы познали все тонкости работы со стажерами и теперь готовы ковать кадры один за другим. Но увы, реальность всегда бьет по лбу именно тогда, когда ты посчитал, что достиг успеха ?
Да, первый набор стажеров по новому плану прошел очень хорошо. Сразу несколько ребят успешно прошли программу подготовки и закрепились в компании. Теперь они являются частью команды МАКО: выросли в классных специалистов, кратно развивают свои проекты, и мы полностью им доверяем.
Но второй набор стажеров прошел не так удачно. Одна участница наших «веселых стартов» дошла до финиша и успешно работает с нами, но остальные отбор не прошли. Говорит ли это о том, что мы вошли не в ту дверь? Конечно, нет. Это говорит лишь о том, что мы продолжаем искать свой путь. От выбранного подхода ни в коем случае не отказываемся – будем и дальше анализировать под микроскопом все свои процессы, работать над ошибками и развиваться в этом направлении. И стажеров развивать тоже будем!
Пока что финал у этой истории открытый. Кто знает, может, со временем у нас сложится новый пазл с другим видением стажировок. Если так получится, обещаем рассказать об этом в новой статье! А пока что будем рады узнать, как у вас происходит поиск полезных сотрудников. На кого делаете ставку: на опытных или зеленых?
Комментарии (114)
panzerfaust
19.11.2024 07:38Говорит ли это о том, что мы вошли не в ту дверь? Конечно, нет
Ну если пока не говорит, то скажет. Пока что у вас ошибка выжившего, ничтожная выборка. Через пару лет будет статья "От стажеров опускаются руки… 5 лет создавали методику и теперь нанимаем только опытных". Попытки поймать б-га за бороду - они такие.
ta2024 Автор
19.11.2024 07:38Спасибо за предсказание))) Мы рассказали о методе, который у нас работает. А вы каких сотрудников в команде собираете?
WebPeople
19.11.2024 07:38Это вы зря недооцениваете работу со стажерами с внутренним обучением. Я работал в похожей компании на старте карьеры. Это было очень круто, и много где пригодилось мне в последующем. Я сильно прокачался, отчасти за счёт низкой базы, но без обучения и этого бы не было.
Единственный минус тут в том, что умные стажёры быстро растут и как итог - надолго не задерживаются. Но даже так, от полугода до 2 лет они могут работать и приносить Профит, ненамного ниже чем опытный сотрудник, а то и больше, за счёт энергии новичка, да еще за значительно меньшие деньги.
На месте MAKO я бы не стал такую статью публиковать. Чисто из конкурентных соображений. Обычный народ не поймет, минусов накидает, а конкуренты могут взять на вооружение.
aborigen81
19.11.2024 07:38ИМХО.
Тоже сталкивался с обучением вновь принятых.
Из своего опыта вынес такой минус: это отрыв от основного рабочего процесса сотрудников, которых привлекли к преподаванию.
Примечательно, что автор статьи подаёт как положительный момент тот факт, что у них преподаёт генеральный. Действительно положительный, только я бы большую часть положительности перенёс на то, что от зарабатывания денег не отвлекаются другие сотрудники.alef13
19.11.2024 07:38гендир видимо что-то знает :) https://www.rbc.ru/rbcfreenews/672fe0709a7947655b5d38b1
korvint
19.11.2024 07:38А мне наоборот такие статьи нравятся. Я знаю, что людям не нравится то, что вызывает когнитивный диссонанс. Хотя это самое интересное.
Kyrych
19.11.2024 07:38Непрерывный найм сотрудников с обучением за копеечную зарплату при большой текучки кадров - это принцип работы известный не первый год. Думаю конкуренты давно в курсе, что так можно. Просто не все выбирают такую модель работы.
Wizard_of_light
19.11.2024 07:38а конкуренты могут взять на вооружение
Пфф. "Давайте наймём молодых и навешаем им побольше корпоративной лапши" и последующая текучка кадров, когда лапша на молодых немного подсохнет и осыпется - чуть ли не стандарт в определённых сферах.
xaoc80
19.11.2024 07:38А кто в этой ситуации обучает новичков? Может быть, это профессионал, который тратит рабочее время на их обучение?
rsashka
19.11.2024 07:38детальный план на 3 месяца обучения
Думаю, что следующим шагом вам следует прописать в трудовом договоре стоимость подобного начального обучения и в случае не прохождения испытательного срока сотрудником, требовать с них компенсацию за потраченные на его обучение ресурсы. Ведь это будет дополнительным стимулом для более качественного усвоения материала. Как вам такая дополнительная бизнес модель? :-)
Tyusha
Вы правда думаете, что помыслы Славы о том, как бы помочь ВАМ?
Моральный ущерб юридическому лицу, в отношениях хозяйствующих субъектов, — ахаха! Молодец юридическая компания, снимаю шляпу.
ta2024 Автор
Интересно узнать вашу версию помыслов Славы! Поделитесь?
IvanBodhidharma
Деньги. Профессионал работает за деньги. Он либо хочет их от вас, либо расчитывает получить их у кого-то ещё, после того, как поработает у вас. Работнику, в целом, глубого плевать на судьбу работодателя.
Обратное тоже справедливо, компании и её хозяевам наплевать, станет ли работник лучше. Важно, чтобы работник приносил деньги.
Это я пишу, как очень увлечённый своей профессией человек, который очень любит то, чем он занимается и сознательно выбрал её в те годы, когда считалось, что айтишник=задрот, денег в этой профессии было немного и большинство девушек удостаивали айтишников разве что насмешками.
Dmitry_604
Вы в целом правы, но работать на проекте на который тебе пофиг на его развитие и внедрение - это как то так себе мотивация. Хочется видеть результат все же и определенный успех проекта.
PATRI0T
Это да, но вопрос обеспечения моей семьи на первом месте.
А так то конечно неплохо, если мы вместе пилим какой-то хороший проект и он взлетит и будет супер-пупер. Но еще лучше если моя зарплата позволит мне построить дом(купить квартиру) для моей семьи.
Если вы требуете от кого-нибудь, чтобы он отдал свое время и энергию для дела, то позаботьтесь, чтобы он не испытывал финансовых трудностей.
Генри Форд
Pkgc
Это нормальная мотивация для семейного человека, особенно если есть дети.
Иметь основную мотивацию в виде "развития и внедрения" удобно только в юности, когда один, и ещё папа-мама могут помочь.
Dmitry_604
Отвечу на оба коммента:
Безусловно не за копейки это делать, сам семейный и семья на мне последние годы, просто если выбирать между работами то видеть результат это безусловный плюс, который может перекрыть и часть мотивации деньгами. Конечно если от этого сильно зависит уровень жизни семьи - то будешь стремиться к деньгам, но так выгореть можно правда.
Farongy
Так одно другому не мешает. Можно иметь и результат и деньги, особенно если результат это не что-то абстрактное, а реально приносящее деньги. И вот когда сделал что-то такое, а в ответ держи
веткуспасибо, это очень демотивирует. И никакие тимбилдинги потом не помогут.Dmitry_604
"Лучше быть богатым и здоровым" да, с этим никто не спорит :)
Pkgc
Снова это "выгорание".
Деньги - это, как ни странно, результат. Какое там будет развитие у компании - до лампочки, до тех пор, пока развитие компании не будет означать развитие моего дохода.
пожимаю_плечами.jpg
С другой стороны речки ТОПы смотрят на работников не с точки зрения их развития, и ТОПы не мечтают увидеть результат у работников, и их развитие не скомпенсирует им часть дохода. Так - везде.
Собственно, не вижу причины смотреть с моего берега иначе.
Dmitry_604
Т.е. вас устроит перекладывать условные абстрактные джсоны не зная для чего и почему с утра до вечера? как школьные задачки на дз? Меня скорее нет, пока выбор есть.
IvanBodhidharma
Мне не нужна мотивация, мне нравится программировать. И я напомню, что мы обсуждаем тут вот это: "Слава искренне считал, что может помочь нам стать еще лучше". Работодатель почему-то вот в этом уверен.
kogemrka
Мне кажется, есть всё-таки большая разница между вовлечённостью и ответственным отношением к своей работе vs "я пришёл именно к вам, потому что я хочу помочь именно вашему юрлицу".
Говоря о программистах - даже если выбрать какую-то достаточно обскурную и узкую область - увлечён я, допустим, написанием систем виртуализации или колоночных баз данных или распределённых сетей хранения - вы даже в одной стране можете найти НЕСКОЛЬКО компаний, которые этим занимаются.
Разработчику с чуть менее специфичным кругом интересов - даже в пределах одной страны найдётся десяток и более компаний, в каждой из которых найдётся проект, на который ему будет не пофиг на развитие.
Разработчику которому ок json'ы в протобуфы перекладывать и в кафку запихивать, а потом обратно доставать (говорю без тени осуждения - я сам такой) - найдётся уже под сотню компаний в каждой из которых найдётся несколько проектов, на которые не пофиг, и на которых найдутся задачи, о которых можно будет увлечённо расказывать домочадцам и размышлять по дороге домой.
(при выходе на международный рынок - вот эти "несколько, десятки, несколько десятков" - увеличваются кратно)
---
Программисты - они вообще довольно часто - люди увлекающиеся. Вот только увлечение - это же про вид деятельности, про создание систем, про интеллектуальные задачи, про классы проблем, которые интересно решать.
Не бывает какой-то психологической вовлечённости/увлечённости, привязанные к тому, какие буковки написаны в названии юрлица.
Уже "внутри" компании - можно привязаться ещё и к конкретным людям вокруг в команде и к общей культуре - но это возникает уже на месте, а в изначальном комментарий обсуждалось про "знаете, я пришёл именно к вам потому что спать не могу, не желая помочь вашему юрлицу". Это абсурд, как по мне.
JohnHancock
Вы сейчас кому-то сломаете картину мира.
korvint
Но работая за деньги ведь Вам не наплевать на судьбу компании? Хотя бы потому, что какое-то событие, которое Вы в состоянии предотвратить, может убить компанию. И Вам придется напрягаться чтоб искать новую работу.
Кроме того, Вы отрицаете Школу человеческих отношений Мэйо 1930-х. У них блестящие эксперименты, легко повторяемые и сокрушительно рушащие Вашу точку зрения. Тут не все так однозначно.
Даже жертва террористов склонна к Стокгольскому синдрому. А работник компании тем более. Мы таки не бездушные роботы, а люди, с гормонами, обменами веществ, стайностью и вот этим всем.
Slonoed
Но ведь это должно работать в обе стороны. Т.е. компании не наплевать на мою судьбу, случись что со мной? Компания же будет искать мне лучших врачей, покупать лекарства, возить по поликлиникам и санаториям. Ведь, да?
Kyrych
Компании наплевать на вашу судьбу, но она будет стараться изо всех сил, чтобы вам было не наплевать на судьбу компании. Потому что так дешевле.
kogemrka
Однако, если террорист рассуждает про то, что его жертва (даже если она прониклась Стокгольмским синдромом) - пришла к нему (террористу) именно для того, чтобы его интересах подействовать и ему помочь - это должно вызвать вопросы))
fen-sei
Вы не ракету на Марс строите.
fen-sei
Как всегда на Хабре, +8 за комментарий, и -6 в карму. :-(
AllexIn
Я вот дочитал историю Славы и у меня возникли вопросы...
При чем тут Слава? Он что, должен был устно сообщить условия вашему клиенту? Это как должно выглядеть - зачитывание договора вслух?
Или он договор не правильно составил? Почему у вас не типовой договор, если у вас типовые условия?
Nalivai
Их юридическая компания на моральный ущерб поставила, это значит что ребята юриста нанять не смогли, наверное школьную математику плохо знал. Так что бедные славы получается и жнецы и аккаунтеры что бы это не значило, и юристы договоры составлять, и зачитывать их голосом еще. Удобно, конечно, но чего тогда удивляться, что у людей в хардскилы не входит 15 лет юридической практики