Дисклеймер: статья написана специально для блога Minervasoft на основе работы с источниками и личного опыта автора.
Я фронтенд-разработчик в небольшой команде и 2 месяца назад чуть не лишился работы. После двух лет в компании, сотен часов переработок и десятков исправленных багов меня собирались уволить. И они были правы.
Каждый день я опаздывал, допускал ошибки в коде и срывал дедлайны. А потом тратил ночи на исправление собственных косяков в предыдущих проектах.
На этом моя карьера могла закончиться — но я нашёл выход.
В моменте меня это возмутило: после стольких бессонных ночей и переработок? Но чем дольше я обдумывал это, тем больше понимал — дело не в них.
Да, я был всегда на связи, делал максимум, но эффективнее от этого не становился: все мои переработки уходили только на одно — судорожное исправление ошибок перед дедлайном. И чем больше я работал, тем больше накапливалось новых косяков.
За последние 5 лет я сменил три компании. Ни на одной работе я не задерживался дольше 2-х лет и, похоже, дело таки не в руководителях, которые не признавали мою гениальность и перспективность. Даже если снова уволюсь — очевидно, что ошибаться не прекращу.
Какие ошибки я совершал и почему они появлялись
Тимлид дал мне несколько месяцев на исправление ситуации. Действовать нужно было быстро. В порыве мотивации я, аки кухонный мыслитель, сел вечером с кружкой кофе, блокнотом и ручкой, чтобы разобраться, где именно ошибаюсь.
План такой:
Записать все ошибки, даже самые мелкие
Найти связи между ними
Докопаться до корневых причин
Решить проблему системно
Я устроил мозговой штурм и выписал всё, что вспомнил: мелкие, крупные ошибки — без разницы. Главное — фиксировать каждую проблему, независимо от её значимости.
Например:
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/03e/d9b/243/03ed9b243cfba939ebf5bda6bf0b0035.png)
Так я собрал список ошибок — он занял 5 страниц в блокноте. Но это были только симптомы. Мне нужно было докопаться до причин.
Сначала это выглядело как одна большая неструктурированная куча. Для того, чтобы привести всё в нормальный вид, я решил попробовать метод «5 почему». Моя цель – структурировать ошибки и понять их первопричины.
Я продолжал делать это в блокноте от руки – так мне проще думать. Получалось примерно так:
Срываю дедлайны → Почему? → Не успеваю доделать задачи к сроку → Почему? → Времени на задачу уходит больше, чем планировал → Почему? → Не учёл время на тестирование и правки → Почему? → Думал только про время разработки → Почему? → Не планировал все этапы работы. Бинго!
Ещё пример:
Много правок → Почему? → Пропускаю важные требования → Почему? → Не все пункты ТЗ были проверены → Почему? → Забывал → Почему? → Полагался на свою память → Почему? → Нет системы проверки задач.
Такие манипуляции я проделал почти со всем списком. Разбирая большую часть списка, заметил закономерность: большинство ошибок укладываются в несколько ключевых причин.
Раскладываем проблему на части: пять ключевых причин ошибок
Проблемы с концентрацией
Первой причиной стала многозадачность. Я пытался одновременно писать код, исправлять баги и реагировать на сообщения от коллег. В результате упускал важные детали и совершал ошибки.
Я хватался за всё и сразу, а в срок не успевал ничего. Одна задача, которую можно было выполнить за день, растягивалась на несколько дней. И приходилось перерабатывать, чтобы успевать в дедлайны.
![Если бы я работал не в офисе, а дома, это выглядело бы буквально так Если бы я работал не в офисе, а дома, это выглядело бы буквально так](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/71b/4df/757/71b4df757111e7f4264d33e0d5495b05.jpeg)
2. Плохое планирование
Я считал себя невероятно продуктивным, потому что работал по 10–12 часов в сутки. Реальность же была куда прозаичнее: к середине недели моя эффективность падала настолько, что даже простые задачи требовали невероятных усилий.
Каждый день я начинал без плана. Задачи выполнял хаотично, хватаясь за первое, что попадалось под руку. К концу дня накопленная гора незаконченных дел не уменьшалась, а становилась больше, и я попадал в замкнутый круг переработок.
Я торопился, пропускал важные детали и откладывал сложные задачи до последнего момента. Ночные переработки перед сдачей проектов стали привычным сценарием.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/2ad/bb0/b0d/2adbb0b0d274d1336b78c3e96ac03079.png)
3. Нет системы проверки
А точнее — хаос в проверке задач. Одна из главных ошибок — полагаться на свою память. Я был уверен, что смогу удержать в голове все детали проекта, правки от тестировщиков и требования после созвонов. И, как это обычно бывает, память подводила.
После созвонов я забывал детали обсуждений, не записывал правки. Бывало так, что через неделю сам не мог понять, зачем написал тот или иной кусок кода.
Без системы проверки я постоянно сталкивался с исправлениями и тратил время впустую.
4. Физическое и ментальное состояние
Рабочий день начинался с ощущения, что я уже выжат. К обеду терял способность справляться даже с простыми задачами. Вечером откладывал важное на потом и в итоге решал сложные вопросы в панике перед дедлайном.
Недосып, стресс и истощение создавали порочный круг. Чем больше я уставал, тем больше ошибок совершал: ошибки вызывали новый стресс, который приводил к ещё большей усталости.
5. Проблемы с коммуникацией
Я молчал, когда не понимал смысла задачи, не уточнял детали и не просил совета у коллег. Это приводило к неверным предположениям, а потом — к правкам.
Временами я боялся признаться, что не успеваю, и тянул до последнего, вместо того чтобы сообщить об этом заранее.
Как я исправил ошибки
Копаясь в причинах, понял главное – дело не в том, что я плохой специалист. Проблема была в организации работы. Я брался за несколько проектов одновременно, постоянно переключался между задачами, отвлекался на сообщения в мессенджерах, в погоне за скоростью пренебрегал проверкой работы. Чтобы навести порядок, я нашел простое решение...
Чек-листы
Когда я только начал внедрять чек-листы, мне казалось, что это — идеальное решение. Что может быть проще: составил список проверок и следуй ему. Но всё оказалось не так очевидно.
Я создал несколько чек-листов для разных этапов работы: для разработки лендингов, мобильных приложений и прочего. Их получилось много, штук 15. Я рассчитывал, что они помогут мне не забывать важные моменты и систематизировать процесс.
Здесь уже обычный блокнотик не работал, поэтому я систематизировал всё в Obsidian.
![Сначала список чек-листов выглядел так. Сначала список чек-листов выглядел так.](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/c31/e46/a0a/c31e46a0a3787e8366ce85f6d38517e0.jpeg)
Но, полный провал. Я слишком увлёкся созданием чек-листов на каждую мелочь. Их было настолько много, что голова начала кипеть уже на третий день. На выполнение всех пунктов уходило много времени, и я стал пропускать проверки. Всё вернулось на круги своя.
! Чек-листы должны быть сосредоточены на тех ошибках, которые я совершаю регулярно.
Потом я решил сократить количество чек-листов и оставить только самые важные. Моё новое правило: чек-лист должен содержать не больше 5-7 пунктов. Это помогает не перегружать себя информацией и точно знать, на что стоит обратить внимание.
Например, для работы с формами я создал такой чек-лист:
![Перед сдачей работы обязательно проверял, все ли условия выполнены. Перед сдачей работы обязательно проверял, все ли условия выполнены.](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/213/c38/37f/213c3837f566b15566de4b544040fc8a.png)
Но спустя неделю моя голова всё равно кипела от количества таких проверок на каждом этапе работы. Я делал всё ещё дольше, чем до внедрения чек-листов.
Чек-листы — хороший инструмент, но не универсальный. Прежде чем внедрять такой инструмент, важно навести порядок в самом рабочем процессе, чтобы не тратить время на вещи, которые не приносят результата.
Я понял, что в первую очередь нужно решить более глобальные проблемы, которые замедляют мой процесс, а не добавлять новые инструменты.
![Результат постоянной перепроверки работы — на этой картинке. Результат постоянной перепроверки работы — на этой картинке.](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/b31/dc5/85e/b31dc585ef90b1f7e30b3520c72dabc5.jpeg)
Все эти проблемы начали складываться в одну: мне не хватало чёткого планирования. Я пытался исправить свою работу, добавив инструмент вроде чек-листов, но мне нужно было изменить подход к работе в целом. Начать с более основательных изменений в расписании и организации задач.
Планирование
Я работал по 10-12 часов в день, считая себя героем, но к середине недели не мог сосредоточиться даже на простых задачах.
Стало очевидно: в первую очередь нужно научиться планировать время. И начать с самой базы — краткосрочного планирования, например, простого списка дел на день. Так я и поступил.
Каждый вечер составлял список дел на следующий день. Это не требовало много времени, обычно всего 10-15 минут.
![Список я составлял в Tappsk Список я составлял в Tappsk](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/298/2ba/3fc/2982ba3fccc11bce8b1e03a6b273e74f.jpeg)
Когда планирование распорядка стало рутиной, я решил усложнить процесс и улучшить его с помощью приоритетов.
Сначала попробовал популярную матрицу Эйзенхауэра. Смысл её в том, что задачи делятся на 4 категории по срочности и важности:
Срочные и важные задачи
Несрочные, но важные
Срочные, но неважные
Несрочные и неважные
Вот как это выглядит:
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/672/1d4/2f5/6721d42f526667ef48396f9edfede760.png)
Но эта система мне не подошла: у меня нет такого количества задач и полномочий для делегирования. Мне нужно было что-то более простое и наглядное.
Тогда я выбрал метод 1-3-5. Суть его заключается в том, чтобы составить список дел и расставить их по важности:
Одна задача — самая важная, которую нужно выполнить в первую очередь.
Три задачи — менее важные, но всё равно приоритетные.
Пять задач — второстепенные, которые можно делать по остаточному принципу.
Иногда я нарушаю этот принцип и ставлю себе две важные задачи, но больше — не допускаю. Иначе снова начинается беготня, уже проверил на себе. Задачи, которые не влезли в этот список, переношу на завтра.
![Я вношу в список не только рабочие задачи, но и всё, что касается моего дня в целом. Я вношу в список не только рабочие задачи, но и всё, что касается моего дня в целом.](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/d79/d15/dfb/d79d15dfbe68b0bf0d7c282cda6eb90d.jpeg)
Задачи, привязанные ко времени, добавляю в обычный календарь на телефоне. Например, важные встречи и созвоны. Да, раньше я даже этого не делал.
На первый взгляд, эти инструменты кажутся простыми, но для меня они оказались первым смелым шагом к планированию. Я не разрываюсь между десятками дел и не трачу время на раздумья, за что браться в первую очередь.
После внедрения планирования я всё ещё ощущал, что не могу сосредоточиться на задачах, как хотелось бы. И сейчас расскажу, как научился не отвлекаться от работы в шумном офисе.
Концентрация
Сначала я попробовал очевидное решение — метод Pomodoro. Сел за работу, настроил таймер на 25 минут работы и 5 минут отдыха. Мне не зашло сходу: таймер постоянно прерывал работу, особенно в моменты глубокого погружения в задачу. А с учётом сообщений от коллег, каждый раз вся «помидорная» затея срывалась. Через три дня я это бросил.
Метод WBS (Work Breakdown Structure)
Этот способ я использую редко, потому что обычно у меня нет таких серьезных проектов. Но это важный инструмент, и иногда он очень сильно меня выручает.
Суть метода — это разбивка проекта на мелкие задачи, которые можно легко выполнить за день или несколько часов. Чем точнее делишь задачу, тем проще её реализовать. Я это делаю в Miro.
Если задача большая и неприятная, и мне не хочется к ней приступать, я делю её на несколько более мелких шагов по методу WBS. И тогда снова возвращаюсь к Pomodoro: маленькие сессии работы помогают продвинуться дальше, несмотря на сопротивление.
Time-blocking в духе Deep Work
Концепция от Кэла Ньюпорта мне подошла лучше всего. Её суть — это максимальная концентрация на одной задаче без прерываний в течение 2-3 часов, потом отдых.
Я договорился с командой и тимлидом, что ежедневно с 9 до 12 буду максимально погружаться в сложные задачи. Для меня это время отлично подходит: утром я легче фокусируюсь, а ещё в это время у нас нет совещаний и созвонов. Для себя назвал это фокус-тайм.
Фокус-тайм у меня ежедневно с 9 до 12, и иногда с 15 до 18.
Чтобы повысить концентрацию, я отключаю все уведомления, кроме сообщений от тимлида, и надеваю наушники, чтобы не слышать офисный шум.
Музыка для концентрации
Музыка — отличный способ сосредоточиться. Методом проб и ошибок я нашёл свой идеальный формат: музыка для ADHD на YouTube. В ней нет резких эмоций, которые отвлекают меня, как в случае с классической музыкой, или навязчивого инструментала, как в лоу-фай.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/9c9/241/7e8/9c92417e87b628255b3b097d92ce88a8.png)
Никаким СДВГ я не страдаю, но этот плейлист на фоне помогает мне войти в «состояние потока» — когда я надолго полностью сосредоточен на одной задаче.
С дипворком начал успевать больше. У меня появилось больше времени для проверки работы по чек-листам, и я стал гораздо меньше ошибаться. Картина начала складываться в мою пользу.
Однако всё равно оставались проблемы. Я организовывал рабочее время, но всё равно продолжал опаздывать и работать по вечерам над срочными задачами.
Work-life balance
Планирование рабочего времени и глубокая концентрация не решили всех проблем. Уже на второй неделе я начал чувствовать, что морально не вывожу. К вечеру уже не мог сосредоточиться, а утром еле вставал.
Все смеются над зумерами и их навязчивой идеей work-life balance. Но знаете что? Эти ребята правы.
Я начал с простого шага — поставил будильник на 7 утра. Но быстро понял главную ошибку: нельзя просто «начать рано вставать». Нужно научиться рано ложиться.
Как я перестроил режим сна
Процесс перестройки занял около месяца. Первым делом я установил жёсткое правило — в 19:00 закрываю ноутбук. Даже если осталась небольшая задачка «на 5 минут».
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/014/c5c/8f2/014c5c8f29cf31e492005050d5be3669.jpeg)
В 22:00 я уже составляю план на завтра и читаю книгу. В 23:00 — выключаю свет и засыпаю. Привыкнуть к такому расписанию было сложно, но я справился: начал постепенно двигать время отхода ко сну. Сначала поставил цель заснуть к 1:45, потом к 1:00, потом к 23:45 и так далее.
Через две недели такого режима стали заметны изменения. Я стал работать меньше часов, но эффективность только возросла. Когда научился ловко переключаться с работы на отдых, стал тратить меньше энергии на концентрацию и попытки собрать мысли в кучу.
Когда ты не высыпаешься, а вместо сна — скролл ленты в Twitter, качество работы падает в геометрической прогрессии. И никакие системы тайм-менеджмента это не исправят. Хороший сон и чёткая граница между работой и отдыхом делают для продуктивности больше, чем все приложения для планирования задач вместе взятые.
Общение с коллегами
Сначала я думал, что хороший разработчик должен решать все проблемы самостоятельно. Когда получал задачу, молча кивал и уходил кодить. Если что-то было непонятно — гуглил. Однажды потратил три дня на фичу, которую потом пришлось полностью переделывать. А я всего лишь неправильно понял требования.
Теперь, получая новую задачу, первым делом задаю уточняющие вопросы. Потому что переделывать всегда дольше.
Мы работаем в небольшой команде, поэтому часто просто обмениваемся быстрыми обсуждениями по задаче. Всё важное я фиксирую в «избранном» и карточках задач — это избавляет от «я думал мы договорились по-другому» через неделю.
Не нужно беспокоить команду по каждой мелочи
Перед тем как задать вопрос, я проверяю внутреннюю документацию и смотрю на прошлые записи. Иногда ответ на поверхности, просто нужно немного поискать.
У нас есть система управления знаниями Minerva Knowledge, которой я наконец-то начал пользоваться по назначению. Раньше я её игнорировал, а потом понял, что она может значительно ускорить и облегчить работу.
Там уже есть ответы на большинство моих вопросов. У нашей команды отдельный проект. Мы создаём статьи, шаблоны, загружаем важные файлы, составляем план-график проекта, записываем информацию о релизах и делимся своими наработками.
![Редактируем статьи всей командой сразу, как в Google Docs. Редактируем статьи всей командой сразу, как в Google Docs.](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/4bd/307/916/4bd30791659c9e48ab7cc20b352b92ab.png)
У нас в компании команды пользуются разными инструментами. И для удобства мы объединяем в статьях наши задачи из таск-трекера с документацией от аналитиков и тест-кейсами тестировщиков.
![В итоге быстрее работаем над продуктом и сокращаем количество исправлений. В итоге быстрее работаем над продуктом и сокращаем количество исправлений.](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/339/e1f/6b7/339e1f6b7543110ea8754661486e7d7f.png)
Иногда после публикации я забываю, где конкретно хранятся данные. Но в Minerva Knowledge есть умный поиск — он анализирует поведение пользователей и улучшает ранжирование статей.
Раньше мне приходилось открывать несколько страниц, чтобы найти нужный ответ, а сейчас всё получается делать с первого раза. Как правило, для поиска я использую не саму платформу, а Minerva Copilot. Это помощник с генеративным ИИ. Он встраивается в любую систему и подсказывает ответ в зависимости от контекста.
![Пишешь вопрос и получаешь ответ на основе статей из Minerva Knowledge. Пишешь вопрос и получаешь ответ на основе статей из Minerva Knowledge.](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/b3f/33d/fc7/b3f33dfc7ed995b1ef4d4a1df2c90ab1.png)
Ещё не дёргать коллег помогает система обучения Minerva Learn. Когда я начинаю часто ошибаться в одних и тех же местах — прохожу курс. А если в команду приходят новички, мы продолжаем работать без изменений. Они сами погружаются в проект с помощью системы.
![Курсы построены на знаниях из Minerva Knowledge. Если что-то в основном контенте меняется — информация в обучении обновляется автоматически. Курсы построены на знаниях из Minerva Knowledge. Если что-то в основном контенте меняется — информация в обучении обновляется автоматически.](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/08c/152/691/08c1526915e5c03a8973e54636035949.png)
Так знания всегда остаются актуальными, а наша помощь требуется в редких случаях. Это помогает лучше фокусироваться и не отвлекаться от основных задач.
Мой журнал ошибок
Когда я замечаю ошибку или узнаю что-то новое, открываю личную программу для заметок. Мои записи помогают мне запоминать важное, возвращаться к решениям проблем и не гуглить одно и то же по несколько раз.
В Minerva Knowledge тоже можно фиксировать знания. Постепенно переношу туда важные записи, чтобы использовать их для работы с командой.
Память ненадёжна. Я плохо запоминаю детали, если не записываю их, и часто ищу решения одних и тех же проблем заново. Поэтому создал «журнал ошибок», где фиксирую все важные рабочие проблемы и их решения.
Как я веду записи
Каждый раз, когда я сталкиваюсь с новой проблемой, записываю три ключевые вещи:
Как проявлялась ошибка или проблема.
Как я её диагностировал.
Как я её исправил.
Эти три пункта помогают не только понять, что именно пошло не так, но и как я решал задачу.
Ещё со временем я выработал свои правила ведения записей: кратко и по существу. Главное, чтобы через месяц можно было быстро понять, о чём речь.
Для удобства поиска использую теги. Иногда добавляю скриншоты с пометками — визуальные подсказки часто помогают быстрее вспомнить контекст.
Как я перестал совершать ошибки
Моя персональная база знаний теперь содержит больше 50 страниц полезной информации. В ней я фиксирую каждую ошибку, анализирую её причины и храню решения.
Рабочий день теперь чётко структурирован: утро начинается в 7:00, а в 9:00 я уже в офисе и погружаюсь в глубокую работу над сложными задачами. В 19:00 я закрываю ноутбук, независимо от того, что ещё осталось сделать. Эта жёсткая граница между работой и отдыхом оказалась важнее всех техник тайм-менеджмента вместе взятых.
Главное открытие: продуктивность зависит не от количества отработанных часов, а от системы. Теперь я делаю больше за 8 часов, чем раньше за 12. Перестал быть «самым косячным сотрудником» не потому что стал работать больше, а потому что навел порядок в работе:
Внедрил планирование — каждый вечер составляю список дел на завтра и расставляю приоритеты по методу 1-3-5.
Проверяю основные шаги работы по чек-листам — оставил только самые важные пункты — никаких лишних проверок.
Научился не отвлекаться — использую фокус-тайм каждый день в одно и то же время, слушаю музыку для концентрации.
Слежу за образом жизни — научился рано ложиться и просыпаться.
Веду журнал ошибок — записываю, анализирую, чтобы не наступать на те же грабли.
Улучшил коммуникацию с коллегами — задаю уточняющие вопросы и пользуюсь продуктами Minervasoft — в базе знаний быстро нахожу ответы, а в системе обучения улучшаю навыки под присмотром наставника.
Меньше героизма — больше порядка. Моя система не идеальна и постоянно корректируется. Но она работает, и это главное.
У Minervasoft есть свой блог в Telegram — там будут выходить другие статьи про спорные вопросы в найме, менеджменте и планировании. Подпишитесь, чтобы не пропустить.
Комментарии (5)
ktim8168
07.02.2025 09:10Зачем вообще работать в компании где тебя готовы выжимать по полной, а после выкинуть? Был у самого такой опыт, работаешь, работаешь вечерами, ночами, потому что так принято в компании, надо не ударить в гряз лицом перед заказчиком и все такое. Да, вечерние часы оплачиваются по двойной ставке, но когда у тебя возникает желание взять выходной за свой счет, тебе говорят что-то ты зачастил, да и вообще плохо работать стал и вообще своей зарплаты не достоин, давай ка мы тебя уволим одним днем. Причем люди годами в этой компании работают каким-то образом и держатся ведь, но таких вот "не андроидов" как я, которые выдыхаются, там не задерживаются. В общем, просто к слову пришлось.
Kitsok
07.02.2025 09:10Может и просто к слову, но +1 от меня.
На мой взгляд, автор проделал хорошую работу над собой, но это не отменяет факта, что довольно часто причина проблем с работой кроется в жадности работодателя, а не в личностных особенностях работника.
born86
Сейчас все ринулись в корпоративный фронтенд, потому, что на курсах рассказывают, что это прибыльно. А простые заказчики грустят и страдают, что не найти исполнителя надёжного. Они готовы платить деньги. Большие деньги. Главное - оставаться на связи.
Мне как фрилансеру трудно понять такое дикое желание чтобы тебя так мутузили и имели, а ты еще и виноватым остаешься после переработок.
Kitsok
Это не совсем желание, это, мне кажется, манипуляция со стороны работодателя. Успешная, умелая, мною неистово порицаемая.