Дисклеймер: статья написана специально для блога Minervasoft на основе работы с источниками и личного опыта автора.

Я фронтенд-разработчик в небольшой команде и 2 месяца назад чуть не лишился работы. После двух лет в компании, сотен часов переработок и десятков исправленных багов меня собирались уволить. И они были правы.

Каждый день я опаздывал, допускал ошибки в коде и срывал дедлайны. А потом тратил ночи на исправление собственных косяков в предыдущих проектах.

На этом моя карьера могла закончиться — но я нашёл выход. 

В моменте меня это возмутило: после стольких бессонных ночей и переработок? Но чем дольше я обдумывал это, тем больше понимал — дело не в них. 

Да, я был всегда на связи, делал максимум, но эффективнее от этого не становился: все мои переработки уходили только на одно — судорожное исправление ошибок перед дедлайном. И чем больше я работал, тем больше накапливалось новых косяков.

За последние 5 лет я сменил три компании. Ни на одной работе я не задерживался дольше 2-х лет и, похоже, дело таки не в руководителях, которые не признавали мою гениальность и перспективность. Даже если снова уволюсь — очевидно, что ошибаться не прекращу.

Какие ошибки я совершал и почему они появлялись

Тимлид дал мне несколько месяцев на исправление ситуации. Действовать нужно было быстро. В порыве мотивации я, аки кухонный мыслитель, сел вечером с кружкой кофе, блокнотом и ручкой, чтобы разобраться, где именно ошибаюсь. 

План такой:

  • Записать все ошибки, даже самые мелкие

  • Найти связи между ними

  • Докопаться до корневых причин

  • Решить проблему системно

Я устроил мозговой штурм и выписал всё, что вспомнил: мелкие, крупные ошибки — без разницы. Главное — фиксировать каждую проблему, независимо от её значимости.

Например:

Так я собрал список ошибок — он занял 5 страниц в блокноте. Но это были только симптомы. Мне нужно было докопаться до причин.

Сначала это выглядело как одна большая неструктурированная куча. Для того, чтобы привести всё в нормальный вид, я решил попробовать метод «5 почему». Моя цель – структурировать ошибки и понять их первопричины. 

Я продолжал делать это в блокноте от руки – так мне проще думать. Получалось примерно так:

Срываю дедлайны → Почему? → Не успеваю доделать задачи к сроку → Почему? → Времени на задачу уходит больше, чем планировал → Почему? → Не учёл время на тестирование и правки → Почему? → Думал только про время разработки → Почему? → Не планировал все этапы работы. Бинго!

Ещё пример:

Много правок → Почему? → Пропускаю важные требования → Почему? → Не все пункты ТЗ были проверены → Почему? → Забывал → Почему? → Полагался на свою память → Почему? → Нет системы проверки задач. 

Такие манипуляции я проделал почти со всем списком. Разбирая большую часть списка, заметил закономерность: большинство ошибок укладываются в несколько ключевых причин.

Раскладываем проблему на части: пять ключевых причин ошибок


  1. Проблемы с концентрацией

Первой причиной стала многозадачность. Я пытался одновременно писать код, исправлять баги и реагировать на сообщения от коллег. В результате упускал важные детали и совершал ошибки. 

Я хватался за всё и сразу, а в срок не успевал ничего. Одна задача, которую можно было выполнить за день, растягивалась на несколько дней. И приходилось перерабатывать, чтобы успевать в дедлайны. 

Если бы я работал не в офисе, а дома, это выглядело бы буквально так
Если бы я работал не в офисе, а дома, это выглядело бы буквально так

2. Плохое планирование

Я считал себя невероятно продуктивным, потому что работал по 10–12 часов в сутки. Реальность же была куда прозаичнее: к середине недели моя эффективность падала настолько, что даже простые задачи требовали невероятных усилий.

Каждый день я начинал без плана. Задачи выполнял хаотично, хватаясь за первое, что попадалось под руку. К концу дня накопленная гора незаконченных дел не уменьшалась, а становилась больше, и я попадал в замкнутый круг переработок. 

Я торопился, пропускал важные детали и откладывал сложные задачи до последнего момента. Ночные переработки перед сдачей проектов стали привычным сценарием.

3. Нет системы проверки 

А точнее — хаос в проверке задач. Одна из главных ошибок — полагаться на свою память. Я был уверен, что смогу удержать в голове все детали проекта, правки от тестировщиков и требования после созвонов. И, как это обычно бывает, память подводила.

После созвонов я забывал детали обсуждений, не записывал правки. Бывало так, что через неделю сам не мог понять, зачем написал тот или иной кусок кода.

Без системы проверки я постоянно сталкивался с исправлениями и тратил время впустую.

4. Физическое и ментальное состояние

Рабочий день начинался с ощущения, что я уже выжат. К обеду терял способность справляться даже с простыми задачами. Вечером откладывал важное на потом и в итоге решал сложные вопросы в панике перед дедлайном.

Недосып, стресс и истощение создавали порочный круг. Чем больше я уставал, тем больше ошибок совершал: ошибки вызывали новый стресс, который приводил к ещё большей усталости.

5. Проблемы с коммуникацией

Я молчал, когда не понимал смысла задачи, не уточнял детали и не просил совета у коллег. Это приводило к неверным предположениям, а потом — к правкам.

Временами я боялся признаться, что не успеваю, и тянул до последнего, вместо того чтобы сообщить об этом заранее. 

Как я исправил ошибки 

Копаясь в причинах, понял главное – дело не в том, что я плохой специалист. Проблема была в организации работы. Я брался за несколько проектов одновременно, постоянно переключался между задачами, отвлекался на сообщения в мессенджерах, в погоне за скоростью пренебрегал проверкой работы. Чтобы навести порядок, я нашел простое решение...

Чек-листы 

Когда я только начал внедрять чек-листы, мне казалось, что это — идеальное решение. Что может быть проще: составил список проверок и следуй ему. Но всё оказалось не так очевидно.

Я создал несколько чек-листов для разных этапов работы: для разработки лендингов, мобильных приложений и прочего. Их получилось много, штук 15. Я рассчитывал, что они помогут мне не забывать важные моменты и систематизировать процесс.

Здесь уже обычный блокнотик не работал, поэтому я систематизировал всё в Obsidian.

Сначала список чек-листов выглядел так. 
Сначала список чек-листов выглядел так. 

Но, полный провал. Я слишком увлёкся созданием чек-листов на каждую мелочь. Их было настолько много, что голова начала кипеть уже на третий день. На выполнение всех пунктов уходило много времени, и я стал пропускать проверки. Всё вернулось на круги своя. 

! Чек-листы должны быть сосредоточены на тех ошибках, которые я совершаю регулярно.

Потом я решил сократить количество чек-листов и оставить только самые важные. Моё новое правило: чек-лист должен содержать не больше 5-7 пунктов. Это помогает не перегружать себя информацией и точно знать, на что стоит обратить внимание.

Например, для работы с формами я создал такой чек-лист:

Перед сдачей работы обязательно проверял, все ли условия выполнены.
Перед сдачей работы обязательно проверял, все ли условия выполнены.

 Но спустя неделю моя голова всё равно кипела от количества таких проверок на каждом этапе работы. Я делал всё ещё дольше, чем до внедрения чек-листов. 

Чек-листы — хороший инструмент, но не универсальный. Прежде чем внедрять такой инструмент, важно навести порядок в самом рабочем процессе, чтобы не тратить время на вещи, которые не приносят результата.

Я понял, что в первую очередь нужно решить более глобальные проблемы, которые замедляют мой процесс, а не добавлять новые инструменты.

Результат постоянной перепроверки работы — на этой картинке. 
Результат постоянной перепроверки работы на этой картинке. 

Все эти проблемы начали складываться в одну: мне не хватало чёткого планирования. Я пытался исправить свою работу, добавив инструмент вроде чек-листов, но мне нужно было изменить подход к работе в целом. Начать с более основательных изменений в расписании и организации задач.

Планирование

Я работал по 10-12 часов в день, считая себя героем, но к середине недели не мог сосредоточиться даже на простых задачах.

Стало очевидно: в первую очередь нужно научиться планировать время. И начать с самой базы — краткосрочного планирования, например, простого списка дел на день. Так я и поступил.

Каждый вечер составлял список дел на следующий день. Это не требовало много времени, обычно всего 10-15 минут. 

Список я составлял в Tappsk
Список я составлял в Tappsk

Когда планирование распорядка стало рутиной, я решил усложнить процесс и улучшить его с помощью приоритетов.

Сначала попробовал популярную матрицу Эйзенхауэра. Смысл её в том, что задачи делятся на 4 категории по срочности и важности: 

  • Срочные и важные задачи

  • Несрочные, но важные

  • Срочные, но неважные

  • Несрочные и неважные

 Вот как это выглядит:

Но эта система мне не подошла: у меня нет такого количества задач и полномочий для делегирования. Мне нужно было что-то более простое и наглядное.

Тогда я выбрал метод 1-3-5. Суть его заключается в том, чтобы составить список дел и расставить их по важности:

  • Одна задача — самая важная, которую нужно выполнить в первую очередь.

  • Три задачи — менее важные, но всё равно приоритетные.

  • Пять задач — второстепенные, которые можно делать по остаточному принципу.

Иногда я нарушаю этот принцип и ставлю себе две важные задачи, но больше — не допускаю. Иначе снова начинается беготня, уже проверил на себе. Задачи, которые не влезли в этот список, переношу на завтра.

Я вношу в список не только рабочие задачи, но и всё, что касается моего дня в целом. 
Я вношу в список не только рабочие задачи, но и всё, что касается моего дня в целом. 

Задачи, привязанные ко времени, добавляю в обычный календарь на телефоне. Например, важные встречи и созвоны. Да, раньше я даже этого не делал. 

На первый взгляд, эти инструменты кажутся простыми, но для меня они оказались первым смелым шагом к планированию. Я не разрываюсь между десятками дел и не трачу время на раздумья, за что браться в первую очередь. 

После внедрения планирования я всё ещё ощущал, что не могу сосредоточиться на задачах, как хотелось бы. И сейчас расскажу, как научился не отвлекаться от работы в шумном офисе. 

Концентрация

Сначала я попробовал очевидное решение — метод Pomodoro. Сел за работу, настроил таймер на 25 минут работы и 5 минут отдыха. Мне не зашло сходу: таймер постоянно прерывал работу, особенно в моменты глубокого погружения в задачу. А с учётом сообщений от коллег, каждый раз вся «помидорная» затея срывалась. Через три дня я это бросил.

Метод WBS (Work Breakdown Structure)

Этот способ я использую редко, потому что обычно у меня нет таких серьезных проектов. Но это важный инструмент, и иногда он очень сильно меня выручает.

Суть метода — это разбивка проекта на мелкие задачи, которые можно легко выполнить за день или несколько часов. Чем точнее делишь задачу, тем проще её реализовать. Я это делаю в Miro. 

Если задача большая и неприятная, и мне не хочется к ней приступать, я делю её на несколько более мелких шагов по методу WBS. И тогда снова возвращаюсь к Pomodoro: маленькие сессии работы помогают продвинуться дальше, несмотря на сопротивление.  

Time-blocking в духе Deep Work

Концепция от Кэла Ньюпорта мне подошла лучше всего. Её суть — это максимальная концентрация на одной задаче без прерываний в течение 2-3 часов, потом отдых.

Я договорился с командой и тимлидом, что ежедневно с 9 до 12 буду максимально погружаться в сложные задачи. Для меня это время отлично подходит: утром я легче фокусируюсь, а ещё в это время у нас нет совещаний и созвонов. Для себя назвал это фокус-тайм. 

Фокус-тайм у меня ежедневно с 9 до 12, и иногда с 15 до 18. 

Чтобы повысить концентрацию, я отключаю все уведомления, кроме сообщений от тимлида, и надеваю наушники, чтобы не слышать офисный шум.

Музыка для концентрации

Музыка — отличный способ сосредоточиться. Методом проб и ошибок я нашёл свой идеальный формат: музыка для ADHD на YouTube. В ней нет резких эмоций, которые отвлекают меня, как в случае с классической музыкой, или навязчивого инструментала, как в лоу-фай.

Никаким СДВГ я не страдаю, но этот плейлист на фоне помогает мне войти в «состояние потока» — когда я надолго полностью сосредоточен на одной задаче. 

С дипворком начал успевать больше. У меня появилось больше времени для проверки работы по чек-листам, и я стал гораздо меньше ошибаться.  Картина начала складываться в мою пользу. 

Однако всё равно оставались проблемы. Я организовывал рабочее время, но всё равно продолжал опаздывать и работать по вечерам над срочными задачами.

Work-life balance

Планирование рабочего времени и глубокая концентрация не решили всех проблем. Уже на второй неделе я начал чувствовать, что морально не вывожу. К вечеру уже не мог сосредоточиться, а утром еле вставал.

Все смеются над зумерами и их навязчивой идеей work-life balance. Но знаете что? Эти ребята правы.

Я начал с простого шага — поставил будильник на 7 утра. Но быстро понял главную ошибку: нельзя просто «начать рано вставать». Нужно научиться рано ложиться.

Как я перестроил режим сна

Процесс перестройки занял около месяца. Первым делом я установил жёсткое правило — в 19:00 закрываю ноутбук. Даже если осталась небольшая задачка «на 5 минут». 

В 22:00 я уже составляю план на завтра и читаю книгу. В 23:00 — выключаю свет и засыпаю. Привыкнуть к такому расписанию было сложно, но я справился: начал постепенно двигать время отхода ко сну. Сначала поставил цель заснуть к 1:45, потом к 1:00, потом к 23:45 и так далее.

Через две недели такого режима стали заметны изменения. Я стал работать меньше часов, но эффективность только возросла. Когда научился ловко переключаться с работы на отдых, стал тратить меньше энергии на концентрацию и попытки собрать мысли в кучу.

Когда ты не высыпаешься, а вместо сна — скролл ленты в Twitter, качество работы падает в геометрической прогрессии. И никакие системы тайм-менеджмента это не исправят. Хороший сон и чёткая граница между работой и отдыхом делают для продуктивности больше, чем все приложения для планирования задач вместе взятые.

Общение с коллегами

Сначала я думал, что хороший разработчик должен решать все проблемы самостоятельно. Когда получал задачу, молча кивал и уходил кодить. Если что-то было непонятно — гуглил. Однажды потратил три дня на фичу, которую потом пришлось полностью переделывать. А я всего лишь неправильно понял требования.

Теперь, получая новую задачу, первым делом задаю уточняющие вопросы. Потому что переделывать всегда дольше.

Мы работаем в небольшой команде, поэтому часто просто обмениваемся быстрыми обсуждениями по задаче. Всё важное я фиксирую в «избранном» и карточках задач — это избавляет от «я думал мы договорились по-другому» через неделю. 

Не нужно беспокоить команду по каждой мелочи

Перед тем как задать вопрос, я проверяю внутреннюю документацию и смотрю на прошлые записи. Иногда ответ на поверхности, просто нужно немного поискать. 

У нас есть система управления знаниями Minerva Knowledge, которой я наконец-то начал пользоваться по назначению. Раньше я её игнорировал, а потом понял, что она может значительно ускорить и облегчить работу.

Там уже есть ответы на большинство моих вопросов. У нашей команды отдельный проект. Мы создаём статьи, шаблоны, загружаем важные файлы, составляем план-график проекта, записываем информацию о релизах и делимся своими наработками.

Редактируем статьи всей командой сразу, как в Google Docs.
Редактируем статьи всей командой сразу, как в Google Docs.

У нас в компании команды пользуются разными инструментами. И для удобства мы объединяем в статьях наши задачи из таск-трекера с документацией от аналитиков и тест-кейсами тестировщиков. 

В итоге быстрее работаем над продуктом и сокращаем количество исправлений. 
В итоге быстрее работаем над продуктом и сокращаем количество исправлений. 

Иногда после публикации я забываю, где конкретно хранятся данные. Но в Minerva Knowledge есть умный поиск — он анализирует поведение пользователей и улучшает ранжирование статей.

Раньше мне приходилось открывать несколько страниц, чтобы найти нужный ответ, а сейчас всё получается делать с первого раза. Как правило, для поиска я использую не саму платформу, а Minerva Copilot. Это помощник с генеративным ИИ. Он встраивается в любую систему и подсказывает ответ в зависимости от контекста. 

Пишешь вопрос и получаешь ответ на основе статей из Minerva Knowledge. 
Пишешь вопрос и получаешь ответ на основе статей из Minerva Knowledge. 

Ещё не дёргать коллег помогает система обучения Minerva Learn. Когда я начинаю часто ошибаться в одних и тех же местах — прохожу курс. А если в команду приходят новички, мы продолжаем работать без изменений. Они сами погружаются в проект с помощью системы.

Курсы построены на знаниях из Minerva Knowledge. Если что-то в основном контенте меняется — информация в обучении обновляется автоматически. 
Курсы построены на знаниях из Minerva Knowledge. Если что-то в основном контенте меняется информация в обучении обновляется автоматически. 

Так знания всегда остаются актуальными, а наша помощь требуется в редких случаях. Это помогает лучше фокусироваться и не отвлекаться от основных задач. 

Узнать больше о Minervasoft

Мой журнал ошибок

Когда я замечаю ошибку или узнаю что-то новое, открываю личную программу для заметок. Мои записи помогают мне запоминать важное, возвращаться к решениям проблем и не гуглить одно и то же по несколько раз.

В Minerva Knowledge тоже можно фиксировать знания. Постепенно переношу туда важные записи, чтобы использовать их для работы с командой.

Память ненадёжна. Я плохо запоминаю детали, если не записываю их, и часто ищу решения одних и тех же проблем заново. Поэтому создал «журнал ошибок», где фиксирую все важные рабочие проблемы и их решения. 

Как я веду записи

Каждый раз, когда я сталкиваюсь с новой проблемой, записываю три ключевые вещи:

  1. Как проявлялась ошибка или проблема.

  2. Как я её диагностировал.

  3. Как я её исправил.

Эти три пункта помогают не только понять, что именно пошло не так, но и как я решал задачу. 

Ещё со временем я выработал свои правила ведения записей: кратко и по существу. Главное, чтобы через месяц можно было быстро понять, о чём речь.

Для удобства поиска использую теги. Иногда добавляю скриншоты с пометками — визуальные подсказки часто помогают быстрее вспомнить контекст. 

Как я перестал совершать ошибки

Моя персональная база знаний теперь содержит больше 50 страниц полезной информации. В ней я фиксирую каждую ошибку, анализирую её причины и храню решения.

Рабочий день теперь чётко структурирован: утро начинается в 7:00, а в 9:00 я уже в офисе и погружаюсь в глубокую работу над сложными задачами. В 19:00 я закрываю ноутбук, независимо от того, что ещё осталось сделать. Эта жёсткая граница между работой и отдыхом оказалась важнее всех техник тайм-менеджмента вместе взятых.

Главное открытие: продуктивность зависит не от количества отработанных часов, а от системы. Теперь я делаю больше за 8 часов, чем раньше за 12. Перестал быть «самым косячным сотрудником» не потому что стал работать больше, а потому что навел порядок в работе:

Внедрил планирование — каждый вечер составляю список дел на завтра и расставляю приоритеты по методу 1-3-5.

Проверяю основные шаги работы по чек-листам — оставил только самые важные пункты — никаких лишних проверок.

Научился не отвлекаться —  использую фокус-тайм каждый день в одно и то же время, слушаю музыку для концентрации.

Слежу за образом жизни — научился рано ложиться и просыпаться. 

Веду журнал ошибок — записываю, анализирую, чтобы не наступать на те же грабли.

Улучшил коммуникацию с коллегами — задаю уточняющие вопросы и пользуюсь продуктами Minervasoft — в базе знаний быстро нахожу ответы, а в системе обучения улучшаю навыки под присмотром наставника.

Меньше героизма — больше порядка. Моя система не идеальна и постоянно корректируется. Но она работает, и это главное.

У Minervasoft есть свой блог в Telegram — там будут выходить другие статьи про спорные вопросы в найме, менеджменте и планировании. Подпишитесь, чтобы не пропустить.

Блог Minervasoft

Комментарии (5)


  1. born86
    07.02.2025 09:10

    Сейчас все ринулись в корпоративный фронтенд, потому, что на курсах рассказывают, что это прибыльно. А простые заказчики грустят и страдают, что не найти исполнителя надёжного. Они готовы платить деньги. Большие деньги. Главное - оставаться на связи.
    Мне как фрилансеру трудно понять такое дикое желание чтобы тебя так мутузили и имели, а ты еще и виноватым остаешься после переработок.


    1. Kitsok
      07.02.2025 09:10

      Это не совсем желание, это, мне кажется, манипуляция со стороны работодателя. Успешная, умелая, мною неистово порицаемая.


  1. ktim8168
    07.02.2025 09:10

    Зачем вообще работать в компании где тебя готовы выжимать по полной, а после выкинуть? Был у самого такой опыт, работаешь, работаешь вечерами, ночами, потому что так принято в компании, надо не ударить в гряз лицом перед заказчиком и все такое. Да, вечерние часы оплачиваются по двойной ставке, но когда у тебя возникает желание взять выходной за свой счет, тебе говорят что-то ты зачастил, да и вообще плохо работать стал и вообще своей зарплаты не достоин, давай ка мы тебя уволим одним днем. Причем люди годами в этой компании работают каким-то образом и держатся ведь, но таких вот "не андроидов" как я, которые выдыхаются, там не задерживаются. В общем, просто к слову пришлось.


    1. Kitsok
      07.02.2025 09:10

      Может и просто к слову, но +1 от меня.

      На мой взгляд, автор проделал хорошую работу над собой, но это не отменяет факта, что довольно часто причина проблем с работой кроется в жадности работодателя, а не в личностных особенностях работника.


  1. apachik
    07.02.2025 09:10

    так и чего теперь говорит тимлид? каков объективный итог?