
Тема для геймджема — главный атрибут всего мероприятия. Это его тон, атмосфера и стартовый толчок. Иногда она вдохновляет, иногда — вызывает боль и вопросы. Но она однозначно крайне важна. А значит, выбирать её надо с умом и уважением к тем, кто будет по ней творить.
Лучшие темы не дают готового ответа. Они запускают креатив и проверяют, кто умеет из сложного вопроса сделать внятный и интересный ответ. Раз тема — это основа всего, то с этим как-то надо работать.
Но почему тема так значима и как её выбирают? Го разберёмся, что там с темами для джемов. Постараюсь описать важнейшие критерии, по которым я выбираю темы для наших джемов.
Начнём с декомпозиции
Тема джема может быть примерно трёх основных типов — идейная (про смыслы), предметная (про сеттинг или объекты) и техническая (про механики или жанры). А внутри этих типов могут встречаться подкатегории — временные, визуальные и даже мета-нарративные. Вот примеры по категориям:
«Контроль — иллюзия» → Про власть, свободу выбора, манипуляции.
«Цена прогресса» → Игры про моральные дилеммы, разрушения ради развития, жертвы.
«Одна кнопка» → Игры, где всё управляется одной клавишей — челлендж в геймдизайне.
«Игра без главного» → Ограничение: нет чего-то значимого в разработке игр.
«Грибы» → Можно делать и грибную цивилизацию, и биопанк, и комедию, ну или трэш про приходы.
«Покинутый поезд» → Сеттинг задаёт атмосферу: триллер, квест, драма, хоррор и т.д.
Большинство из вас легко классифицируют каждую тему и пойдут по пути наименьшего сопротивления в создании игры. Базовое понимание основано на доступном уровне креатива + возможностях вас или команды. Почти все игры так и создаются, но есть господамы, которые ломают систему. Мои любимые трушные индюки, которые по-настоящему пытаются создать что то уникальное.
Поможем Владу ломать шаблоны
Я постараюсь пояснить на примере в силу своего креатива, а вы можете похвастаться вашими талантами в комментах:
«Контроль — иллюзия» → Попытка накопить на квартиру. Ты каждый год зарабатываешь и откладываешь всё больше, а остаток для покупки становится тоже всё больше.
«Цена прогресса» → Сеттинг, в котором прогресс — буквально валюта. Возможно велосипед стоит 3 эволюционных этапа))
«Одна кнопка» → Нарративный сюжет про одинокую кнопку в сеттинге канцелярского мира.
«Игра без главного» → Не ограничение, а возможности в симуляторе офиса, где нет босса, и надо творить бесчинства, играя за подгоревшего клерка.
«Грибы» → Заигрывание с выражением “Растут как грибы”. Игра, в которой мы должны предотвратить застройку убогих ЖК в городе, которые появляются везде и бесконтрольно.
«Покинутый поезд» → Ты логист, которому надо распределять людей, которые не успели на свой рейс.
У меня получилось перевернуть идеи вот так. Где-то уверенно хорошо, где-то натянул сову на глобус, но я стараюсь показать вам главное. Каждая тема полностью поменяла классификацию. А значит, категории в большей степени просто условны. Ваше восприятие влияет на тему так же, как и тема влияет на игру. Поэтому я делаю вывод, что при выборе темы надо работать в первую очередь с разработчиками, а не красивым словоблудием. Тема должна вдохновить команду и в итоге заинтересовать игрока.
Мой способ выбора темы
Сейчас я выбираю очередную тему для нашего джема в MyIndie (регестрируйтесь) — и вот как я это делаю:
1. Что хочу получить от джема?
Задаю вопрос: «Какой результат хочу получить?» — сегодня я хочу дать возможность всем участникам раскрыть свои таланты по максимуму, чтобы получить наибольшее количество классов крутых игр. Поэтому буду стараться не ограничивать сеттингом, жанром и механикой, насколько это возможно.
К примеру, на одном из прошлых джемов у меня был прицел на поддержку новичков, поэтому я, наоборот, сделал ограничение, которое позволит новичкам не думать о великих опенворлдах, будь они неладны. Выбрал тему «низкополигональный забег». Тут и очевидное использование лоу‑поли‑графики, которая достаточно проста, и жанр ранера уже известен вдоль и поперёк. Но молодым девятиклассникам зашло, и было очень качественно.
2. Контролируемая неопределённость и масштабируемость.
Как я и сказал ранее в примерах — я очень почтенно отношусь к разрабам, которые стараются сделать что‑то уникальное. Как‑то извернуть тему и родить то, что удивит людей. Именно в этом сила индюков. Возможность творить!
И чтобы получить проекты не под копирку, тема должна быть многогранной. Это очень сложно сделать, если включается пункт 3, но никто не говорил, что это просто.
Некоторые темы слишком узкие — и опытные команды быстро упираются в потолок. Другие — слишком расплывчатые, и новичок теряется.
Тема должна иметь разные глубины, но с возможностью остановиться на каждой и не проиграть от этого.
3. Что просят и что сейчас в тренде?
Чё просят‑то вообще? Держа руку на пульсе попсы, можно вычленить несколько трендовых тем, которые значимо повлияют на восприятие самого джема.
Например, выход фильма Indie Game: The Movie породил как множество новых разрабов, так и определил темы джемов на следующий год хайпа: «1 человек может всё», «Личная боль разработчика», «Инди не инди» и так далее.
Сегодня, возможно, какая‑то мемология станет трендом — типа брейнрот‑мемов. Поэтому я стараюсь быть в теме актуалочки и предлагать людям что‑то современное. Это не всегда требуется, но как минимум думать об этом надо.
Тема не должна быть просто умной, модной или необычной — она должна цеплять на уровне «хочу сделать!». И ответ на этот вопрос можно получить только у самих разрабов.
4. Тема = вопрос, а не ответ.
Тема должна задать вопрос, а не разжёвывать смыслы. Хорошая тема — это короткая, ясная искра, которая оставляет место для вопросов. Она должна сразу цеплять, но не давать готовых ответов. В то же время надо избежать сложностей типа ребуса или загадок. Это должно быть как намёк, недосказанность, слово с двойным дном.
Я стараюсь вызвать у разрабов расширение глаз или лёгкое «вау», «жесть» и похожие эпитеты.
Именно так мы выбирали тему для одного из прошлых джемов —
«Сенсорная адаптация».
Многие отметили, что это был крутой вызов, и тема реально зацепила разработчиков.
Но я, как минимум для себя, обязан указать на проблему.
В базовом прочтении по Википедии — это процесс, при котором организм привыкает к какому‑то ощущению и перестаёт его замечать, если оно не меняется.
За призом 40 000 рублей пришли 300 команд, и я словами не передам, сколько было эпилептических, давящих на зрение или слух игр…
Но было и множество потрясающих игр. Например:
The Friday — ты возвращаешься домой из бара и лутаешь все виды приходов
Adapt or Die — ты пришелец который зондирует организаторов джема!
Это стоило предугадать. К сожалению, у нас не получилось.
Зато разработчикам было весело смотреть, как стримеры корчатся от их игр =3
Вот несколько заготовок которые возможно будут на джеме:
«Цель потеряна»
«Показалось»
«Карта, которая врёт»
«Без перезагрузки»
«Лучше не знать»
«Цепь событий»
Что скажете?
Темы других джемов
Для примера давайте глянем на несколько игр, которые я собрал с разных джемов. Посмотрим на их темы и то, как они были реализованы. Я отобрал призёров крупных джемов за последние 5 лет — и вот что бросается в глаза.
Почти всегда тема раскрыта нестандартно. Не в лоб, а с приколом и креативом. Этот подход прослеживается у десятков призёров и победителей разных лет. Естественно, нельзя игнорировать, что игры хорошо играются и выглядят отлично — но это есть у многих. А вот оригинальность интерпретации темы — это как раз то, что действительно выделяет победителей.
Название джема |
Тема |
Игры |
Раскрытие темы |
Global Game Jam 2022 |
«Duality» |
Когда почти все делали аналоги чёрного и белого, этот автор решил раскрыть тему по‑своему. Его идея — в соотношении двух кардиограмм. Это сильно выделяется на фоне остальных проектов и полностью соответствует теме. |
|
GMTK Game Jam 2023 |
«Roles Reversed» |
Война голубей с хлебом. Настолько забавно, насколько вообще возможно. Смена ролей реализована на 100%. Тема раскрыта без выпендрёжа, но с таким креативом, что равнодушных не остаётся. |
|
Nordic Game Jam 2021 |
«Pending» |
Тема ожидания, казалось бы, навевает утомительное и медленное повествование. А что если ты — неправильный кот, который в ожидании хозяина торопится прибраться дома =3 В этой игре тема раскрыта супер интересно, а геймплей — потрясающий. |
|
Brackeys Game Jam 2020.2 |
«Rewind» |
Важно отметить личную интерпритацию. Перемотка интерпретирована как «управляй временем» и вшита и в геймплей, и в нарратив. Тема обдумана по‑своему и реализована в отличной игре. |
|
Ludum Dare 2022 |
«Delay the Inevitable» |
Котопаук заставляет играть в сломанный кроссворд, который при разных раскладах выдаёт странные последствия. Идея раскрыта, на мой взгляд, не лучшим образом, но игроки в восторге! |
Нельзя сказать, что оригинальность прочтения темы — это гарант победы, но это точно один из её ключевых аспектов. Именно нестандартный подход делает проект запоминающимся.
Только, прошу, новички, не принимайте это за обязательное требование и не ломайте пополам свои работающие идеи)) Сначала сделайте просто хорошо — а потом уже чудите как душе угодно!
Итог
Кто‑то считает, что тему для джема можно накинуть за 5 секунд. Сходу можно выдать вагон «Слишком живой», «Больше не работает», «Что это было?» и так далее. И вроде бы даже неплохо.
Но пока будут искренние восторги и недовольства темами джема — я буду стремиться понять их лучше. Когда надо получить не просто инди‑поделки, а идеи, эмоции и личные истории — думать надо глубже.
Когда меня спросят в следующий раз: «Ты вообще норм такую тему делать?», я хочу дать осмысленный ответ. Сейчас как будто ответ есть, но он не идеален. Как и любая тема. Как и игры на джеме. Ко всему будут вопросы, и я надеюсь, когда‑то мы сможем ответить на все.
Фидбека вашим играм, игрокам — больше крутых проектов.
И приходите на мои джемы! Телега.
Комментарии (4)
PixelKoala
28.07.2025 19:01В современном мире можно сколько угодно придумывать тему для джема, но обязательно найдётся тот кто скажет что-то типа «это уже было в симпсонах»…
Я так и не добежал домой в the Friday, но очень старался)))
Adult_Alice
лайк за упоминание игры тотала :) самое неочевидное раскрытие на джеме. то чувство когда живешь в игре про иллюзию контроля и так и не накопишь на квартиру((((