Советский Союз славился инженерными достижениями во всем мире, а завод имени Лихачева (ЗИЛ) был в числе тех, кто двигал автомобильную промышленность вперед. Об одном из достижений, высотном складе, мы уже писали. Сегодня расскажем о втором — стационарном комплексе аэроклиматических испытаний.
Чтобы моделировать любые погодные условия для тестирования автомобилей, в 1983 году построили специальный комплекс. В течение многих лет он верой и правдой служил своим создателям. Сегодня его уже нет, как и самого предприятия. Но кое-какая информация сохранилась, плюс есть фотографии, сделанные современными «сталкерами». Все это — дальше.
Зачем построили установку
Основная задача комплекса — тестирование техники в экстремальных погодных условиях, что было важно для Советского Союза. Огромная территория страны с разнообразными климатическими зонами требовала адаптации автомобилей. Комплекс позволял моделировать условия Заполярья, пустынь Средней Азии и влажных тропиков. Испытания проводились в огромной камере и специализированных стендах меньшего размера. Все это позволяло создавать надежные автомобили, которые могли работать в любом регионе.
Комплекс занимал большую территорию. Он включал несколько специализированных лабораторий:
агрегатов, шасси и трансмиссий;
двигателей и электрооборудования;
резинотехнических изделий, клеев и герметиков;
аэроклиматических и виброакустических испытаний.
На разных уровнях корпуса размещалось оборудование для создания нужных погодных условий в разных модулях испытательной камеры. Огромные циклоны с фильтрами подавали воздух с улицы. Холодильные установки, работающие на фреоне, поддерживали заданные температуры. Целые залы были заставлены трансформаторами и другими электротехническими устройствами, необходимыми для стабильной работы системы.
Холод, жара и вибрации: как тестировали ЗИЛы
Основной испытательный зал оснастили климатической камерой, где можно было не только изменять температуру от –60° С до +65 °С и влажность от 0 до 100%, но и моделировать скорость обдува до 150 км/ч.
Процесс испытаний выглядел впечатляюще. Автомобиль заезжал в камеру, ворота герметично закрывались, и начиналась имитация нужных условий. Например, включался мощный холодильный агрегат, чтобы воспроизвести арктический мороз, или запускались тепловые установки, имитирующие зной пустыни.
Для сложных тестов использовались дождевые установки, которые создавали эффект тропического ливня. К тому же в камере можно было воспроизвести разреженный горный воздух для проверки двигателей на высоте, где не хватает кислорода. Все это дополнялось виброакустическими испытаниями: на специальной платформе проверяли устойчивость машин к вибрациям и шумам.
Специальные барабаны под колесами позволяли автомобилю двигаться с заданной нагрузкой на мотор. Электронные системы фиксировали десятки параметров работы силового агрегата. Так инженеры выявляли слабые места конструкции. Проверки проводились по ГОСТам СССР (пример современного ГОСТа). Что еще тестировали инженеры завода?
Трансмиссии:
Работа при низкой и высокой температуре. Трансмиссионные узлы проверялись в холодных и жарких условиях, чтобы выявить влияние температуры на смазочные материалы, подвижность деталей и эффективность работы. Например, проверяли, не загустевает ли масло на морозе или не теряет ли вязкость в условиях жары.
Износостойкость. На стендах моделировали движение автомобиля, подавая нагрузку на трансмиссию через вращающиеся барабаны. Зачем? Чтобы выявить степень износа деталей при длительной эксплуатации.
Акустические характеристики:
Виброакустические испытания. Автомобиль или его отдельные узлы устанавливали на виброплатформу. Измерительные приборы фиксировали уровень шума и вибраций, возникающих при работе двигателя, трансмиссии и других систем.
Шумоизоляция. Проверяли эффективность звукоизоляционных материалов. Это делалось с использованием специальных микрофонов и акустических камер, где воспроизводились различные шумовые эффекты, имитирующие движение автомобиля.
Резиновые детали:
Тесты на морозостойкость и термостойкость. Резиновые детали, такие как уплотнители, прокладки и шины, помещались в климатические камеры, где создавались экстремально низкие температуры до –60 °C или высокие до +65 °C. Это позволяло выявить, сохраняют ли материалы эластичность и прочность в сложных условиях. Например, не трескаются ли уплотнители на морозе или не размягчаются ли они при высоких температурах.
Влияние влажности. В камере создавали повышенную влажность (до 100%), чтобы понять, как материалы реагируют на такую «погоду». Это было особенно важно для работы автомобилей в тропических условиях.
Механические испытания. Резиновые изделия подвергались нагрузкам: растяжению, сжатию и скручиванию. На специальных стендах измеряли, как меняются их физические свойства.
Инженеры проверяли герметики и клеевые соединения. Испытания помогали оценить их устойчивость к изменениям окружающей среды и механическим воздействиям, характерным для эксплуатации автомобилей в разных условиях.
Что сейчас?
С распадом СССР и последующим упадком завода ЗИЛ в 2000-х годах стационарный комплекс аэроклиматических испытаний остановили — он стал не нужен. Отсутствие финансирования и прекращение производства автомобилей привели к закрытию самого завода. Чуть позже его снесли. Сейчас на территории, где раньше находились цеха и склады, разместились жилые кварталы, офисные здания и объекты общественного назначения.
Уникальное сооружение, служившее для испытаний автомобилей в экстремальных условиях, осталось только в воспоминаниях и на архивных фотографиях. Возможно, вы читали о нем что-то еще? Рассказывайте в комментариях.
Комментарии (22)
Vsevo10d
06.12.2024 12:27Мне всегда очень не по себе, когда вижу фото заброшек с архивами.
Если бы я мог выбирать любое хобби мира, я бы выбрал дата-сталкинг. Заручился бы какой-нибудь поддержкой ФСБ, чтобы не пехала мозги местная вохра и менты, проникал бы на все эти брошенные зилы, хлебозаводы, НИИ, и выносил бы оттуда ТУ, чертежи, регламенты. Сканировал бы это все гигабайтами.
Ведь это основа промышленности, это практически изустное, уникальное, реальное знание, которого не будет ни в абстрактных учебниках техвузов, ни в ГОСТах. Это все то, что погибло в результате политики "а зачем нам свои заводы, мы все купим за нефтедоллары". Вот эти конкретнейшие знания, сколько деградирует на морозе сталь такой-то марки, какую температуру нужно поддерживать в таком-то аппарате на химпроизводстве, все проверенное испытаниями и масштабированное на уровень производства уничтожается при сносе заводов под очередной ЖК бизнес-класса и мокнет в заброшках без крыши. Без этого всего индустриализировать страну местами придется чуть ли не с нуля.
Вот пример того, что можно найти только в отраслевом регламенте. Вы ответите, не гугля, что произойдет, если в элеватор загрузить плохо просушенные подсолнечные семки?
Скрытый текст
Нет, дело не в том, что они заплесневеют, забобрятся и станут опасными для употребления в пищу и корм.
Дело в том, что они загорятся, взорвутся, а потушить их удастся только через несколько месяцев.
Javian
06.12.2024 12:27off "Политику" проводили те, кто имеет нулевые технические знания. Интересно за эти годы был ли в российском правительстве инженер, математик, физик?
Имхо особо антитехническое правительство было у Медведева.
А про архивы у меня есть пример "Ивановское станкостроительное объединение". Производитель мирового уровня, экспортер станков на мировой рынок. В 2000-х завод случайно сгорел с цехами и архивами. А РФ теперь станки не производит и не знает как производить.
vbifkol
06.12.2024 12:27А про архивы у меня есть пример "Ивановское станкостроительное объединение". Производитель мирового уровня, экспортер станков на мировой рынок.
Вы эксплуатировали их станки? У меня было 2 токарных, оба - полный пэ. На мировой рынок они действительно шли по банальной причине: цена продажи была ниже чем у стоимости импортных комплектующих + металла.
А РФ теперь станки не производит и не знает как производить.
И СССР не производил и не знал как производить массово. БОльшая часть станков произзводства СССР хуже даже северокорейских аналогов.
salnicoff
06.12.2024 12:27Ха! В СССР привозили ГДРовские ЧПУ-станки, которые были клонами западно-германских станков, и на них клеили этикетки советских станкостроительных заводов. Типа на них «доделывали» восточно-германские полуфабрикаты. По факту же, даже инструкции не переводили, так и отдавали заказчикам на немецком. :-)
vbifkol
06.12.2024 12:27Ну такого не встречал. У меня из советского ЧПУ был 16к20Ф30 из самых ранних, на фануке, был такой же на болгарских приводах, ну и эти 2 ивановца, сейчас погуглил, вообще ничего похожего не нашел, один с наклонной станиной тонн 10 на фануке, второй - компактный, низкий, на допотопном боше кажется.
salnicoff
06.12.2024 12:27«Красный пролетарий» из Москвы, насколько помню, так делал. Информация от тех, кто обслуживал эти станки по всей стране.
vbifkol
06.12.2024 12:27к сожалению не встречал в наших широтах. Так бы взял, немецкие станки хорошие.
salnicoff
06.12.2024 12:27У нас в восьмидесятых завод новый строили, там половина станков были вот такими ГДРовскими. Вторая половина — ивановские, и с ними реально задолбались. Ну и все это наложилось на нежелание начальства и ИТРов связываться с ЧПУ. :-(
Javian
06.12.2024 12:27"Токарный станок и токарь" - это устарело к 1970-м. Другими словами недорогой и мало кому нужный ширпотреб.
С 1970-х начинали выпускать "обрабатывающие центры", которые на поколения опережали универсальные станки и имели более высокую производительность труда и отличное качество. Ивановское объединение одним из первых в СССР стало использовать программируемую электронику. Внутри предприятия была организована "школа электронщиков", которые были и электронщиками и программистами.
salnicoff
06.12.2024 12:27"Токарный станок и токарь" - это устарело к 1970-м. Другими словами недорогой и мало кому нужный ширпотреб.
Не устарело. Было довольно много производств, где требовалось изготовление нестандартных деталей или деталей в малых количествах. Тут «обрабатывающие центры» ни к чему, они сугубо для конвейерного производства деталей миллионными тиражами.
vbifkol
06.12.2024 12:27Тут «обрабатывающие центры» ни к чему, они сугубо для конвейерного производства деталей миллионными тиражами.
Честно говоря, нет. Я пишу прогу для ОЦ с фасонной токарной и большой фрезерной частью минут за 15. Сделать вручную детальку аналогичную я не просто за то же время не смогу - но не смогу в принципе, фасонное точение. фрезерование смещением и прочее - за границами моей квалификации. Если деталь сложная, то только ЧПУ, если токарно-фрезерная - то лучше ОЦ.
Другое дело что очень часто это не надо. Сделать гайку с проточкой или втулку или палец или вал какой-нибудь - быстрей руками. Ободрать малыми проходами трубу полутораметровую - проще на универсале. Нашинковать трубу в размер - тоже. Стесать грани на кругляке для заготовки на фрезер - тоже нет смысла ЧПУ загружать.
У нас стоит десяток ЧПУ, 4 шестишпиндельных автомата и штук 5 универсалов. Все работают, просто задачи разные.
salnicoff
06.12.2024 12:27Пол-века назад ситуация была немного другой. Это сейчас управляющий компьютер для станка можно сделать из «Ардуины» за доллар. А тогда стоимость управляющего компьютера для станка была в десять раз больше стоимости самого станка, и приделывать ЧПУ налево и направо — так себе идея. Если на конвейере, то проще и дешевле было поставить обычный токарник и сделать для него фасонный резец.
vbifkol
06.12.2024 12:27"Токарный станок и токарь" - это устарело к 1970-м. Другими словами недорогой и мало кому нужный ширпотреб.
Я правильно понимаю, что Вы к производству отношения не имеете?
С 1970-х начинали выпускать "обрабатывающие центры", которые на поколения опережали универсальные станки и имели более высокую производительность труда и отличное качество.
ОЦ - это не замена универсала, это общее название большого количества разных станков, чаще всего фрезерных со скоростной 4й осью, реже - токарных с фрезерным инструментом. Ежу понятно, что производительность его в токарном режиме будет той же что у аналогичного по жесткости и скоростям токарного. В фрезерном - так же. Некоторое повышение производительности может быть достигнуто за счет отсутствия перестановов, реально чаще всего производительность та же. Зато цена, стоимость обслуживания, сложность настройки - вдвое от обычного станка.
Это как амфибия в транспорте - теоретически было бы здорово, если бы все автомобили умели плавать, а все лодки - ездить по дорогам, но в реальности 99,999999% людей это за такие деньги не нужно.
Ивановское объединение одним из первых в СССР стало использовать программируемую электронику.
У меня были ивановцы на фануке и боше. Как я понимаю, своих стоек у ивановцев не было.
vbifkol
06.12.2024 12:27Сталкерить способы производства ненужного? Зачем?
Попробуйте взять любого водилу грузовика, имевшего опыт езды на ЗИЛе и на нормальном грузовике и спросите - существуют ли условия, когда ЗИЛ лучше, кроме как "кроме ЗИЛа ничего нет", ответ будет довольно однозначный.
Vsevo10d
06.12.2024 12:27А что такое "ненужного"?
Меня вообще удивляет логика, что если не получалось качественного при совке, то и вообще ничего производить не надо. Если в подъезде сцут, значит ли это, что надо там еще и срать?
Я пример с семками не зря привел. В любом производстве есть такие мелкие нюансы с основополагающей важностью, которые не вывести интуицией. И такой "базы" в производстве очень много, и вычищать ее из всеобщих знаний до нуля предельно глупо. Свойства марок стали при морозе не будут меняться от страны к стране и машины к машине, и инфа про износ ШРУСа во влажной морозильной камере может оказаться такой же полезной, как и рецептура смол для текстолитовых материалов или там номограммы растворимости ДМСО в спирте и воде.
Вот захочу я наладить на производстве разделение смеси этилацетат-трихлорэтилен, а книги вроде Коган, Фридман, Кафаров "Равновесие между жидкостью и паром" я видел только в институтской библиотеке. Ну ее еще напиратить можно по стремным ссылкам. А как человек, учившийся в другом заведении, вообще узнает, что такие таблицы существуют? Тем временем, парциальные давления и равновесные с 1966 года во Вселенной не поменялись. А ведь где-нибудь в заводских регламентах Гондоновыдувательной фабрики им. Орджоникидзе могли лежать прям один в один нужные расчеты.
Да, может, такие данные никогда не понадобятся. А может, понадобятся, чтобы на основе регламента из 1980-х, а не с голожопого нуля, рассчитывать производства или детали машин.
Подход "все можно купить за деньги, зачем свое делать" работает, если хоть что-то свое на экспорт есть. Нефть там, семки. Но если разучиться делать и трубы для своей нефти, то дядя, который эту нефть скупает, устало скажет: не, так не пойдет, подвинься, я буду транспортировать. И качать тоже. Сушь, а вообще, нахрен ты мне раздолбай тут нужен. Дай для начала землю в аренду на 50 лет, а там поглядим.
vbifkol
06.12.2024 12:27А что такое "ненужного"?
То, что неприменимо к имеющимся задачам.
Меня вообще удивляет логика, что если не получалось качественного при совке, то и вообще ничего производить не надо.
А у кого такая логика?
Вот захочу я наладить на производстве разделение смеси этилацетат-трихлорэтилен, а книги вроде Коган, Фридман, Кафаров "Равновесие между жидкостью и паром" я видел только в институтской библиотеке. Ну ее еще напиратить можно по стремным ссылкам. А как человек, учившийся в другом заведении, вообще узнает, что такие таблицы существуют?
Возможно, Вас удивит, но для разделения понадобится не только и не столько книги. Скорее всего понадобится специалист, учившийся в правильном заведении, понадобится оборудование, разработанное специалистами, учившимися в правильном заведении и т.д. А просто книга или даже КД - ну не спасет, может даже хуже сделать.
Да, может, такие данные никогда не понадобятся. А может, понадобятся, чтобы на основе регламента из 1980-х, а не с голожопого нуля, рассчитывать производства или детали машин.
Я иногда беру учебники и смотрю технологические карты по металлообработке. Если бы я обучался по ним, а не по сандвиковскому курсу, я был бы раз в 5-10 менее эффективен. Понятно что с нуля было бы еще хуже. Но bury the dead.
Но если разучиться делать и трубы для своей нефти, то дядя, который эту нефть скупает, устало скажет: не, так не пойдет, подвинься, я буду транспортировать. И качать тоже. Сушь, а вообще, нахрен ты мне раздолбай тут нужен.
Ага-ага.
Vsevo10d
06.12.2024 12:27То, что неприменимо к имеющимся задачам.
Да я и пытаюсь растолковать, что да, как результат километраж пробега конкретного "Бычка" как на фото, может и неприменим, но отдельные данные, типа при какой температуре полопались детали из стали номер такой-то, оказался ли надежным конкретный узел, который может быть универсальным для разных грузовых машин, что там с маслом определенной марки случилось и т.д. могут быть полезны, особенно если это никто другой не смотрел.
Возможно, Вас удивит, но для разделения понадобится не только и не столько книги
Я и исхожу из того, что оборудования нет, заводов нет, книг нет. Но вот "людей нет" - такого не бывает, если обучили достаточно грамотных инженеров, то им для разработки оборудования под конкретный процесс как раз очень помогут древние свитки. Понятно, что не профили штамповки крыльев ЗиЛ-130, но вот универсальные технические данные, принципы компоновки, прочность деталей и узлов - да. В случае с бинарными смесями как минимум можно не тратиться на лабораторные испытания и масштабирование, если есть готовые номограммы.
Я иногда беру учебники и смотрю технологические карты по металлообработке. Если бы я обучался по ним, а не по сандвиковскому курсу, я был бы раз в 5-10 менее эффективен.
Мы все время о чем-то разном говорим. Очевидно, что если говорить о технологиях, то да, они постоянно идут вперед. Я говорю о принципиальных вещах. О температурах охрупчивания, модулях Юнга, давлениях насыщенного пара и прочих универсальных параметрах материалов и техпроцессов. Принципы работы дифференциала или скруббера известны сто лет, остальное - технологии и оптимизация. Но у вас технологичный станок запорется об некачественное сырье, которое вовремя не отпустили, не подвергли правильно легированию, зонной плавке и фиг знает чему еще. Это принципиальные, важные моменты, которые может даже и не записывали на бумаге.
Ага-ага.
Нуачо? Вполне себе ближайшее будущее Туркмении. Или настоящее Африки - недавно совсем этот видос кидал. Шельф разрабатываем, а местные давайте как-то сами.
vbifkol
06.12.2024 12:27и т.д. могут быть полезны
Ну или нет - если методы испытаний или граничные условия изменились. Или неприменимы - если те марки стали больше не выпускаются. А главное - если честно, у меня нет особого доверия инженерам ЗИЛа. Я на нем ездил, по документам это автомобиль, а реально - пылесос с баранкой. И почему-то мне кажется что в протоколах испытаний может быть что-то немножко не то.
У меня есть изделие, оно сертифицируется довольно вычурно. В подмосковье есть лаборатория, единственная на всю страну, когда надо сертифицировать очередну партию - из Новосибирска берется инспектор надзорного ведомства и наш сотрудник, они едут с изделием в Москву, там едут в лабораторию, вместе присутствуют на испытаниях. Последние годы упростили: инспектор ездит без нашего сотрудника. В позапрошлом году по результатам такого испытания получаем протокол, где один показатель - ровно на порядок хуже чем все предыдущие годы. Материал тот же, технология та же, институт тот же, машина для испытаний та же. Усредненное значение по десятку испытаний - на порядок ниже. Оказалось - девочка-лаборант в протокол неправильно перенесла. Мне кажется в лабораториях ЗИЛа лаборанты были примерно такие. Судя по реультату.
Но вот "людей нет" - такого не бывает, если обучили достаточно грамотных инженеров, то им для разработки оборудования под конкретный процесс как раз очень помогут древние свитки.
Я же говорю. Если бы я учился по древним свиткам, мне бы грош цена была. И кстати поэтому я очень не люблю брать операторов ЧПУ с профильным обраованием - им в технаре голову засирают не то что бесполезным, но вредным.
Я говорю о принципиальных вещах. О температурах охрупчивания, модулях Юнга, давлениях насыщенного пара и прочих универсальных параметрах материалов и техпроцессов. Принципы работы дифференциала или скруббера известны сто лет, остальное - технологии и оптимизация.
Принципы есть в общем доступе. А в архиве ЗИЛа - нетехнологичное и неоптимизированное дитё своего века. Или Вы надеетесь найти там "Начала" Евклида в подлиннике с новыми аксиомами, которых нигде больше нет?
Нуачо? Вполне себе ближайшее будущее Туркмении. Или настоящее Африки - недавно совсем этот видос кидал. Шельф разрабатываем, а местные давайте как-то сами.
Вчера только гуляли с одним представителем ТНК, он рассказывал про свой рынок. Крч, те кто в Россию инвестировал - строил заводы, делал КБ, делал совместные кафедры в универах, сейчас сбежать не могут. Те, кто просто завозили оборудование - бросили его туземцам, списали убытки и наслаждаются нормальной жизнью. И так оно всегда. Где боль-мень адекваты у власти - и буржуям выгодней местных тянуть. Потому что тупо дешевле обучить туземца, чем на его место вахтой завозить европейца или даже мексиканца. Но риски. И чтобы компетенции не терялись, а развивались, нужно не по архивам копаться, а стабильность обеспечивать.
xaosxaos2
06.12.2024 12:27Ну конкретно с ЗИЛом это не совсем так, недавно смотрел стрим о заводе и узнал, собственно его начали убивать ещё в СССР , ну как убивать, просто открылся КАМАЗ ну как открылся ведь что-то из ничего получится не может, а открылся он как раз на базе ЗИЛа. А дальше больше, даже фирменная морда камаза это оказалось был ЗИЛ-170. Вот собственно и всё. Так что можно сказать, что ЗИЛ не умер, переродился в КАМАЗе.
salnicoff
06.12.2024 12:27ЗиЛ-170 aka Камаз — это вообще-то канадский International COF-220, допиленный до возможности производства в СССР. Так что можно сказать, что ЗиЛ и не рождался.
vadimk91
06.12.2024 12:27Читал когда-то давно про полигон в Мурманской области, там под открытым небом проверяли устойчивость лакокрасочных покрытий в арктических условиях. Как и упомянутые в статье, подобные исследования ушли в историю.
woodiron
Правильный подход к делу, не знал, что существовал такой испытательный комплекс.