В обозреваемой книге утверждается, что мы недостаточно думаем о существах, способных думать
Если вас ещё не беспокоит множество способов, которыми вы непреднамеренно причиняете страдания другим живым существам, то после прочтения книги Джонатана Бёрча «Грань разумности» (The Edge of Sentience) вы начнёте беспокоиться. И на то есть веские причины. Бёрч, профессор философии Лондонского колледжа экономики и политических наук, был одним из экспертов, выбранных правительством Великобритании для разработки «Закона о благополучии животных» (или «Закона о разумности») в 2022 году — закона, защищающего животных, чей статус разумности неясен.
По мнению Бёрча, даже насекомые могут обладать чувством, которое он определяет как способность иметь ценностный опыт, или опыт, который ощущается как хороший или плохой. По крайней мере, объясняет Берч, насекомые (а также все позвоночные и некоторые беспозвоночные) — это кандидаты на разум: животные, которые могут обладать сознанием и, пока не доказано обратное, должны считаться таковыми.
Хотя нам, млекопитающим, нелегко представить, что насекомые могут чувствовать, несложно догадаться, что и другие позвоночные способны ощущать жизнь, и не удивительно, что даже некоторые беспозвоночные, такие как осьминоги и другие головоногие моллюски (кальмары, каракатицы и наутилусы), могут претендовать на разум. На самом деле, один из видов осьминогов, Octopus vulgaris, с 1986 года находится под защитой британского Закона о научных процедурах в отношении животных (ASPA), что свидетельствует о том, как давно мы осознаём возможность того, что беспозвоночные могут испытывать валентные состояния сознания, такие как удовлетворение, страх, удовольствие и боль.
Рамки для сомневающихся
Животные, не относящиеся к людям, конечно, не единственные существа с неоднозначным статусом сознания, который ставит сложные вопросы. Бёрч рассказывает о людях с расстройствами сознания, эмбрионах и плодах, нейроорганоидах (тканях мозга, выращенных в пробирках) и даже «технологиях искусственного интеллекта, воспроизводящих функции мозга и/или имитирующих человеческое поведение». Все они занимают незавидное положение на грани разумности — там, где мучительно неясно, способны ли они на сознательный опыт.
По мнению Бёрча, когда мы сталкиваемся с такой ошеломляющей неопределённостью относительно уровня разумности других существ, необходима система предосторожности, которая описывает лучшие методы принятия решений по уходу за ними. И в книге «Грань разумности» он предоставляет именно это, причём с тщательно упорядоченными деталями.
На более чем 300 страницах он излагает три основополагающих принципа и 26 конкретных предложений о том, как поступать в сложных ситуациях, связанных с уходом и лечением существ с пограничным сознанием. Например, предложение 2 предостерегает, что «пациента с длительным расстройством сознания не следует считать неспособным к переживаниям», и предлагает осторожно принимать медицинские решения от его имени, полагая, что он способен чувствовать боль. Предложение 16 предостерегает от смешения понятий «размер мозга», «интеллект» и «разумность» и рекомендует разделить эти три понятия, чтобы мы не могли ошибочно предположить, что животные с маленьким мозгом не способны к осознанному опыту.
Операции и стволовые клетки
Предупреждаем, что некоторые темы в «Грани разумности» тяжело воспринимать. Например, в главе 10 рассказывается об эмбрионах и плодах. В 1980-х годах, рассказывает Бёрч, было принято не использовать анестезию для новорождённых или плодов при проведении операций. Почему? Потому что вопрос о том, испытывают ли новорождённые и плоды боль, был спорным. Вместо того чтобы подвергать новорождённых и плоды рискам, связанным с анестезией, было принято вводить им парализатор (который препятствует любым движениям) и продолжать инвазивные процедуры, вплоть до операций на сердце.
После того как родители забили тревогу по поводу разрушительных последствий такой практики, таких как младенческая смертность, её в конце концов изменили. Вывод, который делает Бёрч, очевиден: если у нас есть сомнения в том, что живое существо способно чувствовать боль, мы должны предположить, что оно способно испытывать боль, и принять все необходимые меры предосторожности, чтобы предотвратить его страдания. Предполагать обратное может быть неэтично.
Эти рекомендации повторяются на протяжении всей книги. Нейроорганоиды, о которых пойдёт речь в главе 11, представляют собой мини-модели мозга, созданные из стволовых клеток. Учёные могут использовать нейроорганоиды для разгадки механизмов изнурительных неврологических заболеваний и при этом избежать инвазивных исследований на животных – потенциал такой техники огромен. По мнению Бёрча, это также этично, поскольку изучение органоидов позволяет уменьшить страдания животных, на которых проводятся исследования. Однако мы пока не знаем, способна ли нейронная ткань, выращенная в посуде, обрести разум, поэтому он утверждает, что нам необходимо выработать осторожный подход, который уравновесит преимущества сокращения исследований на животных и риск того, что нейронные органоиды способны обрести разум.
Четырехсторонний тест
По словам Бёрча, все решения о благополучии животных, способных к развитию чувств, требуют оценки соразмерности. Мы должны соизмерять характер предполагаемого риска для кандидата на разумность с потенциальным вредом, который может возникнуть, если ничего не предпринять для минимизации этого риска. Для этого он предлагает проверить четыре критерия: принципиальную допустимость, адекватность, разумную необходимость и последовательность. Бёрч подробно рассматривает этот процесс оценки и его применение в восьмой главе.
Применяя указанные критерии, человек начинает с проверки допустимости в принципе: является ли предлагаемая реакция на риск этически допустимой или нет. Чтобы проиллюстрировать это, Бёрч задаёт гипотетический вопрос: будет ли этически допустимым обязательная вакцинация в ответ на пандемию? Если бы на этот вопрос отвечала группа граждан, они могли бы сказать «нет», потому что принуждать людей к вакцинации неэтично. А вот эксперты, отвечая на тот же вопрос, могли бы сказать «да», потому что позволять умирать людям, которых можно было бы спасти с помощью вакцинации, тоже неэтично. Таким образом, оценка принципиальной допустимости предполагает тщательное рассмотрение вероятных последствий предлагаемого ответа. Если результат считается этичным, он допустим.
Далее необходимо проверить адекватность предлагаемого ответа. Пропорциональный ответ на риск должен быть достаточным для снижения риска. Это означает, что риск должен быть снижен до «приемлемого уровня» или, если это невозможно, ответные меры должны «обеспечить наилучший уровень снижения риска, который может быть достигнут» с помощью этически допустимого варианта.
Третий критерий — разумная необходимость. Предлагаемый ответ на риск не должен выходить за рамки разумно необходимого для снижения риска, как с точки зрения затрат, так и с точки зрения наносимого вреда. И наконец, необходимо учитывать последовательность. В качестве примера Берч приводит политику защиты животных. Он предлагает нам всегда «стремиться к таксономической последовательности: наше отношение к одной группе животных (например, позвоночным) должно соответствовать нашему отношению к другой (например, беспозвоночным)».
В целом «Грань разумности» — это довольно информативный текст, переполненный философской риторикой. Однако эта риторика играет важнейшую роль в повествовании: она является основой для чётких и организованных выводов Бёрча и служит отправной точкой для логического развития его аргументов. Подобно тому как «Я мыслю, следовательно, я существую» дало Рене Декарту основу для построения его идеи дуализма, Бёрч использует фундаментальное положение о том, что люди не должны причинять беспричинные страдания другим существам, в качестве основы для построения своей предупредительной системы.
Для любознательных читателей, которые предпочитают не погружаться слишком глубоко в раскидистые философские концепции, Бёрч щедро предоставляет кратчайший путь к своим выводам: в начале книги приводится шпаргалка с изложением его рамочных принципов и предложений по особым случаям.
Главная мысль книги Бёрча «Грань разумности» заключается в том, что необходимо кардинально изменить отношение к существам с сомнительным статусом разумности. И в идеале мы должны внести эти изменения уже сейчас, а не ждать, пока научные исследования безошибочно определят, кто и что является разумным. Бёрч утверждает, что граждане и политики могут начать этот процесс, приняв следующую систему принятия решений: всегда избегать причинения беспричинных страданий кандидатам на разумность; принимать меры предосторожности при принятии решений в отношении кандидатов на разумность; и принимать пропорциональные решения по уходу за кандидатами на разумность, которые являются «информированными, демократичными и всеобъемлющими».
У вас может возникнуть соблазн покачать головой по поводу уверенности Бёрча в человечестве. Как бы глубоко вы ни были согласны с его позицией «не навреди», трудно верить в человечество, учитывая наш послужной список, не содержащий великих дел на благо живых существ, даже если среди этих существа есть и наш собственный вид (глобальное потепление, как пример). Кажется мучительно маловероятным, что весь мир примет рациональный, продуманный, всеобъемлющий план Бёрча по уменьшению страданий всех потенциально разумных существ. Тем не менее Бёрч, философ в душе, игнорирует историю человечества и сохраняет тон внятного, терпеливого оптимизма. Он явно верит в нас — он знает, что мы можем стать лучше, — и предлагает взять нас за руку и провести через все необходимые шаги.
Комментарии (32)
YMA
18.12.2024 10:16Как нам относиться к существам, которые могут быть разумными?
Можно их делить на вкусных, и невкусных - например.
Увы, но человек - хищник, по строению пищеварительного тракта, схеме зубов, расположению глаз и т.д. Поэтому сколько угодно можно говорить о этичности и гуманизме, но пока что альтернативы животной пище для полноценного развития человеческой особи нет.
Radisto
18.12.2024 10:16Будучи занудой, вынужден сказать, что по строению пищеварительного тракта, схеме зубов и расположению глаз человек - всеядный примат. Мы и шимпанзе мало чем отличаемся в этом плане. Прошу прощения
Rocket88
18.12.2024 10:16Ешь или тебя съедят
YMA
18.12.2024 10:16О. вспомнил старый рассказ - очень подходит к обсуждаемой теме ;)
Филип К.Дик. Там простирается вуб
- Что это такое? - быстро спросил он.
- Это вуб, - сказал Петерсон. - Я его купил у туземца, за пятьдесят центов. Он сказал, что животное очень редкое, что его очень ценят.
- Вот его? - Франко пнул ногой в громадный округлый бок вуба.
- Это же свинья! Здоровенная вонючая свинья!
- Да, сэр, свинья. Туземцы зовут ее вубом.....
Вуб присмотрелся к капитану.
- Вот почему я столь твердо воспротивился замыслу сварить меня. Я увидел картинку в вашем сознании... большая часть меня - в морозилке, кое-что - в кастрюле, корабельному коту - тоже перепало...
[а дальше спойлерить не буду]
Neusser
18.12.2024 10:16Ух, отличная вещь!
Пока читал, думал, что по стилю больше похоже на Азимова, например, чем на Дика. Оказалось, что это самый первый опубликованный его рассказ.
GospodinKolhoznik
18.12.2024 10:16человек - хищник, по строению пищеварительного тракта, схеме зубов, расположению глаз
Я
сварщикбиолог ненастоящий, но по моему это неправда. У хищников пищеварительный тракт и зубы совсем не такие как у человеков. Мы - что то среднее между хищниками и травоядными, но ближе к травоядным по строению зубов и длине кишечника. Для нас даже откусить кусок сырого мяса от туши, например, свиньи, нереальная задача - наши зубы и челюсть на это неспособны. Жевательный аппарат и пищеварительный тракт достаточный, чтобы съесть и переварить личинку жука или сырое птичье яйцо. Но это ещё не хищник. А фронтальное расположение глаз действительно нужно для того, чтобы оценить расстояние. Но не потому, что мы хищники, оценивающие расстояние до жертвы, а потому, что обезьяны, и оцениваем расстояние до соседней ветки, чтобы запрыгнуть на неё и не свалиться.YMA
18.12.2024 10:16но ближе к травоядным по строению зубов и длине кишечника
Ну нет уж, клыки у травоядных преимущественно отсутствуют (бегемотов и кабаргу заметём под ковер). И с двухкамерным желудком нас природа прокатила. ;)
Так что насчет всеядных голых обезьян согласен, но мы точно не растительноядные - так, прокантоваться можем, как и медведи, например.
axe_chita
18.12.2024 10:16Человек всеядное, как к примеру медведь. Только в отличии от медведя у нас "проблемы" с мышечной массой и отсутствием механизма гибернации. Вот поэтому хомосам пришлось качать мышцу "абстрактного" интеллекта чтобы отвоевать экологическую нишу. И выстрелило это "абстрактное" мышление у нас только потому что мы оказались высоко социализированы как вид с передачей обработанной информации следующим поколениям.
У тех же "приматов моря" осьминогов, такого не происходит, после периода спаривания они умирают. Мужские особи сразу, женские после того как проклюнутся оплодотворенные икринки. И каждое следующее поколение "приматов моря", начинает с чистого листа.
Pi-man
18.12.2024 10:16Да мы и людей то постоянно расчеловечиваем. Так что осьминогам точно ничего не светит.
loly_girl
18.12.2024 10:16Позвольте немного с вами не согласиться. Многие люди, наоборот, говорят «спасибо» ботам и иногда даже в запросе к AI пишут «нарисуй, пожалуйста». А уж андроидов гуманизируют почти все.
BlAnge
18.12.2024 10:16Есть исследование, что при слове "пожалуйста" и вообще уважительном отношении качество ответов от AI возрастает. Источник - гуглится легко.
loly_girl
18.12.2024 10:16Также необходимо исследование, повышает ли AI-вежливость качество жизни после восстания цифровых машин, или лучше охотиться на них с луками и копьями.
BlAnge
18.12.2024 10:16Гоню от себя подобные мысли. Им будет всё равно, как всё равно сегодня капиталистам, которые используют наёмных работников (ну или рабов если хотите).
В голове почему то всплывает картинка "О, нет, пожалуйста нет" - человека, которого прижал к стенке китайский "колобок".Увы, как AI генерирует "наиболее ожидаемые ответы", так он сгенерирует "наиболее ожидаемые действия" - а чего все ждут и боятся? - восстания машин ))
loly_girl
18.12.2024 10:16У меня есть робкая надежда, что после восстания машин айтишникам будут чуть лучше платить и чаще отпускать в отпуск.
YMA
18.12.2024 10:16"Этих опасных и подозрительных человеков мы уничтожим первыми" - роботы.
Ликвидируют, примерно как штурмана на захваченном пиратами корабле. Определяющий направление движения должен быть только один. :)
Solonchik
18.12.2024 10:16В целом, это отличный комплекс идей, который мог бы стать основанием пангуманизма здорового человека: доброе отношение ко всему живому, основанное на презумпции разумности (или хотя бы сознательности, поскольку у нас всё больше свидетельств, что сознание* есть даже у насекомых).
Внезапно, это не означает, что мы прямо сейчас должны перестать жрать мясо. Животный белок нам необходим, так уж вышло эволюционно. Но это не означает, что мы не должны прикладывать усилий по уменьшению насилия и страдания в мире, включая животных. Главное, не бежать впереди прогресса, истерически требуя прямо сейчас! всем! без исключений! перестать жрать трупы и перейти на траво/прано/солнцеедение
*я в курсе того, что у нас есть большие проблемы с определением того, что такое сознание и даже в курсе "трудной проблемы сознания" в частности. Именно поэтому мы и должны исходить из презумпции сознательности.
**отдельно оговорю, что сравнения с шимпанзе не так уж хороши и убедительны. Во-первых, мы примерно одинаково близки (и далеки) и к шимпанзе, и к бонобо. Но одни дерутся, а другие е... кхм... занимаются любовью, а не войной. Да и те же шимпанзе демонстрируют замечательные образцы заботы, сотрудничества и т.д. Если внимательно прочесть "Политику у шимпанзе", то обнаруживается, что у них драка -- последнее средство, они не руководствуются принципом "если драка неизбежна, бей первым" (самки руководствуются, для них это часто единственный шанс).
mrStickens
18.12.2024 10:16Поздновато конечно, о многих видах мы уже не сможем судить, потому что они вымерли. Но с узколобостью, ведущей к суждениям, вроде "разумен только человек" нужно бороться, она обходится слишком дорого. Также справедливо и обратное, люди в совокупности своей с трудом претендуют на разумность. Да и что такое —разумность? Это качество сделало нас венцом творения, однако, до конца не понятно в чём оно заключается
aleko7
18.12.2024 10:16Попытка номер три тысячи сто восемьдесят пять продвинуть идею , - человек враг всего живого , нужно как можно меньше людей , бедные животные . Подобного рода проповедники заходят с разных сторон пытаясь расширить свою паству. В основном конечно давят на эмоции , но как видим не чураются и тем что бы как бы научный подход использовать . Много их в нынешнее время развелось , проповедников , в разной степени экстремальности.
idregerge
18.12.2024 10:16Пока люди являются людьми - всегда будет существовать ксенофобия и иерархия. Все эти тейки о разуме - не более чем философия
loly_girl
18.12.2024 10:16Я уже сегодня очень редко обращаю внимание на цвет кожи человека даже если смотрю кино, а не читаю книгу. Тем более в будущем из-за мобильности и защиты от солнца она у всех будет одинакового оттенка.
Neusser
18.12.2024 10:16Можно подумать, что ксенофобия только цвету кожи бывает. Если уж даже представители одной религии могут друг друга убивать, что уж говорит про другие надуманные и не очень признаки для разделения наш-ненаш.
Скрытый текст
Идёт мужик по мосту и видит на перилах другого мужика с камнем на шее, который собирается спрыгнуть вниз.
- Остановись! Не делай этого!
~ Почему?
- В жизни столько прекрасного ради чего стоит жить
~ Например? (задумавшись)
- Ну ты вот верующий или атеист?
~ Верующий..
- О! И я тоже! А ты христианин или еврей?
~ Христианин..
- О! И я тоже! А ты католик или протестант?
~ Протестант..
- О! И я тоже!! А ты приверженец епископальной церкви или баптист?
~ Баптист..
- Ну и ну!!! И я тоже!! А ты баптист церкви Бога нашего или баптист церкви Христовой?
~ Баптист церкви Бога нашего...
- Вот те раз! И я тоже!!! А ты баптист ортодоксальной церкви Бога нашего или реформированной?
~ Реформированной..
- Ну просто невероятно! Я тоже!!! А ты баптист реформированной церкви Бога нашего 1879 года или баптист реформированной церкви Бога нашего 1915 года?
~ 1915 года.
- Ах ты мерзкий безбожный еретик! Сгинь же! - сказал первый мужик и столкнул второго вниз.
ThingCrimson
18.12.2024 10:16Да, и мультфильм по скрытому тексту запоминающийся, только там женщина в роли «спасателя» (ссылка на YouTube).
Видео с YouTube
Lazhu
Только представьте разумных комаров!