Эти заметки я решил написать как расширенный комментарий к статье, которая всколыхнула почти забытое. Формат заметок был выбран по причине того, что с описываемых событий прошло почти четверть века, а сохранившихся воспоминаний, на мой взгляд, недостаточно для полновесной статьи.
Заранее прошу прощения у всех верующих в орфографию, пунктуацию и стиль, и заранее предупреждаю: «Ваши чувства будут оскорблены».
Фотографий мы сделали мало, и альбом с ними, вроде бы, был где‑то на даче, но найти его так и не удалось. Просто картинки из интернета решил не вставлять.
Как я попал в Руанду
В 2000 году мой отец работал нефрологом в одной из московских больниц. Точнее, в двух, так как зарплаты в одной не хватало на жизнь. Мама работала воспитателем, и ее доход вообще можно было не брать в расчет. Я заканчивал 11-й класс школы. В один из дней отец попал в какую-то программу обмена врачами, где им предлагалось на 3 месяца поехать работать в Руанду для консультации местных врачей. Правительство этой страны как раз решило поднять уровень медицины и нуждалось в зарубежных специалистах. Обещалось достойное вознаграждение, оплата проезда в обе стороны и какой-то международный сертификат. Для оформления нужно было заплатить 100 долларов, что в 2000 году равнялось примерно средней зарплате. Звучит как надежный план, не так ли? Отец занял у родственников 100 долларов, и тут все, как заверте... Документы оформились быстро, понадобились деньги на билеты туда, которые обещали вернуть. Стоимость не помню, помню, что для нас это были неподъемные деньги. Прямого перелета между Москвой и Руандой не было; лететь пришлось через Уганду. Отец снова занял деньги у родственников, и приключение выглядело всё менее привлекательным. И тем не менее, несмотря на непростой путь, отец все же добрался до Руанды, где его встретили, поселили и оперативно вернули деньги за дорогу. А потом предложили остаться еще на 3 месяца, а затем еще на полгода. И вот на эти полгода я и попал в страну, о которой знал, что она где-то в Африке.
Доходы и расходы
В Москве отец зарабатывал 200 долларов в месяц на основной работе и еще 100 долларов на полставки на второй. Мама получала около 50 долларов. В целом, имея свое жилье можно было терпимо жить. В Руанде отцу платили 1850 долларов в месяц, что мы считали невероятными деньгами и просто неимоверной удачей. Так же, правда, считали и местные власти. Так как французские и бельгийские врачи (как мы узнали позже) стоили от 3500 долларов в месяц, англичане – от 4000, а американцы – так вообще от 5000 долларов только начинались. Также выяснилось, что врачам из Украины и Беларуси они платили в районе 1000-1200 долларов, с кем и как договорились. Отцу платили тоже что-то около 2200 долларов, но разницу забирала себе контора, которая его сюда привезла. Средняя зарплата составляла в Руанде на тот момент около 20 долларов в месяц, и местные как-то умудрялись при этом жить. Руандийские врачи получали в районе 200-250 долларов (как и мой отец в Москве) и считались элитой. Мы жили в коттедже в "закрытом" поселке в пригороде Кигали. Коттедж стоил 120 долларов в месяц, прислуга – 60 долларов в месяц за 4-х человек. Прислуга питалась за наш счет, и на еду уходило около 90 долларов на всех. А аренда авто с учетом бензина стоила 80 долларов. Итого 350 долларов в месяц на все. Родители считали, что нужно было просто снять квартиру возле больницы, где работал отец, готовить самим и ходить пешком на работу. Мы бы уложились в долларов 100 в месяц. Но так было нельзя, о чем будет далее.
Образ жизни
Это был просто вообще другой мир. Было чувство, что я попал в книги о приключениях 19-го века. Слово белого человека там практически было законом. Грубо говоря, можно было подойти на улице к любому человеку и сказать: «Отдавай мне свою одежду!», и он не станет спорить или возмущаться. Белый человек лучше знает! Общество, которое я наблюдал, было разделено на небольшую группу белых людей, местную элиту и фактически рабов. У нас дома была прислуга, состоявшая из кухарки, горничной, водителя и охранника. Сам дом находился в «закрытом» поселке: два этажа, по 6 комнат на этаж. В Москве, мы жили в однокомнатной квартире и едва сводили концы с концами, а тут огромный дом и слуги! Причём с вот этим вот всем витиеватым поклонением, как в фильмах про американское рабство. Справедливости ради стоит отметить, что такое раболепие было только у простых граждан. Местная элита считала восточноевропейцев, пусть и белыми, но всё же в целом себе ровней. Раболепствовали они перед американцами, англичанами, французами и бельгийцами (это из тех, кого я видел; возможно, были ещё кто-то). В целом, белые люди были просто полубожествами, и общение местной элиты с ними, если я правильно понял, давало им (элите) просто огромные бонусы в глазах простых людей. Тот, кто много общается с белыми, сам почти как белый. Вот почему отцу просто не разрешили снять квартиру среди местных и ходить пешком.
Еще одна зарисовка в копилку. Однажды я решил съездить на рынок на общественном транспорте. Это был будний день, и наш водитель увез отца на работу, а мне хотелось местного колорита. Из общественного транспорта на тот момент были какие-то конструкции типа велорикш, мотоциклы, маршрутки и такси. Стиль вождения местных водителей мог бы впечатлить даже создателей игр вроде Carmageddon и Twisted Metal. При том что ездящей техники было не так уж и много, а плотность трафика была невысока, аварии случались регулярно. Так как такси в целом мало чем отличалось от поездки со своим водителем, я решил рискнуть и поехать на маршрутке. Справедливости ради, в Москве в те годы джихад-маршрутки предоставляли примерно такой же уровень безопасности. Но я не учёл поправку на местный уклад. По местным представлениям, белый человек никогда, нет, НИКОГДА не поедет на маршрутке. Маршрутчик сначала долго не мог понять, что я от него хочу, а потом просто всю дорогу смотрел на меня в зеркало заднего вида, изредка кидая случайные взгляды на происходящее на дороге. Доехали мы просто чудом. Пассажиры тоже пялились всю дорогу. Думаю, что если бы они решили рассказать своим знакомым о белом человеке в маршрутке, им бы просто никто не поверил. То есть это как если бы в Москве кто-то из водителей сказал бы друзьям: «Представляете! Вчера на Садоводе ко мне в салон Скарлет Йохансон села. Видно, с зарплатами там в Голливуде не очень». История эта дошла до руководства больницы, и меня через отца попросили так больше не делать. Не нужно своим демократизмом портить нам рабовладельческий строй и обесценивать белых людей. Не смущайте, пожалуйста, местных жителей.
До нашего приезда с мамой отец познакомился с местным министром, и тот зачем-то взял его на объезд с Кагаме (президент Руанды, изображен на единственном фото на обложке этих заметок), и они катались командой по больницам с инспекцией, а потом был фуршет. На котором отец перекинулся с Кагаме парой вежливых фраз ни о чем. Вроде делались фото с фуршета, но нам их не предлагали. Повторюсь, отец там был случайным гостем. Но одно имя Кагаме открывало любые двери. Все документы мы делали по звонку нужным людям, но тут для какой-то бумажки чиновник попросил приехать лично. Чиновник этот был что-то типа начальника управления, так как белых людей было мало и рядовые сотрудники их не обслуживали. Мы приехали, и чиновник на ломаном русском объяснил, что он нам первый друг и помощник, но вот вообще никак помочь не сможет. Ему очень жаль, спасибо, что заехали. Если я правильно понял, он учился в Москве, и об этом периоде у него не самые приятные воспоминания. А тут увидел людей оттуда и решил им, так сказать, отомстить. Ни на какие уговоры и попытки решить ситуацию он не шел. Тогда отец, от безысходности, сказал что-то типа: «А вот уважаемый господин Кагаме сказал мне на фуршете, что они всячески идут навстречу иностранным специалистам!». Чиновник переменился в лице, предложил кофе и даже быстро сам сбегал за нужной нам бумажкой. Помню, что меня тогда поразило, что ему не нужны были вообще никакие доказательства знакомства или разговора с Кагаме. Хватило одного имени.
Языки
Википедия говорит, что государственными языками являются Киньяруанда, французский, английский и суахили. По факту, при общении с теми, с кем довелось поговорить, все знали киньяруанда и французский. Английский был на уровне "моя твоя понимать, но с трудом". Расклад был таков: я знал французский на уровне "моя твоя понимать, но с трудом", но с учетом местного акцента и скорости речи можно сказать, что вообще не знал. На английском я говорил относительно свободно, но это мне скорее мешало. Сложные фразы с русским акцентом зачастую "ваншотили" моих собеседников, и они зависали. Мама в школе учила немецкий, но тут он был не в ходу вообще. Лучше всех справлялся отец. У него был английский на уровне "моя твоя понимать, но с трудом", плюс за полгода до нашего приезда он неплохо прокачал словарный запас местных слов (в основном существительных и прилагательных) и строил фразы вида "Give me amazi akonje no gas, pozhaluysta". (amazi akonje — холодная вода на киньяруанда) Что в его понимании звучало как "Дайте, пожалуйста, холодную воду без газа". В 99% случаев его понимали, но все же в больнице, где он работал, с ним всегда был переводчик.
Колониальное наследие давало о себе знать. Все местные, с которыми довелось познакомиться, носили французские имена. Помню, что охранника звали Франсуа, а кухарку — Жаннет. Остальные наименования забылись за давностью лет. Прислуга тоже говорила только на киньяруанда и французском. Причем, почему-то, витиевато и с местным колоритом. Особенно сложно было с кухаркой. Непонятно почему, но она умела готовить только местную кухню. И понять, что ты ешь, удавалось далеко не всегда. То есть на вопрос "Что это за блюдо?" можно было получить ответ типа "ibitoki bikaranze muri sosi ya cream" (жареные бананы в сливочном соусе — блюдо выдумано). Так же и с названиями фруктов и овощей. Это, бесспорно, открывало простор для гастрономических экспериментов и неслабо расширяло вкусовые горизонты, но вызывало некоторые опасения. Успокаивали мы себя тем, что людей и откровенную жесть тут, вроде, не едят (хотя откуда мы знали?). Если блюдо нравилось — показывали палец вверх и записывали на слух название. Если нет — палец вниз, и такое больше нам не готовили (так как вкусы у нас были разные — еду готовили для каждого индивидуально). Оглядываясь назад, понимаешь, у кого Цукерберг подсмотрел идею лайков.
Местные жители называли белых людей "muzunga", что, собственно, и значит "белый человек". Все белые русскоговорящие коллеги отца подхватили это слово и в неформальной обстановке, в отсутствии местных, так друг другу и обращались. Эта привычка у них осталась и по возвращению, и те, кто продолжает общаться, так до сих пор друг друга и называют.
Товары и услуги
На момент нашего проживания производство в стране было развито очень слабо. Почти все, не относящееся к сельскохозяйственной продукции, было привозное и стоило очень дорого. Самый яркий пример — пиво. Оперируя сегодняшними ценами, бутылка местного пива стоила 700 рублей. Если возвращаешь бутылку — вернут 630 рублей. Была еще какая-то премия за аккуратно снятую неиспорченную пробку. И персонал кафе после какого-нибудь крутого мероприятия мог неплохо подзаработать на забытой посетителями таре.
Когда отец летел в Руанду, из-за каких-то задержек он застрял в аэропорту Уганды. Застрял не он один; в Руанду летело достаточно народа в том числе и возвращавшихся местных. Один из таких оказался рядом с отцом в зале ожидания. Пассажиры решили перекусить имеющейся с собой едой. У отца был хороший запас, в том числе и полпалки копченой колбасы. То ли колбаса не пережила тягот пути, то ли по недосмотру такую купили — неизвестно. Была она в той кондиции, когда еще не отравишься, но если есть другая еда — лучше воздержаться. Когда сосед отца по креслу понял, что тот собирается выбросить колбасу, он не смог в это поверить. Предлагал сумку с какими-то фруктами в обмен на колбасу, а когда отец отказался, пытаясь убедить любителя колбасы, что ту уже есть не стоит, начал искать, что бы еще такое предложить в обмен. В итоге отец эту колбасу ему просто подарил. И товарищ почти до вылета все не мог успокоиться, рассыпаясь в благодарностях. Кульминацией всего стало то, что он написал свой адрес и сказал, что отцу здесь будут всегда рады. Когда мы с мамой летели, сознательно, по просьбе отца, взяли с собой запас хорошей колбасы, которую отец раздарил местным друзьям, и те были очень польщены такой щедростью.
Однажды мы услышали плач человека, жизнь которого, судя по всему, закончилась. Прибежав на шум, выяснили, что рыдала горничная. Она тупанула и постирала белый мамин плащ с цветными вещами, и он пошел цветными пятнами. Плащ этот стоил недорого, да и к тому же был не очень новый, так что выяснив, в чем вся беда, плащ велено было выбросить. Горничная попросила забрать его себе, и получив разрешение, буквально полезла целовать руки. Потом бегала по улице с этим плащом, хвалясь всем, какая у нее добрая хозяйка. Не только не побила ее, она еще и плащ подарила. Все наше время пребывания она из дома выходила только в нем. Сначала я удивлялся, а потом уже осознал, что с вещами у них там вообще в те годы была беда. Этот плащ она могла на рынке продать больше чем за свою месячную зарплату.
Вот еще пример. В Москве у меня уже был CD-плеер, подаренный состоятельным дядей, но я его забыл, когда поехал в Руанду. Купил на местном рынке за 20 долларов какой-то безымянный китайский кассетный плеер. CD-плееров у них выбор был мал; стоили они дорого, да и дисков почти не было, зато кассет полно было. Охранник знал, что плеер мне не нужен, и при нашем отъезде смущенно попросил отдать ему плеер в качестве зарплаты за месяц. Как выяснилось, с наличными деньгами у рядового населения было тоже не очень. Зато очень развился бартер. Причем всё реально менялось на всё. Ради интереса я обменял на рынке свои старые джинсы на деревянную маску и несколько глиняных статуэток, которые потом раздарил друзьям как сувениры.
Для сравнения, продажная любовь начиналась от 1 доллара за ночь у совсем отчаявшихся дам и от 10 долларов за тех, кого уже не стыдно предложить белому человеку. Элитные были от 20 долларов. Сам я это узнал совершенно случайно от охранника.
Скука
Главной проблемой в жизни в Руанде для меня была скука. В Москве у меня была подаренная тем же состоятельным дядей PlayStation 1, которую я почему-то не взял с собой. Но приставка – это полбеды. До сих пор не могу понять, почему не взял с собой русско-французский разговорник или хотя бы словарь.
В нашем "закрытом" поселке жили в основном приехавшие по обмену врачи. Большая часть из них семьи с собой не брала, а те, кто брал, в основном привозили малышню детсадовского возраста. Мне, почти в 18 лет, было с ними неинтересно. Был еще паренек лет 13, но он реально был повернут на шахматах. Его не интересовало абсолютно ничего, что не связано с этой игрой. По большей части он играл в шахматы сам с собой, потому что выиграть у него не удалось никому из тех, кто садился с ним играть. Я же всегда был игроком, прямо скажем, посредственным. В нашем поселке жило немного респектабельных местных. В том числе и несколько парней и девчонок примерно моего возраста. Но коммуникация с ними не складывалась по причине языкового барьера. Изредка мы с ними гоняли в футбол, но и там коммуникация подводила. Чаще всего они играли в какую-то местную игру, напоминавшую помесь бейсбола и лапты, правила которой осилить мне так и не удалось. Выглядело с моей стороны это так: 1) Непонятное событие. 2) Непонятное событие. 3) Непонятное событие. 4) Я проиграл.
Книг я взял с собой пару штук, которые прочел довольно быстро, после чего пошел по соседям. Большинство соседей книг с собой не везли, а если и везли — то по своему профилю медицины. От безысходности я было начал читать «Оперативную хирургию» Литманна, но тут к одному из врачей приехала супруга и привезла с собой целую библиотеку из современного отечественного женского детектива. И пусть никто меня не осудит, я был в отчаянии. В доме, где я жил, был видеомагнитофон, но не было кассет. По соседям удалось добыть «Бегущий человек» и «Терминатор», каждый из которых я посмотрел раз 10–12. На рынке продавались видеокассеты, но выбор был мал, и они были на французском. Я купил наудачу, как мне показалось, какое‑то фэнтези, но там были одни разговоры, из которых я толком ничего не понял. Компьютер был только у отца на работе, и мне им воспользоваться ни разу не удалось. Мобильников у нас не было даже в Москве. Снова тупик. Я реально ощущал себя попаданцем на чужой планете. Только в отличие от кино реализовать известные мне технологии не удавалось.
Мама моя неплохо играет в шашки, и это было хоть какой‑то отдушиной. Ей было тяжелее, чем мне, так как привычных забот по дому не было вообще. Абсолютно все делала прислуга. Она смотрела какие-то несколько спутниковых каналов на русском, но я для себя там ничего интересного не нашел. Отец, как и все врачи, заканчивал в районе 16 часов, а в 19 мы или шли в гости, или принимали гостей. Для взрослых это была какая-то отдушина, я же откровенно скучал. Взрослые иногда участвовали в любительских турнирах по преферансу, но там были такие игроки (включая моего отца), на фоне которых я сыпался на отборочных этапах. Зато удалось охранника научить играть в "дурака", и периодически мы устраивали свои турниры.
Оглядываясь назад, не могу не обратить внимание на тот факт, что не до конца были ясны функции охранника. Его нам выдали вместе с остальной прислугой, толком не объяснив, от кого или чего он будет нас охранять. Он то ездил вместе с отцом, то вместе со мной, то просто слонялся по участку или куда-то пропадал. Был он парнем лет 25, и если бы попросили меня описать его одним словом, я бы сказал "простофиля". Общались мы с ним больше всех из прислуги, и он довольно неплохо меня понимал. А в некоторых моментах, вроде игры в "дурака", он проявлял недюжинную смекалку. Также порой, когда мы собирались куда-то ехать, он говорил, что ехать туда не нужно, так как там "неспокойно". Откуда он это оперативно узнавал, не имея мобильного или пейджера — неизвестно. Но мы принимали это как должное. Путешествовать по стране удавалось мало и редко, так как по версии охранника постоянно было "неспокойно" именно там, куда мы собирались.
Разное
Без гугла было сложно, и те вещи, которые сейчас кажутся всем известными, тогда узнать было абсолютно неоткуда. Сейчас, увидев геккона у вентиляции, никто не удивится, но тогда нам не было ясно, это баг или фича?
Поселок, в котором мы жили, я называю «закрытым», потому что он стоял на какой‑то дороге. И дорога эта была у местных жителей весьма востребована. Они шли через наш поселок пешком, а также ехали на машинах. С двух сторон нашего поселка были сделаны КПП, где сидели у шлагбаума на стульях охранники. Пеших просто пропускали, а автомобили записывали в какую‑то тетрадку. При этом я ни разу не видел, чтобы кого‑то не пустили. Так что закрытость нашего поселка вызывала вопросы.
А еще многие местные постоянно ходили в ботинках типа Timberland в любую погоду. Я думал, может, это от змей, но в тех обжитых местах, где я бывал, мне ни разу не довелось наткнуться на змею. Я же тогда по неопытности идентифицировал такого рода обувь как «зимние ботинки». На мой взгляд, дети выглядели странно. В шортах, с голым торсом и в зимних ботинках. Особенно это выглядело странно, когда местные в дождь надевали, как мне тогда казалось, тоже «зимние» куртки. Полагаю, что это скорее были демисезонные, но все же для меня на тот момент — зимние куртки. Шорты же местные жители не готовы были сменить даже в дождь или «холод». И выглядело это как зимние ботинки + короткие шорты + зимняя куртка. Несколько лет назад я подобное наблюдал на Кипре в конце ноября. Но это был, вероятно, единичный случай, а не местный стиль.
Местные жители, включая нашу горничную, почему‑то не признавали бельевых веревок. А постиранные вещи сушили, просто разложив их на газоне на заднем дворе. Впервые увидев такое, я решил, что белье просто сдуло ветром, но потом узнал, что так было задумано. Спросил у соседей — у всех было так же.
Финал
Прожил я там около 6 месяцев, планировали дольше, но там начались какие‑то заварушки в правительстве и возникла какая‑то нездоровая ситуация, подробностей которой я не помню. Нам настоятельно посоветовали уехать, что мы и сделали. Судьбой Руанды с тех пор не интересовался до вышеупомянутой статьи. Дома в общении с родителями иногда в шутку употребляем слова из местного языка (я выучил уже перед отъездом штук 30 слов, не знал, что уедем). А еще я там узнал, что бананы можно жарить (не те, что у нас в обычных магазинах), и это очень вкусно (хоть Википедия и говорит, что это не совсем бананы). А еще я просто влюбился в маракуйю, которую привез целую сумку. И, желая как можно больше людей приобщить к этому фрукту, почти сразу раздал всё друзьям и знакомым.
На заработанные отцом деньги была куплена двушка в Люберцах, и своя однушка была обменяна на двушку (что после руандийского дома выглядело не очень), а также куплен мой первый компьютер. Это был мощный сетап того времени и состоял он из Celeron (Coppermine-128), 64 Mb RAM, HDD на 13 Гб и видеокарты на 32 Мб видеопамяти. Друзья удивлялись, спрашивали: «Зачем тебе такая мощь?». А я отвечал: «Для учёбы, конечно, не для игр же)». Материнская плата имела неизвестный мне тогда разъем USB. На вопрос, что это, сборщик компа ответил: «Поверь, пацан, сейчас этот разъём известен далеко не всем, но придет время, и он станет мировым стандартом!».
Спасибо всем, дочитавшим мои заметки. Жестко меня накрыло воспоминаниями).
Комментарии (56)
Lovell_Loreley
18.12.2024 21:24Для сравнения, продажная любовь начиналась от 1 доллара за ночь у совсем отчаявшихся дам и от 10 долларов за тех, кого уже не стыдно предложить белому человеку. Элитные были от 20 долларов. Сам я это узнал совершенно случайно от охранника.
Сам я это узнал совершенно случайно от охранника.
от охранника
Скрытый текст
PavelMSTU
18.12.2024 21:24Забавно читать... У человека был уникальный опыт, завязать знакомства как с местными, так и с приезжими!
Хотя бы просто по приколу, когда тебе 14-20 лет -- это же просто очень интересно!...
Уже после, изучить историю Руанды, проанализировать процессы.
Поль Кагаме, как и наш Путин, до сих пор у власти в Руанде, кстати:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Кагаме,_Поль
Большая редкость для Африки. Круче только , Теодоро Обианг Нгема Мбасого из Экваториальной Гвинеи.Ничего не сказано ни о Геноциде Тутси (1994), ни о Гражданской войне в Руанде, ни о Руандийском патриотическом фронте, ни о Второй конголезской войне... в середине которой отец автора приехал в Руанду...
А эти события НЕ МОГЛИ не отразиться на местных. Просто не могли!Парню -- скучно!
Охренеть. Вместо того чтобы выучить местный язык, раздобыть тетрадку и сделать путевые заметки,-- ему скучно.
И вот теперь, в 40 лет нам тут делятся пустыми воспоминаниями из которых совершенно нечего подчерпнуть, кроме цены за пиво и охранике-простофиле, которого научили играть в дурачка.
Мне жалко потраченного времени и удивительно, как такой пост 80 плюсцов собрал... Видимо фактора экзотики достаточно.
randomsimplenumber
18.12.2024 21:24Парню -- скучно!
А с кем ему общаться? Местные смотрят как на барчука, приезжих сверстников нет, взрослым он не интересен.
Хорошо, когда ты Дартаньян-экстраверт. А если нет?
PavelMSTU
18.12.2024 21:24Это не важно экстраверт или интроверт.
Нескучные интроверты реже общаются, но зато "глубже" анализируют мир вокруг. Был бы автор интровертом -- тем более изучил бы местных!
Но ему просто не интересно. Ни тогда, ни сейчас. И не надо прикрываться отсутствием "Дартаньянства"...
Вот, что интересно, взято отсюда https://habr.com/ru/companies/onlinepatent/articles/863028/:
Древние руандийские воины участвовали в ритуале имихо — клялись перед старейшинами своего сообщества добиться тех или иных целей. Невыполнение считалось бесчестьем. В постгеноцидной Руанде из имихо сделали что-то вроде KPI. Каждый год руководители органов власти всех уровней ставят себе такие цели, рассказывают о них гражданам и берут на себя ответственность их выполнить перед президентом.
Символ процветания и благосостояния в Руанде — корова. Здесь принято дарить скот на большие праздники, или чтобы показать свое расположение. В 2006 году правительство запустило программу гиринка, что переводится как «пускай у тебя будет корова». Бедные семьи получали от государства корову бесплатно, но первого родившегося теленка они обязались передать другой неимущей семье. Программа оказалась очень эффективной в борьбе с крайней бедностью, причем работала еще и на уровне социальной иерархии — владение хотя бы одной коровой резко повышает социальный статус руандийца.
Еще одной традицией, превращенный в национальный институт, стала умуганда — что-то вроде всеобщего обязательного субботника, во время которого все руандийцы убирают улицы, ремонтируют школы, помогают строить дороги и мосты, и так далее. Умуганда проводится каждую субботу с 8 до 11 утра.
Три абзаца -- и прям хочется читать!
Автор видел хотя бы раз имихо, гиринку или умуганду ? Или что-либо другое?
Нет, не видел! Он 10 раз терминатора смотрел и кассетник слушал.
Radisto
18.12.2024 21:24Вот именно это и интересно: видите, какой там разрыв между народом и иностранцами. И автор же писал, как хоте сам выбраться - там через отца передали, чтобы он так не делал.
хотя бы раз имихо, гиринку или умуганду ? Или что-либо другое
Кто бы ему дал их увидеть. Это профессиональные этнографы такое исследуют, и они иногда на ухищрения идут, чтобы получить правдивые сведения, потому что в таких случаях люди склонны или избегать некоторых контактов или давать неверные сведения - между местным и чужаком пропасть, культурная, экономическая и административная.
kuzzdra
18.12.2024 21:24Автор видел хотя бы раз имихо
Каждый год руководители органов власти всех уровней ставят себе такие цели, рассказывают о них гражданам и берут на себя ответственность их выполнить перед президентом
Древний, забытый ныне ритуал соцобязательства. Увлекательно.
Нет, не видел! Он 10 раз терминатора смотрел и кассетник слушал.
Жюль Верн тоже на северный полюс не ходил, но писал про это очень увлекательно.
Что вы хотите от пацана? Родители поехали на вахту, его взяли прицепом.
Flammmable
18.12.2024 21:24Автор видел хотя бы раз
В скольких кремлях московской области вы побывали?
Как давно вы ели лебеду или репу?
Какой последний сериал вы смотрели (из тех, что помните)?
Devastator82 Автор
18.12.2024 21:24Если Вы посмотрите внимательно на начало заметок - Вы увидите ссылку на эту статью. Именно к ней я написал свой комментарий, который вызвал интерес у пользователей и несколько предложений описать свой субъективный опыт более развернуто. Перепечатывать статью или Википедию я не видел смысла. Естественно, событий в эту поездку было гораздо больше, но описываю лишь те, что сохранились в памяти. Это мой опыт и он таков, какой есть.
Посмотрев Ваш профиль - я пришел к выводу, что Вы человек достаточно взрослый и способный представить мир без интернета. Это мир, где находясь в африканской глуши, а Руанда тех лет была реально глушью. не имея онлайн переводчиков, Википедии и туристических гайдов было очень непросто. Была группа соотечественников говоривших на русском и местные говорившие на французском и киньяруанда. Разговорников русский-киньяруанда не было, английский-киньяруанда - не было. Был французский-киньяруанда, но мой уровень французского не позволял его применять. Французский кроме меня (на ужасном уровне) из русскоговорящих не знал никто т.е. подтянуть его было не с кем, а словарь взять с собой у меня ума не хватило (о чем я каялся в заметках). Была группа из нескольких переводчиков, которые обслуживали врачей. Они свободно говорили на французском, киньяруанда, английском и хорошо на русском. Но по неизвестной мне причине, вне работы отказывались от общения, даже за деньги (подозреваю, что боялись, что если иностранцы выучат их язык - отпадет необходимость в переводчиках, а им неплохо платили). Слова (в основном существительные и прилагательные) учили мы показывая на что-то пальцем и спрашивая, например, у прислуги. Но даже спросить дорогу, обладая такими знаниями языка было практически невозможно. А попросить
отвести тебя к их лидерурассказать об обычаях нечего было и думать. Даже если бы и удалось спросить - понять ответ не удалось бы точно. Я эксраверт и порой окружающие страдают от моей общительности, но там я не смог найти способ нормальной коммуникации. Да, я мог показать пальцем на неизвестное мне растение и спросить Qu'est-ce que c'est? И получить в ответ tamarillo. Отлично! Пойду на Википедии гляну, что это. Что говорите? Не было тогда Википедии? А, ну тогда ладно.Насчет обычаев. Вы как представляете себе руандийцев? Что они завидев белого человека надевают юбку из пальмовых листьев и начинают плясать вокруг костра? Те местные, которые общаются с белыми, старались всячески подчеркнуть свою развитость и своременность. Это была настоящая местная элита и их вопросами о местных кокошниках, балалайках и матрешках можно было реально оскорбить. Так как ты, вроде как, подчеркиваешь, что они не такие как ты настолько, что ты их держишь за папуасов и готов изучать. Простой же люд, белых людей хоть и боготворил, но при этом не обожал, а скорее опасался. Так как сильно было убеждение, еще с колониальных времен, что белый человек не интересуется черными. А если начинает интересоваться - для черного это сулит скорее всего неприятности. И простые люди предпочитали держаться в стороне, а не тащить первого встречного белого подростка смотреть, как пьяные медвиди пляшут под гармошку.
Newbilius
18.12.2024 21:24Мне жалко потраченного времени
А вам не жаль времени, которого вы потратили на написание этого комментария? Или времени людей, которые его прочитали? Почему?)
Vsevo10d
18.12.2024 21:24У вас прямо сейчас под боком уникальный опыт и культурный пласт толщиной с Кольскую сверхглубокую. Вместо того, чтобы отпраздновать ежегодный Ыhыах в Москве, спеть "Зиль-зёль" с бабушками-зырянками, съездить на Рускеалу и Манпупунёр, покормить зубров в Окском биосферном заповеднике или самому съесть варенье из огурцов в Суздале, пофоткать шнекоход под Черноголовкой, В-12 в Монино, первую ГЭС на Волхове или первую сельскую ГЭС возле усадьбы тещи Пушкина в Яропольце, залезть на каланчу в Свияжске или на вышку на Большой Валдайской тропе на закате после пешего похода вы тут сидя в кресле символы в интернете набираете (да, сам я тоже не все из перечисленного делал, пока где-то лишь половину).
Sergey_VR
18.12.2024 21:24Забавно читать... У человека был уникальный опыт, завязать знакомства как с местными, так и с приезжими!
Вот не согласен. У всех людей свои интересы. Не могут все интересоваться этнографией, историей и прочим.
Ну и возраст тоже интересы корректирует по своему...
PanDubls
18.12.2024 21:24Ничего не сказано ни о Геноциде Тутси (1994), ни о Гражданской войне в Руанде, ни о Руандийском патриотическом фронте, ни о Второй конголезской войне... в середине которой отец автора приехал в Руанду...
А эти события НЕ МОГЛИ не отразиться на местных. Просто не могли!
Ну вот представьте, приезжает иностранец работать в Россию (лучше даже не в Москву, а куда-нибудь в Курск) и как начинает ходить по улице и спрашивать у прохожих: а что вы думаете об СВО? А как она на вас отразилась? А что вы тут про украинцев думаете? А где вы были 8 лет?
Вместо 2024-го и СВО можно подставить, скажем, Ленинград 1950-го или конец бандитских 90-х. "А вы часом в ОПГ не состояли? Много знаете героиновых торчков? Можно я с вами на разборку съезжу?"Вы предлагаете по сути провести журналистское исследование в посттравматическом обществе по супер-острым политизированным темам неподготовленному подростку. Это экстремальная журналистика, это круто, но просто опасно в диапазоне до просто обиды со стороны местных (которые ещё и по умолчанию негативно к тебе настроены) до получения неиллюзорных люлей, и никак в базовый набор путешественника не входит.
Но ему просто не интересно. Ни тогда, ни сейчас. И не надо прикрываться отсутствием "Дартаньянства"...
Мне вот это очень интересно, мной была прочитана тонна этнографических и исторических материалов и про Руанду в том числе. Но если меня судьба туда занесёт (а нынче это куда более спокойная и благополучная страна, чем в 00-х), то я приложу все усилия, чтобы по-минимуму входить в контакт с тем, что не показывают рядовому туристу и ходить буду только в сопровождении экскурсовода. Я не герой, не профессиональный подготовленный этнограф, мне здоровье дороже. Оставьте экстремальные социологические исследования профессионалам с нужным набором знаний и сниженным инстинктом самосохранения.
Приключения -- это такая штука, о которой увлекательно читать и в которых крайне желательно не участвовать. Особенно когда тебе 18.
Devastator82 Автор
18.12.2024 21:24Приключения -- это такая штука, о которой увлекательно читать и в которых крайне желательно не участвовать.
Просто в гранит! Я, как человек, который регулярно попадал в приключения (особенно в юном возрасте), могу смело подписаться под этими словами. Приключения - это то, что здорово описывать друзьям в баре, когда все благополучно завершилось. Но никто и никому не обещал, что приключения завершаться благополучно. Ряд житейских ситуаций я предпочел бы вообще никогда не переживать. И выглядят эти ситуации совсем не как крутая история для легкого вечера в приятной компании.
sintech
18.12.2024 21:24Одно дело житейские ситуации а другое дело осмысленные приключения.
Я оказавшись в незнакомом месте в незнакомой стране сознательно стараюсь отклониться от туристического маршрута хоть немного и пройти пешком по местным улицам, зайти в местное кафе, купить водички в лавке у дороги. Страшно иногда бывает, но смотришь по сторонам с интересом, хотя вокруг разруха и нищета, а дети играют в свои игры на улице, улыбаются тебе, ты тоже стараешься улыбнуться не показав страха ;).
Интернет и GPS конечно многое упростил, когда знаешь маршрут и уверен что не потеряешься гораздо проще поддаться на авантюру.
Самое скучное что можно сказать после поездки куда-то это: «Слава богу, без приключений».
IvanSTV
18.12.2024 21:24Это экстремальная журналистика, это круто, но просто опасно в диапазоне до просто обиды со стороны местных (которые ещё и по умолчанию негативно к тебе настроены) до получения неиллюзорных люлей, и никак в базовый набор путешественника не входит.
Вот не вижу ничего странного в том, чтобы поприставать к людям с такими вопросами. Это естественно, интересно и познавательно. Я всех иностранцев, с кем общался, спрашивал относительно знаковых событий. Большинство, правда, ничего интересного рассказать не могло, потому что были тупыми обывателями и ничем, кроме футбола вне работы, не интересовались :)Но если меня судьба туда занесёт (а нынче это куда более спокойная и благополучная страна, чем в 00-х), то я приложу все усилия, чтобы по-минимуму входить в контакт с тем, что не показывают рядовому туристу и ходить буду только в сопровождении экскурсовода.
Когда у тебя 10 дней на все про все, то лезть никуда да, не стоит. А когда ты живешь в стране полгода, то это вполне достаточно времени, чтобы узнать, куда, как ходить, завязать знакомства и социальные связи для того, чтобы посмотреть что-то побольше, чем то, что показывают туристам.
Оставьте экстремальные социологические исследования профессионалам с нужным набором знаний
Профессионалы делают все то же самое, что и предлагают автору. И они не супермены. Только предварительно изучают язык на более продвинутом уровне обычно. Никто не мешает порыться в публикациях о стране, в книгах, в газетах (то, что автор не читал газеты, тем более местные, говорит не в его пользу) и быть относительно подготовленным. Тем более, что у автора были неформальные контакты с людьми из разных слоев (общался же он и с чиновниками, и с поварами и охранниками, и местной элиткой). Просто было неинтересно, лень, в игрушки хотел играть по общей сопливости.
randomsimplenumber
18.12.2024 21:24Большинство, правда, ничего интересного рассказать не могло, потому что были тупыми обывателями и ничем, кроме футбола вне работы, не интересовались :)
Везде так. Участники и очевидцы интересных событий первому встречному ничего не расскажут. А если и расскажут, то про футбол.
PanDubls
18.12.2024 21:24Я прямо так и представляю этот диалог.
"- Уважаемый Васисуа Пупкинго, а помните резню тутси?
- Как не помнить, голубчик! Помню, послушал я Радио Тысячи Холмов, взял мачете и..."
ssj100
18.12.2024 21:24раздобыть тетрадку и сделать путевые заметки,-- ему скучно.
когда вы были последний раз за рубежом? делали путевые заметки ? фотки не всчет...
А эти события НЕ МОГЛИ не отразиться на местных. Просто не могли!
и в 17 тебе интересно лезть в чужой стране среди тех кто не знает языка выпытывать политическую мякотку?
Просто жил как мог смотрел куда глаза глядят... и тд
ru1z
18.12.2024 21:24Вместо того чтобы выучить местный язык
За полгода то, конечно!
Это на диване легко воображать опытных юнцов стремящихся к постижению руандийского опыта, а по факту люди при переезде в другой город часто ничего не узнают за полгода, да и впечатлений только от факта переезда хватает на пару тройку месяцев.
Wesha
18.12.2024 21:24Поль Кагаме, как и наш Путин, до сих пор у власти в Руанде
Ваш Путин до сих пор у власти в Руанде???
SquareRootOfZero
18.12.2024 21:24В детстве, лет с семи, прожил года три в Монголии, в советском военном городке. Щас иногда возникают похожие мысли. Со мной в классе нашей советской школы учились трое монгольчат, с одним даже отношения были более-менее приятельские (остальные были девочки, с ними дружить в том возрасте считалось как бы западло). Ни разу не подумал не то что в гости напроситься, а даже просто расспросить за жизнь, типа, чо-как (вряд ли юрты-кони, но всё-таки). Небольшие юртовые посёлочки вокруг нашего городка стояли там-сям, сходить туда было немыслимо, подобные контакты с местными, да и вообще самоволки в степь наши взрослые сурово порицали и, по возможности, пресекали. Язык бы не выучил, кроме "шуудан" и "найрамдал", никаких условий для этого не было. Но ведь даже и интереса не возникало. Интерес если к чему и был, то разве что к советскому милитаризму: забраться с друзьями на территорию военной части и там на танк какой-нибудь посмотреть, или патронов стырить и в костёр кинуть.
ru1z
18.12.2024 21:24Язык бы не выучил, кроме "шуудан" и "найрамдал", никаких условий для этого не было
Это точно. Язык неродной, чтобы его учить нужны опытные репетиторы и материалы. Откуда интерес должен браться, наверное даже фильмов/мультфильмов на языке с гулькин нос.
SquareRootOfZero
18.12.2024 21:24Нуу, там хотя бы алфавит на основе кириллицы. Шутка. В том смысле, что, хоть он и правда на основе кириллицы, при изучении это бы вряд ли сильно помогло.
maxshopen
18.12.2024 21:24Охренеть. Вместо того чтобы выучить местный язык, раздобыть тетрадку и сделать путевые заметки
Вы это серьезно да? Считаете что можно за полгода выучить африканский язык (без препода, гугла и даже словаря) до состояния потрещать с местными на тему недавнего свежего геноцида, без риска ляпнуть что нибудь типа "ого, какие хуту молодчики"? Ну или наоборот, смотря кто в собеседники попадется.
ни о Второй конголезской войне
Она же в ДРК была а не в Руанде. В вашей картинке мира все 18-ти летние подростки находясь в хренпоймигдечтозажопа (судя по всему не особо то по своей воле) немедленно превращаются в историков-этнографов?
Теодоро Обианг Нгема Мбасого
Уверен вы это имя по памяти богатырской написали, а не из википедии копипастнули ;)
Кстати ФИО этого гражданина, кроме, судя по всему, германского наследия в виде Теодора - неплохо намекает на скорейший успех в изучении местного языка
ManulVRN
18.12.2024 21:24Со стыдом должен признаться, что читать о преклонении местных перед белыми было приятно.
Пару лет назад в этих ваших энторнетах гуляло фото из Зимбабве, кажется, где белый фермер вернулся после скольких-то лет отсутствия на ферму, которую у него ранее отобрало новое народное правительство, а теперь вернуло, в рамках программы по возрождению сельского хозяйства. Так местные чуть ли не на коленях перед ним ползают от счастья: белый человек вернулся, белый человек наведет порядок ))
GBR-613
18.12.2024 21:24Хотят возрождать сельское хозяйство, хватило ума понять, что без белых это не сделать, хватило решимости пригласить и создать приемлемые условия для работы - уже молодцы!
Дурачок не виноват в том, что он дурачок. Кто из нас не встречал человека намного умнее себя?Виноват такой дурачок, который не хочет и не пытается поумнеть.
Для сравнения, арабы в Газе: евреев прогнали, процветающие фермы уничтожили за несколько дней, и...? И с тех пор живут на подачки от ООН и на деньги исламских фанатиков, которые им платят, чтобы они на евреев продолжали нападать по мере сил. Теперь, когда наконец-то огребли в ответ, вопят про геноцид. Съездили бы лучше в Зимбабве, брали бы с негров хороший пример.
WASD1
18.12.2024 21:24Для сравнения, арабы в Газе:
За фермы израильским фермерам была выплачена компенсация (от американских миллионеров еврейского происхождения) - чьим побудительным мотивом был "долгосрочный мир между евреями и арабами".
Несмотря на это фермеры (и военные) - вывозили своё оборудование (по сути портили фермы) перед отъездом из Газы в 2005.
Суть бизнеса "израильских ферм" - премиальные свежие продукты в ЕС.
Аэропорт в Газе был разрушен Израилем ещё в 2001 году => для продолжения работы ферм (видел цифру 30% остались работать) требовалось экспортировать Газа -> Израиль -> ЕС;
Израиль установил фактически запретительный пропускной режим Газа-Израиль - что и сломало оставшийся газовский бизнес.
ru1z
18.12.2024 21:24Афермеры (и военные) - вывозили своё оборудование
Без привязки к бесмысленному спору "кто прав кто виноват" (это все грустная ситуация, бессомненно): не очень понятно, а не должны были вывозить свое оборудование? Тем более, маразматично забюрократизированные военные и их "оборудование"? Хотя, бог с ними, с военными, но если у вас бизнес и вы работаете на привычном оборудовании, жили и живете с помощью этого оборудования, то почему вы должны бросать свое оборудование для работы? Если бизнес израильских фирм - премиальные продукты в ЕС, то явно они обеспечивают и себя с избытком. За почти 20 лет деятельность ферм нужно было наладить для самих себя в Газе, там с свежими продуктами везде плохо, пусть это 30% ферм, но это свои продукты.
Аэропорт в Газе был разрушен Израилем
Интернет пишет, что аэропорт уже в 2000м перестал работать из-за деятельности террористов-хамасовцев. Да и построен аэропорт тоже был кем-то третьим на чужие деньги.
WASD1
18.12.2024 21:24а что не должны были вывозить
Так это был ответ на пропагандистскую реплику: "израильтяне, подарили палестинцам оборудование (для ферм), а палестинцы эти фермы за несколько дней разрушили".
Это не так буквально по всем пунктам - не израильтяне, а американцы, не подарили, а выкупили, не сломали оборудование - а не смогли вести бизнес в условиях частичной блокады со стороны Израиля.
=========================
Теперь к вашим вопросам:Палестинцы утверждают, что израильтяне часть оборудования "украли", т.е. увезли оплаченное для них (да военные осуществляли помощь в вывозе фермерского оборудования).
Разобраться и найти детальные параметры сделки - мне не удалось.
Встречал в достаточно достоверных источниках, что часть оборудования разломали израильтяне, часть палестинцы.
И да вы действительно не понимаете и хотите разобраться, почему в такой ситуации выращивать что-то (на импортном оборудовании в условии отсутствия воды и "полу-блокады" сложно)? Ок, смотрите доводы с ходу:Экономика премиальных товаров может не сходиться "на прокорм себе" (т.е. затраты без учёта раб-силы на премиальный товар могут быть выше чем купить ширпотребный);
"Прямо сейчас" Израиль отбирает воду у поселений Западного Берега без значимой причины (и перекрывает воду Газе) - ну то есть вести "низкомаржинальный" сельхоз бизнес в таких условиях невозможно; возможно ли хоть какой-то сельхоз-бизнес не знаю;
Израиль разбомбил аэропорт и запретил строить порт (иначе разбомбит) в Газе;
-
Израиль с 2005 года ведёт "полу-блокаду" Газы:
через Египетскую границу запрещает пропускать грузы - Египет оператор США гарант 3-сторонней договорённости
на израильской границе 2-5 часовые очереди для людей, с периодическими "а следующий месяц никого не пропускаем"
ru1z
18.12.2024 21:24Тут и с вашей стороны выглядит такой же пропагандой. Боюсь предположить, что и "перекрываемую" воду добывает и опресняет Израиль или другие страны, но не Палестина и не Газа? То есть, бизнес предлагается строить за счет других, а если нельзя, то виноват по умолчанию Израиль? Это сложная ситуация, где искать виновных бесмысленно. Есть хамасовские террористы, они и виновны в большинстве последних событиях (не было бы террористов, не было бы и проблем с аэропортами, фермами, водой и всем остальным), остальное - малоосмысленно обсуждать.
Со стороны, все-таки 20 лет прошло с времени ферм/аэропортов/всего остального и раз ничего не было сделано, то тут дело не только и не столько в Израиле. Ситуация больше напоминает, как талибанские террористы не дают развиваться афганцам, обвиняет во всех бедах другие государства и "советскую войну", а для "решения" талибанские террористы занимаются поставками наркотиков в "виновные страны".
WASD1
18.12.2024 21:24Не увидел ваш коммент.
Вот ответ со ссылками по 3 пунктам.
https://habr.com/ru/articles/867806/comments/#comment_27695984
> Тут и с вашей стороны выглядит такой же пропагандой.
Почему?
Ну вот я не писал какие израильтяне плохие, как угнетают арабов, отбирают территорию - просто привёл легко проверяемые факты, что арабам на "территориях" вести хозяйственную деятельность существенно сложнее чем евреям. И вы называете это пропагандой. Почему?
> не было бы террористов, не было бы и проблем с аэропортами, фермами, водой и всем остальнымОбъясните - как связана дискриминация фермеров на Западном берегу Иордана с Хамасовскими террористами (напомню я писал - израиль прямо сейчас отбирает воду у фермеров ЗБ и не даёт питьевую воду в Газу [и не писал а подразумевал - скорее всего у ферм в газе последние 20 лет были те же проблемы, что и у фермеров ЗБ сегодня).
> воду добывает и опресняет Израиль
Нет.
- За всю воду для ПА - платит ПА (возможно с дотациями извне).
- За воду для Газы - тоже ПА платит Израилю;
- Для полива используется грунтовая вода;
- При этом фермерам ПА вода не достаётся, а рядом расположенным поселенцам - достаётся;
- с дискриминацией там условно так, что согласовать строительство оросительного канала до еврейской фермы получается, а до арабской нет (ну там, крайне примерно, он пересекает дорогу, и военные "почему-то" не дают разрешения).
Есть две гипотезы:
1. Еврейские фермеры умные и трудолюбивые а арабские фермеры тупые и ленивые (заметьте - в нашей выборке не все, а только тех, кто уже решил заниматься замледелием);
2. Израильское правительство подыгрываем своим гражданам, а арабов-неграждан дискреминирует.
В пользу второго говорит:
- запрет собирать питьевую воду (если цель - играть нечестно, то надо запретить все способы обойти бюрократические препоны);
- отсутствия равного платного доступа к инфраструктуре;
- разные наказания за одни и те же правонарушения на "территориях" для арабского и еврейского населения (если цель играть нечестно - мы увидим множество дискриминаций в разных областях, снимать которые не спешат).PanDubls
18.12.2024 21:24А в пользу первого, в свою очередь, то, что рядом есть Сирия, Ливан и Иордания с теми же самыми арабами, которых не особо угнетает израильская военщина, и там тоже прямо скажем не Израиль.
WASD1
18.12.2024 21:24Мы сравниваем не "средний уровень стран" (тут вопросов-то нет и быть не может), а "дискриминирует ли Израиль арабских фермеров". Множество свидетельств (см ссылки в комментарии ниже) говорит, что да.
Ну и к стати этот аргумент играет против вас - т.к. в Сирии Ливии и Иордании фермы таки есть.
GBR-613
18.12.2024 21:24У Вас неправильная информация. Компенсацию выплатило государство. Естественно, это была вопиющая глупость/преступление: никакого мира это привести не могло. Но газовских арабов это в любом случае не оправдывает.
Самое ценное оборудование вывезли: никто владельцам теплиц специально не платил, чтобы они его арабам оставили. Арабы могли бы заплатить сами: по сравнению с тем, сколько им переводит ООН, Евросоюз и т.д., это копейки. Или купить новое. Но в их планы это не входило.
Ну да, а чем плохи свежие продукты? Их и в Россию продавали. И весь Израиль их кушал.
Полноценного аэропорта там не было никогда. Но дело не в этом, а в том, что:
-
Ракетные обстрелы были и до выселения Гуш Катифа, а после выселения они усилились. По этому все планы по отмене ограничений и вообще какой то нормализации пришлось отменить.
@ru1z FYI
И напоследок: Регулярные нападения арабов на евреев начались не только до выселения Гуш Катифа и не только до 6-дневной войны, но даже до 1-го Сионистского Конгресса в Базеле. Правда, ракеты тогда в ход не шли, ограничивались камнями и ножами.
В добавок предыдущему: отбирание воды с Западного Берега и Газы - это просто ложь. Этого и быть не может: как Вы это себе представляете, пришли бы подключать свои трубы к чужим колодцам? А как их потом охранять? Максимум, могли бы ограничить свои поставки (ибо не обязаны).
WASD1
18.12.2024 21:24Есть утверждение: арабским фермерам сложнее вести сельхоз-бизнес потому, что израиль создаёт неравные условия (иногда вплоть до невозможности вести сельхоз-бизнес).
В рамках этого утверждения вы оспариваете следующие тезисы:американцы платили израильтянам за оставление оборудования
израильтяне создавали "полу-блокаду" Газы в 2005
Израиль дискриминирует палестинских фермеров в доступе к воде, отдавая сельхоз-воду в пользу еврейских фермеров
Вот ссылки подтверждающие мою позицию:
1. Американский фонд для выкупа оборудования в 2005 году. Шли эти деньги по маршруту США->фермеры или США->Израиль->фермеры считаю не важным.
https://www.nytimes.com/2005/08/13/world/middleeast/us-donors-to-pay-departing-jews-for-gaza-greenhouses.html2. Блокада Газы - тут настолько очевидно, что она была в 2005 и периодически "полу-блокада" преврачается в блокаду - что странно даже это доказывать человеку минимально в теме:
https://en.wikipedia.org/wiki/Blockade_of_the_Gaza_Strip3. Ограничения по воде:
google: The Human Right to Water and the Realisation of Water Rights in the Occupied Palestinian Territory без ВПН открывает вот это.
https://utrechtlawreview.org/articles/10.36633/ulr.564
П.С.
Обращаю внимание ещё раз - мы говорим "в одинаковых ли условиях еврейские фермеры до 2005 и газийские фермеры в 2005+".
Вопрос - кто плохой \ хороший, чьи камни / ножи / ракеты летели первыми - за пределами данного обсужденияwasd0
18.12.2024 21:24Может, посчитали, что Википедия слишком политизирована?
WASD1
18.12.2024 21:24Возможно.
Но на мой взгляд просто из новостного фона (опять стреляют, ввели армию и границу закрыли) - совершенно очевидно что при такой транспортной нестабильности вести бизнес "премиум продуктов в ЕС" невозможно (обычно основной покупатель таких продуктов - рестораны), но "взгляд" конечно у всех разный.
Devastator82 Автор
18.12.2024 21:24Я когда попал в Руанду все вот это почти рабское поклонение белому человеку мне, как советско-постсоветскому школьнику было противно. Я искренне верил, что все люди равны и белые люди такие же как и черные. Тем более, что это я в гостях в их стране, а не они в моей. Мне это все сильно напоминало сказку "Старик Хоттабыч", где Хоттабыч дарит Вольке Костылькову дворцы и рабов, а тот просто в ужасе. Но тут так было заведено и я, можно сказать, терпел и не лез в чужой монастырь со своим уставом. Но, к своему стыду, через месяц меня это перестало морально угнетать, через два перестало в целом беспокоить, а месяц на третий-четвертый, уже стал воспринимать это чуть ли не как должное и единственно возможное отношение.
ru1z
18.12.2024 21:24почти рабское поклонение белому человеку
Имхо, из поста выглядит, что поклонение здесь перед положением, а цвет кожи - второстепенный. Их собственный король наверное вызывает раболепие, потому что может наказать, а белокожие - часть простой эвристики "как бы чего не вышло и не заругали местные вельможи".
Devastator82 Автор
18.12.2024 21:24Полагаю, что Ваша теория недалека от истины. Скорее тут местные элиты спродюсировали белых людей, как нечто невероятное. А рядовые граждане просто решили не спорить, что белые люди - это особая каста.
kuzzdra
18.12.2024 21:24Скорее тут местные элиты спродюсировали белых людей, как нечто невероятное.
Белые люди всегда рядом с
элитойначальством.. А от начальства лучше держаться подальше. Вот и все. Там где белые - туристы, их не опасаются, даже наоборот. От туриста можно бакшиш поиметь, а от начальства - только неприятности.
Alexander34
18.12.2024 21:24Программа привлечения спецов для обучения своего персонала на работе - смотрится отлично. Это максимум эффективности в той ситуации. И правильно, они были в курсе что- по-чем и платили бельгийцам и восточноевропейцам по разному.
AlexMih
18.12.2024 21:24Да, поймал себя на мысли, что правительство Руанды в своем отношении к врачам выглядело более адекватным, чем российское.
Devastator82 Автор
18.12.2024 21:24Я тоже не имею ничего против такого подхода. Тем более, что сами восточноевропейцы были не в накладе.
p-oleg
Я лет сколько то назад жил месяц в Гвинее. Там тоже сушат белье на земле. Как объяснили местные, это чтобы в висящее мокрое белье летающие насекомые не откладывали яйца. В лежащее на земле почему-то не откладывают.
Как то так.
Devastator82 Автор
Это выглядит, как логичное объяснение. Потому что несмотря на общий дефицит непродовольственных товаров, в Руанде тех времен, с веревками там проблем не наблюдалось
p-oleg
Я написал, а потом ради интереса полез в гугл. Оказывается с белья на земле яйца мухи на ура растаскивают муравьи.
Sly_tom_cat
Биотехнологии а-ля натурель!
SquareRootOfZero
По-моему, в какой-то статье на Луркморе было, что некая африканская паразитическая муха, а-ля овод, откладывает яйца на висящее бельё, и если потом, по недосмотру, это надеть, то могут вылупиться личинки, забуриться под кожу и начать кюшать. Но местные негры знают, и поэтому сушат бельё, раскладывая на горизонтальных поверхностях.