Привет, Хабр! Меня зовут Настя, я автор команды техпиара в МТС, а еще иллюстратор и фанатка видеоигр. В прошлый раз я делала обзор на Split Fiction, а сегодня предлагаю окунуться в мир громких проектов последних лет, которые, несмотря на внушительные бюджеты и высокие ожидания, так и не завоевали любовь фанатов.

Надеюсь, эта публикация будет интересна не только поклонникам мира игр, но и тем, кто любит поразмыслить, почему даже самая яркая идея и крупный бюджет не всегда приводят к успеху.

Marvel’s Avengers, 2020 год

Начнем мы с амбициозного проекта от Crystal Dynamics и Square Enix, разработанного в сотрудничестве с Marvel Games. В его основе лежит знаменитая супергеройская серия комиксов «Мстители». Звучит заманчиво: кто бы не хотел поиграть за любимых Капитана Америку и Халка?

На разработку Marvel’s Avengers было потрачено около 170 миллионов долларов. Внушающие инвестиции, мощный бренд и обожаемые герои должны были привести к триумфу. Но реальность оказалась суровой: на игру обрушились волны разочарования фанатов.

Пожалуй, главной проблемой стал слабый и предсказуемый сюжет. Он не сумел заинтриговать геймеров. С первых минут игры понятно: сюрпризов здесь не будет. Банальный сценарий быстро погружает в скуку, а миссии «приди, побей, уйди» повторяются снова и снова.

Дополнительное разочарование вызвал облик героев. Вместо харизматичных голливудских лиц игроки получили безликих персонажей с рядом проблем в анимации, мимике и озвучке. Даже костюмы, которые могли бы добавить индивидуальности, оказались слишком практичными и лишенными изюминки. Яркий пример — Тони Старк, или Железный человек: его броня вышла чересчур массивной, без того изящества и деталей, представленных нам в фильмах.

Окончательно «добили» пользователей постоянные технические недоработки: игра слабо оптимизирована даже для мощных ПК. Частые фризы и баги мешали наслаждаться процессом. Вдобавок встречались необычные сбои: неправильное воспроизведение музыки, замедляющиеся движения персонажей, ошибки в анимациях. Все это портило впечатление об игре и очень расстраивало. Было и такое, что враги застревали в стене или проваливались в текстуры, становясь полностью недосягаемыми для игрока.

В конечном счете Marvel’s Avengers при всех вложениях, культовом имени и превосходной начальной концепции оказалась посредственной и однообразной игрой с массой технических проблем. В 2023 году разработчики официально прекратили поддержку игры. Обидно, досадно.

Battlefield 2042, 2021 год

Следующий «счастливчик» — футуристический шутер от первого лица, разработанный DICE и Electronic Arts. Одна из основных частей культовой серии Battlefield с бюджетом в более 150 миллионов долларов на разработку. Действие игры происходит в антиутопичном будущем, где ресурсы планеты на исходе, а повсюду разгораются конфликты. Игроки берут на себя роль наемников — бывших солдат из разных стран, сражающихся за интересы мировых держав.

Что пошло не так? Проект столкнулся с лавиной критики и разочарования, сформировавшись в один из самых обсуждаемых коммерческих провалов в истории. Серьезным моментом стал отказ от одиночной кампании — риск, который не сработал. В отличие от предыдущих частей, игра полностью лишилась сюжетного режима и утратила возможность создать эмоциональную связь с игроком через историю персонажей. Отсутствие сюжетной линии воспринималось как нежелание DICE вкладываться в глубину игрового опыта.

Конечно, не обошлось без технического хаоса и бедного стартового контента. Игра вышла недоработанной. На старте было относительно мало карт, оружия и техники, особенно по сравнению с предыдущими частями. Многие функции из старых частей были урезаны или вообще отсутствовали, например детализация разрушения объектов или адекватная схема урона. Бонусом к игре шли многочисленные баги, визуальные и геймплейные недочеты. Пользователи сталкивались с падением частоты кадров, нестабильным подключением к серверам, неправильной работой оружия и другими техническими проблемами.

Проект отличился и проблемным геймдизайном карт и героев. Карты оказались слишком большими, с малой плотностью сражений. Игроки жаловались на «пустые» пространства, отсутствие укрытий и чрезмерную линейность и хаотичность боев. Battlefield 2042 отказалась от традиционного классового деления (инженер, штурмовик) в пользу новой системы «специалистов». Это нововведение восприняли негативно, потому что оно уничтожило командную динамику, к которой привыкли фанаты. «Специалисты» обладали уникальными гаджетами и навыками, но при этом могли свободно использовать любое оружие. Это убило ощущение ролевой специализации и командной зависимости.

Battlefield 2042 задумывалась как переосмысление серии с акцентом на масштабные онлайн-сражения, но вышла откровенно сырой. Игроки массово критиковали продукт, и платформа Steam зафиксировала крайне низкий пользовательский рейтинг. После негативного запуска DICE и EA начали выпускать обновления, исправляющие баги и добавляющие новый контент. Часть проблем была решена, например улучшили баланс карт, добавили сезонные активности, но подорванная репутация сделала свое дело.

The Lord of the Rings: Gollum, 2023 год

Как давняя поклонница великолепной трилогии «Властелин колец», эту игру я ждала с особым трепетом. Меня воодушевила идея увидеть темную сторону легендарной вселенной глазами одного из самых трагичных персонажей Толкина — Голлума. Бывший хоббит Смегол, испорченный Кольцом Всевластия и измученный внутренним конфликтом, казался идеальным героем для глубоко и атмосферного приключения.

Но уже при первом запуске на PS5 наступило оглушительное разочарование… Графика выглядела откровенно устаревшей, в ней даже отдаленно не было той магической атмосферы, которую мы привыкли видеть в экранизациях. Персонажи были плохо проработаны, а Голлум выглядел будто его «лепили» в спешке. Опять же никакого визуального сходства с привычным нам киногероем. Осталась только тень задумки — грубая, недоделанная, ковылявшая на сломанных ногах к титрам.

Причины такого провала очевидны. Главный герой, каким бы интересным он ни был концептуально, в реализации оказался крайне неудачным. Голлум — персонаж противоречивый, физически слабый, он не способен на открытый бой. Это сделало геймплей монотонным и скучным.

Во-вторых, несмотря на саму идею, бюджет игры составил относительно скромные 15 миллионов евро. Это означало только одно — жесткие ограничения во всем: графика, анимация и масштаб. Вероятно, именно поэтому визуальная часть оставила ощущение сырого продукта. Над проектом работала команда всего лишь из 85 человек. Это крайне ограниченный ресурс, учитывая нюансы персонажа и ожидание фанатов, стремящихся к качественному игровому опыту. В то время как на создание игры The Last of Us Part II ушло 220 миллионов долларов, а работало над ней около 200 человек. Разница очевидна.

И снова самая болезненная часть — технические неполадки: падения FPS, проблемы с производительностью, многочисленные баги текстур. Все это не просто испортило мне впечатление, а вынудило закончить прохождение игры. Не буду лукавить, искренне жаль каждой потраченной копейки.

После провального запуска Daedalic Entertainment приняла решение прекратить разработку видеоигр. И учитывая результат, это, пожалуй, логичный и честный шаг.

Star Wars Outlaws, 2024 год

Star Wars Outlaws стала очередным примером того, что ставка на громкое имя франшизы, увы, не спасает проект от неудачи. Игра, выпущенная в 2024 году студией Massive Entertainment при поддержке Ubisoft, на бумаге выглядела ну очень вдохновляюще. Только представьте: открытый мир знаменитой вселенной «Звездные войны», харизматичная главная героиня Кей Весс, любимые герои, масштабные ограбления и незабываемые приключения на земле и в космосе. Впечатляет? К тому же бюджет в 200–300 миллионов долларов вселял в сердца надежду на нечто грандиозное. Но в процессе игры стало очевидно, что за красивой оберткой спряталась скучная начинка.

На мой взгляд, основная проблема — однообразие геймплейных заданий и проблемы с ИИ. Миссии сводятся к набору стереотипных заданий (поиск предметов, устранение врагов), без глубокого развития механик или серьезных вариаций. А как мы знаем, примитивная боевая система быстро наскучивает. Скромный ИИ противников часто сводил на нет напряжение и нарушал целостность атмосферы. Нередко враг просто не реагировал на присутствие игрока. Кому такое понравится?

Неожиданно, но владельцев PlayStation 5 ждало отдельное разочарование, вызванное, конечно же, техническими фейлами. Проблемы с производительностью, прорисовкой объектов и баги напрочь испортили впечатление. Мы еще были готовы закрыть глаза на сюжетные и геймплейные недоработки, но… увы.

Как итог — средние оценки критиков и вялые отклики игроков только подтвердили эту печальную реальность. Хорошая идея потерялась в так себе реализации. Обычно от проектов с такими легендарными вселенными геймеры ждут не просто соблюдения стандарта качества, а настоящего прорыва. Вот оно, ожидание и реальность.

Concord, 2024 год

Завершает подборку многопользовательский шутер от первого лица, разработанный американской студией Firewalk в партнерстве с Sony Entertainment для Playstation. Основу игрового процесса составляли динамичные поединки двух команд по пять игроков, где каждый управлял персонажем с уникальными способностями и умениями. События разворачивались в стилизованной футуристической вселенной: здесь уживаются представители человечества и разумных инопланетных рас.

Разработка Concord растянулась на восемь лет, каждая стадия требовала времени, ресурсов и технологической точности. По некоторым данным, бюджет игры варьируется от 200 до 400 миллионов долларов. Согласитесь, дорогостоящая попытка заявить о себе на рынке онлайн-шутеров. Проект мог бы составить конкуренцию Overwatch, но… в сентябре 2024 года поддержка Concord была прекращена. Игра с треском провалилась под тяжестью собственных ошибок.

Во-первых, маркетинговая кампания дала сбой. Вопреки ожиданиям, активное продвижение началось слишком поздно. Многие узнали об игре уже после релиза, а ведь эффект первого впечатления особенно важен в конкурентной среде. Люди просто не знали о ее существовании или знали, но не понимали, зачем в нее играть.

Второй тревожный звонок — цена в 40 долларов на старте. В современном игровом мире, где доминируют условно бесплатные проекты, такая стоимость выглядела странным решением.

Третьим фактором стали банальность игрового процесса и техническая несостоятельность проекта. Вместо новых захватывающих впечатлений игроки получили вторичные и устаревшие механики, а также персонажей, попросту лишенных харизмы — например, в каждом матче встречаются одни и те же герои.

Вишенка на торте — отсутствие полноценной связи между разрабами и целевой аудиторией. В команде будто не слышали или не хотели слышать обратную связь от рядовых пользователей и профессионального сообщества. Такой подход оставил проект без адаптации к реалиям и ожиданиям игроков.

Ну что, подытожим? Миллионы долларов, потраченные на разработку, не гарантируют успеха. Некоторые из перечисленных игр стали эталоном «как делать не надо, и все они страдали от схожих ошибок: сломанный геймплей, нехватка контента, технические проблемы, неудачный маркетинг или просто недостаток души. Все это — грустный урок о том, что важно учитывать не только внутреннее видение проекта, но и реалии рынка, предпочтения аудитории и современные подходы к видеоиграм.

Комментарии (9)


  1. aik
    18.05.2025 08:32

    А что тут Горлум делает с бюджетом в 10-15 раз меньше, чем у остальных?


  1. kenoma
    18.05.2025 08:32

    А я сначала и не понял, что текст написан нейронкой. Рассказать про конкорд и не упомянуть про волну хейта это надо или промытые мозги иметь или быть зацензуренным чатгпт.


    1. Allaire
      18.05.2025 08:32

      Рассказать про конкорд и не упомянуть про волну хейта

      Плюс рекордно короткое время между началом продаж и прекращением проекта.

      На вики, впрочем, про эту волну тоже почти ничего нет, что наводит на мысли.


    1. DrGluck07
      18.05.2025 08:32

      Даже нейронка понимает, что люди играют в игры, а не в их бюджеты. Но вообще, судя по всему, мы наблюдаем начало конца Хабра. Если сейчас за такое не начать жестко карать, потом уже будет поздно.


  1. zrxzx
    18.05.2025 08:32

    Concord, 2024 год

    В-пятых, кислотный чардиз. Напоминает дешёвые китайские игрушки по мотивам MARVEL с изменёнными цветами персонажей, будто на заводе нужные краски закончились.


    1. Sabin
      18.05.2025 08:32

      Персонажи похожи на бомжей, искупавшихся в нескольких бочках со случайной краской


  1. Alex-Freeman
    18.05.2025 08:32

    Странно, что Starfield не попал, наверняка про него было в датасетах нейронки, которая писала статью


    1. Kerman
      18.05.2025 08:32

      Так старфилд и не провалился - они просто и не задумывали делать игру. Денег собрали? Собрали.


      1. Kenya-West
        18.05.2025 08:32

        Особенно мои деньги, которые я вложил в Game Pass за три года до выхода Starfield... /s

        Отличная космоопера на несколько дней, но сюжет у неё плохо проработан - нет трагедии и антигероя, центральный сюжет не даёт подстёгиваний сражаться. Просто миры, просто корабли, глобального конфликта нет.