В этом году у нас появился новый аналитик 1С, которая быстро стала руководителем отдела. Как-то разговорились с Анной, мне как собственнику бизнеса было полезно послушать. Оказалось, она успела поработать в разных условиях, а её пример наглядно показывает, что корпоративная культура напрямую влияет на бизнес. Я попросила поделиться опытом. Дальше история Анны от первого лица. 

История первая. Думай и действуй как собственник

Я успела поработать в разных компаниях, есть с чем сравнивать. Знаю, что многим сложно найти место работы, где будет комфортно. Мне повезло, в течение 11 лет я работала в крупной западной компании по производству и реализации пивной продукции. В организации была сильная корпоративная культура. Ценности бренда перекликались с личными, и это располагало к компании. 

Там мне дали очень много и не только в профессиональном плане. Я научилась правильно выстраивать отношения с коллегами и организовывать рабочий процесс. 

Главная ценность компании – люди, а твой результат – это результат твоей команды. Очень много усилий компания прикладывала для формирования команд на разных уровнях: тренинги, тимбилдинги, совместный отдых, много неформального общения – всё, что позволяет людям чувствовать себя непросто сотрудниками, коллегами, а именно командой! Мы были вместе не только на работе, так получилось, что и в жизни практически всех нас связывала дружба. Это способствует эффективному взаимодействию, а высокие результаты не заставляют себя ждать!

Каждый сотрудник четко знал и понимал, как работать в рамках своих активностей. В компании были четко отлаженные процессы, с проработанной структурой и порядком. Все это делало людей организованными не только на работе, но и в других сферах жизни.

Нет дресс-кода и жёстко нормированного рабочего дня. Был гибридный формат работы: сотрудник сам решал, что ему надеть, работать дома или в офисе, главное – результат!

Еще нам привили желание непрерывно расти и развиваться, внутри компании возможны были кросс-функциональные перемещения. Каждый сотрудник стремился к большему, никого не пугали сложные задачи и челленджи. Я, например, начинала в отделе информационных систем, затем работала в трейд-маркетинге, а потом стала аналитиком и вот тогда поняла, что нашла своё место в жизни. 

Руководитель был другом, товарищем и братом. Это человек, за которым ты чувствовал себя как за каменной стеной. Если он выбрал тебя в свою команду, он отстоит тебя в любой, даже в самой сложной ситуации. А ещё от руководителя все получали регулярную обратную связь. Каждый год в компании проводилась оценка компетенций, по итогам которой сотрудник понимал, насколько он соответствует текущей позиции, готов ли к повышению, что нужно сделать в будущем году для личностного и профессионального роста.

Адаптации сотрудника уделялось много внимание. Нас учили, что в нового сотрудника нужно вложить время и силы, обучить, поддержать, ввести в работу. Потом вы получаете дивиденды, делегировав ему часть активностей. 

Два принципа остались со мной навсегда, я следую им до сих пор и не только в работе.

  • Думай и действуй как собственник – только так будет результат!

  • Единственный глупый вопрос – это вопрос незаданный.

Мне нравилось работать в компании, но фокус бренда сместился на азиатско-тихоокеанский рынок, а в нашем регионе пошли сокращения.

История вторая. Плохих идей не бывает, собственник слышит каждого

Затем я устроилась на работу в региональную торговую сеть. Сильной стороной здесь было то, что собственник слышал каждого сотрудника! В компании работало около 6000 человек и каждый, независимо от должности и локации, мог предложить свои идеи, высказать пожелания и был услышан!

Собственник очень внимательно относился к любым инициативам сотрудников. Лучшие предложения шли в работу, авторы таких идей получали премию или подарок от компании. В целом посыл таков: нет плохих идей, высказывать нужно абсолютно любые, даже на первый взгляд бредовые мысли, так как в каждой из них можно найти рациональное зерно.

В этой компании главным было желание работать, учиться новому и браться за сложные задачи. Такие люди быстро росли в должности и зарплате.

Собственник много времени посвящал развитию корпоративной культуры. Регулярно проводились стратегические сессии, книжный клуб, тренинги, обучения, различные командообразующие мероприятия.

В компании был замечательный коллектив, интересные задачи, много возможностей для развития, но по личным обстоятельствам мы с мужем переехали в Тулу.

Эта компания только начинала свой путь к развитию корпоративной культуры, но уже тогда они могли: 

  • организовать мероприятия для сотрудников,  

  • поддерживать открытое общение, 

  • поощрять инициативы сотрудников, 

  • следить за обратной связью,

  • быть гибкими и адаптивными,

  • вовлекать руководство.

История третья. Разрешено то, что не запрещено

В Туле я устроилась работать на производственное предприятие, где столкнулась с совершенно противоположной ситуацией. О корпоративной культуре и речи не шло. 

Минусы в работе, которые заметила я:

  • Сотрудник – маленький винтик внутри большого механизма. В силу особенностей предприятия разрешено то, что не запрещено, а запрещено очень многое.

  • Вход-выход с предприятия строго в определенное время, вплоть до минуты. Если даже на минуту выходишь за территорию, оформляешь служебный пропуск.

  • Запрещены смартфоны, можно пользоваться только кнопочным телефоном без камеры. И даже на это нужно получить специальное разрешение.

  • Работа только в офисе, отсутствие внешней почты, все входы в компьютер заблокированы, а доступа в интернет нет.

  • Полностью отсутствует понятие дедлайна. Руководитель ставит задачу, не обозначая при этом срок выполнения. А меня всю жизнь учили: если задача без срока, её вообще можно не делать.

  • Инициатива не приветствуется. На все идеи получаешь ответ в стиле «Оно твоё? Оно тебе надо?»

  • Руководитель далёк от сотрудников своего отдела. Если общается, то в основном на повышенных тонах, вообще крик считается нормой у руководителей всех уровней.

Но есть и плюсы: стабильность, регулярная индексация заработной платы, баланс между работой и личной жизнью, бесплатный спортзал, бассейн.

Я отработала на предприятии год и поняла, что подобное место не для всех. Хотя основная масса сотрудников там работает годами и десятилетиями, их все устраивает. После моего прошлого опыта было тяжело работать в таких условиях.

История четвертая. Словно вернулась домой

Сегодня я работаю в компании «Белый код», и впервые после переезда в Тулу перестала мечтать о том, чтобы вернуться в Курск.

Что ценного я отмечаю для себя:

  • неформальное общение – все коллеги максимально открыты, здесь человек человеку друг, люди в любое время общаются не только по работе;

  • взаимовыручка – тебе всегда помогут, подскажут, поддержат, поделятся информацией;

  • высокий уровень вовлеченности сотрудников, чёткое понимание того, что мы делаем общее дело;

  • гибридный формат работы, нет жесткого графика, нет лишних формальностей, главное – результат;

  • руководитель слышит каждого сотрудника;

  • есть возможности для личностного и профессионального развития;

  • в компании ненавязчивая корпоративная культура, все мероприятия по желанию: можно по пятницам в конце рабочего дня играть в «Бункер» или читать книги из корпоративной библиотеки, можно всем офисом пойти на йогу или в боулинг, можно посетить конференцию по профессиональной тематике – вариантов много;

  • в компании все прозрачно: я понимаю, что происходит вокруг меня, можно задать любой вопрос и получить ответ – это рождает доверие;

  • новому сотруднику дают время на адаптацию.

Для меня, как и для многих сегодня, важна не только зарплата и соцпакет, но и условия, в которых я тружусь. Львиную долю своей жизни мы проводим на работе. И если человеку там эмоционально некомфортно – это сказывается на качестве жизни в целом. Время нам никто не вернёт, поэтому сегодня появляются большие и маленькие компании, где уделяют внимание психологическому комфорту сотрудников. Я считаю, что это правильно. Именно так бизнес может сделать наемного работника своим союзником и добиться значительно больших результатов.

Поделитесь в комментариях своим худшим и лучшим опытом работы! Уверена, у вас много историй.

Комментарии (6)


  1. Pkgc
    18.12.2024 16:58

    Этот ваш бизнес может сделать наёмного работника союзником только через ценные бумаги.

    Во всех остальных случаях союзником должны быть друзья и семья.


  1. gun_dose
    18.12.2024 16:58

    Но есть и плюсы: стабильность, регулярная индексация заработной платы, баланс между работой и личной жизнью

    Означает ли эта фраза, что с балансом работы и личной жизни в других компаниях было хуже?


    1. FrankNStein
      18.12.2024 16:58

      Среди айтишных компаний переработки практически везде считаются нормой. Иногда они явные (тебе накидывают задач больше, чем даже в теории можно вывезти за нормированный день), иногда скрытые (8 часов на задачи хватает, но нужно же еще постоянно учиться и читать про новое, иначе деградируешь как специалист - а за это работодатель платить не хочет).

      В клинических случаях - вообще команды ноулайферов собирают, когда в офисе кроме печенек есть круглосуточная и хорошая столовая, места для сна, душ, спортзал и тд (привет, яндекс). Если в казино нет окон, чтоб не отвлекать клиента от траты денег, то здесь делают все, чтобы клиент забыл, что кроме работы есть еще и жизнь.

      Из плюсов - за это платят лучше, чем на заводе )


      1. gun_dose
        18.12.2024 16:58

        Всё зависит от компании. Есть компании, где переработка сама по себе является форс-мажором, а есть, где это нечто само собой разумеющееся. Полагаю, что должна быть какая-то корреляция между отношением к перереботкам и частотой употребления фразы "мы семья".


        1. FrankNStein
          18.12.2024 16:58

          Я за 15 лет в сфере 1с только один раз видел исключение, когда шеф нечастый поздний звонок начинал с извинения, что в нерабочее время беспокоит.

          Но, справедливости ради, далеко не везде были санкции (денежные или порицание коллектива) за уход с работы вовремя. Точнее, трудоголики частенько такое порицали, но это их проблемы )


          1. gun_dose
            18.12.2024 16:58

            На моей текущей работе, если кто-то пишет мне в нерабочее время, подразумевается, что я должен ответить, когда буду работать. То есть, если мне напишут сейчас, а сейчас вечер пятницы, я должен ответить в понедельник утром.

            На прошлой работе один из совладельцев фирмы лично проверял время коммитов в репозитории. Если выяснялось, что кто-то работал до поздна, выясняли, как и почему так вышло. А ещё там был тайм-трекер, но 7-часовой рабочий день. И все онлайн-звонки логировались, как рабочее время.