Я уже несколько лет провожу геймджемы и постоянно вижу холивары вокруг судейского фидбека. Да что за сын маминой подруги этот «фидбек», почему за ним так гоняются?

Первое место на нашем последнем джеме https://papus-games.itch.io/brainstorm
Первое место на нашем последнем джеме https://papus-games.itch.io/brainstorm

На джемах всего 3–5 команд получают призы, а остальные 100 приходят за фидбеком (ну или просто повеселиться, но отзыв лишним не бывает). Ценность понятна: хороший отзыв помогает разработчикам стать лучше и прокачать игру. Но почему вокруг него всегда столько срача?

Мне кажется, есть 2 главные причины: разработчики не умеют его воспринимать, а эксперты — нормально давать. Так уж сложилось, что в нашей индустрии получить внятный фидбек непросто — либо ААА-гении недосягаемы до чата, либо трушные индюки считают себя недостойными кого-то учить.

Го поясню за хороший дизайн фидбека от экспертов по моему мнению. Он не так страшен, как кажется. А вот его отсутствие — страшнее любой оценки.

Расскажу про мои субъективные пункты, которые, кажется, реально помогают:

? Рефы — понять, что в голове у разрабов

Прежде чем писать отзыв, я хочу провести ассоциации. Понять референсы и оценить, на что обращали внимание разработчики. На что делался упор? Это помогает увидеть общий потенциал и потолок проекта. Да и прикоснуться к мыслям разрабов, чтобы понять их идеи получше.

? Словоблудие — лей воду со смыслом

Я пытаюсь писать, рассуждая и приводя читателя к своей мысли. Субъективной? Да! Водянистой? Однозначно! Но как игры вызывают эмоции — так и фидбек должен их передавать. Для сухих методичек есть другие, более... уместные места.

? Поддержка, а не сладкая ложь

От лучших до худших игр — всем нужна поддержка. Но я не сыплю сахаром. Я ищу, за что похвалить по делу. Часто на это уходит больше времени, чем на критику. Но и пользы — дофига!

? Ругаем так, чтоб было полезно

Рассказать про негативный опыт. Как и в любом маркетплейсе, один плохой отзыв на продукт зачастую информативнее сотни хороших. Поэтому, как и с позитивом, я ищу, что можно поругать. С этим обычно проблем нет, но я нарочито пытаюсь искать то, что не сказали другие. Хоть и не всегда это выходит.

? Фантазии — соавторство на расстоянии

Учитывая, что я проникаюсь каждой игрой, я начинаю переживать за неё. Что бы могло быть? Что бы добавить? Это не совет — это соавторство в голове. Это, на мой взгляд, даёт просто иную форму брейншторма. С обратной стороны разработки.

? Учитывай контекст, не будь овощем

Учитываю контекст создания игры. Джемы бывают на 1, 2, 3, 7 дней. Команды бывают от 1 до 20 человек. Опыт участников тоже разный: иногда приходят бати из студий, а иногда прямо пишут, что это первая игра. Это всё не даёт никаких поблажек с точки зрения оценивания. Но с точки зрения диалога, фидбека — это радикально разные подходы. Я стараюсь говорить с каждой командой уникально, учитывая их специфики. Моя же ключевая цель — помочь словами, а не просто выдать лонгрид и отправить, не думая. Поэтому подход к каждому — свой.

? Эмоции круче графония

Итоговое ощущение от игры — превыше всего. Игра должна вызывать эмоции. Не важно, какие: смех, страх, грусть, восторг и так далее. Игрок должен чувствовать многослойную отдачу от происходящего. Даже если геймплей — просто «нажми на кнопку», но если она щекочет вкусовые сосочки, то почему бы и да? Значит, игра справляется с главной задачей — она вызывает отклик. А это куда важнее, чем сложность механик или навороченность графики.

Я намеренно не стал повторять известные истины вроде метода сэндвича или экспертной терминологии — это база, которая всем известна. Не включал и очевидные вещи, вроде требований к оценкам на джемах. Всё, что я описал — это субъективный опыт, который, надеюсь, мне удалось упаковать в эту статью.

За плечами уже 1000+ игр с джемов, и я понял следующее:

фидбек — это не привилегия, а обязанность.
Если ты эксперт — учись доносить свои мысли.
Если разработчик — учись слушать, понимать и применять.

Можно бесконечно писать, повторяя одни и те же ошибки и раздражаясь от тупости разрабов. А можно проживать каждый проект как приключение и вдохновляться новыми идеями.

Я выбираю второе ❤ Ведь только так мы делаем игры лучше.

Пишите, каким вы хотите видеть фидбек, и как сами подходите к оценке игр. Ну и приходите за хорошим отзывом или призовыми денюшками на наши ежемесячные геймджемы:

https://t.me/myindieru — мы всегда стараемся дать подробный и полезный отзыв каждому участнику.

Комментарии (8)


  1. Adult_Alice
    02.07.2025 05:04

    Уже говорила в дискорде, на вашем джеме был лучший фид который вообще можно было ожидать


    1. Shigirami Автор
      02.07.2025 05:04

      Спасибо!


  1. kipar
    02.07.2025 05:04

    Соглашусь что обязательно нужно не забывать отметить положительные моменты. Потому что по моим наблюдениям если в англоязычных сообществах распространен "бесполезно-положительный" фидбек (типа "keep up good work" или эпичное "в игре не разобрался, поставил 5 баллов во все категории" после которого в свое пришлось менять методику оценки 7drl), то в русскоязычных - "бесполезно-отрицательный", когда любой мимо проходящий готов (кто в двух словах, а кто и подробно) разъяснить автору что в его игре ему стоит переделать всё и искренне считает это полезным фидбеком.


    1. Shigirami Автор
      02.07.2025 05:04

      Очень крутое замечание. Поддерживаю что западная температура больше в бесполезный позитив скатывается, но рускоязычный сегмент как раз в любой непонятной ситуации просто минусит. Буквально неделю назад была разборка на джеме, когда судья сказал что игра говно потому что он ничего не понял))


      1. apxapuyc
        02.07.2025 05:04

        Но нотка истины в этом есть. Если кто-то не понял твой проект, он его или не купит, или же купив засмутит. Причём такие будут всегда, так как нельзя сделать игру равно приятной для всех абсолютно, но если процентное соотношение таковых будет слишком высоко - тут вопрос уже к пониманию аудитории разработчиками. Понятно, что фидбэк от эксперта ожидается всё таки на экспертном уровне, но в большинстве случаев отзывы аудитории в духе "всё фигня, давай по новой" в адрес проекта, который аудитория не поняла, вполне естественен, и если их много, то нужно разбираться, в чём собственно фигня. Те же самые люди, которые не будут писать вам развёрнутый фидбэк, вполне могут пройти опросник, главное тут самим грамотно его составить. Иначе игра просто может не взлететь, либо после краткого полёта упадёт, чтоб не подняться уже никогда.


  1. Stanislav_Z
    02.07.2025 05:04

    • Сколько раз Вы использовали слово "фидбек"?

    • Да!


  1. Nikita_64
    02.07.2025 05:04

    Как убить статью текстом на картинке. Читать не стал :-(


  1. tikakalia
    02.07.2025 05:04

    Уважаю того кто это написал