Мой карьерный путь: пинг-понг между логистикой и IT
Как бы я ни старалась развиваться в логистике, все равно рано или поздно переходила в IT. Я решила, что это знак: Иванова Татьяна = IT.
Сейчас я старший аналитик 1С и PL продукта в IT-команде SM Lab. Мы работаем в блоке МУРИ (Модуль управления развития инфраструктуры) и занимаемся автоматизацией процессов бюджетирования вычислительных мощностей, планированием закупки и управлением распределения ресурсов.
Наставничество
Всем нам известно, что наставничество — это обучение личным примером, практическая передача знаний и навыков от опытного человека новичку.
Суть наставничества — это подготовка и развитие человека для дальнейшего роста.
Цели наставничества:
быстрая адаптация;
передача опыта;
социальная поддержка;
развитие необходимых навыков;
экономия времени на обучении;
определение профессиональных целей.
Цель наставника — передать свой опыт ученику для развития необходимых навыков за короткое время.
Формула идеального наставника
Вы никогда не задавались вопросом, где взять хорошего наставника? Как понять, что именно этот наставник поможет тебе в любой сложной ситуации, будь то работа, учеба или личная жизнь?
Давайте попробуем разобраться, где же обитают эти фантастические люди.
Итак, требования к идеальному наставнику:
инициативность;
доброта;
внимание;
умение общаться;
организованность;
ответственность.
А как должен действовать идеальный наставник? Какая у него модель поведения?
«Я расскажу – ты послушай»;
«Я покажу – ты посмотри»;
«Сделаем вместе»;
«Сделай сам, я подскажу»;
«Сделай сам, расскажи, что ты сделал».
Теперь попробуйте представить себе шкалу в 100%, состоящую из полезных качеств идеального наставника.
Как она будет выглядеть? Давайте визуализируем:
70% этой шкалы – интеллектуальный (информационный) хвост, как у кометы. Это те знания, которые наставник почерпнул из книг, курсов, общения со своими наставниками; то, что является его базой знаний.
20% – прожитый опыт, который трансформировался в результат, его личные кейсы. Сюда добавляются инсайты, собственные фишки, в которых кроется часть авторских наработок, которые отличают человека как практика.
И самые важные 10% — это смыслы, ценности, уровень масштаба мышления.
Иногда у молодых людей (22-24-х лет) этот уровень мышления намного выше, чем у экспертов 40+, у которых огромный «хвост» насмотренности и опыта, но практическое применение всего этого багажа весьма посредственное.
Возникает логичный вопрос: как отличить 70% «насмотренности» от 20% собственного практического опыта для эффективной работы с наставником?
Самое простое — не стесняйтесь задавать уточняющие вопросы о личных примерах и кейсах, о фактах успешного применения знаний, которыми делится эксперт, а еще лучше об их неуспешном применении и выводах, которые были сделаны.
Запомните, что ответственность за выбор наставника полностью лежит на том, кто его ищет
Наставники: кто такие, как их вырастить в себе и что для этого необходимо
Не секрет, что самые первые наставники в жизни человека — это его родители.
А когда человеку самому представляется возможность стать наставником?
Чаще всего в детстве, когда у вас появляются младшие братья и сестры (они, конечно, не воспринимают вас как наставника, но вы уже им являетесь): наверняка каждый может вспомнить, как впервые читал брату или сестре книгу, называл буквы, а может просто учил завязывать шнурки.
Первых наставников можно также распознать в образовательной среде (детский сад, школа, университет), в кружках по интересам и секциям. Именно там мы уже понимаем, что перед нами первоклассный наставник.
И, о чудо, первая работа!
Да, именно тут мы впервые осознанно хотим для себя хорошего наставника, который разбирается во всех тонкостях рабочего процесса и поможет нам не только преодолеть свои страхи, но и научиться выполнять порученное дело на высоком уровне (особенно если мы замотивированы по KPI).
Но не всегда наставники бывают хорошими, а иногда их и вовсе нет.
Рассмотрим на примерах:
пример со знаком «+»: ты устраиваешься на новую работу и к тебе прикрепляют наставника, который всё расскажет, терпеливо подождет, когда ты запишешь информацию, проверит твою первую самостоятельно выполненную задачу, да еще и похвалит тебя за результат, деликатно отметив, в каких моментах тебе надо подтянуть знания или просто быть внимательнее;
пример со знаком «-»: ты устраиваешься на новую работу, глаза горят, чувствуешь что можешь свернуть горы… И тут тебя знакомят с твоим наставником, который всем своим видом показывает, что он тебе не рад и вообще у него нет желания тебя чему то учить. Как бы вы поступили в этом случае? У одних это может вызвать страх, апатию, нежелание приступать к работе, а другие начинают изучать все самостоятельно, задавая вопросы другим коллегам, черпая информацию из документов или в сети.
Но отрицательный опыт — тоже опыт. Да и, как выясняется позднее, такие ситуации делают нас гораздо сильнее, смелее и увереннее в своих силах. И самое интересное, что в первом случае ты видишь результат гораздо быстрее, чем во втором, когда наставник не хочет заниматься развитием коллег.
Как я стала наставником
Да, однажды со мной произошел кейс со знаком «минус»… Но это придало мне сил: я искала разные способы получить тот опыт, который поможет мне достигать поставленных целей.
Спустя время я, неожиданно для себя, оказалась наставником со знаком «плюс»: мне как руководителю пришлось стать им для своей команды.
После проведения нескольких собеседований мне стало понятно, как выстроить простую и удобную систему для адаптации новичков. Заключалась она в следующем:
рассказ о компании;
иллюстрирование рабочего процесса, разложенного по таймингу;
простые и понятные инструкции, которые постоянно актуализируются;
тестирование после определенного количества времени;
фиксация ошибок и выработка решений для их предупреждения;
четкий и прозрачный KPI по результатам месяца.
Благодаря этому обучение новичков проходило успешно и быстро.
Что было самым сложным
Человеческий фактор. Все мы разные, с разным опытом и уровнем адаптации.
Сложнее всего с людьми старшего возраста и со скептиками, которые считают, что новые знания и опыт им не нужны. Преодолевать это помогали собственный пример, терпение, поиск наилучшего способа донесения информации.
Быть крутым наставником в профессиональной сфере – это прекрасно. Но от кого можно получить самое большое признание, являясь наставником?
От самых сложных и важных учеников – детей или родителей.
Когда твои дети говорят тебе «Мама, я хочу быть как ты! Ты так много знаешь и умеешь!», советуются с тобой, берут пример и демонстрируют свои достижения – это наивысший восторг!
IT-мать
Один из самых моих интересных кейсов – это когда я стала мамой, но не просто мамой, а IT-мамой.
Почему мамой? Совпало с моментом, когда я стала многодетной матерью.
И подчиненные также стали моими детьми: мы вместе обучались, достигали высот, проводили интервью для личностного роста, разбирали сложные моменты и поддерживали друг друга.
К каждому из семи специалистов службы поддержки я смогла найти индивидуальный подход, основываясь на его возможностях, интересах и типе характера.
Наставник моего заказчика
В начале моего пути в SM Lab мне повезло с заказчиком в моем продукте: мы быстро нашли общий язык и разработали карту развития продукта. Но даже имея большой запас опыта и знаний в 1С, мне было сложно разобраться в самой сути процесса.
Что же, трудности меня любят… Главное не сдаваться!
Но произошло интересное событие: один из моих заказчиков принял решение развиваться в IT в роли аналитика.
И снова эврика! Теперь мы сможем вместе развивать продукт МУРИ, объединив наши знания. Наш тандем отлично дополнял друг друга, а не это ли составляющая успеха?
Предстояла интересная работа. Со своей стороны я должна быть наставником в 1С и всех алгоритмах производства работ, которые нужно было знать моему новичку, а мне предстояло снова и снова разбираться в тонкостях процесса, который нужно поставить на колеса и придать вектор движения.
Этим примером я хочу показать, что полученный ранее опыт очень помог мне в новой ситуации. Я восприняла этот вызов как точку роста и возможности для «раскачки» продукта.
А какой результат, спросите вы?
В этом году мы получили корпоративную награду, а это значит, что мы движемся в правильном направлении. Особенно приятно понимать, что у заказчиков и потребителей изменилось и само отношение к функционалу продукта МУРИ, т.к. он стал более понятным и удобным.
Рекурсия в наставничестве
Когда у наставника возникает потребность в наставнике? Чаще всего при получении нового жизненного урока (или даже после него).
В наше время очень важно уделять внимание постоянному обучению, особенно в IT-сфере. Но также стоит не забывать и про soft skills. А если ты ещё и наставник, важно постоянно совершенствовать и свои методы наставничества.
Наставника для себя можно искать не только среди людей, но также из книг, курсов, тренингов, интервью с интересными успешными людьми.
Постоянно развивайте себя, не бойтесь браться за новое! Всё, что кажется нам сложным и непонятным, сложное ровно до того момента, пока мы в этом не разобрались.
Вместо итогов
Все мы являемся наставниками для кого-то и все являются наставниками для нас. Даже если человек никогда не пробовал себя в роли наставника, он все равно обладает каким-то опытом, знаниями для того, чтобы транслировать их другим. Также и вы сами будете передавать свой опыт, даже не считая себя наставником – вспомните пример с семьей.
Я желаю вам не бояться нового, всегда развивать себя и почаще прислушиваться к себе и окружающим!
Markscheider
Терпение забыли :)