Вот уже более десяти лет прошло с тех пор, как я активно переводил научно-популярные книги. Далеко не сразу в их титрах стала появляться моя фамилия, но в тот период меня это мало волновало. Я очень хотел научиться издательскому делу, в целом заниматься просвещением и иметь ранний доступ к максимально свежим научно-популярным книжкам. В тот период я уже не первый год сотрудничал с Дмитрием Гурским, который готовил в одной из своих ранних компаний «Ideanomix» макеты для крупных российских издательств, в частности, «ЭКСМО». Именно от него весной 2011 года я получил в перевод одну из самых необычных книг в моей практике. Написал её кембриджский профессор Джон Бэрроу (1952-2020), и в оригинале она называлась «Cosmic Imagery». Только в 2014 году переведённая книга вышла в издательстве «ЭКСМО» под названием «История науки в знаменитых изображениях».

Наверное, именно эта книга, настолько же эклектичная, насколько и богато иллюстрированная, предвосхитила мой интерес к Хабру, вернее, к той его части, которая впоследствии стала называться «Гиктаймс» (и вновь влилась в «Хабр»). Сегодня я расскажу о наиболее запомнившихся мне сюжетах из этой книги и о том, какой огромной ценностью обладали научные иллюстрации сотни и тысячи лет назад.

Основная фишка этой книги — красивые иллюстрации, видимо, именно ради них её и решили издавать на русском языке. Автор претендует на энциклопедичность и действительно затрагивает сюжеты из очень разных областей: астрономия, география, физика, живопись, геометрия (с топологией) и более обширная математика, семиотика, химия, архитектура. Он всё-таки постарался разделить свой труд на крупные смысловые части, которые я здесь перечислю.

Часть первая. Звёзды в твоих глазах

Посвящена астрономии, астрофизике, астрофотографии и в небольшой степени — изображению звёздного неба в живописи. Здесь стоит обратить внимание на

  1. главу о диаграмме Герцшпрунга-Рассела, соотносящей возраст и светимость звёзд (с.33),

  2. несколько глав о том, как астрономы постепенно научились различать галактики и туманности, в частности, о Крабовидной туманности (с. 40), галактике Андромеда (с. 44) и галактике Водоворот (с. 28),

  3. главы о доплеровском эффекте и телескопе «Хаббл»,

  4. главу о световых конусах (с. 92),

  5. главу «Безволосые чёрные дыры» (с .103).

Часть вторая. Пространственные предубеждения

Здесь автор причудливым образом объединил географию, геологию, анатомию, палеонтологию, особое внимание уделил метеорологии и упомянул о зондах «Вояджер» и «Пионер» как о самых дальних рукотворных аппаратах, находящихся сейчас в космосе (им посвящена глава «Золотые диски человечества» на с. 126). Вот как выглядит пластинка с «Пионера», менее известная, чем золотые диски «Вояджеров».

Также заслуживают внимания главы «Война миров. Марсианские каналы» (с. 122), «Унесённые ветром. Метеорологические карты» (с. 146) и «Шаг вперёд. Следы в Лаэтоли» (с. 153). Именно в этом разделе находится глава «Тело как наглядное пособие. Везалий и строение человека» (с .159), которая выложена для предпросмотра на сайте проектов Дмитрия Зимина. К этой статье я вернусь ниже, а пока охарактеризую две оставшиеся части книги.

Часть третья. Живопись числами

Это наиболее сложная и научная часть книги, в основном посвящённая геометрии и развитию математического аппарата. Хабровчанину стоило бы прочитать её без пропусков, но я бы отметил главы о диаграммах Венна (с. 209), о фуллеренах как с геометрической, так и с химической, и с архитектурной точки зрения (с. 185), о треугольнике Паскаля (с. 204), о теореме четырёх красок (с. 270), о фракталах (с. 246) и отдельно о множестве Мандельброта (с. 250), о невозможных фигурах и апериодических мозаиках (обе эти темы непосредственно связаны с гением Роджера Пенроуза) (с. 255 и 259), о гиперкубах и попытках отображения четырёхмерных тел в трёхмерном пространстве (с. 243). Каким-то образом именно в этой части нашлось место главе об истории лондонского метрополитена и проектировании карт метро в целом (с. 270).

Часть четвёртая. Разум превыше материи

Эта часть посвящена физике, химии, отчасти биологии и относительно банальна по сравнению с предыдущими частями, в особенности, с третьей. Тем не менее, здесь нашлось место лёгкому и понятному объяснению диаграмм Фейнмана (с. 324), упомянуты оптические опыты Ньютона (с. 287), структура молекулы ДНК (с. 309), рассказано о пузырьковых камерах (с. 321) и напоследок — о самоорганизующихся системах (с. 349).

Книга о визуальной информации

Подобно многим героям своей энциклопедии, сэр Бэрроу попытался объять необъятное, но уже в эпоху Интернета, а не пергамента, свечи или лучины. На первый взгляд книга получилась эклектичной, салонной, поверхностной и откровенно подарочной, но она открывается с совершенно иной стороны, если прочитать её от корки до корки, в особенности так вдумчиво, как это сделал я. В книге не употребляется слово «инфографика» (интересно, не потому ли, что тогда я этого слова не знал?), но одна из центральных идей, проходящих через все статьи — насколько важно уметь понятно визуализировать научные концепции, как в виде графики, так и при необходимости в виде скульптуры. Наглядность — важнейшая часть естественных наук, в особенности при представлении абстракций либо феноменов, которые пока только формируются в воображении у учёного. Эта проблема остро стояла на протяжении большей части истории науки, когда даже копирование текстов сводилось к каторжному труду переписчиков, а точно скопировать иллюстрацию было сродни «повторению шедевра». Кстати, на с. 344 автор нашёл место для небольшой главы об истории ксерографии («Всё то же де жа вю. Ксерография»).

Например, в разделе «Империя Солнца» на с. 25, рассказывающей о формировании коперниковской картины мира приведена иллюстрация из книги «Новый Альмагест» (1551), на которой некто Джованни Риччоли сравнивает конфигурацию Солнечной системы в представлении Платона, Птолемея, Тихо Браге и Николая Коперника, а также приводит промежуточные варианты:

Ниже в этом же разделе Бэрроу упоминает о крупнейшем телескопе XIX века, который на собственные средства в 1845 году собрал Уильям Парсонс, он же лорд Росс, который был не только богатым и образованным дворянином, но и страстным астрономом. Телескоп с диаметром зеркала 182 сантиметра был расположен в замке-обсерватории Бир-Касл, и там лорд Росс самостоятельно наблюдал и зарисовывал галактики, которые в то время ещё считались разновидностью туманностей. Вот как выглядит галактика М51 «Водоворот» в исполнении Росса и на снимке, сделанном с космического телескопа «Хаббл»:

1845 год. Видите сгиб на листе бумаги?
1845 год. Видите сгиб на листе бумаги?
Снимок начала XXI века
Снимок начала XXI века

Автор указывает, что рисунок Росса в своё время был настолько знаменит, что даже вдохновил Винсента Ван Гога на его культовую картину «Звёздная ночь»:

Кстати, обратите внимание на аналогичные спиральные контуры на картине Ван Гога «Ночная терраса кафе»:

Завершая рассказ об астрономической части книги, отмечу, что именно в ней я впервые прочитал об Эдварде Неовиусе, который в конце XIX века всерьёз изобретал универсальный язык для налаживания коммуникации с жителями Луны и Марса. Передавать сигналы требовалось из эквадорских Анд при помощи хитроумной системы прожекторов и зеркал. Об этом проекте я рассказывал в статье «Величайшая миссия нашего времени. Об Эдварде Неовиусе и его космической книге».  

На исходе Средневековья ситуация с иллюстрированием астрономических трудов была даже не так сложна, как с иллюстрированием анатомии. Как я упоминал выше, именно глава об анатомических иллюстрациях в исполнении врача Андреаса Везалия (1514-1564) выбрана для предпросмотра этой книги на сайте «Проекты Дмитрия Зимина». Везалий препарировал трупы, тщательно изучая человеческую мускулатуру и в 1543 году выпустил семитомник «De humani corporis fabrica libri septem» («О строении человеческого тела»):

Сложно поспорить с тем, что добыть неопознанное тело в XVI веке было гораздо проще, чем сегодня (например, имея доверительные связи с гробовщиками, разбойниками или палачами), но подобное тщательное изучение тел считалось греховным. Тем не менее, широко известна история о том, что Микеланджело Буонаротти вскрывал трупы для изучения анатомии, несмотря на связанные с этим репутационные риски. Микеланджело умер в один год с Везалием, но был гораздо старше анатома (родился в 1475 году). Поэтому книга Везалия определённо была очень актуальна и смела для своего времени. Везалий же рядом с анатомическими иллюстрациями поместил и изображение своего рабочего стола, одновременно жуткое и не оставляющее сомнений в его профессионализме:

Среди сюжетов из книги Бэрроу, непосредственно вдохновивших некоторые статьи из моего блога на Хабре, особенно выделяются этюды об апериодических мозаиках, невозможных фигурах и геометрических опытах Пенроуза. Вновь отсылаю вас к моей уже древней по меркам Хабра статье «Змей и дротик. Путь от михраба до квазикристаллов». В 1453 году неизвестные мусульманские геометры закончили возведение мечети в Исфахане, в михрабе которой им удалось максимально приблизиться к замощению плоскости апериодической мозаикой:

В математической части книги особняком стоит сюжет о нотном стане и его изобретателе Гвидо д’Ареццо, бенедиктинском монахе, жившем примерно в 991-1033 на севере Италии и, возможно, изгнанном из монастыря в городе Помпоза за своё вольнодумство, после чего он и обосновался в Ареццо. Нотный стан Гвидо – настоящая инфографика, где пять линеек прямо соотносятся с пятью пальцами, а сам рисунок сдобрен комментариями не хуже какого-нибудь исходного кода, который появится через тысячу лет:

Ранее в этом году я публиковал на Хабре статью о цистерцианских цифрах — другой причудливой знаковой системе, также изобретённой в католическом монастыре, но не выдержавшей конкуренции с индо-арабскими цифрами. Напротив, музыкальная нотация Гвидо прижилась на фоне широко распространённой в те времена «крюковой» записи, просуществовавшей в православных регионах ещё не менее 400 лет. Вот как выглядит приведённый Бэрроу образец средневековых нот, записанных по системе д’Ареццо:

Наконец, не могу не упомянуть ещё об одном выдающемся сюжете из книги Бэрроу — «Знак четырёх. Теорема о четырёх красках» (с. 265). На этой карте США проиллюстрирована эмпирически найденная истина о том, что карту любой сложности можно закрасить четырьмя цветами так, чтобы между участками одного цвета не было общих границ:

Как сообщает Бэрроу, эмпирически эту задачу впервые решил в начале 1850-х Фредерик Гутри, который смог раскрасить четырьмя цветами все графства Англии. После этого начались поиски формального доказательства данной теоремы, и над ней работали такие выдающиеся математики своего времени как Огастес де Морган (1806-1871) и Артур Кэли (1821-1895). Наконец, за задачу взялся знакомый Кэли, юрист и математик Артур Кемпе, в 1879 году отправивший в редакцию журнала «Nature» доказательство этой теоремы, признанное верным. Ошибка в построениях Кемпе была найдена только в 1890 году (оказалось, что по методу Кемпе для раскраски карты требуется не 4, а 5 красок). Вплоть до нашего времени эта теорема математически не доказана, но в 1976 году Кеннет Аппель и Вольфганг Хакен из университета Иллинойса проверили эту теорему на суперкомпьютере методом простого перебора — и машина подтвердила, что четырёх красок действительно достаточно для карты любого размера. Это был первый пример, на котором я убедился, что выводы искусственного интеллекта могут быть верны, но при этом непроверяемы иными средствами кроме как более мощным искусственным интеллектом. Кажется, о машинном обучении я узнал только через год-полтора после завершения этого перевода, но именно в период работы над книгой Бэрроу заинтересовался алгоритмами такого рода.

Заключение

Итак, у Джона Бэрроу получилась удивительно своеобразная энциклопедия о визуальном представлении информации. При всей хаотичности подобранных примеров, многие из которых достаточно тривиальны, а другие могут заинтересовать лишь типичного «британского учёного», книга прекрасно демонстрирует извилистый научный поиск и сбор информации по крупицам. Из её сюжетов понятно, что многие идеи гораздо проще обрисовать, чем описать. Знаменитая фраза, приписываемая Архимеду и вынесенная в заглавие этой статьи, после прочтения книги Бэрроу становится гораздо ощутимее и тяжелее. Мне эта книга помогла заново осознать ценность правильного рисунка на пепелище и теперь занимает достойное место между «Информацией» Джеймса Глика и «Изобретением науки» Дэвида Вуттона.

Комментарии (17)


  1. MeurglysIII
    15.12.2024 19:15

    Книга интересная, но на озоне ее уже нет..


  1. Myclass
    15.12.2024 19:15

    Могу ошибиться, тк. вот уже 30 лет как живу за границей и русский язык подзабывается, но название "Не трогай моих чертежей" мне кажется грамматически неправильным. Правильно было-бы - не трогай мои чертежи, или не касайся моих чертежей.


    1. OlegSivchenko Автор
      15.12.2024 19:15

      Это каноническая форма https://ru.wikiquote.org/wiki/Не_трогай_моих_чертежей!, видимо, уже немного устаревшая


      1. ImagineTables
        15.12.2024 19:15

        Не трогай моих падежей!


    1. Vad344
      15.12.2024 19:15

      — Не трогай моих ежей!


    1. Squoworode
      15.12.2024 19:15

      Интернет говорит, что это вышедший из повседневного употребления разделительный падеж.


    1. Zenitchik
      15.12.2024 19:15

      А до этого в России сколько жили? Насколько знакомы с архаичными грамматическими формами?


    1. ImagineTables
      15.12.2024 19:15

      del


  1. Myclass
    15.12.2024 19:15

    Линк меня увёл не туда, но знаю, откуда эта фраза. И мне кажется, эту фразу Архимеда перевели неправильно. И использование такой формы тоже. Примеры для подражания, если я неправ. Не трогай моих рубашек. Не крась моих стен, не пей моих напитков, не удаляй моих файлов итд. Как по мне - так везде 'х' лишнее. А книгу я лет 15 назад в руках держал. И автору респект. И вам за ваше дело.


  1. Tibbi-ev
    15.12.2024 19:15

    Жили и тогда люди, познавали вселенную. Увлекались, фантазировали, открывали и доказывали. Жаль, что они тогда не могли увидеть до какого уровня наука разовьётся в наши времена. Они бы гордились, наверное)


    1. Wwyn
      15.12.2024 19:15

      Хорошо, что они свои знания оставляли в камне. Мудрецы думали наперёд.


  1. Fedorkov
    15.12.2024 19:15

    Кеннет Аппель и Вольфганг Хакен из университета Иллинойса проверили эту теорему на суперкомпьютере методом простого перебора — и машина подтвердила, что четырёх красок действительно достаточно для карты любого размера.

    Они перебрали бесконечное количество карт?


    1. OlegSivchenko Автор
      15.12.2024 19:15

      Насколько я могу судить - конечное. Вот их статья https://celebratio.org/Haken_W/article/794/#:~:text=by Kenneth Appel and Wolfgang,relies on high-speed computers.


    1. Klenov_s
      15.12.2024 19:15

      del


  1. Krasnoarmeec
    15.12.2024 19:15

    Хм, чисто теоретически и США и Англию можно раскрасить и тремя красками.


  1. TrueScaffold
    15.12.2024 19:15

    Это был первый пример, на котором я убедился, что выводы искусственного интеллекта могут быть верны, но при этом непроверяемы иными средствами кроме как более мощным искусственным интеллектом

    Ну все, пошла мода называть любой компьютерный алгоритм "искусственным интеллектом". Но сама статья интересная.


    1. Zenitchik
      15.12.2024 19:15

      Это не мода. Это термин, принятый в отрасли.