Предварительная подготовка
Я начал готовиться еще в России. Так как опыта работы программистом у меня по сути и не было, я решил, что нужно “потренироваться на кошках” и походить на интервью в московские компании. Думаю, это мне многое дало в плане уверенности в себе. Сразу понимаешь, что надо отвечать, какие задания, скорее всего, получишь, как нужно исправить резюме. Самый неудобный вопрос был: “А почему вы работали начальником отдела, а теперь хотите простым программистом?” А в остальном, все было нормально, за исключением того, что первые несколько интервью я с треском провалил. В итоге, с конца июля по середину августа я посетил штук 10-12 собеседований и даже получил предложение работы. Но главными результатами для меня было отполированное резюме, цепляющее глаз HR, а также уверенность, что собеседование на должность программиста я пройти могу.
Конечно, если вы программист с хорошим опытом, то этот шаг вам не нужен. Но если вы никогда не чувствовали уверенности на собеседованиях, очень рекомендую потренироваться до поездки. Вы все равно ничего не теряете.
Резюме и профиль Linkedin
Обычно в материалах о переезде в Германию пишут о сайтах monster.de и XING, но у меня с ними как-то не пошло. Я честно пытался, но особых откликов не получил.
Намного больший эффект был от профиля в Linkedin, на котором я и сосредоточился.
Методом последовательного приближения я довел его до состояния легкой сексуальности. По крайней мере недостатка внимания со стороны HR нет даже сейчас. Кроме того, через полгода после переезда мне понадобилось сменить работу, и это удалось сделать за 2 недели. При том, что я еще рассчитывал на заметную прибавку в зарплате.
В общем, рекомендую. Если испытываете проблемы с самостоятельным заполнением, вот ссылка на мой профиль. Берите, меняйте пункты и buzzwords на свои так, чтобы в итоге букв получилось примерно столько же.
Поясню несколько моментов:
- Пишите только правду.
- Не скромничайте.
- HR ищут по buzzwords, ибо они все равно не понимают, что за этими словами стоит. Позаботьтесь об HR).
- Не пишите “выполнял обязанности и работал работу на протяжении трех лет”. Напишите о том, чем вы гордитесь и о чем готовы с радостью рассказать на интервью.
- Не тратьте много времени на первую версию. Все равно идеально не выйдет.
В общем, стандартный agile. Короткая итерация, проверка на клиентах, внесение изменений.
Резюме
Резюме в Германии вещь формальная, но необходимая. Стандартом является документ длиной 2 страницы. Наверное, на немецком. Но так как мы ищем англо-говорящую компанию, то и резюме у нас будет на английском.
Собственно, для экономии слов снова приведу своё резюме в качестве reference-болванки. В комбинации с советами с сайта www.careercup.com это вам даст достаточный минимум для того, чтобы написать свое собственное, подходящее под немецкие стандарты.
Поиск работы удаленно
Примерно с середины августа я начал откликаться на вакансии в Берлине. Не могу сказать, что работодатели охотно отвечали. Агенства не откликались совсем. Однако, через неделю я указал место жительства Берлин и стало бодрее. За последние две недели в России я откликнулся на два десятка вакансий и мне удалось пообщаться с двумя HR. Одна дама была очень милой и сказала, что если я буду в Берлине, они не прочь со мной пообщаться лично. Так же она подсказала мне сайт поиска квартиры wg-gesucht.de (вы знакомы с ним по первой части)
Источники вакансий, которые я использовал:
- Berlinstartupjobs
- Искал компании базирующиеся в Берлине и делал запрос у них на их сайтах.
Плюс сейчас я бы добавил:
- Раздел jobs на stackoverflow.com
- Группа Берлин IT в Facebook. Мой алаверды ребятам, они специально выделили пост для неофитов берлинского рынка труда.
Надо сказать, что в тот момент у меня не было определенного плана действий. У меня не было в Берлине знакомых, и я не знал, как там обстоят дела с работой. Я не был уверен, что смогу трудоустроиться и выбирал между двумя вариантами:
- Поступить более радикально и поехать в Берлин, разобраться на месте.
- Все-таки устроиться на работу в Москве, чтобы набраться опыта программирования.
Однако, в этот момент моя жена получила подтверждение, что берлинский ВУЗ принимает ее на учебу. Так что, в каком-то смысле у меня не осталось выбора. Поэтому я купил билет и полетел.
На месте
После решения вопроса жилья, я мог сосредоточиться только на поиске работы. К каналам поиска, которые я озвучил выше, добавились походы по различным start-up конференциям, meetup’ам и hackatlon’ам.
Мероприятия
В Берлине подобные вещи проводятся практически каждый день, причем одновременно в нескольких местах. Для поиска я использовал эти ресурсы:
Я успел побывать на относительно большом мероприятии Start-up Safary и потренировать навык самопрезентации. А потом я попал на еще одно прекрасное мероприятие — HackerX, о формате которого стоит рассказать подробнее:
Все действо похоже на вечеринку speed dating, когда девушки сидят за столами, а молодые люди подсаживаются к ним за столики на 5 минут и пытаются заинтересовать их своей персоной. Только вместо девушек — работодатели, а вместо молодых людей… молодые люди в поисках работы. Такой формат позволяет вам убить сразу нескольких зайцев:
- Раздать свое резюме примерно 20 компаниям и пройти небольшое интервью примерно с 10 из них.
- Отточить свою презентацию. После 3-4 раунда вы сможете за одну минуту рассказать о себе все самое важное.
- Завести знакомство с другими разработчиками.
- В конце концов, бесплатно поесть пиццы, выпить пива и получить много фана.
Кстати, 29 и 31 марта в Берлине как раз планируется такое мероприятие. Так что, можете еще успеть. Разработчики попадают на это мероприятие по инвайтам.
Но даже если вы пропустите, других конференций и meetup’ов вполне хватит для сбора необходимых контактов.
Интервью и оффер
Как раз после HackerX у меня набралось 5-6 откликов, на которых я и решил сосредоточиться. Из них после первых раундов отвалились все компании, кроме двух. Надо сказать, что задания и формат интервью довольно сильно варьируются. Кто-то больше интересуется на soft-skills, кто-то предпочитает довериться codility, но, в целом, на собеседованиях примерно то же, что и в Москве. Только на английском.
Одна компания довольно быстро предложила мне оффер, а в другой я прошел “все круги ада”, включая пробные полдня работы, но в конце концов они так меня и не пригласили.
В итоге, 16 сентября у меня на руках был оффер в 39к (что означает 39 000 евро в год до вычета налогов) для работы front-end разработчиком. Прямо скажем, если вы хороший разработчик, вас такое не вдохновит. Однако, я принял этот оффер руководствуясь следующими соображениями:
- На тот момент я не был хорошим разработчиком.
- Если я хороший разработчик, то после оформления бумаг и периода адаптации компании либо придется предложить мне большие деньги, либо я просто найду другую работу.
- Я могу сделать еще один раунд сбора откликов и хождения по интервью. Допустим примерно через месяц мне предложат работу в стабильной компании, тысяч на 43-44. По деньгам это выйдет тоже самое, но при этом есть риск пролететь.
- У меня был Termin в ABH (Auslanderbehorde — ведомство по делам иностранцев) на 22 сентября. Все как раз хорошо укладывалось.
Я уверен, если вы хороший специалист, вы сможете сразу получить лучшие условия, чем получил я. Но все равно, я советую вам для начала не скряжничать и уступать в финансах. Через полгода вы сможете вернуться к денежному вопросу, уже когда оформите все бумаги. На первом этапе главная ваша задача — получить контракт как можно быстрее. Это должно быть приоритетом.
Оформление бумаг
Напоследок я коснусь вопросов оформления бумаг.
Документы на Blaue Karte
По этой ссылке вы сможете найти список документов, необходимых для подачи документов в Берлине, а также необходимые для заполнения формы.
В основном это:
- Контракт
- Свидетельство о регистрации в Берлине
- Переведенный диплом
Там же есть ссылка по которой можно записаться на подачу (ищите Make an appointment). Записываться лучше сильно заранее, чтобы не ждать месяц уже после того, как вы подписали контракт. Смотрите больше деталей в FAQ (АБХ). Если Termin на ближайшее время найти не удастся, идите к открытию, берите талон и пробуйте сдать документы в порядке живой очереди.
Страховка
В Германии обязательная медицинская страховка, отчислять ее будет ваш работодатель. Чтобы не ломать себе голову, в начале выбирайте крупную государственную компанию. Позже у вас будет время сменить ее если захотите. Многие выбирают AOK, я выбрал DAK. Выбирал по отзывам в интернете.
После того как я заключил контракт, я пошел в офис страховой, попросил англоязычного менеджера и вручил себя ему (точнее ей) в руки. Насколько я помню, при себе нужно иметь паспорт, контракт и регистрацию. Также попросите менеджера выдать вам бумагу о том, что теперь вы у них числитесь. Эта бумага вам понадобиться при оформлении на работу. Через несколько дней вам по почте придет ваша страховая пластиковая карточка, которую вы будете использовать при походе к врачам. Страховка будет действовать не только на вас, но и на жену и детей. Жене также нужно будет пойти в страховую с регистрацией, переводом свидетельства о браке и паспортом.
Налоговый класс
За налоговым классом лучше всего идти в Finanzamt по месту жительства. Если вы, например, переезжаете с женой, которая не будет работать первое время, то вам выгоднее взять налоговые классы 3/5. Мы поступили так: когда моя жена приехала и зарегистрировалась, мы вместе пошли в Finanzamt, в порядке живой очереди подошли к женщине и объяснили ситуацию. Она нам выдала бумаги о том, что у меня 3 класс, а у жены 5. Эту бумагу я отнес на работу. Более подробно читайте в FAQ (Налоги).
Социальный номер (Identifikationsnummer)
За социальным номером никуда идти не надо. Он сам в какой-то момент приходит по почте. После того как он придет, копию этого свидетельства нужно будет отнести работодателю.
Послесловие
На этом в общем то и все. Я надеюсь, этот материал поможет тем, кто задумывался над переездом в Германию, но не знал с чего начать. Как видите, если действовать поэтапно и в правильной последовательности, эта задача по силам “простому российскому программисту”. Главное — желание и вера в собственные силы. Для тех, кто решится повторить мой путь, я желаю удачи и… добро пожаловать в Германию!
PS. В первой части я обещал таймлайн моих действий. Раз обещал, выполняю.
Таймлайн
30 мая получил расчет на работе в Москве
10 июня подал документы на визу
16 июня получил визу
4-15 июля отпуск
21 июля начал искать работу в Москве
14 августа начал искать работу в Берлине
23 августа купил билет
1 сентября прилетел в Берлин
2 сентября договорился о квартире
4 сентября подписал контракт на аренду
5 сентября зарегистрировался
16 сентября получил оффер
19 сентября согласился на оффер
22 сентября подписал контракт и подал документы на Blaue Karte
1 октября вышел на работу
UPDATE (20 янв 12:31): Тут прямо с места в карьер набралось много вопросов в комментариях (включая нерасскриненые). Я постараюсь ответить на все, но не могу обещать, что сделаю это сразу) Наберитесь терпения.
И еще одна маленькая ремарка. Я писал этот текст как HOWTO для тех кто хочет переехать. Мне не интересно обсуждать тему «Германия лучше/хуже России». Этот вопрос сугубо индивидуальный. Давайте попробуем сосредоточиться на технологии переезда, а не доказывать друг другу, где лучше жить.
Комментарии (104)
Dolios
21.01.2016 03:11Спасибо большое, очень интересно. Пишите еще, пожалуйста!
А как именно искали работу через линкедин? Ждали обращений hr-ов или сами рассылали отклики на вакансии?chilicoder
21.01.2016 03:24В периоды поиска работы покупал аккаунт Job Seeker на месяц (главное выключить вовремя) и делал веерную рассылку по 20-30 компаниям.
Воронка продаж рулит. 25 откликов на вакансии -> 10 общений с HR -> 7 первых технических интервью -> 3 вторых -> 1 или 2 офера.
Два офера лучше, вы можете добиться от работодателей большего, информируя что вами интересуются и другие компании. Но здесь надо быть очень аккуратным, не нужно говорить «а эти мне предложили столькото», карму испортите.
Обычно, когда у вас уже есть один офер вы начинаете заметно раскованнее вести себя на интервью и просить больше.
Secret
21.01.2016 03:25Как дело обстоит с дипломами институтов которые уже закрыли или у которых забрали аккредитацию? Например закончил универ 5 лет назад а закрыли его в этом году.
kindkaktus
В Linked-in профайле у тебя ну до неприличия много ошибок («at some extend», «in some degree», «But of course, I have enough skills» и прочее).
Очень рекомендую дать на вычитку носителю языка, на том же fiverr.com за 5 долларов тебе еще и CV дополнительно проверят.
chilicoder
Спасибо. Мне везет, что этот профиль в основном читают не native speaker'ы