Настройки тарифов и автоматизация платежей лежат в основе эффективного использования парковочной системы, обеспечивая удобство эксплуатации и обслуживания. В данной статье мы рассмотрим основные рекомендации по выбору парковочной системы на базе процессов тарификации и автоматизации платежей и приведем практические примеры.

Классификация пользователей

Разделение пользователей по категориям обеспечивает точный учёт, эффективное распределение пространства парковки и гибкость в применении тарифов и способов идентификации.

Разовые посетители, как правило, получают доступ на парковку с помощью билета со штрихкодом или QR-кодом. 

Постоянные пользователи, такие как сотрудники компаний-арендаторов, получают доступ по постоянному идентификатору — это может быть, например, карта или транспондер. 

Для арендаторов, использующих парковку на договорной основе, система учитывает установленный лимит закреплённых парковочных мест, не позволяя превышать его. 

Владельцы абонементов получают право на въезд и выезд в соответствии с индивидуальными условиями — например, по времени суток или календарным дням. 

Гости компаний или арендаторов могут получить временный доступ по одноразовому QR-коду, который предоставляется заранее и предъявляется с экрана смартфона или в распечатанном виде.

Пример из практики:

При внедрении системы на парковке крупного бизнес-центра был реализован механизм разграничения доступа для разных типов посетителей. Сотрудники компаний-резидентов использовали карты доступа для автоматического въезда и выезда, арендаторам был установлен лимит по количеству одновременно находящихся на парковке автомобилей, отслеживаемый в реальном времени. Разовые посетители получали билеты со штрихкодом на въезде, а гости — предварительно сгенерированные QR-коды, отправленные по электронной почте или через мобильное приложение. Благодаря такому подходу удалось оптимизировать загрузку парковки, избежать конфликтов за места и обеспечить удобный и прозрачный доступ для всех категорий пользователей.

Тарификация

При выборе системы следует обратить внимание на её гибкость в части настройки тарифных планов. Оптимальным решением будет система, поддерживающая следующие возможности:

– тарификация с точностью до минуты

– возможность создания сложных тарифных структур с неограниченным уровнем вложенности

– зависимость тарифа от календаря, времени суток, дня недели или длительности пребывания

– применение различных тарифов в зависимости от категории пользователя

Пример из практики:

На парковке делового центра была внедрена многоуровневая тарифная модель: первые 15 минут пребывания — бесплатно, далее — почасовая тарификация, но не более фиксированной дневной ставки при пребывании свыше 4 часов. Такая структура позволила повысить доступность парковочных мест для краткосрочных визитов и одновременно сохранить привлекательность для сотрудников и гостей, прибывающих на длительное время. 

Еще один пример из практики, иллюстрирующий сложную систему вложенных уровней тарификации. Частная школа имеет парковочную зону для посетителей, которую могут использовать и посетители соседнего бизнес-центра. 

Система позволяет создать отдельную тарификацию по месяцам года (в зависимости от учебного календаря). В рамках каждого месяца можно создать вложенные индивидуальные тарифы. Например, на период каникул школа может предлагать посетителям бизнес-центра дополнительные тарифы с более лояльными условиями. Количество уровней вложенности не ограничено технически. К примеру, система позволяет создать дополнительные уровни вложенности разделения тарификации в зависимости от времени суток.

Автоматизация платежей

Безналичная оплата, как наиболее востребованный и универсальный способ, может быть реализована через паркоматы, терминалы стоек выезда или интеграцию с мобильным приложением. Этот способ оплаты сокращает среднее время транзакции, минимизируя образование очередей, особенно на объектах с высокой интенсивностью трафика.

Наряду с этим, целесообразно предусмотреть возможность оплаты наличными — особенно в местах с разнородной аудиторией. При этом важно, чтобы оборудование поддерживало выдачу сдачи, позволяя не задействовать персонал для размена денег. 

Для повышения лояльности и привлечения целевых аудиторий эффективным инструментом может стать система скидок и промокодов, применяемых при оплате. Это особенно актуально для клиентов арендаторов, например, фитнес-центров, или мест проведения мероприятий. Скидка может применяться как по результату “ручной генерации промокода”, так и по результатам приобретения товара или услуги по чеку. 

В отношении абонентов и корпоративных пользователей рекомендуется предусмотреть возможность удалённого продления доступа — через личный кабинет, мобильное приложение, или интеграцию с корпоративной системой управления. Это упрощает администрирование и снижает потребность в участии персонала. Важным преимуществом многих систем является возможность самостоятельного продления постоянных абонементов через паркомат.

Для разовых посетителей важно наличие механизма восстановления билета по государственному номеру автомобиля — как способ минимизировать конфликтные ситуации и избежать неоправданных штрафов при утере бумажного носителя. Кроме того, в исключительных случаях система должна предусматривать ручную фиксацию оплаты оператором с соответствующей регистрацией операции в журнале действий.

Важно отметить, что некоторые парковочные решения поддерживают систему быстрых платежей. В процессе оплаты через паркомат система генерирует QR-код для перевода через СБП, что может быть удобным в ряде случаев, когда затруднительно использовать банковскую карту или наличные. 

Еще один распространенный способ оплаты парковки — с помощью QR-кода. Пользователь сканирует QR-код на парковочном талоне с помощью смартфона и переходит по ссылке в браузере. Веб-приложение запрашивает у системы стоимость парковочной сессии по номеру талона и отображает её на экране. После нажатия кнопки оплаты пользователь перенаправляется на страницу банка-эквайера, где вводит данные своей банковской карты. После завершения оплаты веб-приложение получает подтверждение от банка и помечает парковочную сессию как оплаченную. На экране появляется сообщение об успешной оплате, и клиент может покинуть парковку. Такой метод в некоторых случаях позволяет сократить затраты на внедрение системы, так как оборудование для онлайн-оплаты по QR-коду обходится дешевле, чем кассовые терминалы или паркоматы.

Пример из практики:

Рассмотрим пример парковочной системы городского музея с высокой посещаемостью в выходные и праздничные дни. Основной способ — безналичная оплата через терминал при выезде, позволяющая ускорить проезд и минимизировать скопление машин в часы пик. Для пожилых посетителей и туристов, не использующих банковские карты, реализована возможность наличного расчёта через паркомат с выдачей сдачи. В рамках партнёрской программы музей предлагает скидочные QR-коды, применяемые при оплате. Такой подход обеспечил комфорт для разных категорий посетителей музея и снизил нагрузку на персонал учреждения.

“Ручная касса” – стационарное рабочее место оператора-кассира по прежнему остается надежным способом оплаты во многих проектах. 

Состав подразумевает ПК с сенсорным экраном и периферией ввода, онлайн ККТ + термопринтер чеков, купюроприемник / POS-терминал, QR-сканер для работы с билетами и IP-камеру для контроля за операциями. Чаще всего ручная касса служит дополнительным средством оплаты через оператора в случаях, когда автоматизированные системы оплаты требуют обслуживания. 

 

Комментарии (0)