
Продолжаем реагировать на прекрасное интервью с Дмитрием Пищальниковым. Расскажем про последние два фактора, которые могут быть причиной брака на производстве. Первый пост (про сырье и техпроцесс) тут. Продолжаем разговор!
Причины брака. Неподготовленный персонал
Это боль! Всяк работодатель мечтает взять на рынке джуна и повесить на него функционал боженьки (доктор Е. Хидна не даст соврать).
И ладно когда процессы в компании заточены под середнячков-троечников плюс развито беби-ситтерство – тогда новички хотя бы могут быстро погрузиться в специфику. Видели, как на кассе в супермаркете сидит стажёр, глазами блым, а за его спиной стоит суровый опытный кассир, зубами щёлк? Вот это оно.
Но если процессы сложные и не выстроены, а персонал в них вкидывают на авось – жить захочет, так выплывет? Причём персонал – уровня личинки джуна? Например…
Проснулся барменом и решил войти в айти
Такое бывает нередко. Вчерашний бармен, или кассир, или автослесарь вдруг решит: «Я в тестировщики пошёл бы, пусть меня научат!». Пройдёт курсы, освоит пару-тройку терминов и базовых инструментов. Причапает устраиваться на новую работу.
И попадёт прямо в топку мировой революции без анестезии и вазелина!
Потому что в компании нет практики наставничества, зато все остальные айтишники в пищевой цепочке почему-то рассчитывают на тестировщика – вчерашнего бармена.
Яви-ка нам, милчеловечек, чудеса скиллованности, аналитики и сорок розовых кустов.
Покажи, где у кодера ошибка в коде.
Дай рекомендации по изменению архитектуры.
Идентифицируй уязвимость в способах хранения данных.
Поучаствуй в разработке функционала.
А человек такого не умеет! Он вчера смешивал «Секс на пляже», а сегодня от него требуют иметь сто тыщ часов практики в совершенно другой сфере.
Да, это тупо – ставить неквалифицированных людей на сложные задачи, но мы такое видим постоянно. А в компаниях по разработке софта – катастрофически часто. Недоаналитики ставят задачи недопрограммистам, потом продукт этой порочной связи попадает на стол к недотестировщикам, а в результате почему-то нихера не работает.
Подготовка персонала – это архи-важно. Этому нужно уделять много времени и внимания, с умом разграничивая допуски и задачи. Мы много про это писали, например: как выстраивали процессы в техсаппорте и строили план обучение в зависимости от того, каких компетенций не хватает сотрудникам.
В общем, тут наше обычное выступление с броневичка: кадры решают всё. Проблема с кадрами = тонкая рвань во всех цепочках производства.
Причины брака. Неисправное оборудование
Это не обязательно буквальное «Станок сломался и стоит печальный».
Неисправность – это и непродуманность систем, которые нужны людям, чтобы работать работу.
Например, мы видели, как сотрудники одной компании работают в разных CRM-системах – кому какая больше нравится. Без трекингов. Без системы хранения данных – кто держал их в облаке, кто на флешках, кто в почте. Всё ПО – бесплатное или хакнутое. Никаких структурированных процессов в инфраструктуре команды…
Команды айтишников из нескольких сотен человек, которые пытались делать софт для процессов окологосударственного уровня!
Звучит как начало анекдота, но мы его видели собственными выпученными глазами.
В общем, эффективность производства можно подсчитать в любой совершенно сфере, включая нефизические. Любое производство можно систематизировать и уменьшить брак до исчезающе малых величин.
Просто не надо от него прятать голову в песок: попа всё равно торчит и, поверьте, всем вокруг она очень хорошо видна.