
Во многих рабочих коллективах есть «своя» Миранда Пристли — заносчивая и токсичная руководительница из фильма «Дьявол носит Prada». С такими коллегами невозможно спокойно и комфортно существовать — можно только без конца нервничать и мечтать об увольнении.
Но что, если вы работаете, казалось бы, в благополучном коллективе? Авторитарного режима и коллег-сплетников в нём нет, но вы всё равно чувствуете себя некомфортно. Оставлять всё как есть нельзя, особенно если вы руководитель. Токсичные подчинённые могут потихоньку рассорить коллектив и навредить бизнесу.
Поэтому в статье мы поговорим о разных видах токсичности, научимся видеть её в мелочах и разберёмся, что с этим делать.
Распознаём токсиков среди коллег: уровень — лёгкий

Итак, начнём с простого. Вы уже работаете в компании и хотите понять, есть ли причины для опасения.
Если организация очень токсичная, то это сразу бросается в глаза. Яркие черты:
Постоянные конфликты. С клиентами, коллегами и руководителями. Офлайн и онлайн. Никто не боится обидеть другого, а проблемы, естественно, не решаются.
Грубость и хамство. Коллеги и руководители повышают тон и обесценивают вашу работу. Если на работе вы слышите шутки «на грани», панибратство и манипуляции — бегите.
Необязательность. Дедлайны срываются, договорённости нарушаются. Сегодня вами довольны, а завтра вас сократили без предупреждения.
Переработки. Зумеры уже не понимают, почему миллениалы гордятся тем, что сидят в офисе до ночи. Если начальство считает, что работа — это вся твоя жизнь, пора подыскивать запасной аэродром.
Культура страха. Люди боятся задавать вопросы, высказывать своё мнение или говорить «нет» на просьбы остаться подольше или взять дополнительную активность. Звучит как антиутопия, но, к сожалению, такие компании вполне реальны.
Видите хотя бы один признак — начинайте ходить на собесы. Доработайте резюме, изучите новые технологии — и вперёд. На этой компании свет клином не сошёлся.
А если вы сами руководите командой и замечаете у себя что-то подобное — время задуматься, почему сотрудники нервничают больше, чем работают.
Ищем неочевидные намёки на токсичность: уровень — средний
Прошлый уровень на то и был лёгкий, что всё очевидно.
Иногда с первого взгляда, да и со второго, всё ок. Чёткий график, деньги в срок, дружелюбие в чатах, флудилка… Но что-то всё равно не так.

Иногда токсичность — в мелочах. А вот и эти мелочи:
Отсутствие карьерного роста. Не дают возможности расти и на высокие должности берут людей извне. Тратят деньги на наём вместо того, чтобы вложить их в ваше развитие.
Непрозрачность. Руководители говорят, что всё ок, все отделы работают на износ, а компания всё равно в минусе. Где деньги, Лебовски?
Нереалистичные цели. Топы просят делать суперкруто, а возможностей для этого супермало. Или их вообще нет.
Менеджерские провалы. Весь отдел работает очень эффективно, но один единственный Вася косячит через день. Коллеги ворчат, но исправляют его ошибки. А руководители просто не обращают на это внимания.
Проблема в том, что такие ситуации с первого взгляда не рассмотришь. Никто не скажет вам на собесе: «Мы будем требовать много, делать мало, а все твои идеи проигнорируем». К сожалению, некоторые подводные камни начинаешь видеть только в процессе работы.
Но кое-что всё-таки можно сделать.
Сканируем компанию на собеседовании: уровень — сложный

Теперь, когда мы знаем явные и тайные черты токсиков, мы можем сформулировать правильные вопросы. Если вы ищете работу, то обязательно задайте их во время встречи с HR-менеджером или будущими коллегами, чтобы просканировать компанию. А если вы руководитель и набираете людей, прособеседуйте сами себя.
О ценностях и целях
Мало спросить о том, какие у компании ценности и цели: сказать можно что угодно. Узнайте, как эти ценности поддерживаются, а цели — достигаются.
Нужны конкретные действия, цифры и показатели. Желательно услышать мнение не одного сотрудника, а нескольких.
И наконец, узнайте о том, какие антиценности есть у компании. Какие нужны люди –– ясно, а какие точно не нужны?
Список вопросов:
Есть пример цели, которая была достигнута? Как это было сделано?
Расскажите о реальной ситуации, где ценности компании сыграли решающую роль в принятии решения.
Были случаи, когда компания отказалась от кандидата из-за того, что он не соответствует её ценностям?
О людях и коммуникации
Компания стоит на трёх китах: людях, идеях и деньгах. Люди должны быть всегда на первом месте, поэтому важно понимать, так ли это в вашей организации.
Есть ли в ней корпоративные плюшки: страховки, дейоффы, развлечения и так далее. Но даже это не самое важное: нужно понять, слушают ли топы своих подчинённых, есть ли открытые каналы обратной связи, условия для реализации и роста.
А ещё вам должно быть интересно, отлажена ли система онбординга и адаптации новичков, ведь очень скоро этим новичком можете стать вы. И будет очень неприятно, если новым сотрудникам всё объясняют абы как.
Список вопросов:
Как сотрудники общаются по формальным и неформальным вопросам? Есть ли флудилка?
Как вы даёте сотрудникам обратную связь? А наоборот? Происходит ли это регулярно?
Почему ушёл человек, который был на этой должности раньше? Можно его контакты, чтобы обсудить опыт работы?
Как устроены онбординг и адаптация новичков? Какие инструменты вы используете?
Можете даже блеснуть знаниями и упомянуть продукты Minervasoft — Minerva Knowledge и Minerva Learn.
Изящный мув, чтобы показать компании: а) вы шарите и б) вам не всё равно ;)
О деньгах
Корпоративные плюшки — это, конечно, отлично, но продуктовую корзину на них не закажешь. Сотрудникам важно понимать, как обстоит денежный вопрос.
И дело даже не в зарплатной вилке, а в том, приходят ли деньги в срок, есть ли индексация и система грейдов. И если вырасти можно, то как это делать.
Список вопросов:
Как амбициозный сотрудник растёт? Есть ли у него возможность предложить идею и довести её до реализации? Можно получить контакты сотрудника, у которого это получилось?
Что, если сотрудник считает, что получает ниже рынка? Его услышат? Есть ли подобные кейсы?
Компенсирует ли компания стоимость курсов повышения квалификации?
Но даже если ответы вас устроят, убедитесь в этом на практике. Нетоксичная компания действительно слышит сотрудников и способствует их развитию.
А что, если токсик — это вы?

Думали, что вы просто чилловый парень? А вот и нет!
Токсичность вокруг нас настолько привычна, что мы сами можем её транслировать — и не замечать.
Марина цокнула, когда коллега уронил стопку бумаг. Не потому, что это трагедия, а потому, что конец недели, дедлайны горят, а ещё с утра не нашлась пара к любимому носку.
Паша вспылил в чате из-за кривого ТЗ. Не потому что он злой человек, а потому что в сотый раз просит менеджеров оформлять задачи по инструкции, но ничего не меняется.
И Марина, и Паша устали не от работы, а от хаоса. Дедлайны теряются, инструкции пишутся в спешке, а важная информация тонет в чатах.
Вместо споров проще сделать так, чтобы все нужные данные были в одном месте. Например, в Minerva Knowledge:
Это удобно — все важные документы и регламенты в одном месте.
Это эффективно — сотрудники знают, где искать ответы на свои вопросы.
Это не токсично — таблица с дедлайнами не умеет закатывать глаза, в отличие от выгоревшего руководителя.
Подытожим. Мы становимся токсичными не потому что плохие, а потому что нас не слышат. Люди устают от неопределённости, бардака и игнорирования их проблем.
Не пытайтесь силой сделать всех «доброжелательными» — так легко стать токсиком самому.
Если вы руководитель, создавайте здоровую среду — команда ответит тем же. Если вы сотрудник, прислушайтесь к себе — уважают ли вас так, как вы уважаете себя? Если нет, пора что-то менять.
Берегите себя и работайте там, где вам комфортно.
Расскажите, а как вы ведёте себя в токсичной среде: уходите, адаптируетесь или выстраиваете границы?
Если вам понравилась статья и хочется почитать ещё — переходите в наш Telegram. В нём выходят статьи про управление знаниями. А ещё там мы освещаем спорные вопросы о найме, менеджменте и планировании. Подпишитесь, чтобы не пропустить новые тексты.
Комментарии (25)
Pilotv
12.02.2025 13:19Господи опять корпоративный буллшит в пополаме с рекламой своего поделия. Особенно позабавили советы расспросить на собеседовании про какие-то "ценности" компании и как они достигаются . Какие ля ценности Вы о чем. Если это коммерческая компания у нее есть одна цель и ценность заработать деняк своим акционерам/владельцам. Я с 1998 года работаю в IT/Телекоме и ни разу ни разу не видел ситуации где какие то там "ценности" хоть как то влияли на принятие решений. Обычно влияет KPI вполне конкретного Васи который здесь и сейчас должен решить. В большинстве компаний 90% сотрудников при вопросе про "ценности" посмотрят на тебя как баран на новые ворота остальные 10% это бездельники из пиар-маркетинговых отделов которые пытаются этой лабудой накормить сотрудников компании, клиенты их с такими заходами сразу посылают, а вот свои вынуждены слушать. Теперь вот еще на Хабр с этой корпоративной тягомотиной лезут, медом им тут что ли намазано. В добавок неуклюжая реклама своего ПО, раскиданная не к месту по тексту, заставляет подгорать афедрон читающего. Судя по прочитанному могу сказать однозначно - не ходите работать в компанию Минерва ибо их "ценности" заключаются в имитации бурной деятельности, когда сотрудник отдела PR пишет на отвали полурекламный текст с корпоративными банальностями и втюхивает его на Хабр, чем добивается того, что читающий запомнит название этой конторы исключительно в негативном ключе. KPI достигнут перед руководством можно отчитаться о проведенной работе, но результат со знаком минус - вот такие вот "ценности".
jhoag
12.02.2025 13:19Токсично всё, что неоптимально для конкретного человека. Для линейного специалиста в вакууме оптимальный работодатель в вакууме — это когда:
Зарплата устраивает и выплачивается в срок на счёт любого местного банка.
Доход с годами не падает.
Подходят график и формат.
Быстрый и без выкручивания рук найм.
Электронный документооборот.
Предоставляются все рабочие инструменты.
Планомерный онбординг.
Руководитель регулярно снимает с сотрудника обратную связь.
Есть понятная система развития.
Соблюдаются договорённости.
Соблюдается базовый этикет.
Чем больше отклонений от портрета, тем токсичнее компания.
Goodoldheggison
12.02.2025 13:19Продаю ИБ-продукты, не буду говорить где. Что делать, если токсичны не коллеги, а клиенты?)))
elhedgie
12.02.2025 13:19Текст крутой, просто не надо воспринимать страх токсичности как хрустальность или особую нежность. Это к комментаторам выше.
Мы в 25 году живём, никто уже не собирается пахать до обморока и рвать себя на кусочки, лишь бы не отсвечивать. На хабр короче надо завести зумеров побольше, они всё раскидают.
DMGarikk
12.02.2025 13:19Мы в 25 году живём, никто уже не собирается пахать до обморока и рвать себя на кусочки, лишь бы не отсвечивать
у нас уже всемирный социализм-коммунизм наступил? бедность и голод исчезли?
Goodoldheggison
12.02.2025 13:19А в айти все нищие и голодают, да?
DMGarikk
12.02.2025 13:19джуны-зумеры могут начать, если мама с папой перестанут едой обеспечивать, учитывая тенденции на рынке труда
elhedgie
12.02.2025 13:19А не рвать заднее место на работе — это только в коммунизме возможно?) Тогда мне жаль, что вы все это время работали на износ, хотя можно было не.
DMGarikk
12.02.2025 13:19хотя можно было не.
а денежки мне за это бы платили? ну всмысле столько сколько я хочу, с учетом того что у меня опыта мало (было)?
p.s. я никогда не жаловался что на износ работаю, я скорее порассуждать
==
Странные какието вводные, типа зачем вы вджобываете если можете не вджобывать?... чтобы денюжки получать, вот зачем. выбор у меня в свое время был - или я получаю 60тыщ и работаю в т.ч. по ночам, или работаю менеджером в эльдорадо и получаю 10тыщ. (разговор про середину нулевых)
концептуально вопрос не изменился до сих пор, разве что работу сложнее джуну найти стало
nedoxa9900
12.02.2025 13:19Вот так приводишь людям конкретные факты, а тебе говорят «ты просто неженка»
Лучше быть неженкой, чем вымещать свою злость и неуверенность в себе на других
solarscream
12.02.2025 13:19Поразмышляйте на досуге, откуда у людей в принципе появляется потребность в унижении (попытках унижения) окружающих.
aboutmurena
12.02.2025 13:19Во многих рабочих коллективах есть «своя» Миранда Пристли — заносчивая и токсичная руководительница из фильма «Дьявол носит Prada».
забавно что последний выпуск токсики про сквозь-баб который бывший кадет-наркоконтроля
DMGarikk
Деньги всегда на первом месте, не обманывайтесь. когда кончаются деньги, людей сокращают в первую очередь, это быстро и эффективно сокращает бюджет
вообще вся эта история с "люди это самое важное" - это история скорее ИТ компаний у которых много лишних денег, в других секторах всё или плохо или очень плохо.
но в целом, нигде, люди не на 1 месте, это не благотворительность.
===
ну а по теме, работал в токсичных и средне токсичных компаниях, надо увольняться и идти дальше. а зумеры поймут почему миллениалы не уходят с такой работы, в тот момент когда они съедут от мамы с папой в съемную квартиру за 100к в месяц, а их сократят на работе...а грейд джуновский... а и из 500откликов ни одного ответа... второй месяц, и от арендодателя 5 неотвеченных вызовов...
Nn111
Да, деньги решают. Я примерно раз в месяц задаю себе вопрос: стоит ли продолжать работать в текущей компании ( мне не нравится пара коллег, очень не нравится с ними контактировать), но пока мне платят так как тут, я остаюсь.
ArtemLoginov1
свобода одного начинается там, где не заканчивается мамин холодильник
с. Сократ
Ivan_PNZ
Еще "люди" часто забывают, что уходя из формально токсичной компании, они конечно уходят, но при этом забирают себя и свои привычки, они уносят их с собой в новую компанию, где все начинается заново - разговоры про токсиков, тошнотов и капризуль.
И да - бизнес делается ради бизнеса, а не людей - про людям это в концепцию социализма и коммунизма. Капитализм это про деньги и приспособленцев (в гораздо большей степени, чем другие модели). Чем раньше это начинаешь понимать, тем проще живется без розовых очков и "я у мамы симпотяга".
solarscream
Совершенно согласен. Хотели капитализм? Даже не так... "Айтишники" в большинстве своем и не работали при социализме, ибо ещё под стол пешком ходили либо вообще не родились. Так что большинство из них - выращенные на плодородной уранорудной почве капитализма неосознанные потребители.
Ivan_PNZ
Ну почему же "не осознанные"? Вполне себе осознанные - поколение "ХОЧУ, МНЕ ДОЛЖНЫ". Нарративы "пахать на дядю", "вкалывать за копейки" годами внедрялись в сознание людей. На этой почве темы "тебе все должны", "люби только себя" и "ты себя не на помойке нашел" очень быстро дали свои плоды и развились дальше.
Как это стало модно сейчас обсуждать в соцсетях и тп: "миллениалы" в большинстве своем были уверены, что сначала нужно "научиться, приобрести опыт" и уже потом на опыте искать денег, продолжая при этом пахать, а не заниматься рассуждениями о токсичности, плюшках работодателей и прочей шелухе.
"Зумеры" же идут сразу от обратного - сначала деньги (да и потом - деньги, деньги), сбор плюшек и прочего, и только потом - ну да, какой то опыт, какие то знания: ДОЛЖНЫ сами научить, ДОЛЖНЫ сами направить - им ДОЛЖНЫ. Им нужны относительно легкие деньги IT, все профиты отрасли, вайбовость в конце концов, хотя в слух продолжает произноситься - дружный коллектив, хорошая техника, выстроенные прозрачные процессы и достойные условия труда (где достойнее, туда и идем).
И тот и тот подход и хорош и плох по своему, однако при первом работа делается и создаются продукты, успешные на рынке, создаются корпорации. А при втором?
В одном таком обсуждении один человек верно подметил: самое интересное начнется тогда, когда вечнострадающие от токсиков и всяких скуфов зумеры станут сами управленцами всех звеньев, владельцами бизнесов (именно бизнесов, а не кофейных ларечков и микро-лавок). Что тогда начнется? Эпоха всеобщего взаимоуважения, вайбовости и гармонии - директор по утрам будет встречать всех улыбкой и раздавать соевый латте без кофеина? Или исторические ноты капитализма возьмут свое и им также придется стать "негодяями начальниками", которые должны приносить деньги себе, своей компании, выполнять KPI и отщипывать "крошки" коллегам-"трудягам"?
Ivan_PNZ
Еще "люди" часто забывают, что уходя из формально токсичной компании, они конечно уходят, но при этом забирают себя и свои привычки, они уносят их с собой в новую компанию, где все начинается заново - разговоры про токсиков, тошнотов и капризуль.
И да - бизнес делается ради бизнеса, а не людей - про людям это в концепцию социализма и коммунизма. Капитализм это про деньги и приспособленцев (в гораздо большей степени, чем другие модели). Чем раньше это начинаешь понимать, тем проще живется без розовых очков и "я у мамы симпотяга".